Представление налоговой декларации расчета не по установленной форме установленному формату

Обновлено: 18.05.2024

По результатам камеральной проверки декларации по НДС за I квартал 2017 года налоговой инспекцией выставлен организации штраф в размере 5000 рублей в рамках статьи 129.1 НК РФ за непредставление пояснений по ранее выставленному требованию. Ответ на требование представлен вовремя, по телекоммуникационным каналам связи через оператора, как неформализованное письмо, есть извещения о получении письма налоговым органом. В пункте 3 статьи 88 НК РФ, на который дается ссылка в статье 129.1 НК РФ, четко прописано, что непредставленными считаются пояснения, представленные на бумажном носителе. Нами же сведения представлены в электронном виде.
Можно ли считать действия налогового органа неправомерными?

Пунктом 3 ст. 88 НК РФ установлено, что если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованиемпредставить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Представляются пояснения в произвольной форме и способом, обеспечивающим подтверждение передачи их налоговому органу (в письменном виде лично, почтовым отправлением либо по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с использованием электронной подписи), поскольку в интересах налогоплательщика, чтобы они были приобщены к материалам проверки.

Исключение предусмотрено для пояснений в отношении декларации по НДС.

С 1 января 2017 года налогоплательщики, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию по НДС в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации представляют пояснения, предусмотренные п. 3 ст. 88 НК РФ, в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота по формату, установленному ФНС России. При представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными (абзац 4 п. 3 ст. 88 НК РФ, пп. “а” п. 6 ст. 1, ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ (далее – Закон № 130-ФЗ)).

До 2017 года пояснения могли быть представлены в свободной форме на бумажном носителе либо в формализованном виде по ТКС через оператора электронного документооборота. Рекомендуемая ФНС России форма пояснений была приведена ранее в приложении 2.11 к Рекомендациям по проведению камеральных налоговых проверок, направленным письмом ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705@ (далее – Рекомендации).

Формат представления пояснений к декларации по НДС утвержден приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@, вступившим в силу 24 января 2017.

Из прямого прочтения абзаца 4 п. 3 ст. 88 НК РФ следует, что у налогоплательщиков, обязанных представлять декларации по НДС в электронной форме, права на выбор формата представления пояснений с 24.01.2017 не имеется.

Соответственно, с этой даты пояснения в ответ на требование о представлении пояснений направляются налогоплательщиками, обязанными представлять декларации по НДС в электронной форме, только по ТКС через оператора электронного документооборота в соответствии с утвержденным форматом, с применением описи документов, утвержденной приказом ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@ (последний абзац п. 2.7 Рекомендаций).

Как мы поняли из вопроса, организация на основании п. 5 ст. 174 НК РФ обязана представлять декларацию по НДС в электронной форме. Поэтому в ответ на требование налогового органа о предоставлении пояснений по декларации по НДС за I квартал 2017 года организация обязана была представить пояснения по установленному формату.

С 1 января 2017 года за непредставление либо несвоевременное представление лицом в налоговый орган предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ, п. 13 ст. 1, ч. 3 ст. 2 Закона № 130-ФЗ). Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

В то же время, как вы справедливо отметили, непредставленными пояснениями согласно абзацу 4 п. 3 ст. 88 НК РФ признаются пояснения, представленные на бумажном носителе.

При этом нормы НК РФ не раскрывают, что следует понимать под представлением пояснений на бумажном носителе. Представляется, что под бумажным носителем понимается лист бумаги, на котором написаны или напечатаны пояснения. Передаются такие бумажные носители в налоговый орган либо лично, либо по почте заказным письмом.

В рассматриваемой ситуации пояснения представлены в электронной форме по ТКС в виде неформализованного письма.

По сути, в данном случае порядок передачи пояснений соблюден, но нарушен установленный формат их представления. При этом налоговый орган расценил такое представление пояснений как их непредставление.

Заметим, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) (п. 7 ст. 3 НК РФ).

Из п. 1 ст. 108 НК РФ следует, что основания и порядок привлечения к налоговой ответственности определяются исключительно НК РФ. Никакие иные нормативные правовые акты не могут регулировать эти вопросы.

Основанием для привлечения лица к налоговой ответственности является совершение им деяния, содержащего признаки состава налогового правонарушения (ст. 106, п. 1 ст. 107, п. 3 ст. 108 НК РФ). Отсутствие любого из элементов состава налогового правонарушения исключает налоговую ответственность (ст. 109 НК РФ).

Из прямого прочтения п. 1 ст. 129.1 НК РФ следует, что правонарушением является непредставление и несвоевременное представление пояснений, предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ. К непредставлению пояснений приравнивается представление пояснений на бумажном носителе (абзац 4 п. 3 ст. 88 НК РФ).

Нарушение формата представления пояснений напрямую не указано в качестве правонарушения в п. 1 ст. 129.1 НК РФ.

В связи с этим, а также с учетом положений п. 7 ст. 3 НК РФ, по нашему мнению, правомерность привлечения организации к ответственности за непредставление пояснений можно поставить под сомнение.

Отметим, что арбитражная практика по схожим вопросам на данный момент по понятным причинам еще не сформировалась.

В то же время приведем позицию судов, рассматривавших правомерность привлечения налогоплательщиков к ответственности по ст. 119 НК РФ за непредставление налоговых декларации, когда формат и порядок представления деклараций был нарушен.

При этом в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2016 № 09АП-30292/16 (постановлением АС Московского округа от 28.11.2016 № Ф05-18284/16 оставлено без изменения) суд признал правомерным привлечение контролирующего лица к ответственности по ст. 129.6 НК РФ за непредставление в установленный срок в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях за календарный год, так как этим лицом не были соблюдены порядок и формат представления уведомлений. Суд, в частности указал, что ст.ст. 119, 129.6 НК РФ предусматривает ответственность за нарушение срока представления декларации (уведомления), а не за нарушение формы или формата их представления, однако, начиная с 01.01.2015, в связи с изменением налогового законодательства, в частности ст.ст. 23, 31, 80 и 174 НК РФ, которым расширены права и возможности налогоплательщиков на получение и представление документов и отчетности в электронном виде, при установлении специальной нормой обязанности по представлению отчетности или сведений (уведомления) только в электронной форме по ТКС, представление на бумажном носителе не будет считаться надлежащим представлением и соответственно повлечет ответственность по данным статьям как за не представление. При этом отметим, что в рассматриваемом судом случае контролируемым лицом уведомление было направлено именно на бумажном носителе по почте.

В постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2017 № 18АП-5556/17 суд признал правомерным привлечение налогоплательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ при несоблюдении им формата представления декларации по НДС. В установленный НК РФ срок для представления декларации по НДС налогоплательщиком по ТКС был направлен документ в формате запроса с приложением декларации. Налоговый орган согласно своему административному регламенту принял этот документ как запрос. А декларацию по НДС посчитал непредставленной. Декларация в установленном формате была сформирована уже с нарушением срока представления.

Как видим, по вопросу о правомерности привлечения налогоплательщиков к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ, при представлении ими налоговых декларации с нарушением установленного формата суды единой позиции не выработали.

Поэтому нельзя с уверенностью сказать, что действия налогового органа по привлечению организации к ответственности по ст. 129.1 НК РФ, при представлении пояснений не по установленному формату, будут оценены судом как неправомерные.

Если с учетом вышеизложенного организация считает, что в рассматриваемой ситуации ее права нарушены, то организация имеет право обжаловать в порядке, установленном главой 19 НК РФ, решение налогового органа о привлечении ее к ответственности (ст. 137 НК РФ).

24pravo.ru

В наше время предприниматели часто сталкиваются с различными проблемами, которые зачастую исходят напрямую контролирующих государственных органов, таких как правоохранительные органы, федеральная налоговая служба. Можно долго угадывать мотивы данного поведения вышеуказанных органов, но проблема остается и необходимо находить пути ее решения.

Чтобы разобраться в данной ситуации, необходимо ознакомиться с Приказом Минфина РФ от 2 июля 2012 г. N 99н "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов).

Согласно ст. 28 основаниями для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) являются:

- отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему
государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом;

- отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на
представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы;

- представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату);

- отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя - физического
лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений,
указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации;

-отсутствие квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя - физического лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС;

- представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).

В рамках соблюдения досудебного урегулирования нами в адрес УФНС России по г. Москве направлено заявление о признании незаконными действий ИФНС России № 25 по г. Москве, выразившихся в нарушении Приказа Минфина РФ от 2 июля 2012 г. N 99н.

Впоследствии, в Арбитражный суд г. Москвы подано заявление о признании незаконными действий ИФНС России № 25 по г. Москве. Проанализировав содержание вышеприведённых норм Налогового кодекса РФ и Административного регламента, суд пришел к выводу, что налоговый орган обязан принять налоговую декларацию, представленную по установленной форме. Доказательств несоответствия представленной декларации установленной форме (установленному формату), либо отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя организации - заявителя или несоответствие
данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя организации-заявителя в налоговой декларации Инспекцией не представлено, а
также не подтверждено, что в представленной декларации отсутствовали соответствующие реквизиты, указанные в пункте 194 Административного регламента, оснований для отказа в принятии налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2018 года у ИФНС России N 25 по г. Москве не имелось.

Указанное соответствует публично-правовому принципу права, согласно которому в отношении государственных органов "разрешено только то, что предусмотрено законом". Поскольку Инспекция не представила доказательств наличия обстоятельств, которые могли послужить основанием для отказа в принятии декларации, налоговый орган, по мнению суда, превысил свои полномочия, предусмотренные законом.

25.04.2019 ИФНС России N 22 отказала в приёме налоговой декларации (расчёта), со ссылкой на пункт 28 Административного регламента ФНС России, утверждённого приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н; указав на "отсутствие, неправильное указание ЭП".
Впоследствии мы обратились в УФНС России по г. Москве с жалобой о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в приёме налоговой декларации. Письмом от 29.05.2019 в ответе на жалобу Управление указало на то, что в ходе проведённых контрольных мероприятий в отношении ООО ". " установлена совокупность фактов, свидетельствующих о нарушении требований, установленных пунктом 5 статьи 80 НК РФ (в том числе установлено
отсутствие юридического лица по месту регистрации).

В этой ситуации стало понятно, что единственным способом добиться справедливости и уйти от возможных рисков, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, необходимо обратиться в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением на действия ИФНС № 22 по г. Москве. ООО ". " указывает, что действия налогового органа нарушают права налогоплательщика в предпринимательской деятельности, в частности, по взаимоотношениям с ООО ". " по договору поставки строительных материалов, поскольку покупатель лишен права на налоговый вычет, указанные денежные средства могут быть предъявлены поставщику в качестве убытков, что подтверждается судебной практикой.


Согласно положениям статей 80, 88 НК РФ налоговый контроль в отношении полноты и достоверности указанных в налоговой декларации сведений (выявление ошибок, противоречий, несоответствий) может проводиться только после её принятия налоговым органом в рамках проведения камеральной налоговой проверки. Как указал Конституционный суд Российской Федерации в своём определении от 23.04.2015 N 736-О, камеральная налоговая проверка квалифицирована как форма текущего документарного контроля, направленного на своевременное выявление ошибок в налоговой отчётности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения.

Таким образом, обстоятельства, с точки зрения налогового органа, негативно характеризующие налогоплательщика, не имеют правового значения на стадии представления в инспекцию налоговой отчётности и не могут служить основанием для отказа в её принятии, поскольку не указаны в качестве таковых ни в статье 80 НК РФ, ни в положениях Административного регламента, который содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии декларации. Кроме этого, на налоговый орган возложена обязанность по принятию от налогоплательщика деклараций, представленных по
установленной форме. Отказ в принятии декларации возможен налоговым органом только по исчерпывающему перечню оснований, определённых Административным регламентом. Как установлено судом и следует из материалов дела, декларация по НДС за 2 квартал 2018 года подписана усиленной квалифицированной электронной подписью директора ООО ". " – Ивановым А.А., статус которого как руководителя организации подтверждён выпиской из ЕГРЮЛ. Действие сертификата ключа ЭЦП подтверждено в удостоверяющем центре (налоговым органом не оспорено). Согласно абзацу 2 пункта 4 статьи 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчёта), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату).

Изучив содержание вышеприведённых норм Налогового кодекса РФ и Административного регламента, суд пришел к выводу, что налоговый орган обязан принять налоговую декларацию, представленную по установленной форме. Поскольку Инспекция не представила доказательств наличия обстоятельств, которые могли послужить основанием для отказа в принятии декларации, налоговый орган, по мнению суда, превысил свои полномочия, предусмотренные законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый не нормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд принял решение о признании не нормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Описывается порядок представления налоговых деклараций (расчетов) по установленным форматам в электронном виде путем передачи соответствующих данных по телекоммуникационным каналам связи. Данный порядок рассмотрен применительно к различным группам налогоплательщиков.

В соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ налогоплательщики представляют в налоговый орган по месту своего учета по установленной форме налоговые декларации (расчеты) на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Пунктом 4 ст. 80 предусмотрено, что налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган следующими способами:

лично или через представителя;

в виде почтового отправления с описью вложения;

по телекоммуникационным каналам связи.

Для отдельных категорий налогоплательщиков закреплена обязанность представления налоговых деклараций (расчетов) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде, которая исполняется передачей соответствующих данных по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС). Налоговая обязанность по представлению деклараций в электронном виде возлагается, в частности, на крупнейших налогоплательщиков, а также на тех налогоплательщиков, которые имеют среднесписочную численность работников за предшествующий календарный год свыше 100 человек, в том числе вновь созданные организации (до 1 января 2008 г. численностью свыше 250 человек) . Заметим, что представление в электронном виде документов, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), является правом налогоплательщика.

Общее количество организаций, обязанных сдавать декларации в электронном виде, составляет почти 100 тыс., в 2008 г. добавилось около 30 тыс. таких организаций.

Исходя из положений законодательства о налогах и сборах можно выделить следующие группы налогоплательщиков, представляющих налоговые декларации в электронном виде:

крупнейшие налогоплательщики (1 группа);

налогоплательщики со среднесписочной численностью работников свыше 100 человек (2 группа);

налогоплательщики - как организации, так и индивидуальные предприниматели, которые воспользовались правом представления налоговых деклараций и отчетности, которая прилагается к налоговой декларации (расчету) , в электронном виде (3 группа);

иные налогоплательщики, которые представляют налоговую отчетность на бумажном носителе (4 группа).

Далее для целей настоящей статьи понятие "налоговая отчетность" будет включать такие налоговые категории, как налоговая декларация, налоговый расчет, документы, которые прилагаются к налоговой декларации (расчету).

Подчеркнем, что для двух первых групп представление налоговой декларации в электронной форме является обязанностью, а для третьей и четвертой групп - правом, которым налогоплательщики могут воспользоваться по своему усмотрению. Налогоплательщики, сдающие налоговую отчетность в электронном виде, не представляют ее на бумажном носителе.

В ст. 80 НК РФ перечислены, в частности, способы подтверждения налоговым органом факта получения декларации (расчета) и порядок определения даты ее представления. Так, при передаче отчетности по ТКС налогоплательщик получает квитанцию о приеме в электронном виде. Если декларация подается на бумажном носителе, то инспектор проставляет отметку о ее принятии на копии. Согласно п. 5 ст. 80 налогоплательщик должен подтвердить полноту и достоверность данных, указанных в налоговой декларации, своей подписью. Декларация без подписи считается непредставленной.

Таким образом, налоговая декларация, представленная как в электронном виде, так и на бумажном носителе, является юридически значимым документом, который представляется в соответствии с утвержденным электронным форматом и заверенный подписью налогоплательщика (в данном случае электронно-цифровой), подтверждающей полноту и достоверность данных. Форматы для представления отчетности в электронном виде в соответствии с требованиями НК РФ утверждает ФНС России.

Порядок представления налоговой отчетности в электронном виде определяется Минфином России, однако до его утверждения согласно Письму Минфина России от 24.12.2007 N 03-01-13/9-269 действуют Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденный Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169, и Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденные Приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@, которые регламентируют взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков при представлении налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Указанные правоотношения регулируются также рядом комплексных нормативно-правовых актов, среди которых выделим:

Административный регламент ФНС России по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению Порядка их заполнения, утвержденный Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н (далее - Административный регламент);

Временный регламент обмена электронными документами с ЭЦП по телекоммуникационным каналам связи в унифицированной системе приема, хранения и первичной обработки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности при представлении их налогоплательщиком через специализированного оператора связи, утвержденный Приказом ФНС России от 06.02.2008 N ММ-3-6/50 (далее - Временный регламент).

Кроме представления налоговой отчетности в электронном виде по ТКС, иных процедур сдачи отчетности в электронном виде, например на дискетах, заверенных электронно-цифровой подписью (далее - ЭЦП), ни в одном нормативном правовом акте не установлено. При передаче налоговой отчетности по каналам связи действуют соответствующее программное обеспечение и порядок, четко определяющий документы, которыми обмениваются налогоплательщик и налоговая инспекция. Налогоплательщик получает документ с ЭЦП (квитанцию), подтверждающий факт получения налоговым органом декларации в электронном виде. У налогового органа есть документ от плательщика, что он получил квитанцию. Обе стороны имеют юридически значимые документы с подписями. Таким образом, в действующем законодательстве о налогах и сборах под электронным видом понимается представление налоговой отчетности по ТКС, заверенной ЭЦП.

При сдаче налоговой декларации на дискете возникает необходимость продублировать ее в бумажном виде для того, чтобы записать информацию о получении декларации налоговым органом, дате получения. Кроме того, технические средства налогоплательщика должны быть совместимы с техническими средствами налогового органа, а сама налоговая декларация заверена ЭЦП. Поэтому для сдачи отчетности на дискете налогоплательщику потребуется получение ЭЦП и соответствующее программное обеспечение.

Особенностью представления налоговой отчетности крупнейшими налогоплательщиками (1 группа) является то, что такие налогоплательщики представляют все налоговые декларации (расчеты), обязанность по представлению которых предусмотрена главами по конкретным налогам НК РФ, т.е. по каждому объекту налогообложения, в межрегиональные (межрайонные) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. Данный порядок применяется в отношении налоговой отчетности, представляемой в налоговый орган после 31 декабря 2007 г., в том числе налоговых деклараций за налоговые периоды, оканчивающиеся до 1 января 2008 г.

Критерии отнесения российских организаций к крупнейшим налогоплательщикам утверждены Приказом ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@.

Названное положение связано с нормами ст. 83 НК РФ о постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и особенностями постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, определенными Приказом Минфина России от 11.07.2005 N 85н.

При заполнении титульного листа налоговых деклараций по налогам, администрируемым налоговыми инспекциями по крупнейшим налогоплательщикам, указываются реквизиты (КПП, наименование и код налогового органа) в соответствии с уведомлением о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика по форме N 9-КНУ, утвержденным Приказом ФНС России от 26.04.2005 N САЭ-3-09/178.

По остальным налогам в налоговых декларациях (по налогу на имущество, по земельному налогу, по транспортному налогу и др.), представляемых налогоплательщиком, отнесенным к категории крупнейших, по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, указываются реквизиты (ИНН, КПП, наименование и код налогового органа) по месту нахождения объекта, подлежащего налогообложению, т.е. код налогового органа, который администрирует данный объект недвижимого имущества.

При этом обязанность представления налоговой отчетности в электронном виде не меняет порядка уплаты организацией налогов и сборов в бюджеты разных уровней, который определен в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством по нормативам отчислений, устанавливаемым на соответствующий финансовый год, а также порядка администрирования налогов и сборов, установленного НК РФ.

Налогоплательщики со среднесписочной численностью работников свыше 100 человек (2 группа) также сдают налоговую отчетность в электронном виде . Квалифицирующим признаком такой обязанности налогоплательщика является документально подтвержденное превышение среднесписочной численности.

Налогоплательщики, которые представляют налоговую отчетность добровольно в электронном виде (3 группа), имеют такие же права и обязанности, что и налогоплательщики 2 группы.

Согласно абз. 3 п. 3 ст. 80 НК РФ сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована).

Указанные сведения представляются налогоплательщиком по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@, в налоговый орган по месту нахождения организации. При этом Рекомендациями по порядку заполнения формы "Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год", утвержденными Письмом ФНС России от 26.04.2007 N ЧД-6-25/353@, определено, что указанные сведения могут быть представлены в электронном виде в соответствии с Приказом ФНС России от 10.07.2007 N ММ-3-13/421@ "Об утверждении Формата представления сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год в электронном виде (на основе XML) (версия 4.01) часть LXXXII".

Таким образом, начиная с 1 января 2008 г. все организации независимо от среднесписочной численности работников должны представлять в налоговый орган сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована).

В целях контроля за среднесписочной численностью работников налогоплательщиков в налоговых органах действует специальный программный комплекс, куда заносятся сведения о среднесписочной численности работников. Кроме того, сведения, поступающие от налогоплательщиков, уточняются по информационным ресурсам других организаций, например ФСС РФ.

Если налогоплательщик, обязанный подать сведения о своей численности, не сделает этого, то налоговым органом ему направляется уведомление с предложением представить необходимые документы. К налогоплательщику, который после этого не представит данные в течение 5 дней, может быть применена налоговая ответственность по ст. 126 НК РФ. Объективная сторона налогового правонарушения, ответственность за которое установлена этой статьей, состоит в неправомерном деянии (действии или бездействии) налогоплательщика, выражающемся в непредставлении в установленный срок документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. При этом налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности по ст. 126 НК РФ, если затребованные налоговыми органами документы представлены в срок, хотя и с ошибками. Отметим, что непредставление документов и сведений может выражаться в уклонении лица от их предоставления, т.е. правонарушитель прямо не заявляет об отказе их представить, но и не предпринимает никаких мер, чтобы исполнить запрос налогового органа.

Физические лица (должностные лица) могут также быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.6 КоАП РФ.

Рассмотрим особенности взаимодействия налогоплательщика и налогового органа при представлении налоговой отчетности в электронном виде. Согласно Временному регламенту участниками электронного документооборота являются налогоплательщик, налоговый орган и специализированный оператор связи. По общему правилу электронный документ считается представленным в электронном виде в налоговый орган с момента получения налогоплательщиком подтверждения об отправке.

В п. 1 Временного регламента определено, что представленный налогоплательщиком электронный документ с ЭЦП считается принятым налоговым органом с момента получения налогоплательщиком из налогового органа:

заверенного ЭЦП налогового органа протокола входного контроля, содержащего информацию о приеме;

квитанции о приеме, содержащей ЭЦП налогового органа.

Таким образом, датой представления электронного документа считается дата его отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.

При получении налоговой отчетности в электронном виде по ТКС должностное лицо налогового органа, ответственное за ее прием, с использованием программных средств налогового органа не позднее следующего рабочего дня за днем получения налоговой отчетности:

проверяет наличие обстоятельств для отказа в приеме налоговой отчетности, при наличии оснований для такого отказа формирует уведомление о том, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины;

в случае представления налоговой отчетности в соответствии с установленным форматом и соответствия ЭЦП подписи налогоплательщика (его представителя) формирует квитанцию о приеме налоговой декларации (расчета) и отправляет налогоплательщику (его представителю);

регистрирует принятую налоговую декларацию (расчет) в информационном ресурсе инспекции ФНС России "Реестр регистрации налоговых деклараций (расчетов), иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов (сборов), и бухгалтерской отчетности".

Общие основания для отказа в принятии налоговой отчетности в электронном виде определены в п. п. 133, 136 Административного регламента.

При этом налоговый орган вправе отказать в приеме представленного налогоплательщиком электронного документа по специальным технологическим причинам:

документ не может быть расшифрован;

ЭЦП в документе отсутствует или документ подписан ЭЦП физического лица, не имеющего права подписи данного документа .

реквизиты в документе не соответствуют реквизитам отправителя;

документ представлен в несоответствующем формате ;

документ содержит ошибки формата представления.

После принятия налоговой отчетности в электронном виде налоговый орган осуществляет входной (форматно-логический) контроль налоговой декларации (расчета), при выявлении недостатков (ошибок) и (или) противоречий между сведениями в налоговой декларации (расчете) формируется уведомление налогоплательщика об уточнении налоговой декларации (расчета), которое направляется налогоплательщику с предложением о представлении в течение 5 рабочих дней необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в установленный срок.

По просьбе налогоплательщика (его представителя) налоговый орган обязан распечатать налоговую декларацию (расчет), принятую в электронном виде по ТКС, и проставить отметку о приеме налоговой декларации (расчета).

Если налогоплательщик имеет среднесписочную численность свыше 100 человек и не исполняет названную обязанность по сдаче налоговой отчетности в электронном виде, то налоговый орган вправе отказать в приеме бумажной отчетности на основании п. 4 ст. 80 НК РФ, так как налоговая декларация может быть не принята у налогоплательщика, если она представлена не по установленной форме (установленному формату) и не в установленном порядке, т.е. в электронном виде и переданной по ТКС.

Таким образом, представление налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) в ненадлежащем виде или неустановленным способом является неисполнением налогоплательщиком обязанности, указанной п. 1 ст. 23 НК РФ, за что налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ, предусматривающей ответственность за непредставление налогоплательщиком в определенный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета. Причем ответственность по ст. 119 за непредставление в установленный срок налоговой декларации наступает независимо от фактов полной и своевременной уплаты либо переплаты того налога, по которому подается соответствующая налоговая декларация, или отсутствия у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате.

Административным регламентом определено, что налогоплательщики, не согласные с действиями сотрудников налоговых органов при принятии налоговой отчетности в электронном виде, вправе обжаловать такие действия в порядке, установленном разд. VII НК РФ. Акты (решения) налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы в установленном порядке в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Если налогоплательщик (его представитель) не удовлетворен решением инспекции ФНС России (управления ФНС России), принятым по жалобе, он вправе обратиться с жалобой в письменной форме в ФНС России.

Российской Федерации 3 класса

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


Приложение 7 декларации 3-НДФЛ - образец заполнения понадобится тому, кто приобрел или построил жилую недвижимость и хочет получить налоговый вычет по понесенным на это расходам. Как правильно заполнить этот лист декларации, расскажет наша статья.

Кто и для чего делает расчет в приложениях №6 и №7 формы 3-НДФЛ

Приложения №6 и №7 в 3-НДФЛ заполняют налогоплательщики-физлица, которые:

  • являются налоговыми резидентами РФ;
  • произвели операцию (операции) с недвижимым имуществом, которая дает им право на налоговый вычет в отчетном году в соответствии со ст. 220 НК РФ.

Однако при этом:

  • в приложении 7 производится расчет вычета, связанного с покупкой имущества, указанного в подп. 3 и 4 п. 1 ст. 220 НК РФ;
  • в приложении 6 отражается формирование вычета, связанного с реализацией имущества, поименованного в подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ.

В данном материале мы рассмотрим порядок формирования приложения 7, заполняемого в случаях:

  • если плательщик НДФЛ приобрел жилую недвижимость (квартиру, дом и т. п.);
  • если плательщик НДФЛ приобрел землю под жилым домом или пригодную для строительства на ней такого дома;
  • если плательщик сам построил дом;
  • если для целей приведенной выше покупки или стройки плательщик брал кредит под проценты и выплатил проценты.

По всем этим основаниям плательщик НДФЛ может уменьшить размер удержанного у него налога и затребовать возврат из бюджета перечисленных за него ранее сумм НДФЛ.

Чтобы получить вычет (и возврат) налога, плательщику нужно:

  • предъявить в свою налоговую пакет документов, подтверждающих его расходы по основаниям, изложенным в подп. 3 и 4 п. 1 ст. 220 НК РФ;

Перечень документов, подаваемых для получения имущественного вычета, см. в материале "Документы на налоговый вычет при покупке квартиры в 2020-2021 годах".

  • написать заявление о вычете (возврате) сумм НДФЛ за период;
  • составить и подать декларацию 3-НДФЛ с указанием своих доходов (например, по местам работы в отчетном году) и расчетом суммы положенного ему вычета в приложении 7 декларации 3-НДФЛ.

Как заполнить декларацию при продаже и покупке жилья в одном отчетном периоде, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и приступайте к изучению вопроса бесплатно.

Как правильно заполнить 3-НДФЛ для подачи на налоговый вычет

Правила формирования 3-НДФЛ установлены порядком, который утвержден приказом ФНС от 28.08.2020 № ЕД-7-11/615@.

Касательно подачи 3-НДФЛ для целей получения налогового вычета по ст. 220 НК РФ можно выделить такие основные моменты:

1. В декларации обязательно формируется титульный лист, содержащий сведения, предусмотренные Порядком.

2. Формируется раздел 1, в котором указывается итоговая сумма, которую плательщик намерен вернуть из бюджета, и КБК и ОКТМО, по которым произошла переплата в отчетном году.

3. Заполняется раздел 2, где отображается расчет образовавшейся переплаты. Как правило, это происходит за счет того, что в течение года налоговые агенты удерживали из выплат претендующего на вычет лица НДФЛ и направляли его в бюджет. Сведения о таких суммарных выплатах и удержаниях и раскрываются в приложении 1 формы.

ВАЖНО! К расчету в приложении 1 также рекомендуется запастись подтверждающими доходы и удержания документами (например, справками 2-НДФЛ от работодателей). Данное требование законодательно не установлено, но инстпекторы вправе ее истребовать. Подробности см. здесь.

3. Заполняются листы-расшифровки:

  • приложение 1 — доход от источника в РФ (заполняется столько листов А, сколько было источников в отчетном году);
  • приложение 7 — расчет имущественного вычета по приобретению (постройке) объекта жилой недвижимости (заполняется тоже по каждому объекту отдельно, то есть будет столько разделов приложений 7, сколько было куплено или построено объектов);
  • приложение 6 — расчет вычета, полагающегося при продаже недвижимых объектов (сведения по каждому объекту заполняются по аналогии с приложением 7).

Как заполнить 3-НДФЛ, если жилье куплено с использованием материнского капитала? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Порядок заполнения приложения 7 налоговой декларации 3-НДФЛ, если вычет оформляется впервые: раздел 1

Приложение 7 состоит из 2 разделов:

  • в 1-й по пунктам вносятся сведения об объекте недвижимости и типах произведенных по нему расходов (оплата самой покупки (стройки) или проценты по кредиту);
  • во 2-м производится сам расчет с учетом предельно допустимой суммы вычета (по приобретению недвижимости — это 2 000 000 рублей (п. 3 ст. 220 НК РФ) и по процентам - 3 000 000 рублей (п.4 ст. 220 НК РФ)).

Как уже отмечалось ранее, порядок заполнения формы предусматривает столько разделов 1 (и соответственно, приложений 7), сколько объектов заявляет плательщик. А вот раздел 2 будет один, сводный на последнем листе приложения 7.

Правила внесения данных в 1-й раздел приложения 7:

1. Подраздел 1.1 стр. 010 — кодировка установлена приложением к порядку заполнения:

  • 1 — дом (жилой);
  • 2 — квартира;
  • 3 — комната;
  • 4 — доля в объектах из п. 1–3;
  • 5 — земля под индивидуальную жилую застройку;
  • 6 — земля под готовым жильем (домом);
  • 7 — дом на земельном участке (в комплексе).

2. Подраздел 1.2 стр.020 — вносится признак налогоплательщика:

  • 01 — сам собственник;
  • 11 - пенсионер - собственник имущества, заявляющий вычет в порядке, предусмотренном п.10 ст. 220 НК РФ;
  • 02 — супруг собственника (для случаев, когда право на вычет делится между супругами);
  • 12 - супруг собственника - пенсионер;
  • 03 — родитель несовершеннолетнего собственника;
  • 04 - родитель-пенсионер несовершеннолетнего собственника
  • иные варианты кодов для различных ситуаций по приложению 7 к порядку заполнения.

Сюда законодатели добавили новую строку 030 где нужно указать код способа приобретения недвижимости:

  • 1 - новое строительство;
  • 2 - приобретение готового жилья.


В стр. 031 - фиксируется код номера объекта:

  • 1 - кадастровый номер;
  • 2 - условный номер;
  • 3 - инвентарный номер;
  • 4 - номер отсутствует.

В стр. 032 - приводится номер объекта.

В стр. 033 - информация о местонахождении недвижимости.

4. Подраздел 1.4 служит для указания даты акта передачи имущества.

5. Подразделы 1.5 и 1.6 содержат информацию о дате регистрации недвижимости и участка.

6. Подраздел 1.7 - о величине доли в праве собственности.

7. В подразделе 1.8 отражается общая сумма вычета, на которую может претендовать обращающийся. Для нее установлен верхний предел — 2 000 000 рублей (п. 3 ст. 220 НК РФ). То есть сумма, заявляемая на вычет, может быть меньше (по фактически произведенным и подтвержденным расходам), но не больше. В случае превышения фактическими расходами верхнего предела в 2 млн рублей в подразделе все равно указывается предельная величина.

ВАЖНО! Если заполняются несколько разделов 1 приложения 7 по нескольким объектам, суммарное значение к вычету в подразделе 1.8 все равно не должно превышать 2 млн рублей.

8. В подраздел 1.9 проставляется величина уплаченных процентов по кредитам (займам), израсходованным на покупку (стройку) жилой недвижимости. Для процентов также установлена предельная величина, в которой можно воспользоваться вычетом по НДФЛ, — это 3 000 000 рублей.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В п. 1.9 указывается сумма только фактически уплаченных процентов по заемным средствам. Для их подтверждения нужно брать справку в кредитной организации, которая предоставляла заем и получала проценты.

Заполнение приложения 7, если вычет оформляется в первый раз: раздел 2

В разделе 2 производится расчет суммы вычета. Собственно, это тот раздел, ради которого заполнена вся декларация. И именно он вызывает наибольшие затруднения у тех, кто не привык сталкиваться с заполнением налоговых форм.

Первое, что следует знать обращающемуся за вычетом, — вычет предоставляется не из суммы НДФЛ (как многие ошибочно полагают), а из налоговой базы. Чтобы было понятнее, разберем на примере.

Петров приобрел квартиру за 3 000 000 рублей. Максимальный вычет по этой покупке, положенный ему по ст. 220 НК РФ, — 2 000 000 рублей. Всего за период, указанный в декларации, Петров заработал 800 000 рублей, НДФЛ с них составил 104 000 рублей. Вот эти 800 000 рублей и есть налоговая база Петрова. И именно ее следует уменьшать на сумму вычета. В данном случае — налоговая база может быть уменьшена в полном размере: 800 000 – 800 000 = 0. То есть Петрову вернут налог в сумме 104 000 рублей (800 000 × 13%). А остаток по вычету в 1 200 000 (2 000 000 – 800 000) рублей Петров может перенести на следующие годы.

При первичном заполнении приложения 7 в разделе 2 указывается:

  • стр. 2.5 — налоговая база (Петров из примера поставит туда 800 000);
  • стр. 2.6 — подтвержденные суммы расходов, на которые уменьшается налоговая база за период (Петров подтвердил документами все положенные ему 2 000 000, значит, поставит то значение, которое использует фактически, — 800 000);
  • стр. 2.8 — остаток вычета, переносимый на следующие периоды (годы) (Петров поставит 1 200 000 в строку 2.8, предназначенную для вычета, который дается именно за покупку (стройку) самой недвижимости).


Приложение 7 декларации 3-НДФЛ — образец заполнения, если вычет оформляется повторно

При переносе остатка, который можно поставить в вычет, на следующие годы — в этих следующих годах:

  • порядок обращения за вычетом (остатком) сохранится — снова в налоговую с заявлением, документами и новой декларацией 3-НДФЛ;
  • появятся нюансы в заполнении раздела 2 приложения 7 декларации.

Как заполнять лист 7 декларации 3-НДФЛ в случае переноса остатка положенного вычета на другой период, рассмотрим на примере.

Топорков П. Б. приобрел квартиру в 2019 году за 4 000 000 рублей. При этом на часть суммы Топорков взял кредит, который выплачивал в 2019 и 2020 годах. В 2020-м — в первый раз подал заявление на вычет за 2019-й год по подп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ (покупка недвижимости) и получил его в размере 514 200 рублей. А также задекларировал и подтвердил проценты за 2019 год, уплаченные банку по кредиту, который потратил на покупку квартиры, — 120 000 рублей. За 2020 год Топорков снова подает заявление на вычет. Сумма дохода, с которого удержан налог работодателем Топоркова, — 702 540 рублей. Кроме этого, Топорков включает в декларацию и оформляет документы по второй части процентов, которые он выплатил по кредиту, — 240 000 рублей.

Как все это отразится в приложении 7, рассмотрим далее:

  • подразд. 2.1 - сумма налогового вычета за 2019 год - 514 200 руб.;
  • подразд. 2.2. - величина вычта по процентам за 2019 год - 120 000 руб.;
  • подразд. 2.6 - сумма документально подтвержденных расходов за отчетный 2020 год - 702 540 руб.;
  • подразд. 2.7 - размер расходов по процентам за 2020 год - 240 000 руб.;
  • подразд. 2.8 - остаток имущественного вычета, переносимый на последующие годы 783 260 руб. (2 000 000 - 514 200 - 702 540);
  • подразд. 2.9 - остаток вычета по процентам - 0, т.к. уплаченная сумма поцентов соответствует утвержденному лимиту в 390 000 руб. (3 000 000 * 13%).

Таким образом, в следующем году Топорков будет иметь право снова подать на вычет и возврат НДФЛ на сумму 783 260 рублей по подп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ (покупка квартиры).

Пошаговый алгоритм заполнения 3-НДФЛ декларации для получения имущественного вычета см. в КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в материал. Это бесплатно.

Итоги

Приложение 7 в 3-НДФЛ формируется в случаях, когда плательщик НДФЛ имеет право на вычет по налогу в результате сделок по улучшению жилищных условий. Правила заполнения листа установлены приказом ФНС от 28.08.2020 № ЕД-7-11/615@. Существуют нюансы заполнения приложения 7 в случаях, когда декларация на вычет налога подается в первый раз или подается повторно, на остаток подтвержденного вычета по прошлым периодам (годам).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: