Сопроводительное письмо 2 ндфл
Обновлено: 01.05.2024
Вы вовремя подали в инспекцию справки 2-НДФЛ по всем своим работникам, а инспекция прислала запрос на предоставление пояснений? За что штрафуют, что прощают и как внести исправления в 2-НДФЛ, для БУХ.1С рассказала эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению Ангелина Волконская.
Итак, справки по форме 2-НДФЛ сданы. А поскольку они не являются ни декларациями, ни расчетами, то камеральной проверке эти справки подвергаться не будут. Согласно п.1 ст.88 НК РФ камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у ИФНС. Справка 2-НДФЛ не является ни декларацией, ни расчетом. ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 12.05.2009 № А66-4514/2008 подтверждает данный вывод, дополняя, что справка по форме 2-НДФЛ содержит лишь информацию о выплаченных физическим лицам доходах и суммах начисленного и удержанного налога.
Однако тот факт, что справки 2-НДФЛ не подвергаются камеральной проверке, не гарантирует отсутствие последствий в результате подачи справок с ошибочными сведениями. Ведь в п.1 ст.126.1 НК РФ говорится, что за представление налоговым агентом документов, содержащих недостоверные сведения, положен штраф в размере 500 руб. за каждый документ, содержащий ошибку. При этом из НК РФ не следует, что этот штраф будет наложен только по результатам камеральной проверки. Таким образом, справки 2-НДФЛ все равно попадут под пристальное внимание налоговиков. И при обнаружении ими ошибок фирме грозят санкции.
Санкций можно избежать, если опередить налоговиков
Таким образом, если компания уже получила требование о представлении пояснений по поводу сведений в справке 2-НДФЛ, то если эти сведения действительно содержат ошибку, их исправление путем подачи корректирующей справки от штрафа уже не спасет.
Какие ошибки в 2-НДФЛ могут привести к штрафу
Например, в письме ФНС России от 09.08.2016 № ГД-4-11/14515 говорится, что основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной п.1 ст.126.1 НК РФ, будет является недостоверность информации, допущенной в результате:
- арифметической ошибки;
- искажения суммовых показателей;
- иных ошибок, влекущих неблагоприятные последствия для бюджета в виде неисчисления и (или) неполного исчисления, неперечисления налога, нарушения прав физических лиц (например, прав на налоговые вычеты).
Получается, что иногда оштрафовать могут даже за те ошибки, которые не привели к неблагоприятным последствиям для казны или нарушению прав работников. Но в этой ситуации налоговики могут снизить штраф, признав указанные факты смягчающими обстоятельствами (письмо ФНС России от 09.08.2016 № ГД-4-11/14515).
Помимо этого должностное лицо организации (например, директор) может быть привлечено к административной ответственности (ч.1 ст.15.6 КоАП РФ). Штраф составит от 300 до 500 руб. (сумма фиксирована и не зависит от количества представленных с ошибками справок, как налоговый штраф).
Поэтому если вы обнаружили ошибки в справках 2-НДФЛ, советуем поскорее принять меры, тем более с составлением корректирующих справок сложностей обычно не возникает.
Корректируем справку 2-НДФЛ
Тут же возникает вопрос: вписывать нужно только те суммы, которые подлежат исправлению, или все? Все, в том числе и те, в которых ошибки не было. Дело в том, что в форме справки 2-НДФЛ заполняются все реквизиты и суммовые показатели, если иное не предусмотрено Порядком заполнения справки 2-НДФЛ (разд.1 Приложения №2 к Приказу ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485). А положения, предусматривающего включение в корректирующую справку 2-НДФЛ только тех сведений, которые содержали ошибку, там нет.
В процессе осуществления деятельности любая организация может столкнуться с получением требования от территориального налогового органа предоставить определенные документы. Пакет документов может пересылаться налоговикам почтой, передаваться лично или в электронном виде по ТКС. К собранным бумагам необходимо прикрепить сопроводительное письмо в налоговую о предоставлении документов, образец которого приведем далее.
Что собой представляет сопроводительное письмо в налоговую службу
Сопроводительное письмо является своего рода поясняющей запиской к отправленной в ИФНС бухгалтерской и налоговой документации. В нем указывают, какие именно документы и в каком количестве были отправлены. Благодаря этому сотрудники налоговой инспекции без труда смогут понять назначение полученных документов. А в случае утери их части отправитель сможет доказать свою правоту.
Сопроводительное письмо в налоговую о предоставлении документов выполняет следующие задачи:
облегчает взаимодействие налоговой службы с налогоплательщиками;
позволяет четко понять, что представляет собой каждый отправленный документ;
определяет назначение передаваемых для проверки бумаг;
позволяет избежать возможных недопониманий относительно полноты предоставленного пакета документов;
упрощает регистрацию принятых бумаг в канцелярии налогового органа.
Сопроводительное письмо обязательно составляют в ответ на запросы и требования налоговой. Требование о предоставлении документов может быть получено в таких случаях:
Если организация решила не присылать на проверку какие-либо затребованные бумаги – в сопроводительном письме необходимо обосновать причину такого решения.
Какие документы нуждаются в сопроводительном письме, а какие – нет?
Сопровождаться письмом должна практически вся официальная документация, отправляемая в ИФНС. Действует общее правило, согласно которому письмо необходимо прикреплять ко всем документам, в которых не указана информация об отправителе и получателе.
Без письменного сопровождения можно отправлять такие документы:
первичную налоговую декларацию (без приложений);
жалобы на действия или принятые решения сотрудников ИФНС (при отправлении в вышестоящие инстанции);
экземпляры исковых заявлений.
Если налоговая декларация отправляется с подтверждающими документами – к ней следует приложить сопроводительное пояснение.
Рекомендации по составлению письма
Сопроводительное письмо в налоговую о предоставлении документов не имеет строго унифицированной формы. Его составляют, руководствуясь общими правилами, разработанными для деловой корреспонденции. Письмо в налоговую является официальным документом, поэтому в его содержании не должно быть ничего лишнего.
Отправитель должен учитывать такие моменты:
письмо в печатном варианте необходимо составлять на листах формата А4;
при наличии фирменных бланков компании можно распечатать сопроводительное пояснение на таком бланке;
в тексте обязательно должен присутствовать перечень отправленных документов (наименование, общее количество страниц, количество экземпляров);
в сопроводительном пояснении следует указать причину предоставления документации (к примеру, указание на конкретный запрос органов ИФНС).
Реквизиты, которые необходимо указать в письме:
наименование территориального органа налоговой службы, в который направляются документы;
полное наименование организации-отправителя, ее ИНН/КПП, юридический адрес;
обращение к конкретному сотруднику ИФНС (согласно правилам деловой переписки);
перечень приложенных документов;
номер и дату запроса, сделанного налоговой инспекцией (указывают, если письмо отправляется в ответ на запрос ИФНС);
должность и Ф.И.О. лица, составившего письмо;
подпись ответственного лица.
Как составить сопроводительное письмо
В левом верхнем углу документа проставляют его номер и дату составления, ниже прописывают номер и дату запроса налоговой службы, в ответ на который было отправлено письмо.
В правом верхнем углу указывают полное наименование отделения ИФНС, его адрес, Ф.И.О. сотрудника налоговой, которому адресовано письменное пояснение.
В тексте письма указывают причину, по которой оно было отправлено в ИФНС.
Далее следует привести перечень документации, подлежащей отправке.
В заключительной части указывают должность и Ф.И.О. ответственного должностного лица.
Приложенные копии документов должны быть заверены подписью руководителя и печатью организации на каждом листе.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – основной, главный вид прямых налогов. Он исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтвержденных расходов. Иными словами – это налог на доходы человека. Иногда при подаче НДФЛ в налоговой службе требуют предъявить сопроводительное письмо. Давайте разберемся с тем, что оно из себя представляет.
Обязательно ли оно?
Подача сопроводительного письма к НДФЛ не является обязательной. Если Вы подали все необходимые документы, а у налогового центра не возникло никаких вопросов – будьте спокойны, ничего писать не требуется. Но важно иметь в виду, что в определённых случаях составление такого письма является необходимым и даже обязательным.
Например, если в официальных бумагах была обнаружена ошибка или неточность, Вам придется приложить дополнительные усилия и составить сопроводительный документ. Как правило, необходимость в нем возникает как раз тогда, когда в поданной декларации были обнаружены какие-либо недочеты или ошибки – в этом случае налоговый центр потребует ряд дополнительных сведений и пояснений, особенно если в официальном документе были произведены корректировки.
Кроме того, сопроводительное письмо может использоваться и тогда, когда Вы хотите перестраховаться и быть уверенным в том, что никакие документы не будут утеряны или в том случае, если Вам необходимо пояснить что-то работникам налоговой службы по поводу вашей декларации. В этом случае письмо подается вместе с оригиналами документов.
Зачем требуют?
Как уже было оговорено, подача сопроводительного письма не является обязательной. Не существует такого закона, по которому Вам могут отказать в приеме документов из-за отсутствия письма.
Однако следует принимать во внимание тот факт, что многие сотрудники налоговой службы настаивают на том, чтобы в определенных случаях такой документ все-таки присутствовал. К таким случаям можно отнести подачу уточненной (повторной) декларации. В данном случае содержание письма обеспечивает работников налоговой службы исчерпывающей информацией о том, почему существуют уточнения, с чем были связаны корректировки в документах, что значительно облегчает их работу.
Во всех остальных случаях подача заявления не требуется, и написание сопроводительного документа регулируется только желанием компании.
Когда и в какой момент предоставляется?
Сопроводительное письмо предоставляется одновременно с подачей оригиналов документов или при повторной подаче декларации.
Кто составляет, подписывает и ставит печать?
В случае, если сопроводительное письмо подается физическим лицом, то, соответственно, подающий человек занимается его написанием. Если же речь идет о юридическом лице, то письмо составляется сотрудниками подающей компании: этим может заниматься как штатный юрист, так и сотрудники бухгалтерии.
В большинстве отделов ИФНС требуют, чтобы сопроводительное письмо было подписано у генерального директора и главного бухгалтера, а также сопровождено печатями организации которые будут свидетельствовать о подлинности документа.
Общие правила написания
В данный момент не существует утвержденной формы сопроводительного письма, поэтому его можно составить в произвольной форме. Главное, чтобы в нем была указана необходимая работникам налоговой службы информация для работы с декларациями.
В документе должно быть указано:
Важно! Сопроводительное письмо представляет собой официальный документ. Хотя оно и предполагает свободную форму, необходимо ответственно отнестись к его составлению.
Составление документа при подаче декларации
Возврат налога на доходы
В данном случае заявление имеет следующую структуру:
При отчетности по форме 2
Оно имеет ту же структуру, что и любое другое сопроводительное письмо.
В данном случае изменится лишь основная часть: в ней необходимо писать уже не о возврате налога, а о наличной ситуации. Например, если организация подает 2-НДФЛ и ей необходимо сообщить, например, что невозможно удержать налог с определенного физического лица, ей следует в основной части объяснить причину невозможности удержания. В таком примере в шапке следует указывать уже не данные физического лица, а реквизиты организации, а заверить документ следует подписью директора и печатью компании.
При отчетности по форме 3
Как и в предыдущем случае, в случае с 3-НДФЛ в шапке необходимо указать наименование инспекции, данные заявителя, период, в который подается декларация, реестр подтверждающих доходы или расходы документов, а также дату и подпись с расшифровкой.
Подача уточненной декларации
Данный формат сопроводительного письма несколько отличается от предыдущих вариантов по своему содержанию – внешняя структура остается той же.
В письме важно указать:
Отправка
Письмо может быть передано в ИФНС 2-мя способами:
- На бумажном носителе — лично или посредством почты.
- В электронном варианте —через личный кабинет налогоплательщика.
Справка: предпочтительнее будет предоставление сопроводительного письма на бумажном носителе – так уменьшаются шансы на его потерю.
На нашем сайте много информации о сопроводительных письмах к декларациям. Мы подробно рассказывали о том, к каким документам и как это нужно делать. Также вы можете узнать, как правильно оформить сопроводительное письмо в ИФНС и по НДС.
Заключение
Сопроводительное письмо не является обязательным, если Вы подаете НДФЛ-декларацию. Налоговая служба не имеет права требовать от Вас его составления, однако имейте ввиду, что оно позволяет избежать лишних запросов, оберегает от возможной утери документов, дополнительно фиксирует дату самостоятельного исправления ошибки, а также значительно упрощает и ускоряет работу ИФНС.
Его заполнение не требует соблюдения строго установленной формы, однако составляя письмо, будьте внимательны: важно указать данные максимально точно, а содержание изложить в понятной и структурированной форме, если хотите избежать появления дополнительных трудностей.
При выявлении налогоплательщиком факта подачи в ИФНС декларации с недостоверными данными или ошибками (по НДС, налогу на прибыль, УСН, 3-НДФЛ), которые приводят к уменьшению налогообложения, ему необходимо предоставить в налоговое ведомство уточненную декларацию, в соответствии со ст. 81 НК РФ.
При этом, вместе с исправленной отчетностью, ему рекомендуется предоставить также сопровождающее письмо, которое указывает на неточности и объясняет причину их осуществления.
Обязательно ли оно?
Бюрократия в РФ является всеобъемлющей, требующей на каждый составленный документ, как минимум еще один, с регистрированием предъявленных справок в соответствующих журналах. Особое место среди справок и документов занимают сопровождающие письма. Сопровождение уточненной декларации объяснением не относится к обязательному документу. Если, налогоплательщиком отправлена отчетность без ошибок и у налоговой инспекции нет вопросов – прикладывать сопровождающее пояснение не нужно.
Кроме того, сопровождающее письмо может быть составлено с перечислением прикрепленных документов для перестраховки того, что ни один листок не будет утерян.
В каких случаях необходимо?
Как уже отмечалось, сопровождающее письмо не считается обязательным посланием при отсылке уточненной декларации и не регламентируется законодательными нормами РФ. В то же время, практика демонстрирует, что объяснение к декларации оказывает помощь в ускорении и облегчении работы инспекторов ИФНС.
Прикладывать сопровождающую объяснительную рекомендуется к следующим видам отчетов, в случае:
1) Уточненной декларации, которая направляется в ИФНС:
- До завершения срока декларирования.
- После предельного срока отсылки декларации, но до окончательно срока уплаты налогов.
- После завершения всех сроков.
2) Нулевой отчетности, подаваемой ИП при отсутствии работы.
3) Лесной — отображающей сведения об использовании лесных ресурсов, с отчетом о фактической вырубке леса.
4) По ЕНВД, представляющая собой ежеквартальную отчетность, независимо от деятельности или простоя, а также при отсутствии дохода.
5) По УСН — отчетность в налоговую инспекцию ИП или ООО за календарный год, независимо от наличия/отсутствия прибыли.
Кроме этого, приложенное объяснение может быть направлено в случае возникновения вопросов у налоговиков при камеральной проверке, по причинам, отмеченным в п. 3 ст. 88 НК РФ.
При этом, следует иметь ввиду, что многие служащие ИФНС предпочитают иметь объяснительную, особенно при отсылке исправленной отчетности. В этом случае, объяснение отображает исчерпывающие данные о причине уточнения отчетности, что упрощают работу налоговиков.
Во всех прочих ситуациях сопровождающий документ не является обязательным элементом.
Цель предоставления
При наличии сопровождающего письма к налоговой декларации снижается риск возникновения дополнительных вопросов от служащих ИФНС по поводу сданной отчетности.
Сопровождающее письмо не обладает смысловой нагрузкой, однако его наличие:
- Подтверждает факт подачи отчетности (п. 1 ст. 80 НК РФ).
- Обеспечивает порядок подачи декларации и причину ее корректировки (п. 2 ст. 93 НК РФ).
- Фиксирует срок подачи уточненного декларирования, в ответ на запрос ИФНС (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Благодаря сопровождающему письму:
- Могут предотвращаться возможные споры в отношении комплектности поданных документов.
- Облегчается работа канцелярии по регистрированию принятой отчетности.
- Разъясняется цель отправки документов в ИФНС.
- Принятые документы перенаправляются нужному специалисту.
Кто пишет?
Сопровождающее письмо к налоговой декларации, обычно составляется лицом, декларирующим свои доходы. К таким лицам относятся:
Если уточненная декларация и сопровождающее письмо к ней отправляется юр. лицом или ИП, то составлением объяснения, обычно, занимается, либо штатный юрист, либо бухгалтер, отвечающий за налоги. При этом, подписывать документы обязан директор и гл. бухгалтер, подтверждая подлинность подписей печатью.
Если отправкой уточненной декларацией занимается физлицо, то в этом варианте, можно ему самому составить письмо или обратиться к юристу. Юрист поможет оформить объяснение к уточненной декларации более профессионально, с учетом правил в делопроизводстве.
Как составить сопроводительное письмо к уточненной декларации в 2022 году?
Чтобы составить сопровождающее письмо к откорректированной декларации, надо иметь ввиду, что утвержденного унифицированного шаблона такого документа законодательными нормами РФ не предусмотрено. Поэтому, такое приложение к декларации составляется в произвольном стиле либо на простом листе А4, или на фирменном бланке предприятия, с соблюдением правил оформления служебных писем, установленных в делопроизводстве.
При этом, в таком письме непременно должно отображаться:
- Названия налогового ведомства и обозначением Ф.И.О. руководителя ИФНС.
- Названия предприятия, отправляющего декларацию, с указанием его реквизитов (ИНН/КПП/ОКПО). На фирменном бланке реквизиты предприятия заполнять не надо.
- Юридического адреса фирмы.
- Исходящий номер письма.
- Дата его составления.
4) Далее излагается содержательная часть приложения, где приводится:
- Ссылка на законодательные нормы РФ.
- Пояснения о внесении изменений в предварительно поданную декларацию с указанием причин допущенных ошибок или неточностей.
5) Завершающим этапом оформления письма является:
- Заполнение приложения, где нужно отобразить название документа, который прикреплен к сопровождающему письму, с обозначением численности листов.
- Подпись директора предприятия и гл. бухгалтера, с расшифровкой их фамилий и скреплением их подписей печатью предприятия.
Примечание. При составлении письма требуется пользоваться деловым стилем, без допущения ошибок, исправлений и зачеркиваний. Заполненное послание, как правило, составляется в 2-хэкземплярах (один отправляется в ИФНС, второй остается на предприятии). Его требуется зарегистрировать в журнале исходящих писем.
Читайте также: