Текущая потребность в обслуживании и погашении внутреннего долга в к налоговым поступлениям бюджета

Обновлено: 17.05.2024

мики и уровня конкуренции в мировом хозяй­стве, но никогда не исчезает.

Это объясняется тем, что существуют так называемые ключевые экономические угрозы, которые возникают всегда, когда фактические показатели экономической безопасности государства оказываются ниже пороговых значений.

• вносить вклад в международное сообщество, в его экономиче­скую, финансовую и научно-техническую сферу деятельности;

• выживать в экстремальных международных условиях (для определения ученые использовали индикаторы, характери­зующие географическое положение страны, численность на­селения, природные условия, экономический потенциал, обо­ронный потенциал и т.п.);

• продвигать и отстаивать свои национальные интересы.

Указанные составляющие исчисляются в виде индексов, а три

основных индекса агрегируются в комплексный индекс национальной силы государства.

Сравнительный анализ проводился за 1985—-1986 гг. по Японии, Англии, ФРГ, Франции и СССР, при этом наиболее высокие пока­затели одной из стран принимались за 100%. Комплексный индекс СССР оценивался достаточно высоко — 77% американского. Ин­декс национальной силы государства дает оценку государства в сис­теме международных отношений, в сопоставлении мощи страны с другими странами'.

Вот некоторые данные по состоянию российской экономики на начало XXI в. Территория РФ в 1,8 раза превышает территорию США, по численности населения Россия находится на шестом мес­те в мире после Китая, Индии, США, Индонезии и Бразилии.

В российских недрах разведанных запасов энергетического сырья сосредоточено 13% (7 млрд т) мировых запасов нефти, 35% — при­родного газа и около 12% — угля. В настоящее время на Россию приходится в среднем 11% мировой добычи нефти, 28% природного газа и 14% угля[23].

После разрушения СССР перед Российской Федерацией встала задача самоидентификации и защиты национальных интересов. Прежде всего речь шла о процессе восстановления докризисного (август 1998 г.) уровня экономики, а не о нормальном воспроизвод­ственном процессе. Экономический рост базировался на успехах практически сырьевого сектора российской экономики, а также на благоприятной конъюнктуре мирового рынка.

В Государственной стратегии экономической

Показатели ^ безопасности записано, что для ее реализации

безопасности должны быть разраоотаны количественные и

качественные параметры состояния экономи­ки, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны. Разработка методологии построения предель­но критических показателей очень сложна. Это прежде всего связа­но со сложностью российской статистики. Достоверность и надеж­ность статистики часто вызывает нарекания. Так, Госкомстат РФ не исчисляет дефлятор ВВП, а правительство оперирует собственными оценками этого трудоемкого показателя.

2. Соотношение фактического и порогового значений нормировано но от­ношению к пороговому значению, которое принимается за единицу. Оно рас­считывается как отношение фактического значения к пороговому, если жела­тельно увеличение соответствующего показателя экономической безопасности, и наоборот, если желательно его снижение.

Из табл. 1.1 видно, что по многим показателям Россия перешла по­роговые значения экономической безопасности. Однако сформулиро­ванные критерии — пороговые значения — являются лишь ориентиром. По отдельным показателям важно, какой был выбран метод их расчета. Так, если рассчитывается соотношение доходов населения по дециль- ному коэффициенту (т.с. 10% самых богатых и 10% самых бедных), по­лучится одно значение, а если по коэффициенту' Джени — другое; то же самое касается других показателей. Несмотря на всю условность такого расчета, необходимо продолжать работы в этой области.

В табл. 1.2 представлены предельно критические значения, яв­ляющиеся границами безопасности развития российского общества. Сопоставляя приведенные данные с фактическим положением дел, можно прогнозировать вероятные последствия.

Экономисты многих стран разрабатывают систему индикаторов экономической безопасности (ИЭБ). Это позволяет сопоставить дан­ные по уровню и качеству жизни, темпам инфляции, норме безрабо­тицы, экономическому росту, государственному долгу, состоянию золотовалютных резервов, теневой экономики, состоянию экологии отдельной страны с пороговыми значениями.

Очень интересные данные приводит В.К. Сенчагов: он сопоставляет фактические ин­дикаторы с пороговыми значениями экономической безопасности (табл. 1.3).

По данным табл. 1.3 просматривается макроэкономическая си­туация в России. Эти показатели можно использовать в индикатив­ном планировании, прогнозировании и бюджетировании. Отдель­ные показатели требуют полной и комплексной доработки.

По мнению экономистов, важны не сами экономической макроэкономические индикаторы, а их дина-

безопасности мика. Лишь динамика отражает соотношение

показателей и пороговых значений, обозначая перемены развития системы. На практике можно использовать трехуровневую систему показателей экономической безопасности[24].

Первый уровень служит ориентиром при проведении экономической политики экономического роста. Эти показатели наиболее важны для экономики страны, но их достижение ориен­тировано на долгосрочную перспективу. Поэтому такие показатели в настоящий момент пе могут являться пороговыми в российской экономике, их целесообразно использовать в экономиках развитых стран, где имеется стабильный рост.

Второй уровень — критериальные значения, при кото­рых экономическая система может существовать в условиях спада. Ухудшение реальных показателей по сравнению с показателями второго уровня может привести к дальнейшему усилению кризиса, однако изменение качественных характеристик системы маловеро­ятно.

Примером качественных изменений могут служить: девальвация национальной валюты, изменение режима внешней торговли, нало­говая реформа, изменение условий обслуживания рынка государст­венных заимствований и т.п. Эти показатели целесообразно ис­пользовать для анализа экономической безопасности в переходной экономике.

11 Доля инновационной продук­ции, % ко всей промышленной продукции 15 2,6 1,75 1,62 3,74
12 Доля машиностроения и метал­лообработки в промышленном производстве[25], % 25 20,2 21,7 22,1 22,8
13 Уровень безработицы по мето­дологии МОТ, % к ЭАН 5-8 12,3 12,9 13,3 12,9
14 Доля населения с уровнем дохо­дов ниже прожиточного мини­мума, % ко всему населению 7-10 23,8[26] 35,9 36 14
15 Соотношение доходов 10% наи­более обеспеченного и 10% наи­менее обеспеченного населения 8 13,4 13,9 14,13 16
16 Уровень монетизации (М2 на конец года), % к ВВП 50 16,6 15,5 15,5 25
17 Внешний долг, % к ВВП 30 77 84 67 43

Третьим уровнем экономической безопасности явля­ются показатели, достижение которых может привести экономиче­скую систему к серьезному структурному кризису. Использование этих показателей наряду с показателями экономической безопасно­сти второго уровня позволило бы прогнозировать кризис обслужи­вания долга и разрушение финансовой системы страны.

Читайте также: