Придет ли штраф за выделенку если нет разметки

Обновлено: 18.05.2024

В Госавтоинспекции разъяснили "РГ", что нарушения, выявленные автоматическими комплексами фотовидеофиксации, в плохую погоду, например, снегопад, не должны администрироваться. Но если водитель все же получил штраф, например, за пересечение сплошной линии разметки или за выезд на полосу для общественного транспорта, а на фотографии не видно полосы - замело, то это легко обжаловать.

Если на дороге не видно разметки, то комплекс фотовидеофиксации не должен выявлять нарушений. Фото: Юрий Смитюк/ ТАСС

Если на дороге не видно разметки, то комплекс фотовидеофиксации не должен выявлять нарушений. Фото: Юрий Смитюк/ ТАСС

Итак, зима в самом разгаре, дороги где-то чистятся хорошо, где-то не очень, а где-то никогда, но штрафы автовладельцам приходят исправно. Довольно частый случай, когда под дорожным месивом из снега, грязи и химикатов, да еще сквозь летящую из-под колес жижу разглядеть разметку на асфальте просто невозможно. Однако для камер это сложности не вызывает. Дело в том, что алгоритм, в них прописанный, довольно прост: в картинке выделяется квадрат - область, в которую автомобиль заезжать не должен. Если он туда заехал, камера фиксирует это как нарушение. И ей все равно, есть на снимке линия разметки или ее нет, снегом засыпало. Такой снимок и отправляется в центр автоматизированной фотовидеофиксации. И если инспектор не вглядится внимательно в фотографию, то автовладелец получит штраф.

Как рассказал источник "РГ" в Госавтоинспекции, если на снимке не видно разметки или знака, за нарушения требования которых водителя наказывают, постановление отправляется в корзину, а не на почту.

Другое дело, что инспекторам далеко не всегда удается выявить такие штрафы. Уже давно подсчитано, что на обработку и подпись постановления у инспектора уходит несколько секунд. Как за это время успеть выявить все нюансы? Да и глаз замыливается. Вот и прилетают водителям ошибочные штрафы.

Чтобы избежать таких штрафов, еще в 2019 году минтрансом были разработаны рекомендации по использованию комплексов фотовидеофиксации, в которых прописано, что в плохую погоду комплексы не должны фиксировать нарушения. А летом 2019 года Госавтоинспекция МВД России дала указание своим подразделениям, в котором прописано, что при плохих погодных условиях - дождь, снегопад, туман - администрирование нарушений с автоматических камер не должно производиться.

Тогда это указание вызвало огромное количество споров. Региональные власти были против таких требований. Еще бы, такие деньги из бюджета уплывают! Однако указание устояло и действует и сегодня. Вопрос только в том, все ли его исполняют.

В продвинутых комплексах фотовидеофиксации заложен такой алгоритм, который позволяет установить, видна разметка или нет

Как рассказал корреспонденту "РГ" генеральный директор компании, которая производит комплексы фотовидеофиксации, Николай Абрамов, в продвинутых комплексах заложен такой алгоритм, который позволяет установить, видна разметка или нет. Он определяет это по контрасту. Если дорога становится однотонной, то комплекс сам автоматически перестает фиксировать нарушения, пока дорогу не почистят. Но такими алгоритмами могут похвастаться не все камеры. И во многом это зависит от задач, которые ставят перед производителями центры организации движения при проведении тендеров.

Если они не готовы к наплыву автовладельцев, обжалующих такие штрафы, то выберут комплекс дороже, но способный определить, видна разметка на дороге или нет.

Как пояснили в Госавтоинспекции, если пришел штраф за движение по выделенной полосе или за пересечение разметки, а разметки на фотографии не видно, его легко обжаловать. Достаточно обратиться в то подразделение, которое это постановление оформило. Отсутствие разметки - это серьезный повод для отмены штрафа.

Жалко, что такие незаконные штрафы получают водители, а не те, кто отвечает за состояние дороги. Если бы их тоже можно было штрафовать автоматически, то вряд ли бы снежные сугробы сваливали на местах для парковки инвалидов.

Фото: Сергей Михеев

К сожалению, пока нет возможности обжаловать такой незаконный штраф в электронном виде. Эта возможность появится только с 1 сентября нынешнего года, когда вступят в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях.

Тогда можно будет обжаловать штраф через портал госуслуг. Правда, сначала нужно будет получить ключ, который заверит вашу электронную подпись. Эта процедура бесплатная и несложная, но также требует времени. Примечательно, что в уголовном и гражданском делопроизводстве все гораздо проще. Там все принимается в электронном виде и без всяких ключей. И только КоАП у нас отстает от современных реалий.

Самостоятельно отменить ошибочный штраф ГИБДД не имеет права. Так что без обращения автовладельца это сделать можно только с подачи прокуратуры. Такой опыт был в Москве, когда камера начала штрафовать водителей за проезд по еще не введенной в эксплуатацию выделенной полосе.

В проекте Процессуального кодекса об административных правонарушениях заложена возможность самостоятельной отмены ошибочных штрафов теми, кто их вынес.

Правила, установленные относительно вождения, гласят, что для уменьшения количества пробок на дорожном полотне внедряются специализированные полосы для передвижения авто. Выделенка предназначается для того, чтобы маршрутка или иные машины, предназначенные для транспортировки пассажиров двигались беспрепятственно. Передвижение по указанным полосам предусматривает то, что водителя могут оштрафовать. Различные меры ответственности предусмотрены для тех, кто движется, останавливается или совершает стоянку на рассматриваемом участке дороги.

Определение

Штраф за выделенную полосу

В Правилах предусматривается, что автомобилисты могут передвигаться по специально отведённым полосам. В некоторых ситуациях предусматривается специальное обозначение для отведённых полос. Новый закон устанавливает наказание для тех, кто допустил нарушение отмеченных положений. Штраф за выделенную полосу отражён в административном законодательстве.

Большой перечень правил для автотранспорта содержится в законах России. Как некоторые подобия рассматриваются нормы, расположенные в пятом разделе Правил. Согласно пояснениям, выраженным в текстовом формате, указывается, что рассматриваемая разметка представлена особой полосой, где происходит передвижение транспорта, имеющего предназначение для перевозки людей.

  • автобусами;
  • велосипедами;
  • прочими средствами общественного назначения.

Законодатель указывает на то, что рассматриваемая полоса может иметь как встречное направление, так и попутное. Завит данное положение от того, какой знак установлен на трассе.

Закон

Автобусная полоса

Штраф за езду по автобусной полосе предусматривается в законодательных положениях. В настоящее время знакомые Правила предусматривают, что общественный транспорт наделён преимуществом относительно иных разновидностей машин. Выделяться для их передвижения будет отдельная полоса. Закреплён запрет относительно передвижения, остановки и стоянки прочих автомобилистов на отражённом участке трассы. В данном случае речь пойдёт об установке таких знаков на полотне полоса, предназначенная для езды автобусов.

В такой ситуации запретные положения не распространяются на:

  1. Те авто, которые передвигаются по маршруту.
  2. Также автобусы, развозящие школьников. Сюда же отнесены такси, разъезжающие на легковых авто.
  3. Люди, ездящие на велосипедах. Это правило распространяется на ситуации, когда полоса расположена на части дороги справа.

Если автомобилист не соблюдает установленные правила – его ожидает штраф за рассматриваемую автобусную полосу.

Штрафная санкция

Езда по выделенной полосе в выходные дни также предусматривает применение мер ответственности к автомобилисту. Разные части законодательных актов устанавливают наказание.

В частности, рассматриваются такие ситуации:

  • передвижение реализуется по отдельному ряду, при этом остальные средства осуществляют движение в противоположном направлении (производится установка знака, который относится к отдельному знаку);
  • водитель совершает объезд преград или иных помех на дорожном полотне, при этом выезжает на полосу, отведённую для передвижения общественного транспорта (обязательным условием выступает отметка полосы специальным знаком);
  • автомобилист обгоняет другое авто, при этом заезжает на специально выделенную полосу для передвижения транспорта общественного значения.

Штраф

Рассматриваемые нарушения устанавливают отдельные штрафные санкции, в частности, первое нарушение закрепляет, что с нарушителя взимается 1,5 тысячи рублей. Как исключение рассматривается ситуация, когда нарушитель находится в черте города, обладающего федеральной значимостью. Сейчас наказание для нарушителей в Санкт-Петербурге и Москве установлено увеличение отражённого штрафа вдвое. Данный пункт указывает на оплату штрафа в размере трёх тысяч рублей.

Второе нарушение предусматривает применение к нарушителю аналогичных мер, что установлены в ситуации обычных объездов преграды. Правый момент устанавливает установку штрафа, размер которого варьируется от одной до полутора тысяч рублей. Наказание в третьем случае устанавливается как аналог тому, что предусмотрено за пересечение сплошной. В 2018 году прописан штраф за данное нарушение в городской зоне и равен он пяти тысячам. Также нарушителя могут лишить правомочий относительно вождения транспорта. Срок в такой ситуации предусмотрен от четырёх до шести месяцев. Конкретное наказание определяется сотрудником ГАИ на месте нарушения. Зависит выбор от определённых обстоятельств нарушения.

Законодатель прописан ответственность и для тех, кто повторно совершил обгон и заехал на отведённую полосу. В положения законодательного значения прописана ответственность, выраженная в лишении прав на год. При этом не важно, когда нарушили правило в будни или в выходной.

Стоит обратить внимание на то, какое нарушение будет повторным. Прописано, что таковым оно считается, если совершено в течение 12 месяцев с момента предыдущего нарушения. Видеофиксация выступает обязательным основанием для лишения прав автомобилиста. Не важно как видео снимается: камерой или сотрудником ГИБДД, так как наказание всё равно прописано. Однако, в первом случае такая картинка указывает на применение к нарушителю штрафной санкции. Размер закреплён как пять тысяч рублей.

Если нет разметки

Говоря о том, можно ли в субботу ездить по выделенной специальной полосе, стоит обратиться к законодательным положениям. Примечая, предусмотренные для правил закрепили, что рассматриваемая разметка отражена отдельным пунктом и указана в форме буквы А.

Данные положения имеют некоторые нюансы:

  1. Выделение на автовокзалах и прочих территориях предусмотрено посредством сплошной или прерывистой линии. Нет единой формы закрепления разметки. Новорязанский закон также не отражает такие положения.
  2. Когда имеет место прерывистая линия, то это говорит о наличии некоторых преимуществ. Обратиться рекомендуется к определённому разделу закона. Неважно, какой тип разметки имеет место быть – ответственность устанавливается в любом случае.

Выделенная полоса

Мотоциклам также не разрешается передвигаться по рассматриваемым полосам. Выяснить не получается какая ситуация может возникнуть в практической деятельности. Руководствоваться автомобилисты должны в подобном случае положениями пункта 9.1 установленных правил. Определение полосы для передвижения автобусов, точнее её ширины, устанавливается водителями самостоятельно. Как основание для её определения выступает ширина всего дорожного полотна. Учитывать рекомендуется и габариты, присущие средствам передвижения, не забывать нужно и про интервалы, которые должны иметь место между авто.

Минский и Крымский личные законы прописывают, что пересечение данных линий отражено в отдельном разделе Правил. Прежде чем автомобилист совершить нарушение закона, ему нужно понять какая ответственность к нему применима.

Общественный транспорт

Оплачивать рассчитанный штраф придётся и в том случае, когда он выписан в ноябре и прочих месяцах года. Данное правило распространяется на лиц, которые допустили нарушение правил, установленных относительно передвижения по полосам, специально отведённым для движения автобусов. В некоторых ситуациях отдельной полосой считается та, где будет колесить велосипедист. Эта полоса отведена специальными знаками. Молоточек изображается на некоторых знаках.

В Правилах предусматриваются и такие нюансы:

  • на авто, обладающих механической трансмиссией, запрещается двигаться по ряду, предназначенному для езды на велосипедах;
  • при нарушении первого пункта предусмотрена ответственность в виде штрафной санкции.

Штраф равен двум тысячам рублей. Если выплата приходится на нерабочий день – её нужно перенести на следующий за ним рабочий день. Каменным может быть обозначение, в частности, такое прописано в Калужском законе.

Оспаривание

Автобусная полоса

Высадка людей на двухполосной дороге запрещается, если это совершается не у обочины. Вечером и в любое другое время остановка на мосту запрещена. Законодательство предусматривает возможность оспаривать взыскание, которое наложено на человека за нарушение выделенной полосы. Данный вал предусматривает совершение данного действие бесплатно. Рекомендуется использовать данное правомочие в том случае, когда человек уверен в том, что нарушения не было. Повторный момент не допускается, так как при наличии сомнений лучше не подавать жалобу.

Доказать невиновность можно посредством камеры, установленной в салоне авто. Запись помогает доказать невиновность, при этом посмотреть можно правда ли человек передвигался по выделенной полосе во время посадки или высадки людей. Также запрещено пересекать выделенку даже при наличии прерывистых линий.

Если поймать момент нарушения удалось на камеру, то оспаривание допускается в данных ситуациях:

  1. Невозможно по снятому видео или фото опознать государственный номер авто. Связывается это с плохим качеством кадра.
  2. Автомобилист выехал на специальную полосу в результате образования крайней необходимости.
  3. У водителя есть аналогичный штраф на это нарушение.

Такая ситуация возникает, когда камеры расположены на близком к друг другу расстоянии. Камера также может зафиксировать нарушение после того, как сотрудник ГИБДД выписал штраф.

Скидка на оплату

Оплата штрафа

Стоит обратить внимание на то, что законодатель предусматривает возможность оплатить рассматриваемый штраф со скидкой. Она равна 50 процентам.

В данном случае должны быть соблюдены некоторые условия:

  • не прошло 20 дней с момента нарушения правил;
  • нарушение не носит характера повторного.

В последнем случае на нарушителя налагается штраф, равный пяти тысячам. Это относится к ситуации фиксации нарушения камерой. Оплата производится в полном объёме.

Когда можно выехать

В некоторых ситуациях допускается выезд на рассматриваемую полосу. В частности, сюда относится совершение манёвра, заключающегося в правом повороте. Это распространяется на ситуации с прерывистой линией. Если в данной ситуации человек, управляющий авто, не разместит машину в крайней правой полосе чтобы повернуть направо, то остановивший его сотрудник ГИБДД составит протокол о нарушении и применит к нему ответственность в виде штрафной санкции. Размер равняется 500 рублей. Допускается использование устного предупреждения. Это применяется в том случае, когда нарушение совершено впервые.

Выезд на рассматриваемую полосу допускается, когда таким образом представлен выезд из придомовой территории или иного пространства. Следует учитывать, что в таком месте должна быть прерывистая линия.

Законодатель позволяет пересекать рассматриваемую разметку в ситуации:

  1. Когда есть прерывистая разметка. За счёт этого реализуется выезд на дорожное полотно.
  2. Если реализуется высадка или посадка пассажира. В качестве дополнительных требований прописано то, что создавать помехи для водителей маршруток нельзя.
  3. При наличии прерывистой линии можно свернуть направо.

Лишение правомочий относительно управления авто установлено в случае выезда на встречную полосу для передвижения. Иное наказание в этой ситуации – штраф 5 тысяч.


Выезд на полосу для маршрутных транспортных средств – это нарушение. Так справедливо полагают многие автомобилисты, и соблюдение этого правила помогает им избегать штрафов. Однако кое-где по выделенной полосе для общественного транспорта можно ездить, а в некоторых ситуациях водитель даже обязан на нее выезжать. Давайте разберемся в нюансах того, что нельзя, а что можно, и вспомним о том, какое наказание предусмотрено за нарушение.


Следующая важная пара знаков – это 5.13.1 и 5.13.2, обозначающих наличие выделенной полосы для общественного транспорта на дороге, на которую можно выехать на перекрестке. Соответственно, поворот налево или направо на выделенную полосу автомобилистам запрещен.


Еще одна отличительная черта выделенной полосы – горизонтальная разметка 1.23.1, которая расположена на протяженности полосы и помогает водителям помнить о ее наличии. При этом полоса для общественного транспорта может отделяться от других полос попутного направления сплошной полосой разметки 1.1

Движение по полосе общественного транспорта регламентируется пунктом 18.2 ПДД. Согласно ему, по выделенным полосам можно ездить:

  • маршрутным транспортным средствам;
  • школьным автобусам;
  • легковым такси;
  • автобусам из специального перечня, утвержденного властями Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • велосипедистам в случае, если такая полоса располагается справа.

В запрете движения по выделенным полосам есть одно важное исключение: иногда знак 5.14 может дополняться информационными табличками 8.5.2 и 8.5.3, которые уточняют, что полоса для общественного транспорта действует только в рабочие дни или, например, с понедельника по субботу. Таким образом, в выходные и прочие дни, выделенные знаком дополнительной информации, полоса перестает быть выделенной, и движение по ней разрешено всем без исключения, как по обычной полосе движения. Иногда это порождает путаницу – таблички могут появляться и исчезать, изменяться и так далее, а к тому же выходными днями в том числе считаются и праздничные, но только официальные. Так что перед выездом на полосу общественного транспорта стоит убедиться в том, что это разрешено.

Еще одно исключение касается выезда на полосу общественного транспорта для выполнения правого поворота. Прямого указания на этот маневр в ПДД нет, но, как помним, пункт 8.5 ПДД указывает, что перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении. В подробном материале о движении по полосам и поворотах мы выяснили, что поворачивать направо можно только из крайней правой в крайнюю правую полосу. Таким образом, если перед перекрестком разметка, отделяющая полосу общественного транспорта, сменяется со сплошной на прерывистую, нужно заблаговременно перестроиться на нее для выполнения поворота. Если же разметка остается сплошной до самого перекрестка, перестраиваться на выделенную полосу нельзя, и поворот направо на таком перекрестке запрещен. Как правило, требования разметки дублируют дорожные знаки: в случае, если разметка стерта или не видна, нужно руководствоваться дорожными знаками. В частности, это могут быть з наки 5.15.1 и 5.15.2, указывающие разрешенные направления движения по полосам – как мы уже рассказывали, их соблюдение обязательно, а за проезд в направлении, не разрешенном знаком, предусмотрен штраф.

Выезд на полосу общественного транспорта попутного направления наказывается по статье 12.17 КоАП. Часть 1.1 указывает, что движение транспортных средств по полосе для маршрутных транспортных средств или остановка на указанной полосе в нарушение Правил дорожного движения влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей. А часть 1.2 уточняет, что нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в Москве или Санкт-Петербурге, влечет наложение административного штрафа в размере 3000 рублей.

Еще один штраф можно получить, если выехать на полосу общественного транспорта через сплошную линию разметки. Такое нарушение трактуется по части 1 статьи 12.16 как несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

Штрафы, указанные выше, связаны с выездом на полосу общественного транспорта попутного направления. Если же выехать на полосу общественного транспорта встречного направления через сплошную полосу разметки, то такое нарушение будет караться по стандартам выезда на встречку. То есть при объезде препятствия через сплошную водитель получит штраф от 1000 до 1500 рублей, а при обгоне – штраф в размере 5000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. Повторный же обгон через сплошную в течение года влечет лишение прав на год при остановке инспектором или штраф в 5000 рублей при фиксации нарушения камерами.


В зимнее время из-за погодных условий полосы на дорогах могут быть не заметны, поэтому водители не замечают, как нарушают ПДД. Когда приходит зафиксированный факт несоблюдения правил, у многих возникает вопрос – действует ли разметка зимой и что делать, если пришел штраф с камеры при пересечении линий, оказавшихся под снегом.

Разбор аварий на заснеженных дорогах при плохо заметной или вовсе не видимой разметке всегда отличается большим количеством спорных вопросов. Выясним, как же обстоит дело на практике.

Придет ли штраф с камеры

В памяти у средств фиксации забиты все полосы и точное их количество полос на отдельных участках трасс. При этом не важно, занесены они снегом или вполне различимы. Система выпишет штраф в любом случае.

По идее, нельзя наказывать за нарушение разметки, если последнюю не видно, но бездушной машине это не доказать.

При условии остановки инспектором, спор может привести к положительному для водителя решению и отказу работника инспекции от написания протокола, но здесь нужно точно знать, что вы на 100% не нарушили ни одно из правил ПДД,

В каких ситуациях обгон запрещен, несмотря на отсутствие разметки

Вне зависимости от того, видны полосы или нет, есть несколько пунктов ПДД, которые четко запрещают обгон других ТС. Данный маневр будет расцениваться как нарушение, если он был совершен на таких участках дороги:

  • регулируемом перекрестке;
  • нерегулируемом пересечении дорог при движении не по главной;
  • пешеходном переходе;
  • ж/д переезде либо расстоянии за 100 метров до него;
  • мосте, эстакаде, путепроводах и дорогах под ними;
  • повороте и других участках с ограниченной видимостью, включая тоннели.


В таких условиях разметка на дороге не видна, но и обгонять смысла нет

При обгоне в указанных условиях водитель окажется виноватым и ему будет выписан штраф. Сотрудники инспекции рекомендуют передвигаться внимательно, особенно если верхняя часть дорожного покрытия скрыта под снегом.

Важно обращать внимание и на дорожные знаки вокруг, поскольку они могут подтверждать то, на что указывает невидимая разметка.


Не видно разметки — ориентируйтесь на знаки

Какое наказание предусмотрено

В зависимости от того, какие именно линии пересечены, наказание может отличаться:

  1. Пересечение сплошной с выездом на встречную полосу – лишение прав от 4 месяцев до полугода или штраф в 5000 рублей. При повторном нарушении в течение года водителя могут лишить прав уже на год.
  2. Пересечение двойной сплошной. То же самое наказание. Если двойная сплошная была пересечена при развороте, то сумма взыскания будет варьировать в пределах 1 – 1,5 тысячи рублей.
  3. Наезд колесом на линию – штраф до 1500 рублей.
  4. Предупреждение или небольшое по сумме наказание предусмотрено при пересечении двойной сплошной во время выезда из парковки или заправочной станции. Размер денежных санкций в таком случае не превышает 500 рублей.

Если при маневре зимой не видно разметки на дороге, денежного наказания можно избежать, но для этого необходимо предоставить доказательства, что линия реально не видна – стерлась или же была занесена снегом. Только в таком случае разметка может считаться недействительной.

Можно ли оспорить

Если не видно двойную сплошную или любую другую разметку на заснеженной дороге, водитель имеет право оспорить протокол инспектора или штраф, вынесенный по результатам съемок специальных камер.

Оспаривать нужно сразу и в краткие сроки. Если вы затянете, образуется задолженность, и дело передадут приставам. У них есть законные основания, чтобы списать деньги с банковского счета нарушителя с учетом пени в 1000 рублей.


Если полоса видна хотя бы частично, штраф не оспорить

При оспаривании протокола в суде необходимо предоставить доказательства, что в конкретный день не было видно разметки на конкретном участке дороги. Для этого можно предоставить фото и видеосъемку, показания других водителей, а также справку из Гидрометцентра о состоянии погоды на указанное время.


На пешеходном переходе обгон запрещен всегда, вне зависимости от разметки и времени года. Послаблений не будет

Заключение

  1. Зимнее состояние дорог не всегда позволяет оценивать полностью ситуацию для совершения маневра. Разметка может быть не видна или видна частично.
  2. Камеры фотофиксации нарушений в любом случае снимут машину, и водителю придет постановление о штрафе.
  3. Санкцию можно оспорить, но перед этим следует собрать достаточно доказательств, что разграничительных полос действительно не было видно (даже частично).
  4. Если водителя остановил инспектор ГИБДД, доказать свою невиновность и избежать лишения прав будет немного проще.

Как вы предпочитаете вести себя на заснеженной дороге в спорных ситуациях?

Читайте также: