Нужно ли сдавать пояснения к балансу в налоговую за 2020

Обновлено: 02.05.2024

Составляя бухгалтерскую отчетность по итогам 2021 года, следует руководствоваться нормами Инструкции № 33н в редакции приказов Минфина РФ от 11.06.2021 № 81н, от 02.11.2021 № 170н. Минфин и Федеральное казначейство в совместном Письме от 01.12.2021 № 02-06-07/97427, № 07-04-05/02-29373 (далее – Письмо № 02-06-07/97427) дали разъяснения по раскрытию информации при составлении и представлении отчетных бухгалтерских форм за 2021 год. Подробно об этом поговорим в материале.

Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730)

Составляя баланс (ф. 0305730), следует обратить внимание на следующие моменты (п. 9 Письма № 02-06-07/97427):

показатель по счету 0 210 06 000 отражается в положительном значении в строке 480 разд. 3 баланса (ф. 0503730) в размере балансовой стоимости особо ценного имущества (недвижимого, в том числе земельных участков, и особо ценного движимого имущества, в отношении которого законодательством установлены ограничения по распоряжению им бюджетными (автономными) учреждениями), соответствующего критериям актива, признаваемого на балансовых счетах бухгалтерского учета;

Отчет об исполнении учреждением плана финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737)

В этой форме отражаются показатели исполнения плана ФХД в части поступлений (доходов, иных поступлений, в том числе от заимствований (источников финансирования дефицита средств учреждения)), выбытий (расходов, иных выплат, в том числе по погашению заимствований) с учетом следующих особенностей (п. 10 Письма № 02-06-07/97427):

поступления в порядке возмещения затрат (расходов), учитываемые по коду вида деятельности 4 и по коду аналитики 130 (например, возмещения ФСС расходов бюджетных (автономных) учреждений на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами), приводятся в отчете (ф. 0503737) по коду вида деятельности 4 и по коду аналитики 130. При этом в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503760) следует указать, в связи с чем получены данные суммы;

Минфин в Письме № 02-06-07/97427 (п. 11) рекомендует обратить внимание на то, что при заполнении графы 3 формы, в которой приводятся данные о принятии и исполнении учреждением обязательств в ходе реализации национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов), следует отражать коды бюджетной классификации, содержащие в соответствующих разрядах коды разделов, подразделов, коды основных мероприятий и направлений расходов целевых статей расходов на реализацию национальных проектов (программ), а также коды комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов), коды видов расходов классификации расходов бюджетов РФ в структуре ХХ ХХ 000 ХХ ХХХХХ ХХХ.

При этом при заполнении справки (ф. 0503710) по счетам, применяющимся при указании названных мероприятий в 1–17-м разрядах номера счета, приводятся коды бюджетной классификации, содержащие в соответствующих разрядах коды разделов, подразделов, коды основных мероприятий и направлений расходов целевых статей расходов на реализацию национальных проектов (программ), а также коды комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов), коды видов расходов классификации расходов бюджетов РФ в структуре ХХ ХХ 000 ХХ ХХХХХ ХХХ (п. 12 Письма № 02-06-07/97427).

Сведения об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503766)

Форма содержит данные о результатах исполнения учреждением (обособленным подразделением) плана финансово-хозяйственной деятельности. В графе 4 формы указываются коды целей, присвоенные при предоставлении целевых субсидий. Коды установлены в приложении 2 к порядку, утвержденному Приказом Минфина РФ от 13.12.2017 № 226н.

Сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768)

Минфин отмечает, что правилами осуществления учреждениями вложений в нефинансовые активы не предусматривается формирование показателей по счетам 7 101 10 000, 7 106 10 000, 5 101 00 000, 6 101 00 000 (п. 13.2 Письма № 02-06-07/97427).

Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769)

В части заполнения этой отчетной формы следует обратить внимание на следующее:

ХХХХ 0000000000 510 0 209 34 00Х (в части авансовых выплат, произведенных до 2021 года);

ХХХХ 0000000000 КВР 0 209 34 ООХ (в части авансов 2021 года).

При этом не исполненная на конец финансового года задолженность по возврату авансов 2021 года подлежит переносу на счет ХХХХ 0000000000 510 0 209 34 00Х с отражением в сведениях (ф. 0503769) в составе просроченной задолженности.

4. Выявленная в ходе инвентаризации дебиторская задолженность подотчетного лица, с которым у учреждения отношения прекращены (не является сотрудником субъекта учета), отвечающая критериям актива (подлежит урегулированию), переводится на счет ХХХХ 0000000000 510 0 209 34 000 и отражается в сведениях (ф. 0503769) в составе просроченной задолженности.

Раздел 2 сведений (ф. 0503769) заполняется по показателям в размере 10 млн руб. и более. При этом информация в разрезе дебиторов (кредиторов) (показатели граф 5–8) при представлении сведений (ф. 0503769) в отчетности за 2021 год не раскрывается.

Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773)

Эта форма содержит обобщенные за отчетный период данные об изменении показателей на начало отчетного периода вступительного баланса учреждения. Причинами внесения изменений в валюту баланса являются:

реорганизация, ликвидация субъекта бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая изменение типа государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений на казенные учреждения на начало финансового года;

изменения, связанные с внедрением федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов;

исправление ошибок прошлых лет, выявленных в отчетном периоде, в том числе при проведении контрольных мероприятий;

изменение учетной политики;

пересчеты показателей отчетности;

Каждой причине изменения остатков валюты баланса присвоен свой особый код (п. 72 Инструкции № 33н). В частности, изменениям валюты баланса в связи с перерасчетами показателей отчетности соответствует код 05. Пересчеты показателей отчетности допустимы при исправлении ошибок, связанных с некорректным формированием отчетных показателей. Как правило, изменения по этому коду формируются субъектом консолидированной отчетности или субъектом индивидуальной отчетности по согласованию с субъектом консолидированной отчетности(п. 7.5, 13.4 Письма № 02-06-07/97427).

В Письме № 02-06-07/97427 отмечается:

Сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775)

В этой таблице отражаются аналитические данные о неисполненных расходных обязательствах, неисполненных денежных обязательствах, расходных обязательствах, принятых сверх утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности, а также о суммах экономии, достигнутой в результате применения конкурентных способов определения поставщиков.

В Письме № 02-06-07/97427 поясняются особенности заполнения таблицы, если размер принятых и неисполненных обязательств (денежных обязательств) составляет больше 100 млн руб. и менее указанной суммы (п. 13.5, 7.7 Письма № 02-06-07/97427). Так, если размер принятых и неисполненных обязательств (денежных обязательств), отраженных по соответствующим строкам в графах 11, 12 разд. 1 отчета (ф. 0503728), составляет 100 млн руб. и более, формируется показатель в графах 1–8 по номерам счетов аналитического учета счетов 0 502 11 (разд. 1 сведений (ф. 0503775)), 0 502 12 000 (разд. 2 сведений (ф. 0503775)). В случае же если такие принятые и неисполненные обязательства (денежные обязательства) – менее 100 млн руб., показатели в разд. 1 и 2 сведений (ф. 0503775) не отражаются.

Формирование показателей разд. 3 сведений (ф. 0503175) осуществляется по всем фактам превышения принятых обязательств над суммой утвержденных бюджетных назначений.

Сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779)

В текстовой части пояснительной записки (ф. 0503760) нужно указать факторы, оказавшие влияние на размер остатков денежных средств на счетах учреждений, раздельно по каждому виду деятельности.

Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (ф. 0503295)

При заполнении этой отчетной формы следует принять во внимание следующие положения п. 13.7, 7.10 Письма № 02-06-07/97427. В случае если денежные обязательства, принятые на основании одного исполнительного листа, по своему экономическому содержанию относятся к разным кодам КОСГУ, раскрытие информации в разд. 2 сведений (ф. 0503295) осуществляется по каждому коду КОСГУ обособленно. При этом графа 2 разд. 2 сведений (ф. 0503296) в указанном случае заполняется только по той строке, по которой отражается наибольшая сумма принятых денежных обязательств (графа 3) в рамках одного исполнительного листа. По иным суммам принятых денежных обязательств в рамках одного исполнительного листа, приведенным по другим строкам отчета, в графе 2 разд. 2 сведений (ф. 0503296) проставляются нули.

Елизавета Кобрина

Быстрое заведение первички, автоматический расчет налогов, отправка отчетности онлайн, электронный документооборот, бесплатные обновления и техподдержка.

Основная форма бухотчетности — годовая, но существуют и промежуточная отчетность. Она составляется раз в месяц, квартал, полгода или девять месяцев, то есть за период менее года. Промежуточная отчетность обязательна не для всех организаций, и в налоговые органы ее сдавать не нужно. В статье расскажем, что включает промежуточная отчетность, для кого она обязательна и каков порядок ее составления.

Промежуточная бухгалтерская отчетность 2021

С 7 мая 2018 года составление промежуточной отчетности официально перестало быть обязательным для всех организаций на основании приказа Минфина от 11.04.2018 № 74н. Приказ отменил п. 29 Положения по ведению бухучета и отчетности, который обязывал составлять промежуточную отчётность всех, кто не освобожден от нее по закону. Аналогично Решением Верховного Суда РФ был отменен пункт 48 ПБУ 4/99. Сейчас составлять и представлять промежуточную отчетность нужно только в случаях, когда эта обязанность предусмотрена:

  • законодательством;
  • нормативными правовыми актами;
  • договорами;
  • учредительными документами или решениями собственников.

Например, для страховых организаций и эмитентов ценных бумаг квартальная отчетность обязательна. Если ваша организация не попадает под эти условия, обязательно формировать только годовую отчетность, но составлять промежуточную отчетность по собственной инициативе можно и полезно.

Представление промежуточной отчетности в налоговые органы и органы статистики не требуется. Но промежуточная отчетность может понадобиться при заключении договоров с контрагентами, получении банковского кредита или требования учредителя. Кроме того, промежуточная отчетность помогает контролировать ситуацию, прогнозировать финансовые результаты и проверять достоверность учетных данных.

Автоматически формируйте отчетность в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия! Отправка через интернет.

Период промежуточной отчетности и сроки представления


Промежуточная отчетность отражает все аспекты деятельности организации, включает сводные данные об имуществе и финансах организации и их состоянии на текущий момент. Она формируется нарастающим итогом за отчетный период менее года, начиная с 1 января.

Отчетный период законодательно не установлен. Эксперты считают, что оптимальный период промежуточной отчетности — квартал. Ежемесячное формирование слишком трудоемко, а полугодие — большой промежуток, и информация может оказаться несвоевременной. Но при определении периода руководствуйтесь потребностями собственников, менеджмента и потенциальных инвесторов.

Сформировать промежуточную отчетность надо не позднее 30 дней после окончания отчетного периода. Сроки подачи отчетности по окончании отчетного периода определяются собственниками самостоятельно, они зависят от целей компании. Решение о периоде составления отчетности и сроках подачи отражайте в учетной политике.

Состав бухотчтености за период менее года

В отличие от годовой отчетности, промежуточная включает меньшее количество форм. Обязательно формирование промежуточного баланса и отчета о финансовых результатах. В ее состав также включаются пояснения, если без них невозможно сформировать полное представление о финансовом положении организации и финансовых результатах ее деятельности. Если того требуют федеральные или отраслевые стандарты учета, учредители или собственники дополните промежуточную отчетность отчетом о движении денежных средств, пояснительными записками и другими формами.

Баланс содержит информацию о финансовом состоянии организации на текущую дату. Активы дают данные об имуществе и обязательствах перед организацией. Пассивы отражают собственные и заемные средства, позволяя сформировать представление об источниках формирования имущества и финансовой устойчивости компании.

Отчет о финансовых результатах дает представление о прибыли и убытках организации за период, позволяет оценить структуру и динамику прибыли и выявить проблемные места и перспективы.

Формы промежуточной отчетности не утверждены законодательством, организация может разработать их сама, на основе форм годовой отчетности. Формы отчетности и ее состав должны отражаться в учетной политике.


Составление промежуточной отчетности

Как и годовая отчетность, промежуточная должна соответствовать требованиям достоверности, своевременности, проверяемости, целостности, простоты и актуальности. Составление промежуточной отчетности имеет свои особенности.

  1. В промежуточной отчетности отсутствует реформация баланса — списание прибыли или убытка, полученного за прошедший финансовый год. По итогам квартала или полугодия прибыль (убыток) остается на счете 99 и подлежит списанию на счет 84 только в конце отчетного года.
  2. При составлении промежуточной отчетности инвентаризация не обязательна.
  3. Налог на прибыль начисляется с использованием налоговой ставки, которая будет применена к годовой выручке.
  4. Запланированные, но не произведенные расходы признавать не нужно, так же как и не полученный доход. Как и в годовой отчетности, их следует признать только при выполнении критериев признания.
  5. Активы оцениваются без привлечения оценщиков путем экстраполяции данных или самостоятельного расчета финансовым отделом организации.
  6. В промежуточной отчетности бонусы сотрудникам можно признать досрочно, только если на дату составления отчетности сумма выплаты может быть достоверно оценена или если у компании есть юридическая обязанность выплаты, которую нельзя избежать.

Подготовка к составлению промежуточной отчетности

Составление промежуточной отчетности включает несколько этапов. В первую очередь, к ее составлению следует подготовиться. На этапе подготовки обобщите все имеющиеся данные первичных и иных документов, изучите правила составления форм и подготовьте необходимые данные.

Промежуточная отчетность формируется по тем же правилам, что и годовая. Ее нужно составлять на русском языке, отражать числовые данные в тысячах рублей или миллионах, отрицательные показатели указывать в круглых скобках. Готовые отчеты должны быть подписаны руководителем.

При составлении необходимы следующие данные: полное наименование документов, наименование организации, используемые измерители, должности лиц, ответственных за ведение учета и составление отчетности, и их личные подписи.

Завершите бухгалтерские операции в конце отчетного периода, проверьте все записи на счетах учета и исправьте обнаруженные ошибки. Закройте счета учета затрат и формирования себестоимости продукции нарастающим итогом с начала года. Также, к этапу подготовки относится расчет налогов.

Автоматически формируйте отчетность в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия! Отправка через интернет.

Составление и представление промежуточного отчета

Второй этап — составление и представление промежуточного отчета. Составляя баланс, обратите внимание, что данные на начало отчетного периода, должны соответствовать данным на конец прошлого отчетного периода. Кроме того, при необходимости подготовьте пояснительную записку, она сделает отчетность более прозрачной. В пояснительной записке дайте краткую характеристику организации, разъясните методы оценки МПЗ, стратегии развития фирмы, меры повышения квалификации сотрудников, и представьте сопроводительную информацию к формам отчетности.

Кроме того, подготовьте отчет о финансовых результатах и, при необходимости, отчет о движении денежных средств, об изменениях капитала. Все это позволит понять, как менялся состав собственных средств в течение периода, как расходовались средства, какие обязательства возникли.

Сроки представления промежуточной отчетности установлены соответствующими ФЗ и нормативными актами. Например, эмитенты ценных бумаг составляют промежуточный отчет в течение 60 дней после завершения отчетного периода.

В целом, составление промежуточной отчетности не является обязательным, но имеет определенные преимущества. Она помогает правильно вести документацию, своевременно исправлять ошибки, держать под контролем финансовое положение фирмы и своевременно представлять информацию заинтересованным лицам.

Автор статьи: Елизавета Кобрина

Вести учет и составлять отчетность легко в облачном сервисом Контур.Бухгалтерия. Ведите учет совместно с коллегами, начисляйте зарплату, отправляйте отчетность онлайн и пользуйтесь поддержкой наших экспертов. Всем новым пользователям доступно 14 дней бесплатной работы с сервисом.

Основная форма бухотчетности — годовая, но существуют и промежуточная отчетность. Она составляется раз в месяц, квартал, полгода или девять месяцев, то есть за период менее года. Промежуточная отчетность обязательна не для всех организаций, и в налоговые органы ее сдавать не нужно. В статье расскажем, что включает промежуточная отчетность, для кого она обязательна и каков порядок ее составления.

Часто можно встретить утверждение, что компаниям стало проще отчитываться перед государством за ведение бухгалтерии. Действительно, теперь не нужно сдавать бухотчетность в несколько структур – обязанность отправлять бухгалтерскую отчетность в Росстат упразднена. Однако теперь необходимо помнить о двух новых важных условиях сдачи бухотчетности: обязательном переводе ее на электронные рельсы и открытости данных бухгалтерской отчетности компании для любого заинтересованного лица.

Какие приложения к бухгалтерскому балансу требуются для отчетности?

Приказом ФНС РФ от 13.11.2019 N ММВ-7-1/570@ утверждены форматы представления полной и упрощенной годовой бухгалтерской отчетности в электронном виде, включая аудиторское заключение.

Полный состав бухгалтерской отчетности в ФНС:

  • бухгалтерский баланс (форма 1);
  • отчет о финансовых результатах (форма 2);
  • приложения:
  • аудиторское заключение.

Когда и по каким формам сдавать отчетность?

Сдать в налоговую бухгалтерскую отчетность нужно в течение трех месяцев с момента окончания отчетного года. Например, отчетность за 2021 год, включая приложения к бухгалтерскому балансу, надо представить одним пакетом в ИФНС не позже 31 марта 2022 года.

Все отчеты должны быть в электронном виде, бумагу принимать ни у кого не будут, (согласно законодательной ситуации на ноябрь 2021 года – момент написания статьи).

Приложение к бухгалтерской отчетности: пояснение, экс-форма 5.

Пояснения к бухгалтерской отчетности детализирует баланс и позволяет в простой и понятной форме изложить информацию об отдельных видах активов и обязательств. Таблицы, рекомендуемые в данной форме отчетности, могут быть использованы не все, а только те, которые необходимы для раскрытия указанных в балансе показателей.

В чем отличия пояснений и приложения по форме 5?

  • нема­те­ри­аль­ные ак­ти­вы;
  • ос­нов­ные сред­ства;
  • до­ход­ные вло­же­ния в ма­те­ри­аль­ные цен­но­сти;
  • рас­хо­ды на на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ские, опыт­но-кон­струк­тор­ские и тех­но­ло­ги­ческие ра­бо­ты;
  • рас­хо­ды на осво­е­ние при­род­ных ре­сур­сов;
  • фи­нан­со­вые вло­же­ния;
  • де­би­тор­ская и кре­ди­тор­ская за­дол­жен­ность;
  • рас­хо­ды по обыч­ным видам де­я­тель­но­сти (по эле­мен­там за­трат);
  • обес­пе­че­ния;
  • го­су­дар­ствен­ная по­мощь.

В на­сто­я­щее время При­ло­же­ние к бух­гал­тер­ско­му ба­лан­су как са­мо­сто­я­тель­ная утвержден­ная форма от­чет­но­сти не при­ме­ня­ет­ся. Сейчас используется По­яс­не­ние к бухгал­тер­ско­му ба­лан­су и от­че­ту о фи­нан­со­вых ре­зуль­та­тах. Со­став этих по­яс­не­ний во мно­гом и есть та самая, при­ме­няв­ша­я­ся рань­ше форма №5. По­яс­не­ния к бух­гал­тер­ско­му ба­лан­су и от­че­ту о при­бы­лях и убыт­ках сейчас со­дер­жит сле­ду­ю­щие раз­де­лы:

  • нема­те­ри­аль­ные ак­ти­вы и рас­хо­ды на на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ские, опыт­но-конструк­тор­ские и тех­но­ло­ги­че­ские ра­бо­ты (НИОКР):
  • ос­нов­ные сред­ства;
  • фи­нан­со­вые вло­же­ния;
  • за­па­сы;
  • де­би­тор­ская и кре­ди­тор­ская за­дол­жен­ность;
  • за­тра­ты на про­из­вод­ство;
  • оце­ноч­ные обя­за­тель­ства;
  • обес­пе­че­ния обя­за­тельств;
  • го­су­дар­ствен­ная по­мощь.

Организация сама вправе определить, какие пункты следует указать в пояснительной записке, чтобы наиболее точно детализировать финансовое положение по итогам отчетного года.

Какие показатели баланса расшифровывают другие приложения?

В пояснении уточняются не все показатели баланса. Приложения к бухгалтерскому балансу также включают:

  • Денежные средства и денежные эквиваленты расшифровываются в отчете ДДС – отчете о движении денежных средств. В этом отчете нужно отразить все денежные поступления и выбытия за 2020 год, включая те, что не относятся к доходам и расходам. Например, получение займа или выплату за счет чистой прибыли. В ДДС не нужно отражать движение денег внутри компании.
  • Размер уставного капитала и нераспределенной прибыли по периодам уточняются в ОИК - отчете об изменении капитала. Эта форма отчетности показывает то, как менялся уставной капитал за отчетный год, за счет каких источников, показывает структуру этих средств.
  • Отчет о целевом использовании денежных средств. Применяется в случае расходования средств, выделяемых некоммерческим организациям из бюджета.

Три главных требования к документообороту, согласно ФБСУ 27/2021:

  • своевременное отражение фактов жизнедеятельности компании,
  • достоверность данных,
  • защита данных, предотвращение несанкционированного доступа к документам бухучета.

За организацию документооборота в компании отвечает ее руководитель. За своевременное оформление документов, соблюдение сроков, достоверность данных отвечают лица, составившие и подписавшие документы.

Соответствовать всем новым требованиям отчетности проще с электронными решениями. СБИС Электронный документооборот существенно ускоряет движение документов в компании, обеспечивает их достоверность, сохранность, кроме того, позволяет значительно сократить расходы бумагу, технику, комплектующие.

А СБИС Сверка выверит все показатели отчетности, приведет к единому знаменателю данные бухгалтерского и налогового учета.

Подробнее о том, как приобрести сервисы СБИС, которые значительно упростят подготовку и сдачу бухгалтерской отчетности, вам готовы рассказать наши специалисты

Любая компания отражает свою деятельность в бухучете. Годовая бухгалтерская отчетность — это основной источник информации как для внутренних пользователей (учредители, руководители), так и для внешних пользователей (кредиторы, инвесторы, госорганы).

Что входит в годовую бухгалтерскую отчетность?

Состав бухотчетности установлен ст. 14 Закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ. В нее входят — баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним. В качестве приложений регламентированы согласно п. 2, 4 Приказа Минфина от 02.07.2010 г. № 66н такие отчеты:

  • об изменениях капитала;
  • о движении денежных средств;
  • о целевом использовании средств (для НКО);
  • иные приложения (пояснения).

В этом же приказе Минфина закреплены формы бухотчетности — как для обычных организаций, так и для тех, которые используют упрощенные способы ведения бухучета и формирования упрощенной бухотчетности.

Упрощенный бухучет и отчетность утверждены Законом № 402-ФЗ. В п. 4 ст. 6 этого закона указаны, субъекты, которые вправе вести упрощенный учет и формировать упрощенную бухотчетность:

Субъектами МСП считаются компании, имеющие среднесписочную численность сотрудников до 100 чел. и доход до 800 млн. руб. Кроме того, условием ограничения является доля участия в уставном капитале этих субъектов.

Для субъектов МСП есть некоторое снижение требований — в формах отчетность разрешено указывать показатели укрупненно, объединяя их в группы. Это можно делать при заполнении бухбаланса, а также отчетов о финансовых результатах и о целевом использовании средств.

Субъекты МСП имеют право самостоятельно выбирать — заполнять отчеты упрощенно или в обычном виде.

Проверка базы 1С на ошибки. Для корректной сдачи отчетности, расчета НДС, закрытия периода без ошибок.

Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров

Изменения в 2021 году при формировании годовой бухгалтерской отчетности

С 2020 г. действует Закон от 28.11.2018 г. № 444-ФЗ, согласно которому отменили обязанность направлять отчетность в статорганы.

С 2021 г. все хозяйствующие субъекты должны направлять отчетность за 2020 г. только электронно по ТКС через оператора ЭДО. Годовая отчетность размещается на сайте ФСН и находится в общем бесплатном доступе.

Бухотчетность должна обладать одной из главных характеристик — достоверность сведений. При некоторых обстоятельствах для такой отчетности нее предполагается проведение обязательного аудита.

Согласно принятым корректировкам обязательный аудит бухотчетности проводится, если исполняется хотя бы одно из условий:

  • выручка от предпринимательства за год до отчетного — больше 800 млн. руб.;
  • размер активов баланса на конец года до отчетного — больше 400 млн. руб.

До внесения изменений эти показатели были 400 млн. руб. по выручке и 60 млн. руб. по активам.

В какие сроки направлять бухотчетность за 2020 год

Сроки подачи годовой отчетности соблюдаются всеми хозяйствующими субъектами, ведущими бухучет (ч. 1 ст. 6 Закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ). При этом не учитывается ни правовая форма хозяйствования субъекта, ни применяемый режим налогообложения.

Некоторые ИП и отделения иностранных компаний не обязаны осуществлять бухучет. И, соответственно, они не должны подавать бухотчетность.

Годовая отчетность представляется в ИФНС по месту нахождения компании. На основании представленных сведений ФНС формирует государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности — ГИР БО.

Внимание! Отчетность некоторых субъектов не включается в ГИР БО, а потому они по-прежнему должны отчитываться в органы статистики.

В законодательстве не установлены сроки сдачи промежуточной бухотчетности. Ее не требуется подавать в ИФНС.

Если компания исправляла ошибки в бухотчетности, то ее нужно подать в ИФНС при условии, если она включается в ГИР БО. Срок отправки скорректированной отчетности — не позже 10-ти рабочих дней со дня, следующего за днем внесения изменений.

Вносить изменения в уже утвержденную бухотчетность нельзя.

Отдельные сроки сдачи бухотчетности за 2020 год

Компаниям нужно учитывать особые сроки сдачи бухотчетности за 2020 г. в некоторых ситуациях:

  • если компания создана в 2020 г., она должна сдать годовой отчет. Срок может быть как общий для всех, так и перенесенный на 2022 г.
  • если компания ликвидирована, то отчетность формируется за период с 1 января до даты внесения в ЕГРЮЛ информации о ликвидации. Эта отчетность не включается в систему ГИР БО. Законодательством не установлен срок сдачи бухотчетности ликвидированной компании, а потому ее подают вместе с документацией на ликвидацию компании;
  • если компания реорганизована, то для нее последний отчетный период — с 1 января по дату реорганизации, т.е. дату регистрации последнего из возникших юрлиц. При этом исключением является ситуация по реорганизации в форме присоединения — отчетным периодом является срок с 1 января по дату внесения информации в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединенной компании. Эта отчетность не включается в систему ГИР БО.

Компания, которая образовалась по итогам реорганизации, всегда сдает бухотчетность в установленные сроки — до 31 марта года, следующего за отчетным. И при этом отчетным периодом является срок от даты регистрации образованной в результате реорганизации компании до 31 декабря отчетного года.

Ответственность за нарушения сроков сдачи годовой отчетности

За нарушение сроков сдачи годовой отчетности предусмотрена административная ответственность.

Согласно ст. 15.11 КоАП РФ налоговики вправе привлечь должностных лиц налогоплательщика к ответственности за грубое нарушение требований к бухучету, в т.ч. и к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Штраф в этом случае составляет 5 000 — 10 000 руб. При повторном нарушении ответственность ужесточается, и штраф составляет 10 000 — 20 000 руб., а также может быть дисквалификация на срок 1-2 года.

Грубое нарушение требований к бухучету и бухотчетности предполагают:

  • занижение размера налогов и сборов не меньше чем на 10% из-за искажения информации;
  • искажение любого показателя бухотчетности не менее чем на 10%;
  • регистрация в бухучете факта хозяйственной деятельности, которого не было, а также мнимого или притворного объекта бухучета;
  • формирование отчетности не на основе информации из регистров бухучета;
  • отсутствие первичных учетных документов или регистров бухучета;
  • отсутствие аудиторского заключения (если оно обязательно для компании) в течение регламентированных сроков его хранения.

Кроме того, предусмотрена ответственность за несдачу в зависимости от того, включается ли бухотчетность в ГИР БО или нет.

Если бухотчетность не входит в ГИР БО, то ответственность применяется на основании ст. 126 НК РФ. Штраф составляет 200 руб. за каждый непредставленный документ в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При определении размера штрафа налоговики руководствуются перечнем отчетов, которые должна сдать компания. Если она обязана представить баланс, отчеты о финансовых результатах, об изменении капитала, о движении денежных средств и пояснения, то штраф за 5 документов составит 1 000 руб.

Если бухотчетность входит в ГИР БО, то ответственность на основании ст. 126 НК РФ налоговики применить не вправе. Этот момент основан на том, что по указанной статье применяется ответственность за несдачу отчетности, установленной Налоговым кодексом. А обязанность сдавать бухотчетность в ГИР БО устанавливается на основании Закона № 402-ФЗ.

В данный момент в Кодексе об административных правонарушениях нет конкретной статьи, по которой устанавливается ответственность за несдачу отчетов в ГИР БО. Есть такая статья в новой редакции кодекса, но она еще не принята.

В такой ситуации налоговики выписывают штраф на основании ст. 19.7 КоАП РФ. Его размер составляет 3 000 — 5 000 руб.

Читайте также: