Транспортный налог письмо минфина

Обновлено: 18.05.2024

С 1 января 2021 с транспортным и земельным налогом надо работать по-другому. Отменены декларации, изменён срок уплаты авансов и установлены новые правила взаимодействия с ИФНС по льготам и расчёту налога.

Отчётность и уплата налогов

С 1 января 2021 года декларации по транспортному и земельному налогам отменили. За 2020 год и будущие периоды отчитываться не нужно (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Налоговая продолжит принимать уточнённые декларации за более ранние периоды в стандартном порядке.

Также теперь сроки уплаты земельного и транспортного налогов сделали одинаковыми по всей России. С учётом выходных даты следующие:

  • налог по итогам 2020 года — не позднее 1 марта 2021 года;
  • авансовый платёж за I квартал 2021 года — 30 апреля 2021 года;
  • авансовый платёж за II квартал 2021 года — 2 августа 2021 года;
  • авансовый платёж за III квартал 2021 года — 1 ноября 2021 года.

Авансовые платежи не перечисляйте, если они отменены в регионе.

Заявление на льготу по транспортному и земельному налогам

Из-за отмены декларации изменился порядок получения льгот по земельному и транспортному налогам. Теперь организации должны подавать в ИФНС только заявление о предоставлении налоговой льготы.

Как заполнить заявление

Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@. Она одинакова для земельного и транспортного налогов.

На титульном листе укажите код налогового органа и данные своей организации: наименование, ИНН и КПП, контактный телефон. Выберите, каким способом хотите получить результаты рассмотрения заявления: 1 — лично в налоговой, 2 — по почте, 3 — по ТКС.

Для льгот по транспортному налогу предназначен раздел 5. Отдельный раздел заполните по каждому транспортному средству. Укажите код вида транспорта (01 — автомобиль, 02 — грузовик, 03 — автобус и т.д.), марку, госномер и период действия льготы.

В поле 5.5 укажите код вида льготы из приложения № 1 к Порядку заполнения.

В поля 5.6.1 и 5.6.2 впишите дату и номер регионального закона. В поле 5.6.3 укажите его статью, пункт, подпункт и абзац. Формат заполнения по клеткам следующий:

  • 1-4 для номера статьи;
  • 5-8 для номера части;
  • 9-12 для номера пункта;
  • 13-16 для номера подпункта;
  • 17 — 20 для номера абзаца;
  • 21-24 для прочих реквизитов.

Пустые клетки заполните нулями.

Если прикладываете подтверждающие документы, запишите информацию о них в поля 5.7.1–5.7.5.


Для льгот по земельному налогу используйте раздел 6. Порядок заполнения практически полностью аналогичен транспортному. В поле 6.1 укажите кадастровый номер участка, в поле 6.2 — период действия льготы, в поле 6.3 — код льготы из Приложения № 2 к Порядку. Далее заполните форму данными нормативного документа, вводящего льготу, и реквизиты подтверждающих документов.


Листы с информацией о льготе заполняются отдельно по каждому льготируемому объекту. КПП указывается по месту нахождения объекта, поэтому код на листе информации может отличаться от кода на титульном листе (письмо ФНС России от 03.02.2020 № БС-4-21/1599@).

Прилагать к заявлению подтверждающие документы не обязательно, но при желании налогоплательщик может это сделать (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ). Если их не приложить, налоговики запросят подтверждение льготы у госорганов и других источников. Если там они не смогут получить их самостоятельно, то все равно обратятся за документами к вам.

Когда и куда подать

Срок подачи заявления не установлен, но сделать это следует до даты уплаты налога, чтобы у ИФНС были все сведения для проверки поступившей суммы. Заявление о льготе за 2020 год налоговая рекомендовала подать в первом квартале 2021 года.

Налоговый орган рассмотрит заявление в течение максимум 60 дней, после чего сообщит, можете ли вы воспользоваться льготой (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ).

Что будет, если не заявить льготу

В течение 10 рабочих дней нужно будет подать в налоговую заявление на льготу и подтверждающие её документы. Заявление рассмотрят и решат, правомерно ли применение льготы. Если нет — придется доплатить налог, пени и, возможно, штраф по ст. 122 НК РФ. В следующем разделе подробнее о том, как действовать при расхождении расчётов с налоговой.

В расчётах ошиблись вы

В расчётах ошиблась налоговая

Сумма, рассчитанная налоговой, может оказаться завышенной. В этом случае представьте в ИФНС пояснения (документы), которые подтвердят, что вы заплатили правильно. НК РФ даёт на это 10 рабочих дней, но налоговая должна рассмотреть ваши данные, даже если срок подачи нарушен (письмо ФНС России от 13.08.2019 № АС-4-21/16019@).

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

При расчете и уплате транспортного и земельного налогов в текущем году необходимо учитывать все нововведения, опираться на разъяснения налогового органа.

Как новации по транспортному и земельному налогам отразятся на бухгалтерском и налоговом учете организаций? На что обратить особое внимание при формировании управленческой отчетности? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

Объект налогообложения

Правила исчисления, сроки уплаты, а также налоговые преференции (льготы) по транспортному налогу изложены в гл. 28 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ).

Обратите внимание!

Сложности по исчислению транспортного налога возникают, если данное лицо уклоняется от регистрации ТС, пытаясь тем самым сэкономить на расходах по уплате налога.

  • Позиция Минфина России: подобное ТС не является объектом обложения налогом (см. письмо Минфина России от 01.08.2011 № 03-05-05-04/18; Письмо УФНС по Московской области от 07.02.2006 № 19-42-И/0127).
  • Позиция судов: уклонение от регистрации ТС, подлежащего государственной регистрации, не освобождает владельца от уплаты налога (см. Постановление Президиума Верховного Арбитражного Суда РФ от 07.06.2012 № 14341/11, Определения Верховного Суда РФ от 29.10.2014 № 301-КГ14-2926, Федерального арбитражного суда Московского округа от 07.05.2008 № КА-А40/3514-08, Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.08.2007 № Ф04-5734/2007).
  • Позиция налогового органа ранее соответствовала позиции Минфина России (см. письмо УФНС по Московской области от 07.02.2006 № 19-42-И/0127). Сейчас налоговики явно предусматривают доначисление налога через решение судебного органа по недобросовестному налогоплательщику (письмо ФНС России от 17.07.2015 № СА-4-7/12693@).

Таким образом, владельцу ТС, который не зарегистрировал это ТС, необходимо будет доказывать обоснованность своих действий (бездействий) по налоговым обязательствам транспортного налога. В противном случае он будет считаться недобросовестным налогоплательщиком, обязанным уплатить транспортный налог, а также штрафные санкции за просроченный период оплаты.

Уплата налога при приобретении транспорта на условиях лизинга

Сейчас на практике широко применяется приобретение транспортного средства в лизинг. Как правило, по условиям такого договора до момента окончательного выкупа собственником ТС является лизингодатель, а само ТС регистрируется за лизингополучателем. Кто в этой ситуации должен платить транспортный налог?

• если ТС, в отношении которых осуществлена государственная регистрация за лизингодателем, временно передаются по месту нахождения лизингополучателя и временно ставятся на учет в органах Госавтоинспекции МВД России по месту нахождения лизингополучателя, то плательщиком транспортного налога является лизингодатель по месту государственной регистрации транспортных средств.

Федеральные и региональные акты законодательства по ставкам налога

Все основные элементы данного налога устанавливает Налоговый кодекс РФ (гл. 28) как основной акт федерального законодательства по налоговым правоотношениям. Перечень ТС, не подлежащих налогообложению, приведен в п. 2 ст. 358 НК РФ.

Обратите внимание!

Этот перечень является закрытым и не может быть изменен или дополнен актом субъекта федерального законодательства.

Транспортный налог относится к региональным налогам (подп. 3 ст. 14 НК РФ). Поэтому властям субъектов федерации (в том числе города Москвы) дано право самостоятельно устанавливать (п. 3 ст. 12, ст. 356 НК РФ):

• сроки уплаты налога;

• перечень и порядок применения налоговых льгот.

Вопрос о ставках и сроках уплаты налога отнесен к полномочиям законодательства субъектов РФ по следующему алгоритму:

• п. 1 ст. 361 НК РФ устанавливает федеральные ставки, а п. 2 этой же статьи предусматривает право на их увеличение или уменьшение законами субъектов РФ, но не более чем в 10 раз;

• уплата транспортного налога и авансовых платежей производится в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Таким образом, при планирования бюджетных платежей организации необходимо руководствоваться нормами закона субъекта РФ, к которому она относится.

Обратите внимание!

Новация 2020 года — отмена декларации по транспортному налогу

Текущий год внес немало изменений в ранее действовавший порядок по учету транспортного налога. Давайте их проанализируем.

Федеральная налоговая служба РФ Приказом от 04.09.2019 № ММВ-7-21/440 сообщила об отмене формы и правил заполнения налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам. При этом согласно п. 2 Приказа отмена действует с 01.01.2021. То есть отчетность по транспортному и земельному налогам организации самостоятельно предоставили последний раз по итогам 2019 г. (до 03.02.2020).

Отмена деклараций не означает отмену самих налогов, а говорит о переходе на иной принцип исполнения налоговых обязательств по транспортному и земельному налогу для юридических лиц, а именно:

Обратите внимание!

М. А. Шкалина,
аудитор, бухгалтер, налоговый консультант, юрист

Налоговый период – один из элементов налогообложения, который в обязательном порядке должен быть определен налоговым законодательством, чтобы налог считался установленным.


Предпринимателю, особенно если его деятельность связана с перевозками, необходимо знать о налоговом периоде по транспортному налогу, порядке и сроках его уплаты организациями, а также об изменениях в этой области в 2021 году.

Налоговый период

Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год, то есть период с 1 января по 31 декабря, отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций являются первый, второй и третий кварталы (п. 1, 2 ст. 360 НК РФ).

Поскольку транспортный налог отнесен НК РФ к региональным налогам, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды и предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 3 ст. 360, п. 6 ст. 362 НК РФ).

Если отчетные периоды все же установлены региональным законодательством, то сумма авансовых платежей по транспортному налогу исчисляется по истечении каждого квартала в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента, указанного в п. 2 ст. 362 НК РФ (п. 2.1 ст. 362 НК РФ).

Особенности уплаты налога и авансовых платежей

Уплата транспортного налога и авансовых платежей по нему производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 363 НК РФ). При установлении региональных налогов законами субъектов Российской Федерации в порядке и пределах, установленных НК РФ, должны быть определены такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ (п. 3 ст. 12 НК РФ).

Исходя из предположения, что транспортный налог за налоговый период 2019 г. уже уплачен организациями, отметим, что с 01.01.2021 транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. То есть сумма транспортного налога за налоговый период 2020 г. должна быть уплачена не позднее 01.03.2021.

В течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу (если они не освобождены от обязанности уплаты авансовых платежей региональным законодательством). Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации или актом президента Российской Федерации выходным, нерабочим праздничным и нерабочим днем (п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

В случае когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации или актом президента Российской Федерации выходным, нерабочим праздничным или нерабочим днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Первая такая ситуация возникнет при уплате транспортного налога за налоговый период 2024 г., поскольку дата 01.03.2025 приходится на субботу. Следовательно, налог должен быть уплачен не позднее 03.03.2025.

Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. И если документы либо денежные средства будут сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным (п. 8 ст. 6.1 НК РФ).

Итак, в установленные сроки транспортный налог должен быть уплачен по месту нахождения транспортных средств, коим на основании п. 5 ст. 83 НК РФ признается для:

• водных транспортных средств (за исключением маломерных судов) – место государственной регистрации транспортного средства (подп. 1 п. 5 ст. 83 НК РФ);

В отношении транспортных средств, не указанных в подп. 1 и 1.1 п. 5 ст. 83 НК РФ отметим, что в соответствии с п. 8 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 1764, регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, производится с внесением в банки данных адреса места нахождения юридических лиц, определяемого местом их государственной регистрации либо адреса места нахождения их обособленных подразделений.

На основании п. 5 ст. 83 НК РФ постановка на учет, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ.

Прекращение уплаты транспортного налога

Необходимо отметить, что прекращение взимания транспортного налога предусмотрено НК РФ в случае снятия транспортного средства с учета в органах, осуществляющих регистрацию транспортных средств. При этом согласно ст. 362 НК РФ исчисление транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах.

Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия или использования транспортного средства налогоплательщиком, о чем сказано в Письме Минфина России от 28.12.2018 № 03-05-05-04/95689.

Причем списание или уничтожение транспортного средства без прекращения его регистрации в органах, уполномоченных осуществлять государственную регистрацию транспортных средств, не освобождает от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога (Письма ФНС России от 26.10.2018 № БС-4-21/20949@, Минфина России от 31.08.2011 № 03-05-06-04/269). Этот вывод подтверждает и арбитражная практика, в частности Постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 № 12223/10 по делу № А40-62640/09-151-457.

Предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога

Минфин России в Письме от 06.05.2015 № 03-05-06-04/26019 напомнил о праве налогоплательщика в случае невозможности своевременной уплаты налога и при наличии оснований, предусмотренных п. 2 ст. 64 НК РФ, обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении ему отсрочки или рассрочки по уплате налога. Одним из оснований предоставления таковой является угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) этого лица в случае единовременной уплаты им налога (подп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ). Наличие указанного основания устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного ФНС России, в соответствии с Методикой проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 26.06.2019 № 382.

Отсрочка по уплате транспортного налога предоставляется по решению налогового органа по месту нахождения заинтересованного лица на срок, не превышающий один год. Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации (ст. 63 НК РФ).

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, направленному в уполномоченный орган, должны быть приложены документы, указанные в п. 5 и 5.1 ст. 64 НК РФ.

Изменение порядка уплаты налога организациями с 2021 года

• не позднее двух месяцев со дня получения налоговым органом документов и (или) иной информации, влекущих исчисление (перерасчет) суммы налога, подлежащей уплате соответствующим налогоплательщиком за предыдущие налоговые периоды;

• не позднее одного месяца со дня получения налоговым органом сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, о том, что соответствующая организация находится в процессе ликвидации.

Представленные пояснения или документы рассматриваются налоговым органом в течение одного месяца со дня их получения. В целях получения дополнительных сведений или документов, связанных с исчислением налога, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения представленных пояснений или документов не более чем на один месяц, уведомив об этом налогоплательщика.

Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ внес в НК РФ изменения, касающиеся порядка расчета и уплаты транспортного налога. Рассказываем, что изменилось в действующем порядке, какие новые льготы появились для организаций и с какого момента следует применять новые правила.

Новые льготы по транспортному налогу для юридических лиц

shutterstock_369725408.jpg

Региональным властям с 1 января 2022 года предоставлена возможность принимать законы, определяющие не только основания, но и конкретные правила предоставления налоговых льгот по транспортному налогу (ч. 3 ст. 356 НК РФ).

Напомним, с 2021 года в связи с отменой налоговых деклараций по транспортному налогу для организаций был введен заявительный порядок предоставления льгот по данному налогу (п. 3 ст. 361.1 НК РФ). Поэтому сейчас в целях применения льгот по имеющимся транспортным средствам организация должна направлять в ИФНС заявление по форме, утв. приказом ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@. С 2022 года субъекты РФ на основании региональных законов смогут вводить механизмы беззаявительного предоставления компаниям льгот по транспортному налогу.

Также с 1 января 2022 года вводятся новые правила расчета транспортного налога в случаях возникновения и прекращения у плательщиков права на налоговую льготу в течение налогового периода. В таких ситуациях налог будут рассчитывать с применением специального коэффициента. Данный коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к общему числу месяцев в налоговом или отчетном периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимаются за полный месяц (п. 3.3 ст. 362 НК РФ).

Прекращение уплаты транспортного налога

Одновременно с 1 января 2022 года для организаций вводится новый порядок освобождения от уплаты налога в отношении принудительно изъятых транспортных средств. Речь идет о транспортных средствах, право собственности организации на которые было прекращено в связи с их принудительным изъятием по основаниям, предусмотренным законодательством (к примеру, по решению суда или судебного пристава).

Напомним, сейчас порядок прекращения налогообложения данных транспортных средств не установлен, и момент такого прекращения определяется датой их снятия с регистрационного учета. С начала 2022 года момент прекращения исчисления налога на изъятый транспорт станет определяться моментом самого изъятия независимо от даты снятия транспортного средства с регистрационного учета.

Для прекращения уплаты налога в указанном порядке организации необходимо будет подать в ИФНС заявление, форму и формат которого позже утвердит ФНС России. С таким заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие принудительное изъятие транспортного средства. Однако если организация не представит подтверждающие документы, это не лишит ее права на прекращение уплаты налога с момента изъятия транспорта.

В таких ситуациях ИФНС самостоятельно запросит сведения, подтверждающие принудительное изъятие транспортного средства, у органов и должностных лиц, у которых имеются эти сведения. Орган/должностное лицо, получившие запрос налогового органа, исполняют его в течение 7 дней со дня получения.

Заявление организации рассматривается ИФНС в течение 30 дней со дня получения, но, если к заявлению не приложены подтверждающие документы, срок рассмотрения может быть продлен еще на 30 дней.

По итогам рассмотрения заявления плательщику направляется уведомление о прекращении исчисления налога. В уведомлении должны быть указаны основания прекращения исчисления налога, объекты налогообложения и период, начиная с которого прекращается исчисление налога.

В любом случае исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором транспортное средство было принудительно изъято у его собственника (п. 3.4 ст. 362 НК РФ).

1. В письме от 14 октября 2020 г. № СД-4-3/16830@ ФНС РФ разъяснила вопрос о месте уплаты НДФЛ с доходов в виде оплаты труда работников, подлежащих переводу на дистанционный режим работы, организациями, имеющими обособленные подразделения.

Адвокатские образования создаются в виде коллегии адвокатов, адвокатского бюро или юридической консультации и являются юридическими лицами (ст. 123.16-2 ГК РФ) и вправе иметь обособленные подразделения.

В результате перевода работников на дистанционный режим работы отсутствует необходимость наличия стационарных рабочих мест, что предполагает расторжение договоров аренды и снятие с налогового учета обособленных подразделений адвокатского образования (налогового агента). В этом случае налог на доходы физических лиц правомерным будет уплачивать по месту учета филиала, в котором по штатному расписанию исполняет обязанности работник.

При этом привлечение дистанционных работников само по себе не создает обособленных подразделений организаций (письма Минфина России от 29 мая 2019 г. № 03-15-06/38981, от 19 января 2018 г. № 03-02-07/1/3617, от 1 декабря 2014 г. № 03-04-06/61300).

С 1 января 2020 г. налоговые агенты – российские организации, имеющие несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, вправе перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений, выбранного налоговым агентом (п. 7 ст. 226 Кодекса, п. 16 ст. 2, п. 3 ст. 3 Федерального закона от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ).

2. В письме от 13 ноября 2020 г. № 03-04-05/99236 Минфин России счел правомерным удержание и перечисление в бюджет налоговым агентом (в том числе адвокатом, учредившим адвокатский кабинет) НДФЛ с аванса (предоплаты), выплаченного физическому лицу в рамках гражданско-правового договора (акт выполненных работ не подписан).

По правилам п. 2 ст. 223 НК РФ при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом). Как следует из подп. 6) п. 1 ст. 223 НК РФ, НДФЛ с авансов работникам, направленным в командировку, удерживается и уплачивается в бюджет не в момент выдачи, а в последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки.

До исполнения физическим лицом своих обязательств как по трудовому, так и по гражданско-правовому договору у заказчика и работодателя отсутствует обязательство по расчету с ним. Следовательно, аванс (предоплату) преждевременно считать доходом физического лица. Иное в НК РФ не указано.

Не случайно Письмо снабжено оговоркой, что письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства РФ о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

3. В письме от 20 ноября 2020 г. № 03-15-05/101219 Минфин РФ отрицательно ответил на предложение по снижению фиксированных размеров страховых взносов за 2020 и 2021 гг. для адвокатов.

С учетом того, что в сегодняшней ситуации расходы на социальные обязательства государства возрастают, предложения о снижении для адвокатов фиксированных размеров страховых взносов за 2020 и 2021 гг. Минфином России не рассматриваются.

4. В письме от 20 ноября 2020 г. № 03-15-03/101230 Минфин России также отклонил предложение по снижению для адвокатов-пенсионеров фиксированных размеров страховых взносов и предоставлению им отсрочки по уплате страховых взносов.

Минфин России сослался на то, что это не предусмотрено поручениями Президента РФ В.В. Путина, налоговым законодательством РФ. Кроме того, ведомство напомнило, что в случае, если гражданин является получателем пенсии по старости, уплачиваемые страховые взносы влияют на перерасчет получаемой пенсии.

5. В письме от 1 декабря 2020 г. № БС-4-11/19702@ ФНС России разъяснила вопросы исчисления и уплаты налоговыми агентами (в том числе – адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты) налога на доходы физических лиц с доходов физических лиц, превышающих 5 млн рублей за налоговый период (начиная с 2021 г.), а также заполнения расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ).

В приложении к письму приведены примеры заполнения расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом.

При этом с учетом того, что соответствующие расходы должны быть документально подтверждены и непосредственно связаны с извлечением соответствующих доходов, они могут учитываться в составе профессионального налогового вычета в той части, которая непосредственно относится к адвокатской деятельности.

Ранее схожая правовая позиция высказывалась в Решении ФНС России от 12 февраля 2020 г. № КЧ-3-9/1051@ и в определении Конституционного Суда РФ от 18 июля 2019 г. № 2171-О. При этом ни КС, ни ФНС не рассматривали ситуацию, когда жилое помещение использовалось для адвокатской деятельности не полностью, а частично.

Письмом от 10 декабря 2020 г. № БС-4-11/20427 ФНС России довела эти разъяснения до нижестоящих налоговых органов.

7. В письме от 7 декабря 2020 г. № 03-15-07/107058 Департамент налоговой политики Минфина России рассмотрел обращение ФНС России по вопросу определения даты начала (прекращения) осуществления адвокатами своей профессиональной деятельности в случае, если такая деятельность начинается (прекращается) в течение расчетного периода, в целях формирования обязательств адвокатов по уплате страховых взносов в фиксированном размере и сообщил следующее.

По мнению Минфина России, если адвокат начинает осуществлять профессиональную деятельность в течение календарного года, страховые взносы в фиксированном размере подлежат уплате им за период с даты постановки на учет в налоговом органе по 31 декабря этого календарного года.

Если адвокат прекращает осуществлять свою профессиональную деятельность в течение календарного года, то страховые взносы в фиксированном размере подлежат уплате им за период с 1 января этого календарного года по дату снятия с учета в налоговом органе включительно.

8. В письме от 15 декабря 2020 г. № 03-01-11/109419 Минфин России рассмотрел обращение по вопросу освобождения от уплаты налогов военных пенсионеров.

Повторив нормы НК РФ, позволяющие пенсионерам применять специальные налоговые режимы (НПД), льготы по земельному налогу, налогу на имущество физлиц и транспортному налогу (на региональном уровне) Минфин России сообщил об отсутствии у них льгот по уплате страховых взносов.

Положениями гл. 34 НК РФ не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов – адвокатов, в том числе являющихся пенсионерами, от уплаты за себя страховых взносов, за исключением периодов, в частности, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и т.д., указанных в п. 1, 3, 6–8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 400-ФЗ (п. 7 ст. 430 Кодекса), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов, а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката, при условии представления в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов.

Читайте также: