В разделе комментарии законодательства содержится путеводитель по налогам

Обновлено: 07.07.2024

Быстрый поиск - это наиболее простой и удобный способ поиска в системе.

Быстрый поиск позволяет найти:

• конкретный документ

• конкретный фрагмент (или несколько фрагментов) документа

• документы по незнакомому для пользователя вопросу (проблеме)

Карточка поиска в системе КонсультантПлюс

Карточка поиска - одно из основных средств поиска документов.

Запросы на поиск документов строятся путем заполнения какого-либо поискового поля, либо комбинации полей.

Карточка поиска эффективна, если необходимо воспользоваться возможностями Расширенного поиска по названию и тексту документа.

Карточка поиска также эффективна в случае, если пользователь заранее хочет ограничить область поиска, например:

• искать только внутри определенного типа информации (внутри определенного раздела системы КонсультантПлюс);

• искать в определенном временном интервале (например, искать только среди документов, выпущенных за последние три года);

• искать только среди документов определенного вида и/или принявшего органа (например, искать только среди писем Минфина РФ);

Карточка поиска раздела "Судебная практика" в системе КонсультантПлюс

В разделе "Судебная практика" возможны следующие виды поиска:

Через Быстрый поиск. Этот вид поиска позволяет быстро найти нужную информацию в системе, в том числе и материалы судебной практики.

Через Путеводители КонсультантПлюс. Этот вид поиска позволяет найти все судебные решения по конкретной изучаемой проблеме.

Через Карточку поиска раздела "Судебная практика". Этот вид поиска позволяет находить документы, учитывая специфику информации, включенной в раздел.

Из Карточки поиска раздела "Законодательство" (с подключением раздела "Судебная практика"). Этот вид поиска позволяет находить документы во всех разделах системы КонсультантПлюс (но используются поля только этой Карточки поиска, без учета специфики информации других разделов).

Кодекс КонсультантПлюс

В окне "Кодексы" в виде ссылок перечислены названия всех кодексов Российской Федерации, с помощью этих ссылок можно быстро переходить к текстам действующих редакций интересующих вас кодексов.

Обзоры в системе КонсультантПлюс

Представленные в системе Обзоры помогают быть всегда в курсе последних изменений в законодательстве и при этом получать не только информацию о принятии новых документов и их содержании, но и комментарии специалистов о сути изменений, о том, как данные изменения повлияют на применение уже имеющихся документов и т.д.

Панель инструментов КонсультантПлюс

Панель инструментов предназначена для оперативного перехода ко всем основным инструментам системы.

Правовой навигатор КонсультантПлюс

Правовой навигатор позволяет получить информацию по правовому вопросу с использованием перечня возможных ситуаций. Поиск по Правовому навигатору наиболее эффективен в случаях, когда пользователь не знает, как правильно описать свою проблему, а может назвать буквально 1-2 слова. Вводя эти два слова в Правовой навигатор, пользователь получает подсказку в виде отобранных ключевых понятий и может выбрать из них наиболее точно подходящее к его ситуации.

Пресса и книги в системе КонсультантПлюс

Окно "Пресса и книги" предназначено для поиска электронных копий печатных изданий, размещенных в системе КонсультантПлюс.

Путеводители КонсультантПлюс

Путеводители КонсультантПлюс - это уникальные аналитические материалы, описывающие порядок решения большинства практических вопросов, которые возникают в работе специалистов - бухгалтеров, юристов, бюджетных специалистов, кадровиков.

Разделы КонсультантПлюс

Документы каждого типа имеют специфические особенности, с учетом которых они объединяются в разделы единого информационного массива.

Названия разделов точно указывают на то, какого вида документы содержатся в данном разделе.

Раздел, в свою очередь, состоит из информационных банков.

Информационные банки различаются полнотой информации, характером содержащихся в них документов.

Вопрос: О статусе письменных разъяснений Минфина России и их применении.

Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Минфин России дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Вместе с тем письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами, а также не подлежат подготовке и регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении заявления о признании недействующими писем Минфина России от 05.08.2004 N 01-02-01/03-1625 и от 03.03.2006 N 03-06-01-02/09, в постановлении от 16.01.2007 N 12547/06 указал, что письма Минфина России не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц. Следовательно, содержащиеся в этих письмах положения не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налоговых органов правила поведения, подлежащие неоднократному применению при осуществлении ими функций налогового контроля. Соблюдения этих правил налоговые органы не вправе требовать и от налогоплательщиков (налоговых агентов). Арбитражные суды, рассматривающие возникающие в сфере налогов и сборов споры, также не связаны положениями указанных писем, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подобные письма не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел.

По итогам анализа статуса и правовых последствий указанных письменных разъяснений с учетом рассмотренных законодательных норм Минфин России разъясняет, что такие письменные разъяснения не обязательны для исполнения налоговыми органами, налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами. Эти письменные разъяснения не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц. Указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России. Опубликованные письменные разъяснения, предоставленные Минфином России, должны восприниматься субъектами налоговых правоотношений наряду с иными публикациями специалистов в этой области.

Содержащиеся в различных правовых базах данных и прочих изданиях письменные разъяснения Минфина России, Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, предоставленные по запросам конкретных налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, не содержат всей необходимой информации, позволяющей сделать вывод о существе задаваемого вопроса, что приводит к неверной трактовке сути предоставленного Минфином России ответа.

Кроме того, письменные разъяснения, подготовленные по обращениям налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов), как правило, адресованы конкретным заявителям, поэтому распространение содержащихся в них мнений и заключений на все прочие случаи другими налогоплательщиками (плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами) может осуществляться лишь под ответственность налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента. При этом выполнение налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом письменных разъяснений, которые были адресованы не ему, не влечет за собой применение норм пункта 8 статьи 75 и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации (о неначислении пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, а также об исключении вины лица в совершении налогового правонарушения в результате выполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) указанных письменных разъяснений).

Однако подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Кодекса установлена обязанность налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, в которых выражена позиция Минфина России по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных и (или) коллективных обращениях граждан и организаций.

С учетом вышеизложенного полагаем, что указанная норма Кодекса не устанавливает обязанности налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России, адресованными конкретным заявителям (в силу того, что указанные разъяснения не содержат правовых норм), а обязывает налоговые органы руководствоваться разъяснениями, адресованными ФНС России. Последние рассматриваются как направляемые в рамках координации и контроля деятельности ФНС России (полномочия Минфина России в этой области определены Положением о Министерстве финансов Российской Федерации) и предназначенные для разъяснения позиции Министерства как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области выработки налоговой политики, подведомственной федеральной службе.

При этом разъяснения, направляемые Минфином России ФНС России, также не являются нормативными правовыми актами, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а также не подлежат подготовке и регистрации в порядке, установленном для нормативных правовых актов.

Заместитель
директора департамента налоговой
и таможенной политики Минфина

У налогоплательщика есть право получать информацию и разъяснения от налоговых и финансовых органов. Порядку получения разъяснений и последствиям их исполнения посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

Одним из способов снижения налоговых рисков является обращение налогоплательщика за разъяснениями в налоговый или финансовый орган…

Да, это так. В налоговом законодательстве достаточно много положений, которые могут по-разному пониматься налогоплательщиками и налоговыми органами. Эффект неопределенности усиливается от ежегодных поправок. Так, в 2018 году в первую часть НК РФ изменения были внесены шестнадцатью законами. Вторая часть НК РФ правилась сорок одним законом. Продолжается практика принятия законов в конце года.

Конечно, содержащиеся в нормах законодательства о налогах и сборах неясности, противоречия, пробелы, сомнения толкуются в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 НК РФ). Но являются ли они неустранимыми, решается только судебными органами при рассмотрении конкретного дела.

Поэтому налогоплательщикам можно рекомендовать активно пользоваться своими правами на получение информации и разъяснений.

Как распределены обязанности по разъяснению и информированию между финансовыми и налоговыми органами?

Разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах налогоплательщик вправе получать от Минфина России, финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Разъяснения должны представляться по вопросам соответственно законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах (статья 34.2 НК РФ). Это своего рода толкование содержащихся в законодательстве положений.

На налоговые органы возложена обязанность по информированию налогоплательщиков (подпункт 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ).

В чем отличие информирования от разъяснений?

Информирование в рассматриваемом случае может пониматься как доведение до сведения налогоплательщика или воспроизведение информации, содержащейся в законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах.

Механизм проведения налоговыми органами информационной работы отражен в регламентах, утвержденных приказом ФНС от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ и приказом Минфина от 02.07.2012 № 99н.

Вместе с тем смысловые отличия информирования и разъяснения фактически неразличимы.

Большинство писем УФНС, а особенно ФНС, по своему содержанию представляют разъяснение методологических вопросов.

Максимальный срок предоставления финансовыми органами разъяснений составляет два месяца со дня поступления запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (пункт 3 статьи 34.2 НК РФ).

Обязан ли финансовый орган предоставить ответ на полученный вопрос по существу?

Минфин не предоставляет разъяснения по вопросам заполнения налоговой отчетности. Такие вопросы направляются для рассмотрения в ФНС.

В ФНС может направляться обращение, относящееся к вопросам правоприменительной практики (пункт 9.20 Регламента Минфина, утвержденного приказом Минфина от 15.06.2012 № 82н, апелляционное определение Верховного суда от 18.01.2018 № АПЛ17-494).

Следует иметь в виду, что к обязанностям налоговых и финансовых органов не относится консультирование – предоставление советов и рекомендаций по выбору наиболее оптимального для налогоплательщика порядка уплаты налога (письмо ФНС от 27.12.2018 № ГД-4-19/25766@).

Кроме того, не проводится оценка конкретных хозяйственных ситуаций, экспертиза договоров, учредительных, иных документов организаций.

Таким образом, в предоставлении письменных разъяснений может быть отказано, если финансовый орган сочтет, что в запросе содержится просьба не о разъяснении законодательства, а о проведении консультации или экспертизы, например, на предмет применения того или иного режима налогообложения.

Как избежать отказа в предоставлении разъяснений?

Налогоплательщик, который руководствовался разъяснениями уполномоченных органов, при возникновении спора должен будет представить подтверждение полноты и достоверности информации, указанной им в запросе.

Но изложение информации, скажем, о видах выплат в пользу работников для целей получения разъяснения о порядке их налогообложения, не должно подменяться приложением трудовых договоров или локальных актов организации.

Обращение должно содержать вопрос методологического характера по применению НК РФ. Помимо полноты и достоверности изложенной информации, может быть приведено нормативное обоснование позиции налогоплательщика по рассматриваемому вопросу.

Какие основания отказать в предоставлении информации есть у налогового органа?

Не следует формулировать запрос как просьбу подтвердить правильность применения законодательства (подпункт 2 пункта 30 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина от 02.07.2012 № 99н, письмо ФНС от 30.01.2018 № СД-4-3/1642).

Как и финансовый орган, налоговый орган вправе отказать в предоставлении информации, если речь идет о смоделированной ситуации (решение ФНС от 27.12.2017 № АС-3-9/8743@).

Отдельно отметим, что НК РФ предусмотрены специальные основания для рассмотрения налоговым органом заявлений налогоплательщика о предварительной оценке налоговых последствий (в рамках соглашений о ценообразовании и налоговом мониторинге).

Если запрос подписывает не директор общества, нужно ли прикладывать доверенность на представителя?

В принципе, нужно. Но на практике проверка полномочий лица, подписавшего запрос, осуществляется не всегда.

Другое дело, когда налоговый или финансовый орган с учетом статуса организации, направившей запрос, и содержания запроса делает вывод, что заданный вопрос относится к деятельности третьего лица. В этом случае в ответе на запрос будет предложено представить документы, подтверждающие полномочия представителя налогоплательщика, о котором идет речь в запросе (письмо Минфина от 16.11.2018 № 03-03-06//1/82682).

Например, если вопрос касался ставки дивидендов в пользу иностранного учредителя, при том, что в составе участников организации, направившей запрос, таковой отсутствует. Иной распространенный случай – это запросы от аудиторских, консалтинговых компаний.

Что может поменяться в практике получения разъяснений?

В связи с принятием постановления Конституционного суда от 28.11.2017 № 34-П налогоплательщику можно посоветовать обращаться в Минфин или в налоговый орган, в том числе в случаях, если вопрос по налогообложению касается применения законодательства, не относящегося к законодательству о налогах и сборах.

Обязан ли налоговый или финансовый орган запрашивать другой государственный орган, если полученный запрос касается не налогового законодательства?

С другой стороны, в разъяснениях, подготовленных после постановления Конституционного суда от 28.11.2017 № 34-П, по прежнему содержатся положения, предлагающие налогоплательщику обратиться за получением разъяснений в иные государственные органы, или о том, что письмо налогоплательщика направлено для рассмотрения и ответа в иной госорган.

Обязан ли налогоплательщик исполнять полученное письмо Минфина или налогового органа?

Полученное в порядке статей 32, 34.2 НК РФ разъяснение не носит для налогоплательщика обязательного характера. Иными словами, он вправе его проигнорировать и занимать иную позицию.

Если налогоплательщик совершил правонарушение вследствие исполнения разъяснения, он освобождается от ответственности и выплаты пени?

Выполнение письменных разъяснений финансовых органов по вопросам применения законодательства о налогах и сборах признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении любого налогового правонарушения. Также это признается основанием, при наличии которого на сумму недоимки, возникшей у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), не начисляются пени (подпункт 3 пункта 1 статьи 111, пункт 8 статьи 75 НК РФ).

Причем смысл приведенных законоположений связывает возможность получения освобождения от начисления пени и от штрафа с выполнением налогоплательщиком письменных разъяснений любого финансового органа публичной власти, включая разъяснения финансового органа муниципального образования, а не только финансового органа государственной власти.

Но следует иметь в виду, что полномочия финансовых органов разных уровней власти ограничены толкованием правовых норм, принятых на соответствующем уровне. Скажем, органов местного самоуправления – нормами, принятыми на уровне муниципального образования. Их компетенция не охватывает нормы федерального налогового законодательства и налогового законодательства субъекта Российской Федерации (определение Конституционного суда от 08.11.2018 № 2725-О). Выполнение разъяснений финансового органа, которые предоставлены по вопросам, не относящимся к его компетенции, от пени и штрафа не освобождает.

Освобождает ли от ответственности и пени разъяснение налогового органа?

Да. Тем самым налогоплательщику можно рекомендовать обращаться с запросом как в финансовый, так и в налоговый орган.

Причем отсутствие ответа налогового органа на запрос налогоплательщика о применении законодательства может стать дополнительным фактором для признания последующего решения налогового органа по проверке недействительным: налоговый орган отказался предоставить информацию по существу запроса, а выразил свое мнение по спорной ситуации в решении по результатам проверки.

Такая позиция отражена в определении Верховного суда от 16.02.2018 № 302-КГ17-16602.

Освобождает ли от ответственности разъяснение, размещенное в справочно-правовых системах?

Да, но с оговорками. Это разъяснения, которые изначально были размещены на сайте налоговых и финансовых органов.

Согласно приказу Минфина от 12.11.2015 № 435 публикация разъяснения осуществляется путем размещения извлечения из указанного разъяснения на официальном сайте Минфина России. При этом указываются: номер и дата разъяснения, краткое содержание вопроса, ответ на который содержит разъяснение, изложенный в разъяснении ответ на вопрос; фамилия, имя, отчество должностного лица Минфина, подписавшего разъяснение.

При поиске разъяснений в интернете следует убедиться в корректности источников публикации (помимо официальных сайтов, средств массовой информации, учредителем которых выступает госорган, такими источниками могут являться справочно–правовые системы, средства массовой информации, специализирующиеся в сфере учета и налогообложения).

Является ли размещение писем госорганов в справочно–правовых системах официальной публикацией?

Данное понятие в отношении писем неприменимо. Как правило, справочно–правовые системы осуществляют взаимодействие с госорганами в рамках заключенных соглашений. Но это все равно не превращает размещение в подобных системах писем госорганов в их официальное опубликование. Однако данное обстоятельство само по себе не опровергает наличие собственно официального разъяснения.

Налоговый орган или суд могут обратиться к тому же самому источнику информации, которым пользовался налогоплательщик, или иным образом удостовериться в наличии разъяснения (направив запрос в орган, издавший разъяснение).

Как поступать, если по конкретному вопросу существует несколько мнений, высказанных Минфином?

Если налогоплательщик пользуется официальными интернет–сайтами государственных органов, справочными правовыми системами и отслеживает размещаемые разъяснения, то следует учитывать последнее по времени разъяснение.

При наличии в периоде совершения операции более позднего разъяснения, относящегося к той же самой ситуации, с иной позицией, налоговый орган или суд может не признать предшествующее разъяснение обстоятельством, освобождающим от ответственности и пени, если в результате его применения в последующем налоговом периоде налогоплательщик неправильно исчислил налог.

Как поступать при наличии расхождений в разъяснениях Минфина и ФНС?

Налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина по вопросам применения законодательства о налогах и сборах (подпункт 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ).

В настоящее время существование разных позиций Минфина и ФНС, как правило, носит очень непродолжительный характер. Поэтому налогоплательщику рекомендуется дождаться согласованной позиции, в том числе направив свой запрос.

Может ли позиция налогового органа отличаться от позиции, изложенной в письме ФНС?

В случае возникновения такой ситуации в процессе рассмотрения материалов дела о налоговом правонарушении налогоплательщику как можно раньше следует сообщить об этом факте в ФНС (а если речь идет уже о принятом решении инспекции, то обжаловать его в ФНС).

Иначе, как иногда происходит, арбитражные суды вполне могут занять позицию не в пользу налогоплательщика, несмотря на положительные для него разъяснения Минфина и ФНС.

Как реализуются положения НК РФ об освобождении от ответственности?

Обстоятельства, освобождающие от ответственности, устанавливаются при наличии соответствующих документов, по смыслу и содержанию относящихся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов.

Выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений (причина) должно предшествовать совершению правонарушения (следствие).

По смыслу и содержанию разъяснение должно в полной мере соотноситься с условиями деятельности налогоплательщика в налоговом (отчетном, расчетном) периоде.

Если налогоплательщик в качестве возражений к акту проверки прикладывает разъяснение, то налоговым органом должно приниматься решение об отказе в привлечении к ответственности?

В акте налоговой проверки указываются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых.
Лицо не может быть привлечено к ответственности при отсутствии вины в совершении налогового правонарушения. Наличие (отсутствие) обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, непосредственно влияет на возможность применения ответственности.

Проверка данных обстоятельств является обязанностью налоговых органов и суда.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа. В случае применения подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ указывается на выполнение налогоплательщиком разъяснений и приводятся их реквизиты.

Решение об отказе в привлечении лица к ответственности выносится руководителем (заместителем руководителя) налогового органа или судом.

Итак, мы освоили (осваиваем) основы гражданского права (договорного и корпоративного). Знаем, что такое обязательства и договоры, чем вещное право отличается от обязательственного, общество с ограниченной ответственностью отличается от акционерного и что требуется для его создания.

Мы знаем чуть больше, чем ничего, но даже это - уже очень хорошо.

А значит, наступило время для освоения собственно налогового права.

Но нужно заранее предупредить о сложностях.

Налоговое законодательство на протяжении вот уже тридцати лет сохраняет одну неизменную черту - оно постоянно изменяется. Могут изменить точку с запятой на точку, а могут установить новый налог. Причем дело осложняется тем, что налоговое законодательство - трехуровневое. Да, в основе - Налоговый кодекс, но под ним - законы регионов и нормативные акты муниципальных образований, а рядом с ним- некоторые законы, которые я бы назвал экспериментальными. Например, закон о налоге на профессиональный доход ("налог на самозанятых") или налог на недвижимость вы в Налоговом кодексе не найдете. И если о "налоге на самозанятых" более-менее все знают, то налог на недвижимость вообще долгий, нудный и локальный эксперимент, о котором многие успели забыть. А там еще неналоговые платежи. которые очень часто от налогов отличаются тем, что налогами не называются. И судебная практика меняется, иные даже говорят, что в Налоговом кодексе три части: первая, вторая - и Постановление Пленума ВАС РФ "О необоснованной налоговой выгоде". Я это готов повторить, и даже безо всякой иронии: до 2017 года так все и было, пока не начала работать ст. 54.1 Налогового кодекса. Сейчас все несколько сложнее.

В общем, вы уже поняли, что будет непросто? И это делает работу налогового юриста очень интересной (во всех смыслах этого слова, которые вы только знаете, плюс еще чуть-чуть).

Помня обо всех этих изменениях, вы и должны подходить к охоте за знаниями по налоговому праву, учитывать, что многое может измениться еще до того, как книга или статья выйдет из печати. А может и не измениться. Такая вот налоговая рулетка.

Ладно, испугались - и забыли.

Ах, да, нужно вспомнить еще об одной сложности.

Есть российское налоговое право - а есть международное, а точнее даже, право обложения налогами трансграничных сделок.

Снова разобьем источники знаний на блоки.

А. Книги.

Тут бы пуститься в длинные-длинные, как налоговые декларации крупнейших налогоплательщиков, списки. Но тогда можно было бы просто сказать: "Вбейте в поисковик два слова - налоговое право - и читайте результаты". Чтобы дать длинный список, не нужно никаких усилий. А вот чтобы найти десять-двадцать книг, тех самых, нужно перелопатить тысячу.

- Евгений Тимофеев, Налоговое право - практическое и увлекательное, полутом 1 (а второй полутом, насколько знаю, появится еще нескоро).

Помните, что я говорил о корпорации налоговых юристов? Евгений - один из первых, кто начинал изучать налоговое право в Российской Федерации. Первый диплом по налоговому праву РФ, защищенный в МГИМО, был написан именно им. Через переплетение теории (принципов налогового права) и практики (теория подается через судебные прецеденты) Евгений рассказывает об источниках и основных началах налогового права. Очень интересно, я эту книгу советую участникам нашего интенсивного курса по налоговому праву. Для начала - самое то.

- Налоговое право: учебник (под редакцией С.Г. Пепеляева), 2015 год (хотя есть и более поздние издания). Один из немногих учебников по праву, где есть цветные иллюстрации и даже целые цветные страницы. Сергей Геннадьевич - один из первых, кто защитил кандидатскую диссертацию по налоговому праву в России (а не еще в Советском Союзе), и будучи преподавателем, начал совмещать практику и науку. Сейчас он руководит одной из крупнейших российских юрфирм, Пепеляев групп. И тем более интересно почитать учебник под его редакцией: Сергей Геннадьевич занимался налоговым правом, когда, по сути, еще не было налогового законодательства, но уже были лихие годы рыночной свободы.

- Николай Кучерявенко, Курс налогового права (том первый). Автор - один из крупнейших украинских исследователей налогового, и полный курс, кажется, содержит в себе шесть томов. Но в издательстве "Статут" выходил двухтомник: первый посвящен основам налогового, второй- украинскому налоговому законодательству и практике. Нас будет интересовать первый том, где в концентрированном виде дан теоретический каркас налогового. Это возможность попробовать на зуб настоящий налоговый гранит. Попробовали? Теперь можно дать чуть челюсти отдохнуть.

Отдохнули? (кто сказал "не так быстро"?!). Продолжаем бой. Если вы начинаете чувствовать себя как шахтеры в забое - это плохо. Рано, еще столько всего впереди. Поехали дальше.

- 101 термин налогового права + 111 терминов налогового права (руководитель авторского коллектива - Наталья Соловьева). Что интересно, Наталья Соловьева имеет значительный опыт инхауса, при этом в авторский коллектив в основном входят консалтеры. Единство налоговой корпорации, что поделаешь. Помните, что говорилось выше о профессиональном языке? Эти две книги о терминах помогают изучить язык профессионального налогового юриста, а кроме того, вводят в курс множества проблем, с которыми сталкиваются налоговые юристы на практике. Лучше быть готовым к бою до самого боя, так ведь?

- Константин Сасов, Налоговое правосудие в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. По сути, это анализ ключевых налоговых тем, которые затрагивал Конституционный Суд и которые еще остаются актуальными (насколько это возможно в условиях постоянных изменений). Очень близкое приближение к практике.

Но вот тут-то и возникает проблема. Возможно, вы уже с нею столкнулись и поняли ее, ну или, как минимум, начали подозревать о ней.

Конечно, о проблемах, возникающих в налоговой практике, интересно читать. Но сама суть проблемы может забыться. "Что-то там такое было. Было. А что? Не помню. ". Или, еще хуже, начнется додумывание практики. Как в истории про индейца, который рассказал, что у бледнолицых есть лошади с двумя хвостами (речь шла о слонах), а после рассказа сделали вывод, что если есть у белых лошади с двумя хвостами, то могут найтись и с четырьмя. Что делать? Нельзя просто взять и изучить судебную практику по налогам. Ее можно только изучать (я не скажу ничего оригинального - то же самое в других отраслях права, за исключением римского частного, вот уж где практика устоялась. ).

Б. Судебная практика.

Хотя налоговых дел сравнительно мало - для начинающего их покажется слишком много. Время единственный не восполняемый ресурс, а потому нужно как-то решать проблему бесконечности судебной практики и конечности вашего времени.

В этом помогут дайджесты по налоговому праву, обзоры судебной практики. А в случае с налоговым правом - еще и алерты. Это сигналы об опасности, то есть об изменениях налогового законодательства и практики, которые могут повлечь отрицательные налоговые последствия для налогоплательщиков.

По большому счету, каждая более или менее крупная юридическая фирма, занимающаяся налоговым правом, публикует свои обзоры судебной практики. Можно выбирать любой вариант.

Я перечислю только те, за которыми стараюсь постоянно следить (благо, в ленте Фэйсбук их быстро размещают коллеги из соответствующих фирм, так что мне часто не надо проверять их сайт и даже не надо быть подписанным на обновления, обзор меня сам найдет).

- Блог TaxAdvisor : выходит еженедельно под лозунгом "свежий викли в ленту". Хорош своей краткостью и структурированностью: здесь всего несколько блоков, где содержатся ключевые вопросы, поднятые за последнее время в судебной практике, плюс изменения в законодательстве и т.д.

- Алерты Taxology: Taxology - как и TaxAdvisor, это юридическая компания, специализирующая на налогах (тут можно написать: спасибо, кэп, ведь само название об этом говорит, но я не устаю повторять банальные вещи). Интересные штуки, почитайте;

- Обзоры DS Law по налоговому праву. Я стал следить за их обзорами совсем недавно, но уже могу их порекомендовать. Тоже очень интересные штуки, время, потраченное на их прочтение, того стоит;

- Аналитические материалы Пепеляев групп. Выкладываются как на их сайте, так и концентрируются в ежегодных сборниках "Правила для бизнеса - уроки судебных дел". Во втором случае это достаточно объемные аналитические материалы, но они теряют в скорости в сравнении с актуальными обзорами, доступными на сайте компании;

- Дайджесты и алерты "Щекин и партнеры". Денис Щекин - еще один очень показательный пример теоретика, взявшегося за практику, и, насколько я знаю, успешно совмещающего все это с работой управляющим партнером в юридической компании. В былые годы обзоры издавались в виде объемных томов в бумаге, теперь же публикуются в электронном виде (можно подписаться).

- Timothy's . В налоговом праве был свой Timoti еще до Тимоти: команда созданная Евгением Тимофеевым, раньше публиковала в бумаге, теперь же создает дайджесты по налогам в электронном виде.

Я уверен, что есть многие другие дайджесты, алерты и обзоры судебной практики, но для начинающих я бы советовал эти (сами ими пользовался и пользуюсь).

При этом надо помнить скрытую угрозу дайджестов: если читать их все, то не хватит времени ни на что другое. А кроме того, не ознакомившись с самим судебным решением, можно попасть под обаяние позиции автора дайджеста, понять судебное решение иначе, чем, может быть, дело обстоит на самом деле.

И повторюсь: нельзя просто взять и изучить судебную практику по налогам, ее можно только изучать.

Удачи в этом деле.

В. Социальные сети

Вы уже зарегистрировались на Facebook, читаете публикации на Закон.ру

А это значит, что готовы отслеживать информацию, размещаемую на таких ресурсах и посвященную налоговому праву.

Но. Теперь настало время узнать (или вспомнить), что Вконтакте тоже может быть очень полезным.

Ключевым ресурсом, предназначенным для изучения налогового права в ВК, я считаю паблик Tax Edu Club. Администраторы пытаются собирать много всяких интересных штук, посвященных (вы уже должны были догадаться, какому) праву. Возможно, уникальным является собрание видеозаписей заседаний Президиума ВАС РФ по налоговым спорам. Там можно увидеть крутых налоговых юристов в самых что ни на есть боевых условиях.

Президиума, однако, больше нет, как и Высшего Арбитражного суда. А жаль.

Г. Видеокурсы.

Вот тут надо понимать "видеокурсы" очень широко. Зачастую это могут быть видеозаписи выступлений налоговых юристов. Плюс сюда можно отнести Видеовестник "Деофшоризация", посвященный, в основном, налоговым аспектам офшорного бизнеса. Выпуски там краткие, но очень содержательные.

Ключевым видеокурсом можно считать видео семинаров проекта "Поддержка", но о нем подробнее будет позже. При этом стоит помнить, что они рассчитаны (в основном) на уже разбирающихся в основах законодательства и практики в сфере налогов. Сразу к ним приступать будет не всегда просто. Но видеокурсы того стоят: например, я пишу эти заметки, включив "фоном" один из семинаров.

Д. Конференции и семинары

Одной из старейших постоянных конференций я бы назвал "Налоговое право в решениях Конституционного Суда РФ", которая проходит на юрфаке Московского университета каждую весну. Уровень материалов там предназначен для уже в разбирающихся в налоговом праве, но здесь можно пообщаться со многими ведущими налоговыми юристами России, а это дорого стоит.

Другое постоянно действующее старинное мероприятие - Налоговый клуб группы компаний "Налоги и финансовое право", а также множество иных событий от тех же организаторов, в Екатеринбурге.

Плюс сравнительно недавно начала проводиться Российская налоговая неделя, грандиозное недельное мероприятие, в котором задействованы Москва, Петербург и некоторые другие города. Для студентов уровень докладов здесь может показаться сложноватым, но опять же - тут можно пообщаться с представителями нашей корпорации, что само по себе бесценно. Об организаторах Российской налоговой недели - чуть позже, я думаю, это будет интересно.

Плюс во многих высших учебных заведениях (много в столице, немного - в регионах, но с чего-то надо начинать!) проводятся конференции и иные мероприятия по налоговому праву. Я бы настоятельно советовал не только их посещать, но и на них выступать.

На доклад надо смотреть практически: делая доклад на конференции - приобретаешь навыки публичных выступлений. Сперва- доклад, потом выступление в суде, а потом и весь мир. (я все-таки это написал? все же поспешил я с раскрытием планов).

Не исключаю, что сперва доклад может получиться не очень. Не беда. Без ошибок и проблем не бывает только у тех, кто ничего не делает. А мы делаем. И сперва будут ошибки, на которых еще и поучиться можно. А за ошибками придут успехи. Ну либо переключитесь на другую отрасль права, или вообще разонравится все. Тоже бывает. Никто не застрахован от такого исхода. Это нормально - в том смысле, что бывает. Ведь никто не обещал, что будет легко (ну как минимум, я - точно).

Е. Законодательство и комментарии к нему.

"Всего лишь" Налоговый кодекс (бывает, что издается в трех томах, чаще в одном огромном), региональные законы и нормативные акты местного самоуправления, а также отдельные законы, в основном связанные со всякими налоговыми экспериментами (чему пример налог на профессиональный доход).

С комментариями здесь, с одной стороны, очень просто - комментариев очень немного, если мы говорим о книгах с заглавием "комментарий". С другой стороны, сложно - практически каждая более-менее значимая поправка в Налоговый кодекс или новые веяния судебной практики обрастают небольшими, большими и огромными заметками.

Хорошие примеры таких множеств можно найти, поискав заметки о ст. 54.1 Налогового кодекса. Хотя бы на Закон.ру таковых появилось весьма немало, и они продолжают появляться.

Думаю, правильнее было бы сказать, что в отличие от цивилистики, наш комментарий - это не единая книга, а лоскутное одеяло. Маленькие заметки, собранные воедино, образуют переливающееся, искрящееся и пестрое единство сложности.

Читайте также: