Налоговая какие предоставляет услуги

Обновлено: 29.04.2024

Истребование документов и информации относится к мероприятиям налогового контроля, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и является одним из способов оперативного получения проверяющими налоговыми органами ключевых сведений о финансово-хозяйственной деятельности вашей компании, чтобы установить возможные факты нарушения налогового законодательства.

В последнее время налоговые органы очень часто злоупотребляют своими полномочиями и требуют те документы и информацию, которые требовать недопустимо.

Общий фон всего того, что касается истребования у компаний документов (информации) таков — с каждым годом оно становится все более изощренным.

Но к этому чуть позже, когда будем рассматривать истребование документов и информации через призму отдельных проверочных мероприятий (выездных и/или камеральных проверок).

Более детально рассмотрим, как и в каких случаях налоговые органы, при возникновении необходимости могут затребовать представить нужные им документы и информацию.

Истребование налоговым органом документов и информации о деятельности компании в двух случаях:

15 топ-менеджеров , которые вывели свои компании на лидирующие позиции в рейтинге ESG.

Когда налоговый орган потребует у компании представить документы (информацию)

Начнем с того, что истребование документов при любой налоговой проверке — это стандартная первичная процедура получения налоговым органом базовой информации о финансово-хозяйственной деятельности компании.

Сразу возникает вопрос, а какие документы вправе истребовать налоговый орган, только те, ведение которых предусмотрено Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ) и законодательством о бухгалтерском учете или те, ведение которых не является обязательным и не предусмотрено законодательством? Однозначный ответ на данный вопрос не дает даже арбитражная практика.

В идеале любой законопослушный предприниматель должен придерживаться позиции неправомерности истребования налоговым органом документов, не предусмотренных НК РФ и законодательством о бухгалтерском учете. Право обязывать компанию вести те документы, ведение которых не предусмотрено действующим законодательством, у налогового органа отсутствует.

Как истребуются документы при камеральных и выездных проверках (на практических примерах)

  • Истребование документов при выездных проверках

Вопросы регламентации проведения выездных проверок раскрывать не будем, а лишь обратим внимание, что в соответствии со статьей 89 НК РФ, выездная проверка может проводиться, как на территории компании, так и по месту нахождения налогового органа.

Налоговый орган вправе затребовать у проверяемой им компании необходимые для проверки документы на основании соответствующего требования. Требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю компании лично под расписку либо в порядке, установленном пунктом 4 статьи 31 НК РФ. Статья 93 НК РФ нам об этом и говорит.

Срок для представления документов — 10 дней со дня получения требования, но может быть продлен по после соответствующего уведомления от проверяемой компании.

Рассмотрим на конкретном примере, что может попросить налоговый орган при проведении выездной проверки:

Налоговый орган кроме стандартного набора первичных документов по сделке с вашим партнером может попросить у компании и другие документы и информацию.

Так, например, налоговому органу могут быть интересны различные приказы с работниками (приеме, увольнение и перевод), их должностные инструкции и регламенты, действующие в компании.

Кроме того, они могут попросить вас подготовить для них различные справки об имущественном положении, пояснительные записки со информацией об отдельных сотрудниках и аналитические таблицы со сведениями о платежеспособности компании.

Перечень истребуемых документов в нашей практике, как правило, ограничивается только фантазией проверяющего налогового инспектора.

К сожалению, в практике очень много негативных примеров, где налоговые органы и суды намеренно не отличают друг от друга мероприятия налогового контроля, которые проводятся в рамках налоговой проверки от мероприятий, которые уже вне рамок таких проверок.

Необходимо понимать, что в рамках выездной проверки проверяющие должны следовать только положениям статей 89 и 93 НК РФ при их взаимном применении и помнить, что в рамках выездной проверки могут истребоваться только документы, а не информация.

Однако, это идеальная картина, которая в угоду конъюнктурным выгодам крайне неинтересна юрисдикционным органам нашего государства.

Яркий пример тому — три относительно свежих кейса (Арбитражные дела №№ А40-49615/2020, А40-49591/2020, А40-31193/2020), где компания проиграла спор с налоговым органом.

Указанные выше кейсы лишь маленькое напоминание о том, как легко противозаконные действия проверяющих становятся законными. Увы, но на подобную негативную практику необходимо обращать пристальное внимание.

Однако есть и другая практика судов на основании разъяснений, данных самой же ФНС России, все-таки предлагающая идеальный алгоритм, который гипотетически может сработать.

В этом случае все индивидуально, поэтому детально разбирать данный алгоритм не будем, а лишь рассмотрим его ключевые моменты:

  1. Письмом ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/[email protected] отмечается, что налоговые органы вправе требовать от проверяемого лица только документы, которые служат основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налогов, а также документы, которые подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания, перечисления) налогов, сборов (ст. 31 НК РФ), а налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы только документы, которые необходимы для исчисления и уплаты налогов (ст. 23 НК РФ). Вывод: права на истребование у компании документов, не являющиеся первичными, в том числе отчетов или аналитических справок (обобщений), у налоговых органов нет. Постановление Верховного Суда РФ от 09.07.2014 N 46-АД14-15 вышеуказанную позицию полностью подтверждает.
  2. Согласно нормам статей 93 и 93.1 НК РФ законодатель разделяет права налогового органа по основаниям и объему запрашиваемых у налогоплательщика документов в зависимости от проводимой в отношении самой компании или ее контрагентов формы налогового контроля (Арбитражное дело № А40-211149/2018).

При принятии решения об отказе в представлении налоговому органу истребуемых им документов (информации) адекватно оценивать негативные последствия такого отказа, которые будут уже связаны с возможным привлечением к участию сотрудников полиции в выездной проверке вашей компании.

При выборе такого варианта идти до последней судебной инстанции и все-таки попытаться преодолеть порочную практику злоупотреблений со стороны проверяющих налоговых инспекторов.

  • Истребование документов и информации при камеральных проверках

Исходя из пунктов 1 и 7 статьи 88 НК РФ смысл камеральной проверки состоит в том, что такая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком вместе с налоговой декларацией.

При этом обязанность по представлению налогоплательщиком иных документов должна быть прямо предусмотрена НК РФ. Проверяющий налоговый инспектор при камеральной проверке налоговой декларации может попросить у компании только те документы, которые указаны в статье 88 НК РФ.

Однако налоговому органу могут быть интересны и другие документы и информация. Например, налоговые органы часто запрашивают анализы счетов и карточек счетов бухгалтерского учета в разрезе субсчетов и контрагентов, а также оборотно-сальдовые ведомости.

Во всех двух спорах суды были единогласны и соответственно смело выводим общую позицию:

Анализ счетов и карточек счетов бухгалтерского учета в разрезе субсчетов и контрагентов, оборотно-сальдовые ведомости не относятся к первичным документам.

Хоть статья и одна, но полномочия налоговых органов по ней четко дифференцированы по объему запрашиваемых у компании документов в зависимости от проводимой в отношении ее контрагента формы налогового контроля:

  • в ходе налоговых проверок налоговый орган вправе истребовать у компании документы (информацию), касающиеся деятельности его проверяемого контрагента компании или иных лиц (пункт 1 статьи 93.1 НК РФ);
  • вне рамок проведения налоговых проверок проверяющий налоговый инспектор вправе истребовать лишь документы (информацию) в отношении конкретной сделки (пункт 2 статьи 93.1 НК РФ).

Срок для представления документов — 5 дней или 10 дней (зависит от основания истребования) со дня получения требования, но может быть продлен по после соответствующего уведомления от проверяемой компании.

В общих чертах получение проверяющим налоговым инспектором документов по пунктам 1 и 2 статьи 93.1 НК РФ представляет собой перекрестную (или встречную) проверку.

Практика классических перекрестных (встречных) проверок не стоит на месте и подвержена влиянию соответствующие экономической конъюнктуры.

На сегодняшний день в практике налогового контроля происходит отраслевая и функциональная специализации направлений налогового контроля, что позволяет выделить несколько причин возможного интереса налоговых органов к вашей компании, которые важно знать и понимать.

Вот примеры некоторых из них:

В указанных выше случаях важно понимать главное — насколько само требование проверяющего налогового инспектора о представлении документов или информации соответствует требованиям налогового законодательства. Разъяснения судов могут в этом помочь.

Важно знать, что основная цель у налоговых органов — это не получение информации и документов, как таковых, а в перспективе вменение вам претензий по не уплаченным кем-то из ваших контрагентов налогов. Здесь имеют место намеренные нарушения со стороны налоговых органов при истребовании документов в рамках статьи 93.1 НК РФ.

Вот несколько возможных примеров, где налоговые органы, либо нарушают порядок получения нужной информации, либо находятся на грани разумных пределов своих полномочий:

  • 1. Налоговый орган запрашивает у компании документы по деятельности его проверяемого контрагента и указывает в требовании, что документы нужны в связи с иными мероприятиями налогового контроля, а запрашивает, при этом, документы и информацию, которые касаются деятельности компании в целом, не конкретной сделки, как того требует пункт 2 статьи 93.1 НК РФ.

В первом случае требование является незаконным. В случает отказа от представления документов и информации по нему будет шанс признать его незаконным. В практике такие случае имеются (Арбитражное дело № А76-15894/2019);

  • 2. Налоговый орган запрашивает у компании документы и информацию о конкретном вашем контрагенте, но за период до начала отношений с ним.

Второй случай — это случай, который, как сказано выше, находятся на грани разумных пределов полномочий налоговых органов. Грань состоит в том, что если в соответствующий период у компании не было отношений с конкретным контрагентом, то достаточно сообщить об этом налоговому органу, и это будет означать надлежащее исполнение такого требования.

Здесь мы также можем обратиться к соответствующей практике применения налогового законодательства (Арбитражное дело № А12-43960/2019).

Рекомендации директору и бухгалтеру компании при взаимодействии с налоговыми органами

Рекомендации при общении с налоговым органом при истребовании у компании документов и информации будут похоже на рекомендации при непосредственном (коммуницированном) общении с налоговыми органами, например, при вызове директора или бухгалтера компании для дачи пояснений или на допрос в качестве свидетеля.

В случае отказа от представления документов и информации статьями 126 и 129.1 Налоговым кодексом РФ предусмотрена ответственность компании. Кроме того, за отказ от представления налоговому органу документов и информации директор компании может быть привлечен к ответственности в соответствии со статьей 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Если компания действует добросовестно и уверена в своих контрагентах, не ставила целью получить необоснованную налоговую выгоду и готова это подтвердить, то представлять документы нужно обязательно.

Если требование является необоснованным и противоречит налоговому законодательству, то такое требование необходимо оспаривать.

Давать или не давать документы и информацию налоговому органу — зависит от конкретных обстоятельств. Адекватная оценка, лицами, принимающих решения в компании, последствий неполного представления документов и информации или отказа от представления их в будущем может помочь избежать негативных последствий для компании при общении с налоговыми органами.

Министерство финансов Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 8 июля 2019 года N ММВ-7-19/343@

________________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

3. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего деятельность по взаимодействию с налогоплательщиками.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
М.В.Мишустин

в Министерстве юстиции

16 сентября 2019 года,

регистрационный N 55942

УТВЕРЖДЕН
приказом ФНС России
от 8 июля 2019 года N ММВ-7-19/343@

Административный регламент Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)

I. Общие положения

Предмет регулирования Административного регламента

1. Административный регламент Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов) (далее - государственная услуга) устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых налоговыми органами при предоставлении государственной услуги, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями налоговых органов и их должностными лицами, налоговыми органами и налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами, их представителями, иными федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами управления государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги.

Круг заявителей

2. Заявителями являются налогоплательщики, плательщики сборов, плательщики страховых взносов, налоговые агенты.

3. Положения, предусмотренные настоящим Административным регламентом в отношении заявителя, распространяются на его представителя в случаях, когда заявитель участвует в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через представителя.

Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 26 Налогового кодекса Российской Федерации.

Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги

4. Информация о месте нахождения, графике работы налоговых органов, о едином телефонном номере на территории Российской Федерации, об адресе официального сайта ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт ФНС России, сеть "Интернет") размещается на сайте ФНС России, в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных услуг (функций)" (далее - федеральный реестр государственных услуг (функций)) и в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал).

5. Информация о порядке предоставления государственной услуги размещается непосредственно в помещениях налоговых органов с использованием информационных стендов, на сайте ФНС России, на Едином портале, федеральном реестре государственных услуг (функций), в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ), представляется по единому телефонному номеру на территории Российской Федерации, в том числе с использованием средств автоинформирования (при наличии), с использованием компьютеров со справочно-правовыми системами и с программными продуктами, разработанными ФНС России, посредством публикации в средствах массовой информации (далее - СМИ), а также непосредственно должностными лицами налоговых органов, ответственными за предоставление государственной услуги, в порядке, установленном настоящим Административным регламентом.

Информация о МФЦ, через которые предоставляется государственная услуга, размещается в блоках региональной информации сайта ФНС России и на информационных стендах территориальных налоговых органов.

Взаимодействие налоговых органов и МФЦ при предоставлении государственной услуги, в том числе на основании запроса о предоставлении нескольких государственных и (или) муниципальных услуг в МФЦ (далее - комплексный запрос), предусмотренного статьей 15_1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст.4179; 2019, N 14 (ч.1), ст.1461) (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), осуществляется в соответствии с соглашением о взаимодействии. Взаимодействие налоговых органов и МФЦ в электронной форме без дублирования документов на бумажных носителях осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

6. В блоках региональной информации сайта ФНС России должна размещаться следующая информация:

1) полное и сокращенное наименования ФНС России, управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и иных налоговых органов, предоставляющих государственную услугу, их почтовые адреса, графики (режимы) работы;

2) единый телефонный номер на территории Российской Федерации, номер телефона-информатора (при наличии).

7. На информационных стендах территориальных налоговых органов, предоставляющих государственную услугу, должна размещаться следующая информация:

1) наименование территориального налогового органа, его почтовый адрес, идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН), код причины постановки на учет (далее - КПП), адреса его территориально обособленных рабочих мест;

2) наименования вышестоящих налоговых органов, их почтовые адреса, ИНН, КПП;

3) адрес сайта ФНС России;

4) единый телефонный номер на территории Российской Федерации, номер телефона-информатора (при наличии);

5) графики (режимы) работы территориального налогового органа, территориально обособленных рабочих мест, вышестоящих налоговых органов;

6) графики приема заявителей должностными лицами, ответственными за предоставление государственной услуги;

7) о местах (об операционных залах, о кабинетах) предоставления государственной услуги.

8. На Едином портале размещается следующая информация:

1) исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, требования к оформлению указанных документов, а также перечень документов, которые заявители вправе представлять по собственной инициативе;

2) круг заявителей;

3) срок предоставления государственной услуги;

4) результаты предоставления государственной услуги, порядок представления документа, являющегося результатом предоставления государственной услуги;

5) размер государственной пошлины, взимаемой за предоставление государственной услуги;

6) исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги;

7) о праве заявителей на досудебное (внесудебное) обжалование принятых решений и осуществляемых действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц в ходе предоставления государственной услуги;

Информация на Едином портале о порядке и сроках предоставления государственной услуги на основании сведений, содержащихся в федеральном реестре государственных услуг (функций), предоставляется заявителю бесплатно.

Доступ к информации о сроках и порядке предоставления государственной услуги осуществляется без выполнения заявителем каких-либо требований, в том числе без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства заявителя требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание платы, регистрацию или авторизацию заявителя, или предоставление им персональных данных.

II. Стандарт предоставления государственной услуги

Наименование государственной услуги

9. Государственная услуга по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов).

Наименование органа, предоставляющего государственную услугу

10. Наименование федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, - Федеральная налоговая служба. Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, инспекциями ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциями ФНС России межрайонного уровня.

11. Налоговые органы не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации.

Описание результата предоставления государственной услуги

12. Результатами предоставления государственной услуги являются:

- бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

- прием налоговых деклараций (расчетов).

Срок предоставления государственной услуги, срок выдачи (направления) документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги

13. Предоставление государственной услуги, выдача (направление) документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги, осуществляются в следующие сроки:

1) индивидуальное информирование на основании запросов в устной форме - в день обращения;

2) индивидуальное информирование на основании запросов в письменной форме - в течение 30 календарных дней со дня регистрации соответствующего письменного запроса. При необходимости срок рассмотрения письменного запроса может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, но не более чем на 30 календарных дней, с обязательным информированием заявителя о продлении срока рассмотрения такого запроса с указанием причин продления срока, которое осуществляется не позднее срока его исполнения;

3) индивидуальное информирование на основании запросов в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) - в течение 30 календарных дней со дня регистрации соответствующего запроса в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по ТКС. При необходимости срок рассмотрения запроса в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по ТКС может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, но не более чем на 30 календарных дней, с информированием заявителя о продлении срока рассмотрения такого запроса с указанием причин продления срока, которое осуществляется не позднее срока его исполнения;

4) индивидуальное информирование о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам на основании запросов в письменной форме - в течение 5 рабочих дней со дня поступления в территориальный налоговый орган соответствующего письменного запроса;

5) индивидуальное информирование о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам на основании запросов в электронной форме - в течение 5 рабочих дней со дня поступления в территориальный налоговый орган соответствующего запроса в электронной форме;

6) индивидуальное информирование об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на основании запросов в письменной форме - в течение 10 рабочих дней со дня поступления в территориальный налоговый орган соответствующего письменного запроса;

7) индивидуальное информирование об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на основании запросов в электронной форме - в течение 10 рабочих дней со дня поступления в территориальный налоговый орган соответствующего запроса в электронной форме;

8) прием налоговой декларации (расчета), представленной на бумажном носителе заявителем лично в налоговый орган, - в день представления налоговой декларации (расчета) в налоговый орган;

Каждый налогоплательщик, который получает доход и выплачивает НДФЛ по ставке 13%, вправе претендовать на льготную компенсацию в случае произведения определенных расходов.

Вычет — это сумма льготы, на которую уменьшается налогооблагаемая база гражданина. Оформляют ее только те граждане, которые являются резидентами РФ и получают доход, облагаемый НДФЛ. Все заработанные средства, которые подлежат налогообложению по общему правилу, уменьшаются на сумму годового подоходного налога. В результате получится сниженная налогооблагаемая база. Также граждане вправе подать заявление в территориальную ИФНС о компенсации доли излишне уплаченного НДФЛ.

Гражданин вправе получить льготу как посредством материальной компенсации от территориальной ФНС, так и у работодателя, предоставив необходимые документы для возврата налога и заявление для оформления возврата. Зачастую в перечень документов входят разного рода подтвердительные регистры — различные свидетельства и уведомления.

Получают льготу только резиденты РФ, доход которых облагается ставкой 13%. Те работники, которые освобождены от уплаты налогов или выплачивают НДФЛ по иным ставкам (например, 6%, 9%, 15%, 30%), не вправе оформлять вычеты за отчетный год.

Регламентирует правила возврата денег гражданам НК РФ.

Виды налоговых вычетов

В зависимости от типа меняются и пакет документов для получения налогового вычета налогоплательщиком. Разобраться в действующих видах вычетов поможет статья о том, что такое налоговый вычет. В НК РФ говорится, что налогоплательщики вправе претендовать на такие вычеты:

Как оформить налоговый вычет через работодателя или в ИФНС

Практически каждый налогоплательщик задается вопросами: как компенсировать расходы, как восстановить затраты на образование или получить социальную компенсацию. В таблице перечислили, какие документы предоставляются в налоговую для получения налогового вычета по типам льгот.

  1. Заявление в свободной форме о предоставлении НВ.
  2. 2-НДФЛ, если сотрудник работает неполный период (подтверждение права на НВ).
  3. Свидетельство о рождении ребенка (детей).
  4. Справка с места обучения ребенка (до 24 лет).
  5. Справка ЖКХ о совместном проживании ребенка с родителями.
  6. Удостоверение для инвалидов и участников боевых действий и лиц, перенесших лучевую болезнь вследствие чернобыльской катастрофы.
  7. Справка, подтверждающая факт и группу инвалидности (для детей-инвалидов).
  8. Для вычета на ребенка в двойном размере — документ, подтверждающий отсутствие второго родителя, либо справка для налогового вычета, подтверждающая отказ от компенсации другого родителя
  1. Уведомление от ИФНС.
  2. Заявление
  1. Уведомление от ИФНС.
  2. Заявление
  1. Заявление

Такими документами оформляем налоговый вычет через ИФНС.

  1. Декларация 3-НДФЛ.
  2. Заявление установленной формы.
  3. 2-НДФЛ.
  4. При компенсации лечения близких родственников — свидетельства, подтверждающие родство.
  5. Платежные документы — договор, чеки, справка с перечнем лекарств
  1. Заявление унифицированного формата.
  2. Копия паспорта.
  3. Копия ИНН.
  4. 2-НДФЛ.
  5. Копия договора с образовательным учреждением.
  6. Квитанции об оплате обучения — копия и оригинал

Самый популярный вид налоговой льготы. Действует на приобретенное имущество и на кредит или ипотеку, выданные на покупку жилья. Налогоплательщикам (физическим лицам) для возврата налогового вычета необходимы следующие документы в 2021 году:

  1. Декларация 3-НДФЛ.
  2. Заявление.
  3. 2-НДФЛ.
  4. Копия паспорта.
  5. Договор купли-продажи имущественного объекта (договор долевого участия).
  6. Свидетельство о госрегистрации права или иной правоустанавливающий документ.
  7. Платежные документы — чеки, банковские выписки и квитанции, расписки, подтверждающие передачу денег, и проч.
  8. Договор ипотечного кредитования с приложениями (при наличии).
  9. Справка об уплаченных процентах из банка (в случае ипотеки)
  1. Декларация 3-НДФЛ.
  2. 2-НДФЛ.
  3. Заявление.
  4. Отчеты брокера, подтверждающие срок нахождения реализованных ценных бумаг в собственности

Порядок обращения за налоговым вычетом

Процедура и последовательность действий для каждого вида льгот аналогичны. Если гражданин оформляет компенсацию через работодателя, то обращение формируется непосредственно в отчетный период. Например, при оформлении стандартного налогового вычета пишем заявление на имя руководителя и прикладываем копии всех подтвердительных документов (свидетельств о рождении, о браке, справку или свидетельство об инвалидности, документы об опеке и т.п.).

Процедура оформления возврата через ИФНС едина для всех видов вычетов. Пакет документов подается строго по истечении отчетного периода — на следующий год после приобретения жилья, оплаты за обучение или лечение, совершения операций с ценными бумагами и проч. Обращение подается в течение всего года, следующего за отчетным, срок подачи никак не регламентируется. Вместе с заявлением на налоговый вычет в составе пакета подтвердительных документов предоставляется декларация по форме 3-НДФЛ. Специалисты ФНС утвердили порядок оформления налогового вычета и перечень документов для подачи декларации 3-НДФЛ в 2021 году:

  • паспорт гражданина РФ;
  • справка о доходах от работодателя по форме 2-НДФЛ;
  • все необходимые копии (договоры, чеки, свидетельства, удостоверения, справки об уплаченных процентах и суммах, платежные поручения).

Гражданин вправе выбрать — вернуть излишне уплаченный подоходный налог на расчетный счет или зачесть его в счет будущих периодов.

В 2021 обновилась форма декларации 3-НДФЛ. Она утверждена приказом ФНС России №ЕД-7-11/615@ от 28.08.2020. По новым правилам, заявление на зачет или возврат излишне уплаченного подоходного налога подается в составе декларации 3-НДФЛ.


Сроки возврата

Декларацию, удостоверяющую доходность налогоплательщика и подтверждающую сумму уплаченного подоходного налога, предоставляют в ИФНС по истечении отчетного периода, в котором произошла оплата услуги, дающей возможность вернуть НДФЛ.

В гл. 23 НК РФ разъясняется, как подать документы на налоговый вычет: подавайте документацию в бумажном или электронном виде (через личный кабинет налогоплательщика) в течение всего года, следующего за отчетным. Памятка налогоплательщикам: возврат льготы (независимо от ее вида) осуществляется только за последние 3 года. Для пенсионеров возможен возврат за 4 предыдущих года. Получается, что в 2021 году гражданам вернут излишне уплаченные средства за 2018, 2019, 2020 годы (для пенсионеров доступен и 2017 год).

После подачи документации в ИФНС в обязательном порядке проводится камеральная проверка. Инспектор проверяет бумаги в течение трех месяцев. После проверки гражданин получит уведомление о вынесенном положительном или отрицательном решении о возврате. Если ответ удовлетворительный, то денежные средства будут перечислены на расчетный счет, указанный в заявлении, в течение 1 месяца после принятия положительного решения.

Налоговые вычеты помогут сэкономить и восстановить семейный бюджет. Все мы платим налоги, и за часть из них государство готово вернуть часть денег.

Процедура получения довольно сложная, в ней легко можно запутаться. В статье мы расскажем, кто и на каких основаниях может получить налоговый вычет, как это сделать, какие тонкости все себе скрывает процедура, и нужно ли обращаться за помощью к посредникам.

Что такое налоговый вычет

Под налоговым вычетом подразумевается сумма, на которую уменьшается налогооблагаемый доход. Почти каждый гражданин РФ старше 18 лет платит НДФЛ с одного из своих видов доходов. Вы заплатили за лечение, учёбу в ВУЗе, купили дом или пополнили ИИС, и у вас автоматически возникает право вернуть часть уплаченного налога на добавленную стоимость.

Сделать это можно с помощью государства, которое вернёт часть налогов. Для этого гражданин подаёт в налоговую декларацию и документы, которые подтверждают его право на вычет. Также можно вернуть деньги через работодателя. Налоговая предоставляет гражданину уведомление, которое он отдаёт в бухгалтерию работодателя. В течение некоторого времени последний перестаёт удерживать НДФЛ при выплате зарплаты.

На получение вычета могут рассчитывать только резиденты Российской Федерации, которые имеют официальный доход, облагаемый налогом НДФЛ со ставкой 13%. Чтобы быстрее вернуть деньги, нужно подать заранее декларацию по итогам года. Налоговый вычет доступен к возврату в течение трёх лет с момента оплаты расходов.

Изменения 2021 года

В апреле 2021 года в Госдуме утвердили закон, упрощающий процедуру получения части вычетов. До нынешнего года вычеты применялись ко всем доходам, облагающимися 13% ставкой. Теперь доходы физических лиц делятся на основную и неосновную базы.

Неосновная налоговая база включает такие доходы, как продажа ценных бумаг или выигрыш в лотерее. К основной относятся доходы со ставкой 13-15%. Вычеты к доходам основной базы применяются свободно, а к основной только в трёх случаях:

  1. Вычет при переносе убытков на будущие периоды.
  2. Вычет на долгосрочное владение ценными бумагами.
  3. Вычет на доходы от ИИС типа Б.

Виды вычетов

На данный момент, по доходам, полученным за 2021 год, можно воспользоваться имущественными, стандартными, социальными, профессиональными и инвестиционными вычетами.

Имущественные

Имущественный вычет может получить гражданин, совершавший операции с недвижимостью в течение последних трёх лет. Сюда входит продажа имущества, покупка земли, жилья или его строительство. Ст. 220 НК РФ описывает весь список операций с имущественным вычетом.

Социальные

На социальный налоговый вычет может рассчитывать гражданин-резидент Российской Федерации, у которого за предыдущий год был один из видов расходов:

  • Независимая оценка квалификации.
  • Собственное обучение, а также детей, сестёр и братьев.
  • Накопительная часть пенсии.
  • Благотворительность.
  • Негосударственное пенсионное обеспечение или страхование.
  • Лечение: покупка лекарств для себя, супруга, детей и родителей.

120000 рублей – максимальная сумма, на которую можно рассчитывать. Сюда не входят благотворительность, обучение и дорогостоящее лечение. Расходы на благотворительность позволяют сократить годовой доход на 25%, обучение детей позволяет вернуть до 50000 рублей на каждого ребёнка, расходы на дорогостоящее лечение принимаются к вычету без ограничений.

Стандартные

Стандартный налоговый вычет делится на 2 вида: на ребёнка и на себя.

На вычет на ребёнка могут рассчитывать оба родителя, опекуны, усыновители и т.п. Главное, чтобы они по закону обеспечивали ребёнка. Государство осуществляет вычет с месяца рождения ребёнка и до 18 или 24 лет, если он обучается очно. Родители могут рассчитывать на денежное пособие в размере 500 – 3000 рублей. На сумму влияет категория налогоплательщика.

Чем больше детей, тем больше сумма вычета. Государство не предоставляет вычеты родителям, если их доход с начала года выше 350000 рублей.

Инвестиционные

Инвестиционным налоговым вычетом могут воспользоваться граждане РФ:

  • Получившие доход по операциям, которые учитываются на ИИС.
  • Вносившие деньги на ИИС.
  • Получившие доход по операциям с ценными бумагами.

Профессиональные

Вычет положен индивидуальным предпринимателям и тем, кто получает доходы с профессиональной деятельности. Воспользоваться профессиональным вычетом могут следующие граждане:

  1. Нотариусы.
  2. Авторы, получающие вознаграждение.
  3. Индивидуальные предприниматели, которые платят 13% НДФЛ.
  4. Адвокаты.
  5. Физические лица, не имеющие статус ИП, но работающие по гражданско-правовым договорам.
  6. Самозанятые.
  7. Люди, занимающиеся частной практикой.

Кто может получить налоговый вычет

Вычеты из бюджета возвращают фактически уплаченный налог. Права на вычет имеет гражданин, который является резидентом РФ, работает официально, платит НДФЛ, имеет права на налоговые вычеты и подтверждающие это право документы. Полный список лиц, которые могут получить налоговый вычет, указан в статьях 218 – 221 НК РФ.

Имущественный

Налогоплательщик, продавший или купивший имущество, построивший жилье или приобрётший землю для этого.

Стандартный

Социальный

Люди, потратившиеся на обучение детей, сестёр и братьев, самих себя, лечение близких родственников, имеющие расходы на накопительную часть пенсии, добровольное страхование, благотворительность.

Инвестиционный

Налогоплательщики, получившие доход по операциям ИИС, вносящие деньги на свой ИИС, проводящие операции на рынке ценных бумаг и получившие с них доход.

Профессиональный

ИП, самозанятые, люди, работавшие по гражданско-правовому договору, адвокаты, нотариусы, авторы, которые получили доход за создание или использование произведений науки, литературы, искусства и т.п.

Как получить налоговый вычет

Любой гражданин, который подходит под условия получения налогового вычета, указанные выше, может получить его через налоговую или работодателя. В первом случае ему вернут деньги, а во втором работодатель не будет удерживать НДФЛ из его заработной платы.

Для получения налогового вычета нужны следующие документы:

  • ИНН и копия паспорта.
  • Декларация 3-НДФЛ. С её помощью можно получить вычет только в налоговой инспекции. Подаётся оригинал. Заполнить можно самостоятельно или через посредника.
  • Справка о доходах по форме 2-НДФЛ.

Эти документы должны быть почти в каждом случае. В зависимости от вида налогового вычета понадобятся другие виды документов. Это могут быть копии платёжных документов на покупку недвижимости, оплату обучения, лечение, пополнение ИИС и т.п. Для выплаты на детей понадобятся справки, касающиеся ребёнка. Каждый конкретный случай подробно расписан в Налоговом Кодексе РФ (статьи 218 – 221).

С 2022 года для получения некоторых видов налоговых вычетов (инвестиционных и имущественных) не придётся подавать декларацию.

Как и когда подавать декларацию

Если кроме имущественного вычета у вас в декларации будет указан доход, полученный в прошлом году, то вы должны подать декларацию до 30 апреля. Если гражданин предоставляет налоговую декларацию, желая получить налоговые вычеты по НДФЛ (стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные при покупке жилья), то подать её он может после 30 апреля. Налоговые санкции в этом случае к нему применены не будут.

Что ещё нужно учесть при заполнении декларации

Гражданину стоит помнить о подтверждающих документах, если он заполняет налоговую декларацию, чтобы получить налоговый вычет. Каждый вычет подразумевает свой перечень документов, без которого инспектор откажет в нем. Поэтому стоит помнить обо всей документации и заявлении на возврат налога. Налоговая будет проверять до 3 – 4 месяцев.

Если резидент за предыдущий год оплачивал своё обучение, лечение, пополнял ИИС, то ему нужно подавать только одну декларацию, в которой он заявит несколько налоговых вычетов. Не нужно подавать налоговую декларацию к каждому из вычетов.

Не стоит указывать все источники дохода, если для они не нужны для получения налогового вычета. НК РФ разрешает не указывать в декларации доходы, налог с которых полностью удержан и не мешает получить налоговый вычет.

Если декларация подана, а заявитель только потом обнаружил ошибку, то изменять в ней ничего нельзя. Он должен заново подать исправленную версию.

Сроки возврата налогового вычета

Налоговая инспекция сначала проверит все данные. Она может запросить информацию в Росреестре или другом органе. Благодаря поправкам, внесённым в НК в апреле 2021 года, некоторые налоговые вычеты с 2022 года можно получить без декларации и подачи документов.

Заявление, которое гражданин подал на упрощённый вычет, налоговая инспекция проверит за 30 дней с даты его подачи. В некоторых случаях срок может быть продлён до 3 месяцев. После принятия положительного решения деньги перечисляются в течение 15 дней.

Если подаётся декларация к обычному налоговому вычету, то ревизоры могут проверять её в течение 3 месяцев. Если вычет подтверждается, то деньги перечислят в течение месяца. Таким образом, сроки возврата налогового вычета в этом случае – от 4 месяцев.

Частые проблемы и ошибки

Если неправильно подать документы для налогового вычета, то можно не только получить отказ инспекторов, но и нажить серьёзные проблемы. Ниже подробно о типичных ошибках и проблемах:

Стоит ли пользоваться услугами по заполнению и отправке декларации

Налоговая инспекция тщательно проверяет все данные, которые подаёт резидент для получения вычета. Из-за одной мелкой ошибки инспекторы могут отказать в возврате денег, и тогда гражданину придётся подавать документы и заполнять декларацию снова, ожидая несколько месяцев проверки. И даже тогда не факт, что человек сделал все правильно.

Чтобы не мучатся с заполнением и избежать возможных ошибок и потери времени, можно воспользоваться услугами агентств, заполняющих и отправляющих документацию. Ниже несколько примеров компаний со своими услугами и ценами по ним.

Читайте также: