Текущая потребность в обслуживании и погашении внутреннего долга в к налоговым поступлениям бюджета
Обновлено: 17.05.2024
мики и уровня конкуренции в мировом хозяйстве, но никогда не исчезает.
Это объясняется тем, что существуют так называемые ключевые экономические угрозы, которые возникают всегда, когда фактические показатели экономической безопасности государства оказываются ниже пороговых значений.
• вносить вклад в международное сообщество, в его экономическую, финансовую и научно-техническую сферу деятельности;
• выживать в экстремальных международных условиях (для определения ученые использовали индикаторы, характеризующие географическое положение страны, численность населения, природные условия, экономический потенциал, оборонный потенциал и т.п.);
• продвигать и отстаивать свои национальные интересы.
Указанные составляющие исчисляются в виде индексов, а три
основных индекса агрегируются в комплексный индекс национальной силы государства.
Сравнительный анализ проводился за 1985—-1986 гг. по Японии, Англии, ФРГ, Франции и СССР, при этом наиболее высокие показатели одной из стран принимались за 100%. Комплексный индекс СССР оценивался достаточно высоко — 77% американского. Индекс национальной силы государства дает оценку государства в системе международных отношений, в сопоставлении мощи страны с другими странами'.
Вот некоторые данные по состоянию российской экономики на начало XXI в. Территория РФ в 1,8 раза превышает территорию США, по численности населения Россия находится на шестом месте в мире после Китая, Индии, США, Индонезии и Бразилии.
В российских недрах разведанных запасов энергетического сырья сосредоточено 13% (7 млрд т) мировых запасов нефти, 35% — природного газа и около 12% — угля. В настоящее время на Россию приходится в среднем 11% мировой добычи нефти, 28% природного газа и 14% угля[23].
После разрушения СССР перед Российской Федерацией встала задача самоидентификации и защиты национальных интересов. Прежде всего речь шла о процессе восстановления докризисного (август 1998 г.) уровня экономики, а не о нормальном воспроизводственном процессе. Экономический рост базировался на успехах практически сырьевого сектора российской экономики, а также на благоприятной конъюнктуре мирового рынка.
В Государственной стратегии экономической
Показатели ^ безопасности записано, что для ее реализации
безопасности должны быть разраоотаны количественные и
качественные параметры состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны. Разработка методологии построения предельно критических показателей очень сложна. Это прежде всего связано со сложностью российской статистики. Достоверность и надежность статистики часто вызывает нарекания. Так, Госкомстат РФ не исчисляет дефлятор ВВП, а правительство оперирует собственными оценками этого трудоемкого показателя.
2. Соотношение фактического и порогового значений нормировано но отношению к пороговому значению, которое принимается за единицу. Оно рассчитывается как отношение фактического значения к пороговому, если желательно увеличение соответствующего показателя экономической безопасности, и наоборот, если желательно его снижение.
Из табл. 1.1 видно, что по многим показателям Россия перешла пороговые значения экономической безопасности. Однако сформулированные критерии — пороговые значения — являются лишь ориентиром. По отдельным показателям важно, какой был выбран метод их расчета. Так, если рассчитывается соотношение доходов населения по дециль- ному коэффициенту (т.с. 10% самых богатых и 10% самых бедных), получится одно значение, а если по коэффициенту' Джени — другое; то же самое касается других показателей. Несмотря на всю условность такого расчета, необходимо продолжать работы в этой области.
В табл. 1.2 представлены предельно критические значения, являющиеся границами безопасности развития российского общества. Сопоставляя приведенные данные с фактическим положением дел, можно прогнозировать вероятные последствия.
Экономисты многих стран разрабатывают систему индикаторов экономической безопасности (ИЭБ). Это позволяет сопоставить данные по уровню и качеству жизни, темпам инфляции, норме безработицы, экономическому росту, государственному долгу, состоянию золотовалютных резервов, теневой экономики, состоянию экологии отдельной страны с пороговыми значениями.
Очень интересные данные приводит В.К. Сенчагов: он сопоставляет фактические индикаторы с пороговыми значениями экономической безопасности (табл. 1.3).
По данным табл. 1.3 просматривается макроэкономическая ситуация в России. Эти показатели можно использовать в индикативном планировании, прогнозировании и бюджетировании. Отдельные показатели требуют полной и комплексной доработки.
По мнению экономистов, важны не сами экономической макроэкономические индикаторы, а их дина-
безопасности мика. Лишь динамика отражает соотношение
показателей и пороговых значений, обозначая перемены развития системы. На практике можно использовать трехуровневую систему показателей экономической безопасности[24].
Первый уровень служит ориентиром при проведении экономической политики экономического роста. Эти показатели наиболее важны для экономики страны, но их достижение ориентировано на долгосрочную перспективу. Поэтому такие показатели в настоящий момент пе могут являться пороговыми в российской экономике, их целесообразно использовать в экономиках развитых стран, где имеется стабильный рост.
Второй уровень — критериальные значения, при которых экономическая система может существовать в условиях спада. Ухудшение реальных показателей по сравнению с показателями второго уровня может привести к дальнейшему усилению кризиса, однако изменение качественных характеристик системы маловероятно.
Примером качественных изменений могут служить: девальвация национальной валюты, изменение режима внешней торговли, налоговая реформа, изменение условий обслуживания рынка государственных заимствований и т.п. Эти показатели целесообразно использовать для анализа экономической безопасности в переходной экономике.
11 | Доля инновационной продукции, % ко всей промышленной продукции | 15 | 2,6 | 1,75 | 1,62 | 3,74 |
12 | Доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве[25], % | 25 | 20,2 | 21,7 | 22,1 | 22,8 |
13 | Уровень безработицы по методологии МОТ, % к ЭАН | 5-8 | 12,3 | 12,9 | 13,3 | 12,9 |
14 | Доля населения с уровнем доходов ниже прожиточного минимума, % ко всему населению | 7-10 | 23,8[26] | 35,9 | 36 | 14 |
15 | Соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного и 10% наименее обеспеченного населения | 8 | 13,4 | 13,9 | 14,13 | 16 |
16 | Уровень монетизации (М2 на конец года), % к ВВП | 50 | 16,6 | 15,5 | 15,5 | 25 |
17 | Внешний долг, % к ВВП | 30 | 77 | 84 | 67 | 43 |
Третьим уровнем экономической безопасности являются показатели, достижение которых может привести экономическую систему к серьезному структурному кризису. Использование этих показателей наряду с показателями экономической безопасности второго уровня позволило бы прогнозировать кризис обслуживания долга и разрушение финансовой системы страны.
Читайте также: