В какой срок банк обязан исполнить поручение о перечислении налога

Обновлено: 14.05.2024

1. Банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (далее в настоящей статье - поручение налогоплательщика), а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье - поручение налогового органа) в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

2. Поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается, за исключением операций по перечислению налога посредством осуществления трансграничного перевода денежных средств с использованием международных платежных карт, при осуществлении которого налогоплательщика обслуживает иностранный банк.

При предъявлении физическим лицом поручения на перечисление налога в обособленное подразделение банка, не имеющее корреспондентского счета (субсчета), срок, установленный абзацем первым настоящего пункта для исполнения банком поручения налогоплательщика, продлевается в установленном порядке на время доставки такого поручения организацией федеральной почтовой связи в обособленное подразделение банка, имеющее корреспондентский счет (субсчет), но не более чем на пять операционных дней.

3. При наличии денежных средств (драгоценных металлов) на счете налогоплательщика или остатка его электронных денежных средств банки не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика и поручения налогового органа.

3.1. При невозможности исполнения поручения налогоплательщика в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, или поручения налогового органа в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств (драгоценных металлов) на счете налогоплательщика или на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного настоящим Кодексом срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогового органа - в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленного подразделения).

4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных настоящей статьей обязанностей банки несут ответственность, установленную настоящим Кодексом.

Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации сумму налога. В случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к этому банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) за счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 46 настоящего Кодекса, а за счет иного имущества - в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 47 настоящего Кодекса.

4.1. Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в Центральный банк Российской Федерации с ходатайством об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.

4.2. Требование о перечислении налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье - требование о перечислении налога) должно быть направлено в банк в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не позднее трех месяцев со дня выявления не перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога и составления налоговым органом документа о выявлении не перечисленной банком в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога.

Требованием о перечислении налога признается уведомление банка о неперечисленной сумме налога, а также об обязанности перечислить эту сумму налога в установленный срок.

Форматы требования о перечислении налога, а также порядок направления этого требования в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

5. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении обязанности банков по исполнению поручений налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и распространяются на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации сборов, страховых взносов, единого налогового платежа физического лица, пеней и штрафов.

6. Правила, установленные настоящей статьей, также применяются при исполнении банком поручений местных администраций, организаций федеральной почтовой связи и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств, принятых от физических лиц - налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов).

7. При исполнении банками поручений по возврату налогоплательщикам, налоговым агентам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

Другой комментарий к Ст. 60 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В пункте 1 ст. 60 Кодекса установлена обязанность банков исполнять в порядке очередности, установленной гражданским законодательством:

поручение налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды);

решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента.

Очередность платежей при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований установлена п. 2 ст. 855 гл. 45 "Банковский счет" части второй ГК:

в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;

в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования;

в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;

в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, согласно п. 2 ст. 855 ГК производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Постановлением КС России от 23 декабря 1997 г. N 21-П положение абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК (устанавливающего третью очередь списания) признано не соответствующим Конституции РФ, исходя из того, что установленное в абз. 5 этого пункта (устанавливающем четвертую очередь) обязательное списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, означает только взыскание задолженности по указанным платежам на основании поручений налоговых органов и органов налоговой полиции, носящих бесспорный характер.

В целях обеспечения поступления доходов в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации впредь до внесения в соответствии с указанным Постановлением КС России изменений в п. 2 ст. 855 ГК федеральными законами о федеральном бюджете на каждый очередной год устанавливается, что при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, отнесенных указанной статьей ГК к первой и второй очереди.

2. По общему правилу, которое установлено п. 2 ст. 60 Кодекса, поручение на перечисление налога или решение о взыскании налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения или решения.

Иное, как указано в п. 2 комментируемой статьи, может быть предусмотрено Кодексом. В частности, согласно п. 6 ст. 46 Кодекса инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (распоряжения), если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, поскольку это не нарушает порядка очередности платежей, установленных гражданским законодательством Российской Федерации (см. комментарий к ст. 46 Кодекса).

Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает возможность продления срока для исполнения банком поручения на перечисление налога при предъявлении физическим лицом поручения на перечисление налога в обособленное подразделение банка, не имеющее корреспондентского счета (субсчета). Срок продлевается на время доставки в установленном порядке такого поручения организацией связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи, в обособленное подразделение банка, имеющее корреспондентский счет (субсчет), но не более чем на пять операционных дней.

Следует отметить, что по общему правилу, закрепленному ст. 80 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" , общий срок осуществления платежей по безналичным расчетам не должен превышать два операционных дня, если указанный платеж осуществляется в пределах территории субъекта Российской Федерации, и пять операционных дней, если указанный платеж осуществляется в пределах территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи плата за исполнение поручения на перечисление налога или решения о взыскании налога не взимается.

Минфин России в письме от 25 февраля 2005 г. N 03-02-07/2-19 указал, что Кодексом не предусмотрена обязанность банков осуществлять перечисление пени и штрафа по платежным документам физических лиц без взимания платы за соответствующие операции. Поэтому для возложения на банки обязанности по совершению банковских операций в части пеней и штрафов, предусмотренных Кодексом, без взимания платы, требуется дополнительное законодательное регулирование.

--------------------------------
Ведомости СНД и ВС РФ. 1990. N 27. Ст. 357; СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.

С учетом изложенного, по мнению Минфина России, Сбербанк России вправе взимать комиссионное вознаграждение за перечисление пени и штрафов по платежным документам физических лиц.

3. В соответствии с п. 3 ст. 60 Кодекса банкам запрещено задерживать исполнение поручений на перечисление налогов или решений о взыскании налогов в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) при наличии денежных средств на счете налогоплательщика или налогового агента.

4. Согласно п. 4 ст. 60 Кодекса за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных комментируемой статьей обязанностей банки несут ответственность, установленную Кодексом.

Ответственность банков за нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора установлена ст. 133 Кодекса, за неисполнение решения о взыскании налога и сбора, а также пени - ст. 135 Кодекса (см. комментарии к ст. 133 и 135 Кодекса).

Пунктом 4 комментируемой статьи установлено, что применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджеты (внебюджетные фонды) сумму налога и уплатить соответствующие пени. В случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к этому банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) и соответствующих пеней за счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному ст. 46 Кодекса, а за счет иного имущества - в порядке, установленном ст. 47 Кодекса для взыскания налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации, индивидуального предпринимателя, нежели денежные средства на счетах в банках (см. комментарий к ст. 47 Кодекса).

При применении указанной нормы Пленум ВАС России в п. 16 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 предписал судам исходить из того, что под "соответствующими пенями" в данном случае следует понимать пени, начисленные на налогоплательщика по правилам ст. 75 Кодекса до того момента, когда в соответствии с п. 2 ст. 45 Кодекса его обязанность по уплате налога должна считаться исполненной.

Согласно п. 4 ст. 60 Кодекса неоднократное нарушение обязанностей, установленных указанным пунктом, в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в Банк России с ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской деятельности.

Следует отметить, что приведенное положение не вполне согласуется с банковским законодательством. Пунктом 7 ст. 20 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ) предусмотрено, что основанием отзыва (но не аннулирования) у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций является неоднократное в течение одного года виновное неисполнение содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (с вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счетах (во вкладах) указанных лиц.

--------------------------------
Ведомости СНД и ВС РФ. 1990. N 27. Ст. 357; СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.

5. Правила ст. 60 Кодекса об обязанностях банков по исполнению поручений на перечисление налогов и решений о взыскании налогов согласно ее п. 5 применяются также в отношении обязанности банков по исполнению поручений на перечисление сборов и решений о взыскании сборов.

Банки нередко отказывают предпринимателям проводить платежи без объяснения причин. Ведущий эксперт сервиса "Эльба.Банк" компании "СКБ Контур" Елена Галичевская описала, почему это происходит, и алгоритмы, как вернуть доступ к своим деньгам.

По законодательству банк вправе отказать клиенту в исполнении его платежного поручения. Чтобы оперативно отреагировать на возврат платежки, клиент должен понимать, что не так. Дело в том, что банк не обязан объяснять причины своего отказа. И далеко не всегда в законе прописан четкий алгоритм действий. Разберемся, когда банк может не принять платежку и чем это грозит предпринимателю.

b_5d53c193c613e.jpg

Условия приема банком к исполнению платежного поручения установлены в статье 864 ГК РФ. Банк не примет платежное поручение при таких обстоятельствах:

  • у клиента нет права распоряжаться деньгами на счете;
  • платежное поручение не соответствует требованиям;
  • на счете не хватает денег для платежа;
  • приостановлены операции по банковскому счету предпринимателя – в этом случае банк руководствуется Федеральным законом от 7 августа 2001 № 115-ФЗ ( далее – Закон № 115-ФЗ).

Причина 1. У клиента нет права распоряжаться деньгами на счете

Банк обязан убедиться, что плательщик вправе распоряжаться деньгами на счете. Для этого в случае с электронной платежкой банк проверяет наличие электронной подписи – аналога собственноручной подписи, а также что платежка удостоверена кодами, паролями, средствами, подтверждающими полномочия лица на право распоряжаться денежными средствами (это требование пункта 1.24 Положения ЦБ РФ от 19.06.2012 № 383-П ).

Если платежное поручение сформировано в бумажном виде, то банк проверит:

- наличие и соответствие собственноручной подписи лиц, которые указаны в банковской карточке с образцами подписей;

- соответствие оттиска печати (если она есть) образцу, заявленному в карточке при открытии счета в банке.

При приеме платежного поручения без открытия банковского счета проверят собственноручную подпись предпринимателем, если платежка бумажная. Если электронная, то номер, код или иной идентификатор электронного средства платежа.

Не всегда банк может распознать несанкционированный доступ третьего лица к расчетному счету несмотря на то, что корректность электронной подписи проверяется банком с применением специальных технических средств. Позаботиться о защите собственных компьютеров и сохранности сертификатов электронной подписи должен сам предприниматель.

Суды могут встать на сторону банка. Так, ФАС Волго-Вятского округа рассматривал случай несанкционированного списания средств со счета компании, которая потребовала вернуть 1 млн. 25 тыс. рублей. Банк отказался возмещать денежные средства, и суд его поддержал.

Проведенная банком техническая экспертиза подтвердила, что спорные электронные платежные поручения содержали корректную ЭП клиента: предъявленная электронная подпись принадлежала генеральному директору клиента.

Судьи пришли к выводу, что клиент обязан хранить в тайне ключ ЭП, немедленно требовать приостановления действия сертификата ключа подписи, если есть подозрения, что он использован без ведома владельца. Так как владелец электронной подписи не соблюдал эти правила, то вина и возмещение убытков возлагается на него. Банк не несет ответственности за последствия исполнения электронного платежного документа, защищенного корректной ЭП клиента. Суд признал, что виновником возникновения убытков считается сама компания-клиент (постановление ФАС ВВО от 25.07.2014 № А43-17091/2011).

Причина 2. Реквизиты платежного документа не соответствуют банковским требованиям

Реквизиты платежного поручения должны соответствовать требованиям законодательства и банковским правилам (п. 1 ст. 864 ГК РФ). Если это не так, банк может уточнить содержание платежного поручения. Запрос сделают сразу, как только банк получит платежку от клиента. Если ответа в заданный банком срок не будет, платеж не проведут, а поручение вернут плательщику.

Допустим, что все требования к платежке выполнены, но допущена ошибка в одном единственном реквизите, например, ИНН. Значит ли это, что платежка не соответствует банковскими правилам? С одной стороны, не выполнены требования п. 1 ст. 864 ГК РФ, так как неверно заполнен один из реквизитов. С другой стороны, платежное поручение составлено в корректной форме, ошибка только в одном реквизите. Законодательно вопрос не урегулирован, поэтому обратимся к судебной практике.

В одном из дел суд рассмотрел иск ИП к банку. Предприниматель неверно указал ИНН получателя, банк списал денежные средства, и деньги ушли в неизвестность. Судьи пришли к выводу, что проверка реквизитов – это обязанность ИП. Банк не обязан уточнять реквизиты получателя денежных средств (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.12.13 № А43-5593 /2013). Похожее дело рассматривал ФАС Западно-Сибирского округа, и суд тоже встал на сторону банка. Арбитры отметили, что за правильность заполнения реквизитов расчетного документа отвечают должностные лица организации, составившей расчетный документ (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.12.2011 № А45-7012/2011).

Итак, банки не обязаны требовать от плательщика уточнений по содержанию поручения, если один реквизит указан ошибочно, а в остальном все верно. В такой ситуации банк не приостановит операцию по зачислению денег на указанный плательщиком счет.

Ошибка в указании банковского идентификационного кода (БИК) банка-получателя контролируется самим банком, но также не является причиной уточнения реквизитов. Вопрос лишь во времени обработки такого поручения.

Важно не упустить, что некорректное заполнение реквизитов платежного документа может иметь для плательщика негативные последствия, если речь о расчетах с бюджетной системой. Например, неверно указанный счет казначейства, название банка получателя или ошибка в первых трех цифрах кода бюджетной классификации при уплате страховых взносов на травматизм в ФСС, приведет к тому, что налог не поступит в бюджет. Отсюда – санкции налоговых органов.

Причина 3. На счете не хватает денег для платежа

Для совершения платёжной операции на счете должно быть достаточно денежных средств. Они списываются с расчетного счета клиента в очередности, закрепленной в статье 855 ГК РФ. Например, сначала оплачиваются исполнительные документы, которые подтверждены судом – по алиментам, заработной плате. Затем – налоги, другие бесспорные требования по исполнительным документам, в последнюю очередь – любые другие требования по мере их поступления (календарной очередности).

Может случиться, что подошел срок уплаты налогов, но в банк поступили исполнительные листы, платежи по которым исполняются первыми. При нехватке денег на счете для погашения всех требований и уплаты налога последний не считается уплаченным (подп. 1, 4, 5 п. 4 ст. 45 Налогового кодекса РФ).

Неправильно указанная в платежном поручении очередность платежа тоже станет проблемой плательщика: важная платежка на уплату налогов не уйдет вовремя, а налоговая начислит штрафы, пени. Если же банк несвоевременно перечислит налог, то обязанность по его уплате считается исполненной. Недоимка становится задолженностью банка. Требовать погашения этой задолженности от предпринимателя или организации налоговая инспекция не вправе. Плательщику нужно обратиться в банк за разъяснениями причин и в налоговую инспекцию с заявлением о зачете денежных средств, не перечисленных банком в бюджет РФ, в счет уплаты налога (постановление Арбитражного Суда Московского округа от 27.04.2017 N Ф05-4865/17 № А40-176221/2016).

К такому заявлению нужно приложить документы, которые подтвердят факт уплаты налога:

- справку об остатке денежных средств по расчетному счету в банке;

- выписки банка по счету;

- копию платежного поручения на перечисление налога с отметкой банка о принятии;

- информацию с сайта ЦБ РФ и прочее (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 06.10.2017 № Ф06-23166/17 по делу № А65-440/2016).

Если такие меры не предпринять, то не исключено, что инспекция признает недоимку, за которой последуют санкции.

Причина 4. Банк приостановил операции по счету

Банк не проведет платежное поручение, если сочтет, что операция носит сомнительный характер (ч. 11 ст. 7 Закона № 115-ФЗ). Причину отказа банк сообщать не обязан (ст. 4 закона № 115-ФЗ). Достаточно двух таких операций в течение года, чтобы договор банковского обслуживания с клиентом был расторгнут (абз. 2 п. 5.2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Полный перечень признаков, указывающих на необычный характер операций, можно изучить в приложении к Положению ЦБ РФ от 2 марта 2012 № 375-П. Подозрения вызовут запутанные или необычные сделки; операции, которые не имеют очевидного экономического смысла или законной цели, не соответствуют виду деятельности организации, указанному в учредительных документах.

К подозрительным отнесут сделки, которые дадут основание полагать, что их цель — уклонение от обязательного финансового контроля. Например, на том основании, что клиент не ответит на запрос банка о пояснениях по какой-либо операции (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 06.09.16 № Ф09-8861/16 по делу № А47-2538/2014).

Подозрительное платежное поручение грозит компании не только требованием представить подтверждающие документы и пояснения по сделке), но и задержкой в перечислении средств или даже расторжением договора (решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.11.2014; постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 № А82-6897/2014).

Когда банк вернет платежку

Бумажные платежки банк обязан вернуть не позднее следующего рабочего дня с даты получения. На документах при этом должны быть такие отметки: дата поступления в банк, дата и причина возврата, штамп банка и подпись уполномоченного сотрудника (п. п. 2.13, 2.15 Положения № 383-П).

Электронное платежное поручение, которое не было исполнено, банк аннулирует. Уведомление об этом направляется клиенту в электронном виде не позднее следующего рабочего дня с даты получения платежки. В уведомлении банк укажет, что поручение аннулировано, дату и причину его возврата. Причину банк может указать в виде кода (такой код устанавливается самими банком, о нем информируют клиента – п. 2.13, 2.15 Положения № 383-П).

Какую ответственность несет банк

Банк примет платежное поручение к исполнению, если все условия выполнены, и перечислит средства получателю в установленный срок (п. 2.13 Положения № 383-П). За нарушение этого срока банк уплатит клиенту проценты по ставке рефинансирования -это прямая норма Закона о банках и банковской деятельности.

За нарушение срока перечисления налогов, сборов и страховых взносов банк и его должностных лиц оштрафуют (по статье 133 НК РФ и статье 15.8 КоАП РФ).

Очередность платежей в платежном поручении в 2021 году

При составлении платежки помимо банковских реквизитов, суммы и назначения платежа, требуется указать также его очередность (поле 21). Наша статья поможет правильно определить последовательность списания средств со счета и заполнить платежное поручение без ошибок.

Что такое очередность платежа в платежном поручении

Общая последовательность списания денежных средств со счета установлена в пункте 2 статьи 855 Гражданского кодекса РФ (заметим, что часть вторая ГК РФ введена в действие Федеральным законом от 26.01.96 № 14-ФЗ).

Согласно этой норме, в первую очередь проводятся платежи на основании исполнительных документов, которыми предписано удерживать (взыскивать) алименты или средства на возмещение вреда жизни и здоровью.

Вторая очередь платежей — это переводы в рамках исполнительных документов на перечисление заработной платы, выходных пособий или авторских вознаграждений.

Рассчитывайте зарплату и пособия с учетом ежегодного повышения МРОТ Рассчитать бесплатно

Четвертую очередь составляют платежи по исполнительным документам, предусматривающим любые другие взыскания (задолженность по договорам, штрафы, неустойки и т.п.).

В пятую очередь перечисляются все остальные платежи.

Важно

В рамках одной очереди платежные поручения исполняются в порядке поступления их в банк.

Заполняйте платежки с актуальными на сегодня КБК, кодами дохода и другими обязательными реквизитами Заполнить бесплатно

Зачем обозначать очередность платежа в платежке

Пункт 1 статьи 855 ГК РФ гласит: если на счете достаточно денег для исполнения всех требований, предъявленных к счету, списание средств проводится в порядке поступления платежек. Схожая норма содержится в пункте 2.10 положения № 383-П. В нем сказано, что при достаточности денежных средств на банковском счете плательщика распоряжения (платежные поручения) подлежат исполнению в последовательности поступления их в банк.

Соответственно, установление очередности платежей нужно, в первую очередь, на тот случай, если на счете в какой-то момент не окажется средств для исполнения всех платежек. Тогда банк будет перечислять деньги не в календарной последовательности, а с учетом очередности, обозначенной в поле 21.

Кроме того, фиксация в платежном поручении очередности платежа нужна на случай ареста или блокировки счета. В таких ситуациях банк вправе проводить платежи, которые занимают более высокую ступеньку в очереди, чем те, ради которых счет был арестован (заблокирован). К примеру, вынесение налоговиками решения о приостановлении операций из-за неуплаты налогов (ст. 76 НК РФ), не помешает банку переводить алименты и зарплату по исполнительным документам.

Какую очередность платежа указать в 2021 году

При заполнении поля 21 платежных поручений в 2021 году нужно придерживаться следующей очередности.

Для перевода платежей по налогам, сборам, взносам следует проставить 5 (письмо Минфина от 20.01.14 № 02-03-11/1603 ). Эту же цифру нужно указать в поле 21 платежки на перечисление госпошлины, поскольку она является федеральным сбором. Также этим кодом обозначаются пени и штрафы, которые плательщик вносит на основании требования налоговиков.

При перечислении заработной платы нужно вписать цифру 3. Данный код указывается в том числе в случае добровольного погашения долга по зарплате. Если же задолженность выплачивается по исполнительному листу или решению Трудинспекции, то в поле 21 платежки проставляется 2.

Для платежей по алиментам указывается 1. Данный код применяется вне зависимости от основания удержания алиментов (исполнительный лист, судебный приказ или нотариальное соглашение).

Для платежей по исполнительным листам очередность может варьироваться: возможны 1-я, 2-я и 4-я очереди. Все зависит от сути платежа, указанного в исполнительном документе. Например, как уже было сказано, деньги по исполнительным листам на взыскание алиментов должны списываться в первую очередь. Также к первой очереди относятся платежи по исполнительному листу, в котором установлены обязательства по компенсации вреда жизни и здоровью.

Платежи по исполнительным листам на взыскание заработной платы, выходного пособия и авторских вознаграждений требуют указания цифры 2 в поле 21. А платежи по всем остальным исполнительным листам проводятся в четвертую очередь.

Внимание

Кредитное учреждение не вправе отказать в приеме платежного поручения, если в нем неверно указана очередность платежа (письмо Минфина от 04.10.17 № 05-07-06/64623 ).

Запросить в ИФНС акт сверки по налогам через интернет Запросить бесплатно

Очередность платежей при аресте счета

Арест денежных средств на счете (например, в качестве меры по обеспечению иска или для исполнения решения о взыскании налогов) сам по себе не может нарушать очередность списания, установленную статьей 855 ГК РФ. А значит, он не препятствует переводу платежей, которые имеют более высокую очередь, чем требование, из-за которого счет был заблокирован (разд. II информационного письма Президиум ВАС РФ от 25.07.96 № 6).

Например, если счет организации арестован на основании решения ИФНС в связи с неуплатой налогов, то по нему все равно могут проводиться платежи, которые относятся к первой и второй очередям. А если блокировка исходит от судебных приставов-исполнителей, у которых имеется исполнительный лист на перечисление платежей четвертой очереди, то с арестованного счета можно также выплачивать и текущую зарплату.

Очередность платежей при банкротстве

Так, в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве; выплатой вознаграждения арбитражному управляющему; взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве.

Также к первой очереди относится оплата в пользу лиц, которых арбитражный управляющий обязан привлечь в рамках дела о банкротстве на основании закона (например, оплата услуг обслуживающего банка). В то же время оплата деятельности других специалистов, привлеченных управляющим по собственному усмотрению, причислена к третьей очереди.

Во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих или работавших (после даты принятия заявления о признании должника банкротом) по трудовому договору, и требования о выплате выходных пособий. К этой же очереди относится перечисление в бюджет НДФЛ, удержанного с текущей заработной платы (п. 41.1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.09 № 60).

В четвертую очередь перечисляются коммунальные платежи, плата по договорам энергоснабжения и другие эксплуатационные расходы. Наконец, в пятую очередь попадают требования по всем другим текущим платежам.

Внимание

Особенности наиболее востребованных кодов

Что значит очередность платежа 3

Указание цифры 3 в поле 21 платежного поручения означает, что это документ на перечисление заработной платы, которую работодатель выплачивает на добровольной основе. Если на счете организации недостаточно средств для удовлетворения всех требований, либо на него наложен арест, то деньги на основании такой платежки будут списаны в третью очередь. А именно: после денег по исполнительным документам на уплату алиментов, средств в качестве возмещения вреда жизни и здоровью, заработной платы, выходных пособий и авторских вознаграждений. Но до того, как банк начнет выполнять требования по иным исполнительным документам и по платежкам на перечисление выплат, отнесенных к пятой очереди.

Соответственно, если счет организации арестован в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного листа, который предусматривает взыскание средств в пользу контрагентов, то платежное поручение с цифрой 3 в поле 21 должно быть исполнено без каких-либо задержек. Заработная плата по такой платежке будет перечислена и в том случае, если ИФНС выставила на этот счет инкассовые поручения, но в банк они поступили позже, чем платежка от компании (п. 2 ст. 855 ГК РФ).

Что значит очередность платежа 5

Платежное поручение с цифрой 5 в поле 21 означает, что банку поручено перечисление текущих платежей, которые не являются заработной платой, и не связаны с выполнением требований по исполнительным документам. Банк должен принять такую платежку, если на счете организации хватает денег для удовлетворения всех имеющихся на эту же дату требований более высокого уровня. А также при условии, если счет не заблокирован, в том числе инкассовыми поручениями от ИФНС. Между собой платежки с цифрой 5 не конкурируют — банк исполняет их в порядке получения.

В заключение отметим, что правильное определение очередности платежа позволит верно заполнить платежное поручение и оперативно передать его в банк для исполнения. Это даст возможность проводить платежи без задержек, а в некоторых случаях —осуществлять выплаты с заблокированного счета.

1. Банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (далее в настоящей статье — поручение налогоплательщика), а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье — поручение налогового органа) в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

2. Поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается, за исключением операций по перечислению налога посредством осуществления трансграничного перевода денежных средств с использованием международных платежных карт, при осуществлении которого налогоплательщика обслуживает иностранный банк.

При предъявлении физическим лицом поручения на перечисление налога в обособленное подразделение банка, не имеющее корреспондентского счета (субсчета), срок, установленный абзацем первым настоящего пункта для исполнения банком поручения налогоплательщика, продлевается в установленном порядке на время доставки такого поручения организацией федеральной почтовой связи в обособленное подразделение банка, имеющее корреспондентский счет (субсчет), но не более чем на пять операционных дней.

3. При наличии денежных средств (драгоценных металлов) на счете налогоплательщика или остатка его электронных денежных средств банки не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика и поручения налогового органа.

3.1. При невозможности исполнения поручения налогоплательщика в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, или поручения налогового органа в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств (драгоценных металлов) на счете налогоплательщика или на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного настоящим Кодексом срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогового органа — в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленного подразделения).

4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных настоящей статьей обязанностей банки несут ответственность, установленную настоящим Кодексом.

Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации сумму налога. В случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к этому банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) за счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 46 настоящего Кодекса, а за счет иного имущества — в порядке, предусмотренном статьей 47 настоящего Кодекса.

4.1. Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в Центральный банк Российской Федерации с ходатайством об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.

4.2. Требование о перечислении налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье — требование о перечислении налога) должно быть направлено в банк в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не позднее трех месяцев со дня выявления не перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога и составления налоговым органом документа о выявлении не перечисленной банком в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога.

Требованием о перечислении налога признается уведомление банка о неперечисленной сумме налога, а также об обязанности перечислить эту сумму налога в установленный срок.

Форматы требования о перечислении налога, а также порядок направления этого требования в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

5. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении обязанности банков по исполнению поручений налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и распространяются на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации сборов, страховых взносов, единого налогового платежа физического лица, пеней и штрафов.

6. Правила, установленные настоящей статьей, также применяются при исполнении банком поручений местных администраций, организаций федеральной почтовой связи и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств, принятых от физических лиц — налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов).

7. При исполнении банками поручений по возврату налогоплательщикам, налоговым агентам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

Комментарий к Ст. 60 НК РФ

Статья 60 НК РФ регулирует обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов и решений о взыскании налогов и сборов.

В п. 1 ст. 60 НК РФ закреплено положение, согласно которому установлена обязанность банка на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства.

Поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается (п. 2 ст. 45 НК РФ).

Кредитная организация самостоятельно определяет продолжительность операционного дня.

Операционный день включает в себя операционное время, в течение которого совершаются банковские операции и другие сделки, а также период документооборота и обработки учетной информации, обеспечивающий оформление и отражение в бухгалтерском учете операций, совершенных в течение операционного времени, календарной датой соответствующего операционного дня, и составление ежедневного баланса в сроки, установленные п. 2.2 настоящей части.

Продолжительность операционного времени (времени начала и окончания) для соответствующих операций (служб или внутренних структурных подразделений, их совершающих) определяется кредитными организациями самостоятельно исходя из режима работы служб или внутренних структурных подразделений и конкретных условий проведения операций.

Если режим работы служб или внутренних структурных подразделений, совершающих соответствующие операции, не совпадает с режимом работы бухгалтерской службы, продолжительность операционного времени для таких операций устанавливается в рамках периода, предусмотренного режимом работы соответствующих служб или внутренних структурных подразделений в целях обеспечения завершения бухгалтерской службой операционного дня. Операции, совершенные такими службами или внутренними структурными подразделениями в соответствии с их установленным режимом работы, после окончания операционного времени оформляются первичными учетными документами на календарную дату фактического совершения операции и отражаются в регистрах бухгалтерского учета в следующем операционном дне.

Операции, совершенные в выходные дни, под которыми понимаются установленные федеральными законами выходные и нерабочие праздничные дни, оформляются первичными учетными документами на календарную дату фактического совершения операции и могут быть отражены в бухгалтерском учете одним из следующих способов, предусмотренных учетной политикой:

как отдельные операционные дни с составлением ежедневного баланса и формированием документов дня за соответствующую календарную дату;

отражены в типовых формах аналитического и синтетического учета в операционном дне, следующем за выходным днем.

В пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ закреплено, что с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточных денежных средств обязанность по уплате налога считается исполненной.

В п. 3.1 ст. 60 НК РФ указано, что при невозможности исполнения поручения налогоплательщика в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику.

Таким образом, в Налоговом кодексе РФ закрепляется правовой подход, согласно которому уплата налога должна проходить строго в соответствии с бюджетным законодательством. Нарушение налогоплательщиком или банком этого порядка влечет применение к ним мер налоговой ответственности.

Статья 60 НК РФ закрепляет порядок действий банка при невозможности исполнения платежного поручения налогоплательщика или налогового органа из-за отсутствия денежных средств на корреспондентском счете банка.

Так, в соответствии с этим при невозможности исполнения поручения налогоплательщика или поручения налогового органа в срок в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогового органа — в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленных подразделений).

В соответствии с п. 5 ст. 60 НК РФ его положения применяются также в отношении банков по исполнению поручений налоговых агентов, плательщиков сборов, распространяются на перечисление в бюджетную систему РФ сборов, пеней и штрафов.

В соответствии с п. 7 ст. 60 при исполнении банками поручений по возврату налогоплательщикам, налоговым агентам и плательщикам сборов сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

Читайте также: