Налоговое планирование и прогнозирование учебник

Обновлено: 28.06.2024

Первый отечественный учебник, всесторонне освещающий вопросы теории и практики налогового планирования с учетом самых последних изменений в российском и международном законодательстве. В книге изложены теоретические основы налогового планирования, рассмотрены международные аспекты налогового планирования, сформированы основные моменты налогового менеджмента, описаны варианты оптимизации налогообложения, проанализирована арбитражная практика по налоговым проблемам.
Учебник предназначен для студентов и преподавателей экономических специальностей вузов, слушателей школ бизнеса и менеджмента, научных работников. Он также представляет интерес для широкого круга экономистов, хозяйственных руководителей, работников организаций; аудиторских фирм и налоговых органов. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.


Незавершенность экономических, в частности налоговых, реформ, нестабильность экономического роста в стране, отсутствие четкой определенности в финансово-кредитной политике, невозможность зачастую самостоятельно уследить за лавиной нормативных документов, дороговизна услуг консультационного характера, формирование новой учебной специальности - налоговое консультан-тирование - вот основные причины, побудившие авторов написать данный учебник. Он должен помочь студентам ознакомиться с премудростями теории и тонкостями практики налогового планирования, а специалистам предприятий четко определить свою финансовую стратегию в условиях рыночной экономики, систематизировать элементы налогового планирования по отдельным налогам и сборам в целях минимизации налогового бремени.
В науке финансового менеджмента традиционно сложилась ситуация, при которой как западными, так и отечественными учеными-экономистами вопросам налогового планирования практически не уделяется внимания. Отсутствует глубокая теоретическая проработка концептуальных вопросов налогового планирования, его периодизации и классификации, оно не рассматривается как составная специфическая часть управления финансами. Однако налоговое планирование оказывает непосредственное влияние на формирование финансовых результатов, стоимость фирмы, поэтому требуется обобщение накопленных фрагментарных теоретических знаний и практического опыта по вопросам налогового планирования. В целях обеспечения устойчивого роста предпринимательской активности и развития экономики страны необходимо выделение налогового планирования в отдельное самостоятельное направление финансовой науки и практики управления финансами хозяйствующих субъектов.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Глава 1. Общая характеристика налогов и налоговой системы России
1.1. Сущность налогов, элементы налога
1.2. Принципы налогообложения и функции налога
1.3. Классификации налогов
1.4. Основы налогообложения прибыли и специальные налоговые режимы
1.5. Основы косвенного налогообложения
1.6. Прочие налоги, уплачиваемые организациями и физическими лицами
1.7. Ответственность за нарушение налогового законодательства
1.8. Изменения в налоговой системе РФ и их учет для целей налогового планирования Список литературы к главе 1
Глава 2. Содержание налогового планирования на уровне организаций
2.1. Понятие налогового планирования, его роль и место в системе управления финансами предприятий
2.2. Периодизация налогового планирования
2.3. Классификация налогового планирования
2.4. Принципы и стадии налогового планирования
2.5. Пределы налогового планирования
Список литературы к главе 2
РАЗДЕЛ II. НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В МИРОВОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Глава 3. Международное корпоративное налоговое планирование
3. 1. Налоговое планирование на уровне хозяйствующих субъектов в условиях глобализации экономики
3.2. Различие систем налогообложения, существующих в мире
3.3. Типология налогового планирования в зарубежных странах
3. 4. Тенденции международного налогового планирования и оффшорный бизнес
3.5. Соглашения об избежании двойного налогообложения и трансфертпрайсинг
3.6. Специфика международного налогового планирования в России
Список литературы к главе 3
Глава 4. Регионы льготного налогообложения на территории РФ
4.1. Свободные экономические зоны в России
4.2. Система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях
Список литературы к главе 4
РАЗДЕЛ III. ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
Глава 5. Учетная и договорная политика предприятий для целей оптимизации налогов
5.1. Содержание учетной политики и ее основных элементов
5.2. Налоговые последствия альтернативных способов учета по отдельным элементам учетной политики
5.3. Использование взаимосвязей налогового и гражданского законодательства в целях оптимизации налогообложения
5.4. Формирование договорной политики предприятия в целях оптимизации налогообложения
Список литературы к главе 5
Глава 6. Планирование отдельных налогов
6.1. Планирование налога на прибыль
6.2. Налоговое планирование в сфере малого бизнеса
6.3. Оптимизация косвенного налогообложения
6.4. Оптимизация налогообложения имущества организаций
6.5. Оптимизация единого социального налога
6.6. Оптимизация налога на доходы физических лиц
6.7. Планирование прочих налогов
6.8. Налоговые льготы в системе налогового планирования
Список литературы к главе 6
РАЗДЕЛ IV. ФОРМЫ ИЗМЕНЕНИЯ СРОКА УПЛАТЫ НАЛОГОВ
Глава 7. Формы изменения срока уплаты налогов
7.1. Условия изменения срока уплаты налога и сбора, пени
7.2. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора
7.3. Порядок и условия предоставления налогового кредита, инвестиционного налогового кредита
7.4. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, сбора, а также пени
Список литературы к главе 7
РАЗДЕЛ V. КОРПОРАТИВНЫЙ НАЛОГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Глава 8. Налоговое планирование в системе финансового менеджмента
8.1. Воздействие налогов на принятие предпринимательских решений
8.2. Исторические аспекты налогового планирования в условиях развития теорий финансового менеджмента
8.3. Специфика налогового сегмента управления финансами хозяйствующих субъектов
8.4. Правовая регламентация и институциональные аспекты налогового планирования на уровне хозяйствующего субъекта
Список литературы к главе 8
Глава 9. Налоговое бремя хозяйствующего субъекта. Методы его расчета и снижения
9.1. Содержание понятия налогового бремени и факторы, на него влияющие
9.2. Способы расчета налогового бремени юридического лица
9.3. Снижение налогового бремени и расчет оптимальной налоговой нагрузки
Список литературы к главе 9
РАЗДЕЛ VI. АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА ПО НАЛОГОВЫМ ВОПРОСАМ
Глава 10. Арбитражная практика по налоговым вопросам
10.1. Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации
10.2. Арбитражная практика по вопросам исчисления и уплаты налога на прибыль организаций
10.3. Анализ арбитражной практики по налогообложению имущества
10.4. Анализ арбитражной практики по единому социальному налогу
10.5. Анализ арбитражной практики по налогу на добавленную стоимость
10.6. Анализ арбитражной практики по налогу на доходы физических лиц
Список литературы к главе 10
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Унифицированная матричная форма классификации налогов
Приложение 2. Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов
Приложение 3. Перечень и ставки налогов для юридических лиц в различных странах в 2001 г.
Приложение 4. Место России на налоговой карте мира 2001 г. (Америка)
Место России на налоговой карте мира 2001 г. (Европа)
Место России на налоговой карте мира 2001 г. (Африка)
Место России на налоговой карте мира 2001 г. (Австралия и Океания)
Место России на налоговой карте мира 2001 г. (Азия)
Приложение 5. Виды свободных экономических зон
Приложение 6. Список государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны)
Приложение 7. Международный черный список оффшорных зон
Приложение 8. Мировая налоговая политика
Приложение 9. Основные налоговые льготы, предоставляемые в российских СЭЗ
Приложение 10. Формирование и использование выручки с 2002г. в условиях действия главы 25 Налогового кодекса
Приложение 11. Влияние налогового планирования на управление финансами хозяйствующих субъектов
Приложение 12. Процесс принятия предпринимательских решений с учетом размера налогового бремени
Приложение 13. Процессный подход к налоговому планированию
Приложение 14. Размер и структура налогового бремени по хозяйствующим субъектам различных отраслей экономики
Основные ключевые термины
Именной указатель
Предметный указатель

Практически все юридические лица время от времени испытывают трудности или проблемы с налогообложением. Причиной иногда является недостаток опыта, иногда — частые смены законодательства.

Для выявления ошибок и проблем обычно заказывают индивидуальный налоговый аудит, по итогу которого можно сделать вывод о состоянии компании и спрогнозировать дальнейшую тенденцию, оценить риски. Для того, чтобы избежать дальнейших ошибок и сократить траты на оплату налогов, необходимо пользоваться налоговым планированием.

Что такое налоговое планирование

Налоговое планирование, при грамотном подходе, позволит снизить расходов на налоги. Методы налогового планирования подразумевают создание стратегии оптимизации налогообложения отдельно взятой компании.

Комплекс работ по планированию позволяет контролировать расходы и доходы фирмы и прогнозировать дальнейшее ее продвижение и состояние. Планирование — очень важная часть финансового управления организацией, так как с налоговой системой так или иначе связаны аспекты хозяйственной, производственной и финансовой деятельности компании.

Предметом налогового планирования является любой экономический процесс, который будет протекать в компании в период, на который составляется план. При чем составлять план нужно заранее, например, для месячного планирования план должен быть составлен до 20 числа предыдущего месяца.

Методы налогового планирования

Методы налогового планирования

Все методы налогового планирования можно разделить на 2 вида: внешние и внутренние.

Также выделяют методы внутреннего планирования. Методы внешнего планирования более сложные, затратные, и не всегда могут быть реализованы. Но государство предоставляет много возможностей снизить суммы на оплату налогов путем внутренних изменений.

Внутренние методы налогового планирования также делятся на 2 вида: общие и специальные.

  1. Выбор учетной политики. Ее выбирают раз в год, и это важная составляющая планирования. Учетная политика определяет дальнейший бухгалтерский учет и, во многом, деятельность всей фирмы.
  2. Переоценка основных средств. Позволяет экономить на налоге на прибыль и налоге на имущество.
  3. Применение ускоренной амортизации — в России для реализации метода возможности ограничены.
  4. Выбор контрактных схем. Суть метода в использовании нескольких договоров и четких формулировок, вместо обычных размытых. Контрактная схема позволяет снизить сумму налога при заключении конкретной сделки.
  5. Применение льгот. Льготы для государства – способ стимулировать определенные направления деятельности и экономики, которые наиболее важны для государства в данный момент. В налоговом законодательстве в качестве льгот предлагается понижение налоговых ставок, налоговые кредиты, отсрочки платежей по налогам, освобождение от уплаты налогов определенных категорий граждан. Льгот множество, поэтому любая компания может воспользоваться какими-то из них.

Отдельно следует выделить специальные методы налогового планирования. Они имеют более узкую сферу применения, но найти подходящий метод можно для любого предприятия. Самыми распространенными являются:

  1. Метод заметы отношений, который позволяет решать хозяйственные проблемы. Владелец компании может выбрать любую форму отношений, в рамках законодательства.
  2. Метод разделения отклонений. Можно заменять не все хозяйственные отношения, а определенную их часть.
  3. Снижение размера объекта. Подразумевает также замену объекта другим, который меньше облагается налогом. Имеется в виду и сам объект, и определенная операция или имущество компании.
  4. Отсрочка налогового платежа. Предприятие может перенести платеж в налоговую на следующий календарный период.

Если использовать сразу несколько методов планирования, например, метод замены и отсрочки, появляется возможность существенно сэкономить на оплате налогов.


Налоговое планирование позволяет плательщику налогов оптимизировать нагрузку на бизнес путем применения льгот, различных налоговых режимов и прочих законодательно предусмотренных возможностей. О принципах и методах планирования налогов читайте в данной статье.

Какое значение имеют налоговое планирование и прогнозирование?

Значение налогового планирования в современных условиях ведения бизнеса сложно переоценить. Используя налоговое планирование, можно вполне легально снизить налоговую нагрузку на бизнес, что обеспечит уменьшение расходов и повысит конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Заниматься налоговым планированием можно уже на стадии регистрации бизнеса, ведь организационно-правовая форма, структура будущего предприятия и даже его месторасположение могут сыграть впоследствии решающую роль в налоговой оптимизации и уменьшении налогового бремени.

Суть налогового планирования заключается в признании фискальными и иными контролирующими органами за плательщиком налогов права применять все дозволенные действующим законодательством средства, способы, приемы с целью уменьшения налогового бремени. Налоговое планирование представляет собой целый комплекс мер, которые объединяют все сферы деятельности компании, при этом оно способствует выполнению уставных целей, снижению затрат и получению прибыли.

Самым действенным способом повышения доходности бизнеса является не просто снижение размера уплачиваемых налогов (этого можно добиться, снизив число операций и замедлив оборачиваемость капитала), а построение эффективного менеджмента и налоговое планирование. То есть снижение налогового бремени должно являться для предприятия не тактическим ходом, а грамотно выстроенной стратегией.

Для того чтобы определиться, необходимо ли что-то кардинально менять в системе управления компании, следует сначала высчитать налоговую нагрузку. Рассмотрим различные ситуации:

  • Если общая налоговая нагрузка не превышает 15% от чистого дохода компании по итогам года, то потребность в налоговом планировании и прогнозировании у предприятия минимальная. Для контроля за состоянием налоговых платежей может следить главный бухгалтер или его заместитель.
  • Если налоговая нагрузка составляет от 20 до 35% у предприятий малого и среднего бизнеса, то потребность в налоговом планировании актуальна. Для того чтобы прогноз и налоговое планирование осуществлялись эффективно и своевременно, необходимо ввести штатную единицу, которой следует поручить эти функции. Отдельный специалист, а в крупных компаниях — целая команда профи будет контролировать все налоговые обязательства и участвовать в составлении бизнес-планов на следующий год с целью осуществления бизнес-прогноза. Для реализации крупных или нестандартных проектов будет целесообразным привлекать специалиста по налоговому планированию на аутсорсинговой основе.

Эксперты КонсультантПлюс подготовили шаблон должностной инструкции специалиста по налоговому планированию. Получите пробный демо-доступ к К+ и переходите к документу. Это бесплатно.

  • Если налоговая нагрузка превышает 40%, то предприятию жизненно необходимо уделить пристальное внимание налоговому планированию. Иначе оно просто станет неконкурентоспособным и в конечном счете может и вовсе обанкротиться. В такой ситуации налоговое планирование должно стать самым важным элементом работы топ-менеджмента. Для средних и крупных компаний предпочтительно создание отдела по налоговому планированию.

В современной бизнес-среде сложились основные подходы к уменьшению налоговой нагрузки, что является главной целью налогового планирования:

  • применение всех возможных налоговых льгот, предусмотренных в Налоговом кодексе;
  • разработка правильной учетной политики, которая бы позволила использовать все имеющиеся пробелы в налоговом законодательстве в свою пользу;
  • контроль за тем, чтобы не были пропущены сроки уплаты налоговых платежей.

Различают следующие виды налогового планирования:

  1. корпоративное — проводимое в пределах одной отдельно взятой компании;
  2. партнерское — осуществляемое в ряде компаний, связанных друг с другом по форме управления или бизнес-сотрудничеством;
  3. национальное — реализуется в случае, если хоздеятельность компании ведется лишь в одной стране;
  4. международное — осуществляется в тех случаях, если бизнес ведется на территории нескольких стран.

Общие принципы налогового планирования

Применяя те или иные способы, методы и приемы налогового планирования, налогоплательщику надлежит придерживаться основных принципов, которые позволят ему добиться своих целей при минимальных усилиях и без нарушения законодательства. Принципы налогового планирования можно разделить на несколько основных групп:

  1. Принцип законности, что означает соблюдение всех налоговых норм при расчете и оплате налоговых платежей. Именно этот принцип и является основополагающим, он позволяет дистанцировать и отмежевать налоговое планирование от обвинений в уклонении от уплаты налогов.
  2. Принцип оперативности — подразумевает произведение своевременного налогового планирования. Это означает, что утвержденные учетная и налоговая политики компании должны вовремя пересматриваться для быстрого реагирования на изменение норм налогового законодательства, позволяющих снизить бремя по уплате налогов. Также изменения должны своевременно вноситься и в случае появления нового направления деятельности, расширения или другого переформатирования бизнеса.
  3. Принцип оптимальности, предполагающий использование таких механизмов, которые бы привели к уменьшению налоговой нагрузки без ущерба для бизнес-целей и интересов владельцев предприятия. Следует помнить, что налоговое планирование —это всего лишь средство для разрешения определенных задач, а не самоцель. Бизнесменам потребуется достичь равновесия между величиной налоговой нагрузки и размером ожидаемой прибыли, которая могла быть направлена на расширение бизнеса. Аналитикам необходимо заранее просчитывать, какой экономический эффект следует ожидать от внедрения того или иного метода налогового планирования, не покроют ли затраты на его внедрение всей ожидаемой доходности как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Необходимо своевременно просчитать, не приведет ли сокращение одного налога к росту других обязательных платежей.
  4. Принцип обоснованности предполагает, что налогоплательщик заранее подготовил необходимые аргументы для объяснения перед налоговыми инспекторами и защиты своей позиции в суде в случае применения непопулярных или спорных методов налогового планирования.
  5. Принцип комплексности, обозначающий, что при налоговом планировании учитываются не только нормы налогового законодательства, но и других правовых отраслей, особенно гражданского законодательства.
  6. Принцип профессионализма, говорящий о том, что к такой деятельности надлежит привлекать квалифицированных специалистов, что означает грамотное составление первичных документов, договоров, регистров, отчетности и пр.
  7. Принцип конфиденциальности, означающий, что налогоплательщик не должен афишировать посторонним лицам применяемые на предприятии методы налогового планирования.

Формы налогового планирования

Организация налогового планирования может быть облечена в такие формы:

  • систематизация сведений о налогообложении, постоянный мониторинг изменений в законодательстве;
  • реализация предусмотренных этапов планирования и постоянный контроль за выполнением всех налоговых обязательств;
  • анализ принимаемых решений под призмой соблюдения налогового законодательства;
  • выполнение ряда мероприятий по оптимизации налогообложения при росте налоговой нагрузки.

Налоговое планирование обычно имеет следующие направления:

  1. выбор перед проведением госрегистрации организационно-правовой формы;
  2. выбор подходящего налогового режима;
  3. определение объекта налогообложения и его изменение в случае возникновения необходимости;
  4. изменение направления хоздеятельности, реструктуризация (создание обособленных подразделений с иными формами налогообложения в зависимости от направления бизнеса);
  5. регистрация бизнеса в оптимальном для уплаты налоговом географическом месте (выбор ИФНС, близость к производственным активам, особые экономические зоны, особенности регионального налогового законодательства в виде льгот и сниженных ставок налогов и пр.);
  6. полноценное применение всех существующих налоговых льгот — с этой целью необходимо регулярно мониторить изменения налогового законодательства и анализировать их применимость к деятельности налогоплательщика;
  7. планирование распределения полученной прибыли с целью переформатирования бизнеса для возможности применения дополнительных налоговых льгот.

Методы налогового планирования

Налоговое планирование подразумевает использование комплекса методов, направленных на снижение налоговой нагрузки и повышение финансовой эффективности бизнеса. Налоговое планирование включает использование как внешних, так и внутренних методов. Внешние методы могут повлечь за собой наступление глобальных последствий для бизнеса, поэтому их использование достаточно ограничено. К ним можно отнести замены, которые могут повлиять на налоговую политику компании (группы компаний): налогового субъекта, налоговой юрисдикции и вида деятельности.

Перечислим основные внутренние методы налогового планирования:

    Выбор учетной политики, утверждаемой раз в год, — это самая важная часть планирования. Так, например, переоценка основных средств позволяет существенно и легально сэкономить на уплате налогов на имущество и прибыль.

Расчетный пример, а также информацию о том, какая налоговая нагрузка по налогу на прибыль является низкой, смотрите в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

  • объемов работ (влияет на налог на прибыль, НДС);
  • среднесписочного состава служащих (влияет на уплату НДФЛ и взносов во внебюджетные госфонды);
  • размера (количества) используемых в хоздеятельности активов, в т. ч. и земельных участков (влияет на налоги на землю, имущество).

ИТОГИ

Налоговое планирование позволяет легально снизить налоговую нагрузку на предприяетие или ИП. Методов и принципов проведения налогового планирования достаточно много. Основные из них мы рассмотрели в данной статье.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: