Субсидиарное применение гражданского законодательства к залогу имущества в налоговых правоотношениях

Обновлено: 28.04.2024

Заботкин Александр Олегович – студент Юридического института Сибирского федерального университета. (СФУ, г.Красноярск)

Аннотация: С точки зрения положений современного российского семейного законодательства автором рассматриваются такие юридические феномены, как субсидиарное применение норм права и один из способов устранения законодательных пробелов – аналогия закона. Представленные выводы изложены в обобщённом и систематизированном виде и проиллюстрированы при помощи конкретных законоположений.

Ключевые слова: Аналогия закона, законодательные пробелы, семейное право, субсидиарное применение норм права.

Как указывает статья 4 Семейного кодекса Российской Федерации [4] (далее – СК РФ), к имущественным и личным неимущественным семейным отношениям, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство, однако лишь постольку, поскольку это не противоречит существу данных отношений. В данном случае речь идёт о субсидиарном применении норм права межотраслевого характера, заключающемся в применении к общественным отношениям, урегулированным данной отраслью права, норм другой отрасли права. Такое применение имеет место вследствие сознательного недопущения законодателем дублирования уже существующих норм права, подлежащих применению к рассматриваемым отношениям, и активного использования в семейно-правовом регулировании правовых норм бланкетного и отсылочного характера. Иными словами, ввиду наличия гражданско-правовых норм, выраженных в гражданском законодательстве и прямо регулирующих упомянутые отношения, необходимость повторного регулирования данных отношений и закрепления в семейном законодательстве соответствующих норм отпадает. Важно заметить, что таким образом не происходит создание законодательных пробелов, требующих преодоления посредством аналогии закона или аналогии права.

Представляется возможным выделить три группы ситуаций, при которых осуществляется такое применение:

1. СК РФ содержит бланкетную норму, отсылающую правоприменителя к гражданскому законодательству, не указывая при этом на конкретные законоположения, подлежащие применению. В качестве примера можно привести пункт 2 ст. 43 СК РФ, в соответствии с которым брачный договор может быть изменен или расторгнут судом по требованию одного из супругов по основаниям и в порядке, установленным для изменения или расторжения договора Гражданским кодексом Российской Федерации [1] (далее – ГК РФ).

3. Иные ситуации, непосредственно не предусмотренные СК РФ. Так, представляется верным согласиться с Л.М. Пчелинцевой [3, с. 161] в том, что при рассмотрении положения п. 2 ст. 35 СК РФ, срок исковой давности в котором не закреплён, правоприменителю необходимо с учётом правила ст. 4 СК РФ субсидиарно применять к нему срок исковой давности, установленный п. 2 ст. 181 ГК РФ и составляющий, как и срок, указанный в п. 3 ст. 35 СК РФ, 1 год. Такой подход представляется верным несмотря на то, что в соответствии с правилом п. 1 ст. 9 СК РФ исковая давность не распространяется на требования, вытекающие из семейных отношений, за исключением случаев, когда срок для защиты нарушенного права установлен СК РФ. Противоположный же подход [2, с. 117-118], согласно которому в рассматриваемом случае исковая давность не применяется, несомненно, способен отрицательно повлиять на стабильность гражданского оборота.

Важно обращать особое внимание на требование непротиворечия субсидиарного применения норм гражданского права к семейным отношениям существу данных отношений. Так, например, в качестве примера противоречащего существу семейных отношений применения к ним норм гражданского права в литературе указывается применение закреплённых в гражданском законодательстве норм о недействительности сделки при разрешении вопроса о недействительности брака [2, с. 28].

Законодательный пробел (пробел в законодательстве), в свою очередь, представляет собой ситуацию, возникающую при отсутствии конкретной законодательно закреплённой правовой нормы, необходимой для регламентации входящего в сферу правового регулирования общественного отношения. В качестве основных способов преодоления правоприменителем таких пробелов традиционно выделяются аналогия закона и аналогия права. Аналогия закона заключается в применении к неурегулированному конкретной нормой отношению нормы, регулирующей сходные отношения [5, с. 253-254]. В качестве особой разновидности данного феномена следует выделять субсидиарную (межотраслевую) аналогию закона, предполагающую применение по аналогии не норм данной отрасли, а норм, относящихся к другой отрасли права.

Указание на три условия, при совместном наличии которых применяется аналогия закона, содержится в ст. 5 СК РФ. К таким условиям относятся:

1) неурегулированность семейных отношений семейным законодательством или соглашением сторон;

2) отсутствие норм гражданского права, прямо регулирующих указанные отношения (отсутствие возможности субсидиарного применения к семейным отношениям гражданско-правовых норм);

3) непротиворечие аналогии закона существу семейных отношений.

Как и в случае с субсидиарным применением норм права, СК РФ устанавливает требование непротиворечия такого применения существу семейных отношений. Его соблюдение позволяет исключить искажение сути отношений, регулируемых посредством семейного законодательства [3, с. 41], при применении по аналогии как семейно-правовых норм, так и норм гражданского права (субсидиарная аналогия закона), регулирующих сходные отношения. Как верно отмечается в литературе, закреплённая в ст. 5 СК РФ норма об аналогии закона не находит широкого практического применения [3, с. 43], в отличие от положения ст. 4 СК РФ о субсидиарном применении гражданского законодательства к семейным правоотношениям. Однако она, вне всяких сомнений, также имеет принципиальное значение для правоприменительной практики.

2. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный) / З.А. Ахметьянова, Е.Ю. Ковалькова, О.Н. Низамиева [и др.]; отв. ред. О.Н. Низамиева. – М.: Проспект, 2011. – 560 с.

3. Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма * Инфра-М, 2011. – 848 с.

5. Теория государства и права: учебник / отв. ред. В.Д. Перевалов – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма * Инфра-М, 2013. – 496 с.

Божок В.А., аспирант Московской государственной юридической академии, дневное отделение, специализация "Гражданский процесс".

Понятие субсидиарности в юридической литературе раскрывается различными авторами неоднозначно. Одни авторы под субсидиарным применением норм права понимают дополнительное привлечение норм смежных отраслей права с целью преодоления пробела в той отрасли, к предмету регулирования которой относится общественное отношение. Тогда как аналогия закона применяется для преодоления пробелов в определенной отрасли права нормами той же отрасли .

Авдюков М.Г. Принцип законности в гражданском судопроизводстве. М., 1970. С. 77.

В свете нового законодательства появилась необходимость уточнения, пересмотра понятия субсидиарного применения правовых норм и соотношения его с институтом аналогии.

На наш взгляд, предложенный критерий разграничения аналогии закона и субсидиарного применения норм права, заключающийся в заимствовании нормы права из той же отрасли права или смежной отрасли права соответственно, следует признать неверным, поскольку ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, регламентирующая условия применения аналогии закона, не конкретизирует, где должна содержаться норма, регулирующая сходные отношения, в ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ, ГК РФ или в других отраслях права. Если мы применяем норму права из АПК РФ к неурегулированному отношению, возникшему в ходе гражданского судопроизводства, то по ч. 4 ст. 1 ГПК РФ происходит применение аналогии закона, а не субсидиарное применение нормы права.

М.И. Бару полагал, что субсидиарное применение права имеет место в тех случаях, когда законодатель сознательно отказывается от дублирования идентичных правовых норм в различных отраслях права. В подавляющем большинстве случаев это объясняется соображениями нормативной экономии. Поэтому трудно согласиться с точкой зрения, что может существовать в нормативном акте пробел, если норма права, которая должна регулировать данное общественное отношение, находится в ином нормативном акте .

Бару М.И. Правовые и иные социальные нормы, регулирующие трудовые отношения. Харьков, 1965. С. 25.

Приведем несколько примеров субсидиарного применения норм права.

Глава 3 ГПК РФ, как и гл. 4 АПК РФ, посвященная вопросам подведомственности и подсудности, часто оперирует понятиями "место жительства гражданина" и "место нахождения юридического лица", однако нигде их не раскрывает. В данном случае подлежат субсидиарному применению ст. 20 ГК РФ, в которой под "местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов", и статья 54 ГК РФ: "Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности".

ГПК РФ в ст. 26, 44, 113, 215, как и АПК РФ в ст. 27, 36, 48, 121, 126, 206, использует термин "юридическое лицо", однако содержание понятия в Кодексах отсутствует. Статья 48 ГК РФ дает это понятие, в соответствии с ней "юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету".

Таким образом, исходя из вышеизложенного, а также общих положений теории права, логического и систематического толкования норм ГПК РФ (ч. 4 ст. 1), ГК РФ (ст. 6), СК РФ (ст. 4, 5), выведем следующие условия субсидиарного применения норм права.

Во-первых, отсутствие прямого запрета законодателя на субсидиарное применение норм права.

Можно выделить два вида субсидиарного применения норм.

В санкционированном субсидиарном применении норм можно выделить два подвида.

В одном случае законодатель отсылает правоприменителя к определенной норме или группе норм отрасли законодательства. Например, ст. 359 ГПК РФ, посвященная судебным прениям в суде кассационной инстанции, указывает о необходимости применения правил, предусмотренных ст. 190 ГПК РФ.

В другом случае - к неопределенному количеству норм отрасли законодательства, которые уже существуют или могут быть приняты в будущем. Например, в соответствии со ст. 223 АПК РФ "дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства)". Глава 28 АПК РФ, посвященная рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве), содержит всего три статьи, что является явно недостаточным для рассмотрения такой довольно сложной категории дел, как о банкротстве. Прежде всего субсидиарному применению подлежат нормы Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" , где в ст. 37, 39 определяются форма и содержание заявления должника, конкурсного кредитора в арбитражный суд. В ст. 38, 40 дается перечень документов, прилагаемых к заявлению должника и конкурсного кредитора. Статьи 43 - 44 определяют основания отказа в принятии и возвращения заявления о признании должника банкротом. Статья 50 определяет порядок подготовки дела о банкротстве к судебному разбирательству. Статьей 51 устанавливается срок рассмотрения дела о банкротстве. В ст. 52 определяются полномочия арбитражного суда. Статьи 57 - 58 определяют основания прекращения и приостановления производства по делу о банкротстве и др.

Собрание законодательства РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

При субсидиарном применении норм по умолчанию возможность субсидиарного применения норм явно не обозначена, но допускается как из-за схожести отношений, регулируемых смежными отраслями законодательства, так и наличия в них подобных правовых институтов (подинститутов). Например, в гл. 37 АПК РФ, регулирующей производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, отсутствуют нормы об исчислении сроков для подачи заявления. Какие-либо отсылки к другим нормам отсутствуют. Опираясь на имеющееся в процессуальном законодательстве (ст. 395 ГПК РФ) правовое регулирование исчисления срока для подачи заявления, можно определить момент начала течения срока на подачу заявления о пересмотре судебных актов арбитражного суда. Например, в случаях, предусмотренных:

  1. п. 1 ст. 311 - со дня, когда заявителю стали известны обстоятельства, служащие основанием для пересмотра;
  2. п. 2 и 3 ст. 311 - со дня вступления в законную силу приговора суда по уголовному делу.

Во-вторых, фактическое отношение должно быть охвачено правом (законодательством).

В-третьих, отсутствие нормы отрасли права, регулирующей общественные отношения, которая находится в смежной отрасли законодательства. В отличие от аналогии закона здесь пробел отсутствует.

В-четвертых, наличие нормы смежной отрасли права, регулирующей данные отношения (при аналогии закона применяется норма, регулирующая сходные отношения).

В-пятых, в отличие от аналогии закона при субсидиарном применении права перенос нормы из смежной отрасли права не изменяет содержание этой нормы.

В-шестых, применение норм смежной отрасли права не должно противоречить существу отрасли права, в которой отсутствует норма права, т.е. она имеет место лишь между смежными отраслями права, которые связаны между собой, как правило, генетически, т.е. сходство отраслей права по предмету правового регулирования и сходство применяемых в этих отраслях методов правового регулирования. Мы исходим из презумпции, что законодатель, будучи последовательным, должен урегулировать сходные общественные отношения аналогичными или тождественными юридическими средствами. Однако из этого общего правила возможны исключения, поскольку метод правового регулирования, его черты обусловливаются не только предметом регулирования, но и в определенной степени волей законодателя. Поэтому, сравнивая соответствующие отношения, необходимо всякий раз уточнять, не исключают ли способы юридического воздействия, присущие отрасли, субсидиарному применению норм права. Если между отношениями, которые непосредственно не урегулированы нормами определенной отрасли, и отношениями, охватываемыми предписаниями смежной отрасли, нет сходства в методе регулирования, применение норм смежной отрасли в субсидиарном порядке исключается. Гражданский процесс, арбитражный процесс, уголовный процесс и административное производство находятся в некоторых функциональных связях и служат формой реализации норм соответствующих отраслей материального права. Это позволяет указанным отраслям сохранить некоторые черты сходства в методах регулирования, что может служить в определенных случаях основанием субсидиарного применения норм права.

В практике рассмотрения гражданских исков в уголовном деле возникает немало вопросов, связанных с неурегулированностью отдельных сторон производства по гражданским искам нормами уголовно-процессуального законодательства.

Например, уголовно-процессуальное законодательство не содержит нормы, регламентирующей форму и содержание иска в уголовном деле. В данном случае подлежит субсидиарному применению ст. 131 ГПК РФ.

По нормам гражданского процесса следует решать в уголовном деле вопросы, связанные с мировым соглашением сторон, признанием иска ответчиком. Вопросы эти не урегулированы УПК РФ, и решение их в соответствии со ст. 39 ГПК РФ не нарушает принципов уголовного процесса.

Таким образом, под субсидиарным понимают обычно такое применение правовых норм, когда определенные нормы не только регулируют отношения данной отрасли, к которой они непосредственно принадлежат, но и распространяют свою силу на отношения смежных отраслей. В результате переноса этой нормы содержание ее самой не изменяется.

Субсидиарным будет также применение норм в рамках одной отрасли, когда норма какой-либо подотрасли, правового института применяется соответственно к отношениям, являющимся предметом регулирования другой подотрасли или института. В подобных случаях при вынесении решения приходится исходить из предписаний смежного правового института. При этом следует учитывать вышеуказанные условия субсидиарного применения норм права.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями к отмене в порядке надзора судебных постановлений являются их необоснованность и существенные нарушения норм материального или процессуального права. Значительно обширнее по содержанию ст. 362 - 364 ГПК РФ. Они подробно расшифровывают, что следует понимать под необоснованностью и незаконностью судебного постановления. Приведенные правила в равной степени применимы и к деятельности суда надзорной инстанции, однако нормы, регламентирующие надзорное производство, их не воспроизводят.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Под пробелом в праве понимают отсутствие в действующем законодательстве нормы права, в соответствии с которой должен решаться вопрос, требующий правового регулирования.

Для того чтобы установить пробелы в законодательстве, необходимо выявить:

а) требуют ли правового регулирования данные общественные отношения;

б) обеспеченность правовой регламентации соответствующими социально‑экономическими и иными условиями;

в) отсутствие нормы, регулирующей конкретную ситуацию (или она неполно регулирует ее);

г) сходство анализируемых условий и обстоятельств и тех, которые предусмотрены применяемой нормой. При этом такое сходство должно быть в существенных, главных правовых признаках;

д) сходную норму сначала в той же отрасли права и лишь затем обратиться к другим отраслям;

е) отсутствие запрета в законе на восполнение пробела правоприменителем.

Различают реальные и мнимые пробелы в праве.

Под мнимыми пробелами понимается преднамеренное молчание законодателя, т. е. когда он сознательно оставляет вопрос открытым, предлагая передать его решение на усмотрение правоприменителя, или законодатель сознательно выводит данные общественные отношения за сферу правового регулирования. Такие действия законодателя именуют квалифицированным молчанием.

Подлинные пробелы свидетельствуют об ущербности законодательства и об определенных недостатках правовой системы. Пробелы возникают по трем главным причинам: законодатель не смог охватить регулированием все жизненные ситуации; вследствие недостатков юридической техники; объективной невозможности законодателя поспеть за развитием общественных отношений.

Единственный способ устранить пробелы в праве – принятие соответствующим правотворческим органом недостающей нормы права или группы норм. Но процесс правотворчества занимает продолжительное время. Поэтому для восполнения пробелов используется институт аналогии, т. е. сходства жизненных ситуаций и норм права.

Существует два способа оперативного преодоления пробелов в праве – аналогия закона и аналогия права.

Аналогия закона применяется при отсутствии нормы, регулирующей конкретные общественные отношения, но при наличии в законодательстве сходной нормы, регулирующей близкие общественные отношения.

Аналогия права возможна тогда, когда отсутствует сходная норма права и дело решается на основе общих принципов права. К такого рода принципам относятся принципы справедливости, разумности, гуманизма, равенства субъектов перед законом и др.

Аналогия закона и аналогия права – исключительные средства. Аналогия права используется только в том случае, если не удастся обнаружить сходную норму права. В решении по делу мотивируются причины применения аналогии. Это позволяет проверить правильность решения дела. Таким образом, применение аналогии не является произвольным решением дела.

Решение дела по аналогии не устраняет пробела в праве, а лишь его восполняет. Применение аналогии обязательно для данного дела, но другой суд может применить по схожему делу иную аналогию.

Восполнять пробелы в праве полномочны судебные органы всех видов. Но главную роль играют акты высших судебных инстанций – Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Конституционного Суда Российской Федерации. Они формулируют в своих постановлениях правила поведения общего характера, которые обращены ко всем судебным учреждениям и к неопределенному кругу лиц – потенциальным участникам судебного процесса. Разъяснения высших судебных инстанций рассчитаны на неоднократное применение и обязательны для всех судебных органов. Но поскольку высшие судебные инстанции наделены Конституцией РФ правом законодательной инициативы, они должны использовать его для устранения пробелов в действующем законодательстве.




К дискуссионным относится проблема о допустимости применения института аналогии в процессуальном праве.

В отношении гражданского процесса нет споров, так как п. 4 ст. 1 ГК РФ разрешает в случае отсутствия нормы процессуального права использовать как аналогию закона, так и аналогию права. В Арбитражно‑процессуальном кодексе РФ подобная норма отсутствует. Что касается уголовного процесса, то представляется, что здесь невозможно применять институт аналогии, поскольку процессуальные нормы обслуживают материальную отрасль – уголовное право, где аналогия запрещена. Поэтому любое усмотрение правоприменителя способно исказить волю законодателя.

С институтом аналогии тесно связано так называемое субсидиарное (дополнительное) применение права. Оно имеет место тогда, когда для преодоления пробелов в одной отрасли законодательства используются нормы другой отрасли. Таким образом, субсидиарное правоприменение – это межотраслевая аналогия закона (проф. С.С. Алексеев, проф. С.В. Поленина, проф. В.И. Леушин).

Субсидиарное правоприменение чаще всего определяется как применение правовых норм, распространяющих свое действие на общественные отношения, которые не составляют непосредственного предмета их регулирования.

Примером может служить ст. 5 СК РФ, допускающая применение норм гражданского права к регулированию отношений между членами семьи, если они не регулируются семейным законодательством или соглашением сторон.

Обычно субсидиарное правоприменение используется между сходными отраслями права – гражданским, семейным, земельным, трудовым и др.

Исполнение налоговой обязанности заключается в совершении налогоплательщиком тех действий, которые составляют обязанность данного субъекта, т. е., прежде всего, в передаче государству, муниципальному образованию, как правило, в собственность определенного количества денежных средств. Предметом исполнения налоговой обязанности являются деньги: уплата налога, как это следует из ст. 8 НК, производится посредством изъятия из владения и, как правило, собственности обязанного лица именно денег.

На практике существует и натуральная форма исполнения налоговой обязанности, но она не столь распространена в современном мире и является, скорее, исключением из общего правила о денежной форме исполнения налоговой обязанности.

Налоговая обязанность должна быть исполнена:

– в надлежащем полном объеме;

– в установленные налоговым законодательством сроки;

– в определенном налоговым законодательством месте;

– указанным налоговым законом способом;

– в установленной налоговым законом форме.

Надлежащим субъектом при исполнении налоговой обязанности признается организация или физическое лицо, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги или сборы.

НК РФ устанавливает, что исполнение налоговой обязанности осуществляется налогоплательщиком самостоятельно, если иное не установлено НК РФ (п. 1 ст. 45 НК РФ).

Таким образом, субъектом исполнения налоговой обязанности является сам налогоплательщик, за исключением тех случаев, когда налоговым законодательством исполнение налоговой обязанности полностью или частично возложено на третьих лиц. В установленных налоговым законодательством случаях обязанность по уплате налога возлагается на налогового агента: при выплате работодателями доходов физическим лицам, при расчетах с иностранными юридическими лицами, не состоящими на учете в налоговом органе Российской Федерации, и в других случаях.

36. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности

К способам обеспечения налоговой обязанности согласно ст. 72 НК РФ относятся:

1) залог имущества;

4) приостановление операций по счетам в банке;

5) наложение ареста на имущество налогоплательщика.

Первые два можно условно отнести к гражданско-правовым способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, последние два – к административно-правовым. Закрепленный в ст. 72 НК РФ перечень является закрытым, поэтому в налоговых правоотношениях не могут применяться иные меры обеспечения, предусмотренные, в частности, ст. 329 ГК РФ, – неустойка, удержание, задаток, банковская гарантия и др. Все способы обеспечения в налоговом праве носят исключительно имущественный характер.

Ст. 329 ГК РФ прямо называет залог и поручительство в числе способов обеспечения гражданско-правовых обязательств. НК РФ устанавливает, что к правоотношениям, возникающим при установлении залога и поручительства в качестве способа обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, применяются положения гражданского законодательства, если иное не предусмотрено налоговым законодательством (п. 7 ст. 73, п. 6 ст. 74 НК РФ). Таким образом, нормы гражданского законодательства, регулирующие институты залога и поручительства, выступают здесь в качестве общих норм, а соответствующие нормы НК РФ – специальных. Поэтому и соотносятся они следующим образом: применительно к залогу и поручительству в налоговых правоотношениях применяться должны соответствующие нормы ГК РФ, если иное не установлено налогово-правовыми нормами. То есть действует принцип приоритета специальной нормы перед общей.

Применение залога и поручительства в сфере налогообложения ограничивается случаями изменения сроков исполнения налоговой обязанности, то есть отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.

Пеня, приостановление операций по счетам в банке и арест имущества применяются во всех случаях, когда налоговому органу необходимо осуществить принудительное взыскание налога.

37. Залог, поручительство и пеня как способы исполнения налоговых обязанностей

Залог как способ обеспечения налоговой обязанности представляет собой соглашение между залогодателем и налоговым органом (залогодержатель), в силу которого последний имеет право в случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате причитающихся сумм налога и начисленных пеней осуществить исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества. Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. При этом залогодателем может быть как сам налогоплательщик, так и третье лицо.

Предметом залога по договору между налоговым органом и залогодателем выступает любое имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству, за исключением имущества, выступающего предметом залога по другому договору.

Совершение каких-либо сделок в отношении заложенного имущества, в том числе сделок, совершаемых в целях погашения сумм задолженности, может осуществляться только по согласованию с залогодержателем (ст. 73 НК РФ).

Поручительство – обязательство третьего лица перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней. Поручительство оформляется договором между налоговым органом и поручителем, где поручителем могут выступать как юридические, так и физические лица. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.

Пеня – денежная сумма, которую налогоплательщик или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты налогов в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством. Сумма пеней уплачивается помимо недоимки и независимо от применения других мер обеспечения исполнения налоговой обязанности, а также мер ответственности за налоговые правонарушения.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения налоговой обязанности, начиная со дня, следующего за днем, установленным для уплаты налога.

38. Налоговая ответственность

Налоговая ответственность – это охранительное правоотношение между государством и правонарушителем (налогоплательщиком, налоговым агентом и т. д.), где государству в лице налоговых органов и судов принадлежит право налагать налоговые санкции за совершенные налоговые правонарушения, предусмотренные НК РФ, а у нарушителя – обязанность эти санкции уплатить.

Привлечение к налоговой ответственности преследует карательно-штрафную и превентивно-воспитательную цели. Налоговые санкции применяются как ответная мера, отражающая негативную реакцию государства на налоговое правонарушение.

Налоговые санкции носят исключительно имущественный характер и применяются в виде штрафов.

Принципы налоговой ответственности – это общие условия привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Анализ налогового законодательства, научной литературы и судебной практики позволяет выделить принципы:

1) законности . Принцип законности является общеправовым, имеющим конституционно-правовой характер. В самом общем виде он закреплен в части второй ст. 15 Конституции РФ, устанавливающей, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы;

2) однократности . Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения (п. 2 ст. 108 НК РФ);

3) ответственности за вину. Налоговая ответственность наступает не просто за сам факт совершения противоправного деяния, повлекшего в качестве результата те или иные вредные последствия, но именно за виновное совершение такого деяния. Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение его к налоговой ответственности (п. 2 ст.109 НК РФ);

4) презумпции невиновности. Презумпция невиновности – конституционно-правовой принцип универсального действия;

5) справедливости наказания.

39. Налоговые органы как субъекты налоговых правоотношений

Законодательством предусматривается обязательное участие государства в налоговых правоотношениях в лице налоговых органов, к которым относятся Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения . В случаях, предусмотренных НК РФ, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и финансовые органы. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Осуществляя свои функции, налоговые, таможенные и финансовые органы взаимодействуют в пределах, установленных законодательством о налогах и сборах.

Божок В.А., аспирант Московской государственной юридической академии, дневное отделение, специализация "Гражданский процесс".

Понятие субсидиарности в юридической литературе раскрывается различными авторами неоднозначно. Одни авторы под субсидиарным применением норм права понимают дополнительное привлечение норм смежных отраслей права с целью преодоления пробела в той отрасли, к предмету регулирования которой относится общественное отношение. Тогда как аналогия закона применяется для преодоления пробелов в определенной отрасли права нормами той же отрасли .

Авдюков М.Г. Принцип законности в гражданском судопроизводстве. М., 1970. С. 77.

В свете нового законодательства появилась необходимость уточнения, пересмотра понятия субсидиарного применения правовых норм и соотношения его с институтом аналогии.

На наш взгляд, предложенный критерий разграничения аналогии закона и субсидиарного применения норм права, заключающийся в заимствовании нормы права из той же отрасли права или смежной отрасли права соответственно, следует признать неверным, поскольку ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, регламентирующая условия применения аналогии закона, не конкретизирует, где должна содержаться норма, регулирующая сходные отношения, в ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ, ГК РФ или в других отраслях права. Если мы применяем норму права из АПК РФ к неурегулированному отношению, возникшему в ходе гражданского судопроизводства, то по ч. 4 ст. 1 ГПК РФ происходит применение аналогии закона, а не субсидиарное применение нормы права.

М.И. Бару полагал, что субсидиарное применение права имеет место в тех случаях, когда законодатель сознательно отказывается от дублирования идентичных правовых норм в различных отраслях права. В подавляющем большинстве случаев это объясняется соображениями нормативной экономии. Поэтому трудно согласиться с точкой зрения, что может существовать в нормативном акте пробел, если норма права, которая должна регулировать данное общественное отношение, находится в ином нормативном акте .

Бару М.И. Правовые и иные социальные нормы, регулирующие трудовые отношения. Харьков, 1965. С. 25.

Приведем несколько примеров субсидиарного применения норм права.

Глава 3 ГПК РФ, как и гл. 4 АПК РФ, посвященная вопросам подведомственности и подсудности, часто оперирует понятиями "место жительства гражданина" и "место нахождения юридического лица", однако нигде их не раскрывает. В данном случае подлежат субсидиарному применению ст. 20 ГК РФ, в которой под "местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов", и статья 54 ГК РФ: "Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности".

ГПК РФ в ст. 26, 44, 113, 215, как и АПК РФ в ст. 27, 36, 48, 121, 126, 206, использует термин "юридическое лицо", однако содержание понятия в Кодексах отсутствует. Статья 48 ГК РФ дает это понятие, в соответствии с ней "юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету".

Таким образом, исходя из вышеизложенного, а также общих положений теории права, логического и систематического толкования норм ГПК РФ (ч. 4 ст. 1), ГК РФ (ст. 6), СК РФ (ст. 4, 5), выведем следующие условия субсидиарного применения норм права.

Во-первых, отсутствие прямого запрета законодателя на субсидиарное применение норм права.

Можно выделить два вида субсидиарного применения норм.

В санкционированном субсидиарном применении норм можно выделить два подвида.

В одном случае законодатель отсылает правоприменителя к определенной норме или группе норм отрасли законодательства. Например, ст. 359 ГПК РФ, посвященная судебным прениям в суде кассационной инстанции, указывает о необходимости применения правил, предусмотренных ст. 190 ГПК РФ.

В другом случае - к неопределенному количеству норм отрасли законодательства, которые уже существуют или могут быть приняты в будущем. Например, в соответствии со ст. 223 АПК РФ "дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства)". Глава 28 АПК РФ, посвященная рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве), содержит всего три статьи, что является явно недостаточным для рассмотрения такой довольно сложной категории дел, как о банкротстве. Прежде всего субсидиарному применению подлежат нормы Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" , где в ст. 37, 39 определяются форма и содержание заявления должника, конкурсного кредитора в арбитражный суд. В ст. 38, 40 дается перечень документов, прилагаемых к заявлению должника и конкурсного кредитора. Статьи 43 - 44 определяют основания отказа в принятии и возвращения заявления о признании должника банкротом. Статья 50 определяет порядок подготовки дела о банкротстве к судебному разбирательству. Статьей 51 устанавливается срок рассмотрения дела о банкротстве. В ст. 52 определяются полномочия арбитражного суда. Статьи 57 - 58 определяют основания прекращения и приостановления производства по делу о банкротстве и др.

Собрание законодательства РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

При субсидиарном применении норм по умолчанию возможность субсидиарного применения норм явно не обозначена, но допускается как из-за схожести отношений, регулируемых смежными отраслями законодательства, так и наличия в них подобных правовых институтов (подинститутов). Например, в гл. 37 АПК РФ, регулирующей производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, отсутствуют нормы об исчислении сроков для подачи заявления. Какие-либо отсылки к другим нормам отсутствуют. Опираясь на имеющееся в процессуальном законодательстве (ст. 395 ГПК РФ) правовое регулирование исчисления срока для подачи заявления, можно определить момент начала течения срока на подачу заявления о пересмотре судебных актов арбитражного суда. Например, в случаях, предусмотренных:

  1. п. 1 ст. 311 - со дня, когда заявителю стали известны обстоятельства, служащие основанием для пересмотра;
  2. п. 2 и 3 ст. 311 - со дня вступления в законную силу приговора суда по уголовному делу.

Во-вторых, фактическое отношение должно быть охвачено правом (законодательством).

В-третьих, отсутствие нормы отрасли права, регулирующей общественные отношения, которая находится в смежной отрасли законодательства. В отличие от аналогии закона здесь пробел отсутствует.

В-четвертых, наличие нормы смежной отрасли права, регулирующей данные отношения (при аналогии закона применяется норма, регулирующая сходные отношения).

В-пятых, в отличие от аналогии закона при субсидиарном применении права перенос нормы из смежной отрасли права не изменяет содержание этой нормы.

В-шестых, применение норм смежной отрасли права не должно противоречить существу отрасли права, в которой отсутствует норма права, т.е. она имеет место лишь между смежными отраслями права, которые связаны между собой, как правило, генетически, т.е. сходство отраслей права по предмету правового регулирования и сходство применяемых в этих отраслях методов правового регулирования. Мы исходим из презумпции, что законодатель, будучи последовательным, должен урегулировать сходные общественные отношения аналогичными или тождественными юридическими средствами. Однако из этого общего правила возможны исключения, поскольку метод правового регулирования, его черты обусловливаются не только предметом регулирования, но и в определенной степени волей законодателя. Поэтому, сравнивая соответствующие отношения, необходимо всякий раз уточнять, не исключают ли способы юридического воздействия, присущие отрасли, субсидиарному применению норм права. Если между отношениями, которые непосредственно не урегулированы нормами определенной отрасли, и отношениями, охватываемыми предписаниями смежной отрасли, нет сходства в методе регулирования, применение норм смежной отрасли в субсидиарном порядке исключается. Гражданский процесс, арбитражный процесс, уголовный процесс и административное производство находятся в некоторых функциональных связях и служат формой реализации норм соответствующих отраслей материального права. Это позволяет указанным отраслям сохранить некоторые черты сходства в методах регулирования, что может служить в определенных случаях основанием субсидиарного применения норм права.

В практике рассмотрения гражданских исков в уголовном деле возникает немало вопросов, связанных с неурегулированностью отдельных сторон производства по гражданским искам нормами уголовно-процессуального законодательства.

Например, уголовно-процессуальное законодательство не содержит нормы, регламентирующей форму и содержание иска в уголовном деле. В данном случае подлежит субсидиарному применению ст. 131 ГПК РФ.

По нормам гражданского процесса следует решать в уголовном деле вопросы, связанные с мировым соглашением сторон, признанием иска ответчиком. Вопросы эти не урегулированы УПК РФ, и решение их в соответствии со ст. 39 ГПК РФ не нарушает принципов уголовного процесса.

Таким образом, под субсидиарным понимают обычно такое применение правовых норм, когда определенные нормы не только регулируют отношения данной отрасли, к которой они непосредственно принадлежат, но и распространяют свою силу на отношения смежных отраслей. В результате переноса этой нормы содержание ее самой не изменяется.

Субсидиарным будет также применение норм в рамках одной отрасли, когда норма какой-либо подотрасли, правового института применяется соответственно к отношениям, являющимся предметом регулирования другой подотрасли или института. В подобных случаях при вынесении решения приходится исходить из предписаний смежного правового института. При этом следует учитывать вышеуказанные условия субсидиарного применения норм права.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями к отмене в порядке надзора судебных постановлений являются их необоснованность и существенные нарушения норм материального или процессуального права. Значительно обширнее по содержанию ст. 362 - 364 ГПК РФ. Они подробно расшифровывают, что следует понимать под необоснованностью и незаконностью судебного постановления. Приведенные правила в равной степени применимы и к деятельности суда надзорной инстанции, однако нормы, регламентирующие надзорное производство, их не воспроизводят.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: