В отношении какого имущества освобождаются от налога на имущество религиозные организации

Обновлено: 19.05.2024

Налог на имущество организаций — плата за право владеть и пользоваться недвижимостью. Это региональный сбор, основные параметры для него определяют власти субъекта в рамках, заданных федеральным законом.

Какое имущество облагается налогом

Сейчас речь идёт исключительно о недвижимости. Раньше налогом облагалось и движимое имущество, с 2019 года эту норму отменили.

Налогом облагается и жилая недвижимость, если она не отражена в основных средствах. С 2020 года это касается всех объектов, которые в иных условиях облагаются налогом на недвижимое имущество физлиц. Например, за гараж или машиноместо также придётся внести деньги.

Кто платит налог на имущество организаций

Если у организации в собственности есть имущество, она платит этот налог. При этом неважно, российское это или иностранное предприятие. Главное, что их недвижимость находится на территории РФ.

Освобождены от уплаты организации, работающие по специальным системам налогообложения:

  • На ЕНВД, если имущество используется для вменённой деятельности и облагается налогом по среднегодовой стоимости. Если налоговой базой для недвижимости считается кадастровая стоимость, то налог на имущество платится. О том, какие объекты сюда относятся, расскажем ниже.
  • На УСН аналогично: платить налог не нужно за имущество, облагаемое налогом по среднегодовой стоимости, и нужно — по кадастровой.
  • На ЕСХН — налог не платится за недвижимость, которую используют для производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и для оказания услуг сельхозпроизводителям. На остальную — платится.

Какая ставка действует по налогу на имущество организаций

Её устанавливают региональные власти. При этом они ограничены НК РФ Статья 380. Налоговая ставка Налоговым кодексом: при расчёте налога по среднегодовой стоимости ставка не может превышать 2,2%, по кадастровой —2 %.

В остальном субъекты вольны устанавливать свои правила: снижать ставки для всех или некоторых категорий плательщиков, а некоторых и вовсе освобождать от этого. Узнать показатели, действующие в вашем регионе, можно на сайте налоговой.

Какие льготы есть для налога на имущество организаций

Льготы бывают федеральными, то есть действуют по всей России, и местными — исключительно для субъекта.

Федеральные льготы

От уплаты налога на имущество освобождаются:

  • религиозные организации;
  • общероссийские общественные организации инвалидов, если инвалидов среди их членов не менее 80%;
  • фармпроизводители — в отношении имущества, которое используется для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
  • протезно‑ортопедические предприятия;
  • коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации;
  • организации, которым присвоен статус государственных научных центров.

Полный список представлен в 381 НК РФ Статья 381. Налоговые льготы статье Налогового кодекса.

Региональные льготы

Устанавливаются властями субъекта. Они могут расширить федеральный перечень, но не сузить его. Узнать льготы для каждого региона можно там же, где и налоговую ставку, — на сайте ФНС.

Как рассчитывается налоговая база

При расчёте по среднегодовой стоимости

Для большинства объектов налоговая база — их среднегодовая стоимость. Расчёты делает сама организация. Для этого необходимо суммировать НК РФ Статья 376. Порядок определения налоговой базы остаточную стоимость недвижимости на первое число каждого месяца с этим же показателем для 31 декабря, а затем всё разделить на 13. Формула будет выглядеть так (ОС — остаточная стоимость, она равна первоначальной стоимости за вычетом амортизации):

Среднегодовая стоимость = (ОС 1 января + ОС 1 февраля + ОС 1 марта + ОС 1 апреля + ОС 1 мая + ОС 1 июня + ОС 1 июля + ОС 1 августа + ОС 1 сентября + ОС 1 октября + ОС 1 ноября + ОС 1 декабря + ОС 31 декабря) / 13

Для исчисления средней стоимости недвижимости за определённый период, например за квартал, суммируется её цена на 1 число каждого месяца из этого промежутка времени с этим же показателем за последнее число последнего месяца. Полученная сумма делится на число месяцев в отчётном периоде, к которому прибавлена единица. Для первого квартала формула будет выглядеть так:

Средняя стоимость ­= (ОС 1 января + ОС 1 февраля + ОС 1 марта + ОС 31 марта) / 4

При расчёте по кадастровой стоимости

Есть объекты, налог для которых в обязательном порядке считается по кадастровой, а не среднегодовой стоимости. Их список ежегодно утверждается региональными властями. В такой перечень могут Статья 378.2. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества попасть:

  • административно‑деловые и торговые центры;
  • нежилые помещения, в которых размещены офисы, магазины, объекты общественного питания и бытового обслуживания;
  • недвижимость иностранных организаций, у которых нет постоянных представительств в России;
  • жилая недвижимость, неучтённая в основных средствах.

Соответственно, найти этот список можно на сайте органа региональной власти или обратившись непосредственно к чиновникам.

Для исчисления налога берётся кадастровая стоимость объекта на 1 января года, за который вы собираетесь заплатить.

Как рассчитать налог на имущество организаций

В целом формула расчёта налога за год предельно проста: налоговая база умножается на налоговую ставку. Но раз в квартал необходимо вносить авансовые платежи. Так что финальная формула будет выглядеть так:

Сумма налога = Ставка налога × Налоговая база − Сумма авансовых платежей

Авансовый платёж при исчислении по кадастровой стоимости равен четверти от годовой суммы налога. При расчёте по среднегодовой стоимости вычисления производятся по формуле:

Авансовый платёж = Средняя стоимость за период / 4 × Налоговая ставка

Когда платить налог на имущество организаций

Сроки устанавливаются региональными властями, найти их можно в местном законе.

Когда и как сдавать отчётность по налогу на имущество организаций

С 1 января 2020 года декларацию нужно сдавать один раз в год — до 30 апреля года, следующего за отчётным. Если недвижимость организации расположена в одном регионе, можно выбрать одну инспекцию и сдать декларацию в неё, но только при соблюдении следующих условий:

  • налоговую базу исчисляют по среднегодовой стоимости имущества;
  • в регионе нет нормативов, по которым налог распределяется в местные бюджеты.

Отчётность по имуществу, по которому налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, подаётся в инспекцию по месту нахождения объектов недвижимости.

Пишу для Лайфхакера о деньгах, праве и правах, вещах, которые помогают жить проще, лучше и веселее. И конечно, проверяю советы на себе: получаю налоговые вычеты, подаю декларации онлайн, а ещё досрочно выплатила ипотеку и вынудила почту найти мою посылку.

Фото: igorykor/shutterstock.com

До 1 декабря россияне должны заплатить налог на имущество физических лиц — если не сделать это вовремя, начислят штраф в размере до 40% от суммы налога. Но есть категории граждан, которые могут не волноваться на этот счет. Вместе с экспертами рассказываем, кому можно не платить налог на имущество.

Эксперты в этой статье:

Главное о налоге

Налог на имущество физических лиц нужно платить ежегодно не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. То есть до 1 декабря 2021 года необходимо уплатить налог за 2020 год. Налогом облагается недвижимость в собственности — жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, объекты незавершенного строительства и т. д. Полный перечень объектов налогообложения указан в ст. 401 НК РФ.

Кроме штрафа, за просрочку платежа налогоплательщику начисляется пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки. Пока налогоплательщик не заплатит налог, пеня будет начисляться каждый день. Если задолженность выше 30 тыс. руб., то должнику, скорее всего, ограничат въезд за границу.

Взыскать неуплаченный налог могут только в судебном порядке, отмечает доктор экономических наук, руководитель департамента налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Ряховский.

Как рассчитывается и оплачивается налог

Формула налога определяется как произведение уменьшенной на налоговый вычет кадастровой стоимости объекта и процентной ставки (она зависит от типа недвижимости). Если речь идет о квартирах, эта ставка составляет 0,1–0,3% стоимости. Для элитного жилья (дороже 300 млн руб.) ставка составляет 2%. Кадастровая стоимость недвижимости в налоговом уведомлении уже уменьшена на сумму налогового вычета.

С 2022 года кадастровая стоимость жилья в Москве вырастет в среднем на 21,4%. Почти на такую же сумму (на 20%) вырастет сумма налога в течение следующих двух лет.

Кто может не платить имущественный налог

Платить налог на имущество нужно не всем. Полный список категорий граждан, которые полностью освобождаются от уплаты налога, содержится в ст. 407 НК РФ. Среди них:

  • Герои Советского Союза и Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, дети-инвалиды;
  • участники Великой Отечественной войны и других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу, а также партизаны;
  • ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС;
  • военнослужащие или бывшие военнослужащие, имеющие общую продолжительность службы 20 лет и более;
  • члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;
  • пенсионеры;
  • родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Налоговая льгота предоставляется при соблюдении следующих условий:

  • имущество не используется в предпринимательской деятельности;
  • кадастровая стоимость имущества не превышает 300 млн руб.;
  • льготы предоставляются в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

Полностью от уплаты налога на имущество физлиц освобождаются пенсионеры и ветераны

Какие еще есть льготы

Льготами при оплате имущественного налога могут воспользоваться многодетные семьи с несовершеннолетними детьми. Для них налогооблагаемая площадь сокращается на 7 кв. м. дома или 5 кв. м. квартиры в расчете на каждого ребенка.

Есть также льгота для всех налогоплательщиков в отношении хозяйственных построек площадью до 50 кв. м, которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, добавил Дмитрий Ряховский.

Кроме того, регионы могут устанавливать дополнительные льготы по налогу на имущество. Например, в Москве граждане получают льготу при уплате налога на апартаменты.

Как получить льготу

Чтобы получить льготу, нужно подать заявление в налоговый орган. Это необязательное требование — налоговая сама проверит, нет ли у гражданина права на льготу.

Так что, если гражданин хочет выбрать объект налогообложения, на который будут распространяться льготы, уведомление лучше подать. К тому же подача заявления ускорит проверку. Заявление подается не позднее 31 декабря текущего года. К нему нужно приложить документы, которые подтверждают право на получение льготы (например, удостоверение инвалида), и документы на облагаемое налогом имущество.

Подать заявление о предоставлении налоговой льготы можно несколькими способами:

Если же налоговая выявит причины, которые препятствуют получению льготы (например, проблема с документами), то она проинформирует об этом налогоплательщика.

Среди всех видов сборов, которые выплачивает население нашей страны в бюджет государства, отдельно стоит отметить налог на имущество. Его выплачивает каждый собственник. Рассмотрим, что он из себя представляет и на каких условиях начисляется.

На кого распространяется налог на имущество?

Налог на имущество распространяется на всех собственников того или иного вида имущества. Представляя собой государственный сбор, данный вид налогообложения предусматривает предоставление определенных льгот перечисленным в соответствующем законодательном акте категориям населения. Так, к их числу относятся в первую очередь пенсионеры, так как они считаются социально незащищенными и малообеспеченными. Под действие льготы попадают такие объекты недвижимости как:

  • квартира или отдельная комната;
  • дача;
  • гараж;
  • нежилое строение, используемое для хозяйственных целей, если его площадь не превышает 50 метров квадратных;
  • помещения, которые используются в творческих целях.

Если в собственности находятся несколько схожих объектов недвижимости, то выплата налога отсутствует только в отношении одного из них. Другими словами, при наличии в собственности двух квартир на одну из них налоги будут начисляться по общим правилам.

Также к тем, кто имеет право на льготы на налог на имущество, относятся следующие категории граждан:

  • награжденные званием Героя Советского Союза или РФ;
  • участники ВОВ;
  • пострадавшие при аварии на Чернобыльской АЭС и некоторые другие.

Необходимость в оплате налога на имущество указывается в письменном уведомлении, которое высылает налоговая служба плательщика. Оплата может быть произведена как в любом банковском отделении, так и через интернет с использованием специальных порталов (например, сайта госуслуг или личного кабинета налогоплательщика). Оплата налога производится в году, следующем за прошедшим налоговым периодом.


налог на имущество

Каким образом осуществляется расчет налога на имущество?

Законодательство имеет свойство меняться. Причем за нововведениями стоит следить максимально внимательно, ведь от них зависит то, в каком размере и в каком порядке будет производиться оплата тех или иных налоговых отчислений. В частности, изменение порядка расчета размера налога на недвижимости привели к существенному изменению суммы выплаты. Ранее на основу бралась инвентаризационная стоимость объекта недвижимости, что приводило к значительному занижению ставок за счет того, что она рассчитывалась исходя из первоначальной стоимость недвижимости, которая была потрачена при его строительстве, и степени износа. Однако с 2016 года порядок, по которому рассчитывается имущественный налог, был пересмотрен за счет приближения используемой стоимости недвижимости к цене, установленной на рынке. Это стало возможным в связи с тем, что при расчетах за основу стала браться кадастровая стоимость того или иного объекта, который находится в собственности. Вследствие таких изменений произошел значительный рост данного вида налога.

СмартВклад с повышенной ставкой

Что касается ставки налога, то ее размер может изменяться в зависимости от региона. Установленные на федеральном уровне показатели не являются обязательными. Единственное ограничение заключается в том, что принятые на местах ставки налога на имущества не должны превышать общероссийские более чем на три процента.

Следует подчеркнуть, что для снижения налоговой нагрузки на население порядок, согласно которому начисляется налог на недвижимое имущество, предусматривает, что на объект недвижимости предусматривается налоговый вычет, который составляет площадь размером 20 квадратных метров. Следовательно, при расчете данного вида сбора в качестве облагаемой площади берется та, которая остается от разницы между общим размером объекта недвижимости и предоставляемым вычетом.

Конечный расчет размера, который составляет налог на имущество физических лиц в 2022, представляет собой несложную операцию умножения кадастровой стоимости интересующего объекта на установленную ставку (можно ориентироваться на средний показатель, который составляет 0,1%). Информацию о том, чему равняется кадастровая стоимость дома, быстрее всего найти на официальном сайте Росреестра. Для получения интересующих сведений после входа на указанный портал необходимо заполнить специальную форму (потребуется внести данные, отражающие местонахождение рассматриваемого объекта недвижимости). После обработки запроса искомая информация отобразится на экране.

Таким образом, можно сделать вывод, что чем более дорогостоящее по рыночным меркам жилье находится в собственности, тем выше взимаемый налог на имущество.


Порядок начисления и выплаты налога на имущество для организаций

Отдельно стоит затронуть вопрос, что собой представляет налог на имущество юридических лиц. Очевидно, что далеко не все компании работают на условиях аренды, множество из них обладают одним или несколькими объектами недвижимости на правах собственности. К таким помещениям относятся офисные здания, помещения общепита и любые другие постройки, которые используются в процессе работы. Ставка в данном случае выше: она составляет около 2%.

От уплаты данного налога освобождаются те, кто работает по упрощенной системе налогообложения, однако при условии того, что недвижимость используется для работы, а не в качестве жилья.

Суммарная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов)

До 300 000 рублей включительно

До 0,1 процента включительно

Свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно

Свыше 0,1 до 0,3 процента включительно

Свыше 500 000 рублей

Свыше 0,3 до 2,0 процента включительно

Как оплатить налог на имущество - основные способы

В отношении уплаты налогов следует помнить, что их суммы обычно не являются критичными, в то время как просрочка грозит созданием ряда проблем, среди которых не последнее место занимает появление трудностей при желании выехать за границу. Поэтому важно знать, каким образом может производиться уплата налога на имущество физических лиц.

Самый быстрый способ осуществляется при помощи любого устройства, которое позволяет выйти в интернет. В данном случае отпадает необходимость тратить время на посещение соответствующих учреждений (в первую очередь банков), подстраиваясь при этом под их график работы.

Как оплатить налог на имущество через интернет?

Для того чтобы произвести нужную уплату налога удаленно, необходимо иметь пластиковую карточку, на которую имеется достаточно средств. Есть несколько наиболее популярных сервисов для оплаты, среди которых такие как:

Каждый из них предполагает схожую схему, по которой происходит оплата. После прохождения процедуры авторизации необходимо найти в главном меню пункт, который касается проверки задолженности по налогам или их оплаты. После переход по ссылке появляется форма, которую требуется заполнить персональными данными (в числе которых ИНН). Следовательно, отпадает необходимость в наличии квитанции.
Обратите внимание, что некоторые сервисы берут со своих пользователей комиссию за проведение операции. Также следует помнить, что использование удаленных систем требуется предварительная регистрация. И если в случае с интернет банкингом вопрос о получении логина и пароля решается быстро, то для получения доступа к порталу Госуслуг потребуется время.

Налоговые льготы по налогу на имущество в 2022 году

Льготы, предоставляемые гражданам по данному налогу, классифицируют как:

  • Общие льготы, предоставляемые определенным категориям граждан,
  • Общие льготы, установленные в отношении определенных объектов имущества,
  • Льготы, предусмотренные в отдельных регионах и определяемые местными органами самоуправления.

К первой категории относят освобожденных от уплаты налога на имущество:

  • Граждан пенсионного возраста;
  • Граждан, которым было присвоено звание Героя России или Советского Союза;
  • Ветеранов и участников различных военных действий (в том числе, ВОВ);
  • Инвалидов I и II групп, инвалидов детства;
  • Лиц, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС или во время испытаний ядерного оружия.

Льготы на ту или иную недвижимость связаны с осуществлением определенной профессиональной деятельности. Так, налог не оплачивают люди творческих профессий. Однако льгота установлена исключительно в отношении мастерских, студий, галерей и других зданий/комнат, предназначенных для ведения деятельности.

Также освобождение от налога на имущество предусмотрено для небольших хозяйственных помещений, которые размещены на территории, предназначенной для осуществления непредпринимательской деятельности.

Налог на имущество является одним из местных государственных сборов. В связи с этим, органы власти каждого отдельного округа или района имеют право освобождать от данной выплаты тех или иных граждан (не попадающих под общие федеральные льготы).

Как оформить льготы по налогу на имущество?

  1. Для того чтобы получить льготу, иными словами, оформить право не платить налог на имущество, необходимо обратиться в районное отделение Федеральной налоговой службы (ФНС).
  2. На месте заполняется соответствующее заявление и к нему прикрепляются копии всех документов, которые свидетельствуют о наличии права на данную льготу.
  3. Заявление может быть передано лично инспектору либо направлено по почте (с приложением копий документов). Во втором случае рекомендуется отправлять документы ценным письмом с описью вложений и уведомлением о вручении.

Стоит отметить, что законодательство предусматривает право гражданина на подачу подобного заявления и в произвольно форме, однако для более быстрого и корректного рассмотрения рекомендуется использовать стандартный бланк.

Льготы пенсионерам по налогу на имущество физических лиц (и другим гражданам) предоставляются по различным категориям недвижимого имущества, но только на единственный объект в рамках категории. Например, владелец нескольких домов, квартир и хозяйственных построек, попадающий под льготы, имеет право не платить государственную пошлину на один дом, одну квартиру и одну хозпостройку.

Данные льготы вступают в силу с момента появления права на эту льготу. Если гражданин обратился в отделение ФНС не сразу, уже перечисленные суммы налога будут пересчитаны и возвращены. Однако такой перерасчет возможен только за последние три года с момента обращения.

Налог на имущество — сроки уплаты в 2022 году

Налоговый кодекс определяет срок уплаты налога на имущество — не позднее первого декабря следующего за отчетным года. В 2019 году государственный взнос уплачивается на объекты недвижимости, бывшие в собственности в предыдущем, соответственно. Также кодекс оговаривает, что обязанность оплатить налог возникает у гражданина в момент получения соответствующего уведомления. Дата получения является началом 30-дневного срока, в течение которого задолженность по налогам должна быть погашена.

В случае неполучения уведомления, во избежание спорных и конфликтных ситуаций, гражданину рекомендуется самостоятельно обратиться в региональное отделение ФНС.


Нарушение срока уплаты налога на имущество физических лиц — последствия

Возможные последствия несоблюдения сроков уплаты налога:

  • В случае неполучения от владельца имущества в установленный срок определенной суммы налога, налоговая инспекция имеет право начислить пеню за каждый день просрочки. Пеня определяется как произведение невнесенной/недоплаченной суммы налога, количества дней просрочки (с учетом праздничных и выходных) и специального коэффициента (ставки рефинансирования, деленной на 300).
  • Пеня может быть начислена и в случае неполной уплаты налога на имущество.
  • Помимо ежедневного начисления пени за неуплату имущественного налога предусмотрено применение штрафных санкций. В зависимости от срока просрочки штраф может составить от 10 до 40 процентов от суммы начисленного налога.
  • Если гражданин продолжает игнорировать требование об уплате налога, против него может быть заведено уголовное дело. Суммы налога, пени и штрафов могут быть взысканы за счет личного имущества, денежных средств на банковских счетах и др.

Для юридических лиц предусмотрена отдельная система по уплате налога на имущество. На основании данных за первый–третий кварталы организация вносит в бюджет аванс. После окончания календарного года высчитывается точная сумма подлежащего уплате налога, и предприятие доплачивает разницу не позднее 30 марта следующего года.

like

6

smile

6

normal

1

sad

5

dislike

1

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 10 июня 2020 года N БС-4-21/9576@

О кодах налоговых льгот для применения статьи 2 Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ (в части освобождения от налогообложения имущества организаций)

О кодах налоговых льгот для применения статьи 2 Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ (в части освобождения от налогообложения имущества организаций)

Федеральным законом от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон) установлено, что указанные в статье 2 Закона организации освобождаются от исполнения обязанности уплатить налоги, авансовые платежи по налогам:

- по транспортному и земельному налогам - в части налогов и авансовых платежей по этим налогам за период владения объектами налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года в отношении объектов налогообложения, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской и (или) уставной деятельности;

- по налогу на имущество организаций - в части налога и авансовых платежей по этому налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года.

Закон вступил в силу со дня его официального опубликования.

В целях исполнения положений статей 55, 80, 363.1, 386, 398 Налогового кодекса Российской Федерации в случае необходимости представления организациями налоговых деклараций в течение налогового периода 2020 года при ликвидации (реорганизации) организаций, на которых распространяются положения статьи 2 Закона за соответствующий период владения объектами налогообложения (далее - организация), полагаем возможным рекомендовать учитывать следующие особенности заполнения налоговых деклараций.

Вплоть до внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты ФНС России.

1) По транспортному налогу

Если организация освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года, то в первой части показателя по строке с кодом 240 раздела 2 налоговой декларации указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (10201, 10202, 10203, 10204), во второй части показателя указываются нули, а по строке с кодом 250 раздела 2 налоговой декларации указывается сумма налоговой льготы в рублях.

Если организация освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и в отношении данной категории налогоплательщиков законом субъекта Российской Федерации также установлена налоговая льгота в виде уменьшения суммы транспортного налога, подлежащей уплате в бюджет, то в первой части показателя по строке с кодом 240 раздела 2 налоговой декларации указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (10205, 10206, 10207, 10208), во второй части показателя последовательно указываются номер или буквенное обозначение соответствующей структурной единицы (статья, часть, пункт, подпункт, абзац, иное) закона субъекта Российской Федерации, в соответствии с которым предоставляется соответствующая налоговая льгота, а по строке с кодом 250 раздела 2 налоговой декларации указывается сумма налоговой льготы в рублях (в том числе с учетом суммы авансового платежа за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года).

2) По земельному налогу

Если организация освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года, то в первой части показателя по строке с кодом 220 раздела 2 налоговой декларации указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (3021501, 3021502, 3021503, 3021504), во второй части показателя указываются нули, а по строке с кодом 230 раздела 2 налоговой декларации указывается сумма налоговой льготы в рублях.

Если организация освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и в отношении данной категории налогоплательщиков нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законом города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) установлена налоговая льгота в виде уменьшения суммы земельного налога, подлежащей уплате в бюджет, то в первой части показателя по строке с кодом 220 раздела 2 налоговой декларации указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (3021505, 3021506, 3021507, 3021508), во второй части показателя последовательно указываются реквизиты нормативного правового акта представительного органа муниципального образования (закона города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя), в соответствии с которым предоставляется соответствующая налоговая льгота, а по строке с кодом 230 раздела 2 налоговой декларации указывается сумма налоговой льготы в рублях (в том числе с учетом суммы авансового платежа за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года).

3) По налогу на имущество организаций

Если организация освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года, то:

- в первой части строки с кодом 230 раздела 2 налоговой декларации указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (2010501, 2010502, 2010503, 2010504), во второй части показателя указываются нули, а по строке с кодом 240 раздела 2 налоговой декларации указывается исчисленная сумма авансового платежа по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года;

- в первой части строки с кодом 110 раздела 3 налоговой декларации указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (2010501, 2010502, 2010503, 2010504), во второй части показателя указываются нули, а по строке с кодом 120 указывается исчисленная сумма авансового платежа по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года.

Если организация освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и законом субъекта Российской Федерации для данной категории налогоплательщиков установлена налоговая льгота по налогу на имущество организаций в виде уменьшения подлежащей уплате в бюджет суммы исчисленного налога, то:

- в первой части строки с кодом 230 раздела 2 налоговой декларации указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (2010505, 2010506, 2010507, 2010508), во второй части показателя указывается номер или буквенное обозначение соответствующей структурной единицы (статья, часть, пункт, подпункт, абзац, иное) закона субъекта Российской Федерации, которым установлена налоговая льгота в виде уменьшения подлежащей уплате в бюджет суммы исчисленного налога; по строке с кодом 240 раздела 2 налоговой декларации указывается исчисленная сумма налоговой льготы (в том числе с учетом суммы авансового платежа за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года);

- в первой части строки с кодом 110 раздела 3 налоговой декларации указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (2010505, 2010506, 2010507, 2010508), во второй части показателя указывается номер или буквенное обозначение соответствующей структурной единицы (статья, часть, пункт, подпункт, абзац, иное) закона субъекта Российской Федерации, которым установлена налоговая льгота в виде уменьшения подлежащей уплате в бюджет суммы исчисленного налога; по строке с кодом 120 раздела 3 налоговой декларации указывается исчисленная сумма налоговой льготы (в том числе с учетом суммы авансового платежа за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года).

Информацию доведите до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков-организаций, на которых распространяются положения статьи 2 Закона (преимущественно по ТКС).

Действительный государственный
советник Российской Федерации 2 класса
С.Л.Бондарчук

Суд пояснил, что принятые после начала реализации регионального инвестиционного проекта поправки в законодательство о налогах и сборах не могут применяться с обратной силой к длящимся отношениям, связанным с осуществлением инвестиций, если это ухудшает положение налогоплательщиков-инвесторов

По мнению одного эксперта, определение Верховного Суда, вынесенное в пользу налогоплательщика, можно признать знаковым, развивающим налоговое право и арбитражный процесс. Другая отметила, что лишение инвестора льготы в полном объеме противоречит смыслу заключения инвестиционного соглашения, поскольку налогоплательщик со своей стороны выполнил обязательства в полном объеме и вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства.

24 ноября Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ вынесла Определение № 310-ЭС21-11695 по делу № А14-65/2020 о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления налога на имущество организаций, в котором рассмотрела вопрос о влиянии изменения налогового законодательства на длящиеся отношения между участниками инвестпроекта.

Решение о доначислении налога на имущество организаций

Стоимость введенных основных средств по инвестпроекту на момент ввода в эксплуатацию производственных мощностей в 2013 г. составила 4,2 млрд руб., из которых стоимость основных средств, приходящихся на движимое имущество, составила 3,1 млрд руб. и 1,1 млрд руб. – на недвижимое. Налоговая база по налогу на имущество организаций, определенная исходя из стоимости объектов недвижимости за 2013 г., составила более 3,8 млрд руб.

В октябре 2019 г. УФНС по Воронежской области частично удовлетворило апелляционную жалобу общества на решение инспекции, а именно отменило его в части начисления пени и штрафа. Не согласившись с результатами налоговой проверки, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило признать решение налогового органа от 28 июня 2019 г. недействительным в части доначисления налога на имущество организаций в размере 152 млн руб.

Суды согласились с позицией налогового органа

Первая инстанция отказала в удовлетворении заявления общества. Апелляция и суд округа поддержали данное решение. Суды согласились с доводами налогового органа и исходили из того, что в силу положений ст. 1 Закона № 62-ОЗ пониженный размер ставки налога на имущество для организаций, реализующих особо значимые инвестиционные проекты, определяется в зависимости от того, какую процентную величину стоимость введенных налогоплательщиком основных средств по инвестиционному проекту составляет от налогооблагаемой базы.

Как отметили суды, поправками 29 ноября 2012 г. в п. 4 ст. 374 НК РФ внесены изменения, в силу которых движимое имущество, принятое с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств, не признается объектом налогообложения, и его стоимость не включается в налогооблагаемую базу. С учетом изменения правового регулирования и исключения объектов движимого имущества из состава объектов налогообложения соответствующим образом должен изменяться и расчет величин, с которыми ст. 1 Закона № 62-ОЗ связывает определение размера пониженной ставки налога.

В связи с этим суды пришли к выводу о неправомерности применения обществом пониженной ставки налога 0,2%, признав правильным расчет инспекции, основанный на сопоставлении стоимости введенных объектов недвижимости и среднегодовой стоимости недвижимых основных средств налогоплательщика за 2013 г., исходя из которого применимая ставка налога составляет 1,6%.

В подтверждение правильности позиции инспекции суды сослались на полученные в ходе налоговой проверки письма Воронежской областной Думы, Департамента финансов и Департамента экономического развития Воронежской области, в которых признано целесообразным, чтобы в расчет ставки налога на имущество организаций, предусмотренной ст. 1 Закона № 62-ОЗ, включалась стоимость введенных основных средств по инвестиционному проекту.

Верховный Суд разъяснил о праве получения налоговой льготы

Суд пояснил, что если кадастровая стоимость объекта уже установлена, то ее целесообразно применять для целей налогообложения, даже если субъект РФ еще не перешел на соответствующую форму расчета налога на имущество физлиц

Изучив материалы дела, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС напомнила, что согласно п. 1–3 ст. 3 НК законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, недопустимости дискриминационного налогообложения. Налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, отметил Суд.

Суд счел, что применение пониженной ставки возможно в отношении завершенных капиталовложений, отражающихся в бухучете по окончании строительства, а не затрат налогоплательщика, формирующих незавершенное строительство

При этом Верховный Суд подчеркнул, что при предоставлении налоговых льгот должен быть обеспечен равный подход – условия применения льгот должны толковаться и применяться таким образом, чтобы дифференциация прав налогоплательщиков осуществлялась по объективным и разумным критериям, отвечающим цели соответствующих законоположений.

ВС указал, что ожидания налогоплательщиков-инвесторов относительно налоговой выгоды, которая может быть получена ими по окончании реализации инвестиционного проекта в результате применения соответствующих льгот, формируются на момент начала осуществления инвестиций. В связи с этим равенство прав инвесторов по общему правилу достигается при применении одинаковых условий предоставления льгот к налогоплательщикам, которые приступили к осуществлению инвестиций и реализовали инвестиционный проект в надлежащие сроки.

Принятые после начала реализации инвестиционного проекта акты законодательства о налогах и сборах в силу п. 1 ст. 3 и п. 2 ст. 5 НК по общему правилу не могут применяться с обратной силой к длящимся отношениям, связанным с осуществлением инвестиций, если это ухудшает положение налогоплательщиков-инвесторов, в том числе в сравнении с иными субъектами инвестиционной деятельности, а именно исключает возможность применения льготы или уменьшает величину налоговой выгоды, извлекаемой инвестором из ее применения.

ВС отметил, что иной подход не отвечал бы обязанностям государства, связанным с обеспечением стабильности прав субъектов инвестиционной деятельности, равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности и защитой инвестиций, закрепленным, в частности, в п. 1 ст. 14 и п. 1 ст. 15 Закона об инвестиционной деятельности в РСФСР, ч. 1 ст. 15 Закона об инвестиционной деятельности в РФ. Он добавил, что данную правовую позицию подтверждает п. 8 Обзора практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов, утвержденного 12 июля 2017 г., который в полной мере применим к российским инвесторам.

Верховный Суд не согласился со ссылкой судов на мнение органов власти Воронежской области о целесообразности примененного налоговым органом подхода к расчету показателей, используемых при определении ставки налога. Он указал, что акты толкования, принятые органами публичной власти, в том числе выраженные в рекомендациях и письмах, не относятся к числу нормативных правовых актов, которые применяются при рассмотрении дела в соответствии со ст. 13 АПК РФ. Во всяком случае, применительно к подп. 2 п. 1 ст. 6 НК письменные разъяснения по вопросам применения законодательства субъектов РФ о налогах и сборах не могут отменять или ограничивать права налогоплательщиков.

ВС учел то обстоятельство, что из материалов дела не следует, что ограничение права налогоплательщика-инвестора на применение пониженной ставки налога в рассматриваемой ситуации преследовало законную цель, продиктованную в том числе ненадлежащим поведением самого инвестора, причинами объективного и разумного характера, связанными с существом льготы. Суд добавил, что из установленных судами обстоятельств также не вытекает, что имущественная сфера инвестора, не получившего возможность реализовать право на льготу в результате принятия оспариваемого решения инспекции, будет восстановлена иным способом, исключающим ухудшение его положения, например за счет предоставления бюджетных субсидий, государственной помощи в иных законодательно предусмотренных формах.

Таким образом, Верховный Суд посчитал, что в данной ситуации само по себе изменение федерального законодательства, повлекшее опосредованным путем изменение условий, необходимых для применения ставки налога 0,2%, предусмотренной ст. 1 Закона № 62-ОЗ, не могло служить безусловным основанием для отказа в применении пониженной ставки налога для инвестора и для доначисления налога к уплате в несоизмеримо большем размере – свыше 152 млн руб.

Вместе с тем Суд обратил внимание, что инвестор не вправе получить налоговую выгоду одновременно как за счет применения пониженной ставки налога, предусмотренной региональным законодательством, так и за счет изменений, внесенных на уровне федерального законодательства.

В связи с этим ВС указал, что при определении того, ухудшено ли положение инвестора в результате изменения редакции п. 4 ст. 374 НК, и для определения окончательного размера налога, подлежащего уплате в бюджет по итогам реализации инвестиционного проекта, должна быть принята во внимание налоговая выгода, которая получена обществом в связи с исключением вновь созданного движимого имущества из объекта налогообложения.

Таким образом, Судебная коллегия ВС отменила обжалуемые судебные акты, а дело направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом ВС подчеркнул, что при новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенную в настоящем определении правовую позицию, установить размер налоговой выгоды, на получение которой общество имеет право претендовать по результатам реализации инвестиционного проекта, принять законный и обоснованный судебный акт.

Комментарии экспертов

Константин Сасов заметил, что ВС признал существенным нарушением норм материального и процессуального права игнорирование следующих позиций:

1. Изменения налогового законодательства, ухудшающие права налогоплательщика, не должны применяться с обратной силой к добросовестному инвестору;

2. Акты толкования, принятые органами публичной власти, в том числе выраженные в рекомендациях и письмах, не являются обязательными для арбитражного суда, поскольку не относятся к числу нормативных правовых актов, которые применяются при рассмотрении дела. Письменные разъяснения по вопросам применения законодательства субъектов РФ о налогах и сборах не могут отменять или ограничивать права налогоплательщиков;

3. Судам следует оценить изменения налогового законодательства с точки зрения того, ухудшено ли положение инвестора, и определить окончательный размер налога, подлежащего уплате в бюджет по итогам реализации инвестиционного проекта с учетом полученной налоговой выгоды (реальный размер налоговых обязательств).

Валерия Чадина полагает, что определение ВС по рассматриваемому делу является подтверждением того, что в настоящее время проявляется повышенное внимание к обеспечению стабильности регулирования для инвесторов, поскольку в результате формального применения к компаниям налогового законодательства налогоплательщики порой не могут воспользоваться инвестиционными налоговыми льготами даже при условии действительного осуществления капитальных вложений.

Читайте также: