Использование данных кадастровой оценки земель при формировании налогообложения диплом

Обновлено: 15.05.2024

В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию 1 марта 2018 года было предложено выработать предложения по совершенствованию налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. Он должен быть справедливым и посильным для граждан. Кадастровая стоимость должна соответствовать рыночной, а не превышать ее.

Правительству Российской Федерации было дано поручение обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих:

совершенствование порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях недопущения применения при налогообложении величины кадастровой стоимости объекта недвижимости, превышающей величину его рыночной стоимости;

уточнение параметров расчета налога на имущество физических лиц.

Кадастровая оценка объектов недвижимости является одной из важнейших задач федеральных и региональных органов исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

В настоящее время система налогообложения объектов недвижимости состоит из трех основных налогов: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на имущество организаций.

Нормативная правовая база и ее практическое применение оценщиками при проведении государственной кадастровой оценки земельных участков для целей налогообложения показала свою несостоятельность.

Использование существующих федеральных стандартов оценки, основанных на субъективных подходах к выбору критериев для определения стоимости земельных участков, а также недостоверная информация об их характеристиках, привела к искажению результатов оценки.

Существуют многочисленные факты превышения кадастровой стоимости над рыночной стоимостью земельных участков. В связи с чем, участились обращения налогоплательщиков как в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земель, так и в суды, а также случаи неуплаты земельного налога из‑за его значительного завышения.

Ситуацию с кадастровой оценкой объектов недвижимости, в частности земельных участков, характеризует пример, который был рассмотрен Конституционным Судом Российской Федерации.

Такой разброс кадастровой стоимости свидетельствует о том, что нормативно-правовое регулирование определения кадастровой стоимости не обеспечивает объективности ее установления.

В настоящее время, Минэкономразвития России осуществляет подготовку проекта федерального закона о внесении изменений в Закон о кадастровой оценке, положения которого направлены на создание условий для формирования экономически обоснованной кадастровой стоимости, формирование системы надзора за качеством проведения государственной кадастровой оценки, формирование системы исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не требующей затрат со стороны правообладателей.

Однако существующие концептуальные подходы к нормативно-правовому регулированию определения кадастровой стоимости не обеспечивают объективности ее определения.

Таким образом, может возникать ситуация, когда кадастровая стоимость будет не совпадать с рыночной стоимостью или превышать ее.

Анализ рыночной информации осуществляется в отношении определенных сегментов объектов недвижимости. Для целей определения кадастровой стоимости земельные участки группируются в соответствии с кодами расчета видов использования независимо от категории земель.

Также необходимо внести изменения в классификатор видов разрешенного использования с учетом сложившейся практики в субъектах Российской Федерации.

В отношении земельных участков, прежде всего, надо скорректировать статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающую, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Такого равенства добиться практически невозможно.

Таким образом, существующий порядок расчета кадастровой стоимости нуждается в значительных изменениях.

1. Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность:

— унификации нормативно-правовой базы порядка определения эффективной и экономически обоснованной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в целях формирования обоснованной системы налогообложения объектов недвижимости организаций и физических лиц;

— разработки унифицированного программного обеспечения для организации информационного пространства по сбору, обработке, систематизации и накоплению информации об объектах недвижимости и определения кадастровой стоимости;

— ускорения разработки проекта федерального закона по совершенствованию порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в целях недопущения применения при налогообложении величины кадастровой стоимости объекта недвижимости, превышающей величину его рыночной стоимости с учетом правоприменительной практики;

— сокращения сроков подготовки органами Росреестра перечней объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;

— установления единого порядка определения вида фактического использования объекта недвижимости;

— утверждения единой и обязательной методологии определения кадастровой стоимости, содержащей четкие алгоритмы определения стоимости и обеспечивающей сопоставимые и обоснованные результаты;

— установления возможности оперативного исправления выявленных ошибок в сведениях Единого государственного реестра недвижимости;

— разработки регламента создания и работы государственных бюджетных учреждений, наделенных полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости;

— рассмотреть вопросы об установлении сроков обязательной государственной регистрации прав на недвижимое имущество и о повышении ответственности собственников недвижимого имущества за нарушение таких сроков;

— по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления для целей налогообложения кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере не более 70 процентов от его рыночной стоимости;

— установления по земельному налогу коэффициента, ограничивающего рост суммы налога не более чем на 10 процентов по сравнению с предыдущим годом в целях исключения резкого увеличения налоговой нагрузки на налогоплательщиков-физических лиц;

— устранения равенства кадастровой и рыночной стоимости земельных участков в соответствии пунктом 3 статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка.

2. Субъектам Российской Федерации:

— организовать эффективную работу органов местного самоуправления по выявлению объектов недвижимости, не поставленных на кадастровый учет;

— совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления провести сверку данных по объектам недвижимого имущества на единой топографической основе.

3. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитету Совета Федерации по экономической политике:

— осуществлять мониторинг правоприменительной практики государственной регистрации прав на недвижимость, государственного кадастрового учета недвижимости и налогообложения недвижимого имущества.

Читайте также: