Умышленные нарушения действующего законодательства в сфере ндс направлены на

Обновлено: 25.06.2024

Прокурорами ведется системная работа по противодействию нарушениям закона в сфере налоговых правоотношений. Первостепенное значение придается выявлению и пресечению фактов ущемления прав граждан.

В рамках надзорной деятельности опротестовываются противоречащие законодательству нормативные правовые акты о региональных и местных налогах (Алтайский, Красноярский края, Калининградская, Московская, Мурманская, Ульяновская области и др.).

Например, в Республике Калмыкия по протестам прокуратуры приведены в соответствие с действующим законодательством 6 решений муниципалитетов, которыми налогоплательщики обязывались предоставлять для получения налоговой льготы по земельному налогу документы, не предусмотренные налоговым законодательством. По протестам прокуроров в Республике Хакасия изменены муниципальные нормативные правовые акты 16 поселений, которыми неправомерно были отнесены к объектам налогообложения на имущество физических лиц строения площадью менее 50 кв. м.

Всего в 2020-2021 годах по протестам прокуроров отменено либо изменено 10,2 тыс. незаконных правовых актов.

Прокуратурой г. Апатиты Мурманской области установлен факт необоснованного исчисления налогов на доплаты к заработной плате 275 работникам медицинского учреждения, которые были произведены из областного бюджета как стимулирующие выплаты. По итогам прокурорского реагирования права работников учреждения восстановлены.

В ряде субъектов потребовалось вмешательство в связи с ненадлежащей работой территориальных подразделений ФНС России.

В частности, органами прокуратуры в Тамбовской области выявлено необоснованное начисление земельного и транспортного налогов гражданам, которые не являлись собственниками объектов налогообложения. После рассмотрения актов прокурорского реагирования осуществлена корректировка соответствующих сведений.

Прокурорами объявлено более 170 предостережений о недопустимости нарушения закона, пресечено необоснованное предъявление к возмещению из бюджета Российской Федерации налоговых вычетов на общую сумму свыше 1,4 млрд рублей.

Так, прокуратурой Ростовской области по итогам проверки материалов территориального налогового органа установлено, что у ряда юридических лиц имеются незаявленные вычеты по НДС на сумму свыше 32 млн рублей, однако их контрагентами являются проблемные организации либо фирмы-однодневки, а совершенные с ними сделки свидетельствуют об искусственном завышении налоговых вычетов. В связи с этим руководители хозяйствующих субъектов предостережены о недопустимости нарушения налогового законодательства.

Положительная практика взаимодействия органов прокуратуры и налоговых органов сложилась в Республике Ингушетия, Краснодарском, Ставропольском краях, Белгородской, Нижегородской, Новосибирской, Рязанской областях и других регионах.

Прокурорское реагирование потребовалось в рамках защиты прав субъектов малого и среднего бизнеса при рассмотрении налоговыми органами заявлений о предоставлении государственной поддержки (субсидий) организациям, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. К примеру, в Ямало-Ненецком автономном округе вскрыты нарушения срока рассмотрения 34 таких заявлений.

Пресечены нарушения в деятельности судебных приставов-исполнителей в данной сфере, выражавшиеся в непринятии исчерпывающих мер по исполнению требований исполнительных документов, необоснованном прекращении исполнительных производств, непроведении мероприятий по розыску должников и принадлежащего им имущества (Республика Алтай, Вологодская, Калининградская, Московская области).

Не остались без внимания прокуроров вопросы пресечения уголовно наказуемых деяний в указанной области правоотношений. По материалам прокурорских проверок в 2020-2021 годы возбуждено 225 уголовных дел (по фактам уклонения от уплаты налогов, предоставления в налоговые органы поддельных документов, незаконного образования юридического лица и др.).

В целях возмещения вреда, причиненного преступлениями в сфере налогообложения, прокурорами в тот же период направлено в суд 769 исков о взыскании свыше 30 млрд рублей.

Продолжена работа по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщиков – должников (в текущем году – 7,4 тыс. решений об аресте имущества должников на сумму 17,6 млрд рублей). Применение такой меры способствует погашению задолженности в течение короткого периода времени.

Всего в 2020-2021 годах в сфере исполнения законодательства о налогах выявлено и пресечено более 71 тыс. нарушений, по требованию прокуроров к административной и дисциплинарной ответственности привлечено 11 тыс. виновных лиц.

I. Общие требования. Соотношение положений статьи 54.1 Кодекса с иными предписаниями налогового законодательства

1. Пределы применения ст. 54.1. НК РФ


Статья ст. 54.1. НК РФ направлена на конкретизацию механизма налогового контроля (Определение КС от 29.09.2020 № 2311-О).

2. Налоговые последствия при реальности и нереальности операций

Толкование п.п. 1 и 2 ст. 54.1. НК РФ должно производиться в нормативном единстве с положением подпункта 3 пункта 2 статьи 45 НК, предусматривающим право налоговых органов изменять юридическую квалификацию сделок.

  • исполнения надлежащим лицом;
  • действительного экономического смысла;
  • наличия деловой цели.

3. Соотношение общих и специальных антиуклонительных норм

  • правила определения фактического получателя дохода;
  • правила трансфертного ценообразования;
  • правила недостаточной капитализации;
  • правила определения цен сделок по ценным бумагам.

II. Исполнение обязательства надлежащим лицом

4. Пределы применения пп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК


Если сделка исполнена не контрагентом, то налогоплательщику отказывается в вычетах (ненадлежащие документы).
Определение налоговых последствий с учетом формы вины и подхода об определении действительного размера налогового обязательства.

5. Необходимость исключения формального подхода

Необходимо исключить формальный подход к оценке возможности исполнения обязательства контрагентом – следует предпринимать меры, направленные на оценку действий самого налогоплательщика и на доказывание противоправного характера этих действий.

6. Правила доказывания того, что контрагент не исполнял обязательство

Доказывание того, что контрагент не исполнял обязательство самостоятельно, производится с учетом совокупности фактов о деятельности и активах контрагента.

7. Приоритет налоговых органов – выявлять умышленные действия налогоплательщиков


Налоговые органы должны получать объяснения по всем фактам (включая повторные – при возникновении противоречий).


Необходимо эффективно использовать все мероприятия налогового контроля (осмотры, допросы, инвентаризации, выемки и т. п.).

8. Признаки умышленной неуплаты налогов

  • обналичивание денежных средств;
  • возврат этих средств налогоплательщику или взаимозависимым, подконтрольным лицам.


Бремя доказывания размера операций с реальным исполнителем – на налогоплательщике. Такая информация должна быть представлена на досудебной стадии.


Расходы и вычеты по НДС определяются на основании документов, представленных налогоплательщиком, и документов, полученных при налоговом контроле.

11. Непредставление налогоплательщиком сведений о фактическом исполнителе влечет отказ в налоговых вычетах

12. Правила определения налогов, если налогоплательщик сам выполнил работы

Могут быть учтены расходы и вычеты по НДС в отношении подтвержденных операций (при подтверждении размера затрат (с учетом п. 10).

Доказывается не только неисполнение контрагентом обязательств, но также должен ли был об этом знать налогоплательщик.

14. Критерии оценки выбора контрагента

Стандарт осмотрительного поведения в гражданском (хозяйственном) обороте, ожидаемого от его разумного участника в сравнимых обстоятельствах. Проверка (Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62):

  • деловой репутации;
  • возможности исполнения;
  • платежеспособности.
  • известность на рынке;
  • рекламирование;
  • репутация;
  • опыт;
  • исполненные контракты;
  • офис, промплощадка;
  • наличие субподрядчиков.

15. Активная роль в сборе доказательств относительно выбора контрагента


Следует исследовать в совокупности и взаимной связи обстоятельства относительно заключения и исполнения сделки (включая недочеты в документах).


Необходимо учитывать информацию о контрагенте, размещаемую на сайте ФНС (на момент совершения сделки).

  • для системной/разовой сделки;
  • для существенной/несущественной суммы сделки.

17. Налоговые последствия, если налогоплательщик должен был знать (но не знал) о технической роли контрагента и нет спора о факте несения расходов


17.1. Если установлен реальный исполнитель

Вычет расходов и НДС производится исходя из параметров реального исполнения, отраженных в финансово-хозяйственных документах реального исполнителя.

17.2. Если невозможно установить реального исполнителя

Если невозможно установить реального исполнителя, то нет вычета по НДС.
По налогу на прибыль применяется расчетный способ. Налогоплательщик доказывает размер понесенных расходов (с учетом информации о рыночных ценах, прошлых сделках или на основании заключения оценщика).
Действительный размер налогового обязательства устанавливается налоговым органом на основании имеющихся сведений и документов и при содействии налогоплательщика в их установлении.

18. Взыскание убытков с контрагента

Если налогоплательщику отказано в вычетах, то налогоплательщик вправе требовать взыскания соответствующих убытков с лиц, виновных в их причинении.

19. Оценка субъективной стороны действия налогоплательщика (умысел – неосторожность)

20. Отсутствие вины

V. Наличие у контрагента цели неправомерного уменьшения налоговой обязанности по налогу на добавленную стоимость в связи с операциями, совершенными с налогоплательщиком

21. Отказ в вычете, если налогоплательщик знал о неуплате НДС контрагентом

Общее правило (КС РФ): право налогоплательщика на налоговый вычет по НДС не может быть обусловлено исполнением непосредственными контрагентами (продавцами, поставщиками) и предшествующими им лицами своей обязанности по уплате налога на добавленную стоимость.


Но при этом предполагается, что выбор контрагента отвечал условиям делового оборота, пока иное не будет доказано налоговым органом.


Отказ в вычете по счетам-фактурам реального контрагента возможен, только если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик знал о налоговых правонарушениях, допущенных контрагентом, и извлекал выгоду из противоправного поведения контрагента за счёт причинения ущерба бюджету РФ.

  • взаимозависимость;
  • подконтрольность;
  • согласованность действий, направленных на неуплату налога.

VI. Изменение юридической квалификации операций

22. Реконструкция налоговых последствий при искажении правовой квалификации операций

При искажении правовой квалификации операций должна быть дана должная правовая оценка данным операциям на основе установления их подлинного экономического содержания с учётом оценки наличия в действиях налогоплательщика разумных экономических или иных причин и обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект.
Налоговые последствия операций определяются исходя из надлежащей правовой квалификации этих операций (прикрываемых операций). Прикрывающие операции в целях налогообложения не учитываются.

23. Наличие альтернативного варианта достижения деловой цели не свидетельствует о злоупотреблении

Налогоплательщики вправе избирать вариант достижения результата экономической деятельности с учетом налоговых последствий, однако при реализации избранного варианта не должны присутствовать признаки искусственности, отсутствия хозяйственного смысла.
Сам по себе факт получения отрицательного экономического результата по сделке не может рассматриваться как свидетельство отсутствия деловой цели.

24. Отличие ошибки в применимой норме НК РФ и искажения в учете квалификации операции

Методологическая или правовая ошибка, выражающаяся в неправильном применении норм права, повлекшая неверную квалификацию операций и оценку налоговых последствий их совершения, сама по себе не подлежит оценке в соответствии с пунктом 1 статьи 54.1 Кодекса.


Если налогоплательщиком, совершившим указанную ошибку, при этом не было допущено искажение в учете (отчетности) стоимостных, количественных и (или) иных параметров, характеризующих спорные операции и их экономическую суть (основание предоставления), то его действия, повлекшие неуплату или неполную уплату налога в результате такой ошибки, подлежат квалификации по пункту 1 статьи 122 Кодекса, а не по пункту 3 данной статьи.

VII. Оценка основного мотива операции (критерий деловой цели)

25. Оценка наличия деловой цели

Оценка основного мотива совершения операции представляет собой самостоятельный критерий оценки.
При оценке деловой цели необходимо оценивать, совершил бы налогоплательщик эту операцию исключительно по мотивам делового характера в отсутствие налоговых преимуществ.


Доминирующий налоговый мотив может иметь место при реализации решения, не свойственного деловой практике, и которое не может быть обосновано с точки зрения получения экономических выгод и предпринимательского риска (например, присоединение компании с накопленным убытком без актива при отсутствии экономического обоснования), решения, принятого не в своем интересе, а в интересах иного лица с целью его скрытого финансирования.

26. Оценка деловой цели совокупности операций

Достижение деловой цели, реализуемой путем совершения совокупности операций, само по себе не означает, что каждая из этих операций имеет деловую цель.


При анализе совокупности таких операций может быть поставлен вопрос об оценке каждой операции в отдельности, а именно была бы она совершена в отсутствие указанной совокупности, и не являлся ли налоговый мотив основным мотивом совершения той или иной операции и структурирования указанной совокупности операций, сделок.
Такая оценка допустима при условии, что указанная хозяйственная цель с позиции практики делового оборота могла быть достигнута иным образом без совершения спорной операции.

VII. Оценка моделей ведения хозяйственной деятельности в рамках группы лиц, в которую входят налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы

27. Критерии выявления злоупотреблений при дроблении бизнеса

При налоговой проверке налогоплательщика, входящего в группу лиц, в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, необходимо оценивать, ведется ли налогоплательщиком и иными лицами соответствующая деятельность самостоятельно и на свой риск с использованием собственных достаточных трудовых, производственных и иных ресурсов.


По ряду факторов определяется, ведется ли организационно единая деятельность, координируемая одними и теми же лицами, с задействованием общих материально-технических и (или) трудовых ресурсов и (или) средств индивидуализации от имени нескольких формально самостоятельных субъектов.

Доначисление сумм налогов осуществляется с целью возмещения ущерба бюджетам таким образом, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений. Это означает необходимость определения действительных налоговых обязательств налогоплательщика. При этом учитываются как вменяемые доходы, так и соответствующие расходы, налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, налоги, уплаченные в рамках специальных налоговых режимов. НДС доначисляется в пределах цены, а не сверх сумм, полученных от покупателей.

Читайте также: