Уборка снега в налоговом учете

Обновлено: 20.05.2024

Налоги & бухучет

Зиму заслуженно считают самым романтичным временем года. Романтично звучат и процитированные выше слова из замечательной украинской народной песни. Действительно, снег — настоящий подарок от Творца! Однако часть зимних подарков в виде снега и льда все приходится убирать. Особенно на территории предприятия, чтобы оно могло нормально функционировать в зимний период. На это предприятие будет нести расходы. О том, как их учитывать, поговорим непосредственно в настоящий момент!

Для того чтобы убирать снег и лед, требуются специальное оборудование и средства. В некоторых случаях — также и снаряжение. Рассмотрим их учет.

Снегоуборочные машины и инвентарь

img 1

Начать, по-видимому, нужно с тех инструментов, которые вы планируете применять для уборки снега и льда. Кроме снегоуборочных машин, вам потребуются и более простые орудия труда — лопаты, ломы и т. п.

Налоговый учет. Снегоуборочная машина как по сроку службы, так и по стоимостным критериям подпадает под определение основных средств (п.п. 14.1.138 НКУ). Отражаться она будет в составе основных средств группы 4, минимальный срок эксплуатации — 5 лет (п. 145.1 НКУ). Оприходование машины следует оформить соответствующим актом (ф. № ОЗ-1). Ее амортизацию следует включать в общепроизводственные, административные или сбытовые расходы в зависимости от характера использования убираемой площади. Пользуясь случаем, скажем несколько слов и об источниках питания машины. Если ваша снегоуборочная машина работает на электричестве — нет вопросов, поскольку соответствующие расходы вы будете списывать на основании счета за коммунальные услуги.

А вот если вы приобрели снегоуборочную машину, работающую на бензине или на дизельном топ­ливе, — возникает вопрос, касающийся норм расхода топлива. Для снегоуборочных машин, как и для большинства современной техники, работающей на топливе (бензопилы, дизель-генераторы и т. п.), таких норм нет*. Учитывая это, вы имеете право самостоятельно решить, как списывать горючее, израсходованное на работу собственного агрегата.

Понятно, что можно установить определенные ограничения на расход топлива, ориентируясь на технические характеристики производителя. Этот вариант рекомендуем тем, кто не хочет вступать в спор с налоговиками. В то же время не существует никаких препятствий для того, чтобы списывать использованное горючее в фактически израсходованном объеме. Фиксируется такое списание актом произвольной формы.

В любом случае (прямо или через амортизацию) стоимость лопат и другого подобного инвентаря списывается на расходы с использованием счета 92.

Очищать территорию предприятия и крыши зданий от льда в зимний период — это одно из основополагающих требований охраны труда. Оно установлено во многих отраслевых нормативных документах по охране труда (см., например, пп. 2.4, 3.22 разд. IV и п. 17 разд. Х Правил охраны труда в металлургической промышленности, утвержденных приказом Госгорпромнадзора от 22.12.2008 г. № 289).

Существует немало средств, которые помогут вам избежать скользкой ледяной поверхности непосредственно на территории и около вашего предприятия. Простейшие из них — это песок и соль. Кроме них, сегодня используются специальные химические средства, обеспечивающие плавление льда. Как же их учитывать?

Определенная нормативная документация по этому поводу имеется. Прежде всего, это Технические правила ремонта и содержания городских улиц и дорог КТМ 204 Украины 010-94, утвержденные Госжилкоммунхозом от 27.12.94 г. Если вы решили посыпать песком, можете воспользоваться нормой, определенной в п. 7.42 указанных Правил, а если обычной солью — п. 7.41 этих же Правил, а если другими реагентами — п. 7.32 Правил. Если же вы решили бороться с гололедом с помощью химических реагентов, не указанных в Правилах, вам понадобится специальное разрешение санэпидемслужбы (п. 11.11 Правил).

Также при использовании песка можете воспользоваться Нормами расходов материалов на эксплуатацию улично-дорожной сети, утвержденными приказом Минрегионстроя от 30.11.2012 г. № 601. Однако следует заметить, что оба указанных нормативных акта имеют обязательную силу только для ограниченного круга предприятий. Остальные могут их использовать в качестве ориентира, а не в императивном порядке.

В налоговом учете осторожным плательщикам советуем отражать расходы на песок, соль и подобные средства только в пределах указанных норм. Однако исходя из того, что указанные нормы не являются обязательными для всех предприятий, не видим также проблемы в том, чтобы отражать расходы исходя из фактического количества средств, которыми вы посыпали лед на территории предприятия.

Настилы на лестницы

Зимой, как никогда, возникает потребность в том, чтобы лестницы и входы были покрыты защитным настилом. Этот настил, во-первых, предупреждает скольжение, а во-вторых, задерживает снег и грязь, которая неизбежно наносится обувью.

Тем не менее, наличие такого настила предусмотрено некоторыми отраслевыми требованиями охраны труда (см., например, п. 4.48 Правил безопасности при производстве углеграфитных материалов и изделий, утвержденных приказом Госгорпромнадзора от 17.06.2008 г. № 143).

Бухгалтерский учет. В бухучете настилы на лестницы рассматривают как МБП и оприходуют их на счет 22. Списывают стоимость настилов в дебет счетов 91, 92, 93 в зависимости от направления использования здания, к которому относятся лестницы. В дальнейшем организуют количественный учет настилов в местах эксплуатации (п. 23 П(С)БУ 9).

Говоря о работе предприятия в зимний период, нельзя забывать о таких важных составляющих, как крыша и водосточные системы. Водостоки зимой не могут использоваться по прямому назначению, но это не означает, что о них можно забывать. В солнечные дни, а также в случае частого изменения температуры с минусовой на плюсовую и наоборот на крыше и в водостоках образуются слой льда и сосульки. В случае внезапного потепления лед и сосульки могут резко оборваться. Это создает угрозу не только обрыва водостоков, но и травмирования идущих внизу людей.

Чтобы избежать этой проблемы, были изобретены системы обогрева крыши и антиобледенения для водостоков. Предположим, вы решили раз и навсегда избавиться от проблем с сосульками и уборкой снега на крыше. Вы установили такую систему обогрева. Посмотрим, как ее учитывать.

* Впрочем, можно рассматривать систему обогрева крыши и как отдельный объект. Тогда его нужно включать в группу 3 как передаточные устройства (минимальный срок эксплуатации — 10 лет) в соответствии с п. 145.1 НКУ.

Иногда подготовиться к зиме бывает совсем не просто. Особенно это касается работ, которые выполняются на крышах (проверка систем отопления, вентиляции, очистка водосточных желобов и т. п.).

Выполнение таких работ требует определенного снаряжения (см., например, п.п. 7.2.12 Правил охраны труда при выполнении работ на высоте, утвержденных приказом Госгорпромнадзора от 27.03.2007 г.). Предположим, вы решили выполнить эти работы собственными силами предприятия, без привлечения специализированных организаций.

Теперь переходим к основному вопросу: как будет учитываться снаряжение?

Бухгалтерский учет. В бухучете снаряжение для подготовительных к зиме работ рассматриваем аналогично. То есть набор промышленного альпиниста будет отражаться или на субсчете 112 или на счете 22. В свою очередь стоимость лесов сначала накапливается на субсчете 153, а затем отражается на субсчете 113.

При этом снаряжение, признанное МБП, попадает в расходы в периоде ввода в эксплуатацию (Дт 91, 92, 93 — Кт 22), а снаряжение, признанное МНМА а также леса, — через амортизацию (Дт 91, 92, 93 — Кт 132).

Вменить работнику выполнение дополнительных обязанностей по иной должности (профессии) возможно при наличии:

— во-вторых, письменного согласия работника.

Важно! С работниками, которые будут убирать снег, необходимо провести целевой инструктаж по охране труда (п. 6.7 Типового положения о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденного приказом Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда от 26.01.2005 г. № 15).

Пользуемся добротой работников. Речь идет о работе на общественных началах. Предположим, работники изъявили желание расчистить территорию предприятия для своего же блага и блага коллег во внерабочее время. О счастье работодателю! Оформлять ничего не нужно, оплачивать не нужно. Максимум — заготовить лопаты для уборки снега. Ведь все произошло на общественных началах.

Хотя вряд ли все это испугает экономных работодателей. С верой в лучшее снег уберется бесплатно.

Для наглядности закрепим наши знания по учету расходов на подготовку к зиме числовым примером.

Пример. Предприятие приобрело электрическую снегоуборочную машину стоимостью 14850 грн. (в том числе НДС — 2475 грн.), а также 10 лопат стоимостью 96 грн. (в том числе НДС — 16 грн.). Кроме того, приобретено 2000 кг песка за 1200 грн. (в том числе НДС — 200 грн.) и настилы на лестницы за 165 грн. (в том числе НДС — 27,5 грн.). Установлена система обогрева крыши, общая стоимость работ — 7800 грн. (в том числе НДС — 1300 грн.). Приобретены леса за 5100 грн. (в том числе НДС — 850 грн.).

Читайте также: