Ткс налоговая что это расшифровка

Обновлено: 06.05.2024

Современная система документооборота между субъектами хозяйствования и контролирующими структурами построена на двух принципах:

  • подача документов и отчетности в бумажном виде (обычно при условии небольшой среднесписочной численности штата);
  • обмен информацией в электронном формате.

В последнем случае передача данных осуществляется через интернет с участием официальных посредников – операторов ТКС. Процесс отправки и приема сведений регламентирован законодательно, ко всем участникам процедуры документооборота предъявляются особые требования.

ТКС – что это?

ТКС расшифровывается как телекоммуникационный канал связи. Он позволяет передавать большие объемы информации на любые расстояния в сжатые сроки. Такой формат взаимодействия характерен для отношений между налогоплательщиками и ФНС, внебюджетными фондами, другими контролирующими структурами. Обмен данными может производиться посредством использования специализированного программного обеспечения, устанавливаемого на ПК, или через онлайн-сервисы официальных сайтов госструктур.

Участниками электронного документооборота являются три стороны:

  • субъект хозяйствования;
  • посредник – оператор ТКС;
  • контролирующий орган.

Документы могут отправляться в обе стороны – например, как налогоплательщиком в ФНС, так и от ФНС в адрес субъекта предпринимательства. При использовании ТКС личный кабинет создается на каждого налогоплательщика. Доступ к нему осуществляется через индивидуальный логин и пароль, пересылаемые документы визируются при помощи электронной цифровой подписи. Отправленные отчетные документы обычно не надо дублировать на бумаге и пересылать почтой или относить в контролирующий орган лично — подписанные ЭЦП электронные формы приравниваются к бумажным аналогам. Документация может составляться непосредственно в программе на электронных бланках или формироваться из скан-копий.






Работа по предоставлению отчётности посредством ТКС

Все новшества в налоговой отрасли, связанные с практическим применением телекоммуникационных систем, отражены и зафиксированы в приказе №534 ФНС РФ.

На сегодняшний день посредством ТКС декларации предоставляют всё чаще, предоставление отчётности бухгалтерской и налоговой доступно для индивидуальных предпринимателей и всех юридических лиц.

ТКС таможня

Собственно, система представляет собой обновленный вариант взаимодействия между налогоплательщиками и представителями ФНС при необходимости предоставить актуальную отчётность и другие документы. ТКС даёт такую возможность, теперь для этого не нужно отстаивать очереди к кабинетам налоговой инспекции. Достаточно воспользоваться современными функциями сети Интернет.

Требования по ТКС

Суть ТКС сводится к осуществлению следующих операций:

  • формирование электронного документа;
  • отправка данных оператору ТКС;
  • шифровка сведений;
  • передача информации в контролирующий орган;
  • расшифровка данных;
  • создание и отправка налогоплательщику квитанции о приеме электронного документа.

Требования по ТКС к отправителям данных заключаются в следующем:

  • наличие регистрации в качестве участника системы электронного документооборота;
  • у субъекта хозяйствования должен быть договор с оператором ТКС на обслуживание;
  • документы подписываются актуальной ЭЦП (электронно-цифровой подписью).


Роль телекоммуникационных каналов связи для электронной отчётности

Обмен данными между организациями и контролирующими органами возможен в виде передачи документов на бумаге либо в электронной форме.

Для электронного формата предусмотрена передача данных через интернет с помощью официальных посредников — операторов телекоммуникационных каналов связи (ТКС). Отправка и приём информации регламентированы законодательно: каждый из участников этих процессов выполняет особые требования.

Общие сведения

Телекоммуникационные каналы связи используются для быстрой передачи больших объёмов данных на любые расстояния. Данными через ТКС обмениваются налогоплательщики и налоговая служба, внебюджетные фонды и другие контролирующие органы. Для обмена может использоваться специализированное ПО, которое устанавливается на компьютер, либо онлайн-сервисы на официальных сайтах государственных структур.

Оператор ТКС выполняет роль посредника между субъектом хозяйствования и контролирующим органом.

отправка отчетности по ткс

Процесс передачи сведений работает в обе стороны. Так, передавать документы может как налогоплательщик в ФНС, так и налоговая служба — субъекту предпринимательства. При использовании телекоммуникационных каналов связи создаётся личный кабинет для каждого пользователя. Для доступа к нему налогоплательщик использует индивидуальный логин и пароль.

Документы, пересылаемые в системе ЭДО, визируются с помощью электронной подписи — ЭП. Дублировать отчёты в бумажном виде, чтобы передать их в ФНС почтой или лично, нет необходимости.

ТКС применяется по следующему сценарию :

  • Формируется документ в электронном формате;
  • Хозяйствующий субъект передаёт сведения оператору ТКС;
  • Оператор шифрует полученные данные;
  • Сведения поступают в контролирующий орган;
  • Происходит расшифровка данных;
  • Хозяйствующий субъект передаёт сведения оператору ТКС;
  • Формируется квитанция о приёме отчётных документов и передаётся хозяйствующему субъекту.

Для передачи данных по ТКС отправитель обязан:

зарегистрироваться как участник системы ЭДО

заключить договор с оператором ТКС;

при передаче документов подписывать их актуальной электронной подписью.

Передачу отчётных документов в системе ЭДО регламентируют нормы Приказа ФНС от 31 июля 2014 года № ММВ-7-6/[email protected] Помимо передачи деклараций в электронном формате, отправитель может сделать запрос на получения таких документов, как:

Cправка о состоянии налоговых расчётов;

Акт сверки с налоговым органом

Детальная расшифровка платежей и другие

Требования к операторам ТКС

Требования, которым должен соответствовать оператор ТКС, обозначены в приложении к Приказу ФНС от 4 апреля 2014 года № ММВ-7-6/[email protected]:

  • Оператором ТКС может быть российская компания, имеющая лицензию на разработку, производство и реализацию автоматических средств шифрования и передачи данных, а также на оказание услуг по шифрованию информации, обслуживанию специализированных криптографических средств;
  • Необходима лицензия на оказание услуг, связанных с передачей данных по телекоммуникационным каналам связи;
  • Компания должна владеть сертифицированными программными средствами для осуществления ЭДО, а также подписания документов в электронном формате;
  • Оборудование и телекоммуникационные сети для осуществления основной деятельности должны быть расположены на территории Российской Федерации;
  • Оператор должен располагать круглосуточным доступом в интернет и иметь действующий договор с ФНС.

В спорных вопросах, которые касаются факта предоставления или непредоставления отчётных и иных документов налогоплательщиком, оператор ТКС может выступать в роли свидетеля, подтверждая или опровергая факт передачи сведений. Помимо выполнения основных задач, оператор ТКС обеспечивает конфиденциальность сведений и отвечает за постоянную актуализацию форм отчётности.

Безопасность телекоммуникационных каналов связи

При сдаче электронных отчётных документов в контролирующие органы по ТКС используются средства криптографической защиты информации (СКЗИ) — комплекс аппаратно-программных средств, сертифицированных в соответствии с действующим законодательством. СКЗИ обеспечивает защиту данных.

Применение ЭП и СКЗИ позволяет:

  • Сохранить конфиденциальность переписки;
  • Корректно идентифицировать декларанта;
  • Защитить отчётные документы от несанкционированных исправлений.

Средства шифрования, которые используются в системе отчётности при сдаче электронных документов по ТКС, аналогичны тем, что применяются в силовых ведомствах, спецслужбах, системах дипломатической связи и банковских системах.

Таким образом, передаваемые отчётные документы полностью защищены от внесения исправлений. Ключами для расшифровки данных располагает только контролирующий орган, поэтому никто, кроме него, не сможет получить доступ к документам.








Сегодня более ста сорока вагонов компании курсируют из Москвы по шестнадцати направлениям. Это купейные вагоны, люкс (СВ) и несколько плацкартных.

Купе, верхние полки подняты

Комфортность вагона







Нижние полки в купе — диванчики из искусственной замши, мягкие и приятные на ощупь. Верхние полки уже застелены, нижние застилаются по просьбе пассажира.

Коридор в купейном вагоне. На первом плане телефон горячей линии с перевозчиком

Обслуживание

Питание

Купе в вагоне люкс (СВ). Хорошо видны сейф и телевизор

Недостатки

Один из вариантов горячего обеда

Узнать больше об

3д-тур по вагонам купе

3д-тур по вагонам люкс (СВ)

Была ли полезна статья: Да Нет

Формирование отчётности

Благодаря активному распространению телекоммуникационных систем в сфере передачи информации, процесс формирования отчетности как таковой значительно упростился. Теперь предлагается специализированный софт, который сопряжен с рядом популярных программ, предназначенных для ведения учета. Речь идёт о ряде распространенных продуктов вроде 1С. Причём ТКС в таможне и налогообложении регулярно обновляются, как и программное обеспечение для реализации их основных функций.

Ткс - что это? отвечаем на вопрос. значение и расшифровка

Работа с такими программами проста. Этого удалось достичь благодаря доступному и понятному интерфейсу наряду с возможностью составления требуемых документов вручную, опираясь на информацию, взятую из разных источников. На следующем этапе подготовленные бланки и формы просто отправляются на печать.

Заполненные бумаги в электронном варианте передаются через офис компании ТКС либо посредством сети Интернет при заблаговременном заключении соответствующего договора. Оба варианта равноценны – в конечном итоге в налоговую сведения поступят зашифрованными.

Передача отчётности посредством ТКС

Удобство и простота – вот основные параметры применения ТКС. Если численность сотрудников в конкретной организации превышает сотню человек, то она обязана передавать актуальную информацию посредством ТКС. Это закреплено на законодательном уровне. Численность оценивается в среднем за последние 12 месяцев.

Благодаря возможностям ТКС для таможни и не только, формируется специальный отчёт, в который попадают все те плательщики налогов, которые обязаны передавать информацию через телекоммуникационные системы. Это объясняется тем, что представителям компетентных органов намного проще проводить проверку документации, которая представлена в электронном варианте от крупных организаций.

Причём за индивидуальными предпринимателями остается возможность выбора наиболее удобного способа подачи сведений. Но многие представители групп ИП также склоняются к пользованию ТКС.

Несмотря на молодость электронного документооборота, популярность ТКС в таможне и налогообложении уверенно возрастает.

ТКС расшифровывается как телекоммуникационный канал связи. Он позволяет передавать большие объемы информации на любые расстояния в сжатые сроки. Такой формат взаимодействия характерен для отношений между налогоплательщиками и ФНС, внебюджетными фондами, другими контролирующими структурами.

Что такое Ткс налоговая?

Представление отчетности в электронной форме осуществляется по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи через операторов электронного документооборота. ТКС – это система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде.

Что такое Ткс в бухгалтерии?

Сдача отчетности по ТКС – это удобный способ предоставления отчетности … Значительное влияние на повышение эффективности работы оказывает система предоставления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

Как сдать отчет в налоговую по почте?

Отправка отчётности по почте

Можно ли сдавать отчетность в налоговую в бумажном виде?

По общему правилу, для организаций и предпринимателей способ сдачи налоговой отчетности зависит от численности персонала. … У всех прочих организаций и ИП есть выбор: они могут отчитываться как по интернету, так и на бумаге. Это следует из пункта 3 статьи 80 НК РФ.

Можно ли в налоговой запросить копию декларации?

Ответ: Нет, у налоговой инспекции нет обязанности выдавать копии налоговой отчетности налогоплательщикам по их заявлениям. … Но, как правило, налоговая инспекция не отказывает налогоплательщикам в выдаче копий деклараций, которые хранятся в налоговой инспекции.

Можно ли сдать отчетность через Личный кабинет налогоплательщика?

— доступ в личный кабинет налогоплательщика. Чтобы индивидуальному предпринимателю получить логин и пароль от личного кабинета, нужно лично обратиться в налоговую с паспортом. Для подачи налоговой отчетности онлайн нужно зайти на официальный сайт ФНС на страницу сервиса.

Что такое Ткс Сбис?

СБИС — система подготовки, проверки и сдачи электронной отчетности через интернет во все государственные органы для ИП, ООО и любых других форм организации. В системе реализованы все возможные бухгалтерские и налоговые отчеты.

Что такое телекоммуникационные каналы связи?

Телекоммуникационный канал связи — это, как правило, один из нескольких видов каналов передачи информации, таких как те, которые предусмотрены в спутниковой связи, наземной радио-коммуникационной инфраструктуре и в компьютерных сетях, для подключения двух или более точек. …

Можно ли сдать отчет по Есв в бумажном виде?

Отныне предприниматели будут подавать сведения о ЕСВ в рамках отчета о доходах. Это можно сделать онлайн или подать отчетность в бумажном виде. … Поэтому ФОПы, которые не успели сдать отчет по ЕСВ за 2020 год до февраля, будут вынуждены подавать сведения по новой форме.

Какие отчеты нужно сдать Фоп на едином налоге?

Ведение своего СПД состоит из подачи в течении года двух видов отчетов (декларация поквартально и отчет по ЕСВ ежегодно), оплаты двух видов налогов и записи доходов в “Книгу учета доходов”. В некоторых случаях еще нужно подавать 1-ДФ, об этом ниже.

Кто должен сдавать отчетность в электронном виде?

Налоговую отчётность в электронном виде согласно статье 80 НК РФ сдают все налогоплательщики, у которых среднесписочная численность превышает 100 человек. Крупнейшие налогоплательщики тоже отчитываются только по ТКС.

Какие отчеты обязательно сдавать электронно?

Отчётность в электронном виде обязаны сдавать следующие категории налогоплательщиков:

  • Организации и ИП, у которых среднесписочная численность сотрудников за 2019 год составила более 100 человек;
  • Новые или реорганизованные компании, в которых число сотрудников превышает 100 человек;

Кто может сдавать отчетность на бумаге?

Все организации и ИП, у которых есть работники, обязаны сдавать отчеты в ПФР и ФСС. Отчитаться на бумаге имеют право лишь компании со среднесписочной численностью не более 25 человек. Предприятия и ИП, численность которых превышает указанный порог, обязаны отправлять отчеты (4-ФСС, СЗВ-М и др.)


Отчетность через интернет – это обоснованная необходимость в сегодняшней работе любого бизнеса. В настоящей статье будут рассмотрены основные шаги по подключению к системе электронной сдачи отчетности и нюансы отправки электронной отчетности в налоговую.

Как сдать в налоговую отчетность через интернет

Для сдачи налоговой отчетности через интернет предназначены телекоммуникационные каналы связи (ТКС), работать с которыми могут специализированные операторы (СО).

Требования к организациям, которые могут быть операторами ТКС, установлены ФНС России (приказ от 04.03.2014 № ММВ-7-6/76@), их перечень опубликован на сайтах региональных управлений ФНС России.

Кто обязан сдавать электронную отчетность, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

С 2022 года меняются правила получения ЭЦП. ЭП формируется и удостоверяется ФНС или доверенными удостоверяющими центрами. Как поменяются правила с 2022 года, рассказали в статье, опубликованной в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к К+, вы можете получить пробный доступ бесплатно.

Для перехода на электронное представление отчетности необходимо:

  • определиться с СО (лучше выбрать СО, который имеет право оказывать услуги по удостоверению подписи);
  • заключить договор с СО;
  • установить программу;
  • оформить и получить сертификат ключа ЭП.

При заполнении заявления на подключение к системе отправки отчетности через интернет внимательно указывайте все реквизиты организации, т.к. исходя из указанных вами параметров будут формироваться файлы для отправки электронной отчетности в налоговую.

При наличии обособленных подразделений, недвижимого имущества, земельных участков, расположенных вне места нахождения организации, сдача налоговой отчетности через интернет производится в налоговую по месту нахождения имущества и подразделений организации.

ВАЖНО! Укажите в заявлении коды всех налоговых инспекций, в которые вы будете отправлять декларации по налогам.

Крупнейшие налогоплательщики отправляют все налоговые декларации и прочие отчеты в МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам.

Как сдать в налоговую отчетность через интернет

Каждый оператор ТКС предлагает инструмент, с помощью которого можно заполнить (или выгрузить из программы бухгалтерского учета) налоговые декларации. После внесения (или выгрузки) всех данных в программу формирования электронной отчетности файл с декларацией интерпретируется для отправки отчетности через интернет. Далее файл необходимо заверить усиленной квалифицированной электронной подписью, и только тогда производится отправка налоговой отчетности через интернет.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если декларации по налогам не будут представлены в срок, который определен НК РФ, налоговая может приостановить операции по банковским счетам организации (пп. 1, 3 ст. 76 НК РФ).Чтобы не оказаться в такой ситуации, необходимо четко понимать, какие стадии проходит отчетность через интернет и в каком случае она считается представленной.

Даже если у налогоплательщика (например, у ООО) сформированы нулевые отчеты, их тоже необходимо представлять в контролирующие органы. Порядок сдачи таких документов в электронном виде ничем не отличается от порядка сдачи насыщенных данными отчетов.

Процесс обмена файлами отчетности и технологическими документами между оператором, налоговым органом и отчитывающейся организацией утвержден приказом ФНС от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@.

Процесс представления электронной отчетности в налоговую состоит из следующих этапов:

ВАЖНО! После получения квитанции о приеме налоговой декларации отчетность считается представленной. Дата, указанная в подтверждении даты отправки, будет считаться датой представления независимо от сроков обработки и проверки декларации.

Что делать, если получен отрицательный протокол при сдаче СЗВ-М, узнайте здесь.

Как подключиться к электронной отчетности в центр занятости, узнайте в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Итоги

Большинство компаний не имеют законодательного права выбирать форму сдачи налоговых деклараций в налоговую. Например, электронная сдача отчетности является для подавляющего большинства налогоплательщиков единственным вариантом представления в налоговый орган декларации по НДС. Чтобы избежать штрафов, важно четко представлять процесс передачи отчетности по ТКС и, исходя из этого понимания, не откладывать отправку деклараций в налоговую на последний день установленного НК РФ срока представления отчетности.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Представление налоговых деклараций (расчетов) и документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи осуществляется налогоплательщиком непосредственно в налоговые органы или через специализированного оператора связи.

Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет) электронной цифровой подписью, подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) (пункт 5 статья 80 Кодекса).

Представление налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде осуществляется при наличии у налогоплательщика соответствующего программного обеспечения и технических средств, совместимых с техническими средствами налогового органа.

2. Каковы преимущества подключения к системе представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по ТКС?

Подключение к системе представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи предоставляет налогоплательщику ряд существенных преимуществ:

Экономия рабочего времени

Отпадает необходимость посещения налогоплательщиками налоговых инспекций. Вся информация практически в любое время суток может быть отправлена из офиса налогоплательщика.

Представление бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи не требует дублирования этих документов на бумажных носителях.

При формировании информации с использованием средств выходного контроля налогоплательщику предоставляется возможность ее подготовки и формирования в стандартном формате, с контролем правильности заполнения полей форм отчетности. При этом осуществляется проверка актуальности версии заполняемой формы.

Гарантия оперативного обновления форматов представления информации в электронном виде

В случае изменения форм налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, иных документов или введения новых форм отчетности, налогоплательщик до установленного срока представления информации автоматически получает возможность обновления новых версий форматов ее представления в электронном виде.

Возможность получения информационной выписки

Отправив информацию в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, налогоплательщик имеет возможность получить информационную выписку о выполнении обязательств перед бюджетом разных уровней (распечатки по налогам), которая также передается по каналам связи в зашифрованном виде налоговой инспекцией через оператора связи.

Налогоплательщик имеет возможность получения по электронной почте общедоступной информации от налоговых органов: сведения об изменении налогового законодательства, изменение бюджетных счетов, нормативных актов и т.п.

Подтверждение доставки отчетности

После отправки информации в налоговый орган, налогоплательщику гарантировано получение подтверждения ее получения, имеющего в спорных ситуациях юридическую силу.

Система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи предполагает защиту информации, содержащейся в направленных документах, от просмотра и корректировки.

Повышение оперативности обработки информации, исключение технических ошибок
Отчетность, направленная в инспекцию в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи проходит входной контроль и разносится по лицевым счетам.

3. Как решены вопросы безопасности?

При сдаче бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи применяются средства криптографической защиты информации (СКЗИ). Это комплекс аппаратно-программных средств (шифрование и электронная цифровая подпись), обеспечивающих защиту информации в соответствии с утвержденными стандартами и сертифицированные в соответствии с действующим законодательством.

Использование электронной цифровой подписи (ЭЦП) документа и СКЗИ обеспечивает:

сохранение конфиденциальности переписки;

однозначность идентификации налогоплательщика, приславшего файлы отчетности;

защиту файлов отчетности от несанкционированных исправлений.

Применяемые в системе сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи средства шифрования аналогичны средствам, которые используются в силовых ведомствах, спецслужбах, системах дипломатической связи, банковских системах и т.д.

4. Как можно подключиться к системе электронной сдачи отчетности по ТКС?

Чтобы подключится к системе представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, необходимо:

  • получить информацию о возможности представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в территориальной налоговой инспекции по месту учета или на Интернет - сайте УФНС России по субъекту Российской Федерации, а также в средствах массовой информации;
  • ознакомиться с Порядком представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169 и с Методическими рекомендациями об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденными приказом МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-32/705;
  • выбрать удостоверяющий центр, который обеспечивает электронной цифровой подписью и/или специализированного оператора связи, из числа прошедших аккредитацию в качестве Доверенного удостоверяющего центра, заключить с ним соответствующие договоры и приобрести электронную цифровую подпись; (Список специализированных операторов связи, договор с которыми заключило Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации, представляет соответствующее Управление)
  • Приобрести программное обеспечение, совместимое с программным обеспечением, налоговых органов, установить его на компьютере, имеющем выход в сеть Интернет. Необходимое программное обеспечение может быть предоставлено специализированным оператором связи.

5. Как выбрать оператора связи?

Налогоплательщик может воспользоваться услугами любого специализированного оператора связи из числа прошедших аккредитацию в качестве Доверенного удостоверяющего центра. К примеру, на территории Московской области работают следующие операторы связи (в алфавитном порядке): Компания "Гарант Телеком", ООО "Д - Фин Экспресс", ЗАО "Коломна - Связь ТВ", ООО "Компания "Контакт", ООО "РЦ СКБ Контур", ООО "Спринт - ЭЛ", ООО "Такском".

При выборе специализированного оператора связи налогоплательщику в первую очередь необходимо удостовериться в том, что:

- данный специализированный оператор связи удовлетворяет всем требованиям, перечисленным в пункте 4 Методических рекомендаций об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;

- программное обеспечение, предлагаемое налогоплательщику для представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи включает в себя услугу по доступу к своим персонифицированным данным, а так же обеспечивает получение в электронном виде от налогового органа информацию об изменениях действующего законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;

- специализированный оператор связи исполняет функции удостоверяющего центра.

Если все в порядке, можно смело заключать договор с выбранным оператором связи.

6. Какие требования предъявляются ФНС России к операторам связи?

7. Сколько времени может потребоваться на подключение к ТКС?

Переход на представление налоговых деклараций (расчетов) в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи связан с определенными временными затратами на проведение организационных мероприятий (приобретение необходимых технических и программных средств; выбор специализированного оператора связи, заключение договора с ним о совместных действиях (при необходимости), получение сертификата ключа подписи, получение ЭЦП налогоплательщика, обучение персонала и т.д.).

8. Где можно получить дополнительную информацию о подключении к ТКС?

Информацию об участниках информационного обмена, о порядке подключения и представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи Вы можете получить как непосредственно в инспекции ФНС России по месту учета, так и на Интернет-сайте Управления ФНС России субъекта Российской Федерации.

9. Можно ли заполнять отчетность на одном компьютере, а при отправке использовать другой? Может ли бухгалтер сдавать отчетности нескольких организаций, используя при этом один компьютер?

Порядок подготовки и представления налоговой декларации (расчета) в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи определяется программным обеспечением на стороне налогоплательщика.

Налоговый орган при приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи контролирует формат, в котором представлена налоговая декларация (расчет) за данный отчетный период и электронную цифровую подпись руководителя или уполномоченного представителя организации, которые имеют права подтверждать полноту и достоверность представленной налоговой декларации (расчета).

10. Каков порядок выдачи, смены, уничтожения криптографических ключей? Может ли получить ключ не руководитель или главный бухгалтер, а некое уполномоченное лицо?

Для получения сертификата ключа подписи, отзыва сертификат ключа подписи, приостановления/возобновления действие сертификата ключа подписи налогоплательщик должен обращаться либо к специализированному оператору связи, исполняющему функции Удостоверяющего центра, либо в Доверенный Удостоверяющий центр, который выдал ему электронную цифровую подпись.

В соответствии со статьей 26 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Согласно положению статьи 27 Налогового Кодекса Российской Федерации, уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

11. В каких случаях налогоплательщик должен получить у оператора связи новый криптографический ключ?

При обнаружении ошибки в налоговой декларации (расчете) отправленной в налоговый орган, налогоплательщик, согласно статьи 81 Налогового Кодекса Российской Федерации, обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация (расчет), представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока. Уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по форме (формату), действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения. Уточненные налоговые декларации (расчеты) подписываются действующей на данный момент электронной цифровой подписью, принадлежащей руководителю организации или уполномоченному представителю.

13. Что следует предпринять, если отчетность не дошла до инспекции по техническим причинам?

Если налоговая декларация (расчет) налогоплательщиком была направлена в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи и в течение шести часов с момента отправки налогоплательщик не получил соответствующее подтверждение об отправки, налогоплательщик должен, во-первых, обратиться к специализированному оператору связи и, во-вторых, заявить о данном факте в налоговый орган.

При техническом сбое в программно-аппаратных средствах, обеспечивающих представление налоговых деклараций (расчетов) для принятия решения при возникшей форс-мажорной ситуации (налоговая декларация (расчет) налогоплательщиком была направлена, но в налоговый орган не поступила) создается комиссия из числа сотрудников налогового органа и специализированного оператора связи. Комиссия определяет причины возникшей ситуации, анализирует выявленное состояние направленной налоговой декларации (расчета) и фиксирует его в Акте, после чего принимает решение об исполнении обязанности налогоплательщика в части представления налоговой декларации (расчета) в установленный срок. Кроме этого в решение определяется перечень мероприятий по доведению до налогового органа налоговой декларации (расчета) и подтверждения о дате представления.

14. В чем особенности сдачи электронной отчетности без посредничества операторов связи?

В марте 2007 года в России начался эксперимент по сдаче электронной отчетности без посредничества операторов связи. Данный эксперимент был начат в четырех регионах (Москва, Тверская область, Кемеровская область, Республика Татарстан) в целях реализации с 1 января 2008 года положений статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации согласно приказу ФНС России от 12.12.2006 № САЭ-3-13/848@.

Была проведена опытная эксплуатация унифицированного программного обеспечение приема, хранения и первичной обработки налоговых деклараций (расчетов) (ПК "ГНИВЦ ПРИЕМ" и ПК "ГНИВЦ ПРИЕМ-Регион"), которое предназначено для:

  • взаимодействия между налоговыми органами для доставки налоговых деклараций (расчетов) из Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, где налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения обособленных подразделений организации, а также по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации;
  • приема от налогоплательщиков налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, в том числе и отнесенных к категории крупнейших, которые с 01.01.2008 года должны будут представлять все налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков;

В настоящее время ПК "ГНИВЦ ПРИЕМ" и ПК "ГНИВЦ ПРИЕМ-Регион" внедряются в промышленную эксплуатацию во всех регионах и Межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам согласно приказу ФНС России от 04.04.2007 № ММ-3-25/194@, и проводится дооснащение регионов техническими средствами.

До завершения процесса перехода в налоговых органах параллельно используется программное обеспечение специализированных операторов связи.

Процесс перехода на один унифицированный программный комплекс приема налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи не отразится на налогоплательщике, который пользуется услугами специализированного оператора связи для представления налоговых деклараций (расчетов) в налоговый орган.

15. Датой сдачи электронной отчетности является день ее отправки, зафиксированный в подтверждении, которое налогоплательщик получает от оператора связи. Если отчетность будет направляться напрямую в инспекцию, кто будет подтверждать дату отправки отчетности?

Учитывая ответ на предыдущий вопрос ничего нового по порядку представления налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов) в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи не появилось. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

При представлении в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи следует принимать во внимание также Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденные приказом МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-32/705@.

Современная система документооборота между субъектами хозяйствования и контролирующими структурами построена на двух принципах:

  • подача документов и отчетности в бумажном виде (обычно при условии небольшой среднесписочной численности штата);
  • обмен информацией в электронном формате.

В последнем случае передача данных осуществляется через интернет с участием официальных посредников – операторов ТКС. Процесс отправки и приема сведений регламентирован законодательно, ко всем участникам процедуры документооборота предъявляются особые требования.

ТКС – что это?

ТКС расшифровывается как телекоммуникационный канал связи. Он позволяет передавать большие объемы информации на любые расстояния в сжатые сроки. Такой формат взаимодействия характерен для отношений между налогоплательщиками и ФНС, внебюджетными фондами, другими контролирующими структурами. Обмен данными может производиться посредством использования специализированного программного обеспечения, устанавливаемого на ПК, или через онлайн-сервисы официальных сайтов госструктур.

Участниками электронного документооборота являются три стороны:

  • субъект хозяйствования;
  • посредник – оператор ТКС;
  • контролирующий орган.

Документы могут отправляться в обе стороны – например, как налогоплательщиком в ФНС, так и от ФНС в адрес субъекта предпринимательства. При использовании ТКС личный кабинет создается на каждого налогоплательщика. Доступ к нему осуществляется через индивидуальный логин и пароль, пересылаемые документы визируются при помощи электронной цифровой подписи. Отправленные отчетные документы обычно не надо дублировать на бумаге и пересылать почтой или относить в контролирующий орган лично — подписанные ЭЦП электронные формы приравниваются к бумажным аналогам. Документация может составляться непосредственно в программе на электронных бланках или формироваться из скан-копий.

Преимущества телекоммуникационных систем

Как уже было отмечено выше, телекоммуникационные системы начали применяться на практике совсем недавно. Тем не менее популярность их быстро и стремительно растёт. Во многом это объясняется их основными достоинствами, в том числе такими:

  • возможность передачи данных из любой удобной точки, где есть доступ в Интернет – из офиса, дома или любого другого места;
  • своевременный контроль соблюдения установленных сроков сдачи;
  • удобство и комфорт пользования системами ТКС;
  • исключение случайных ошибок при формировании необходимых отчётов в автоматическом режиме;
  • моментальная передача сведений;
  • возможность использования в любое удобное время и дни недели.

То есть основное достоинство – это полный отказ от устаревших и неудобных бумажных носителей наряду с наличием проверок арифметического и логического плана ещё на этапе формирования документов. Последнее исключает не только ошибки, но и последующую подачу уточненных сведений.

При этом ФНС обращает особое внимание на то, что внедрение телекоммуникационных систем увеличивает возможности в плане дистанционной работы, способствует повышению качества обслуживания налогоплательщиков, сокращает личные посещения органов налоговой службы

Требования по ТКС

Суть ТКС сводится к осуществлению следующих операций:

  • формирование электронного документа;
  • отправка данных оператору ТКС;
  • шифровка сведений;
  • передача информации в контролирующий орган;
  • расшифровка данных;
  • создание и отправка налогоплательщику квитанции о приеме электронного документа.

Требования по ТКС к отправителям данных заключаются в следующем:

  • наличие регистрации в качестве участника системы электронного документооборота;
  • у субъекта хозяйствования должен быть договор с оператором ТКС на обслуживание;
  • документы подписываются актуальной ЭЦП (электронно-цифровой подписью).

Дополнительные возможности системы

На сегодняшний день налогоплательщики активно пользуются возможностями системы ТКС. Это касается не только юридических лиц, но и индивидуальных предпринимателей.

При сдаче всей отчётности в электронном виде, дублировать ее в бумажном варианте не нужно.

В случаях, когда возникает необходимость проставления специализированных отметок налоговых органов на бухгалтерский баланс и иные бумаги, налогоплательщик может обратиться в налоговую. Отметки проставляются на бумажных копиях документов, находящихся в ФНС.

Даже если в телекоммуникационной системе произойдет непредвиденный сбой, это не станет причиной задержки подачи документов налогоплательщиком. Дело в том, что датой передачи информации считается момент передачи сведений оператору связи, вне зависимости от того, когда они дошли до ФНС.

К тому же посредством телекоммуникационных систем налогоплательщики могут быстро запросить и получить ряд необходимых им документов. Причём их численность постоянно возрастает. Теперь, находясь в своем офисе, можно запросить из налоговой:

  • справки, подтверждающие уплату налогов и взносов;
  • список деклараций, отчётности за предшествующий период;
  • справки о состоянии расчётов по налогам на данный момент;
  • акты сверки расчетов.

Расширенные возможности системы

С развитием современных технологий значительно расширяются и возможности. Теперь все актуальные бухгалтерские и налоговые документы могут передаваться получателю в электронном варианте. Но на этом возможности сервиса не заканчиваются. Примеры использования ТКС следующие:

  • Передача актуальной документации.
  • Получение справок по взносам и сборам.
  • Перечень бухгалтерской и налоговой отчётности за прошедший год.
  • Получение справок о произведенных расчётах по налогам (такая информация может потребоваться в банке и других организациях).
  • Получение выписки, отражающей выполненные расчёты с бюджетом.
  • Акты сверки по налогам, в том числе из ТКС для таможни.
  • Справки об исполнении имеющихся обязательств в налоговой сфере.

Не менее активно используют возможности ТКС банки и таможня.

Схематичный регламент предоставления электронных деклараций

Налоговое законодательство предлагает специализированный регламент, который регулирует деятельность телекоммуникационных систем. Основные его положения таковы:

  1. Плательщики передают актуальные данные через выбранных операторов связи, это правило действует и для ТКС таможни.
  2. При наличии соответствующих программ и аппаратных средств, подключения к системам связи можно сформировать декларацию, запрос в налоговый орган, а также зашифровать сведения в процессе их отправки получателю.

Электронный документооборот в таком случае имеет следующие особенности:

  • необходимые данные подготавливаются;
  • информация через ТКС передается уполномоченному перед налоговой службой лицу, которое производит ее шифровку и последующую отправку в ФНС;
  • на протяжении суток налогоплательщик получает квитанцию, подтверждающую прием электронных документов.

Важно заметить, что датой подачи сведений принято считать ту, когда информация оказалась у телекоммуникационного оператора

В целом особенности документооборота в электронном виде при передаче выписок и запросов в налоговые органы аналогичны ведению работы с декларациями. Единственное отличие состоит в том, что в этом случае не производится подтверждение сроков подачи документации у операторов телекоммуникационных сетей.

Как сдать отчётность через телекоммуникационную компанию?

Наиболее простой и доступный вариант использования ТКС для таможни и налоговой службы – это сдача организациями отчетности в офисах специализированной компании, причём данные сразу предоставляются на электронных носителях. Тогда все сведения передаются без взимания дополнительной платы, только по доверенности. Недостаток данного варианта – это необходимость личного посещения уполномоченными на то сотрудниками офисов таких компаний.

Существует и другой, более удобный вариант, когда для передачи документации требуется исключительно наличие доступа в Интернет. Но в этом случае за услугу придется заплатить (обычно практикуется оплата годовых абонементов). Даже при таких условиях придется заключить специальный договор с ТКС.

Достоинство указанного варианта состоит в значительной экономии времени. Зато посредством подобных компаний возможно сдавать необходимую документацию как в налоговую, так и в статистические органы, в ФСС и даже в Пенсионный фонд, что также очень удобно для пользователей (руководителей крупных и мелких предприятий).

Наиболее подходящий вариант каждый выбирает для себя самостоятельно.

Как налоговики общаются с компаниями по телекоммуникационным каналам связи

С принятием Федерального закона от 27.07.10 № 229-ФЗ практически во всех сферах взаимоотношений налогоплательщика и налогового органа стало возможно применение телекоммуникационных каналов связи (ТКС).

Безусловно, общение с помощью электронных каналов связи по сравнению с почтой экономит время и компании, и инспектора.

В то же время практика показывает, что зачастую технические нюансы безбумажной передачи данных налоговики используют в своих целях.

В частности, за несвоевременное представление декларации или неявку в инспекцию компании могут грозить штрафы и отсутствие возможности дать пояснения.

В первом случае независимый оператор связи организует проход документов компании транзитом через свой сервер к налоговому органу и обратно с помощью специальных программных средств.

Во втором случае приемку файлов от компании обеспечивают установленные в инспекциях автоматизированные рабочие места. То есть без посредников электронные документы напрямую попадают на сервер инспекции.

Сами налоговики отдают явное предпочтение второму варианту. Ссылаясь при этом на большую конфиденциальность и надежность передачи информации из-за исключения лишних звеньев. Отчасти это справедливо, однако компании стоит внимательно взвесить все плюсы и минусы работы с инспекцией напрямую.

Так, при работе через специализированного оператора файл с документом сначала приходит на сервер оператора. Где фиксируется время и дата отправки отчетности. Квитанция о приеме документа направляется в адрес компании. Затем файл пересылается на сервер инспекции. О чем также сообщается налогоплательщику.

После проверки отчета на соответствие техническим требованиям программа налогового органа принимает или отказывает в приемке файла. В результате компании направляется уведомление-протокол входного контроля или уведомление о результате приема.

То есть контроль над процессом находится у посредника, не заинтересованного в наполняемости бюджета.

Тогда как в случае прямого транзита документов на сервер инспекции одна из сторон в ряде случаев может желать, чтобы процедура пересылки документов закончилась неудачей.

Так, если внезапно происходит сбой на сервере инспекции, у компании просто не будет протокола входного контроля. Или отрицательный протокол, что, в принципе, равноценно. При этом налоговики могут заявить, что никакие документы к ним вовсе не приходили.

В этом случае компании приходится распечатывать скриншоты, подтверждающие отправку отчета вовремя.

Впрочем, практика показывает, что разногласия с налоговиками могут возникнуть в любом случае. Даже при использовании услуг спецоператора.

Читайте также: