Бюджет поселения какие налоги

Обновлено: 18.05.2024

Изначально реформа декларировала оптимизацию бюджетных отношений между уровнями бюджетной системы Российской Федерации (государственным и муниципальным), а также совершенствование доходных и расходных полномочий (потоков финансовых ресурсов) между руководителями государственного и муниципального уровней.

- налоговые (закреплены за соответствующими бюджетами);

- неналоговые (от использования и продажи имущества, оказания платных услуг и другие).

Важно отметить, что финансовая помощь из бюджета другого уровня бюджетной системы не является собственным доходом соответствующего бюджета.

К регулирующим доходам бюджета относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем три года) по разным видам таких доходов [2].

Налоговым кодексом РФ к местным налогам, зачисляемым в бюджет сельских поселений по нормативу 100 процентов, относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц (статья 15) [3].

Казалось бы, доходы на выполнение закрепленных законом полномочий являются достаточными. Однако на практике реализация обозначенных законом действий – процесс достаточно сложный. Основными причинами этого представляются следующие:

- качественный параметр (изначально уровень развития муниципальных образований был чрезмерно разным – некоторые муниципалитеты были готовы к реформированию, другие – нет);

- монофокусность реформы (учитывая объективные различия муниципальных образований, необходим мультифокусный подход, учитывающий разнообразие местных сообществ);

- дифференцированный ресурсный потенциал муниципальных образований даже в пределах одного региона (в начале реформы не учитывался ресурсный потенциал муниципальных образований, который сильно варьируется в зависимости от региона, местоположения, наличия производственного ядра, управленческих кадров, инфраструктуры и других факторов).

Одним из важнейших ресурсов на уровне сельских поселений является земля. Поскольку Налоговым кодексом РФ земельный налог относится к собственным налогам муниципальных образований (сельских поселений), представляется целесообразным определить долю земельного налога в общих доходах местных бюджетов (таблица 1). Для анализа выбраны показатели в среднем по сельским поселениям трех муниципальных районов Удмуртской Республики:

Доля земельного налога в общих доходах местных бюджетов – в среднем по сельским поселениям муниципальных районов

На основании данных табл. 1 видно, что в разрезе сельских поселений рассматриваемых муниципальных образований доля земельного налога в общих доходах местных бюджетов незначительна и не достигает даже десятой части доходов (в среднем около 6 процентов).

Вторым собственным источником доходов бюджетов сельских поселений, утвержденным Налоговым кодексом РФ, является налог на имущество физических лиц. В таблице 2 определена доля налога на имущество физических лиц в общем объеме доходов местных бюджетов сельских поселений.

На основании данных табл. 2 следует вывод о несущественной доле налога на имущество физических лиц в общих доходах бюджетов сельских поселений. Показатель в среднем ниже земельного налога и колеблется в пределах от 3,6 процента по поселениям Игринского района до 5,1 процента по сельским поселениям Дебесского района.

Для объективной оценки необходимо свести данные по двум налогам – земельному и налогу на имущество физических лиц – в одну таблицу и проанализировать долю собственных доходов бюджетов сельских поселений, которые в объеме 100 процентов (следовательно, гарантированно и долгосрочно) поступают в местные бюджеты (таблица 3).

Доля собственных доходов в общих доходах местных бюджетов – в среднем по сельским поселениям муниципальных районов

Как показывают данные табл. 3, в совокупности земельный налог и налог на имущество физических лиц как собственные источники доходов местных бюджетов по своему объему незначительны (около 10 процентов). Следовательно, указанные источники не могут гарантировать качественное выполнение задач муниципалитетами и не являются гарантом реализации всех обозначенных законодательством полномочий на местном уровне.

Таким образом, доля собственных доходов с расходами местных бюджетов сельских поселений несопоставима. Реально местные бюджеты (без финансовой поддержки других уровней бюджетной системы РФ) могут реализовать за счет собственных финансовых источников незначительную долю определенных законодательством полномочий.

Таким образом, в процессе развития реального местного самоуправления существует множество проблем. Однако, самоуправление как волеизъявление народа, проживающего на определенной территории, при условии соблюдения прав и выполнения обязанностей есть неотъемлемый элемент цивилизованного развития, а также гражданского общества. В связи с этим представляется, что повышение эффективности местного самоуправления в Российской Федерации должно предполагать:

- использование ресурсного подхода (на основе анализа ресурсов и способностей муниципальной экономики. Предлагается рассматривать муниципальное образование как совокупность ресурсов и способностей, определяющих его стратегию и эффективность деятельности. В соответствии с ресурсным подходом, эффективное развитие предполагает оценку и дальнейшее использование имеющихся ресурсов и ресурсного потенциала субъекта хозяйствования с учетом его конкурентных преимуществ);

- мультифокусность реформ (нужно учитывать разнообразие местных сообществ);

- предпочтительное использование управленческого ресурса;

- закрепление источников и финансовых полномочий за муниципальным уровнем (в первую очередь – усиление налогового потенциала, а также закрепление источников финансовых ресурсов на долгосрочной основе);

- развитие инвестиционного потенциала территорий (развитие малых предприятий, заинтересованность их в сотрудничестве с органами местного самоуправления, создание условий для повышения социальной ответственности бизнеса);

- использование непосредственно потенциала самоуправления (способностей населения, человеческого ресурса);

- мотивационный ресурс (заинтересовать людей в экономическом, социальном, образовательном, демографическом, культурном, инфраструктурном, научном развитии территории).

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1: Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ.

Группа компаний

1. Утвердить основные характеристики бюджета сельского поселения на 2022 год:

1) общий объем доходов бюджета Александровского сельского поселения в сумме 3668,6 тыс. рублей, в том числе безвозмездные поступления в сумме 1074,6 тыс. рублей, из них:

безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сумме 1024,6 тыс. рублей, в том числе: дотации - 273,0 тыс. рублей, субвенции – 93,5 тыс. рублей, субсидии - 532,1 тыс.руб., иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение - 126,0 тыс. рублей;

прочие безвозмездные поступления - 50,0 тыс.рублей;

2) общий объем расходов бюджета Александровского сельского поселения в сумме 3668,5 тыс. рублей;

3) дефицит бюджета Александровского сельского поселения в сумме 0,0 тыс. рублей;

4) источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Александровского сельского поселения на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению 1 к настоящему решению.

2. Утвердить основные характеристики бюджета Александровского сельского поселения на 2023 и 2024 годы:

1) общий объем доходов бюджета Александровского сельского поселения:

- на 2023 год в сумме 2927,6 тыс. рублей, в том числе объем безвозмездных поступлений в сумме 325,6 тыс. рублей, из них:

безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сумме 325,6 тыс. рублей, в том числе: дотации - 229,0 тыс. рублей, субвенции – 96,6 тыс. рублей;

- на 2024 год в сумме 2940,9 тыс. рублей, в том числе объем безвозмездных поступлений в сумме 328,9 тыс. рублей, из них:

безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сумме 328,9 тыс. рублей, в том числе: дотации – 229,0 тыс. рублей, субвенции – 99,9 тыс. рублей;

2) общий объем расходов бюджета Александровского сельского поселения на 2023 год в сумме 2927,6 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 72,0 тыс. рублей, и на 2024 год в сумме 2940,9 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 144,0 тыс. рублей;

3) дефицит бюджета Александровского сельского поселения на 2023 год в сумме 0,0 тыс. рублей, и на 2024 год в сумме 0,0 тыс. рублей.

Статья 2. Поступление доходов в бюджет Александровского сельского поселения по кодам видов доходов, подвидов доходов на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов

Утвердить поступление доходов бюджета Александровского сельского поселения по кодам видов доходов, подвидов доходов на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению 2 к настоящему Решению.

Статья 3. Бюджетные ассигнования бюджета Александровского сельского поселения на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов

1. Утвердить ведомственную структуру расходов бюджета Александровского сельского поселения на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению 3 к настоящему решению.

2. Утвердить распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (муниципальным программам Александровского сельского поселения), группам видов расходов классификации расходов бюджета Александровского сельского поселения на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению 4 к настоящему решению.

3. Утвердить распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям

(муниципальным программам Александровского сельского поселения), группам видов расходов, разделам, подразделам классификации расходов бюджета Александровского сельского поселения на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению 5 к настоящему решению.

4. Утвердить общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств Александровского сельского поселения:

на 2022 год в сумме 0,0 тыс. рублей, на 2023 год в сумме 0,0 тыс. рублей, на 2024 год в сумме 0,0 тыс. рублей.

Статья 4. Особенности использования бюджетных ассигнований по обеспечению деятельности органов местного самоуправления Александровского сельского поселения

1. Органы местного самоуправления Александровского сельского поселения Эртильского муниципального района Воронежской области не вправе принимать решения, приводящие к увеличению в 2022 году численности муниципальных служащих и работников, замещающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы.

Статья 5. Муниципальный внутренний долг Александровского сельского поселения, обслуживание муниципального внутреннего долга Александровского сельского поселения, муниципальные внутренние заимствования Александровского сельского поселения и предоставление муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации

1. Установить верхний предел муниципального внутреннего долга Ростошинского сельского поселения на 1 января 2023 года в сумме 0,0 тыс. рублей, в том числе верхний предел долга по муниципальным гарантиям Александровского сельского поселения на 1 января 2023 года в сумме 0,0 тыс. рублей, на 1 января 2024 года в сумме 0,0 тыс. рублей, в том числе верхний предел долга по муниципальным гарантиям Александровского сельского поселения на 1 января 2024 года в сумме 0,0 тыс. рублей, на 1 января 2025 года в сумме 0,0 тыс. рублей, в том числе верхний предел долга по муниципальным гарантиям Александровского сельского поселения на 1 января 2025 года в сумме 0,0 тыс. рублей.

2. Утвердить объем расходов на обслуживание муниципального долга Александровского сельского поселения на 2022 год в сумме 0,0 тыс. рублей; на 2023 год в сумме 0,0 тыс. рублей; на 2024 год в сумме 0,0 тыс. рублей.

3. В связи с отсутствием долговых обязательств на 01.01.2022 года и в связи с тем, что не предусматривается в течение 2022 года и планового периода 2023 и 2024 годов поступление бюджетных кредитов, программа муниципальных внутренних заимствований не принимается.

Статья 6. Особенности исполнения бюджета Александровского сельского поселения в 2022 году

1. Установить, что остатки средств бюджета Александровского сельского поселения на начало текущего финансового года в объеме до 2000,0 тыс. рублей могут направляться в текущем финансовом году на покрытие временных кассовых разрывов.

2. Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц (в том числе добровольные пожертвования), поступившие в бюджет Александровского сельского поселения в 2022 году сверх утвержденных настоящим решением бюджетных ассигнований, а также не использованные на 1 января 2022 года остатки средств от данных поступлений, направляются в 2022 году на увеличение расходов путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в настоящее решение.

2) изменение бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

3) перераспределение бюджетных ассигнований в целях софинансирования расходов бюджета на реализацию отдельных мероприятий (направлений расходов), капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, для исполнения которых предоставляется межбюджетные трансферты из вышестоящих бюджетов, в пределах предусмотренного настоящим решением общего объема бюджетных ассигнований;

4) в случае увеличения бюджетных ассигнований по отдельным разделам, подразделам, целевым статьям и группам видов расходов бюджета за счет экономии по использованию в текущем финансовом году бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов, при условии, что увеличение бюджетных ассигнований по соответствующему виду расходов не превышает 10 процентов.

Статья 7. Вступление в силу настоящего решения

Настоящее решение Совета народных депутатов Александровского сельского поселения вступает в силу с 1 января 2022 года.

Глава поселения К.И.Новиков

ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК (ОБЩИЙ ОБЪЕМ ДОХОДОВ, ОБЩИЙ ОБЪЕМ РАСХОДОВ, ДЕФИЦИТА (ПРОФИЦИТА) бюджета) БЮДЖЕТА александровского сельского поселения Эртильского муниципального района НА 2022 год и

Сегодня в бухгалтерском ликбезе Алексей Иванов рассказывает о том, как устроена российская система налогов и сборов, и какие конкретно налоги платит бизнес.


Продолжаем налоговый ликбез. Сегодня разберемся какие налоги есть в нашей стране и куда они платятся. Этому посвящена глава 2 НК РФ, но я сожму её до одного поста.

В России есть три вида налогов и сборов:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги и сборы

Обязательны к уплате на всей территории страны, полностью описываются НК РФ. Неважно где находится налогоплательщик — правила везде одинаковы. Большая часть федеральных налогов сразу поступает в федеральный бюджет, крохи от некоторых достаются регионам. Некоторые федеральные налоги платятся всеми (например, НДС). Другие — только теми, кто занимается определенными видами деятельности (например, НДПИ). К федеральным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • налог на прибыль организаций;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • водный налог;
  • государственная пошлина;
  • налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;
  • налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Региональные налоги

Обязательны к уплате на территориях субъектов федерации. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — региональными законами. Москва доверила регионам определять налоговые ставки в пределах установленного коридора, порядок и сроки уплаты налогов. Поэтому, например, транспортный налог в Челябинской области может быть вдвое выше, чем в Чеченской республике. Все региональные налоги полностью поступают в бюджет региона и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности. Вот эти налоги:

  • транспортный налог;
  • налог на игорный бизнес;
  • налог на имущество организаций.

Местные налоги и сборы

Обязательны к уплате на территориях городов, районов и прочих муниципальных образований. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — решениями городских дум, советов районных депутатов и прочими нормативными актами представительных органов муниципалитетов. Местным депутатам, как и региональным, разрешено определять налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Все местные налоги и сборы полностью поступают в бюджет муниципалитета и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности. Всего в стране есть три вида местных налогов и сборов:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы составляют так называемую ОСНО — общую систему налогообложения. Кроме нее НК РФ предусматривает специальные налоговые режимы, применение которых освобождает от обязанности платить некоторые налоги. Переход на них доступен для малого бизнеса, соответствующего ряду ограничений, и компаний или ИП из отдельных отраслей. Поступления от таких налогов делятся между бюджетами различных уровней. Вот перечень спецрежимов:

  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • упрощённая система налогообложения (УСН);
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
  • патентная система налогообложения (ПСН).

Кроме этих налогов и сборов, есть ещё обязательные страховые взносы на пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и обязательное медицинское страхование, о которых я уже писал в прошлом выпуске рубрики.

Вы прослушали краткий пересказ статей 12-18 НК РФ. Респектуйте в комментариях, если чувствуете, что сэкономили кучу времени 😄 А в следующих выпусках ликбеза я расскажу как устроены налоги и сборы в целом и самые распространённые из них в частности.

В статье рассмотрены вопросы формирования бюджета сельского поселения. Определены источники доходов местных бюджетов сельской территории: местных налогов и сборов; отчислений из федеральных и региональных налогов и сборов; неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. Проведено исследование структуры доходов бюджета муниципального образования Канинское сельское поселение Сапожковского района Рязанской области. Более 70% доходов бюджета муниципалитета формируется за счет межбюджетных трансфертов. Основными бюджетообразующим налоговым доходом является НДФЛ.


1. Гамова Е.Е., Закирова О.В. Финансовые основы местного самоуправления и основные направления развития финансовой самостоятельности муниципальных образований // Инновационное развитие экономики. – 2018. – № 3(45.) – С. 162-167.

2. Игонина Л.Л. Финансовая самостоятельность муниципальных образований: ограничения и возможности // Финансы и кредит. – 2015. – № 35. – С. 12-24.

3. Пыленок А.И., Курочкина Е.Н., Пыленок А.П. Проблемные вопросы управления муниципальной экономикой на современном этапе // уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний: сборник материалов Международной научно-практической конференции (Рязань, 24-25 ноября 2016 г.) – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2016. – С. 1244-1249.

4. Родионова Е.В. Налоговые доходы местных бюджетов в развитии финансовой самостоятельности муниципальных образований // Вектор науки. – 2018. – № 8 (26). – С. 22-30.

Под местным бюджетом сельского поселения следует понимать бюджет местного образования, его формирование, утверждение и исполнение которое осуществляют органы местного самоуправления. При этом доходы местного бюджета формируются также за счет денежных средств, которые поступают в безвозмездном и безвозвратном порядке. Все средства местного бюджета сельской территории относятся к объектам муниципальной собственности. Таким образом, собственником бюджетных средств является сельское поселение, а органы власти управляют финансовыми ресурсами в пределах своей компетенции. Порядок формирования местных бюджетов сельской территории определен бюджетным кодексом РФ.

Доходы местных бюджетов сельской территории формируются в основном за счет следующих источников:

  • местных налогов и сборов;
  • отчислений из федеральных и региональных налогов и сборов;
  • неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.

К местным налогам и сборам следует отнести налоги и сборы, которые устанавливают органы местного самоуправления самостоятельно с учетом федеральных законов. Конкретизируя высказанные положения, следует отметить, что к основным налоговым доходам сельского поселения относятся: земельный налог и налог на имущество, которые полностью зачисляются в бюджет сельского поселения; НДФЛ и ЕСХН, которые зачисляются в бюджет сельского поселения в размерах 10 и 30% соответственно.

Объектами налогообложения по земельным участкам являются земельные участки, которые расположены в пределах сельского поселения.

Налог на имущество физических лиц уплачивают физические лица, которые имеют в собственности жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и другие помещения.

Целью исследования является выявление особенностей формирования бюджета сельских поселений в условиях самофинансирования. Исследование проведено на примере доходов бюджета муниципального образования Канинское сельское поселение Сапожковского района Рязанской области

Материал и методы исследования

В местные бюджеты поступают и неналоговые доходы, связанные с использованием и продажей имущества, которое находится в собственности сельского поселения, а также доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления.

Территория Канинского сельского поселения расположена в центральной части Сапожковского района и представлена в основном землями сельскохозяйственного назначения. В поселении, как и в целом по муниципальному району, производством сельскохозяйственной продукции в основном занимаются в личных подсобных хозяйствах граждан, а также в крестьянских (фермерских хозяйствах) и индивидуальные предприниматели. В основном, ресурсный потенциал территории реализуется посредством действия людей и создаваемых этими людьми механизмов. В рыночных условиях хозяйствования по ряду объективных и субъективных причин в сельских поселениях такого уровня в отраслевой структуре доминирует не сельскохозяйственное производство, а непроизводственная сфера деятельности – розничная торговля. В региональном масштабе такая ситуация является причиной слабой бюджетной поддержки малого сельскохозяйственного предпринимательства на селе, а также результат низких рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию. Основные финансовые ресурсы сельских жителей и предпринимателей через несправедливый механизм ценообразования и кредитования присваиваются монополистами и недобросовестными чиновниками различного уровня.

Результаты исследования и их обсуждение

Рассмотрим специфику формирования доходов местного бюджета на примере Канинского сельского поселения Сапожковского района Рязанской области, используя методические разработки, предложенные рядом авторов [2,3]. Отдельно целесообразно рассмотреть структуру доходов сельского поселения (табл. 1) Канинского сельского поселения по укрупненным группам бюджетной классификации за период 2014 – 2016 гг., тыс. руб.

В 2016 году доходы бюджета муниципального образования – Канинское сельское поселение Сапожковского района Рязанской области исполнены в объеме 531087,69 тыс. руб., что ниже уровня 2015 г. на 8686,21 тыс. руб. или на 2%. Это обусловлено снижением объема межбюджетных трансфертов, предоставленных муниципальному образованию.

На рисунке 1 в графическом виде представлены изменения поступлений в местный бюджет в 2014-2016 годах. Анализируя изменения доходов по укрупненным группам, можно сделать вывод, что наибольшее влияние на изменение поступлений в бюджет оказывают именно безвозмездные перечисления. При этом график динамики доходов бюджета практически идентичен графику, соответствующему поступлениям трансфертов, несмотря на достаточно стабильную динамику налоговых и неналоговых доходов в 2014-2016 годах. Структура доходов местного бюджета в соответствии с графиком в течение рассматриваемого периода значительно не изменилась: наибольшая долю 71% в общем объеме доходов занимают безвозмездные поступления, на налоговые доходы приходится 24% и всего лишь 4% – на неналоговые доходы.

Структура доходов бюджета муниципального образования Канинское сельское поселение Сапожковского района Рязанской области

Читайте также: