Утилизационный сбор бухгалтерский и налоговый учет

Обновлено: 27.04.2024

О внесении изменений в перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 ноября 2019 г. № 1457

МОСКВА

О внесении изменений в перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 2, ст. 115; 2018, № 13, ст. 1817; 2019, № 15, ст. 1756; № 29, ст. 4029).

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2020 г.

Российской Федерации Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 15 ноября 2019 г. № 1457

ИЗМЕНЕНИЯ,которые вносятся в перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора

Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора изложить в следующей редакции:

"УТВЕРЖДЕН постановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 26 декабря 2013 г. № 1291(в редакции постановленияПравительства Российской Федерацииот 15 ноября 2019 г. № 1457)

ПЕРЕЧЕНЬвидов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора1

1. Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой

2. Транспортные средства с рабочим объемом двигателя:

не более 1000 куб. сантиметров

свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров

свыше 2000 куб. сантиметров, но не более 3000 куб. сантиметров

свыше 3000 куб. сантиметров, но не более 3500 куб. сантиметров

свыше 3500 куб. сантиметров

3. Транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя6

4. Транспортные средства полной массой не более 2,5 тонны

5. Транспортные средства полной массой свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны

6. Транспортные средства полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн

7. Транспортные средства полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн

8. Транспортные средства полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн

9. Транспортные средства полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

10. Седельные тягачи полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

11. Автосамосвалы полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

12. Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

13. Транспортные средства полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

14. Седельные тягачи полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

15. Автосамосвалы полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

16. Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

17. Специальные транспортные средства, кроме автобетоносмесителей

19. Транспортные средства с объемом двигателя не более 2500 куб. сантиметров

20. Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой

21. Транспортные средства с объемом двигателя свыше 2500 куб. сантиметров, но не более 5000 куб. сантиметров

22. Транспортные средства с объемом двигателя свыше 5000 куб. сантиметров, но не более 10000 куб. сантиметров

23. Транспортные средства с объемом двигателя свыше 10000 куб. сантиметров

24. Шасси колесных транспортных средств категории N1 полной массой не более 3,5 тонны

25. Шасси колесных транспортных средств категории N2 полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн

26. Шасси колесных транспортных средств категории N2 полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн

27. Шасси колесных транспортных средств категории N2 полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн

28. Шасси колесных транспортных средств категории N3 полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

29. Шасси колесных транспортных средств категории N3 полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

30. Шасси колесных транспортных средств категории M2 полной массой не более 5 тонн

31. Шасси колесных транспортных средств категории M3 полной массой свыше 5 тонн

32. Полные прицепы

34. Прицепы с центральной осью

1 Размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, на которые выдается новый паспорт транспортного средства или оформляется новый электронный паспорт, которые изготовлены (достроены) на базе колесных транспортных средств (шасси) или прицепов к ним, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, определяется как разница между суммой утилизационного сбора, подлежащей уплате в отношении таких колесных транспортных средств и прицепов к ним, и суммой утилизационного сбора, ранее уплаченной в отношении колесных транспортных средств (шасси) или прицепов к ним, на базе которых была осуществлена достройка. Утилизационный сбор в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации и помещенных под таможенный режим временного ввоза не взимается.

2 Категории колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним соответствуют классификации, установленной техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств".

3 Размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.

4 При отсутствии документального подтверждения даты выпуска, которой является дата изготовления колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему, год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему, при этом 3-летний срок исчисляется начиная с 1 июля года изготовления. Под датой уплаты утилизационного сбора понимается дата, указанная в платежном документе, подтверждающем уплату утилизационного сбора.

5 Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора равна 20000 рублей.

7 Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора равна 150000 рублей.


Государство применяет различные экономические способы снижения негативного воздействия на окружающую среду. Одной из мер является внедрение утилизационного сбора, призванного минимизировать вредные последствия использования транспортных средств. Рассмотрим особенности расчета и уплаты утилизационного сбора в России в 2020 году.

Утилизационный сбор 2020: кто платит

Нормативно-правовой базой, определяющей сроки, порядок и категории транспортных средств, облагаемые утильсбором, является Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998г. (с учетом изменений, внесенных законом № 392-ФЗ от 29.12.2015).

Утилизационный сбор представляет собой однократный платеж, уплачиваемый в бюджет для целей обеспечения предварительного финансирования утилизации ТС по окончании их эксплуатации. За каждое транспортное средство, являющееся объектом уплаты сбора, платеж осуществляется только один раз, вне зависимости от фактического количества его владельцев.

В соответствии с п. 3 ст. 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ определены плательщики данного сбора – это лица, которые:

  • производят ТС (на территории РФ);
  • ввозят ТС в Россию;
  • на территории РФ купили ТС, которое облагается данным сбором, но предыдущим владельцем этот обязательный платеж не был совершен, либо он был освобожден от его уплаты;
  • являются владельцами ТС, в отношении которого ранее сбор уплачен не был в виду помещения под иную таможенную процедуру (при завершении действия процедуры свободной таможенной зоны, применяемой в ОЭЗ Калининградской области), кроме реэкспорта.

В некоторых ситуациях уплата сбора не требуется вовсе (п. 6 ст. 24.1 закона № 89-ФЗ):

Объекты утилизационного сбора

Постановления Правительства № 81 от 06.02.2016 (ред. от 27.02.2020) и № 1291 от 26.12.2013 (ред. от 12.05.2020) определяют действующие в настоящее время перечни объектов утилизационного сбора, а также его размеры, порядок его исчисления и взимания органами ФНС и Таможенной службы.

На сегодняшний день уплата сбора производится в отношении:

  • колесных транспортных средств (шасси), прицепов к ним;
  • самоходных машин, прицепов к ним.

Утилизационный сбор в ПТС

Факт уплаты в бюджет утильсбора отражается в паспорте ТС (ПТС). В этом же документе будет сделана отметка, если владелец не является плательщиком сбора или имеется освобождение от уплаты (п. 7, 8 Правил, утв. Постановлением № 81; п. 7, 8 Правил, утв. Постановлением № 291).

В том случае, если ПТС нужно восстановить (в связи с утерей, порчей), отметку на нем должны поставить в ГИБДД на основании имеющихся в базе сведений.

Как рассчитать утилизационный сбор к уплате в бюджет

Плательщики сбора рассчитывают его самостоятельно. Для того чтобы определить сумму сбора к уплате, необходимо умножить базовую ставку на соответствующий коэффициент. Все эти сведения содержатся в Постановлениях № 81 и 1291.

Величина коэффициента зависит от основных характеристик ТС - его категории, возраста, объема двигателя, и т.д.

Размер базовой ставки зависит от категории ТС и составляет:

Например, для нового авто с объемом двигателя 1000-2000 куб. см размер сбора составит: 20000 х 8,92 = 178400 руб. А для бульдозера с мощностью установки менее 10 л.с.: 172500 х 4 = 690000 руб.

Сроки уплаты утилизационного сбора в 2020 году

Перечисление сбора осуществляется в Федеральную Таможенную службу в момент пересечения границы (когда осуществляется ввоз ТС на территорию России) или в Инспекцию ФНС по месту регистрации/проживания плательщика (в остальных случаях).

После перечисления средств потребуется предоставить расчет, подтверждающий корректность определения величины сбора:

  • при ввозе ТС - в течение 15 дней со дня пересечения границы РФ или выпуска ТС согласно таможенной процедуре;
  • для покупателей ТС и производителей - в течение 3-х дней со дня уплаты.

Только после проверки расчета в ПТС будет сделана соответствующая отметка.

В том случае, если сроки предоставления расчета нарушены, будут начисляться пени как при неуплате сбора.

Постановлением № 659 от 12.05.2020 г. сроки перечисления в бюджет утилизационного сбора за первый и второй квартал 2020 года были пролонгированы только для крупнейших производителей колесных ТС и прицепов к ним, действующих согласно специальному инвестиционному контракту, и для их аффилированных лиц. По общему правилу, уплата сбора такими лицами производится в течение 45 дней после окончания квартала, в котором представлен расчет сбора. Но в связи с продлением срока уплатить сбор в полном объеме за 1 и 2 кварталы 2020 г. им разрешено не позднее 1 декабря 2020 года.

Ответственность при неуплате сбора

Штрафные санкции за неуплату утилизационного сбора на автомобили и иные ТС не предусмотрены. Однако, если в паспорте ТС не будет необходимой отметки, регистрация транспортного средства будет невозможна.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств (пункт 6 статьи 24.1 Закона):

  • ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
  • которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
  • с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;
  • с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.

Плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые (пункт 3 статьи 24.1 Закона):

осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;

осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;

приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 статьи 24.1 Закона, или у лиц, не уплативших утилизационного сбора в нарушение установленного порядка;

являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 статьи 24.1 Закона, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.

Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с нормами, установленными вышеуказанными постановлениями Правительства Российской Федерации, документы, необходимые для подтверждения правильности исчисления утилизационного сбора, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней с момента:

а) выпуска транспортных средств в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования);

б) фактического пересечения транспортными средствами государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае, если декларирование колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).

Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, необходимых для подтверждения правильности исчисления утилизационного сбора, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.

Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, необходимых для подтверждения правильности исчисления утилизационного сбора, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.

Уплата утилизационного сбора, взимаемого Федеральной таможенной службой, может осуществляться с использованием электронных средств платежа (в том числе через платежные терминалы или банкоматы).

Реквизиты для уплаты утилизационного сбора:

получатель – Межрегиональное операционное УФК (ФТС России);

наименование банка получателя – Операционный департамент Банка России//Межрегиональное операционное УФК г. Москва;

номер счета банка получателя средств – 40102810045370000002;

номер счета получателя средств – 03100643000000019502.

При заполнении расчетных документов особое внимание необходимо обратить на обязательное заполнение следующих полей:

(104) – показатель кода бюджетной классификации (далее – КБК) в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации:

(107) – восьмизначный код таможенного органа в соответствии с классификацией таможенных органов в Российской Федерации, осуществляющего администрирование платежа.

С 1 января 2019 года перечисление пеней за неуплату утилизационного сбора осуществляется по следующим КБК:

КБК 153 1 12 08000 01 1010 120 Утилизационный сбор (пени за просрочку уплаты суммы сбора, уплачиваемого за колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним, ввозимые в Российскую Федерацию, кроме колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, ввозимых с территории Республики Беларусь);

КБК 153 1 12 08000 01 3010 120 Утилизационный сбор (пени за просрочку уплаты суммы сбора, уплачиваемого за колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним, ввозимые в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь);

КБК 153 1 12 08000 01 5010 120 Утилизационный сбор (пени за неуплату утилизационного сбора, уплачиваемого за самоходные машины и прицепы к ним, ввозимые в Российскую Федерацию, кроме самоходных машин и прицепов к ним, ввозимых с территории Республики Беларусь);

КБК 153 1 12 08000 01 7010 120 Утилизационный сбор (пени за неуплату утилизационного сбора, уплачиваемого за самоходные машины и прицепы к ним, ввозимые в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь).


При ввозе на территорию России колесных транспортных средств, которые подпадают под определенные законодательством параметры, необходимо оплачивать утилизационный сбор. Введение утилизационного сбора обусловлено необходимостью охраны окружающей среды – любая техника имеет срок службы, по истечении которого она подлежит утилизации.

Фабула дела

Компания на основании контракта с канадским производителем ввезла на территорию России шесть единиц сельскохозяйственной техники: бункер-накопитель зерновой саморазгружающийся.

Техника была выпущена таможней, документы были оформлены компанией в соответствии с таможенными нормами. Но таможня обратилась в суд с заявлением о взыскании утилизационного сбора, который не был уплачен компанией.

Как полагал таможенный орган, на территорию России ввезены шесть прицепов массой более 10 тонн, ввиду чего техника подпадает под категорию, в отношении которой необходимо оплачивать утилизационный сбор. По расчетам таможенного органа, сумма сбора составляет 900 000 рублей.

Компания возражала относительно обязанности платить утилизационный сбор: в судебное заседание было представлено заключение эксперта в отношении техники: она является полуприцепом а не прицепом. Также, компания указала, что масса бункеров-накопителей менее 10 тонн.

Суд отказал таможенному органу в иске о взыскании утилизационного сбора.

Судебный акт: Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 21 мая 2018 г. по делу А45-41155/2017.

Выводы суда:

1. Суд анализировал обязанность оплачивать утилизационный сбор как обязательство перед государством. По мнению суда, требования к такой обязанности должны быть четко установлены в законе: в особенности, ставка и порядок его расчета.

2. Суд указал, что применение законов по аналогии или иное произвольное применение закона недопустимо в случае исполнения обязанностей перед государством: при решении вопроса о наличии либо отсутствии обязанности оплачивать сбор необходимо руководствоваться физическими характеристиками техники.

3. Суд констатировал, что грузоподъемность не является физической характеристикой ввезенных бункеров-накопителей, никак не связана с процессом утилизации в последующем, тогда как их масса принимается во внимание при решении вопроса об оплате утилизационного сбора.

4. Суд рассматривал, является ли ввезенная техника прицепом либо же полуприцепом: им было принято во внимание экспертное заключение в отношении бункеров-накопителей о том, что они, ввиду своих технических характеристик, являются полуприцепами.

Комментарии:

1) Утилизационный сбор подлежит оплате при ввозе колесных транспортных средств на территорию России, но при условии, что такое средство соответствует определенным параметрам.

2) В рассматриваемом деле спор в отношении полуприцепа: до 01 апреля 2018 г. утилизационный сбор для такой техники не оплачивался, после указанной даты подлежит оплате утилизационный сбор за прицепы, полуприцепы и прицепы с центральной осью массой свыше 10 тонн.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Галина Короткевич, партнер. Люблю кофе, всякие вкусняшки, банкротные дела и корпоративное право. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook.

Читайте также: