Статья 16 11 коап рф какие штрафы или наказания

Обновлено: 04.05.2024

1. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий –

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц – от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, –

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц , осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Ответственность (наказание, штраф) за несоблюдение режима самоизоляции установлена ст 20.6.1 КоАП РФ

Статья 20.6.1 КоАП РФ. Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения

1. Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, –

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица , – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание автора: за нарушение карантина и самоизоляции могут привлечь также по КоАП субъекта РФ, в Москве это статья 3.18.1 КоАП г. Москвы - текст статьи здесь.

Статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ст 20.6.1. КоАП РФ приведены в новой (последней действующей) редакции апреля - июня 2020 года.

"Какой штраф за нарушение карантина? Какие ответственность и наказание за несоблюдение самоизоляции?"

Использование материала разрешено только с указанием имени автора , источника и наличии активной ссылки на станицу.

Для должностных лиц государственных и муниципальных учреждений теперь предусмотрены новые штрафы за нарушения в области бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности. Вместо двух составов правонарушений, на основании которых сейчас наказывают уполномоченных работников учреждений, появится семь. Что важно знать руководителям и главным бухгалтерам об этих видах административной ответственности?

Государственная Дума 16.05.2019 приняла в третьем чтении закон (его проект рассматривался под номером 455237-7), который вносит поправки в КоАП РФ в части ответственности за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и отчетности. После того, как закон будет одобрен Советом Федерации, подписан Президентом РФ и официально опубликован, поправки вступят в силу (об отсрочке начала их действия в законе не говорится).

Иными словами, уже в ближайшее время в отношении должностных лиц организаций госсектора станет действовать более развитая система штрафов. Сравним прежние и новые нормы.

Кто попадает под штрафы?

Согласно примечанию 1 к ст. 15.15.6 КоАП РФ (в новой редакции) ответственность предусмотрена для должностных лиц всех организаций госсектора: государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления внебюджетных фондов и их территориальных подразделений, а также государственных и муниципальных учреждений.

Как показывает судебная практика, административная ответственность грозит прежде всего главным бухгалтерам (иным работникам, на которых возложена обязанность по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, формированию и представлению бюджетной (бухгалтерской) отчетности). Причем по ст. 15.15.6 КоАП РФ (в прежней редакции) штрафуют бухгалтерских работников казенных учреждений и органов власти (см., например, Постановление Хабаровского краевого суда от 13.11.2018 по делу № 4А-631/2018). А по ст. 15.11 КоАП РФ (в прежней редакции) привлекают работников бюджетных и автономных учреждений (см., например, Постановление Пензенского областного суда от 27.04.2018 по делу № 4а-167/2018, в котором назначение штрафа главному бухгалтеру муниципального автономного общеобразовательного учреждения признано правомерным).

Хотя приходится отвечать и руководителям: например, руководителю территориального подразделения госоргана, привлеченному по ст. 15.15.6 КоАП РФ (в прежней редакции) (Постановление ВС Республики Алтай от 22.08.2018 по делу № 4а-92/2018), директору муниципального автономного общеобразовательного учреждения, привлеченному по ст. 15.11 КоАП РФ (в прежней редакции) (Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 21.03.2018 по делу № 4а-207/2018). Правда, во втором случае производство по делу было прекращено. Хотя нарушение заключалось в искажении показателей бухгалтерской отчетности более чем на 10%, учреждение своевременно устранило допущенное искажение.

Отметим, что виновное должностное лицо обычно определяется с учетом двух обстоятельств: в чьи полномочия входит ведение учета, представление отчетности и кто подписал спорный документ.

Что предписывали прежние нормы?

Как видим, до вступления поправок в силу существовало два состава правонарушений, действующих в отношении разных организаций госсектора. Приведем их в таблице.

Параметр для сравнения

Статья 15.11 КоАП РФ

Статья 15.15.6 КоАП РФ

В чем заключается нарушение?

Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности

Непредставление или представление с нарушением сроков бюджетной отчетности.
Формирование и представление сведений, необходимых для планирования и исполнения бюджета, с нарушением.
Представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для планирования и исполнения бюджета

Кто несет ответственность?

В том числе должностные лица бюджетных и автономных учреждений

Должностные лица органов власти и казенных учреждений

Какова административная ответственность?

За совершение проступка впервые – штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб., повторно – штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от года до двух лет

Штраф в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Что предусматривают поправки?

Теперь все нормы, адресованные организациям госсектора, объединены в ст. 15.15.6 КоАП РФ (в новой редакции), а ст. 15.11 КоАП РФ (в новой редакции) распространяется на остальные экономические субъекты. Причем поправки предусматривают ответственность за нарушение требований как к бюджетному (бухгалтерскому) учету, так и к бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

В частности, за непредставление отчетности или ее подачу с нарушением установленных сроков грозит штраф в размере от 10 000 до 30 000 руб., а санкции за нарушение требований к учету, повлекшее искажение показателей отчетности, будут дифференцированы в зависимости от степени допущенного искажения. Чтобы установить ту или иную степень, достаточно наличия одного из признаков, приведенных в примечаниях к ст. 15.15.6 КоАП РФ (в новой редакции). Перечислим те признаки, которые могут быть обнаружены у автономных учреждений, и соотнесем их с предусмотренными санкциями.

Степень искажения показателей отчетности

Признаки искажения в отчетности

Ответственность за проступок

Искажение денежного показателя по активам, обязательствам или финансовому результату

Занижение сумм налогов, взносов и сборов

Совершенный впервые

Совершенный повторно

– не менее чем на 1%, но не более чем на 10% и на сумму до 100 тыс. руб.;
– не более чем на 1% и на сумму от 100 тыс. до 1 млн руб.

Предупреждение или штраф в размере от 1 000 до 5 000 руб.

Штраф в размере от 5 000 до 15 000 руб.

– не менее чем на 1%, но не более чем на 10% и на сумму от 100 тыс. до 1 млн руб.;
– не более чем на 1% и на сумму свыше 1 млн руб.

На сумму от 100 тыс. руб. до 1 млн руб.

Штраф в размере от 5 000 до 15 000 руб.

Штраф в размере от 15 000 до 30 000 руб.

– более чем на 10%;
– не менее чем на 1%, но не более чем на 10% и на сумму свыше 1 млн руб.

На сумму свыше 1 млн руб.

Штраф в размере от 15 000 до 30 000 руб.

Штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб.

Установлены и дополнительные критерии, на основании которых искажение будет оценено как грубое:

включение в отчетность показателей, не подтвержденных регистрами бухгалтерского учета и первичными документами;

регистрация в регистрах бухучета мнимого (неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта учета;

ведение счетов вне применяемых регистров бухучета;

отсутствие первичных документов, регистров бухучета, отчетности в течение установленных сроков хранения.

В каких случаях можно избежать ответственности?

Вместе с новыми составами правонарушений поправки КоАП РФ предусматривают некоторые послабления. Так, согласно примечаниям 5 и 6 к ст. 15.15.6 КоАП РФ (в новой редакции) лиц, на которых возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, не станут привлекать к административной ответственности, если искажение отчетности допущено в результате чужих ошибок – из-за несоответствия первичных документов, составленных другими работниками, свершившимся фактам хозяйственной жизни. Другая причина неприменения ответственности – непередача либо несвое­временная передача первичных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухучета.

Кроме того, должностные лица будут освобождены от штрафов, если своевременно исправят ошибки. Сделать это можно несколькими способами.

Во-первых, надо подать уточненную налоговую декларацию (расчет) и на этом основании перечислить в бюджет сумму налога (сбора, страхового взноса), не уплаченную вследствие нарушения требований к учету, искажения показателей отчетности. При этом должны быть соблюдены условия, предусмотренные ст. 81 НК РФ, в том числе уплачены соответствующие пени.

К сведению: размер штрафа за нарушение требований к учету и отчетности теперь ставится в зависимость от характера и масштаба проступка. Но от штрафа могут освободить, если учреждение исправило допущенные ошибки.

Во-вторых, нужно представить отчетность, содержащую исправленные показатели:

до ее принятия финансовым органом, органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности;

после ее принятия одним из названных выше органов, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 15.15.6 КоАП РФ, ошибок в отчетности;

после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проверки, по результатам которой в отчетности не были обнаружены исправленные ошибки.

Кто может назначить штраф?

В то же время контролеров станет больше. По прежним правилам рассматривать дела об административных нарушениях по ст. 15.15.6 КоАП РФ и назначать штрафы могли:

должностные лица Федерального казначейства (руководитель, его заместители, руководители структурных подразделений, а также руководители территориальных органов);

представители органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (руководители и их заместители).

Сейчас список должностных лиц расширился. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 23.7 и п. 2 ч. 2 ст. 23.7.1 КоАП РФ (в новой редакции) сюда добавились руководители (заместители руководителей) структурных подразделений территориальных органов Федерального казначейства и соответствующих региональных органов власти. Правда, начальники отделов и их заместители будут вправе рассматривать только проступки, квалифицированные по ч. 1 – 6 ст. 15.15.6 КоАП РФ (в новой редакции). Дела в отношении злостных нарушителей, неоднократно допускающих грубое искажение отчетности (ч. 7 ст. 15.15.6 КоАП РФ в новой редакции), останутся в компетенции прежнего состава контролеров.

Прежняя редакция ст. 15.15.6 КоАП РФ распространялась только на казенные учреждения и органы власти, в то время как новая – еще и на бюджетные, автономные учреждения (раньше нарушение ими требований к бухучету и отчетности квалифицировалось по ст. 15.11 КоАП РФ). А значит, за несоблюдение требований Инструкции № 33н должностные лица АУ будут привлекаться к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ, в которой размер штрафа теперь ставится в зависимость от характера и масштаба допущенного проступка.

Травкина Наталия

Суд постановил изменить неконституционные нормы, а до этого момента отсчитывать такой срок со дня уплаты назначенного административного штрафа для тех, кто сделал это до вступления постановления о привлечении к административной ответственности в силу

Проблема, рассмотренная КС, заключается в наличии двух альтернативных – и при этом взаимоисключающих – вариантов толкования положений, определяющих период, в течение которого лица, уплатившие административный штраф, в том числе в половинном размере, до вступления постановления о его назначении в силу считаются подвергнутыми административному наказанию, а правонарушение – совершенным повторно.

Повторность совершения правонарушения может быть как обстоятельством, отягчающим административную ответственность (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ), так и самостоятельным квалифицирующим признаком составов административных правонарушений, которых становится все больше. На это указал КС РФ в п. 3 постановления.

В ряде случаев совершение правонарушения в период, когда лицо не было подвергнуто наказанию (т.е. допустило нарушение впервые), означает возможность назначения в качестве наказания предупреждения (ч. 2 ст. 3.4, ч. 3.5 ст. 4.1, ст. 4.1.1 КоАП РФ).

Таким образом, понимать, повторно совершено правонарушение или нет, в ряде случаев важно для правильной квалификации правонарушения и всегда – для назначения наказания.

В деле об административном правонарушении, в связи с которым была подана жалоба в Конституционный Суд РФ, применена ч. 6 ст. 12.9 КоАП РФ, которой установлена повышенная ответственность за повторное нарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 12.9 Кодекса. Новое постановление по ч. 6 ст. 12.9 КоАП РФ было вынесено 9 августа 2019 г. за правонарушение, совершенное накануне, а предыдущее постановление по ч. 3 ст. 12.9 КоАП РФ в отношении того же правонарушителя исполнено 13 июля 2018 г., хотя вступило в силу только 28 августа того же года. Суды при обжаловании постановления по ч. 6 ст. 12.9 КоАП РФ переквалифицировали правонарушение на ч. 3 ст. 12.9 КоАП РФ, придя к выводу, что срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, зависит от времени, когда исполнение постановления о его назначении окончено, а не от даты его вступления в силу. И поступили правильно.

Статья 32.2 КоАП предусматривает сокращение штрафа вдвое при условии оплаты его в течение 20 дней со дня вынесения (а не вступления в силу) постановления о назначении наказания. Такая возможность для правонарушений в области дорожного движения установлена ч. 1.3 ст. 32.2 Кодекса.

Кроме того, любой административный штраф может быть уплачен сразу после вынесения постановления о его назначении, не дожидаясь вступления данного документа в силу. При этом уплата штрафа не лишает привлекаемое к ответственности лицо гарантий государственной защиты прав и свобод и не препятствует обжалованию решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях. Такие лица считаются подвергнутыми административному наказанию только после вступления постановления по делу об административном правонарушении в силу и не могут быть признаны подвергнутыми административному наказанию со дня исполнения постановления о назначении административного штрафа – т.е. со дня его уплаты, но до вступления постановления в силу (п. 4 постановления).

Первый вариант толкования ст. 4.6 и ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ – изолированно от других норм Кодекса и буквально – следующий: при уплате штрафа до вступления постановления о его назначении в силу срок, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию, исчисляемый со дня вступления постановления в силу, но ограниченный годом с момента уплаты штрафа, составит менее года.

Второй вариант интерпретации данных положений – во взаимосвязи с нормами КоАП РФ о порядке исполнения постановления (ст. 31.2 и 32.2) – выглядит таким образом: обязанность уплатить штраф возникает только после вступления постановления в силу. Поэтому годичный период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию, должен исчисляться не ранее, чем со дня вступления постановления в силу, что позволяет обеспечить продолжительность указанного срока для дел обо всех административных правонарушениях не менее года (п. 4 постановления).

Разъясняет помощник прокурора Ленинского района г.Екатеринбурга Моршинина Е.А.

Ответственность за нанесение побоев предусмотрено ст. 6.1.1 КоАП РФ и ст. 116 УК РФ. В первом случае лицо привлекается к административной ответственности, а во втором – к уголовной.

В каком случае лицу за нанесение грозит административная ответственность, а в каких - уголовная ответственность.

Побои – это причинение телесных повреждений, не влекущих вреда здоровью пострадавшего, посредством неоднократного нанесения ударов.

Статья 6.1.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 УК РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

В целом, признаки состава указанного правонарушения совпадают с признаками преступлений, предусмотренных ст. ст. 116 и 116.1 УК РФ, за исключением отсутствия у правонарушителя таких мотивов, как хулиганские побуждения, политическая, идеологическая, расовая, национальная или религиозная ненависть или вражда, ненависть или вражда в отношении какой-либо социальной группы.

Следует вывод, если побои причинены потерпевшему в ходе драки, то виновное лицо будет привлечено к административно ответственности по ст. 6.1.1 КоАП РФ, а если побои нанесены в результате хулиганских побуждений, национальной, расовой ненависти, тогда злоумышленнику грозит уголовная ответственность (ст. 116 УК РФ).

Санкция статьи 116 УК РФ предусматривает назначение наказания в виде обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ограничения свободы на срок до двух лет, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет.

Административная ответственность за побои влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от шестидесяти до ста двадцати часов.

Повторный факт совершения административного правонарушения образует состав преступления, предусмотренного ст. 116.1 УК РФ, за которое в соответствии с санкцией статьи виновное лицо наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо арестом на срок до трех месяцев.

Период времени, в течение которого лицо, ранее подвергнутое административному наказанию, будет подлежать привлечению к уголовной ответственности, составляет 1 год.

В соответствии с действующим законодательством уголовная ответственность наступает при достижении возраста 16 лет.

Прокуратура
Свердловской области

Прокуратура Свердловской области

21 сентября 2021, 17:38

Ответственность за нанесение побоев. Прокуратура Ленинского района г.Екатеринбурга

Разъясняет помощник прокурора Ленинского района г.Екатеринбурга Моршинина Е.А.

Ответственность за нанесение побоев предусмотрено ст. 6.1.1 КоАП РФ и ст. 116 УК РФ. В первом случае лицо привлекается к административной ответственности, а во втором – к уголовной.

В каком случае лицу за нанесение грозит административная ответственность, а в каких - уголовная ответственность.

Побои – это причинение телесных повреждений, не влекущих вреда здоровью пострадавшего, посредством неоднократного нанесения ударов.

Статья 6.1.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 УК РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

В целом, признаки состава указанного правонарушения совпадают с признаками преступлений, предусмотренных ст. ст. 116 и 116.1 УК РФ, за исключением отсутствия у правонарушителя таких мотивов, как хулиганские побуждения, политическая, идеологическая, расовая, национальная или религиозная ненависть или вражда, ненависть или вражда в отношении какой-либо социальной группы.

Следует вывод, если побои причинены потерпевшему в ходе драки, то виновное лицо будет привлечено к административно ответственности по ст. 6.1.1 КоАП РФ, а если побои нанесены в результате хулиганских побуждений, национальной, расовой ненависти, тогда злоумышленнику грозит уголовная ответственность (ст. 116 УК РФ).

Санкция статьи 116 УК РФ предусматривает назначение наказания в виде обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ограничения свободы на срок до двух лет, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет.

Административная ответственность за побои влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от шестидесяти до ста двадцати часов.

Повторный факт совершения административного правонарушения образует состав преступления, предусмотренного ст. 116.1 УК РФ, за которое в соответствии с санкцией статьи виновное лицо наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо арестом на срок до трех месяцев.

Период времени, в течение которого лицо, ранее подвергнутое административному наказанию, будет подлежать привлечению к уголовной ответственности, составляет 1 год.

В соответствии с действующим законодательством уголовная ответственность наступает при достижении возраста 16 лет.

За что, как и когда могут привлечь работодателя к административной ответственности

За нарушения в сфере трудового законодательства для работодателей и должностных лиц организации установлена административная ответственность. Одной из основных статей, по которым чаще всего к такой ответственности привлекают, является ст. 5.27 КоАП РФ – ею предусмотрено наказание именно за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. А поскольку те или иные нарушения наверняка есть в каждой организации, расскажем, за какие из них могут привлечь к ответственности и кого, каков размер штрафов и можно ли их снизить и в какие сроки применение санкций будет законным.

Состав правонарушений по ст. 5.27 КоАП РФ.

Этой статьей установлено несколько специальных и один общий состав правонарушений в области трудового законодательства. К специальным относятся:

  • фактическое допущение к работе лица, не уполномоченного на это работодателем (ч. 3);
  • уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 4);
  • невыплата или неполная выплата в установленный срок зарплаты, других сумм в рамках трудовых отношений (ч. 5).

За все остальные нарушения трудового законодательства к ответственности привлекают по ч. 1.

К сведению:

Ответственность для работодателей установлена и другими статьями КоАП РФ. Например, за нарушения государственных нормативных требований охраны труда работодателей привлекут по ст. 5.27.1, за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению – по ст. 5.31, за увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки – по ст. 5.34.

В качестве мер ответственности ст. 5.27 КоАП РФ установлены:

  1. Предупреждение.
  2. Штраф, налагаемый на должностное лицо.
  3. Штраф на ИП.
  4. Штраф на юридическое лицо.
  5. Дисквалификация должностного лица – лишение физического лица права замещать определенные должности. Устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет (ст. 3.11 КоАП РФ).

Отметим, что данной статьей установлена ответственность за повторное правонарушение: повтор является отягчающим обстоятельствам, и санкции за такое нарушение более весомые.

Повторное правонарушение – это аналогичное ранее совершенному нарушение, которое было совершено в течение года со дня вступления в силу постановления о назначении административного наказания за первое нарушение (ст. 4.3, 4.6 КоАП РФ).

Привлекают к административной ответственности за нарушение трудового законодательства инспекторы ГИТ по результатам плановых или внеплановых проверок.

Общие нарушения трудового законодательства.

Итак, по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ работодателей привлекают за любое нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено ч. 3 – 5 ст. 5.27.

К наиболее частым нарушениям трудового законодательства можно отнести:

  • отсутствие приказа о приеме на работу или о расторжении трудового договора (ч. 1 ст. 68 и ч. 1 ст. 84.1 ТК РФ);
  • нарушение правил ведения и хранения трудовых книжек (ст. 66 ТК РФ и Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225);
  • отсутствие письменных согласий работников на расширение зон обслуживания (ст. 60.2 ТК РФ);
  • неизвещение в письменной форме каждого сотрудника о выплате заработной платы (ч. 1 ст. 136 ТК РФ);
  • выплата заработной платы один раз в месяц или с нарушением срока (ч. 6 ст. 136);
  • отсутствие табеля учета рабочего времени (ч. 4 ст. 91 ТК РФ) и графика отпусков (ч. 2 ст. 123 ТК РФ);
  • неознакомление работников с приказом о предоставлении отпуска (ч. 3 ст. 123 ТК РФ);
  • отсутствие письменных согласий на привлечение к работе в выходные дни (ст. 113, 153 ТК РФ);
  • нарушение продолжительности работы при работе по совместительству (ч. 1 ст. 284 ТК РФ).

Санкции за такие нарушения представим в таблице.

Любое нарушение, не предусмотренное ч. 3, 4 и 6 ст. 5.27 и ст. 5.27.1 КоАП РФ (ч. 1)

Предупреждение или штраф от 1 000 до 5 000 руб.

Штраф от 30 000 до 50 000 руб.

Повторное нарушение, аналогичное нарушению, предусмотренному ч. 1 (ч. 2)

Штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

Штраф от 50 000 до 70 000 руб.

Ответственность за фактическое допущение к работе.

В силу ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ работодателей могут привлечь к ответственности за фактическое допущение к работе человека лицом, которое не уполномочено на это работодателем, если работодатель (или его уполномоченный представитель) не заключил с допущенным к работе трудовой договор.

По общему правилу основанием возникновения трудовых отношений является трудовой договор, заключенный между работником и работодателем в соответствии с Трудовым кодексом (ч. 1 ст. 16 ТК РФ). Но если трудовой договор не был надлежащим образом оформлен, а работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя (его представителя, уполномоченного допускать лиц к работе), то трудовые отношения возникают на основании фактического допущения к работе (ч. 3 ст. 16). В этом случае трудовой договор, не оформленный письменно, считается заключенным и вступает в силу со дня фактического допущения человека к работе (ч. 1 ст. 61, ч. 2 ст. 67 ТК РФ). Тогда работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее 3 рабочих дней со дня фактического допущения к работе.

Если лицо допущено к работе сотрудником, не имеющим на это полномочий, а работодатель (его представитель, уполномоченный на допуск к работе) отказывается заключить трудовой договор с данным лицом, отработанное им время (выполненную работу) необходимо оплатить. Сотрудник, который допустил лицо к работе, не имея на это полномочий, привлекается к административной и материальной ответственности (ч. 1, 2 ст. 67.1 ТК РФ).

То есть привлечь к ответственности по ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ могут только сотрудника (должностное лицо), допустившего лицо к работе. Его могут оштрафовать на сумму в размере от 10 000 до 20 000 руб. За повторное нарушение по данной статье должностное лицо может быть уже дисквалифицировано на срок от 1 года до 3 лет (ч. 5 ст. 5.27).

Читайте также: