Теория налоговых предпочтений в сфере дивидендной политики предусматривает

Обновлено: 16.05.2024

Термин "дивидендная политика" связан с распределением прибыли в акционерных обществах. Однако рас­сматриваемые в этом разделе принципы и методы распре­деления прибыли применимы не только к акционерным обществам, но и к предприятиям любой иной организаци­онно-правовой формы деятельности (в этом случае менять­ся будет только терминология — вместо терминов акция и дивиденд будут использоваться термины пай, вклад и при­быль на вклад; механизм же выплаты доходов собственни­кам останется таким же). В принципе же в более широ­ком трактовании под термином "дивидендная политика" можно понимать механизм формирования доли при­были, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.

Основной цельюразработки дивидендной политики, является установление необходимой пропорциональное между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим его стратегическое развитие.

Исходя из этой цели понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей финансовой политики предприятия, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой частями прибыли предприятия с целью максимизации его рыночной стоимости.

На рисунке ниже представлены схемы, отражающие изменение имущественного состояния собственников и предприятия при выплате дивидендов и реинвестировании прибыли.

Изменение имущественного состояния предприятия и собственников при выплате дивидендов и реинвестировании прибыли

Формированию оптимальной дивидендной политики в странах с развитой рыночной экономикой посвящены многочисленные теоретические исследования. Наиболее распространенными теориями, связанными с механизме формирования дивидендной политики, являются:

1. Теория независимости дивидендов.Ее авторы Ф. Модильяни и М. Миллер утверждают, что избранная дивидендная политика не оказывает никакого влияния на рыночную стоимость предприятия (цену акций), ни благосостояние собственников в текущем или перспективном периоде, так как эти показатели зависят от сумм формируемой, а не распределяемой прибыли.

2. Теория предпочтительности дивидендов. Ее авторы — М. Гордон и Д. Линтнер утверждают, что каждая единица текущего дохода (выплаченного в форме дивидендов) в силу того, что она "очищена от риска" стоит всегда больше, чем доход отложенный на будущее, в связи с присущим ему риском. Исходя из этой теории максимизация дивидендных выплат предпочтительней, чем капитализация прибыли.

3. Теория минимизации дивидендов(или "теория налоговых предпочтений"). В соответствии с этой теорией эффективность дивидендной политики определяется критерием минимизации налоговых выплат по текущим и предстоящим доходам собственников. А так как налогообложение текущих доходов в форме получаемых дивидендов всегда выше, чем предстоящих (с учетом фактора стоимости денег во времени, налоговых льгот на капитализируемую прибыль и т.п.), дивидендная политика должна обеспечивать минимизацию дивидендных выплат, а со­ответственно максимизацию капитализации прибыли с тем, чтобы получить наивысшую налоговую защиту совокупного дохода собственников.

4. Сигнальная теория дивидендов(или "теория сигна­лизирования") .Эта теория построена на том, что основные модели оценки текущей реальной рыночной стоимости акций в качестве базисного элемента используют размер вып­лачиваемых по ней дивидендов. Таким образом рост уровня дивидендных выплат определяет автоматическое возрастание реальной, а соответственно и котируемой ры­ночной стоимости акций, что при их реализации приносит акционерам дополнительный доход. Кроме того,выплата высоких дивидендов "сигнализирует" о том, что компания находится на подъеме и ожидает существенный рост прибыли в предстоящем периоде.

5. Инвестиционная теория дивидендов. Ее автор Дж. Уол­тер утверждает, что наибольшая связь дивидендной политики с максимизацией рыночной стоимости предприятия (максимизацией котировки его акций) достигается при учете уровня доходности его инвестиционной деятельнос­ти. Если уровень доходности инвестиций предприятия пре­вышает уровень доходности его акций, то размер дивиден­дных выплат может снижаться. И наоборот, если уровень доходности инвестиций предприятия ниже уровня доходности его акций, то размер дивидендных выплат должен возрастать.

6. Теория соответствия дивидендной политики составу акционеров(или "теория клиентуры"). В соответствии с этой теорией компания должна осуществлять такую диви­дендную политику, которая соответствует ожиданиям большинства акционеров, их менталитету. Если основной со­став акционеров ("клиентура" акционерной компании) отдает предпочтение текущему доходу, то дивидендная политика должна исходить из преимущественного направления прибыли на цели текущего потребления. И наоборот, если основной состав акционеров отдает предпочтение увеличению своих предстоящих доходов, то дивидендная политика должна исходить из преимущественной капитализации прибыли в процессе ее распределения. Та часть акционеров, которая с такой дивидендной политикой будет не согласна, реинвестирует свой капитал в акции других компаний, в результате чего состав "клиентуры" станет более однородным.

Практическое использование этих теорий позволило выработать три подхода к формированию дивидендной по­литики:

Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики.

Факторы, определяющие дивидендную политику предприятия можно подразделить на четыре группы, которые представлены на рисунке ниже. Оценка этих факторов позволяет определить выбор того или иного типа дивидендной политики.

- стадия жизненного цикла предприятия;

- темп роста предприятия;

- объемы и сроки инвестиционных программ

- налогообложение имущества предприятий ;

- налогообложение доходов физических лиц;

- достаточность резервов собственного капитала ;

- стоимость привлечения дополнительного собственного капитала ;

- стоимость и доступность привлечения заемного капитала

- ограничения на выплату дивидендов ;

- дивидендная политика конкурентов ;

- контроль над предприятием

С учетом рассмотренных принципов дивидендная по­литика акционерного общества формируется по следую­щим основным этапам.

1. Выявление и учет факторов, определяющих дивидендную политику предприятия

2. Выбор типа дивидендной политики в соответствии со стратегией предприятия

3. Разработка механизма распределения прибыли в соответствии с типом дивидендной политики

4. Определение размера дивидендных выплат

5. Определение формы выплаты дивидендов

6. Оценка эффективности дивидендной политики

Механизм распределения прибыли акционерного общества в соответствии с избранным типом дивиденд­ной политики предусматривает такую последовательность действий:

На первом этапеиз суммы чистой прибыли вычитаются формируемые за ее счет обязательные отчисления в резервный и другие обязательные фонды специального назначения, предусмотренные уставом общества. "Очи­щенная" сумма чистой прибыли представляет собой так называемый "дивидендный коридор", в рамках которого реализуется соответствующий тип дивидендной политики.

На втором этапеоставшаяся часть чистой прибыли распределяется на капитализируемую и потребляемую ее части.

На третьем этапесформированный за счет прибы­ли фонд потребления распределяется на фонд дивиденд­ных выплат и фонд потребления персонала акционерного об­щества (предусматривающий дополнительное материальное стимулирование работников и удовлетворение их соци­альных нужд). Основой такого распределения является избранный тип дивидендной политики и обязательства ак­ционерного общества по коллективному договору.

Важным этапом формирования дивидендной полити­ки является выбор форм выплаты дивидендов. Основны­ми из таких форм являются:

1. Выплаты дивидендов наличными деньгами .

2. Выплата дивидендов акциями.

3. Автоматическое реинвестирование.

4. Выкуп акций компанией.

Для оценки эффективности дивидендной политики акционерного общества используют следующие показатели:

В соответствии с действующим в России налоговым законодательством дивидендами признается всякий доход, полученный акционерами от организации в процессе распределения ее чистой прибыли по акциям, им принадлежащим пропорционально долям владения уставного капитала общества. Иначе говоря, дивиденд представляет собой ту часть прибыли акционерного общества, которую получает акционер по имеющимся у него акциям.

Сущность дивидендов заключается в том, что они символизируют собой вознаграждение, выдаваемое обществом его акционерам, за капитал, в который они в свое время вложили в компанию.

Дивиденды начисляются и выплачиваются исключительно по акциям, находящимся в обращении. Начисление дивидендов по акциям, которые выкуплены акционерным обществом и находятся на его балансе, не осуществляется.

Как правило, дивиденды выплачиваются 1 раз в период. Периодичность их выплат определяется субъектом хозяйствования и может осуществляться:

  • ежегодно;
  • 1 раз в полугодие;
  • ежеквартально.

Существует два основных способа выплаты дивидендов (рисунок 1).

Способы выплаты дивидендов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Способы выплаты дивидендов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Наиболее распространенной формой выплаты дивидендов выступает денежная форма. В конченом счете, выбор способов дивидендных выплат, равно как и периодичность их осуществления, определяется руководством компании, исходя из целей дивидендной политики общества.

Источники дивидендных выплат

Порядок выплаты дивидендов и источники их финансирования определяются на законодательном уровне. Основные нормативные документы, регулирующие порядок дивидендных выплат представлены на рисунке 2.

Готовые работы на аналогичную тему

Нормативно-правовая база регулирования выплаты дивидендов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Нормативно-правовая база регулирования выплаты дивидендов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основополагающим источником дивидендных выплат выступает чистая прибыль организации за истекший год.

Чистая прибыль – часть балансовой прибыли организации, остающаяся в ее распоряжении после выплаты налоговых отчислений, сборов и иных платежей в бюджет, носящих обязательный характер.

В том случае, если деятельность предприятия в отчетном периоде является убыточной или же его чистой прибыли недостаточно для выплаты дивидендов, выплата дивидендов по привилегированным акциям возможна исключительно за счет и в пределах резервного фонда этого общества.

Размер дивидендных выплат может устанавливаться в процентах к номинальной стоимости акции либо в рублях на одну акцию.

Как известно, существует два основных вида акций:

Первые дают право своему владельцу участвовать в общем собрании акционеров. Дивиденды по обыкновенным акциям выплачиваются в зависимости от фактических результатов деятельности общества. Таким образом, если деятельность акционерного предприятия убыточна – дивиденды по таким акциям не выплачиваются.

Акции привилегированного типа дают своим владельцам право на получение гарантированного размера дивидендов, а также привилегии при распределении активов предприятия. Размер дивидендных выплат по таким акциям или способ его определения устанавливается при их выпуске.

Решение о выплате дивидендов принимается общим собранием участников общества. Порядок, формы и сроки их выплаты определяются дивидендной политикой общества.

Основные теории (модели) дивидендной политики

В научной литературе широкое распространение и высокую популярность получило 3 базовых модели формирования дивидендной политики. В общем виде они представлены на рисунке 3. Рассмотрим их сущность более подробно.

Теории формирования дивидендной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Теории формирования дивидендной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Согласно теории иррелевантности дивидендов рыночная стоимость предприятия определяется непосредственно доходностью его активов, а также его инвестиционной политикой. Пропорциональность распределения дохода между реинвестированием прибыли и выплатой дивидендов не оказывает влияния на совокупное богатство акционеров. В соответствии с этим считается, что дивидендная политика не связана со стоимостью корпорации.

Теория предпочтительности дивидендов исходит из постулата о том, что дивидендная политика акционерного общества, напротив, оказывает существенное влияние на прирост капитала. Именно поэтому для инвесторов наиболее предпочтительными будут менее рискованные, но стабильные дивидендные выплаты, нежели высокие дивиденды при нестабильности их выплат.

Теория налоговой дифференциации предполагает, что определяющее влияние на выбор дивидендной политики оказывает действующая практика налогообложения доходов акционеров. В тех случаях, когда имеют место быть налоговые преференции в области инвестирования капитала, для акционеров предпочтительнее будет капитализация прибыли, нежели выплата дивидендов.

Помимо этого можно выделить сигнальную теорию дивидендов и теорию соответствия дивидендной политики составу акционеров.

Согласно сигнальной теории дивидендов в основе оценки рыночной стоимости акций лежит величина дивидендов, по ним выплачиваемых. Соответственно, рост уровня дивидендных выплат ведет к повышению рыночной стоимости акций, что в случае их реализации приносит дополнительный доход их акционерам. Помимо прочего, высокий уровень дивидендных выплат свидетельствует о развитии корпорации и потенциальном приросте величины ее прибыли в предстоящем периоде.

Согласно теории соответствия дивидендной политики составу акционеров, корпорация должна реализовывать дивидендную политику, соответствующую ожиданиям большей части ее акционеров. Соответственно, если большая часть акционеров предпочитает получать текущий доход в виде дивидендов, то дивидендная политика должна исходить из преимущественного направления прибыли на цели текущего потребления и наоборот.

Таковы основные теории (модели) формирования дивидендной политики общества. Выбор той или иной модели определяется целями и задачами развития компании. Помимо этого на дивидендную политику компании оказывает влияние целый ряд факторов, определяющими из которых выступают ограничения правового и рекламно-информационного характера, ограничения, связанные с расширением воспроизводства и интересами акционеров, а также ограничения контрактного характера и ограничения, связанные с нехваткой ликвидности.

В теории финансов получили известность три подхода к обоснованию оптимальной дивидендной политики: теория иррелевантности дивидендов, теория существенности дивидендной политики, теория налоговой дифференциации.

Теория иррелевантности дивидендов разработана Ф. Модильяии и М. Миллером. В своей статье, опубликованной в 1961 году, они доказывают, что величина дивидендов не влияет на изменение совокупного богатства акционеров, которое определяется способностью коммерческой организации генерировать прибыль.

Иными словами, инвесторам безразлично, получать ли доход в виде прироста стоимости акций или в виде дивидендов. Согласно этой теории стоимость предприятия определяется его способностью приносить прибыль и степенью риска. Стоимость предприятия в большей степени зависит от инвестиционной политики. Модильяни и Миллер показали, что выплата высоких дивидендов влечет за собой выпуск большего числа новых акций. При этом доля стоимости предприятия, предлагаемая новым инвестором, должна равняться сумме выплачиваемых дивидендов. Допущения, которые использовали Модильяни и Миллер, были далеки от реальности, и заключение о том, что дивидендная политика не влияет на цену акций, не слишком реалистичны.

Основная модель оценки акций (модель Гордона):


(1)


где - теоретическая стоимость акции


- ожидаемый дивиденд очередного периода


- ожидаемая доходность (коэффициент дисконтирования)


- ожидаемый темп прироста дивидендов

Теория налоговой дифференциации Литценбергера и Рамасвами. Теория, основанная на налоговых эффектах, была предложена Р. Литценбергером и К. Рамасвами. В США до второй половины 80-х годов XX в. лишь 40% дохода от прироста капитала облагалось налогом. Инвесторам при 50%-й ставке подоходного налога приходилось платить в виде налогов 50% своих дивидендов и лишь 20% (0,40 • 50%) доходов от прироста капитала. До тех пор пока доход не реализован, акции не проданы, инвестор не обязан был платить налог. А поскольку доллар, уплаченный в будущем, стоит меньше, чем доллар, уплаченный сегодня, эта налоговая отсрочка обеспечивала определенное преимущество капитализации прибыли. По действующему в США налоговому законодательству оба вида дохода облагаются налогом, но ставка налога на доход от прироста капитала по-прежнему ниже, чем на доход в виде дивидендов. Согласно теории налоговой дифференциации Литценбергера и Рамасвами инвесторы отдают предпочтение акциям, общая доходность которых за период владения, исчисленная с учетом налогов, выше.

2. ТИПЫ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ

На практике применение данных теорий воплощается в реализации одного из трех типов дивидендной политики: консервативной, умеренной (компромиссной), агрессивной.

1. Консервативная политика предполагает, что выплата дивидендов происходит в пропорциях, которые позволяют удовлетворять потребности производственного развития и более высокими темпами наращивать стоимость чистых активов, а, следовательно, — и рыночную стоимость акций. Проведение консервативной политики возможно в 2 вариантах:

А). Начисление дивидендов по остаточному признаку. В этом случае начисление дивидендов происходит только после того, как за счет прибыли сформирован объем собственных средств, достаточный для развития компании в предстоящем периоде. Плюсом такой политики является обеспечение высоких темпов развития акционерного общества и повышение его платежеспособности. Однако нестабильность размера дивидендных выплат, который зависит не только от размеров прибыли, но и от планов развития компании, может отпугнуть некоторых инвесторов. Такая политика выплаты дивидендов оптимальна на ранних стадиях жизненного цикла компании.

Б). Поддержание стабильного соотношения дивидендных выплат и прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, на основе установления долговременного норматива на потребляемую и капитализируемую часть прибыли. Это позволяет в некоторой степени повысить предсказуемость размеров выплат дивидендов (но трудности с прогнозом прибыли при этом сохраняются), что немаловажно для некоторых инвесторов, однако при необходимости наращивания капитала затрудняет рост компании. Данная политика наиболее эффективна при стабильной ситуации на финансовом рынке и при постоянных (или постоянно растущих) доходах компании.

2. Умеренная (компромиссная) политика начисления дивидендов, — это политика, в соответствии с которой компания пытается соблюсти баланс интересов акционеров, нуждающихся в выплате дивидендов и потребностей предприятия в наращивании капитала. Данный тип дивидендной политики также может проводиться в 2 вариантах:

А). Выплата постоянных сумм дивидендов. Существенно облегчает прогноз стоимости акций компании и доходов для инвесторов, однако при отсутствии прибыли может нанести ущерб эмитенту, а при росте прибыли – вызвать недовольство акционеров.

Б). Выплата стабильных сумм дивидендов с надбавкой при определенных условиях. Позволяет, с одной стороны, в какой-то степени гарантировать акционерам заранее известный минимальный уровень дохода, с другой, — поощрять собственников в случае успешной работы компании или отсутствия необходимости расширения операций. В российских условиях, при стабильном финансовом состоянии предприятия, этот вид дивидендной политики возможно был бы наиболее приемлемым.

3. Агрессивная политика начисления дивидендов – предполагает начисление максимально возможного размера дивидендов. В российских условиях такая политика наиболее актуальна для компаний, акционерами которых является большое количество физических лиц, при намерении разместить новую эмиссию этой категории инвесторов. Следует учесть, что резкое снижение размеров дивидендов может неблагоприятно отразиться на стоимости акций, “сигнализируя” об ухудшении ее показателей.

Читайте также: