Сведения о суммах налога авансового платежа по налогу уплачиваемого в соответствии
Обновлено: 30.06.2024
В новом году отчитываться по доходам 2020 г. и заявлять НДФЛ-вычеты предприниматели и простые граждане будут по новой форме 3-НДФЛ. Изменений не так уж и много. Структура декларации сохранилась: отчет по-прежнему состоит из титульного листа, разд. 1 и 2 и восьми приложений. Но добавился расчет авансовых платежей для ИП. А разд. 1 "прирос" приложением в виде заявления о зачете/возврате налога.
Предпринимателям добавили расчет авансовых платежей
Начиная с 2020 г. ИП на ОСН самостоятельно исчисляют и уплачивают авансы по НДФЛ исходя из своих реальных доходов. Поэтому к показателям фактически уплаченных авансов добавили новые данные.
Новую форму декларации 3-НДФЛ в электронном виде можно найти:
А еще добавили расчет авансовых платежей к приложению 3. В нем предпринимателям нужно будет указать нарастающим итогом за I квартал, полугодие и 9 месяцев отчетного года следующие сведения:
- сумму доходов от бизнеса, адвокатской и частной практики (строки 010—012);
- сумму профессиональных вычетов, учитываемых при исчислении авансов (строки 020—022);
- сумму стандартных вычетов (строки 030—032);
- налоговую базу для исчисления авансовых платежей (строки 040—042);
- исчисленные авансы (строки 050—052).
Таким образом, в расчете к приложению 3 нужно показывать исчисленные авансовые платежи, а в п. 2 раздела 1 — подлежащие уплате с учетом ранее исчисленного аванса. Как это выглядит в декларации 3-НДФЛ? Покажем на примере. Суммы рассчитанных ИП авансовых платежей и НДФЛ за год и соответствующие им строки декларации приведем в таблице.
Период | Авансовые платежи/налог за год нарастающим итогом с начала года | Расчет к приложению 3 декларации 3-НДФЛ | Раздел 1 декларации 3-НДФЛ (п. 2) | ||
Строка | Сумма, руб. | Строка | Сумма, руб. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I квартал | 30 000 | 050 | 30 000 | 080 | 30 000 |
Полугодие | 70 000 | 051 | 70 000 | 100 | 40 000 (70 000 руб. – 30 000 руб.) |
9 месяцев | 115 000 | 052 | 115 000 | 130 | 45 000 (115 000 руб. – 70 000 руб.) |
Год | 165 000 | х | 160 | 50 000 (165 000 руб. – 115 000 руб.) |
Суммы из столбца 6 таблицы (п. 2 раздела 1 декларации) ИП и должен был уплатить в 2020 г. как авансы за I квартал, полугодие и 9 месяцев.
Но в недавних разъяснениях налоговой службы говорится, что в п. 1 раздела 1 не отражается сумма НДФЛ по доходам от предпринимательской, адвокатской деятельности и частной практики. То есть в этом пункте не отражаются не только авансовые платежи, но и налог, подлежащий доплате в бюджет или возврату из бюджета по итогам года. Мы попросили прокомментировать это специалиста ФНС.
ИП, получивший доход только от предпринимательской деятельности, не заполняет п. 1 раздела 1 в 3-НДФЛ
— В строках 080, 100 и 130 раздела 1 отражаются суммы авансовых платежей, подлежащие уплате за I квартал/полугодие/9 месяцев с учетом авансового платежа, исчисленного к уплате за предыдущий отчетный период.
Отмечу, что в п. 2 раздела 1 отражаются обязательства (то есть исчисленные к уплате суммы) ИП с учетом сроков, в которые должны быть уплачены авансовые платежи. А в разделе 2 — сумма НДФЛ, подлежащая доплате в бюджет по итогам года с учетом фактически уплаченных в течение года авансовых платежей. И если, например, ИП уплатил авансом налога больше, чем начислено (отражено в разделе 1), в разделе 2 будет отражена соответствующая сумма переплаты, которую после камеральной проверки декларации можно будет зачесть или вернуть из бюджета.
Такое заполнение 3-НДФЛ реализовано и в программном обеспечении на сайте ФНС: если ИП получил доход только от предпринимательской деятельности, п. 1 раздела 1 в декларации, сформированной программой, останется незаполненным.
Как показать в декларации прощенный авансовый платеж за II квартал
Прощенный авансовый платеж в декларации отражается как фактически уплаченный
— Прощенный авансовый платеж по НДФЛ за полугодие за минусом авансового платежа за I квартал отражается в строках 070 приложения 3 и 110 раздела 2 формы 3-НДФЛ за 2020 г. как уплаченный. В карточке расчетов с бюджетом по НДФЛ у предпринимателя не будет недоимки из-за неуплаты авансового платежа за II квартал: ИФНС обнулит начисление.
Заметьте: если вы не покажете сумму прощенного аванса за полугодие как фактически уплаченную в строке 070 приложения 3 и в строке 110 раздела 2, то она войдет в сумму налога, подлежащую уплате в бюджет по строке 150 раздела 2. А это повлечет искажение налоговых обязательств. То есть по сути вы заполните декларацию без учета льготы.
В декларации обязательно заполняются титульный лист, разделы 1 и 2. Предприниматели заполняют также приложение 3 и расчет к нему. Сначала заполните расчет к приложению 3 и само приложение, потом раздел 2, раздел 1 и титульный лист. Если подаете нулевую декларацию, то достаточно заполнить титульный лист, разделы 1 и 2.
Как показать в декларации аванс, уплачиваемый в рассрочку
Срок уплаты авансового платежа по НДФЛ за I квартал 2020 г. для ИП, занятых в отраслях, пострадавших из-за распространения коронавирусной инфекции, перенесен на 6 месяцев, то есть с 27.04.2020 на 26.10.2020 (для некоторых ИП — на 9 месяцев, то есть на 25.01.2021). При этом оплата производится равными частями в размере 1/12 суммы авансового платежа ежемесячно.
Получается, что на момент подачи такими ИП декларации 3-НДФЛ за 2020 г. авансовый платеж за I квартал еще не будет уплачен полностью. Как отразить это в декларации? Правильно ли будет показать аванс за I квартал как фактически уплаченный — по аналогии с прощенным авансом за II квартал?
— В разделе 1 новой формы 3-НДФЛ предусмотрено поквартальное отражение авансовых платежей по НДФЛ, подлежащих уплате предпринимателями. В п. 2 раздела 1 указываются начисленные суммы авансовых платежей за I квартал, полугодие и 9 месяцев и начисленная сумма налога за год без уменьшения на уплаченные в течение года авансовые платежи. Такие разъяснения даны ФНС.
Таким образом, платеж за I квартал 2020 г., уплачиваемый в рассрочку, в п. 2 раздела 1 формы 3-НДФЛ за 2020 г. ИП должен показать в полной сумме, исчисленной к уплате.
А вот в строке 070 приложения 3 и, соответственно, в строке 110 раздела 2 декларации авансовый платеж за I квартал, уплачиваемый в рассрочку, отражается только в сумме, фактически уплаченной на момент представления декларации. Иное противоречило бы форме и Порядку заполнения 3-НДФЛ: в этих строках отражается сумма фактически уплаченного налогоплательщиком за отчетный год в виде авансовых платежей НДФЛ, подлежащая зачету, на основании платежных документов.
Заявление о зачете/возврате НДФЛ теперь подается с декларацией
Следующее новшество тоже связано с поправками в НК. С 01.01.2021 вступила в силу норма, согласно которой граждане вправе подать заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога в составе декларации. Поэтому заявления о зачете и возврате налога включены в новую 3-НДФЛ в виде приложения на одном листе к разделу 1. Один из двух документов или оба сразу можно заполнить одновременно с декларацией.
Для возврата переплаты заполните строки 095—180 приложения. Не забудьте, что:
1. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками-организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.
Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:
1,1 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;
абзацы пятый - шестой утратили силу. - Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ;
2 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.
При этом исчисление сроков, указанных в настоящем пункте, начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля.
Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей для целей настоящей главы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В случае, если при применении налогового вычета, предусмотренного настоящим пунктом, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, принимает отрицательное значение, сумма налога принимается равной нулю.
Сведения из реестра представляются в налоговые органы ежегодно до 15 февраля в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
2.1. Налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента, указанного в пункте 2 настоящей статьи.
Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.
Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
6. Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.
Комментарии к ст. 362 НК РФ
Статьей 362 НК РФ предусмотрено своевременное представление государственными органами в налоговые органы сведений, необходимых для учета налогоплательщиков, правильного и своевременного исчисления налоговыми органами транспортного налога, подлежащего уплате физическими лицами на основании налоговых уведомлений, а также для своевременного направления налоговых уведомлений соответствующим налогоплательщикам, то есть не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
В целях исчисления транспортного налога месяцы угона и возврата автомобиля включаются в период нахождения транспортного средства у владельца.
Минфин России в письмах от 27.03.2007 N 03-05-06-04/16 и от 25.12.2007 N 03-05-06-04/45 разъяснил, что положение пункта 3 статьи 362 НК РФ в части, определяющей месяц регистрации и снятия с регистрации транспортного средства как один полный месяц, применяется только при приобретении, реализации (отчуждении или уничтожении) транспортного средства.
Согласно изложенному если перерегистрация одного и того же автотранспортного средства осуществлена на одного и того же налогоплательщика в одном месяце, то указанная норма пункта 3 статьи 362 НК РФ не применяется, а исчисление суммы транспортного налога, должно производиться в общем порядке, т.е. с учетом общего количества месяцев регистрации данного транспортного средства на налогоплательщика.
1. Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансового платежа по налогу) самостоятельно.
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками-организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.
Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:
1,1 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;
абзацы пятый - шестой утратили силу. - Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ;
2 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.
При этом исчисление сроков, указанных в настоящем пункте, начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля.
Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей для целей настоящей главы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Абзацы двенадцатый - четырнадцатый утратили силу с 1 января 2019 года. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 249-ФЗ (ред. 30.09.2017).
2.1. Налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента, указанного в пункте 2 настоящей статьи.
Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.
Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
3.1. В отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления о его гибели или уничтожении, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору. С указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения. Указанные заявление и документы могут быть представлены в налоговый орган налогоплательщиками - физическими лицами через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
В случае, если документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о гибели или уничтожении объекта налогообложения, запрашивает сведения, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, у органов и иных лиц, у которых имеются эти сведения.
Орган или иное лицо, получившие запрос налогового органа о представлении сведений, подтверждающих факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, исполняет указанный запрос в течение семи дней со дня его получения или в тот же срок сообщает в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.
Заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса, предусмотренного настоящим пунктом, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения такого заявления не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.
6. Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.
Расчет авансовых платежей по налогу на имущество составляют (для себя) и уплачивают налог в бюджет по истечении каждого из первых трех кварталов года, если закон региона предусматривает обязанность начисления авансов. Рассмотрим особенности формирования такого отчета, сроки представления, алгоритм исчисления авансов по кадастровой и среднегодовой стоимости, а также приведем актуальный бланк расчета авансовых имущественных платежей.
Необходима ли сдача расчета авансов по имуществу
Правила начисления и уплаты налога на имущество юрлиц, описываемого в гл. 30 НК РФ, во многом зависят от положений законодательства того субъекта РФ, в котором находятся подлежащие обложению этим налогом объекты. Субъект вправе самостоятельно установить (п. 2 ст. 372 НК РФ):
- дополнительные (в сравнении со ст. 381 НК РФ) льготы и правила их применения;
- порядок вычисления базы по налогу для отдельных объектов недвижимого имущества;
- величину ставки (не выходя при этом за ее верхние пределы, обозначенные в ст. 380 НК РФ);
- порядок осуществления платежей по налогу (в т. ч. наличие авансов по нему);
- сроки для уплаты как налога, так и авансов (если они введены в регионе).
Таким образом, правила для начисления и уплаты налога по регионам могут существенно различаться. Поэтому прежде чем приступать к расчету авансовых платежей по налогу на имущество, следует выяснить, введены ли они в регионе. Такое решение в законодательном документе субъекта РФ будет равнозначно указанию о том, что отчетные периоды в отношении налога не установлены. Это позволяет использовать п. 3 ст. 379 НК РФ. Отсутствие отчетного периода влечет за собой право налогоплательщика не уплачивать авансы в течение года.
Причем подобное решение регион вправе принять в отношении не всех налогоплательщиков, а только для определенных их категорий (п. 6 ст. 382 НК РФ).
Если же решение о неустановлении отчетных периодов в регионе отсутствует, то обязанность уплаты авансов с налогоплательщика не снимается. А до 2020 года у него имелась также обязанность сдавать в ИФНС расчет авансовых платежей по установленной форме и в установленные сроки.
О последнем сданном расчете авансовых платежей по налогу на имущество можно почитать здесь.
С 2020 года авансовый расчет в налоговую сдавать не нужно, только годовую декларацию. В то же время сами авансы надо рассчитывать и уплачивать, как раньше.
ВНИМАНИЕ! С декларации за 2020 год нужно отражать сведения о среднегодовой стоимости движимого имущества (налог с движимости платить не нужно, сведения ФНС собирает для оценки выпадающих бюджетных доходов).
Сроки, установленные в отношении авансов по имуществу
Срок уплаты авансов по субъектам РФ будет различаться (п. 1 ст. 383 НК РФ). Уточнить сроки для каждого региона можно на сайте ФНС.
При этом отчетными следует считать определяемые поквартально отрезки года, равные в привязке к виду налоговой базы (п. 2 ст. 379 НК РФ):
- кварталу, полугодию, 9 месяцам, если базу определяют по средней (среднегодовой) стоимости;
- кварталу, если база зависит от кадастровой оценки.
Именно на них нужно ориентироваться при определении срока уплаты авансов.
Дифференцирование имущества для целей начисления налога по нему
Приступая к вычислению суммы авансового платежа по налогу на имущество, нужно иметь в виду, что результат этого процесса придется делить в зависимости от (пп. 1, 2 ст. 376, п. 3 ст. 382 НК РФ):
- мест, где находится имущество;
- видов облагаемых налогом объектов;
- установленных для этих видов ставок налога;
- вариантов применяемых льгот.
Эти обстоятельства определят необходимость:
- создания отчетов, предназначенных для разных ИФНС;
ВАЖНО! С 2020 года организации вправе отчитывать по нескольким объектам в разных регионах в одну налоговую. Подробности см. здесь.
- разнесения имущества по разным разделам отчета;
- создания нескольких листов одного и того же раздела, в т. ч. это может потребоваться в отношении одного и того же объекта;
- суммирования результатов расчета, относящихся к одной и той же местности, для отражения итоговых сумм начислений.
Разнесение по разным разделам предопределено, в первую очередь, базой, от которой рассчитывается налог. Такой базой может оказаться либо средняя (среднегодовая) стоимость (в общем случае), либо кадастровая (для недвижимости определенных видов или определенной принадлежности).
Как рассчитать налоговую базу по средней (среднегодовой) стоимости
Понятие средней стоимости применимо только в отношении имущества, имеющегося в отчетном периоде (п. 4 ст. 376 НК РФ). Для расчета за год она называется среднегодовой (средней за год). Но принципы определения средней и средней за год стоимости одинаковы. Делается такой расчет по всем налогооблагаемым объектам в целом без выделения из их перечня конкретных единиц. До его выполнения из общего списка имущества исключают то, которое:
- не считается объектом для обложения налогом (п. 4 ст. 374 НК РФ);
- освобождено от налога (ст. 381 НК РФ);
- облагается от иной базы (ст. 378.2 НК РФ);
- относится к капвложениям в некоторые объекты, осущественным в период с 01.01.2010 по 31.12.2024 (п. 6 ст. 376 НК РФ).
ВАЖНО! С 01.01.2019 налогом не облагается движимое имущество. Подробности см. здесь. Но информацию о нем нужно отображать в годовой декларации.
Вычисляют среднюю (среднюю за год) стоимость облагаемого налогом имущества с использованием сведений о его остаточной стоимости, определяемой на первые числа каждого из месяцев расчетного периода и на первое число месяца, наступающего вслед за этим периодом. То есть в расчете будет задействовано то количество показателей этой стоимости, которое на 1 превышает число месяцев расчетного периода. И на это количество показателей нужно будет поделить сумму всех значений остаточной стоимости, участвующих в вычислении, чтобы получить величину средней (средней за год) стоимости за расчетный период.
Например, для расчета за 1-й квартал потребуется 4 значения остаточной стоимости (обозначим их буквами):
- на 01 января — a;
- на 01 февраля — b;
- на 01 марта — c;
- на 01 апреля — d.
Тогда средняя стоимость за 1-й квартал определится по формуле:
Сср = (a + b + c + d) / 4.
Причем даже в том случае, если имущество на какую-то (какие-то) из дат отсутствует или его остаточная стоимость имеет нулевое значение, этот показатель все равно участвует в расчете. То есть в сумму стоимости входит и нулевая ее величина, а в числе, соответствующем количеству показателей за период, учитывается и эта единица с нулевым значением стоимости.
Как определить остаточную стоимость основных средств, см. здесь.
ПРИМЕР расчета авансового платежа налога на имущество по среднегодовой стоимости от КонсультантПлюс:
Торговая организация "Сигма" применяет общую систему налогообложения. На балансе организации находится имущество, налоговая база по которому определяется по среднегодовой стоимости. Ставка налога согласно региональному законодательству - 2,2%. Льгот по налогу на имущество у "Сигмы" нет. Остаточная стоимость. Читайте продолжение примера в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Нюансы определения базы по кадастровой оценке
Налоговая база, зависящая от кадастровой оценки, возникает применительно к недвижимым объектам, имеющим вполне конкретное назначение (п. 1 ст. 378.2 НК РФ), после того как в субъекте РФ:
- утверждены итоги по оценке такой стоимости;
- принят закон о порядке формирования базы для расчета налога по этим объектам;
- обнародован не позднее начала очередного года список объектов, попадающих под обложение от такой базы.
В случае соблюдения всех этих условий соответствующий объект в наступившем году имеет базой для обложения налогом кадастровую оценку, утвержденную для него на начало этого года. В течение всего года величина этой базы не меняется (п. 15 ст. 378.2 НК РФ), но может уменьшаться за счет льгот, введенных региональным законом.
Налог от кадастровой оценки придется считать отдельно в отношении каждого из таких объектов, применяя соответствующие коэффициенты, учитывающие:
- долю владения — когда налогоплательщик является владельцем только части объекта, имеющего базой кадастровую оценку (п. 6 ст. 378.2 НК РФ);
- долю местонахождения — когда объект располагается одновременно в двух (или нескольких) субъектах РФ (п. 2 ст. 378.2 НК РФ).
Объект, вошедший в список подлежащих обложению налогом от кадастровой оценки (при условии, что он не относится к имуществу иностранной организации), уже никогда не попадет в базу, зависящую от средней (средней за год) стоимости (п. 2 ст. 378.2 НК РФ).
Пошаговую инструкцию по расчету налога на имущество с кадастровой стоимости привели эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Алгоритм расчета авансовых платежей по налогу на имущество
Несмотря на разницу в базах налогообложения, сумму аванса, причитающуюся к уплате за очередной отчетный период, рассчитывают по единой формуле: как ¼ произведения базы налогообложения на ставку налога (подп. 1 п. 12 ст. 378.2, п. 4 ст. 382 НК РФ).
То есть для средней стоимости расчет аванса окажется таким:
Аср = Сср × СНср / 4,
Аср — величина авансового платежа, рассчитанная для средней стоимости;
Сср — средняя стоимость имущества за отчетный период;
СНср — ставка налога, действующая для базы, рассчитанной от средней стоимости.
А аванс от кадастровой оценки рассчитается так:
Акад = Скад × СНкад / 4;
Акад — величина авансового платежа, рассчитанная от кадастровой стоимости;
Скад — кадастровая стоимость имущества, установленная на начало расчетного года;
СНкад — ставка налога, действующая для базы, представляющей собой кадастровую оценку.
Ключевые положения приведенного алгоритма закреплены в ст. 382 НК РФ, предписывающей соблюдать ряд правил в части имущества, базой для обложения которого налогом служит кадастровая оценка. Совместное прочтение ст. 378.2 и 382 НК РФ позволяет к числу этих правил отнести такие:
- если кадастровая оценка на начало года не сделана или такая стоимость устанавливается впервые в текущем году, то базой для объекта в нем будет служить среднегодовая стоимость (подп. 2 п. 12 ст. 378.2);
- если право, обязывающее к уплате налога (собственность или хозяйственное ведение), на объект, имеющий кадастровую оценку, возникло или утрачено в расчетном периоде, то при определении базы учитывается коэффициент, равный отношению числа полных месяцев наличия права, обязывающего к уплате налога, к общему количеству месяцев в периоде расчета (п. 5 ст. 382). При этом полным окажется месяц, в котором права на имущество возникли до 15-го числа или утрачены после 15-го числа.
Рассчитанная по формуле сумма аванса может быть уменьшена на величину льготы, если в регионе установлена такая, которая позволяет снижать величину самого налогового платежа.
Итоги
Необходимость начисления авансов по налогу на имущество устанавливается законодательством того субъекта РФ, в котором находится объект налогообложения. Если авансы в регионе предусмотрены, то их нужно перечислить в бюджет в установленный регионом срок. Авансовый расчет по ним подавать не нужно. Формула, по которой рассчитывается величина аванса, не зависит от вида налоговой базы, но используется с особенностями, установленными для применения в отношении объектов, оцениваемых по кадастровой стоимости.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Читайте также:
- Трудовая книжка в налоговую
- В случае если налогоплательщик не представил налоговую декларацию по ндс налоговый орган обязан
- Сопроводительное письмо 2 ндфл
- Уклонение от уплаты налога выражается в действии бездействии как в действии так и бездействии
- Решение о взыскании штрафа за налоговое правонарушение