Уведомления о решении налогового органа

Обновлено: 17.05.2024

Может ли налоговая в одностороннем порядке закрыть недействующее ООО с нулевым балансом? Деятельность никогда не велась, контрагентов нет, счетов нет. ООО находится в стадии ликвидации. Что будет, если я прекращу подавать нулевые отчетности?

Всем понятны причины, по которым собственник стремится избавиться от ставшего ненужным бизнеса. Но иногда закрытие происходит не по его желанию, а по воле контролирующих органов.

Содержание

В каких случаях юрлицо исключается из ЕГРЮЛ

Из реестра исключается недействующее лицо. Таким оно является, если в течение последних 12 месяцев:

  • не представляло отчетности по налогам и сборам;
  • не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.

Требуется одновременное наличие двух этих признаков (п. 2 ст. 21.1 Закона о регистрации ). Если фирма не отчитывается, но есть движения по счету, либо, наоборот, счета замерли, но нулевая отчетность сдается, — исключить из реестра нельзя.

С 1 сентября 2017 г. добавлено еще два случая, когда возможно исключение (п. 5 ст. 21.1 Закона о регистрации).

Если у налогового органа есть сведения о том, что в отношении юридического лица возбуждено дело о банкротстве или введена одна из банкротных процедур, решение о предстоящем исключении из реестра не принимается (эта новелла - ответ законодателя на постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2015 № 10-П).

Если же регистрирующий орган примет указанное решение и лишь потом узнает об инициированном банкротстве, юридическое лицо не будет исключено из реестра.

Когда налоговая запустит процедуру ликвидации юрлица?

До сих пор можно было ответить на этот вопрос так: когда дойдут руки до вашей неработающей компании. Требовалось на это порою до четырех лет. Теперь же, как мы отметили выше, появилась возможность ускорить процесс.

В ожидании прекращения юридического лица руководитель рискует сполна набрать административных штрафов. Например, по ст. 119, 126 Налогового кодекса РФ, ст. 13.19, 15.5 КоАП РФ.

В любом случае, прежде чем все бросать на самотек, желательно закрыть счета, погасить долги и провести сверки.

Можно ли исключить из ЕГРЮЛ, если есть долги?

Да, регистрирующий орган может исключить из реестра лицо, имеющее задолженность. При этом долг перед бюджетом налоговая может расценить как безнадежный к взысканию. Что касается остальных обязательств, то тут все зависит от инициативности и расторопности кредиторов. Они либо остановят начатый налоговой службой процесс, либо нет.

Как происходит исключение юрлица из реестра?

Выявив наличие оснований для исключения из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении.

В течение трех дней с момента принятия такое решение публикуется в Вестнике государственной регистрации. Проверить, не начался ли административный процесс исключения из реестра в отношении вашей компании или контрагента, можно на сайте вестника.

Одновременно с решением будут опубликованы сведения о том, как и куда подавать свои возражения по поводу грядущего исключения из реестра.

Если в течение трех месяцев с момента публикации от заинтересованных лиц не поступят заявления, юридическое лицо будет исключено из ЕГРЮЛ.

Как остановить исключение из реестра?

Согласно действующей редакции закона подача заявления самим юридическим лицом, кредитором или иным заинтересованным лицом делает невозможным административное исключение из реестра. Никаких требований к такому заявлению не предъявляется.

С 1 сентября 2017 г. остановить запущенный механизм стало сложнее (см. п. 4 ст. 21.1 Закона о регистрации).

Во-первых, содержание заявления. Оно должно быть мотивированным. Таким образом, подразумевается, что неубедительное возражение не будет принято налоговой службой во внимание.

Во-вторых, форма заявления. Она будет утверждена отдельно.

В-третьих, способ подачи. Теперь, если подавать заявление в форме электронного документа, то с электронной подписью. Если же почтой, то с заверенной нотариально подписью. При непосредственном представлении документов нужно предъявить документ, удостоверяющий личность. Представитель же (не руководитель) дополнительно прилагает нотариально удостоверенную доверенность или ее нотариальную копию.

Если все перечисленные требования и трехмесячный срок соблюдены, юридическое лицо из реестра исключено не будет.

Альтернативный вариант – начать банкротство.

Последствия исключения из реестра

Прекращение лица и обязательств

В целом последствия исключения недействующего лица аналогичны последствиям ликвидации (ст. 64.2 ГК РФ). В ЕГРЮЛ вносится запись с указанием способа прекращения.

Обязательства юридического лица прекращаются. Если только не встает вопрос о субсидиарной ответственности.

Субсидиарная ответственность

Еще одна новелла, вступившая в силу с 28 июня 2017 г. Ранее участники и руководители ООО, а также лица, способные давать им указания, могли быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам этого общества только в рамках процедуры банкротства. Теперь в силу п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО это возможно и после административного исключения из ЕГРЮЛ.

Критерий: неисполнение обязательства общества обусловлено тем, что перечисленные лица действовали недобросовестно или неразумно. Речь при этом идет о любых обязательствах, сохранившихся на момент исключения. Уйти от долгов, просто забыв про общество, уже не получится.

На акционерные общества новое правило не распространяется.

Распределение имущества

Даже у недействующей компании может обнаружиться имущество. Либо участники о нем действительно забыли. Либо они сознательно выжидали, когда налоговая сделает свое дело, чтобы уже без кредиторов поделить остатки. Впрочем, забрать себе то, что принадлежало юридическому лицу, получается не всегда.

В некоторых регионах суды признают право собственности за участниками. В других – отказывают в иске, ссылаясь на необходимость использовать процедуру, предусмотренную п. 5.2 ст. 64 ГК РФ. А это значит - отдельное судебное разбирательство с назначением арбитражного управляющего и привлечением всех возможных кредиторов прекратившегося юридического лица. Подано такое требование может быть в течение пяти лет с момента исключения из реестра.

Таким образом, если прекратить сдавать налоговую отчетность, то ИФНС ликвидирует организацию по своему решению в течение 12 месяцев.

Казалось бы, простая ситуация: организация решила поменять место нахождения – из Московской области переехать в Москву.

Для этого в регистрирующий орган подается заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (с приложением документов, подтверждающих внесение изменений в учредительные документы и нахождение организации по новому адресу).

Однако на практике все больше организаций жалуются на то, что налоговая инспекция (как регистрирующий орган) чинит препятствия и под надуманными предлогами отказывает в регистрации нового места нахождения организации.

С такой проблемой столкнулась компания, которая обратилась за помощью в нашу адвокатскую фирму.

Суть возникшего спора.

Как следует из содержания отказного решения регистрирующего органа (Межрайонной инспекции ФНС России № 46 по г. Москве), в качестве основания для отказа в государственной регистрации было указано следующее: представленные в регистрирующий орган документы содержат недостоверные сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Кроме того, в решении об отказе было указано, что недостоверные сведения об адресе (месте нахождения) подтверждаются информацией, представленной районной налоговой инспекцией г. Москвы.

Устно представитель компании сообщил, что, прежде чем был получен отказ в государственной регистрации, проверяющие из районной налоговой инспекции два раза приходили с проверкой в новое арендуемое организацией помещение в г. Москве.

Генерального директора компании проверяющие не застали на месте. Сотрудников организации, находящихся в помещении, проверяющие попросили показать документы, подтверждающие полномочия выступать от имени организации, а также трудовые договоры и трудовые книжки. Сотрудники эту просьбу выполнить не смогли, так как при них этих документов не было и не должно было быть. Проверяющие обратили внимание на то, что, по их мнению, в помещении находится не достаточное количество документов организации.

Акт проверки проверяющие из районной инспекции представителям организации не вручили и не направили организации по почте. Через некоторое время МИФНС России № 46 по г. Москве вынесла решение об отказе в государственной регистрации изменений в Устав.

Мы посоветовали организации обжаловать отказ регистрирующего органа в вышестоящий налоговый орган (в рассматриваемом случае – УФНС России по г. Москве) и подготовили жалобу на отказное решение.

Ниже приводим доводы жалобы в вышестоящий налоговый орган.

Следует отметить, что на практике ситуация у каждой организации по-своему уникальна. Однако в указанной жалобе мы приводим полезные для организаций стандартные доводы по обжалованию.

Доводы жалобы.

Решение об отказе в государственной регистрации незаконно по следующим основаниям.

Информация, представленная районной инспекцией в адрес МИФНС России № 46 по г. Москве о недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа Общества, не соответствует действительности, фактическим обстоятельствам.

1. Проверяющие не учли факт наличия, реальности помещения под офис генерального директора Общества.

Офисное помещение Общества (где работает генеральный директор Общества – постоянно действующий исполнительный орган) расположено по адресу: г. Москва, …, офис № 4 (указать конкретный адрес).

Указанное нежилое помещение – комната площадью 66 кв. метра – принадлежит Обществу на праве аренды.

Доказательства указанного факта:

- Договор аренды нежилого помещения, заключенный между арендодателем и арендатором (Обществом).

- Акт приема-передачи нежилого помещения.

- Гарантийное письмо арендодателя в адрес налогового органа с указанием на то, что Общество является арендатором помещения.

- Свидетельство о собственности на помещение арендодателя.

- Наличие таблички с названием Общества при входе в помещение.

- На момент проверки в арендуемом Обществом помещении находились: рабочий стол генерального директора и несколько других столов, другая офисная мебель (арендуемая Обществом у арендодателя), а также папки с документами Общества.

- Фото помещения, фото таблички с названием Общества при входе в помещение.

Ошибочность выводов сотрудников районной инспекции при проверке адреса (места нахождения) юридического лица заключается в следующем:

Проверяющие неправомерно, в нарушение ст. 54 ГК РФ, понятие места нахождения (адреса) юридического лица, т.е. факт наличия помещения (офиса, комнаты) по определенному адресу, отождествляют с фактом физического присутствия генерального директора юридического лица в этом помещении в тот момент, когда проверяющие из районной инспекции (без извещения) осуществляют проверку.

Проверяющие из налогового органа обязаны осуществить проверку наличия помещения, а не устанавливать факт физического присутствия или отсутствия генерального директора Общества в помещении.

Генеральный директор Общества, занимаясь вопросами хозяйственной деятельности Общества, не обязан и не может постоянно находиться в помещении офиса (он уезжает на переговоры и др.).

2. Проверяющие не учли факт наличия при проверке в помещении (офисе) рабочего места генерального директора Общества и наличия сотрудников Общества.

Проверяющие не учли, что Ф.И.О. (указать) – реально действующий генеральный директор Общества.

При проверке работники Общества дали устные показания проверяющим из районной инспекции о том, что генеральным директором Общества является Ф.И.О.

Сотрудники Общества показали проверяющим из районной инспекции рабочее место генерального директора, мебель и имеющиеся на тот момент в офисе документы.

Кроме того, проверяющими районной инспекции проигнорирован тот факт, что генеральный директор Общества лично два раза являлся в районную инспекцию по вызову повестками.

Генеральный директор был допрошен в налоговом органе, как свидетель, и дал показания об адресе (месте нахождения) Общества, о том, что именно он является генеральным директором.

Так как переезд генерального директора Общества в новое помещение Общества еще не был завершен, то некоторые из документов еще не были перевезены из старого офиса в новый офис. Общество само решает, где и как хранить документы.

При этом проверяющие не учли, что, учитывая специфику работы Общества, генеральному директору для работы достаточно минимум технических средств (ноутбук и мобильный телефон, которые он носит с собой), а также минимум мебели (стол со стулом) в помещении.

Проверяющие проигнорировали показания присутствовавших при проверке сотрудников Общества, которые подтвердили, что в офисе находится рабочее место генерального директора Общества.

3. Проверяющие попросили присутствующих в офисе (помещении) работников Общества показать документы, подтверждающие полномочия выступать от имени Общества, а также запрашивали другие документы.

Сотрудники Общества таких документов не имели и не обязаны были иметь при себе.

Проверяющие не учли, что исключительно генеральный директор, как единоличный исполнительный орган Общества, является лицом, обладающим полномочиями выступать от имени Общества.

Таким образом, проверяющие вместо проверки наличия помещения (офиса) для исполнительного органа Общества (генерального директора) необоснованно занялись проверкой полномочий сотрудников Общества, исследованием вопроса о том, какие документы Общества где хранятся, имеются ли у сотрудников Общества при себе трудовой договор, трудовая книжка и т.п.

4. Нарушения в содержании обжалуемого решения МИФНС России № 46 по г. Москве.

Решение регистрирующего органа об отказе должно содержать факты (фактические обстоятельства) нарушений, выявленные в ходе проверки и положенные в основу принятого решения. То есть решение должно быть мотивировано.

В обжалуемом решении нет ссылки и не указаны реквизиты акта проверки места нахождения (адреса) Общества районной инспекцией.

В решении не указаны должности и Ф.И.О. лиц, проводивших проверку сведений.

Акт проверки районной инспекции не приложен к решению и не вручен Обществу (не направлен по юридическому адресу Общества, не вручен лично генеральному директору).

В обжалуемом решении не указано содержание акта проверки районной инспекции, положенного в основу отказного решения. Указанное лишает Общество права на защиту, в том числе права знать об основаниях, конкретных причинах отказа в государственной регистрации.

Таким образом, в решении не указаны фактические основания для отказа в регистрации: на каком основании лицо, вынесшее решение, посчитало, что документы Общества содержат недостоверные сведения об адресе (месте нахождения) исполнительного органа Общества.

Не мотивированное решение, которое не основано на фактических обстоятельствах отказа (подтвержденных фактах нарушения), незаконно.

5. Незаконные действия проверяющих из районной инспекции (искажение проверяющими сведений о результатах проверки адреса (места нахождения) юридического лица, введение проверяющими в заблуждение МИФНС России № 46 по г. Москве о фактах) и, как следствие, незаконное решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации нового устава Общества, причиняют убытки Обществу.

В результате Общество несет убытки. Вследствие отказа в государственной регистрации изменений в Устав Общество неправомерно лишено дохода (прибыли), за счет которого Общество обязано исполнять свои обязательства по гражданско-правовым договорам перед контрагентами, трудовым договорам перед работниками. Это ведет к банкротству Общества.

В соответствии со статьей 35 НК РФ налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных решений, а равно неправомерных действий должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

В связи с незаконными действиями должностных лиц и других работников налоговых органов Общество, если его жалоба не будет удовлетворена, будет вынуждено обратиться в Прокуратуру РФ с жалобой и в суд с иском о взыскании понесенных убытков.

Проверяющие исказили увиденное при проведенных проверках, сообщили недостоверные сведения в регистрирующий орган.

МИФНС России № 46 по г. Москве не проверила информацию, полученную из районной инспекции.

Обжалуемое решение не содержит подтвержденных фактов и оснований для отказа, не мотивировано, противоречит фактическим обстоятельствам.

Исходя из изложенного, прошу:

1) Отменить полностью решение об отказе в государственной регистрации (указать номер и дату), вынесенное Межрайонной инспекцией ФНС России № 46 по г. Москве.

2) Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России № 46 по г. Москве принять новое решение о государственной регистрации.

3) Решение УФНС России по г. Москве по настоящей жалобе на бумажном носителе вручить (выдать на руки) генеральному директору Общества (Ф.И.О.), сообщив о дате, месте и времени выдачи по мобильному телефону (указать номер).

Приложения к жалобе: документы, подтверждающие доводы Общества.

Результат обжалования.

В рассматриваемом случае через две недели жалоба была рассмотрена и удовлетворена вышестоящим налоговым органом, а Межрайонная инспекция ФНС России № 46 по г. Москве исправилась – вынесла решение о государственной регистрации изменений (зарегистрировала новое место нахождения организации).

Данный случай из практики подтверждает, что организации могут успешно отстаивать свои права в досудебном порядке, обращаясь с жалобами в УФНС России по г. Москве.

Работа УФНС России по г. Москве по жалобам организована и ведется на должном уровне, что не может не радовать. Обжалование в вышестоящем налоговом органе по категории споров об отказе в государственной регистрации – быстрый, бесплатный и, самое главное, эффективный способ восстановления нарушенных прав.

В силу поправок в Налоговый кодекс РФ, с 2020 года налоговым агентам по НДФЛ с обособленными подразделениями стало проще платить подоходный налог и сдавать отчётность по нему (справки 2-НДФЛ, расчеты 6-НДФЛ). Для этой цели введена с 2020 года форма уведомления о выборе налогового органа для НДФЛ обособленных подразделений. Рассказываем об этом бланке (можно скачать) и его заполнении.

Новое право

При наличии у организации нескольких обособленных подразделений на одной муниципальной территории или её расположении с обособками вместе на этой территории, с 2020 года уплачивать НДФЛ и сдавать отчётность по нему можно одним из 2-х способов:

  • по месту нахождения одной из таких обособок;
  • по месту нахождения головной организации.

Это регулирует новый абзац п. 7 ст. 226 НК РФ с 1 января 2020 года (ввёл Закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Налоговый агент сам выбирает обособку либо головной офис (это его право, а не обязанность) с учетом порядка, установленного п. 2 ст. 230 НК РФ.

Отметим, что до 2020 года такие налоговые агенты платили НДФЛ и сдавали отчетность по месту учета как головной организации, так и каждого обособленного подразделения.

Срок подачи

По общему правилу компания должна уведомить о выборе ИФНС не позднее 1 января (п. 2 ст. 230 НК РФ).


  • сменилось количество обособок;
  • есть другие изменения, влияющие на порядок сдачи сведений о доходах физлиц и суммах НДФЛ.

Однако в связи с довольно поздним утверждением формы уведомления в 2020 году, ФНС выпустила специальное разъяснение. Согласно ему, организации-налоговые агенты, планирующие с 2020 года применять новый порядок перечисления НДФЛ и представления отчетности, могут представить в инспекцию уведомление о выборе налогового органа до 31 января 2020 года (пятница).

Если же налоговый агент планирует представить уведомление после перечисления НДФЛ, то во избежание недоимки и переплаты эти суммы налога следует перечислять с 1 января 2020 года по платежным реквизитам выбранного обособленного подразделения.

При этом у налогового агента есть право подать заявление на уточнение платежа при необходимости корректировки отдельных реквизитов (КПП плательщика, ИНН, КПП и наименование получателя платежа).

Какой использовать бланк

Для указанной цели бланк уведомления о выборе налогового органа, порядок его заполнения и электронный формат подачи утверждены приказом ФНС России от 06.12.2019 № ММВ-7-11/622.

Согласно приказу, новая форма уведомления о выборе налогового органа для обособленного подразделения вступает в силу с 1 января 2020 года. Её КНД – 1150097.

Бланк уведомления состоит из 2-х листов – стандартного титульного и листа с перечнем вносимых КПП организации/её обособок и соответствующими кодами ИФНС.

Далее по прямой ссылке можно бесплатно скачать бланк уведомления 2020 :

Как заполнить уведомление

В целом, правила не отличаются от заполнения других налоговых форм. Это можно сделать как на бумаге, так и электронно. То же касается его отправки в ИФНС.

Так, в случае отсутствия какого-либо показателя во всех знакоместах соответствующего поля проставляют прочерк. То же самое касается ситуации, когда для указания какого-либо показателя не требуется заполнение всех знакомест.

В последнем разделе уведомления приводят КПП организации и всех обособленных подразделений, расположенных на территории одного муниципального образования, в отношении которых организация либо выбранное ею обособленное подразделение будет платить НДФЛ и отчитываться.

Пример заполнения

Платить НДФЛ и сдавать отчетность по этому налогу по данным подразделениям компания в 2020 году хочет через ИФНС России № 19 по г. Москве (п. 7 ст. 226, п. 2 ст. 230 НК РФ).

Значит, она уведомляет о своем выборе инспекцию № 19.

Далее показан образец заполнения 2020 уведомления о выборе налогового органа для НДФЛ по обособленным подразделениям .

Обжалование налоговых уведомлений

Когда налогоплательщик не согласен с суммами начисленных налогов или с какими-то действиями должностных лиц, то Законом предусмотрена возможность доказать правоту и не заплатить лишнего. Обжалование налоговых уведомлений – это первый шаг при восстановлении справедливости.

Можно ли обжаловать решение, вынесенное налоговиками

Не всегда действия налоговых инспекторов правомерны. Ошибаться могут все, в том числе и работники контролирующих органов. Если налогоплательщик считает, что присланное уведомление незаконно, он может оспорить требования в общеустановленном порядке. Действовать нужно по правилам, иначе жалобу просто не станут рассматривать. Порядок обжалования подробно изложен в 138 статье Налогового кодекса.

Налоговый спор – это ситуация, при которой возникают разногласия между государством и налогоплательщиком по поводу начисления налогов. Споры рассматриваются компетентными органами.

Как указано в соответствующей статье НК, оспорить действия контролирующего органа имеет право любой гражданин. Обжалован может быть любой акт – нормативный или ненормативный, хотя порядок действий будет отличаться. Чаще оспаривают именно ненормативные акты.

Для справки: нормативный акт – документ, в котором установлены общие правила, они одинаковы для всех налогоплательщиков и применяются неоднократно. Ненормативный акт носит адресный характер.

Если уведомление налоговой, по мнению налогоплательщика, носит противоправный характер или каким-то образом ущемляет его права, то опротестовать решение можно в досудебном порядке. В случае отказа можно подать в суд.

Этот порядок является неизменным. Нельзя сразу подать в суд, не попытавшись решить проблему на месте. На первом этапе налогоплательщик подает заявление в налоговый орган. Если спор сразу решить не получилось, нужно действовать дальше строго по плану.

Налоговые споры

Причины налоговых споров связаны с оценкой деятельности налогоплательщика. Чаще всего они возникают после проведенной проверки. Несогласие налогоплательщика могут вызвать:

  • доначисления по налогам, пени и штрафы;
  • приостановка операций по счету или его блокировка;
  • отказ вернуть выплаты, сделанные ошибочно;
  • отказ в возмещении НДС.

Основанием для спора могут стать и ошибки, которые допустил сам налогоплательщик при заполнении декларации или составлении платежных поручений.

Какими бы причинами ни были вызваны разногласия, если налогоплательщик считает, что закон на его стороне, он вполне может оспорить направленное ему уведомление. Нередко возникшие споры удается решить в досудебном порядке, так как налоговая служба не заинтересована в судебных процессах. Если при проверке выясняется, что претензии налоговиков необоснованны, то удается обойтись без обращения в суд. Если на первом этапе решить спор не удается, следует обратиться в вышестоящий налоговый орган. А если и там постигла неудача, то придется идти в суд.

Срок обжалования налогового уведомления

Сроки подачи жалоб

Существует два вида жалоб, которые налогоплательщик может подать, чтобы оспорить решение налоговой:

  • Апелляционная. Подается при несогласии с решениями налогового органа, принятыми после проведения проверки. Важное условие – жалоба подается, пока решение не вступило в законную силу. Возможность подать апелляцию должна быть указана в самом решении, вынесенном по результатам налоговой проверки. Там же указывается и срок вступления решения в силу – 1 месяц с момента передачи решения налогоплательщику. Если срок пропущен, подать апелляционную жалобу невозможно.
  • Обычная. Этот вид жалоб подается на уже вступившие в силу ненормативные акты, выданные налоговой инспекцией. Также такую жалобу можно подать на неправомерные действия или бездействие представителей контролирующих органов. Срок подачи – 1 год со дня вынесения решения, на которое не была подана апелляция, либо со дня, когда налогоплательщик узнал о нарушении своих прав. Если указанный срок пропущен по уважительным причинам, подтвержденным документами, то его можно восстановить. На такую возможность указывает статья 139 НК РФ (пункт 2).

В качестве адресата указывают вышестоящий налоговый орган, но подают документ в отделение, которое вынесло решение, не устраивающее налогоплательщика. Пример: жалобу на районную инспекцию подают в то же территориальное отделение, указав в качестве адресата Управление ФНС.

Возражения на претензии, изложенные в акте налоговой проверки

Для справки: При получении акта налогоплательщик должен расписаться и проставить дату получения. Именно от этой, написанной собственноручно, даты начинается отсчет сроков подачи возражений. Поэтому нужно быть внимательным и не допускать ошибок. Если указать не реальную, а уже прошедшую дату, то сроки, отпущенные на подачу возражений и жалоб, сократятся. Если акт направлен налогоплательщику заказным письмом, то датой отсчета считается 6-й день с момента отправки.

Возражения можно составить как по всему акту, так и по его отдельным частям. В этом документе необходимо обязательно указать номер акта проверки и дату его составления. Затем следует подробно изложить свои возражения с отдельными положениями или с актом целиком. Желательно подтвердить свои утверждения документами, копии которых приложить к возражениям.

Обязательно следует составить опись прилагаемых документов, в которой указать все приложения к жалобе. Это исключит возможность случайно или преднамеренно утратить часть приложенной документации.

Налоговый орган после получения возражений обязан сообщить налогоплательщику время и место их рассмотрения. Автор возражений имеет право присутствовать на этом разборе и давать устные пояснения по любым вопросам. Однако неявка привлекаемого к ответственности лица, при условии, что оно было уведомлено о месте и времени разбора, не является причиной для отказа рассмотрения дела (статья 101 п. 2, статья 101.4 п. 7 НК РФ).

В ходе рассмотрения возражений лица, привлекаемого к ответственности, комиссия устанавливает:

  • были ли допущены нарушения законодательства о налогах и сборах;
  • образуют ли выявленные случаи неисполнения законодательства состав налогового правонарушения;
  • имеются ли основания для привлечения лица, в отношении которого был составлен акт, к административной ответственности;
  • обстоятельства, которые исключают или смягчают вину лица в совершении правонарушения.

По результатам исследования выносится решение. Решение может быть либо о привлечении лица к ответственности, либо об отказе в привлечении. Также может быть принято решение о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Если выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, то в нем должен быть указан срок, в течение которого его можно обжаловать. Жалобу следует подавать в вышестоящий орган, в решении указать его наименование и адрес. Если и во второй ступени будет выдан отказ, то налогоплательщик может обратиться в суд.

Подача жалобы

ФНС разработала новый формат подачи жалоб, который вступил в действие с 30.04.2020. Если документ подается в ином формате, его не примут к рассмотрению. Согласно новому приказу, жалобы могут направляться в электронном виде по каналам телекоммуникационной связи либо на бумаге. Приказом от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645 (там же можно скачать образцы документов) установлена форма, формат, порядок заполнения и представления жалоб, а также порядок направления решений по рассмотренной жалобе.

В жалобе необходимо указать следующие сведения:

  • наименование органа, который будет рассматривать подаваемую жалобу;
  • полные сведения о лице, направляющем жалобу: наименование, адрес, ИНН организации или ИП;
  • предмет жалобы – решение налогового органа, уведомление о начислении штрафа и пр.;
  • код (1 – для простой или 2 – для апелляционной жалобы);
  • номер и дата выдачи документа, который обжалуется;
  • код и наименование органа, выдавшего документ, который обжалуется;
  • основания, которые дают налогоплательщику право считать, что его права были нарушены;
  • опись приложенных документов;
  • подпись заявителя и дата, когда составлен документ.

Обязательно нужно указать, в каком виде заявитель хочет получить ответ – в электронном через личный кабинет или на бумаге (лично, по почте).

Жалоба, подаваемая в электронном виде, должна быть подписана усиленной квалифицированной электронно-цифровой подписью (УКЭЦП). При подаче документа в электронном виде дублировать его на бумаге не требуется. Днем подачи жалобы в электронном виде является дата, указанная в подтверждении отправки, которое присылает оператор электронного документооборота.

Поступление квитанции о приемке документа, подписанной УКЭЦП налогового органа, является подтверждением того, что документ принят.

Жалобу не примут в следующих случаях:

  • документы отправлены в налоговый орган, который не выносил обжалуемых постановлений и актов;
  • жалоба не соответствует утвержденному формату;
  • электронный документ не заверен УКЭЦП заявителя либо электронная подпись не совпадает с подписью заявителя;
  • жалобу направляет представитель привлекаемого к ответственности лица, не имеющий полномочий.

Получение ответа по жалобе

Налоговые споры

Ответ на поступившую в вышестоящий налоговый орган жалобу должен быть дан в течение 1 месяца со дня получения. В случае необходимости указанный срок продлевается еще на 1 месяц.

По итогам рассмотрения выносится решение. Оно может быть таким:

  • жалобу оставить без удовлетворения;
  • отменить ранее вынесенное решение налогового органа полностью или в отдельных его частях;
  • отменить ранее вынесенное постановление и принять по рассматриваемому делу новое решение;
  • признать, что действия или бездействие представителей контролирующих органов были неправомерными.

Вышестоящий налоговый орган, в который поступает жалоба от налогоплательщика, не позднее, чем в течение 2 рабочих дней со дня вынесения решения направляет ответ, подписанный руководителем или его заместителем, в нижестоящее отделение. Заявителю ответ должен быть направлен в течение 1 рабочего дня после получения отделением, в которое эта жалоба подавалась.

Обращение в суд

Если меры по досудебному урегулированию конфликтной ситуации не принесли результата, и было вынесено решение, с которым налогоплательщик не соглашается, то остается возможность обратиться в судебные инстанции. Это будет третья ступень решения спора.

Налогоплательщику следует обратиться в арбитражный суд в районе, в котором расположен налоговый орган, вынесший спорное решение. Заявления от частных лиц-налогоплательщиков, не получавших статус ИП, рассматриваются в судах общей юрисдикции. Рассмотрение дел происходит в соответствии с порядком, установленным в АПК РФ (глава 24) и КАС РФ (глава 22).

Заявление налогоплательщик может подать в течение 3 месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав. Если срок подачи пропущен, то его можно восстановить через суд.

Если решение суда первой инстанции не устроит налогоплательщика, то его можно обжаловать в суде вышестоящей инстанции. Обращаться в суд повторно по одному и тому же вопросу нельзя, даже если будут подготовлены дополнительные доводы для обоснования позиции заявителя. Если человек обратится в суд повторно, то дело не рассматривают – производство будет сразу же прекращено (АПК РФ Статья 150).

Составление иска

Заявление для подачи в суд можно написать самостоятельно. Рекомендации по составлению этого документа:

  • подать заявление можно на бумаге или в электронном виде;
  • важно соблюсти все формальные требования к содержанию заявления;
  • в основной части изложить аргументы, позволяющие понять, почему налогоплательщик не признает доводы налоговой службы;
  • к заявлению приложить доказательства в виде документов или их копий.

Предварительно анализируют все нарушения, допущенные работниками налогового органа во время проверки или при досудебном рассмотрении вопроса. Пример: если налогоплательщик не получал уведомления о рассмотрении его возражений по результатам проверки и не мог дать объяснения по возникающим вопросам, это обязательно указывают в заявлении. Суд в процессе слушаний примет во внимание такое обстоятельство. Любые факты, указывающие на нарушения, допущенные налоговиками, помогут склонить судью на сторону налогоплательщика.

Заявление важно составить правильно. В документе должны быть указаны следующие сведения:

  • наименование органа, который принял оспариваемый акт, либо данные лица, которое, будучи государственным служащим, произвело неправомерные действия или своим бездействием нарушило права заявителя;
  • наименование, дата составления, номер оспариваемого акта;
  • те интересы и права налогоплательщика, которые были нарушены оспариваемым актом или действием (бездействием) работника налогового органа;
  • законы или правовые акты, которые, по мнению заявителя, нарушены оспариваемым актом;
  • требование заявителя признать оспариваемый акт незаконным.

Желательно каждый спорный момент подкреплять документами, доказывающими правоту заявителя. В документе следует указать ссылки на:

  • действующие нормы Налогового кодекса, законодательные акты;
  • разъяснения Министерства финансов и ФНС, если они проясняют спорный вопрос;
  • судебные акты, выпускаемые арбитражными судами.

Необходимо указать на положения, которые могут оказать влияние на судебное решение, если оно будет не в пользу заявителя. Это обстоятельства:

  • из-за которых привлечение к ответственности исключено (истечение срока давности и пр.), согласно 109 статье НК РФ;
  • которые могут рассматриваться как смягчающие меру ответственности (статьи 112 и 114 НК РФ);
  • исключающие вину (111 статья НК).

Обязательно прилагаются к заявлению такие документы:

  • копия оспариваемого документа;
  • ответ, полученный в ходе досудебного урегулирования вопроса;

В том случае, если налоговая инспекция на жалобу налогоплательщика не отреагировала своевременно и не предоставила свое решение по предъявленным ранее возражениям, следует приложить к судебному иску копию поданного в вышестоящую налоговую инстанцию заявления и извещение о принятии документов контролирующим органом.

Госпошлина

При подаче заявления в арбитражный суд о признании недействительным уведомления или ненормативного акта, выданного налоговой инспекцией, необходимо оплатить пошлину в размере:

  • 300 рублей – для частных лиц;
  • 3000 рублей – для компаний.

Размер пошлин зафиксирован в пункте 1 статьи 333.21 НК.

Порядок рассмотрения

Сроки рассмотрения дела ограничены 6 месяцами. В этот период включена подготовка к разбирательству и собственно принятие решения. При необходимости срок может быть продлен. Основанием для продления является особая сложность вопроса и дела, в котором много участников и заинтересованных лиц.

Если в суде принимают заявление к рассмотрению, то заявителю сообщают время и место, где будут проходить слушания. Истец имеет право посетить заседание, но его неявка – это не основание для переноса заседания.

В процессе рассмотрения дела суд:

  • проверяет оспариваемый акт или его отдельные части на соответствие действующим законодательным нормам;
  • устанавливает законность полномочий лиц, которые составили и подписали оспариваемый документ;
  • проверяет, нарушает ли предмет спора законные права и интересы заявителя.

В судебной практике судьи полноценно проверяют законность решений и действий работников контролирующих органов, а не только изучают доводы, приведенные в заявлении. Если будет установлено, что действия или бездействие служащих не соответствуют закону, то решением суда будут отменены все правовые последствия, которые наступили в результате.

Копии решения суда направляются всем участникам процесса. Срок направления копий решения арбитражного суда – 5 рабочих дней. При обращении в суд общей юрисдикции этот срок сокращается до 3 дней.

Пересмотр решения арбитражного суда

Пока решение, вынесенное на заседании арбитражного суда, не вступило в действие, его можно обжаловать. Для этого одна из сторон процесса имеет право подать иск в апелляционный суд. Срок подачи жалобы – 1 месяц с момента получения решения арбитражного суда первой инстанции.

Постановление суда по поданной ранее апелляции может быть обжаловано в порядке кассационного производства полностью или частично, согласно ст. 273 АПК РФ.

Кассационные жалобы подают в течение 2 месяцев со дня вступления в силу судебного акта, который планируется обжаловать. Если время подачи жалобы пропущено по причинам, не зависящим от лица, допустившего просрочку, сроки могут быть восстановлены. Для этого необходимо подать ходатайство в арбитражный суд кассационной инстанции, но не позднее, чем через полгода после вступления в силу решения, которое будет обжаловаться (статья 276 АПК РФ).

Ходатайство о восстановлении сроков рассматривается в течение 5 дней. В случае положительного решения составляется судебный акт, при отказе выпускается определение. Копия акта или определения направляется лицу, которое подавало ходатайство, не позднее чем через 1 день после вынесения.

Суд рассматривает кассации исключительно в пределах требований первоначально поданной жалобы. Дополнительные доказательства к делу не приобщаются, не рассматриваются и не учитываются при вынесении решения.

Выводы

Разногласия с представителями налоговых органов – обычное дело для людей, ведущих экономическую и хозяйственную деятельность. Обусловлено это спецификой работы и неизбежным участием любой коммерческой организации в налоговых отношениях.

Если претензии налоговых органов необоснованны, не следует с ними мириться. Налогоплательщики имеют полное право отстаивать свои интересы. Действовать нужно последовательно и уверенно, подкрепляя свои слова документами. Нередко спор удается разрешить уже на первой ступени, то есть при представлении возражений в орган, вынесший незаконное, по мнению налогоплательщика, постановление.

Если же местный налоговый орган не признает свою неправоту, можно обратиться в вышестоящую инстанцию. Крайней мерой решения налоговых споров является арбитражный суд.

Чтобы повысить шансы на успешное решение проблемы, предприниматели и руководители компаний обращаются к юристам, чья специализация – налоговые споры. Адвокат собирает полный пакет документов, составляет возражения или жалобу и представляет интересы нанимателя в суде. Обращение к юристу поможет избежать ошибок и повысит шансы на разрешение спора в пользу налогоплательщика.

Читайте также: