За бесплатный проезд штраф 10 рублей лексическая ошибка

Обновлено: 02.07.2024

1. Использование слова в несвойственном ему значении.

Ошибка: отказать под благоприятным предлогом

Правильно: благовидным

2. Нарушение лексической сочетаемости.

Ошибка: большинство времени, первоочередное внимание, удешевить цены

Правильно: большая часть времени, основное (особое) внимание, снизить цены.

3. Неуместное и неоправданное употребление иноязычных, необщеупотребительных слов, которые могут быть непонятны адресату.

Ошибка: Срок выполнения работ может быть пролонгирован.

Правильно: срок продлен.

4. Плеоназмы (обороты, содержащие лишние слова)

Ошибка: впервые познакомились, передовой авангард, первый лидер, свободные вакансии

Правильно: впервые встретились

5. Тавтология (использование в одном предложении однокоренных слов)

Ошибка: следует учитывать следующие факторы

Правильно: необходимо учитывать…

Тавтология допускается только в тех случаях, если однокоренные слова являются единственными носителями значений (обычно терминологического характера): Расследование ведется следственным управлением.

6. Использование омонимов и многозначных слов без разъясняющего их значение контекста.

Ошибка: Я прослушал первое выступление (многозн.). Он почитает Пушкина (омон.).

7. Неразличение паронимов.

Ошибка: необходимо предоставить список сотрудников, оплатить за проезд

Правильно: необходимо представить, заплатить за проезд, уплатить за проезд, оплатить проезд.

8. Неуместное использование стилистически окрашенных слов

Ошибка: приказ о переводе студентов-заочников

Правильно: студентов заочного отделения

9. Нарушение состава фразеологизмов.

Ошибка: уделить значение, играет большое значение

Правильно: уделить внимание, играет роль, имеет значение

10. Лексическая неполнота высказывания.

Ошибка: прежде всего надо обращать на недостатки в работе.

Правильно: надо обращать внимание на недостатки

11. Использование слов без учета исторического контекста.

Ошибка: Раскольников встретился с Мармеладовым в баре

Правильно: в распивочной.

РАЗДЕЛ 2. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ

Слова для запоминания:

алфавИт, анАлог, асимметрИя, аэропОрты, баловАть, бАрмен, вероиповЕдание, включИт, вручИт, втрИдешева, втрИдорога, газопровОд, граждАнство, дефИс, диспансЕр, дОговор, договОр, донЕльзя, дОнизу, дОгмат, досУг, дремОта, жалюзИ, звонИт, завИдно, зАгодя, знАмение, издрЕвле, Иконопись, иконопИсец, индустрИя, каталОг, квартАл, красИвее, кремЕнь, мастерскИ, мИзер, мизЕрный и доп. мИзерный, мышлЕние и доп. мЫшление, навЕрх, намЕрение, обеспЕчение, облегчИть, опОшлить, оптОвый, пломбировАть, пломбирОванный, премировАть, премировАние, премирОванный, свЁкла, слИвовый, созЫв, срЕдства, столЯр, страхОвщик, тОрты, увЕдомить, углубИть, украИнский, усугубИть и доп. усугУбить, упрОчение, фенОмен, ходАтайство, шассИ, шофЁр, чЕрпать, щавЕль, экспЕрт

Орфоэпические правила:

В глаголах прошедшего времени, кратких причастиях, кратких прилагательных мужского, среднего рода и множественного числа в большинстве случаев ударение сохраняется на основе (в приставочных образованиях – на приставке), в форме женского рода окончание переносится на окончание: зАнял, прИнял, зАняты, прИнято, дОроги, бЫстро, занялА, принялА, знятА, принятА, пролитА, начатА, дорогА, быстрА

! Запомнить: клАла, крАла, крАлась, слАла, послАла, стлАла.

ЧАСТИ РЕЧИ

ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ
часть речи вопросы значение примеры
существительное кто? что? предмет человек, Москва, дом, чувство, движение
прилагательное какой? каков? чей? признак предмета добрый, добр, лисий
числительные сколько? какой по счету? число, количество, порядок при счете пятьдесят, пятидесятый
местоимение кто? что? какой? чей? сколько? указывают на предмет, признак, количество, но не называют их я, он, такой, какой, свой, несколько
глагол что делать? что сделать? действие предмета любить, читал, скажи, узнал бы
причастие какой? признак, приобретенный в результате действия (тот, который что-либо сделал, с которым что-либо сделали) летящий, изучаемый, прочитан
деепричастие что делая? что сделав? добавочное действие гуляя, изучив
наречие где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? признак предмета, признак действия, признак другого признака вдали, вчера, туда, влево, сгоряча, назло, высоко

СЛУЖЕБНЫЕ
часть речи функции примеры
предлог служит для связи слов в словосочетании на, перед, вследствие, наряду с, несмотря на, в течение
союз служит для связи частей сложного предложения, однородных членов предложения, для оформления сравнительных оборотов и, однако, зато, тоже, также, так как, не только. но и, если. то, несмотря на то что
частица образует формы слов (повелительное и условное наклонение глаголов), вносит дополнительные оттенки значений в предложение бы, да, давай, пусть, пускай, лишь, только, о

Трудные случаи определения части речи

Слова, одинаковые по звучанию и написанию, могут быть словами разных частей речи, например: Едва рассвело, мы отправились в путь (союз, служит для связи главной и придаточной части). Тропинка была едвазаметна (наречие, отвечает на вопрос как? насколько?). Никто не спал, несмотря на поздний час (предлог, служит для связи слов в словосочетании). Никто не спал, несмотря на то что было уже поздно (союз, служит для связи главной и придаточной части). Я не знал, чтомне делать (местоимение в роли союзного слова, отвечает на вопрос что?). Я сказал, что приду завтра (союз, служит для связи главной и придаточной части).

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ – это правила образования и употребления форм слов различных частей речи


1. Перепелицына Ю.Р., Седунова Н.А. Виды и причины возникновения речевых ошибок в речи сотрудников МВД // Всероссийский филологический форум. 2021. С. 21–25.

2. Воронцова Ю.А., Хорошко Е.Ю. Типичные ошибки в письменной речи сотрудников полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 1 (72). С. 74–77.

3. Калашникова С.В. Некоторые аспекты речевой культуры сотрудников правоохранительных органов // Традиционная народная культура как действенное средство патриотического воспитания и формирования межнациональных отношений. 2018. С. 71–73.

4. Баликова М.С. Культура речи и её роль в профессиональном общении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. № 7. С. 120–124.

5. Вороничева О.В. Речевая культура сотрудников правоохранительных органов // Правовая культура России: прошлое и настоящее. 2017. С. 82–86.

6. Каримова Т.С. Обучение сотрудников правоохранительных органов профессиональному речевому общению с учётом его особенностей на этапе прохождения первоначального обучения // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2018. № 16–2. С. 144–145.

7. Шуленкова М.А. Совершенствование культуры речи сотрудника полиции в условиях образовательной организации системы МВД России // Вестник НЦБЖД. 2019. № 4. С. 56–62.

8. Каримова Т.С. Обучение письменной официальноделовой речи сотрудников правоохранительных органов в рамках профессионального обучения // Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики в образовательном процессе неязыковой образовательной. 2017. С. 58–63.

9. Липина Е.А. Проблемы письменной речи сотрудников полиции (нарушение лексических норм) // Правопорядок: история, теория, практика. 2016. № 2 (9). С. 42–45.

В качестве типичных лексических ошибок, допускаемых сотрудниками правоохранительных органов, выделяют, например, неверное употребление терминов, неоправданное использование иностранных слов, архаизмов, смешение паронимов [8, с. 2].

В данной статье представлена попытка выявления типичных лексических ошибок сотрудников правоохранительных органов, обучающихся на факультете профессиональной подготовки СибЮИ МВД России.

Материалы и методы исследования

Задание 1. Исправьте в предложениях нарушения лексической сочетаемости и запишите исправленный вариант.

1) В спорте большое значение играет регулярная тренировка.

2) За успешную работу ему дали благо- дарность.

3) Телевидение сегодня имеет большое влияние на молодежь.

4) При приеме на работу большую роль имеет диплом об окончании института.

5) Соблюдать крепкую конспирацию.

6) Я поднимаю тост за своего друга.

7) Войдя в автобус, не забудьте оплатить за проезд.

Задание 2. Исправьте в предложениях лексические ошибки (тавтологию и плеоназм). Запишите предложения в исправленном виде.

1) После первого дебюта актриса стала получать предложения сниматься за границей.

2) Совместное сотрудничество помогает в работе.

3) Внутренний интерьер их квартиры вызвал недоумение.

4) В августе месяце мы закончим стро- ительство.

5) Свидетель видел, что потерпевшего пинали ногами.

6) Свидетели дали показания около мертвого трупа.

7) На учебно-методическом сборе присутствовало 120 человек делегатов.

8) Ложный оговор соседа.

9) Вступительная преамбула доклада вызвала недоумение слушателей.

10) У выпускников театрального института состоялась первая премьера спектакля.

Задание 3. Выберите правильный вариант.

1) Эта доза яда может быть . . (смертельной – смертной)

2) Вот . профессором список литературы (рекомендательный – рекомендованный)

3) Вот брошюра, там есть. к поступающим в вузы (требования – требовательность)

4) Нам начинает надоедать . режиссёра (излишнее требование – излишняя требовательность)

6) Я очень люблю . танцы (медлен- ные – медлительные)

7) У тебя есть . деньги? (мелочные – мелкие)

8) Художественный фильм – это . фильм (игральный – игорный – игровой)

9) Суд признал обвиняемого . в совершении преступления (виноватым – виновным)

10) В жизни страны произошли . изменения (коренные – корневые)

Рассмотрим результаты выполнения заданий 72 сотрудниками правоохранительных органов, обучающимися в трех группах факультета профессиональной подготовки СибЮИ МВД России. Период выполнения заданий: июнь-июль 2021 г., дистанционная форма обучения.

Результаты исследования и их обсуждение

При выполнении первого задания выявлено следующее.

Обучающиеся не допустили ошибки в следующих предложениях:

При выполнении второго задания выявлено следующее.

Обучающиеся не допустили ошибок в следующих предложениях:

При выполнении третьего задания выявлено следующее:

Обучающиеся не допустили ошибок в следующих предложениях:

1) Эта доза яда может быть . (верный ответ – смертельной);

2) Вот . профессором список литературы (верный ответ – рекомендованный);

3) Вот брошюра, там есть. к поступающим в вузы (верный ответ – требования );

9) Суд признал обвиняемого . в совершении преступления (верный ответ – винов- ным).

Таким образом, к типичным лексическим ошибкам сотрудников правоохранительных органов, обучающихся на факультете профессиональной подготовки, отнесем:

Выводы

Итак, полученные результаты подтвердили актуальность проблемы владения сотрудниками правоохранительных органов языковыми нормами, в частности лексическими.

С целью формирования понятия о лексических нормах предлагается использовать алгоритм работы с применением классических и активных методов: изложение и закрепление теоретического материала с помощью практических заданий; рассмотрение нарушений литературной нормы на примерах с указанием конкретного нарушения; поиск нарушений литературных норм, исправление и объяснение ошибки; самостоятельное составление текста служебного документа на основе заданных ситуативных задач [9, с. 45]. При этом автор использует объяснительно-иллюстративный, поисковый и продуктивный методы. Важными являются и соблюдение принципов представления практических заданий: от единицы к тексту; разный характер упражнений (подстановочный, трансформационный, вариативный, репродуктивный, продуктивный); цикличность работы с типичным языковым материалом; наличие контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы [9, с. 45].

Представленный методический материал требует, на наш взгляд, актуализации для дистанционного формата обучения.

Заключение

Отметим, что представленное исследование необходимо рассматривать как попытку выявления типичных нарушений лексических норм сотрудниками правоохранительных органов. Подчеркнем, что лингвометодические проблемы, связанные с владением сотрудниками правоохранительных органов языковыми нормами, в том числе и лексическими, являются достаточно объемными и требуют дальнейшего глубокого рассмотрения.

Читайте также: