В соответствии с законом верховного совета ссср от 8 августа 1953 года о сельскохозяйственном налоге

Обновлено: 05.05.2024

Земельный налог является одной из древнейших форм налогообложения и в том или ином виде известен практически всем государствам.

В настоящее время существуют две концептуально разные системы поземельного налогообложения. В таких странах как Канада, США и некоторых других действует принцип единого налога на недвижимость, которым облагаются здания, сооружения и земельные участки, на которых такие объекты расположены. Для России же характерна система раздельного налогообложения земельного участка и объектов на нем посредством земельного налога и налогов на имущество физических лиц и организаций, что обусловлено историческими предпосылками[1].

История земельного налога

Важно! Именно данный налог был главным источником дохода казны. Далее мы увидим, какой процент от дохода консолидированного бюджета РФ земельный налог составляет сейчас.

В XVI-XVII веках действовало посошное обложение. Посошная подать распространялась на отдельное хозяйство с земельным участком, условной единицей измерения которого была соха. Размер сохи зависел от качества земли, ее владельца и также мог отличаться в разы в зависимости от региона. В середине XVI века была произведена опись земель и платежеспособности населения, по итогам которой единицей налогообложения стала большая соха с нормированным размером[2]. Сама соха дробилась на чети (четверти), определенное пространство земли равное половине десятины (примерно 0,5 га)[3].

В 1649 году посошное обложение было заменено подворным, при котором подворной податью облагались огорожденные крестьянские и посадские дворы. Однако, русский мужик довольно быстро нашел выход из положения, применив первый механизм оптимизации налогообложения –родственники и просто соседи объединяли свои дворы единым забором. Один забор – один двор – один подворный земельный налог.

Конец XIX века ознаменовался масштабными государственными реформами, в том числе налоговыми. Так, подушная подать поэтапно отменялась (80-90ые гг. XIX века), формировалась система отдельного налогообложения городских и сельских земель.

В 1863 году в городах был введен всесословный государственный налог на городское недвижимое имущество, которым облагались городские земли и возведенные на них здания и строения, а с 1875 года начал действовать государственный поземельный налог, который выделился из государственного земского сбора и распространялся на земли за пределами городских поселений[6].

Соответственно, земельный налог является прямым местным имущественным налогом, то есть обязательным безвозмездным платежом, который уплачивается в местный бюджет физическими и юридическими лицами, имеющими земельные участки на соответствующей территории.

Регулирование налога сегодня.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает такие обязательные элементы налога как:

- предельный размер налоговой ставки и порядок ее установления;

- налоговые льготы и порядок исчисления налога.

Законодательные органы муниципальных образований (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в свою очередь, определяют:

- конкретные налоговые ставки;

- особенности определения налоговой базы

- дополнительные налоговые льготы.

Собираемость земельного налога в России.

Поступления в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации с земельного налога по статистическим данным Федеральной налоговой службы составляют 182 млрд рублей за 2019 год и 40 млрд рублей за первый квартал 2020 года. При этом, большая часть из них приходится на долю организаций (139 млрд рублей и 37 млрд рублей соответственно)[8].

Помните, в начале статьи мы писали, что в Древней Руси земельный налог был основным источником дохода казны? Сегодня земельный налог составляет менее 2% от доходной части консолидированных бюджетов РФ…

В завершении. Согласно принципу единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов, земельные участки и здания в гражданском обороте рассматриваются как единый объект, однако в настоящее время они облагаются тремя отдельными налогами: земельным налогом, налогом на имущество физических лиц и налогом на имущество организаций. Несмотря на то, что в первоначальной редакции НК РФ 1998 года был единый налог на недвижимость и предпринимались попытки его реализации как эксперимент в Новгороде и Твери, законодатель отказался от этой концепции, а земельный налог продолжает существовать как самостоятельный налог[9].

По мнению многих цивилистов мы постепенно тоже переходим к пониманию недвижимости, как земельного участка и всего, что на нем расположено и неразрывно связано. Принцип единства судьбы уже потихоньку проникает в гражданское законодательство. Правда, очень медленно. Но когда это произойдёт, надеемся, что и земельный налог останется единственным налогом на недвижимость.

Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:

Установить с 1 июля 1953 г. обложение сельскохозяйственным налогом хозяйств колхозников по твердым ставкам с одной сотой гектара приусадебной земли, находящейся в личном пользовании колхозного двора, независимо от размера общей суммы доходов хозяйств колхозников, получаемых ими от личного хозяйства, предусмотрев значительное уменьшение сельскохозяйственного налога.

I. Общие положения

Статья 1. Сельскохозяйственный налог уплачивают:

а) хозяйства колхозников - членов сельскохозяйственных артелей, смешанных промысловых сельскохозяйственных артелей (промколхозов) и рыболовецких артелей;

б) единоличные крестьянские хозяйства и хозяйства других граждан, не состоящих членами колхозов, которым отведены земельные участки в сельской местности, подчиненной в административном отношении сельским Советам.

Статья 2. Налог исчисляется с каждого хозяйства по площади земельного участка, находящегося в его пользовании.

При определении размера налога из общей площади земельного участка исключаются земли, занятые постройками, а также кустарниками, лесами, дорогами общественного пользования, оврагами и балками.

II. Обложение хозяйств колхозников

Статья 3. С хозяйств колхозников налог исчисляется по ставкам с одной сотой гектара земельной площади.

Для союзных республик устанавливаются следующие средние и предельные ставки налога:

Ставки налога с одной сотой гектара в руб.

средняя ставка по республике

предельные отклонения от средней ставки для областей

* Карело-Финская ССР Законом от 16 июля 1956 г. преобразована в Карельскую АССР (том 1, стр. 163).

Совету Министров СССР разрешается в необходимых случаях изменять указанные выше ставки налога для отдельных союзных республик.

Статья 4. Советы Министров союзных республик, имеющих областное деление, исходя из средних ставок налога, установленных статьей 3 настоящего Закона для союзной республики, устанавливают средние ставки налога для отдельных автономных республик, краев и областей с изменениями в сторону увеличения или уменьшения в указанных пределах, в зависимости от экономических особенностей автономных республик, краев и областей.

Советы Министров союзных республик, не имеющих областного деления, Советы Министров автономных республик, исполнительные комитеты краевых и областных Советов депутатов трудящихся, исходя из средних ставок налога, установленных для республики, края или области, устанавливают ставки налога для отдельных районов, а в необходимых случаях и для отдельных селений, в зависимости от их экономических особенностей.

Ставки налога устанавливаются для данной местности с учетом использования земельных участков под посевы отдельных сельскохозяйственных культур, урожайности, наличия рынков сбыта и размеров дохода.

Статья 5. В целях поощрения обзаведения хозяйств колхозников, рабочих и служащих коровами на праве личной собственности понижать сумму налога хозяйствам, не имеющим коров, в 1953 году на 50 процентов и в 1954 году на 30 процентов. С 1955 года обложение этих хозяйств производить на общих основаниях.

Статья 6. Хозяйства колхозников, отдельные члены семьи которых без уважительных причин не выработали в истекшем году установленного минимума трудодней в колхозе, уплачивают налог с повышением на 50 процентов.

Статья 7. Хозяйства, выбывшие (исключенные) в текущем году из колхозов, привлекаются к уплате налога на одинаковых основаниях с единоличными крестьянскими хозяйствами, независимо от времени выбытия (исключения) из колхоза.

Если в составе колхозного двора отдельные трудоспособные члены семьи не состоят членами колхозов или выбыли (исключены) из колхоза и не работают по найму, то исчисленная в соответствии с настоящим Законом сумма сельскохозяйственного налога с такого хозяйства повышается на 75 процентов.

III. Обложение хозяйств не членов колхоза

А. Обложение хозяйств рабочих, служащих и членов промысловых кооперативных артелей, имеющих земельные участки в сельских местностях

Статья 8. Хозяйства рабочих и служащих не членов колхоза и хозяйства членов промысловых кооперативных артелей, в том числе перешедших на пенсию по старости или по инвалидности, имеющие земельные участки, привлекаются к уплате сельскохозяйственного налога по ставкам, установленным для хозяйств колхозников, при условии:

а) если основной трудоспособный работник к 1 января текущего года состоит не менее года на постоянной работе по найму или в течение этого времени является членом промысловой кооперативной артели, а остальные трудоспособные члены семьи, кроме домашней хозяйки и учащихся, также работают по найму или состоят членами промысловой кооперативной артели;

б) если в хозяйстве поголовье скота не превышает норм, установленных законодательством союзных республик;

в) если в хозяйстве размер земельного участка не превышает норм, установленных законодательством союзных республик, а в случаях, когда действуют нормы, установленные законодательством СССР, - если размер земельного участка не превышает этих норм.

Если при проведении налога будет выявлено, что размер земельного участка в хозяйстве превышает установленные нормы, финансовые органы, наряду с обложением такого хозяйства на одинаковых основаниях с единоличными крестьянскими хозяйствами, обязаны сообщать об этом исполнительным комитетам районных Советов депутатов трудящихся для принятия установленных Законом мер к устранению нарушений в землепользовании*(1).

Статья 9. На одинаковых основаниях с хозяйствами колхозников облагаются налогом хозяйства работников лесной охраны и линейных эксплуатационных работников водного хозяйства, если их хозяйства полностью отвечают условиям, предусмотренным статьей 8 настоящего Закона, а имеющаяся у них для служебных разъездов лошадь не используется для получения заработков на стороне.

Статья 10. На одинаковых основаниях с хозяйствами колхозников облагаются хозяйства не членов колхоза, в которых глава или другой член семьи находится на действительной службе в Советской Армии, Военно-Морском Флоте, в пограничных и внутренних войсках, если остальные трудоспособные члены семьи, кроме домашней хозяйки и учащихся, работают по найму или состоят членами промысловой кооперативной артели и количество скота и размер земельного участка в хозяйстве не превышает норм, указанных в статье 8 настоящего Закона.

Б. Обложение единоличных крестьянских хозяйств

Статья 12. Сельскохозяйственный налог с единоличных крестьянских хозяйств исчисляется по ставкам, предусмотренным статьей 3 настоящего Закона, с увеличением сумм налога на 100 процентов.

Статья 13. Единоличные крестьянские хозяйства, вступившие в колхозы до первого срока уплаты сельскохозяйственного налога, облагаются по ставкам, установленным для колхозников.

Хозяйствам, вступившим в колхоз после первого срока уплаты сельскохозяйственного налога, производится перерасчет налога по ставкам колхозников по тем срокам, которые еще не наступили ко времени вступления в колхоз.

IV. Льготы по сельскохозяйственному налогу*(2)

Статья 14. Освобождаются от уплаты налога:

а) хозяйства колхозников и хозяйства не членов колхоза, член семьи которых, числящийся в составе хозяйства, находится на действительной службе в Советской Армии, Военно-Морском Флоте или в пограничных и внутренних войсках, если в семье не осталось других трудоспособных, кроме жены или матери военнослужащего, имеющей детей в возрасте до 8 лет;

б) хозяйства, в состав которых входят инвалиды Отечественной войны I группы, при наличии в семье только одного трудоспособного;

в) хозяйства, в состав которых входят инвалиды Отечественной войны II группы, если в семье при одном трудоспособном имеются дети в возрасте до 16 лет;

г) хозяйства, имеющие в своем составе инвалидов Отечественной войны I или II группы и двух трудоспособных членов семьи при наличии пяти и более детей в возрасте до 16 лет.

Для других хозяйств, в состав которых входят инвалиды войны и труда I и II групп инвалидности, сумма налога понижается наполовину, а при отсутствии трудоспособных эти хозяйства полностью освобождаются от налога.

Льготы для хозяйств инвалидов труда предоставляются хозяйствам, в состав которых входят граждане, работавшие по найму и ставшие инвалидами труда, отнесенными органами социального обеспечения к I или II группе инвалидности.

В случае смерти инвалида предоставленная хозяйству льгота сохраняется до конца года*(3).

Статья 15. От уплаты налога освобождаются колхозники и единоличники в возрасте - мужчины 60 лет и старше, женщины 65 лет и старше, если в хозяйстве не принимают участия личным трудом другие трудоспособные члены семьи.

Статья 16. Освобождаются от уплаты налога:

а) учителя сельских начальных, неполных средних школ и средних школ (в том числе учителя этих школ, перешедшие на пенсию); директора, заместители директоров по учебно-воспитательной части, воспитатели и инструкторы по труду детских домов, находящихся в сельской местности;

б) агрономы, зоотехники, гидротехники, землеустроители, мелиораторы, ветеринарные врачи и фельдшеры, медицинские врачи, средний медицинский персонал, государственные санитарные инспекторы, имеющие специальное образование и работающие по специальности в предприятиях, учреждениях и организациях, находящихся в сельской местности;

в) директора, заместители директоров по политической части, технические руководители, инженеры, техники, агрономы, старшие механики и механики машинно-тракторных станций, межрайонных мастерских капитального ремонта сельскохозяйственных машин, а также совхозов, конных заводов, и государственных плодопитомников, находящихся в сельской местности.

Указанная льгота предоставляется при условии:

если граждане, перечисленные в настоящей статье Закона, являются главой семьи;

если в хозяйстве поголовье скота не превышает норм, установленных законодательством союзных республик;

если в хозяйстве размер земельного участка не превышает нормы, указанной в статье 8 настоящего Закона*(4).

Статья 17. Хозяйства граждан, переселяющихся в установленном порядке, освобождаются от уплаты налога на сроки в соответствии с постановлениями Совета Министров СССР.

Статья 18. Хозяйства, пострадавшие от стихийных бедствий (гибель посевов сельскохозяйственных культур, многолетних плодовых насаждений или основного имущества вследствие градобития, наводнения, урагана, ливня, пожара, землетрясения, обвала и оползня; падеж крупного скота), могут освобождаться полностью или частично от уплаты сельскохозяйственного налога исполнительными комитетами районных Советов депутатов трудящихся, в зависимости от размеров понесенного ущерба.

В таком же порядке могут освобождаться полностью или частично от уплаты налога хозяйства в случаях смерти или длительной тяжелой болезни основного работника в семье.

Исполнительным комитетам районных Советов депутатов трудящихся предоставляется право в отдельных случаях уменьшать размер налога за счет исключения площади многолетних насаждений, на которой урожай погиб от весенних заморозков в текущем году.

Статья 19. При предоставлении льгот по сельскохозяйственному налогу к числу нетрудоспособных относятся:

а) инвалиды, отнесенные органами социального обеспечения к I и II группам инвалидности;

б) калеки, не могущие принимать участие в полевых и других работах.

При предоставлении льгот члены семьи - мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше и дети до 16 лет, достигшие этого возраста в текущем календарном году, а также военнослужащие и учащиеся учебных заведений со сроком обучения не менее года в числе трудоспособных не учитываются.

Статья 20. Совету Министров СССР предоставляется право в целях стимулирования развития отдельных отраслей народного хозяйства и в других необходимых случаях устанавливать дополнительные льготы по сельскохозяйственному налогу.

Статья 21. Сумма налога, исчисленного с хозяйства в соответствии со статьями 3 и 12 настоящего Закона, уплачивается в следующие сроки:

к 1 марта - 20 процентов, к 1 июня - 20 процентов, к 1 сентября - 30 процентов и к 1 ноября - 30 процентов от годовой суммы налога.

V. Ответственность за неуплату налога и порядок рассмотрения жалоб на неправильное обложение налогом

Статья 22. Плательщики, своевременно не обложенные налогом, привлекаются к уплате налога не более чем за два предшествующих года. Пересмотр неправильно произведенного обложения допускается также не более чем за два предшествующих года.

Статья 23. В случае привлечения плательщиков к налогу за предшествующие годы в порядке статьи 22 настоящего Закона уплата налога производится равными долями в два срока: через месяц по вручении платежного извещения и через три месяца после первого срока.

Статья 24. В случаях неуплаты налога в установленные сроки в отношении недоимщиков применяются меры взыскания:

а) за просрочку платежа налога взимается пеня в размере 0,2 процента за каждый день просрочки;

б) по истечении срока уплаты налога составляется опись имущества недоимщика и дело о неуплате налога передается в народный суд, по решению которого производится изъятие имущества неплательщика в количестве, необходимом для погашения недоимок;

в) утратил силу (Указ от 19 января 1961 г., стр. 653).

Статья 25. Жалобы на неправильное обложение налогом подаются заведующему районным финансовым отделом в месячный срок со дня вручения платежного извещения.

Решение заведующего районным финансовым отделом может быть в 10-дневный срок обжаловано в краевой (областной) финансовый отдел или в министерство финансов республики, не имеющей областного деления.

Статья 26. Подача заявлений и жалоб не приостанавливает уплаты и взыскания налога.

В тех случаях, когда вынесено решение в пользу плательщика, неправильно взысканные суммы и изъятое имущество должны быть возвращены в 10-дневный срок.

В случае невозможности возвратить имущество вследствие его продажи, должна быть возмещена его стоимость в размере сумм, фактически вырученных от реализации.

Статья 27. Инструкция по применению настоящего Закона издается Министерством финансов СССР.

Статья 28. Настоящий Закон вводится в действие с 1 июля 1953 года.

Сельскохозяйственный налог за I полугодие 1953 года исчисляется на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1952 года "О сельскохозяйственном налоге" и взимается в размере 40 процентов годового оклада с зачетом предъявленных в 1953 году авансовых платежей.

За II полугодие 1953 года сельскохозяйственный налог исчисляется в соответствии с настоящим Законом и предъявляется в размере 60 процентов годового оклада, с уплатой его равными долями к 1 октября и к 15 ноября 1953 года.

Статья 29. С введением в действие настоящего Закона считать утратившим силу Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1952 года "О сельскохозяйственном налоге, кроме раздела VI (надбавка к налогу для хозяйств, в состав которых входят одинокие и малосемейные граждане), который оставить в силе до конца 1953 года.

Статья 30. Поручить Совету Министров СССР привести ранее принятые постановления Правительства СССР по сельскохозяйственному налогу в соответствие с настоящим Законом.

*(1) Пункты "б" и "в" статьи 8 настоящего Закона даны в редакции Указа от 7 апреля 1964 г., а вторая часть этой статьи - с учетом изменений, внесенных тем же Указом (Ведомости Верховного Совета СССР, 1964 г., N 16).

*(2) См. Указ от 26 марта 1957 г. (стр. 329) и статью 2 Указа от 6 сентября 1967 г. (стр. 7).

*(3) О дополнении статьи 14 см. Указ от 6 февраля 1968 г. в приложении к настоящему тому.

*(4) Вторая часть статьи 16 настоящего Закона дана в редакции Указа от 7 апреля 1964 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1964 г., N 16).

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Закон СССР от 8 августа 1953 г. "О сельскохозяйственном налоге"

Текст закона опубликован в "Сборнике законов СССР", 1968 г., N 2

Настоящий закон фактически прекратил действие

О взимании сельскохозяйственного налога, см. Налоговый кодекс РФ

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1984 г. N 759-XI в настоящий Закон были внесены изменения. Текст Указа опубликован в Ведомостях Верховного Совета СССР, 1984 г., N 45, ст. 790

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1983 г. в настоящий Закон были внесены изменения. Текст Указа опубликован в журнале "Бюллетень текущего законодательства СССР", 1983 г., N 11-12

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 января 1961 г. в настоящий Закон были внесены изменения. Текст Указа опубликован в Ведомостях Верховного Совета СССР, 1961 г., N 4, ст. 35

Читайте также: