Налоговые теории двадцатого века

Обновлено: 03.05.2024

Под влиянием общественно-политических и исторических процессов, происходящих в обществе, государстве, экономике происходили изменения в налогообложении. Попытки теоретически обосновать практику налогообложения нашли свое отражение в налоговых теориях.

Налоговая теория – это система научных знаний о сути и природе налогов, их роли и значении в обществе. Выделяют частныеналоговые теории, в которых исследуется лишь один какой-то аспект налогообложения, и общие налоговые теории, рассматривающие налогообложение комплексно.

Примером частных налоговых теорий могут служить следующие теории: 1) теории единого налога;

2) теории соотношения прямого и косвенного налогообложения (в раннем средневековье косвенные налоги считали вредными, в конце средневековья налоговые системы строятся именно на косвенном налогообложении, в конце 19 века обоснована необходимость поддержания относительного равновесия между прямыми и косвенными налогами);

3) теории пропорционального и прогрессивного налогообложения;

4) теории переложения налога.

Каждая из названных теорий имеет своих авторов и последователей.

Одной из первых общих теорий налогообложения является теория обмена (середина 18 века), в основе которой лежит признание возмездного характера налогообложения. В этой теории налоги рассматривались как плата, вносимая каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности, за поддержание порядка и другие услуги государства, т.е. как обмен одних ценностей на другие, хотя и не всегда добровольный. Эта теория применима только в условиях средневековья. Разновидностями общей теории обмена были атомистическая теория, теория общественного договора, теория налога как страховой премии, теория наслаждения (жертвы) и др.

Усложнение экономических отношений в обществе в результате экономических кризисов в США, ряде стран Европы, Великой депрессии 1929 – 1933 гг. привело к необходимости корректировки классического учения о налогах, к переосмыслению места и роли государства, значения налогообложения. Поэтому на смену пришли новые налоговые теории, которые можно разделить на два основных направления – кейнсианское и неоклассическое.

Вывод: теория Дж. Кейнса в отличие от классической теории, рассматривавшей налоги лишь как источник доходов государства, предлагает рассматривать налоги как регулятор процессов потребления, накопления и формирования оптимальной структуры воспроизводства.

В условиях НТР кейнсианская теория эффективного спроса перестала отвечать требованиям экономического развития, поэтому ей на смену пришла неоклассическая теория эффективного предложения (основоположник - Дж. Милль – 1907 г.). Согласно этой теории государственное вмешательство должно быть ограничено и направлено на устранение препятствий действию законов свободной конкуренции. Среди представителей неоклассической школы не было единого мнения о роли государства в регулировании экономики, поэтому неоклассическая теория получила развитие по двум направлениям: теория экономики предложения (начало 80-х годов 20 века) и теория монетаризма (50-е годы 20 века).

Представители теории экономики предложения (М.Бернс, Г.Стайн, А.Лаффер) рассматривали налоги как фактор экономического развития и регулирования. Они утверждали, что высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу, тормозят процессы инвестирования, обновления и расширения производства, поэтому необходимо радикальное сокращение предельных налоговых ставок, понижение за счет этого прогрессивности налогообложения, предоставление налоговых льгот корпорациям, чтобы они могли увеличить собственные источники накопления. Теория экономики предложения получила свое развитие в исследовании ученых США под руководством профессора А.Лаффера (начало 80-х годов 20 века). В соответствии с бюджетной концепцией А.Лаффера налоговые поступления являются продуктом двух основных факторов: налоговой ставки и налоговой базы (так называемая кривая Лаффера). Рост налоговых поступлений возможен лишь до определенного предела повышения налоговых ставок, затем этот рост немного замедляется, и далее происходит либо плавное снижение доходов бюджета, либо их резкое падение, т.к. губится предпринимательская инициатива, уменьшаются доходы, предъявляемые к налогообложению, появляется теневой сектор. Предельной ставкой налогового изъятия в бюджет А.Лаффер считает 30% суммы доходов, в границах которой растет сумма доходов бюджета. При 40–50%-м изъятии доходов сокращаются доходы организаций, сбережения населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и сокращение налоговых поступлений. И наоборот, снижение налогов стимулирует развитие экономики.

Приверженцы теории монетаризма (автор - М.Фридман) предлагали ограничить роль государства деятельностью по регулированию денег в обращении и процентных ставок и повышению (снижению) налогов. Они также делали ставку на снижение налогов. По их мнению, сокращение налогов ограничивает государственные расходы, служащие дополнительным стимулом инфляции, а сами налоги помогают изымать лишнее количество денег из обращения (а не сбережений, как в кейнсианской теории).

Несмотря на популярность неоклассического направления полной замены кейнсианских методов не произошло. В дальнейшем стали появляться новые течения, как синтез кейнсианской и неоклассической теорий. До сих пор ведется полемика о роли налогов в экономике государства, о том, как избежать негативных последствий влияния налогов либо их сгладить.

Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать.

Читайте также: