В бюджете возникнет дефицит если не повысят пошлины

Обновлено: 01.05.2024

Елена Иванова, Наталья Сейбиль

Минфин и заимствования

Правительство пошло по пути наращивания государственного долга. За три октябрьские сессии Минфин разместил гособлигаций на 1 триллион рублей. До конца года власти продадут ОФЗ еще на 1 триллион. Деньги на внутреннем рынке дорожают, сейчас дисконт к ставкам вторичного рынка уже составляет полпроцента. В проекте бюджета до 2023 года заложены 1,6 триллиона рублей в статье расходов по управлению госдолгом. Поэтому Минфин обнародовал планы по выходу на международные рынки заимствований. Но там Россию подстерегает другая опасность.

Остается непонятным, как новая американская администрация поведет себя в отношении России. Демократы, в пику республиканцам, внесли в Конгресс сразу несколько законопроектов. Они касаются полного запрета нерезидентам на работу даже с новыми выпусками облигаций государственных займов Российской Федерации. Руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития Никита Масленников говорит:

- Конечно, американский Минфин против этого, потому что из 30% доли нерезидентов на российском рынке долга точно треть от этой трети принадлежит американцам. Это серьезные объемы, которые наносят ущерб финансовым институтам США. Наш Минфин гонит все эти выпуски вперед, чтобы занять по тем старым условиям. Если сейчас начнется санкционное давление, придется платить рынку большую премию.

На рынке есть предположение, что все эти законопроекты и давление на рынок для того, чтобы заставить Минфин заплатить за размещение. В спокойные времена это было бы обычным делом, но во время пандемии это давление совпало с ухудшением конъюнктуры и снижением ликвидности банков. Есть еще одна чисто российская проблема: Минфин берет деньги с рынка, что означает, что он забирает их из экономики. ОФЗ – это выбор между развитием и социальной стабильностью. Государство продает облигации и финансирует пенсии и социальные расходы. На развитие денег не остается.

Российские банки должны не только участвовать в размещении и покупать ОФЗ, но и поддерживать экономику. Для этого нужны дополнительные ресурсы. ЦБ увеличивает денежную массу, но это не означает, что включился печатный станок, и разгоняется инфляция. Часто операции по ликвидности не требуют эмиссии.

Но банки, особенно государственные, играя на двух полянах, надеются на то, что в случае ухудшения ситуации государство подставит им могучее плечо.

Бюджетные расходы и секвестр

Отчет Счетной палаты показывает неоднозначную картину с государственными расходами. Причина этого кроется в пандемии. За 9 месяцев были изменены более трети статей. Общая сумма изменений первоначальных назначений составила 8,5 триллионов рублей. Деньги перераспределялись в пользу коронавирусных мер. Медицина и соцподдержка показывают более высокий показатель кассового исполнения государственных расходов. За 9 месяцев задания по социальной политике выполнены на 82%, ЖХК – 73,5%, здравоохранению – на 71%. В прошлом году эти показатели были на 7-8 процентов ниже.

За 4-й квартал нужно израсходовать 9 триллионов рублей. Счетная палата говорит откровенно – не успеют. Основные получатели – министерства - не готовы их получать.

Бюджетный навес и темпы роста

Бюджетный навес, или средства, переходящие на следующий год – тема для России не новая. Неважно, занимает ли Россия на рынках или получает потоки нефтедолларов, министерства и ведомства не могут предложить проекты, не умеют планировать бюджеты или расходуют их крайне неэффективно. Это старая проблема российской экономики и показатель того, что государство – очень плохой управленец. В прошлом году в новый бюджет перетек 1 триллион рублей. В этом году эксперты предполагают, что бюджетный навес удвоится. Для бюджета следующего года эти средства работают в плюс, но в этом году бюджетного импульса для выхода экономики на более высокие темпы роста не последуют. Поэтому Центробанк прогнозирует, что темпы роста экономики в 4-м квартале будут нулевые.

Открыто правительство об этом не говорит, но фактически бюджет режется.

- Правительство секвестирует фактически бюджет – на 10% порезаны незащищенные статьи, все, кроме социалки, сокращается, в том числе, и программа по госвооружениям. Секвестр идет. В течение 4 лет объемы расходов сокращаются. Сейчас будет дефицит бюджета, к 2023 году они выходят на уровень полпроцента, это нормально, это можно будет сказать, что бюджет сбалансирован. Тем не менее, сейчас такая ситуация, - говорит Никита Масленников.

В правительстве крайне неохотно говорят о секвестре, предпочитают более мягкие выражения, не пугающие общество. Но причина простая – не хватает денег, говорит экономист Игорь Николаев:

- Нынешняя ситуация потребовала значительного объёма средств непосредственно на борьбу с пандемией, соответственно, бюджетные расходы финансировать сложнее, особенно в условиях того, что у нас доходы, прежде всего – доходы нефтегазового сектора значительно сократились, на десятки процентов от экспорта нефти и газа. Поэтому это вынужденная мера, секвестировать бюджет, и естественная. Нет денег – поэтому и секвестируют.

Дополнительные ресурсы, которые попадут в бюджет следующего года – это неплохо. Вопрос только в том, что никто не знает, сколько и на что они будут потрачены. ЦБ, видя подушку безопасности, со ставкой рефинансирования также торопиться не будет. Скорее всего, ее не будут повышать достаточно долго, да и маневр не велик – всего полпроцента. То есть, и на будущий год о монетарном стимуле для экономики говорить также не приходится.

Национальные проекты

Оценки Счетной Палаты по исполнению национальных проектов не изменились. Что за 9 месяцев, что за 10 месяцев цифры стоят. Возникает вопрос - финансировались ли национальные проекты с сентября месяца?

Если посмотреть на то, что происходит с их исполнением, то картина схожа с выполнением бюджета. По демографии и медицине, особенно по поддержке малого бизнеса, развитию здравоохранения и жилью показатели хорошие: здравоохранение – 69%, жилье – 65%.

С проектами, ориентированными на будущее, ситуация другая. По цифровому нацпроекту выполнение за 9 месяцев чуть превышает 20 процентов, по госзакупкам – вообще 11%.

Игорь Николаев напоминает, что превентивно, не углубляясь в содержательную часть, еще летом правительство продлило срок исполнения нацпроектов сразу на 5 лет:

- Как известно, в июле вышел указ, где определены национальные цели уже не до 2024 года, а до 2030 года. Подстраховались мощно. Теперь только через десять лет планируется достичь показателей темпа роста выше мировых, сдвинули туда и другие показатели. За десять лет может произойти всё, что угодно, тем более – изменение перечня, структуры, наполнения нацпроектов. Удивляться здесь не будем.

Мировые перспективы и российский бюджет

Минэкономразвития, не замечая второй волны пандемии, не изменяет прогноза на 2021 и 2022 годы. Министерство прогнозирует рост 3,3% и 3,4% соответственно. Действительно, падение российской экономики в первом полугодии 2020 года было меньше, чем в США или Западной Европе. Экономист Николаев объяснает это различной структурой экономики:

- В весенний локдаун закрывали прежде всего общепит, туризм, предприятия сферы культуры. Поэтому в западно-европейских странах сервисная экономика, которая была закрыта, сильно упала и потянула всю экономику. У нас доля этого сектора – небольшая, а топливно-энергетический сектор никто не закрывал. Вот эти структурные особенности и предопределили то, что мы упали меньше, но эта структурная особенность даёт преимущество в период падения, закрытия экономики. А когда экономики начнут восстанавливаться, гораздо быстрее будут восстанавливаться те, где сектор услуг развит сильнее.

- Пока это мало реально. Естественно, Минфин вынужден держать ФНБ в качестве довода, последнего ресурса, последней подушки безопасности, потому что нефтяные цены неизвестно как будут, но они явно будут ниже прогнозов.

Поэтому правительство выбирает стабильность, а развитие сдвигается на неопределенное будущее. Эксперты уверены, что следующий год будет крайне тяжелым, и многие планы выполнены не будут.

Спад экономики России окажется меньше, чем в других странах: ВВП упадет менее чем на 4%, заявил Силуанов. Оценка дефицита бюджета также улучшилась: вместо 5% — около 4% ВВП. Но итог будет зависеть от цен на нефть, говорят эксперты

Антон Силуанов

В начале июля замминистра финансов Владимир Колычев допускал, что дефицит федерального бюджета в 2020 году может достигнуть 5 трлн руб., что составляет около 5% ВВП.

Как возник дефицит

Окончательный объем дефицита федерального бюджета будет зависеть от того, как поведут себя цены на нефть в оставшуюся часть года, предупредила директор Центра развития НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова, призвав не считать озвученную оценку окончательной. По ее мнению, выпадающие доходы федерального бюджета из-за весеннего обвала цен на нефть нанесли более существенный удар по государственным финансам, чем незапланированные антикризисные расходы. Цена ноябрьского фьючерса на нефть марки Brent 8 сентября в Лондоне впервые с 25 июня вновь упала ниже $40 за баррель.

Колычев в начале июля говорил, что при ожидаемом дефиците в 5 трлн руб. Минфин до такой же суммы планирует увеличить общий объем госзаимствований в 2020 году при чистом размещении облигаций федерального займа (ОФЗ) на сумму до 4 трлн руб. (за вычетом средств, идущих на погашение ранее размещенных бумаг).

Надо ли наращивать госдолг

Как падал ВВП в России и других странах

Во втором квартале 2020 года, на который пришелся основной удар пандемического кризиса, экономика России сократилась на 8,5% в годовом выражении (максимальное падение с 2009 года), следует из предварительной оценки Росстата. Для сравнения: ВВП США во втором квартале снизился на 9,5% в годовом выражении, ВВП Евросоюза — на 14,1%, ВВП Испании — на 22%, Франции — на 19%, Италии — на 17,3%.

Эксперты британской Oxford Economics полагают, что в целом более умеренное торможение российской экономики обусловлено меньшей продолжительностью и жесткостью карантина и более низкой долей сектора потребительских услуг в экономике по сравнению с развитыми странами. Слабые стороны России — высокая зависимость от нефти, относительно запоздалый ответ на пандемию, большая доля населения старше 65 лет, но они отчасти компенсируются достаточно значительным коечным фондом и достаточной относительной численностью врачей, низкой общей плотностью населения, малой зависимостью экономики от туризма и невысокой долей сектора гостеприимства.

Рейтинговое агентство Moody’s прогнозирует, что по итогам 2020 года падение ВВП США составит 5,7%, ЕС — 9%, Великобритании — 10,1%, Канады — 7%, что хуже ожидаемого российскими властями спада российской экономики. По оценкам самого Moody’s, спад российского ВВП составит 5,5%. По прогнозу Fitch, ВВП России по итогам 2020 года упадет на 4,9%.

Смягчение бюджетного правила

В 2020 году правительство временно смягчило бюджетное правило, которое в норме ограничивает расходы бюджета суммой базовых нефтегазовых доходов, ненефтегазовых доходов, процентных расходов и 0,5% ВВП. Ненефтегазовые доходы в этом году снизились относительно изначального закона о бюджете, и расходы по правилу должны были бы тоже сократиться. Но Минфин, наоборот, планирует нарастить их до 23 трлн руб. по сравнению с изначально заложенными 19,7 трлн руб., чтобы простимулировать затронутую пандемией экономику и поддержать доходы населения.

Исходя из названного Силуановым размера бюджетного дефицита в 4% ВВП в деньгах он составит 4–4,4 трлн руб., а общие доходы бюджета в таком случае — ориентировочно 18,6–19 трлн руб. Если бы бюджетное правило не было приостановлено, расходы в этом году должны были бы ограничиваться 20,5 трлн руб., а запланированы на уровне 23 трлн руб. В 2021 году Минфин также отступит от бюджетного правила — это следует из разработанных министерством поправок в Бюджетный кодекс.

Новые предложения о повышении налоговой нагрузки с 2021 года противоречат ранее озвученным принципам налоговой стабильности и делают налоговую политику еще более непредсказуемой. Реализация таких предложений на фоне текущей нестабильной обстановки станет еще одним негативным фактором, сдерживающим восстановление экономики, считает аналитик Института комплексных стратегических исследований кандидат экономических наук Вера Кононова

Насколько возрастет при этом налоговая нагрузка на экономику? Пока что официального ответа на этот вопрос нет — известны лишь отдельные данные о дополнительных поступлениях, которые обеспечит повышение того или иного налога. В последние годы уровень налоговой нагрузки на экономику (оценивается как отношение поступлений налогов и аналогичных им платежей, включая таможенные пошлины и страховые взносы, к ВВП) уже имел четкую тенденцию к росту. По данным Минфина, если в 2016 году налоговая нагрузка в России оценивалась на уровне 28,6% ВВП, то в 2019 году — уже 32,6% ВВП. Рост налоговой нагрузки по отношению к ВВП с высокой вероятностью продолжится и в 2020-2021 годах, ведь современные средства контроля над налогоплательщиками обеспечивают высокую собираемость налогов даже на фоне падения деловой активности.

Отказ от стабильности и предсказуемости

Однако непредсказуемость налоговой политики, угнетающая деловую активность, сама становится одним из факторов, препятствующих восстановлению экономики. Ведь каждое новое неожиданное предложение по повышению налоговой нагрузки разрушает доверие между обществом и властью и лишь усугубляет негативные ожидания относительно ухудшения условий ведения бизнеса.

Препятствие для восстановления экономики

Вызывает опасение и то, что совсем недавно эти риски получили реальное подтверждение. Недавний пример с повышением НДПИ продемонстрировал, что действующие механизмы специальных инвестиционных контрактов (СПИК) и соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), которые должны обеспечивать инвесторам защиту от неблагоприятных изменений законодательства, на самом деле обеспечивают ее лишь в ограниченных пределах. И хотя после негативной реакции бизнеса была введена отдельная норма, исключающая повышение нагрузки по НДПИ для проектов, реализуемых в рамках СЗПК, сам факт возникновения такой коллизии говорит о высокой уязвимости инвестиционных проектов к изменениям в налоговой политике.

В целом текущий подход к налоговой политике, который в значительной степени опирается на поиск возможностей по увеличению налоговых доходов бюджета, не учитывает, что в условиях экономического спада увеличение изъятий из одних отраслей экономики приведет к ограничениям в работе других. А это, в свою очередь, отразится на возможностях восстановления экономики, а значит, в том числе на доходах бюджета.

Необходимые изменения

Налоговая политика, допускающая спонтанные изменения в налоговой системе и ориентированная преимущественно на рост поступлений в бюджет, в текущей ситуации не просто принципиально неверна, но и крайне опасна для экономики. Ориентация на сиюминутное получение средств может окончательно лишить экономику возможностей восстановления, а также создания основы для роста в долгосрочном периоде. В сложившейся ситуации, характеризующейся экономическим спадом и высокой неопределенностью будущего развития, стабильность и предсказуемость налоговых условий становится еще важнее для участников экономики, чем в периоды экономического роста. В этой связи в ближайшие годы налоговую политику целесообразно ориентировать на создание бизнес-среды, максимально стабильной и комфортной для долгосрочных инвестиций (прежде всего в перерабатывающих отраслях и сфере услуг). При этом отдельное внимание следует уделить предсказуемости налоговой политики как для бизнеса, так и для населения — прежде всего путем заблаговременного публичного обсуждения налоговых мер.

Необходимо также пересмотреть сложившееся в фискальных органах отношение к дефициту бюджета. Нужно учитывать, что дефицит федерального бюджета — это временное явление, устранение которого напрямую зависит от восстановления деловой активности в стране. При этом сейчас у властей есть достаточно возможностей решить проблему дефицита, не прибегая к ужесточению фискальной политики. Уровень государственного долга России по итогам 2019 года был одним из самых низких в мире (12,3% ВВП). Даже при двукратном росте в ближайшие годы (что вряд ли потребуется, учитывая имеющиеся резервы) он останется на довольно низком по мировым меркам уровне. Это дает правительству широкие возможности по стимулированию экономики за счет наращивания долговой нагрузки без ущерба для устойчивости бюджетной системы.

Необъяснимо, но факт: что такое дефицит бюджета и откуда он берется

Бюджет Российской Федерации за коронавирусный 2020 год будет исполнен с рекордным дефицитом в 3,9 % валового внутреннего продукта, подсчитал Минфин накануне Нового года. Превышение бюджетных расходов над доходами, по самым свежим данным (за январь-ноябрь), составило примерно 2,5 трлн рублей. Откуда вообще взялась эта сумма, что такое бюджетный дефицит и так ли он опасен, как о нем говорят?

Читайте в статье:

Как формируется бюджет?

Как формируется бюджет?

Государственный бюджет, вопреки распространенному заблуждению, не является кучей денег в казне отдельно взятой страны. На самом деле бюджет — это такой финансовый план, составленный на конкретный период времени (например, на год) и включающий в себя запланированные расходы и предполагаемые доходы. Для наглядности сравним государственный бюджет с бюджетом семейным.

Допустим, у нас есть молодая семья, где каждый из супругов зарабатывает в месяц по 25 000 рублей. Общий суммарный доход составит 50 000. Из них часть денег будет потрачена на услуги ЖКХ, продукты питания, одежду, интернет и так далее. Возможно, часть денег (пусть и небольшая) будет отложена. Чтобы расходы не превышали доходы, семья вынуждена заранее планировать свои траты. Они знают, что в конце каждого месяца каждый получит заработную плату, и примерно представляют, сколько денег они могут потратить в следующем месяце.

Такое планирование — это и есть настоящий бюджетный план.

С государством дела обстоят похожим образом, только суммы значительно больше, много разных источников доходов, а статей расходов еще больше. Свои бюджеты есть у отдельных регионов, городов и сел, общественных организаций и коммерческих компаний.

Государственный бюджет

Государственный бюджет

Государственный бюджет формируется с учетом государственных доходов, то есть денежных средств, поступающих из следующих источников:

  • налогов, которые платят организации и граждане;
  • неналоговых, но обязательных сборов — всевозможные акцизы, пошлины, сборы, доходы от внешнеэкономической деятельности и так далее;
  • иные доходы — например, из государственных фондов.

Каждый год государства прогнозируют заранее, сколько денег у них будет в бюджете, и, исходя из этой суммы, планируются траты. Тратят деньги государства на самые разные нужды, в том числе социальные, экономические, военные, научные, внешнеполитические и так далее. В конце концов, они тратят деньги на содержание самого государственного аппарата, который существует только за счет наших с вами налогов и прочих платежей.

Что такое бюджетный дефицит?

Что такое бюджетный дефицит?

Когда государство аккумулировало достаточно денег в рамках бюджета, оно начинает их тратить согласно предварительно составленному плану. Этот процесс называется реализация бюджета. В результате возможны три сценария:

  1. Профицит бюджета — ситуация, когда потратили денег меньше, чем получили в виде доходов.
  2. Сбалансированный бюджет — когда потратили денег столько, сколько получили в виде доходов.
  3. Дефицит бюджета — та самая ситуация, когда потратили по разным причинам больше, чем получили в виде доходов.

Дефицит бюджета = бюджетные расходы > бюджетные доходы.

Откуда берется дефицит?

Откуда берется дефицит?

Иногда реальные расходы могут превысить запланированные, например, из-за непредвиденных обстоятельств. Аналогично могут снизиться и доходы.
В разгар пандемии коронавируса значительная доля бизнеса во всем мире в лучшем случае недополучала прибыль, а в худшем — вообще несла убытки. Повсеместные ограничения и административные барьеры привели к тому, что компании начали разоряться и, как следствие, — не платить налоги.
Как итог, доходы в государственные бюджеты оказались ниже запланированных, а расходы, наоборот, возросли (например, пришлось выделять много денег на борьбу с эпидемией).
Двоякая ситуация: с одной стороны, государства много тратят и вводят всякие ограничения, а с другой стороны, в результате этих же ограничений в долгосрочной перспективе предприятия не заплатят налогов, поскольку разорятся, — и в бюджете появится дефицит.

Конечно, дефицит может возникнуть и в результате плохо спланированного чиновниками бюджета, неудачных трат, внезапных военных расходов, чрезмерно высокой налоговой нагрузки или, например, высокого государственного долга и его несвоевременного погашения.

хомяк Жора Капустин

Опасен ли бюджетный дефицит?

Дефицит бюджета, напротив, может быть не так опасен, как кажется на первый взгляд. Если деньги расходовались грамотно, в перспективе это должно привести к экономическому росту. Бизнеса станет больше, доходы предпринимателей выше и, как следствие, повысится собираемость налогов. Обратная сторона дефицита — если расходы были плохо выверены, денежные средства тратились на неудачные проекты, имели место случаи коррупции и все в таком духе — развития экономики не будет, а дыра в бюджете только продолжит расти.

Оптимальный вариант, по мнению целого ряда экономистов, — это сбалансированный бюджет. В этом случае лишних денег в бюджете не осядет, а риски возникновения дефицита бюджета — ниже. Конечно, при сбалансированном бюджете расходы должны идти на благо страны и по возможности не превышать доходы.

Михаил Попов, банкир, основатель и CEO TalkBank:

— Вероятно, в последующие два года бюджет РФ будет дефицитным, а соответствующие значения превысят аналогичные образца 2020 года. Ключевыми факторами сокращения дефицита и стабилизации бюджетных расходов является рост стоимости нефти на мировых рынках и повышение доходов за счет налоговых сборов и экспортных пошлин на энергоносители. Конечно, здесь мы очень связаны с ростом мировой экономики. Наиболее пострадавшие отрасли в период пандемии, а именно: тяжелая промышленность, туристические направления, гостиничный бизнес, сфера услуг и другие — в настоящий момент сильно зависят от эффективности разработанных вакцин от коронавируса.

А что вы думаете по поводу перспектив российского бюджета в 2021 году? Напишите в комментариях!

Не хотим терять вас, давайте дружить! Подпишитесь на наш Telegram-канал, тут финансовые лайфхаки каждый день!

Читайте также: