Текущие налоговые активы это

Обновлено: 07.05.2024

Данная статья представляет собой инструкцию для бухгалтеров, которым нужно быстро изучить или освежить в памяти ключевые вопросы, связанные ПБУ 18/02 — с учетом налога на прибыль, формированием постоянных и временных разниц, а также постоянных налоговых доходов и расходов, отложенных налоговых обязательств и активов. Инструкция составлена в соответствии с последней редакцией ПБУ 18/02 (утв. приказом Минфина России от 20.11.18 № 236н ), применять которую в обязательном порядке нужно с 2020 года. В 2019 году использовать данную редакцию ПБУ 18/02 можно было в добровольном порядке. Материал будет обновляться каждый раз после внесения изменений в законодательство, поэтому обращать внимание на дату размещения статьи не нужно — шпаргалка будет актуальной всегда.

Кто применяет

Компании, которые являются плательщиками налога на прибыль (кроме кредитных организаций, а также государственных (муниципальных) учреждений).

Цель применения

Так, некоторые затраты в БУ отражаются в полной сумме, а в НУ — в пределах лимита (например, представительские расходы). Есть затраты, которые показываются только в бухгалтерском учете, а в налоговом учете отсутствуют (например, премии к празднику). Наконец, момент учета доходов и расходов в БУ может отличаться от момента учета доходов и расходов в НУ (в частности, у тех, кто использует кассовый метод). И это далеко не все случаи, когда показатели налогового учета и бухгалтерского учета расходятся.

Основные показатели

Усл овный расход (доход) по налогу на прибыль

Условный расход по налогу на прибыль — это прибыль по данным бухгалтерского учета, умноженная на налоговую ставку. Он отражается проводкой:
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68

Условный доход по налогу на прибыль — это убыток по данным бухгалтерского учета, умноженный на налоговую ставку. Он отражается проводкой:
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 99

Текущий налог на прибыль

Текущий налог на прибыль — это прибыль по данным налогового учета, умноженная на налоговую ставку. Проще говоря, это налог к уплате, который организация отражает в декларации по прибыли.

В пункте 22 ПБУ 18/02 сказано, что существует два способа определения величины текущего налога на прибыль: на основании данных бухучета и на основании налоговой декларации. Каждая организация вправе выбрать любой из способов и закрепить его в учетной политике.

Отметим, что в настоящей статье используется способ определения текущего налога на прибыль на основании данных БУ. Мы остановились на нем, поскольку именно этот способ соответствует правилам, которые приведены в инструкции по применению плана счетов (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н). Данный способ подразумевает, что никакой отдельной проводки на сумму текущего налога на прибыль делать не надо.

Разницы между данными НУ и БУ

Каждый раз, когда одна и та же операция отражается в налоговом учете иначе, чем и бухгалтерском, возникает так называемая разница. Существует два вида разниц: временные и постоянные.

Когда появляются временные разницы

Временные разницы — это доходы и расходы, которые в БУ отражаются в одном отчетном периоде, а в НУ — в другом периоде. Отличительная черта временной разницы заключается в том, что рано или поздно наступит момент, когда расхождение между налоговым учетом и бухгалтерским учетом будет сведено к нулю.

Компания ввела в эксплуатацию объект основных средств. Его первоначальная стоимость равна 120 000 руб., срок полезного использования составляет пять лет.

В учетной политике закреплено, что для целей НУ используется линейный метод амортизации, а для целей БУ — способ списания стоимости пропорционально объему продукции. Из-за этого сумма ежемесячных амортизационных отчислений по данным налогового учета отличатся от суммы отчислений по данным бухучета. Как следствие, каждый месяц возникает разница.

По окончании срока полезного использования первоначальная стоимость будет полностью списана как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. При этом общая сумма амортизации, начисленной в течение пяти лет, и в НУ и в БУ составит 120 000 руб. Значит, расхождение между налоговым учетом и бухучетом будет сведено к нулю.

Следовательно, разница, возникающая из-за несовпадения ежемесячной суммы амортизации, является временной.

Организация по-разному отражает отпускные в БУ и в НУ.

В налоговом учете отпускные включаются в состав расходов того месяца, на который приходится отпуск.
Таким образом, ежемесячно возникает разница в виде сумм, списанных на расходы в бухгалтерском учете.
После того, как сотрудник использует отпуск, в налоговом учете будут сформированы затраты на полную величину отпускных. При этом итоговая сумма отпускных по данным НУ совпадет с суммой, которая в течение предыдущих месяцев была отнесена в резерв по данным БУ. Значит, расхождение между налоговым учетом и бухучетом будет сведено к нулю.

Следовательно, разница, возникающая из-за ежемесячного отражения затрат в бухгалтерском учете, является временной.

Кроме того, к временным разницам относятся результаты операций, не включаемые в бухгалтерскую прибыль или убыток, но формирующие налоговую базу по прибыли в других периодах.

Добавим, что временные разницы надо учитывать по каждому виду активов и обязательств. Это означает, что необходимо организовать аналитический учет временных разниц в разрезе основных средств, резервов и проч.

Как отразить временную разницу

Временная разница показывается в бухучете один раз в год — по состоянию на последнее число отчетного года. Чтобы ее отразить, нужно сделать следующие шаги.
1. Найти четыре величины по состоянию на конец отчетного года:

  • первая — балансовая (то есть остаточная) стоимость всех активов:
  • вторая — стоимость тех же самых активов, принятая для целей налогового учета;
  • третья — балансовая стоимость всех обязательств;
  • четвертая — стоимость тех же самых обязательств, принятая для целей налогового учета.

Далее найти разницу между первой и второй величинами. Полученная цифра — это временная разница.

Также нужно найти разницу между третьей и четвертой величинами. Полученная цифра — тоже временная разница.

Таким образом, по состоянию на конец отчетного года получатся две временные разницы. Одна возникла из-за различий в стоимости активов. Вторая возникла из-за различий в стоимости обязательств.

Пример 3

У организации есть основное средство первоначальной стоимостью 120 000 руб., других активов нет.

Установлено, что в БУ срок полезного использования этого основного средства составляет 4 года, а в НУ — 3 года. За весь период вплоть до конца отчетного года начислена амортизация: в БУ — 30 000 руб., в НУ — 40 000 руб.

Бухгалтер посчитал, что по состоянию на конец отчетного года балансовая стоимость ОС равна 90 000 руб. (120 000 руб. – 30 000 руб.), а стоимость для целей налогового учета — 80 000 руб. (120 000 руб. – 40 000 руб.).

К тому же организация создала резерв предстоящих расходов по отпускам, отразив его по кредиту счета 96. Других обязательств нет. На конец года остаток резерва составил 70 000 руб. В налоговом учете аналогичный резерв отсутствует, и его величина равна нулю.

Таким образом, по состоянию на конец отчетного года у организации две временные разницы. Первая возникла из-за различий в стоимости активов, ее величина — 10 000 руб. (90 000 руб. – 80 000 руб.). Вторая возникла из-за различий в стоимости обязательств, ее величина — 70 000 руб. (70 000 руб. – 0 руб.).

Таблица 1

Как определить налогооблагаемую и вычитаемую разницу

АКТИВЫ

НАЛОГООБЛАГАЕМАЯ временная разница

ВЫЧИТАЕМАЯ временная разница

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

ВЫЧИТАЕМАЯ временная разница

НАЛОГООБЛАГАЕМАЯ временная разница

Таким образом, по состоянию на конец отчетного года получится одна временная разница — либо налогооблагаемая, либо вычитаемая.

В случае, когда все указанные действия уже были проделаны годом ранее (то есть при подведении итогов и составлении отчетности за предыдущий год), нужно просто взять прошлогодние данные.

5. Сравнить временную разницу на конец предыдущего года и временную разницу на конец отчетного года. Далее действовать по следующему алгоритму:

6. Создать необходимые проводки (см. табл. 2):

Таблица 2

Какие проводки создать при отражении и погашении ОНА и ОНО

Название операции

Проводка

Сумма проводки

ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68

вычитаемая разница, умноженная на ставку налога на прибыль

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 77

налогооблагаемая разница, умноженная на ставку налога на прибыль

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 09

вычитаемая разница, умноженная на ставку налога на прибыль

ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 68

налогооблагаемая разница, умноженная на ставку налога на прибыль

Пример 5

На конец предыдущего года у организации образовалась налогооблагаемая временная разница в сумме 60 000 руб. На конец отчетного года у организации образовалась вычитаемая временная разница в сумме 65 000 руб.

Бухгалтер создал проводки:
ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 68
- 12 000 руб. (60 000 руб. × 20%) — погашено ОНО;

ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68
- 13 000 руб. (65 000 руб. × 20%) — отражен ОНА.

Отложенный налог на прибыль равен 25 000 руб.(12 000 руб. + 13 000 руб.).

Подготовить, проверить и сдать бухгалтерскую отчетность в ИФНС через интернет Сдать бесплатно

Когда появляются постоянные разницы

Постоянные разницы — это доходы и расходы, которые отражаются только в одном учете: либо в налоговом, либо в бухгалтерском. Отличительная черта постоянной разницы в том, что расхождение между НУ и БУ никогда не будет аннулировано.

Пример 6

Компания потратила на рекламу 200 000 руб. В бухгалтерском учете данные затраты списаны в полном объеме. Для целей налогообложения расходы списаны в пределах 1% выручки от реализации, что составило 50 000 руб. В итоге образовалась разница, равная 150 000 руб. (200 00 руб. – 50 000 руб.).

Ни в текущем, ни в последующих периодах часть рекламных затрат в размере 150 000 руб. не будет признана в НУ. Значит, разница является постоянной.

Как отразить постоянную разницу

Постоянная разница отражается в бухучете один раз в год — по состоянию на последнее число отчетного года. Постоянная разница порождает либо постоянный налоговый расход (ПНР), либо постоянный налоговый доход (ПНД). Чтобы создать соответствующую проводку, нужно сделать следующие шаги.

1. Найти сумму текущего налога на прибыль и отложенного налога на прибыль, и от полученного значения отнять условный расход (доход) по налогу на прибыль. При этом следует придерживаться правил:

  • текущий налог на прибыль участвует в вычислениях со знаком (-);
  • условный расход по налогу на прибыль участвует в вычислениях со знаком (-);
  • условный доход по налогу на прибыль участвует в вычислениях со знаком (+).

2. Если получилась цифра со знаком (-), то это ПНР. Его отражают проводкой:
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68

Если получилась цифра со знаком (+), то это ПНД. Его отражают проводкой:
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 99

Пример 7

По итогам отчетного года налоговая база по налогу на прибыль составила 280 000 руб., прибыль по данным бухучета — 150 000 руб., отложенный налог на прибыль — 25 000 руб.

Бухгалтер рассчитал, что текущий налог на прибыль равен 56 000 руб. (280 000 руб. х 20%). Условный расход по налогу на прибыль равен 30 000 руб. (150 000 руб. × 20%).

Далее бухгалтер произвел следующие вычисления: (- 56 000 руб.) + 25 000 руб. – (- 30 000 руб.) = (- 1 000 руб.).

Значит, полученная величина — это ПНР. В бухучете создана проводка:
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68

- 1 000 руб. — отражен ПНР.

Как разницы влияют на налог на прибыль

Заполнить и сдать через интернет актуальную на сегодня декларацию по налогу на прибыль Сдать бесплатно

Что отразить в бухгалтерской отчетности

В балансе бухгалтер должен показать отложенные налоговые активы и обязательства: ОНА — в составе внеоборотных активов, ОНО — в составе долгосрочных обязательств. Что касается постоянных налоговых доходов и расходов, то они в балансе не отражаются.

В отчете о финансовых результатах (его форма утв. приказом Минфина от 02.07.10 № 66н в редакции приказа Минфина от 19.04.19 № 61н) нужно отразить следующие показатели:

Пример 9

По итогам 2019 года облагаемая база по налогу на прибыль составила 280 000 руб., прибыль по данным бухучета — 50 000 руб.; отложенный налог на прибыль — 25 000 руб.

Бухгалтер рассчитал, что текущий налог на прибыль равен 56 000 руб.(280 000 руб. х 20%).

Отчет о финансовых результатах заполнен так, как показано в таблице 3.

Таблица 3

Пример заполнения отдельных строк отчета о финансовых результатах

— расходы признаются в бухучете в текущем отчетном периоде, а при налогообложении учитываются в будущем(их) отчетном(ых) периоде(ах).

В обоих случаях не совпадает момент признания доходов или расходов в бухгалтерском учете и при налогообложении. В результате в текущем отчетном периоде налогооблагаемая прибыль будет больше, чем бухгалтерская прибыль. Разница между налогооблагаемой прибылью и бухгалтерской прибылью является вычитаемой временной разницей (далее — ВВР) (п. 6, 7, абз. 8 п. 2 Инструкции N 113).

Бухгалтерский учет отложенных налоговых активов начинается в том отчетном периоде, в котором возникла ВВР, т.е. в момент признания отложенных налоговых активов (п. 11 Инструкции N 113). Рассчитать отложенный налоговый актив можно по формуле (п. 9 Инструкции N 113):


где ВВР — это:

сумма доходов, формирующих налоговую прибыль в текущем периоде, а бухгалтерскую прибыль — в будущем(их) отчетном(ых) периоде(ах);

или

сумма расходов, формирующих бухгалтерскую прибыль в текущем периоде, а налоговую прибыль — в будущем(их) отчетном(ых) периоде(ах).

ОНА уменьшается или полностью погашается по мере того как:

доходы, ранее учтенные только при налогообложении (далее — доходы), отражаются в бухучете;

расходы, ранее отраженные только в бухучете (далее — расходы), учитываются при налогообложении.

Списание отложенного налогового актива отражается: Д-т 99 — К-т 09 (ч. 2 п. 16 Инструкции N 113, ч. 3 п. 14 Инструкции N 50). Эта запись делается в той части ОНА, которая приходится на сумму:

— доходов, отраженных в бухучете;

— расходов, учтенных при налогообложении.

Пример. Учет расходов, формирующих налогооблагаемую прибыль в текущем отчетном периоде, а бухгалтерскую прибыль — в следующих отчетных периодах

В текущем месяце организация безвозмездно получила автомобиль и приняла его к учету в качестве объекта основных средств. Первоначальная стоимость данного объекта определена исходя из его текущей рыночной стоимости и составила 18000 руб. Амортизация по автомобилю начисляется линейным способом начиная с текущего месяца. Ежемесячная сумма амортизационных отчислений — 300 руб.

Проводки в этой ситуации будут такие:

Учитывается при налогообложении прибыли (подп. 3.7 п. 3 ст. 174 НК).

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Отложенное налоговое обязательство возникает в следующих двух ситуациях (абз. 10, 8 п. 2, п. 6, 8 Инструкции N 113):

— доходы признаются в бухучете в текущем отчетном периоде, а для налогообложения — в будущем(их) отчетном(ых) периоде(ах);

— расходы признаются для налогообложения в текущем отчетном периоде, а в бухучете — в будущем(их) отчетном(ых) периоде(ах).

В каждой из этих ситуаций в текущем периоде бухгалтерская прибыль окажется больше, чем налогооблагаемая прибыль. Возникающая в этих случаях разница между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью является налогооблагаемой временной разницей (далее — НВР). При наличии НВР рассчитывается сумма отложенного налогового обязательства (ОНО) по формуле (п. 10 Инструкции N 113):


Отложенное налоговое обязательство уменьшается или полностью погашается при уменьшении или полном погашении (соответственно) НВР, т.е. по мере того как:

доходы, ранее отраженные только в бухучете (далее — доходы), учитываются при налогообложении;

расходы, ранее учтенные только при налогообложении (далее — расходы); отражаются в бухучете.

Уменьшение или полное погашение отложенного налогового обязательства отражается проводкой: Д-т 65 — К-т 99 (ч. 2 п. 19 Инструкции N 113, ч. 3 п. 50 Инструкции N 50). Эта запись делается в той части отложенного налогового обязательства, которая приходится на сумму:

— доходов, учтенных при налогообложении;

— расходов, отраженных в бухучете.

Раскрытие отдельной информации по отложенным налоговым обязательствам производится в примечаниях к бухгалтерской отчетности (подп. 52.12 Стандарта N 104).

Пример. Учет доходов, признанных в бухучете в одном отчетном периоде, а для налогообложения — в следующем

В данной ситуации проценты признаются доходом в бухучете в одном отчетном периоде, а при исчислении налога на прибыль — в следующем (абз. 12 ст. 1, п. 4 ст. 3 Закона N 57-З, ч. 1 ст. 203 ХПК, подп. 3.43 п. 3 ст. 174 НК).

вопросы

Бухгалтерский баланс содержит исчерпывающую информацию о финансовом состоянии организации в конкретный период времени. В этом документе отражен весь комплекс информации об имуществе, активах и долгах компании, которая выражена в денежном эквиваленте.

Составляется по форме бухгалтерской отчетности №1 в виде таблицы и включает полный комплекс информации о стоимости имущества и обязательствах организации. По способу отражения данных может быть сальдовым (формируется на определенную дату) или оборотным (составляется по результатам оборота средств за конкретный период времени). Составляется с использованием кодов и требует расшифровки.

В статье рассмотрим структуру этого документа и приведем его подробную расшифровку.

Структура бухгалтерского баланса

С точки зрения структуры документ включает две основные части, представляющие активы и пассивы организации.

Активы — стоимость имущественных и неимущественных активов и сумма дебиторской задолженности, то есть средств, которые должны прийти к компании от контрагентов или клиентов. Это первые два раздела бухгалтерского документа:

  • Внеоборотные активы. Это нематериальные активы, основные средства компании, вложения в материальные ценности.
  • Оборотные активы. В их числе сырье и материалы для производства, дебиторская задолженность, денежные средства и выручка на расчетных и валютных счетах, НДС по приобретенным ценностям.

Пассивы — это размеры собственного капитала компании и кредиторская задолженность перед контрагентами, поставщиками, по займам и кредитам (в виде краткосрочных и долгосрочных обязательств). Следующие три раздела формы:

Итоги по двум составным частям — активу и пассиву — должны в итоге быть равны друг другу.

Все строки бухгалтерского документа в подробной расшифровке и унификации приведены в приказе Министерства финансов №66н. В 2019 году в него были внесены изменения приказом №61н.

Составление бухгалтерского баланса — это запись остатков по счетам в нужные строки. Поэтому для корректного составления документа необходимо знать об отражении в конкретных графах таблицы данных определенных счетов.

Рассмотрим основные составляющие бухгалтерского отчета и приведем расшифровку всех его строк с детализаций по счетам.

Коды баланса и их расшифровка

С 2014 года коды строк должны быть в соотношении с кодами, которые указаны в приложении №4 к приказу Минфина №66н. Более ранние коды из приказа №67н после этой даты не применяются.

Отличие устаревших бухгалтерских кодов от современных — в количестве цифр. В старых кодах их было 3, а новые коды являются 4-значными.

Четырехзначный код заключает в себе определенную информацию. Расшифровка следует таким образом:

  • первая цифра указывает принадлежность строки бухгалтерскому балансу, а не другому финансовому отчету;
  • вторая цифра указывает, к какому разделу актива относится строка (от 1 до 5 по пяти разделам документа);
  • третья цифра обозначает положение актива в порядке возрастания его ликвидности;
  • четвертая цифра (0) необходима для построчной детализации данных и введена в соответствии с требованием п. 11 ПБУ 4/99.

В случае с пассивом третья цифра кода показывает порядок возрастания срочности при погашении задолженности.

Помимо этого, в структуру входят коды 1600 и 1700 для расшифровки баланса по активам и пассивам соответственно.

Перечислим коды строк, которые относятся к активам и пассивам нового и прежнего бухгалтерского баланса с их расшифровкой.

Активы нового баланса

Здесь отражают имущество компании материального и нематериального характера. Расположение статей данной части баланса подчиняется правилу возрастающей ликвидности, то есть в верхних строках находятся данные об имуществе, которое на протяжении своего существования находится в первоначальном виде.

Код по приказу №66н Актив (расшифровка)
1100 Нематериальные активы
1150 Долгосрочные финансовые вложения
1160 Отложенные налоговые активы
1170 Иные внеоборотные активы
1180 Отложенные налоговые активы
1190 Иные внеоборотные активы
1200 Оборотные активы
1210 Запасы
1220 НДС по приобретенным ценностям
1230 Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в срок 1 года после отчетной даты
1240 Краткосрочные финансовые вложения
1250 Денежные средства
1260 Иные оборотные активы
1600 БАЛАНС

Пассивы нового баланса

В данной части бухгалтерского баланса отражаются источники, из которых в компанию поступает финансирование. Данный раздел формирует картину собственного и заемного капитала, показывает объемы привлеченных заемных средств с уточнением их долгосрочности или краткосрочности. То есть здесь сконцентрирована информация о поступлении средств и объемах задолженности компании.

Код по приказу №66н Пассив (расшифровка)
1300 Капитал и резервы
1360 Резервный капитал
1370 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
1410 Кредиты, займы (долгосрочные обязательства)
1420 Отложенные налоговые обязательства
1500 Краткосрочные обязательства
1510 Кредиты, займы (краткосрочные обязательства)
1520 Кредиторская задолженность
1530 Доходы будущих периодов
1540 Оценочные обязательства
1550 Иные краткосрочные обязательства
1700 БАЛАНС

Активы и пассивы старого баланса

Строки актива и пассива в бухгалтерском балансе, составленном по приказу №67н, не имеют существенных отличий от соответствующих строк нового документа. Разница заключается в новом кодировании и степени детализации данных внутри каждой.

Приведем расшифровку кодов строк активов и пассивов старого бухгалтерского баланса:

Последние изменения в правилах составления бухгалтерского баланса

При расчете не учитывают расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Также вносится остаток со счета 08 относительно трат, которые принимаются в виде нематериальных активов (при отражении вложений в них в строке 1110).

Выводы

Бухгалтерский баланс представляет собой собрание финансовой информации о компании, представленной в цифровом выражении. Для его полноценной расшифровки можно использовать справочные материалы, а кодирование применяется для автоматизированной обработки сведений из документа в органах статистики.

Бухгалтерский баланс имеет четкую структуру, утвержденную приказом Министерства финансов. В 2021 году следует использовать бланк, утвержденный приказом №61н от 19 апреля 2019 года.

вопросы

Бухгалтерский баланс содержит исчерпывающую информацию о финансовом состоянии организации в конкретный период времени. В этом документе отражен весь комплекс информации об имуществе, активах и долгах компании, которая выражена в денежном эквиваленте.

Составляется по форме бухгалтерской отчетности №1 в виде таблицы и включает полный комплекс информации о стоимости имущества и обязательствах организации. По способу отражения данных может быть сальдовым (формируется на определенную дату) или оборотным (составляется по результатам оборота средств за конкретный период времени). Составляется с использованием кодов и требует расшифровки.

В статье рассмотрим структуру этого документа и приведем его подробную расшифровку.

Структура бухгалтерского баланса

С точки зрения структуры документ включает две основные части, представляющие активы и пассивы организации.

Активы — стоимость имущественных и неимущественных активов и сумма дебиторской задолженности, то есть средств, которые должны прийти к компании от контрагентов или клиентов. Это первые два раздела бухгалтерского документа:

  • Внеоборотные активы. Это нематериальные активы, основные средства компании, вложения в материальные ценности.
  • Оборотные активы. В их числе сырье и материалы для производства, дебиторская задолженность, денежные средства и выручка на расчетных и валютных счетах, НДС по приобретенным ценностям.

Пассивы — это размеры собственного капитала компании и кредиторская задолженность перед контрагентами, поставщиками, по займам и кредитам (в виде краткосрочных и долгосрочных обязательств). Следующие три раздела формы:

Итоги по двум составным частям — активу и пассиву — должны в итоге быть равны друг другу.

Все строки бухгалтерского документа в подробной расшифровке и унификации приведены в приказе Министерства финансов №66н. В 2019 году в него были внесены изменения приказом №61н.

Составление бухгалтерского баланса — это запись остатков по счетам в нужные строки. Поэтому для корректного составления документа необходимо знать об отражении в конкретных графах таблицы данных определенных счетов.

Рассмотрим основные составляющие бухгалтерского отчета и приведем расшифровку всех его строк с детализаций по счетам.

Коды баланса и их расшифровка

С 2014 года коды строк должны быть в соотношении с кодами, которые указаны в приложении №4 к приказу Минфина №66н. Более ранние коды из приказа №67н после этой даты не применяются.

Отличие устаревших бухгалтерских кодов от современных — в количестве цифр. В старых кодах их было 3, а новые коды являются 4-значными.

Четырехзначный код заключает в себе определенную информацию. Расшифровка следует таким образом:

  • первая цифра указывает принадлежность строки бухгалтерскому балансу, а не другому финансовому отчету;
  • вторая цифра указывает, к какому разделу актива относится строка (от 1 до 5 по пяти разделам документа);
  • третья цифра обозначает положение актива в порядке возрастания его ликвидности;
  • четвертая цифра (0) необходима для построчной детализации данных и введена в соответствии с требованием п. 11 ПБУ 4/99.

В случае с пассивом третья цифра кода показывает порядок возрастания срочности при погашении задолженности.

Помимо этого, в структуру входят коды 1600 и 1700 для расшифровки баланса по активам и пассивам соответственно.

Перечислим коды строк, которые относятся к активам и пассивам нового и прежнего бухгалтерского баланса с их расшифровкой.

Активы нового баланса

Здесь отражают имущество компании материального и нематериального характера. Расположение статей данной части баланса подчиняется правилу возрастающей ликвидности, то есть в верхних строках находятся данные об имуществе, которое на протяжении своего существования находится в первоначальном виде.

Код по приказу №66н Актив (расшифровка)
1100 Нематериальные активы
1150 Долгосрочные финансовые вложения
1160 Отложенные налоговые активы
1170 Иные внеоборотные активы
1180 Отложенные налоговые активы
1190 Иные внеоборотные активы
1200 Оборотные активы
1210 Запасы
1220 НДС по приобретенным ценностям
1230 Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в срок 1 года после отчетной даты
1240 Краткосрочные финансовые вложения
1250 Денежные средства
1260 Иные оборотные активы
1600 БАЛАНС

Пассивы нового баланса

В данной части бухгалтерского баланса отражаются источники, из которых в компанию поступает финансирование. Данный раздел формирует картину собственного и заемного капитала, показывает объемы привлеченных заемных средств с уточнением их долгосрочности или краткосрочности. То есть здесь сконцентрирована информация о поступлении средств и объемах задолженности компании.

Код по приказу №66н Пассив (расшифровка)
1300 Капитал и резервы
1360 Резервный капитал
1370 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
1410 Кредиты, займы (долгосрочные обязательства)
1420 Отложенные налоговые обязательства
1500 Краткосрочные обязательства
1510 Кредиты, займы (краткосрочные обязательства)
1520 Кредиторская задолженность
1530 Доходы будущих периодов
1540 Оценочные обязательства
1550 Иные краткосрочные обязательства
1700 БАЛАНС

Активы и пассивы старого баланса

Строки актива и пассива в бухгалтерском балансе, составленном по приказу №67н, не имеют существенных отличий от соответствующих строк нового документа. Разница заключается в новом кодировании и степени детализации данных внутри каждой.

Приведем расшифровку кодов строк активов и пассивов старого бухгалтерского баланса:

Последние изменения в правилах составления бухгалтерского баланса

При расчете не учитывают расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Также вносится остаток со счета 08 относительно трат, которые принимаются в виде нематериальных активов (при отражении вложений в них в строке 1110).

Выводы

Бухгалтерский баланс представляет собой собрание финансовой информации о компании, представленной в цифровом выражении. Для его полноценной расшифровки можно использовать справочные материалы, а кодирование применяется для автоматизированной обработки сведений из документа в органах статистики.

Бухгалтерский баланс имеет четкую структуру, утвержденную приказом Министерства финансов. В 2021 году следует использовать бланк, утвержденный приказом №61н от 19 апреля 2019 года.


Что изменилось в стандарте

Главная цель стандарта ПБУ 18/02 — определить порядок учета налогов на прибыль. Этот стандарт помогает организации учитывать последствия:

Поэтому ключевое понятие ПБУ 18/02 — отложенный налог. Сумму налога на прибыль, уплаченного в текущем году, можно условно разделить на части, относящиеся к отчетному году и к будущим годам. Отложенный налог на прибыль — это сумма, которая оказывает влияние на величину налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах (п. 9 ПБУ 18/02).

Кто обязан применять ПБУ 18/02:

  • Публичные общества (для информирования акционеров и инвесторов).
  • Дочерние и зависимые общества (для подготовки консолидированной отчетности (МСФО).
  • Остальные компании, кроме малых предприятий и некоммерческих организаций.

Упрощение расчетов по ПБУ 18/02

Для расчета отложенного налога достаточно данных бухгалтерского и налогового учета. Временная разница по состоянию на отчетную дату определяется как разница между балансовой стоимостью актива (обязательства) и его стоимостью, принимаемой для целей налогообложения (п. 8 ПБУ 18/02 в редакции Приказа № 236н).

В приложении к новой редакции ПБУ 18/02 приведен практический пример, который наглядно демонстрирует, что все показатели, необходимые для выполнения требований ПБУ 18/02, можно получить, используя только данные бухгалтерского и налогового учета — без выделения в учете ПР и ВР.

  • Не ведется.
  • Ведется балансовым методом.
  • Ведется балансовым методом с отражением постоянных и временных разниц.
  • Ведется затратным методом (методом отсрочки).

Балансовый метод учета отложенного налога

2

Текущий и отложенный налоги соответствуют показателям, раскрывающим величину налога на прибыль в отчете о финансовых результатах в редакции Приказа № 61н:

Порядок расчета отложенного налога

Балансовая стоимость — Налоговая стоимость

Сальдо временных разниц * Ставка налога

Отложенный налог на отчетную дату — Отложенный налог на начало года

Затем рассчитываются суммы отложенного налога. Отложенный налог на отчетную дату рассчитывается как произведение сальдо временных разниц по виду актива (обязательства) и текущей ставки налога. При этом проводки формируются исходя из сравнения отложенного налога, рассчитанного на отчетную дату и отложенного налога, рассчитанного на начало года.

3
4
5

Расчет расхода по налогу на прибыль

Расчет требуется для раскрытия показателей в пояснениях к отчету о финансовых результатах (п. 25 ПБУ 18).

Порядок расчета основан на приложении к ПБУ 18, иллюстрируется справкой-расчетом и включает простые арифметические действия.

6

Строки с А по Д содержат базовые данные. Строки с Б по 2 — данные справки-расчета отложенного налога. Строки с 1 по 8 — расчетные величины. Данные строк с 3 по 5 включаются в отчет о финансовых результатах. Данные в строках 6-7 рассчитываются без применения постоянных разниц.

Переход на балансовый метод

Первое выполнение закрытия месяца приведет суммы на счетах 09 и 77 в соответствии с
балансовым данным на 31 января 2020 г. Такое исправление может требовать ретроспективного пересчета, если:

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Читайте также: