Расходы на ремонт налог на прибыль

Обновлено: 19.05.2024

Ремонт основных средств, как правило, удовольствие не из дешевых. И ничего удивительного в том, что финансисты, бухгалтеры задумываются о равномерном списании подобных расходов. А ведь при этом еще можно оптимизировать налоговые обязательства по налогу на прибыль, корректируя в определенных границах их размер, а значит, повлиять на величину оборотных средств предприятия.

Различие между ремонтом и модернизацией (реконструкцией, техническим перевооружением)

В первую очередь выясним, чем отличается обычный, пусть и очень дорогой, ремонт от реконструкции и модернизации.По этому вопросу выпущено большое число писем Минфина России. Однако значительное количество этих разъяснений лишь цитируют нормы законодательства и не дают ответ по существу (например, письма Минфина России от 10.09.2018 № 03-03-06/1/64483, от 27.06.2018 № 03-03-06/1/44329 и др.).

Есть и письма, которые подготовлены специалистами, более ответственно отнесшимися к своим обязанностям. Так, в письме Минфина России от 17.10.2017 № 03-03-РЗ/67741 говорится о том, что к ремонту можно отнести расходы, производимые с целью текущего поддержания основных средств в рабочем состоянии.

К сведению

Как правило, к текущему ремонту относят устранение мелких неисправностей, которые выявляют в ходе повседневной эксплуатации основного средства, при котором объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются, работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий; к капитальному ремонту — восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом, при этом основные технико-экономические показатели остаются неизменными.

Определять виды ремонта (текущий или капитальный) и различия между ними обязаны технические службы учреждения.

Как все сказаннное можно использовать в целях налогового учета?

Согласно п. 1 ст. 11 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Нормы письма Минстроя не противоречат нормам налогового законодательства. В налоговом законодательстве такие определения отсутствуют. Таким образом, налогоплательщики могут пользоваться приведенными определениями текущего и капитального ремонта для целей ведения налогового учета.

А вот искать разъясняющие письма в отношении реконструкции, модернизации, технического перевооружения не нужно — определения приведены в ст. 257 ГК РФ (табл. 1).


То есть можно сделать вывод, что отличительный признак реконструкции, модернизации — повышение технико-экономических показателей объектов. При ремонте (текущем или капитальном) они не меняются. При этом стоимостный фактор на определение характера работ не влияет.

Пример 1

Стоимость работ в здании № 1 составила 2 820 000 руб. При этом в ходе работ были заменены стропила, крыша, часть стены.

Стоимость работ в здании № 2 составила 413 125 руб. При этом в ходе работ был сооружен входной тамбур в здание площадью 5,8 м2.

Несмотря на существенную стоимость, работы в здании № 1 являются капитальным ремонтом, так как улучшения технико-экономических показателей помещения не происходит. А работы в здании № 2 будут являться достройкой.

Выполнение работ по модернизации объектов подтверждают такие первичные документы, как график выполнения планируемых работ, сметы расходов, договоры и наряды на выполнение работ, акты выполненных работ, счета, накладные и др.

Материалы для проведения ремонта, реконструкции и модернизации отпускают на основании таких первичных учетных документов, как накладные, требования на отпуск, лимитно-заборные карты и т. д.

Для оформления движения основных средств при ремонте, реконструкции и модернизации применяют акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма № ОС-3[1]).

С 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Организация может использовать свою, самостоятельно разработанную форму, содержащую перечень обязательных реквизитов.

Акт приема-передачи должен подписать работник предприятия, уполномоченный принимать основные средства. После этого документ передается в бухгалтерию организации.

Если ремонт, реконструкцию или модернизацию производила сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах (по одному для каждой сторон) и подписывается также и представителем организации, производившей ремонт, реконструкцию или модернизацию.

Далее акт заверяется главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным.

Бухгалтер должен внести изменения, связанные с капитальным ремонтом, реконструкцией и модернизацией, в инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма № ОС-6).

Налоговый учет расходов на ремонт

Разграничивать ремонт и реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение очень важно — от этого зависит правильность формирования налогооблагаемой базы предприятия.

Первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям (п. 2 ст. 257 НК РФ). Эти суммы не будут списываться на расходы в момент завершения ремонта, а будут переноситься на себестоимость продукции частями в течении определенного срока в составе амортизационных отчислений.

А расходы на ремонт основных средств, в том числе расходы на проведение капитального ремонта, учитываются для целей налогообложения. Согласно ст. 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Обычно задача бухгалтера — включить в себестоимость затраты единовременно в текущем периоде, естественно, в установленных законом рамках, чтобы снизить налогооблагаемую базу предприятия и, соответственно, налог на прибыль.

Однако иногда возникает и совершенно обратная необходимость, а именно показать, что у предприятия есть прибыль. Это может быть необходимо для привлечения инвесторов, продажи долей (акций) или всего бизнеса, демонстрации эффективности управления, наконец, чтобы получить налоговые льготы. И в этом случае крупные расходы на ремонт основных средств стараются отразить в составе капитализируемых сумм.


Как видим, от правильности разграничения расходов на ремонт, модернизацию, реконструкцию и техническое перевооружение будет зависеть правильность формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, а в итоге и сумма налоговых обязательств.

Резерв под предстоящие ремонты основных средств

Казалось бы, если расходы на ремонт включены в себестоимость отчетного периода, то каким образом этими суммами можно влиять на сроки уплаты налога на прибыль? Можно. Причем речь идет даже об еще не совершенных расходах. Такую возможность предоставляет п. 3 ст. 260 НК РФ: для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств.

К сведению

Порядок создания резерва прописан в ст. 324 НК РФ.

Решение об образовании резерва расходов на ремонт основных средств должно быть закреплено в приказе об учетной политике. Также в учетной политике приводится норматив отчислений в резерв (утверждается налогоплательщиком самостоятельно). Соответственно, отчисления в резерв будут производиться исходя из совокупной стоимости основных средств и утвержденных нормативов отчислений.

Д. В. Кислов,
канд. экон. наук

Читайте также: