Теоретические аспекты налогового контроля

Обновлено: 04.07.2024

Актуальность темы исследования состоит в том, налоговый контроль использует разнообразные формы практической организации для наиболее эффективного выполнения стоящих перед ним задач. Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля является выездная налоговая проверка, так как она основана на изучении объективных, фактических данных, которые не всегда предоставляются налогоплательщиками в налоговые органы из-за нежелания уплачивать налоги и, тем самым, снижать свое финансовое благополучие.

Экономика не в состоянии нормально функционировать, если бизнес не развивается в легальных формах, а правительство не способно собирать налоги. Поэтому выбранная тема дипломной работы, касающаяся инструмента государственного контроля, позволяющего наиболее полно и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов и сборов, выявить предприятия работающие в теневой экономике, актуальна в данный момент и будет актуальной в будущем.

Этим обусловлен выбор темы работы - "Организация выездной налоговой проверки правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и совершенствование методики ее проведения".

Исследованию проблем налогового контроля посвящено множество научных работ отечественных авторов, таких как: Голищева Л.Е., Грачева В.Ю., Красницкая В.А., Белобжецкий И.А. и ряда других.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются налоговый контроль.

Предмет исследования – совершенствование системы эффективного проведения налогового контроля.

Целью данной работы является изучение проблем налогового контроля и путей их решения

В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи:

· изучить теоретические аспекты налогового контроля;

· провести организационно – экономический анализ федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю;

· проанализировать поступления налогов и сборов во все уровни бюджета Ставропольского края;

· рассмотреть порядок проведения выездных налоговых проверок налога на добавленную стоимость;

· выявит основные проблемы эффективного проведения налогового контроля, и предложить пути их решения.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

В первой главе "Теоретические аспекты налогового контроля" рассматриваются основные понятия налогов и налогообложения, методы и формы налогового контроля. Вторая глава "Организационно – экономический анализ федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю" содержит основные данные по поступления налогов и сборов во все уровни бюджета Ставропольского края, проведения выездных налоговых проверок НДС. В третьей главе "Совершенствование системы эффективного проведения налогового контроля" отраженны основные проблемы применения налоговых вычетов при возмещении налога на добавленную стоимость и возможные пути их решения.

В заключении обобщены основные результаты исследования, сформулированы выводы и предложения.


Теоретические аспекты налогового контроля

Организационно – экономический анализ федеральой налоговой службы по ставропольскому краю

Совершенствование системы эффективного проведения налогового контроля

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив теоретические аспекты налогового контроля можно заделать следующие выводы, что налоговый контроль имеет цель обнаружения нарушений и отклонений от принятых норм, правил и стандартов в сфере налогов и сборов, принятие необходимых корректирующих мер, привлечение виновных к ответственности и возмещение причиненного государству ущерба, а также предотвращение или сокращение совершения таких правонарушений в дальнейшем.

Формы и методы налогового контроля существуют в неразрывном единстве. Зачастую в рамках одной правовой формы организации контрольной деятельности могут применяться различные методы и формы контроля. Именно от правильного сочетания форм и методов налогового контроля зависит эффективность налогового контроля.

Проанализировав основные показатели поступления налогов и сборов во все уровни бюджета Ставропольского края и порядок проведения выездных налоговых проверок налога на добавленную стоимость пришло к тому, что проведение выездных проверок является неотъемлемой частью для пополнения бюджета региона, позволяющая проверить правильность уплаты налогов и сборов, а также исполнение налогоплательщиком иных обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах.




В результате проделанной работы можно отметить, что важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы ФНС по Ставропольскому краю, является совершенствование системы применения налоговых вычетов при возмещении налога на добавленную стоимость.

Так же для совершенствования системы эффективного проведения налогового контроля, необходимо осуществления углубленного камерального анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика необходимо сформировать единую государственную интегрированную информационную базу данных на основании информации из внутренних и внешних источников.

Необходимо также создание, формирование и функционирование единой государственной информационной интегрированной базы данных о налогоплательщиках должно также обязательно отвечать следующим условиям:

- сбор, обработку и обновление всей поступающей в налоговый орган информации необходимо производить непрерывно;

- информация должна быть систематизирована в таком порядке, который бы оптимально обеспечивал выборку отдельных категорий налогоплательщиков по заданным параметрам, с целью проведения сравнительного предпроверочного анализа по аналогичным налогоплательщикам;

- информация должна быть достоверной и максимально полной для отбора налогоплательщиков, в целях проведения эффективной выездной налоговой проверки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. // Москва. Издательство "Проспект". 2004.

4. Налоговый Кодекс Российской Федерации, части 1 и 2 с изменениями и дополнениями на 2006г. // Москва. Издательство "Проспект". 2006г.

5. Римская Декларация руководящих принципов контроля. Принята 10 Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) // Президентский контроль. – 1994г. - № 1.

6. Об утверждении порядка назначения выездных налоговых проверок: Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 8 октября 1999г. № АП - 3-16/318 // Налоги № 9 1999г.

7. О налоговых органах Российской Федерации. Закон Российской Федерации от 10 января 2003г. № 5-34/123 // Налоги №4 2003г.

13. Регламент проведения выездных налоговых проверок: Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 10 ноября 2000 г. № БГ-14-16/353/дсп.

14. О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах. Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам от 10 апреля 2000 г. № 60 // Налоговый вестник. – 2001. - № 3. – с.10.

II. МОНОГРАФИИ И ПУБЛИКАЦИИ

16. Белобжецкий И.А. Налоговый контроль и хозяйственный механизм / И.А. Белобжецкий. – М.: Финансы и статистика, 1989. - с.53.

17. Голищева Л.Е., Бровко Л.И., Голищев А.В. налоговый контроль – Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2006. – 156с.

18. Грачева В.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля / В.Ю. Грачева - М.: Юриспруденция, 2000. – 453с.

19. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налоговое право. Учебное пособие. -М.: Инфра - М. 2004. – 254с.

20. Карасева М. В.: Финансовое право. Общая часть: учебник / М.В. Карасева – М.: Юристъ 2003. – 443с.

21. Комментарий к Налоговому Кодексу РФ, части 1 / под ред. А.В. Брызгалина – М.: Аналитика –Пресс, 2004. - с.364.

22. Красницкая В.А. Организация и методика налоговых проверок. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 356с.

23. Кучеров И.И. Налоговое право России: курс лекций / И.И. Кучеров. – М.: "Юринфор", 2002. – 309с.

24. Налоговое право России: Учебник для Вузов / отв. ред. д. ю. н., проф. Ю.А. Крохина. – М., Норма 2003 – 497с.

25. Налоговое право: учебное пособие для студентов юридических и экономических ВУЗов / С.Г. Пепеляев / под ред. С.Г. Пепеляева. – М.: Пресс, 2003. – 501с.

26. Налоги и налогообложение. / Под ред. Романовского М.В., Рубелевской О.В. СПб: Питер, 2003. – 439с.

27. Основные изменения налоговой системы России в 2005 – 2006 годах. "Налоговед" № 10, 2005.

28. Юткина Т. Налоги и налогообложение. Учебник. Изд.2-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М. 2003. – 398с.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования состоит в том, налоговый контроль использует разнообразные формы практической организации для наиболее эффективного выполнения стоящих перед ним задач. Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля является выездная налоговая проверка, так как она основана на изучении объективных, фактических данных, которые не всегда предоставляются налогоплательщиками в налоговые органы из-за нежелания уплачивать налоги и, тем самым, снижать свое финансовое благополучие.

Экономика не в состоянии нормально функционировать, если бизнес не развивается в легальных формах, а правительство не способно собирать налоги. Поэтому выбранная тема дипломной работы, касающаяся инструмента государственного контроля, позволяющего наиболее полно и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов и сборов, выявить предприятия работающие в теневой экономике, актуальна в данный момент и будет актуальной в будущем.

Этим обусловлен выбор темы работы - "Организация выездной налоговой проверки правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и совершенствование методики ее проведения".

Исследованию проблем налогового контроля посвящено множество научных работ отечественных авторов, таких как: Голищева Л.Е., Грачева В.Ю., Красницкая В.А., Белобжецкий И.А. и ряда других.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются налоговый контроль.

Предмет исследования – совершенствование системы эффективного проведения налогового контроля.

Целью данной работы является изучение проблем налогового контроля и путей их решения

В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи:

· изучить теоретические аспекты налогового контроля;

· провести организационно – экономический анализ федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю;

· проанализировать поступления налогов и сборов во все уровни бюджета Ставропольского края;

· рассмотреть порядок проведения выездных налоговых проверок налога на добавленную стоимость;

· выявит основные проблемы эффективного проведения налогового контроля, и предложить пути их решения.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

В первой главе "Теоретические аспекты налогового контроля" рассматриваются основные понятия налогов и налогообложения, методы и формы налогового контроля. Вторая глава "Организационно – экономический анализ федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю" содержит основные данные по поступления налогов и сборов во все уровни бюджета Ставропольского края, проведения выездных налоговых проверок НДС. В третьей главе "Совершенствование системы эффективного проведения налогового контроля" отраженны основные проблемы применения налоговых вычетов при возмещении налога на добавленную стоимость и возможные пути их решения.

В заключении обобщены основные результаты исследования, сформулированы выводы и предложения.

Финансирование предусмотренных государственным бюджетом программ требует систематического пополнения финансовых ресурсов на республиканском и местном уровнях, что достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами, плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.

Однако, на практике юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин, в частности, из-за отсутствия необходимых денежных средств для уплаты налогов, несвоевременной сдачи в банк документов на уплату платежей в бюджет, уклонения от уплаты и т. п. 1

Правильно организованный налоговый контроль, основанный на сборе максимально полной информации, дает возможность провести наиболее полный анализ с целью выявления налогоплательщиков, добросовестность которых в плане выполнения ими своих обязательств, вызывает большие сомнения.

Контроль специализированных органов осуществляется как в ходе проверок непосредственно у плательщиков (выездные проверки), так и на основе поступающих в налоговые органы банковских документов (копий платежных поручений, подтверждающих уплату налогов, выписок банков). В процессе проведения контрольной работы налоговым органам предоставлено право взыскивать с юридических лиц неуплаченные в срок налоги и другие обязательные платежи, также данные органы вправе применить один из способов обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства, т.е. начисление пени на неуплаченную сумму налоговой задолженности, приостановление расходных операций по банковским счетам, ограничение в распоряжении имуществом. Финансовые санкции, предъявленные за нарушение налогового законодательства, уплачиваются юридическими лицами добровольно либо по решению судебных органов.

Основная цель налогового контроля - противодействие уходу от налогов, обеспечение устойчивого поступления бюджетных доходов. 2

К числу основных задач налогового контроля можно отнести:

-предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах, а также возмещение ущерба, причиняемого государству в результате неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) и иными лицами своих обязанностей;

-обеспечение правильного, согласно налоговому законодательству, исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет, а также отчислений во внебюджетные фонды;

-применение наказаний к нарушителям налогового законодательства.

- наблюдение за функционированием подконтрольных объектов, получение от них достоверной информации о выполнении правил и поручений;

- анализ собранной информации, выявление тенденций причин нарушений, разработка прогнозов;

- принятие мер к предотвращению нарушений законности и дисциплины, вредных последствий, ущерба, нецелесообразных действий и расходов;

- учет конкретных нарушений, выявление причин и условий, способствующих их совершению;

-привлечение виновных лиц к ответственности. 3

Процесс же реализации контрольных действий можно разделить на два основных направления:

2. этапы осуществления налогового контроля в виде основополагающей его формы - налоговой проверки.

Что касается общих этапов осуществления налогового контроля в целом над всеми налогоплательщиками, то к ним можно отнести следующие направления контрольной деятельности:

1. регистрационный учет налогоплательщиков – на данном этапе деятельность налоговых органов предполагает контроль за своевременной постановкой налогоплательщиков, имеющих объекты налогообложения, на регистрационный учет. Постановка на учет дает прежде всего налоговым органам полную информацию о налогоплательщике и его имуществе, в том числе о его фактическом местонахождении, сведения о руководителях юридического лица, фактическое местожительства физического лица и др. Результатом контрольных действий является создание и ведение налоговыми органами единого государственного реестра налогоплательщиков;

2. Учет объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением. На данном этапе налоговыми органами осуществляется процесс учета фактических объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, принадлежащих налогоплательщику, а также отражением их в налоговой отчетности. Налоговым кодексом в части установления достоверной и объективной информации об объектах налогообложения предусмотрено взаимодействие органов налоговой службы со следующими уполномоченными органами:

- статистики - данные об экономическом положении физических и юридических лиц, а также предпринимательской деятельности;

- выдающими лицензии, свидетельства или иные документы разрешительного и регистрационного характера - о физических и юридических лицах, которым выданы либо у которых отозваны или приостановлены действие лицензии, свидетельства или иные документы разрешительного или регистрационного характера;

- осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительства в Республике Казахстан - о фактах регистрации;

- осуществляющими регистрацию актов гражданского состояния - о фактах рождения и смерти физических лиц;

- осуществляющими совершение нотариальных действий - о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения;

- опеки и попечительства - об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством;

- другими уполномоченными органами, определяемыми Правительством Республики Казахстан. 4

Таким образом, ведение учета объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением позволит своевременно получить необходимую информацию для осуществления органами налоговой службы перекрестного налогового контроля;

4. Осуществление камеральных проверок – на данном этапе налоговыми органами проводится проверка правильности данных налоговой отчетности, предоставленной налогоплательщиком в установленные сроки;

5. Контроль за своевременной уплатой начисленных платежей – на данном этапе налоговые органы контролируют своевременную уплату физическими и юридическими лицами, начисленных налоговых платежей;

6. Контроль за своевременной сдачей налоговых деклараций – на данном этапе налоговые органы осуществляют контроль за своевременной сдачей налогоплательщиками налоговой отчетности согласно итоговым за определенный период (год, квартал) результатам финансово- хозяйственной деятельности;

8. Применение в случае не исполнения налогового обязательства налоговых санкций - на данном этапе налоговые органы в случае не своевременного исполнения налогоплательщиком налогового обязательства применяют налоговые санкции в виде наложения штрафа, пени, взыскание средств с расчетного счета и др. ;

9. Контроль за выплатой налогоплательщиком наложенных финансовых санкций и административных штрафов - на данном этапе налоговые органы контролируют процесс выплаты налоговых санкций, а в случае не исполнения применяют более жесткие меры.

Для наиболее полного определения сущности налогового контроля также необходимо рассмотреть его классификацию:

1. в зависимости от субъектов, осуществляющих внешний налоговый контроль:

контроль финансовых органов;

контроль налоговых органов;

контроль таможенных органов.

2. в зависимости от субъектов, осуществляющих внутренний налоговый контроль:

- контроль, осуществляемый руководителем организации;

-контроль, осуществляемый ревизорами организации.

3. в зависимости от органов, осуществляющих налоговый контроль:

-государственный налоговый контроль, проводимый органами государственной власти (налоговыми, таможенными органами);

-негосударственный налоговый контроль, проводимый аудиторскими компаниями.

4. в зависимости от объекта налогового контроля:

-деятельность юридических лиц;

-деятельность индивидуальных предпринимателей;

- деятельность физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

5. в зависимости от стадий проведения налогового контроля:

текущий – проверка, проводимая в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных операций и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, предоставляемых налогоплательщиками в налоговые органы;

последующий – реализуется путем проведения налоговых проверок по окончании определенного отчетного периода..

6. в зависимости от характера контрольных мероприятий:

плановый налоговый контроль – подчинен определенному планированию;

внеплановый (внезапный) налоговый контроль, осуществляемый только в установленных законодательством случаях и при случаях необходимости, например при ликвидации предприятия;

7. в зависимости от метода проверки документов:

сплошной налоговый контроль, основывающийся на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета за продолжительный период времени;

выборочный налоговый контроль, основывающийся на проверки части первичных документов за один или несколько месяцев. Как правило, если в процессе проведения выборочной проверки были выявлены серьезные нарушения, то после нее проводится сплошная проверка;

8. в зависимости от обязательности налоговый контроль подразделяется на:

9. по периодичности налоговый контроль можно разделить на :

первоначальный, когда контрольные мероприятия проводятся в отношении какого-либо налогоплательщика впервые в течение календарного года;

повторный, возникающий в случае, когда за период осуществляются две или более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащих уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период;

10. в зависимости от источников получения данных налоговый контроль можно разделить на :

документальный налоговый контроль, основанный на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в учетных документах;

фактический налоговый контроль, учитывающий все источники информации и доказательства, в том числе показания свидетелей, результаты обследования, заключения экспертов и др.

встречный налоговый контроль- получение информации и документов о деятельности налогоплательщика от лиц, осуществляющих с данным налогоплательщиком деятельность или как-либо с ним связанных.

11. в зависимости от направления контролируемой деятельности:

комплексный налоговый контроль- исследование всей деятельности подконтрольного лица по всем вопросам соблюдения налогового законодательства за определенный период времени;

тематический (специальный, выборочный) налоговый контроль – осуществление проверки деятельности подконтрольного лица по уплате определенных налогов (например, только прямых или косвенных и др.);

12. в зависимости от места проведения мероприятий налогового контроля:

камеральный налоговый контроль- осуществляется по месту расположения налогового органа, т.е. непосредственно при сдачи налогоплательщиком налоговой отчетности;

выездной налоговый контроль – проводится по месту нахождения налогоплательщика (проверяемого лица).

Таким образом, налоговый контроль можно определить как важную и составную часть налоговой политики государства, а также как часть формируемого государством организационно-правового механизма управления, представляющего собой деятельность специализированных государственных органов, в результате которой обеспечивается исполнение, установленное нормами налогового законодательства, обязанностей лицами в сфере налогообложения, исследование и выявление оснований для применения принудительных налоговых изъятий в бюджетную систему, а также установление оснований для применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Что же касается этапов реализации налогового контроля в виде основной его формы – налоговой проверки, то в данном случае можно провести следующее последовательное поэтапное разделение:

1.Предварительный этап проведения налогового контроля (налоговой проверки). На данном этапе реализации налогового контроля основное внимание уделяется процессу подготовки к проведению контрольных мероприятий. Определяется цель и срок проведения мероприятий налогового контроля, составляется план проведения данных мероприятий на определенный период времени, проводится анализ экономических данных о налогоплательщике (объем выручки, вид деятельности и др.), определяются методы осуществления контрольной деятельности.

2.Назначение мероприятий налогового контроля. На данном этапе законодатель устанавливает особый порядок назначения мероприятий налогового контроля, несоблюдение которого может привести к существенным правовым последствиям, таким, например, как признание недействительными результатов контрольной деятельности. К примеру, выездная налоговая проверка назначается специальным решением руководителя или заместителя налогового органа.

3.Проведение налогового контроля. Данный этап налогового контроля является основным в реализации контрольной деятельности уполномоченных органов, так как именно здесь налоговые органы совершают определенные действия, предписанные им законодателем, по установлению правильности и своевременности расчетов проверяемого лица с бюджетом. При этом эффективность проводимых мероприятий будет зависеть от методов, с помощью которых проводится проверка, с результативностью и действенностью применяемых уполномоченными должностными лицами мер по воздействию на поведение проверяемого лица, а также с правильностью юридической квалификации их действий. Неправильное применение норм налогового законодательства в ходе проведения проверки налоговыми органами может привести не только к отказу в удовлетворении их требований, но и возмещению ущерба, нанесенного налогоплательщику государственными органами.

4.Определение результатов, проведенных мероприятий налогового контроля с составлением и оформлением итогового документа. Данный этап налогового контроля также имеет важное значение, так как в ходе его проведения определяются и документально оформляются результаты проверки, после чего данные документы приобретают свое юридическое значение. Как правило, такие документы содержат описание выявленных фактов нарушений, состояние расчетов проверяемого субъекта с бюджетом и внебюджетными фондами, а также содержат правовую оценку действий налогоплательщика и иных обязанных лиц. Данными документами являются акты налоговых проверок, протокола отдельных процессуальных действий, заключение эксперта, акт инвентаризации имущества налогоплательщика и др. Правильное оформление результатов имеет решающее значение для последующего привлечения виновного лица к ответственности за нарушения налогового законодательства. Также на данном этапе происходит подготовка текста и подписание документов налогового контроля уполномоченными должностными лицами, а в установленных случаях – вручение итоговых документов налогового контроля проверяемым субъектам.

Таким образом, анализируя содержание этапов налогового контроля и действия налоговых органов на каждом из этих этапов, необходимо отметить, что только последовательная реализация контрольных действий сможет обеспечить соблюдение налогоплательщиками налогового законодательства.

1. Налоги: учеб.пособие/ Под ред.Д.Г. Черник.-3-е изд.-М.: финансы и статистика, 1997 г.

2. Уварова С. Налоговая реформа в России. Налоговый контроль – основная функция налогового администрирования в РФ//Налоги и финансы, №7, 2010 г.

3. Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник-М.: Издательство Норма, 2000 г.


Налоговый контроль — комплекс мер по проверке исполнения норм налогового права. Целью этой процедуры является выявление нарушений законодательства. При этом налоговые органы используют различные формы налогового контроля и методы.

Формы и методы налогового контроля

Учет налогоплательщиков, контроль за правильностью исчисления налогов и сборов - основные функции ФНС, которые позволяют своевременно и в полной мере пополнять бюджет страны или отдельного муниципалитета.

Налоговые проверки — основная и наиболее эффективная форма налогового контроля. Они подразделяются на камеральные и выездные. Камеральные проверки проходят в налоговой инспекции, а выездные — у налогоплательщика. При камеральной проверке в рамках налогового контроля проверяется только тот налог, по которому подана декларация. Камеральная проверка не может быть назначена по истечении 3 месяцев со дня сдачи декларации. В рамках камеральной проверки мероприятия налогового контроля проверяющие используют не так широко, как при выездной.При выездной проверке налоговым контролем могут охватываться все налоги за проверяемый период, которые налогоплательщик обязан уплачивать в зависимости от выбранной формы налогообложения.

Вторая форма налогового контроля — это получение объяснений. Налоговые органы вправе вызвать налогоплательщиков для дачи пояснений по любому вопросу в рамках исполнения законодательства. Пояснения предоставляются в устной или письменной форме и в ходе проведения налогового контроля протоколируются.

О подаче пояснений читайте в этой статье.

Третья форма налогового контроля — проверка данных учета и отчетности. В требовании налоговой инспекции, направленном налогоплательщику, перечисляются необходимые для налогового контроля документы, которые должны быть представлены налоговикам в течение 10 дней. В ходе выездной проверки в рамках налогового контроля может быть назначена инвентаризация.

Осмотр помещений и территорий — еще одна форма налогового контроля. Налоговый инспектор вправе проводить его согласно ст. 92 НК РФ в рамках проводимой проверки. Осмотр происходит в присутствии понятых, при необходимости при этом мероприятии налогового контроля производится фото- и видеосъемка.

Налоговый мониторинг — еще одна форма налогового контроля, введенная с 01.01.2015.

Подробнее о налоговом мониторинге узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Период, проверяемый в ходе данного вида налогового контроля, проверяющие не вправе включать в план проверок (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Деятельность организации при проведении налогового контроля в форме мониторинга становится прозрачной, но любые бухгалтерские и юридические документы инспекция вправе затребовать.

Налоговый контроль при мониторинге базируется на утвержденном регламенте, по которому инспекция может в течение года проверять хозяйственные операции, а организация сможет обезопасить себя от возможных ошибок при начислении налогов, ведь налоговая служба еще до момента сдачи деклараций даст разъяснения по интересующим вопросам.

В налоговом контроле используются следующие методы:

Методы налогового контроля

Документальный налоговый контроль

Фактический налоговый контроль

включает следующие приемы:

  • формальную и арифметическую проверку;
  • юридическую оценку;
  • экономический анализ

включает следующие приемы:

  • учет налогоплательщиков;
  • показания свидетелей;
  • проведение инвентаризации;
  • привлечение экспертов

Виды налогового контроля

НК РФ не дает точного толкования видов налогового контроля, поэтому классификация их разнообразна. Например, она может быть такой:

Виды налогового контроля

Налоговый контроль по времени проведения

Налоговый контроль по способу проверки

Налоговый контроль по месту проведения

Налоговый контроль по периодичности

Подробнее о процедуре проверок читайте в материалах:

Формы и методы налогового контроля в РФ

В целях расширения и усиления налогового контроля предусмотрено, что:

1. Плательщики, которые сдают отчетность в электронном виде, должны так же электронно уведомлять инспекцию о поступлении от нее требований, высылая квитанцию о получении. Иначе налоговая инспекция может заблокировать расчетный счет организации (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ, письмо ФНС России от 17.02.2014 № ЕД-4-2/2553).

2. В течение 3 лет инспекция может приостановить операции по счетам в банках, если организацией или ИП не будет предоставлена налоговая отчетность (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК).

3. Налоговый контроль затрагивает и декларацию по НДС. При установленных несоответствиях проверяющие в рамках налогового контроля вправе потребовать любые документы по операциям, отраженным в декларации, а также проводить осмотр территории и помещений организации.

4. Если гражданин, имея в собственности различные объекты имущества, не получает извещения об уплате налогов, он должен сам сообщить об этом в инспекцию для целей налогового контроля (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

5. Налоговый контроль теперь охватит и сбор такой информации, как факты заключения и расторжения браков, а также случаи установления и прекращения опеки (абз. 1 п. 3 ст. 85 НК РФ).

Итоги

Налоговый контроль направлен на решение главной задачи государства — пополнение бюджета любого уровня своевременно и в полном объеме. Проверки являются самой эффективной формой налогового контроля, дисциплинирующей налогоплательщиков.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: