Территория столица армия внешняя политика налоговая служба основные дополнительные

Обновлено: 23.05.2024

Формы : индивидуальная работа, фронтально-коллективная.

Методы: словесный, частично поисковый, рассказ, метод примера .

1.1 Проверка наличия студентов на уроке.

1.2 Проверка готовности студентов к уроку.

1.3 Повторение пройденного материала.

2.1Проверка домашнего задания (заполнение таблицы)

2.2 Работ в микро группах

Государство – это особенная организация политической власти, управляющая обществом через правовые нормы и специально сформированный аппарат.

Государство имеет признаки, которые отличают его от иных организаций и учреждений общества, это :

1) наличие публичной власти, которая реализуется органами, занимающимися управлением;

2) наличие сложного механизма управления, сформированного в виде системы государственных органов, которые находятся в иерархической зависимости. Так как эти органы занимаются только управлением и ничего не производят, то государство обладает правом сбора денежных средств на их содержание. Это различные налоги, сборы, займы, которые направляются на содержание аппарата государства и обеспечение его экономической политики;

3) объединение на территории государства людей независимо от их принадлежности: расовой, национальной, религиозной и т. д.;

4) ограничение своей территории государственными границами, обозначающими пределы реализации государственной власти;

5) наличие суверенитета. Суверенитет – категория, которая выражается в верховенстве власти внутри страны, а также независимости в международных отношениях. Суверенная власть является властью верховной, независимой, неотчуждаемой, всеобщей. Суверенитет государства предполагает ее самостоятельность в принятии решений как в области внутренней, так и внешней политики, общеобязательность решений органов государственной власти для всех, кого они касаются. В юридической сфере суверенитет государства выражается в его исключительном праве издавать законы и другие нормативные акты;

6) возможность издавать законы и другие нормативные акты, которые имеют силу на территории всего государства, содержат нормы права, обязательные для исполнения;

7) наличие государственных символов: флага, гимна, герба;

8) обеспечение соблюдения законов и порядка с помощью специальных карательных и правоохранительных органов – суда, прокуратуры, милиции и др.;

9) распоряжение национальными ресурсами;

10) наличие собственной финансовой и налоговой системы;

11) наличие связи с правом, так как только государство обладает правом и одновременно обязанностью издавать в пределах своей территории законы и подзаконные нормативные акты;

12) в распоряжении государства имеются вооруженные силы и органы безопасности, которые обеспечивают оборону, суверенитет и территориальную целостность.

Понятие государства включает в себя свойство, которое выражает главные, устанавливающие, постоянные и закономерные признаки государства.

В соответствии с научными положениями марксизма государство по сущности является организацией политической власти в обществе в лице господствующего экономически класса. Данные положения обедняли и искажали представление о государстве, так как являлись односторонними и заключали в себе понимание сущности государства и его социального назначения лишь с классовых позиций.

Общечеловеческое предназначение государства – отыскивать социальный компромисс между разными слоями населения и обеспечивать тем самым общесоциальную направленность при реализации государственных функций. Государство, таким образом, должно учитывать одновременно общечеловеческое и классовое начала.

Задача 1

В княжестве Лихтенштейн ликвидирован институт армии. Внешнеполитическая доктрина данного государства провозглашает отказ от ведения войны и подготовки к ней. Сохраняет ли после этого княжество Лихтенштейн признаки современного государства?

Задача 2

Задача 3

При определении признаков государства студент Сидоров указал публичную власть, правящую партию, территорию. Студент Комаров к ним отнес налоги, население, право. Кто из них прав? Назовите признаки государства.

1. Род характеризуют следующие признаки:

а) кровное родство;

б) члены рода ведут совместное хозяйство;

в) все вышеперечисленное, плюс наличие общей собственности;

г) общность людей, проживающих на определенной территории.

а) переход от классового общества к бесклассовой структуре;

б) переход от вождизма к государству;

в) переход от присваивающего хозяйства к производящему;

г) одно из общественных разделений труда.

3. В государствах древности (раннеклассовых) формируются три центра управления:

а) законодательная, исполнительная и судебная власти;

б) городская община, дворец, храм;

в) государство — гражданское общество — население;

г) народное собрание — сенат — магистратуры.

4. Первичные государства были:

а) рабовладельческими;

г) чаще всего городами-государствами.

5. Мононормы регулируют общественные отношения в:

а) буржуазном обществе;

б) рабовладельческом обществе;

в) первобытном обществе;

г) феодальном обществе.

6. В первобытном обществе отношения регулировались с помощью:

а) обычаев, норм права, политических норм, норм морали;

б) обычаев, религиозных норм, мифов, табу;

в) эстетических норм, технических норм;

г) с помощью всего вышеперечисленного.

7. Легальность государственной власти — это:

а) подчиненность нормам права;

б) монополия на принуждение;

в) общеобязательный характер ее велений;

г) все ответы правильные.

8. Одним из создателей договорной теории происхождения государства был:

9. Какая из концепций происхождения государства полагает, что государство возникло как результат обдуманного, рационального выбора людей?

в) общественного договора;

10. Укажите один из признаков власти в условиях первобытного общества:

а) выражение интересов всего общества, всех классов и иных социальных групп;

б) административно-территориальная организация населения;

в) наличие бюрократии;

г) добровольность выполнения решений власти.

11. Укажите, представителем какой теории происхождения

б) теории насилия;

г) патриархальной.

12. Укажите, какая из нижеперечисленных форм была основной организацией первобытного общества:

в) соседская община;

г) верный ответ отсутствует.

3. Домашнее задание

Как отмечалось выше, философами и юристами сущность государства, его природа и назначение толкуются по-разному. Между тем классические признаки, так называемые составляющие государственности, представителями разных философско-правовых учений в большинстве не отрицаются. Если сопоставлять государство с другими специальными образованиями, то данные признаки можно назвать специфическими, отличающими его от других социальных образований.

К основным (классическим) признакам государства относятся:

- территория и ее границы;

- система налогов и сборов;

- суверенитет, наличие государственных символов (герб, флаг, гимн);

- монополия на издание законов;

Территория и ее границы. Представить государство без территории невозможно, его существование органически сопряжено с территорией, имеющей границы. Население ведет оседлый образ жизни и беспрепятственно перемещается только в пределах территориальных границ государства. Беспрепятственное передвижение по территориям других государств предполагает специальные межгосударственные договоренности. Понятно, что государственная власть может в определенных случаях ограничить передвижение по территории государства своих граждан, например, при чрезвычайных обстоятельствах. С появлением государства появляется не только понятие государственная граница, но и такое понятие, как гражданин, которое означает связь, принадлежность физического лица к конкретному государству.

Граница предполагает ее охрану, неприкосновенность, для чего создается армия, пограничные службы, таможенные органы и др.

Публичная власть - один из главных признаков государства, означающий, что государство не сливается с обществом и реализуется посредством специальных органов. В современном государстве - это государственные и муниципальные органы власти. Их задачи - управлять и организовывать общество, вплоть до применения принуждения; разрабатывать и применять обязательные для населения правовые акты; обеспечивать законность и правопорядок.

Возможность государственного принуждения - очень важная черта государства, его власти. В принципе принуждение свойственно и первобытному обществу, например, изгнание из рода; принуждение свойственно также современному обществу, семье. Принуждение со стороны государства нередко и в муниципальной власти особое, ибо осуществляется специальными органами и должностными лицами (армия, полиция, муниципальная милиция, судебные приставы и т.д.), созданными для этой цели и обладающими соответствующими материальными средствами (техника, следственные изоляторы, оружие и т.п.). Ф. Энгельс справедливо писал: "Публичная власть существует в каждом государстве. Она состоит не только из вооруженных людей, но и из вещественных придатков, тюрем и принудительных учреждений всякого рода, которые были неизвестны родовому устройству общества"*(17).

Не менее важная черта государства - это монополия на издание законов и других нормативных правовых актов. С помощью законов государственная власть придает своей воле обязательное свойство, повелительный характер решений для всего населения. Неисполнение законов и иных нормативных правовых актов влечет применение принуждения. Здесь видим тесное слияние таких элементов публичной власти, как принуждение и законодательство.

Наличие собственной территории и публичной власти относят к классическим, государствообразующим признакам государства. Однако это не все черты, характеризующие государство, дополнительными можно назвать:

- налоги, налоговая система. Государство обладает монополией на введение и сбор налоговых платежей. Наряду с налогами в пользу государства, взимаются и сборы и государственные пошлины, о чем отмечалось выше. С помощью данных поступлений формируется материальная финансовая основа государства. Все поступления аккумулируются в соответствующих бюджетах и государственной казне. Налоговые поступления нужны прежде всего для обеспечения аппарата государства, заработной платы чиновников, содержания армии, других служб государства, для осуществления государственных программ в сфере экологии, просвещения, образования, здравоохранения, науки и т.д.




Любое государство придавало и придает системе налогообложения большое значение. Нет налоговых поступлений - нет и развития государства, его механизма, замирает реализация государственных программ. В прошлом налоги имели натуральную и денежную форму. В настоящее время в цивилизованных государствах налоги имеют денежную форму.

Суверенитет - свойство государственной власти, выражающее ее независимость от всякой иной власти как внутри страны, так и за ее пределами. На практике это означает, что государственная власть, единая и единственная, способна принимать и принимает законы, охраняет правопорядок, осуществляет правосудие, собирает налоги. С так называемой внешней стороны суверенитет проявляется в возможности самостоятельно осуществлять внешнюю политику, международное сотрудничество и помощь, решать вопросы войны и мира, вступать (и выходить) из международных союзов, в том числе военных.

Основываясь на проанализированных выше признаках, можно определить государство как территориальную суверенную организацию публичной власти, обладающую принудительной силой, правом издавать законодательство и устанавливать, собирать налоги и сборы. Безусловно, интерпретация признаков государства, выделение числа могут так или иначе влиять на определение государства. Между тем следует помнить: главные составляющие государства - территория, ее границы, власть, налоги и законодательство.

Символика государства. Каждое государство имеет свои символы, которые призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству.

Традиционно к ним относят:

- гимн - это торжественная музыка и песня программного характера;

- герб - это отличительный знак или эмблема государства, изображаемые на официальных документах, бланках, печатях государственных органов, денежных знаках. Их помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах и т.д.;

- флаг - это полотнище определенного цвета или цветов, символизирующих нацию и государство.

В государственной жизни, в межгосударственных отношениях символы государства, его учреждений имели важное значение. Символ государства означает его особенности - географическое расположение, природные богатства, этапы исторического становления, организацию власти, преемственность в организации государственной власти и т.д. Государственная символика подразделяется на символику государства как такового, символику государственной власти; достаточно самостоятельное место занимает символика судебной власти; отдельное место, как правило, занимает символика воинская, таможенная, пограничной службы и т.д.

Использование государственной символики регулируется достаточно жестко - это официальное представительство государственных должностных лиц, государственные церемониальные мероприятия, государственные издания и т.д.

Такая социальная сторона деятельности самого государства, организация и координация им выполнения данных задач представителями экономических структур, получила название социального в содержании государства. Выше отмечалось: выполнение общих дел сыграло значительную роль в происхождении самого государства, занимало важное место в его деятельности и впоследствии. В истории существует точка зрения о том, что именно специалисты, организаторы, например, строительства водных каналов (Древний Египет) превращались в богатых, а следовательно, и господствующих.

В выполнении функций общих дел заинтересованы были все члены общества, причем с ростом народонаселения, усложнением общественных связей, специализацией и увеличением объема производства эта деятельность государства приобретает все большее значение, а соответственно, увеличиваются расходы, возрастает и налогооблагаемая база.

В современных государствах социальные функции - охрана здоровья населения, экологическая и др. - не только не утратили роль, но в связи с ростом населения, промышленности, темпами научно-технического прогресса, загрязнением окружающей среды стали занимать доминирующее значение. Бюджетные расходы увеличиваются, однако финансовых средств часто не хватает, что порождает недовольство граждан.

О классовом содержании государства. Государство возникало одновременно с формированием института частной собственности, что не могло не сказаться на его содержании. Экономически господствующий класс всегда старался приспособить и приспосабливал государственную власть в своих интересах. Это проявляется, например, в необоснованном повышении цен с целью извлечения сверхприбылей, проведения политики приватизации государственной собственности, финансирования избирательных компаний и т.д.

В любом государстве интересы социальные и интересы классовые (богатых и бедных) сочетаются; в разное время в силу разных обстоятельств могут иметь неодинаковое значение. Так или иначе, господствующий класс думает о своих экономических интересах, а затем уже о социальном благополучии населения.

Сочетая в себе общечеловеческое и классовое, государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как единственный его официальный представитель. В этой связи оно призвано обеспечить выполнение и общих дел, "вытекающих из природы всякого общества", и классовые задачи*(18).

Итак, еще раз аккумулируя сказанное, подчеркнем, что государство - это территориальная, суверенная организация публичной (политической) власти в обществе, принимающая законы, опирающаяся на государственное принуждение и обладающая монополией на налоги и сборы.

Такое понимание государства сводилось, по существу, к характеристике политического общества, а не государства.

Нередко пытаются определить государство через его роль в жизни общества, а также выполняемые функции. С этих позиций подчеркивается назначение государства управлять делами общества, обеспечивать правопорядок и общественную безопасность. Л. Гумплович определял государство как естественно выросшую организацию господства, призванную поддерживать правопорядок. Это соответствует действительности, но не раскрывает всей полноты данного явления.

Встречаются дефиниции государства, которые сводятся к перечню его институтов, что также ведет к односторонней характеристике анализируемого явления. Такой же односторонней будет трактовка государства как организации взаимоотношений различных групп, слоев общества, индивидов.

В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. Это общепринятый прием. В наборе данных признаков среди ученых практически нет серьезных разногласий.

Несмотря на разнообразие государств, как ныне существующих, так и имевших место в различные исторические эпохи, всем им на разном уровне их развития, присущей самобытности и т. д. свойственны общие черты, признаки, свойства. Они позволяют идентифицировать государство, выделить его из других организаций общества.

К признакам государства принято относить:

1) наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;

2) территориальную организацию населения;

3) государственный суверенитет;

4) всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государства;

5) наличие государственной казны, что связано с налогообложением и взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и разнообразные нужды государства.

Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства.

Нельзя отнести к признакам государства и единую систему обороны и внешней политики, а также официальную символику (проф. Н.В. Власенко, проф. В.В. Оксамытный). Ряд государств, как известно, конституционно закрепили политику постоянного нейтралитета (например, Австрия). Кроме того, единая система обороны и внешней политики нередко создается в результате международно-правового объединения государств в различные сообщества. Что касается символики, которая присуща каждому государству, то она не составляет его необходимого, обязательного признака. При формировании нового государства какое-то время может отсутствовать его символика, но это не означает, что государство исчезло.

Раскроем содержание каждого из перечисленных выше основных признаков государства.

Публичная политическая власть – один из главных признаков государства. Напомним, что власть в первобытном обществе не носила политического характера, так как родовая община не была дифференцирована по интересам и потребностям ее членов. Они были одинаковы у всех и сводились к двум важнейшим: выживанию и воспроизводству человечества. И только с дифференциацией общества появляются разнообразные интересы у различных групп, слоев, классов, и регулирование этих интересов означает политику.

Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами, государство приобретает политический характер. Но оно не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом, отделено от него, приобретает самостоятельность по отношению к другим источникам власти. Независимо от того, на кого возложено исполнение властных полномочий – на отдельную личность (монарха, президента) или на какой-либо орган, они действуют от имени государства, в качестве его органов, представителей, которые выполняют публичные функции.

Государственная власть осуществляется комплексом учреждений, специальных служб, органов, которые образуют государственный аппарат. Для этого аппарата характерны следующие черты:

а) специально создается для управления обществом;

б) обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения;

в) право принятия общеобязательных для исполнения актов;

г) наличие особого слоя людей, для которых работа в государственном аппарате служит профессией.

Итак, государство – это прежде всего политическая организация, объединяющая все общество, призванная управлять его делами, устранять возникающие социальные конфликты, обеспечивать правопорядок и определенный режим властвования. При реализации политической публичной власти государство использует различные средства и приемы управления, среди которых особое место занимает возможность применять принуждение. Для этого государство обладает специальными учреждениями – армией, судом, полицией, тюрьмами и др., которые располагают правом легального (на законном основании) использования принуждения в отношении каждого, кто не подчиняется предписаниям государственной власти.

Следует подчеркнуть, что политическая публичная власть первична, т. е. государство приобретает свою силу в условиях общественного развития, тех процессов, которые происходят по мере образования государственной формы организации общества.

Территориальная организация государства отличается от территории, на которой проживала первобытная община, прежде всего тем, что появляются государственные границы. Они не только знаменуют переход к оседлому образу жизни, но и очерчивают пределы осуществления государственной власти, ее юрисдикции. Одновременно государственные границы означают территориальную неприкосновенность страны: любое изменение государственных границ без согласия на то государственных властей или нарушение границ расценивается как акт агрессии. Следовательно, территориальные связи первобытной общины в условиях государственно организованного общества трансформируются в прочную территориальную организацию населения, в разделение его по административно-территориальному признаку.

Но не только население разделяется по территориальному признаку, и сама государственная власть организуется на базе этого признака. Отсюда органы государственного аппарата имеют, как правило, территориальные пределы выполнения своих полномочий и управляют определенными административно-территориальными единицами.

Государственный суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т. е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, ее полноправие в установлении режима жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

В юридической литературе принято выделять три главных свойства суверенитета: верховенство, независимость и единство.

Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти, отсюда вытекает, что государство: а) распространяет свою власть на всю территорию страны; б) определяет весь строй правовых отношений; в) устанавливает правовое положение различных организаций, объединений, рамки поведения и действий физических и юридических лиц; г) регламентирует права, свободы и обязанности личности; д) регулирует компетенцию государственных органов и полномочия должностных лиц и т. д.

Верховенство, однако, не означает неограниченности государственной власти. В демократическом обществе государственная власть ограничена правом и основана на праве.

Независимость государственной власти означает ее самостоятельность в отношениях с другими государствами, в том числе с международными организациями. Но эта независимость не является абсолютной. Будучи членом мирового сообщества, любое государство испытывает воздействие норм и принципов международного права. В частности, суверенитет современных государств самоограничивается необходимостью соблюдения естественных неотъемлемых прав человека, а также взаимными обязательствами государств по международным договорам. Иначе говоря, любое государство вправе самостоятельно определять свою внешнюю политику. В то же время оно связано добровольно подписанными им соглашениями, общепризнанными принципами и нормами международного права.

Единство государственного суверенитета предполагает, что он принадлежит государству в целом, неделим между его частями и отдельными территориальными единицами, например между федерацией и ее субъектами.

Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства определяется исключительными полномочиями государства в сфере правотворчества, т. е. правом принимать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население страны. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.

Нормативные правовые и другие юридические акты (например, решения судов, административных органов) являются одной из важнейших форм деятельности государства, основополагающим способом реализации государственной власти. Тем самым государственная власть вводится в определенные рамки, ей придается законный характер. Юридические предписания регулируют организацию государственного аппарата, его структуру, объем компетенции, приемы и способы деятельности. Правовое регулирование вносит конкретность, определенность в статус личности, объединений граждан, их права, обязанности, в общие правила поведения.

Государственная власть проявляет себя прежде всего посредством нормативного правового регулирования общественных отношений. Юридическими актами устанавливаются правовые связи между государством и членами общества, между разными элементами общества, т. е. оформляется его правовая организация.

Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны.

В литературе данный признак государства иногда именуют налогообложением и взиманием налогов. Однако налоги – только один из источников доходов государства, хотя и очень важный. Понятие же государственной казны значительно шире и включает в себя, помимо налогов и обязательных платежей, государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, золотой запас и др.

Содержание общих признаков государства по мере развития государственно организованного общества уточняется, приобретает новые смысл и значимость. Но в целом перечень этих признаков остается неизменным.

С учетом перечисленных признаков государство можно определить как властно-политическую организацию общества, обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающую правовой порядок на определенной территории.

Каждое из приведенных определений имеет право на существование, хотя вряд ли возможно признать какое-либо из них совершенным.

Вопреки распространенному мнению, федерация и конфедерация – не синонимичные понятия. Государственные союзы организуются для определенных задач, ключевая из них – предотвращение потенциальных угроз. Различия между федерацией и конфедерацией обусловлены неодинаковым уровнем интеграционных процессов. Оба государственных устройства значительно отличаются от унитарной формы, но разницу между ними определить сложно.

Определение терминов

И федерация, и конфедерация – формы устройства государства. Но при внимательном прочтении их определений становится понятно, что разница между ними существеннее, чем кажется.

Федерация

Когда государство представляет собой объединение автономных субъектов, территориально ограниченных и наделенных рядом полномочий, – это федеративная форма. В этом случае властная вертикаль 2-уровневая: региональная и верховная. В рамках региональных полномочий субъект созывает референдумы, решает конституционные вопросы местного уровня, создает нормативные документы.

Выделяют федерации 2 типов:

  • симметричные – когда у субъектов одинаковые права;
  • ассиметричные – когда на некоторые субъекты наложены правовые ограничения.

Конфедерация

Объединение суверенных государств – это конфедерация. Ее создают для решения проблем, касающихся военных действий, внешнеполитической и экологической обстановки. Каждый участник конфедеративного союза остается суверенным, то есть не утрачивает независимость. Еще одна особенность конфедерации – неустойчивое состояние. Когда объединяющая проблема оказывается решенной, объединение либо подлежит реорганизации, либо превращается в федерацию.

При конфедеративном устройстве возможно создание общих органов, но их функция сугубо дипломатическая, никакой реальной властью они не обладают.

Выделяют 2 типа конфедераций:

  • номинальные – называющие себя так, но представляющие собой федеративную структуру;
  • реальные – полностью подпадающие под определение.

В чем, собственно, разница

Из определений понятно, что главное различие – суверенность участвующих субъектов. Конфедеративные участники независимы, федеративные – нет. Из этого следует и различие в доступности выхода из союза. Покинуть конфедерацию участники вольны в любой момент. А вот выход из федеративного союза по своей воле невозможен. Главы местной администрации, задумавшие такой шаг, получают наказание как мятежники.

При федеративном устройстве субъект – часть только одного государства. При конфедеративном союзе участник может одновременно входить в другую конфедерацию и даже в несколько.

Федерация отличается устойчивостью. Существование представителей этого государственного устройства может длиться десятилетия, даже сотни лет. Век конфедерации, по меркам государственных образований, невелик, причем причиной ее распада может стать не только исчезновение объединявшей проблемы, но и возникновение противоречий между участниками.

админ здание

Общие черты

Общего между федерацией и конфедерацией не так много, как представляется на первый взгляд. Главное сходство в том, что это объединения территориальных единиц, создаваемые, чтобы защититься от негативных внутренних или внешних факторов. Также эти виды государственного устройства схожи по отдельным нюансам в международной дипломатии, военной организации, финансовой сфере. В остальном понятия различаются.

Примеры из жизни

Примеры федерации – это Индия с ее штатами, Германия с федеративными землями, Канада с провинциями, Япония с префектурами. В эту же категорию обязательно нужно включить Россию и США. Причем США – дуалистическая федерация. Это значит, что ее субъектам может быть предоставлена полная самостоятельность. То есть в государстве разграничивается власть регионального и федерального уровней.

Конфедеративные союзы в историческом прошлом формировались многократно, существуют они и сегодня. Из ранее существовавших объединений следует вспомнить американскую конфедерацию 19 века, когда южане, протестующие против отмены рабовладения, откололись от США. Этот союз прекратил существование, когда северяне победили в Гражданской войне.

Вторая примечательная конфедерация – Швейцария, образовавшаяся из 3-х территориальных единиц. В конце 18 века она была преобразована в единое государство, но это спровоцировало сопротивление. В итоге восстановилась конфедеративная форма. Современная Швейцария – федерация, но с отдельными конфедеративными нюансами, например, с индивидуальным региональным законодательством.

Из военных конфедераций следует назвать Сербию и Черногорию, которые после развала Югославии объединились, чтобы общими усилиями погасить очаг войны. Из современных конфедеративных образований наиболее известны Евросоюз и СНГ.

земли кантон

Сравнительная таблица

Рассмотрим разницу между федерацией и конфедерацией по ряду критерий:

Критерий Конфедерация Федерация
степень независимости объединение суверенных территорий региональное самоуправление по праву административной единицы
управление индивидуальное в каждом субъекте, допустимы общие координирующие органы 2 уровня: государственный и региональный
полномочия власти возможности конфедеративных органов ограниченные, рассмотрение ключевых вопросов совместное региональная власть наделена рядом полномочий
основной правовой документ союзный договор конституция
членство участник вправе состоять одновременно в нескольких конфедерациях недопустимо вхождение субъекта в другие федерации
армия возможно объединение сил с единым командным центром единые вооруженные силы
финансы допустима и единая, и отдельная валюта единые деньги
налоги собственная система у каждого участника, а налоговый центр обеспечивается субъектами совместно единая налоговая структура
устойчивость существования низкая, разрушение после решения проблемы высокая
выход из объединения свободное волеизъявление невозможен

Выводы

Другое название федерации – союзное государство, а конфедерации – союз государств. В современных реалиях федеративная государственная организация выгоднее. Однако наметился сдвиг в сторону конфедеративной формы, что обусловлено стремительно развивающимся глобализационным процессом. Успех Евросоюза демонстрирует, что выгоднее решать проблемы сообща, не утрачивая суверенность.


Жениться и подать на развод станет проще

Чтобы оформить брак, развод или получить свидетельство о рождении ребенка, можно будет обратиться в любой ЗАГС, не обязательно по месту прописки. Такой закон принят в июле 2021 года и вступает в силу с 1 января 2022-го.

Документом предусмотрена экстерриториальность и для других юридически значимых действий. Так, в любой орган ЗАГС можно обратиться для регистрации усыновления, смерти, перемены имени, получения справок и дубликатов свидетельства, внесения изменений и исправлений, восстановления или аннулирования актовых записей.


Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ

В России продолжится постепенное повышение пенсионного возраста

В России продолжится переходный период повышения возраста выхода на пенсию по старости. В первом полугодии 2022-го он составит 56,5 года для женщин и 61,5 года для мужчин.

При этом если женщина имеет трудовой стаж 37 или более лет, она сможет выйти на пенсию как и раньше — в 55 лет. Мужчинам, чтобы выйти на пенсию в 60 лет, нужно иметь трудовой стаж не менее 42 лет.

Кроме того, для всех категорий граждан немного возрастет пенсионный коэффициент — с 21 до 23,4 балла и минимальный стаж для назначения пенсии — с 12 до 13 лет.

Порядок выплаты пенсий изменится

Новые правила выплаты пенсий и контроля за их начислением утвердил Минтруд. Они начнут действовать с нового года.

Изменения касаются порядка выплаты пенсий на территориях, где введен режим чрезвычайной ситуации (ЧС). Проживающие там пенсионеры смогут получить выплаты раньше текущего месяца. Для этого потребуется написать заявление о ситуации и передать его в Пенсионный фонд России (ПФР).

Данное правило действует независимо от характера режима ЧС — федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального, муниципального или локального.

Новые правила оставляют за россиянами право выбрать способ получения выплат, а также позволяют удержать определенную сумму в том случае, если гражданину начисляли пенсию больше, чем ему положена. Тем, кто получал выплаты из негосударственных пенсионных фондов (НПФ), прекративших работу, накопительную часть пенсии все равно начислят. Для этого нужно подать заявление в ПФР.

Еще один ключевой момент: из пенсий пожилых россиян, признанных банкротами, удержаний по судебным листам производить не будут. Также начисленную пенсию умершего, которую он не успел получить при жизни, смогут получить его наследники. Для этого надо обратиться в ПФР.


Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ

Пенсионерам не придется писать заявление на получение социальной доплаты

С 1 января социальная доплата к пенсии будет устанавливаться в беззаявительном порядке со дня назначения пособия, сообщили в Минтруде.

Социальная доплата к пенсии до размера прожиточного минимума в регионе положена всем неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает этой величины.

С 1 января неработающие пенсионеры, проработавшие в сельской местности 30 и более лет, получат право на повышенную пенсию независимо от места, где они живут сейчас. Это касается прежде всего тех, кто переселился в город.

Минимальный размер оплаты труда увеличится на 1098 рублей

В декабре президент России Владимир Путин утвердил увеличение минимального размера оплаты труда (МРОТ) в России в 2022 году с 12 792 до 13 890 рублей в месяц. Таким образом, повышение составит 1098 рублей.

Дополнительно увеличить МРОТ и прожиточный минимум еще в ноябре предложил сам глава государства. Он заявил, что из-за ускорившейся инфляции заложенная в проект бюджета 2022 года индексация прожиточного минимума на 2,5 процента недостаточна. Путин распорядился увеличить его на 8,6 процента или на тысячу рублей в номинальном выражении — до 12 654 рублей в месяц. Поскольку по конституции МРОТ не может быть меньше прожиточного минимума, повышенная индексация затронула и его.

Путин обратил внимание на то, что к размеру прожиточного минимума привязаны многие социальные пособия, такие как доплаты к пенсиям и выплаты семьям с детьми. В связи с этим индексировать выше уровня фактической инфляции необходимо и пенсии, заявил он.

Вырастут также ряд детских пособий, привязанных к МРОТ и прожиточному минимуму

Вместе с изменением величины прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда с 1 января вырастут ряд выплат на детей.

Так, повышение затронет пособия по беременности и родам, а также по уходу за ребенком до полутора лет. Кроме того, индексация затронет ежемесячные выплаты малообеспеченным беременным женщинам, а также на детей до трех, от трех до семи и от восьми до 17-ти лет. Их точный размер устанавливается индивидуально в каждом регионе.


Фото: Майя Жинкина / Коммерсантъ

Размер максимального пособия по безработице также увеличат

Оно вырастет с 12 130 до 12 792 рублей. Соответствующее постановление было подписано председателем правительства Михаилом Мишустиным осенью.

Минимальная величина пособия по безработице сохранена на уровне 2021 года и составит 1,5 тысячи рублей.

Как отметили в Минтруде, условия предоставления пособия не изменятся: после регистрации в качестве безработного первые три месяца гражданин будет получать 75 процентов заработка, но не более 12 792 рублей, в следующие три месяца — 60 процентов заработка, но не более пяти тысяч рублей.

Больничные начнут оформлять по-новому

С начала 2022 года уходит в прошлое бумажный листок нетрудоспособности, а электронный больничный станет обязательным. Врач будет подписывать его электронной подписью и размещать в информационной системе Фонда социального страхования, предоставляя пациенту выписку с номером цифрового бюллетеня.

С начала 2022 года уже не нужно будет сообщать на работу об уходе на больничный. Информация об этом из поликлиники поступит в Фонд социального страхования, который сам проинформирует работодателя и при необходимости запросит недостающие данные для назначения пособия: например, сумму заработка и стаж.

Размер выплат по больничному напрямую зависит от среднего заработка за последние два года. В 2022 году можно рассчитывать максимум на 2572 рубля 60 копеек в день или около 80 тысяч рублей в месяц.

Еще одно нововведение касается женщин, оформивших больничный по беременности и родам. С 1 января предоставлять его больше не нужно, Фонд социального страхования переведет деньги автоматически. Все необходимые данные поступят от медицинской организации, а также из информационной системы органов ЗАГС.

ФНС начнет получать от банков данные о доходах вкладчиков

Это значит, что последним теперь не стоит забывать платить налоги на доходы по банковским депозитам. Вкладчики должны будут самостоятельно перечислять государству 13 процентов всех сумм, превышающих необлагаемый лимит.

Чтобы рассчитать необлагаемую налогом сумму, нужно умножить один миллион рублей на ключевую ставку Банка России, установленную на 1 января того года, в котором вкладчик получал доходы от депозита. Первый раз такой налог будет платиться по ставке 4,25 процента. Таким образом, максимальный доход по вкладу, не облагаемый налогом за 2021 год, составляет 42,5 тысячи рублей.

С начала 2022 года россиян ждет снижение ряда налогов

Согласно поправкам, внесенным в Налоговый кодекс, с 1 января 2022 года от уплаты НДС освободят предприятия сферы общепита. Это затронет рестораны и другие объекты общественного питания, в том числе пункты выездного обслуживания.

Также для компаний с числом работников более 250 человек уменьшатся ставки по страховым взносам. Так, налог с части вознаграждения свыше МРОТ по пенсионным взносам составит 10 процентов, по медицинским — 5 процентов, а по взносам на больничные снизится до нуля.

Организации освобождаются от необходимости сдавать бухгалтерскую отчетность в другие госорганы, кроме налоговой инспекции по месту регистрации.

Кроме того, вводятся льготы по налогообложению компенсаций стоимости путевок на отдых, а также появится новый вид налогового вычета — на физкультурно-оздоровительные услуги.


Фото: Александр Казаков / Коммерсантъ

Помощникам депутатов Госдумы и сенаторов станут платить больше

C 1 января вступит в силу федеральный закон о повышении на 20 процентов фонда оплаты труда помощников депутатов Государственной Думы и сенаторов.

Общий фонд увеличат с указанных в законе 300 тысяч рублей (с учетом индексации 2020 года эта сумма достигла 322,3 тысячи рублей) до 387 тысяч рублей.

Каждый депутат и сенатор вправе иметь до семи помощников, не более двух из них могут работать в парламенте, остальные — в регионе.

Алкоголь подорожает

С 1 января алкогольный акциз вырастет на 4-5 процентов. По этой причине производители начали заранее покрывать ожидаемые убытки из-за потери спроса, рассказал доцент экономического факультета РУДН Сергей Черников.

Он привел в пример полулитровую бутылку водки, цена которой в рознице начинается от 230 рублей. По словам Черникова, ее себестоимость составляет порядка 36 рублей. Еще 6 рублей закладывается в качестве прибыли для производителя. Остальные примерно 190 рублей — это акциз, НДС, наценка розничного продавца и транспорт.


Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ

Минимальная цена пачки сигарет тоже вырастет

За основу берется минимальная ставка табачного акциза, НДС и значение повышающего коэффициента.

Техосмотр для личных автомобилей россиян стал необязательным

Накануне Нового года вступил в силу закон об отмене обязательного техосмотра для личного автомобильного транспорта.

Согласно новой норме, освобождение от прохождения техосмотра предусматривается для легковых автомобилей и мотоциклов, используемых россиянами только в личных целях.

С этого момента техосмотр транспортных средств данных категорий обязателен только при постановке их на учет либо при регистрации смены владельца. Кроме того, на ТО отправят в том случае, если в конструкцию автомобиля вносятся изменения.

При этом, техосмотр останется обязательным для такси и транспорта, который выполняет перевозку пассажиров, а также для личного автотранспорта, задействованного в служебных целях.

Должникам запретили получать субсидии на оплату ЖКХ

С 1 января вступает в силу запрет на субсидии на оплату услуг ЖКХ для тех, у кого имеется подтвержденная судом задолженность по счетам.

Аналогичные условия будут действовать для ряда льготных категорий граждан, которые получают не субсидии, а компенсации на оплату коммунальных услуг.

По новому закону, желающим оформить субсидию не нужно предоставлять справки об отсутствии задолженности. Органы власти будут самостоятельно запрашивать эти сведения.

Мусор в Москве начнут убирать по-новому

С начала 2022 года Москва присоединяется к мусорной реформе, которая уже началась в ряде других российских регионов. В связи с этим столичные власти утвердили новый тариф на вывоз бытовых отходов. Он начинает действовать с 1 января.

Сумма будет рассчитываться в зависимости от площади жилья. Москвичи будут платить за вывоз отходов от 7,27 рубля за каждый квадратный метр, таким образом ежемесячный платеж с квартиры в 45 квадратных метров составит от 327 до 419 рублей, в зависимости от района.

В столице вырастут налоги на жилье

С начала 2022 года кадастровая стоимость жилья в Москве увеличится в среднем на 21 процент. Это значит, что автоматически будет пересмотрен в сторону повышения налог на имущество и земельный налог, а также платежи за городскую недвижимость.

Власти столицы оценили семь миллионов объектов недвижимости, среди них более 342 тысяч земельных участков. Текущая оценка недвижимости действует с 2018 года.

В Москве изменится стоимость проезда в транспорте

Также в среднем немногим более чем на один рубль за поездку вырастет цена абонементов на 30 и 90 дней. Начиная с июля такие абонементы можно будет активировать не сразу, а в течение десяти дней после покупки.


Фото: Екатерина Якель / Коммерсантъ

В Москве и еще двух регионах проведут эксперимент по онлайн-продаже рецептурных лекарств

С 1 января в России запланировано начало эксперимента по онлайн-торговле рецептурными лекарственными препаратами. Продажи начнутся не на всей территории страны, а только в трех пилотных регионах — в Москве, Московской и Белгородской областях.

С совместной инициативой провести такой эксперимент летом 2021 гола выступили правительство Москвы и Сбербанк. Согласно документу, представленному в июле столичной мэрией, в рамках эксперимента можно будет приобрести любые рецептурные лекарства, кроме наркотических и психотропных, а также спиртосодержащих препаратов с долей этилового спирта свыше 25 процентов.

При этом с 1 сентября в России действует новый порядок онлайн-продажи лекарств, отпускаемых без рецепта. Вести такую торговлю могут аптеки, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и соответствующее разрешение от Росздравнадзора.

Госзакупки Росгвардии и ФСО станут секретными

С начала 2022 года Росгвардия и Федеральная служба охраны (ФСО), а также подконтрольные им учреждения и предприятия могут не раскрывать данные о своих закупках и проводить тендеры только закрытым способом. Соответствующее распоряжение в ноябре подписал председатель правительства Михаил Мишустин.

Помимо этого, засекреченными остаются госзакупки Министерства обороны, Федеральной службы безопасности (ФСБ) и Службы внешней разведки (СВР).


Фото: Алексей Смагин / Коммерсантъ

С Нового года в России вступают в силу новые правила о секретности и гостайне

Новые правила распределения по степеням секретности сведений, содержащих государственную тайну, были утверждены постановлением правительства.

Документ предусматривает три степени секретности: данные особой важности, совершенно секретные и секретные. К первой категории отнесены сведения о военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых способно нанести ущерб интересам страны в одной или нескольких из этих областей.

К совершенно секретным правительство отнесло данные из перечисленных областей, распространение которых может нанести ущерб не всей стране, а интересам государственного органа или отрасли экономики.

В третью категорию попали все остальные сведения, составляющие гостайну, распространение которых может нанести ущерб предприятиям, учреждениям или организациям, работающим в перечисленных в первом пункте областях.

Подавать в суд теперь можно онлайн

Новый федеральный закон разрешает подавать в суд иски и иные документы в электронном виде. Соответствующая норма действует с 1 января.

Истцам, ответчикам и всем, кто причастен к процессу, теперь разрешено участвовать в судебных заседаниях удаленно, посредством веб-конференции при наличии в судах такой технической возможности.

При этом, согласно закону, судья имеет право удалить участником заседания за различные нарушения посредством отключения их от видео-связи.

Какие еще изменения произойдут в России в 2022 году. Коротко.

С 1 февраля:

— размер ежемесячных выплат для 14,5 миллиона российских пенсионеров будет проиндексирован на 5,8 процента;

— увеличится размер материнского капитала: выплата на первого ребенка — с 483 882 до 503 237 рублей, на первого и второго — с 639 432 до 665 009 рублей;

— должникам начнут сохранять на счетах прожиточный минимум при списании с них негосударственных долгов;

— в России впервые начнет действовать ГОСТ по срочному захоронению в братских могилах трупов людей и животных.

— в стране заработают новые правила ввоза лекарств для тяжелобольных — теперь благотворительные фонды и медицинские организации смогут подавать заявление на получение разрешений на ввоз препаратов через единый портал госуслуг;

— начнет действовать новый порядок выдачи медицинских справок для водителей, а также произойдут перемены во взаимодействии Госавтоинспекции (ГИБДД) с автошколами;

— вступит в силу закон о штрафе за отсутствие диагностической карты о прохождении техосмотра транспортного средства в случае, когда он является обязательным, размер денежного взыскания составит 2 тысячи рублей;

— в начале второго полугодия, как обычно, проиндексируют тарифы на услуги ЖКХ, в среднем они подорожают на 4 процента;

— вступит в силу закон о введении паспорта болельщика для доступа на соревнования.

Читайте также: