Срок исковой давности в рк по налогам в 2021 году

Обновлено: 27.05.2024

Обязательством всех граждан является уплата обязательных сборов в виде налогов, страховых взносов и иных сборов в казну государства. Если нарушен срок оплаты, отсутствует оплата или оплата произведена в неполном объеме, налоговый орган имеет право принять меры по принудительному возврату средств.

В этой статье расскажем, как исчисляется срок давности, в течение которого с налогоплательщика могут взыскать задолженность по уплате налога и привлечь к ответственности за неуплату этой задолженности.

Вопрос актуальный в связи с наступившим кризисом, ограничений ведения бизнеса в период пандемии.

Срок исковой давности по налогам для ИП и физлиц в 2021 году – допустимый период, в рамках которого возможно принудительное взимание задолженности.

Ответственность за задолженность ограничена сроком

Этот срок, руководствуясь п.1 ст.113 НК РФ ограничен тремя годами. Следовательно, физическое лицо и ИП, не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Однако, этот срок не совпадает с периодом, в течение которого ФНС имеет право на обращение в суд.

Такое исчисление срока давности со дня совершения нарушения применяется не по всем налоговым правонарушениям. Исключение составляют налоговые правонарушения, предусмотренные в ст. 120,122,129.3 и 129.5 НК РФ. В отношении налоговых правонарушений в указанных выше статьях НК РФ срок давности исчисляется со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.

Понятие "налоговое правонарушение" означает неуплата или неполная уплата.

Налоговых платежей, страховых взносов, а также нарушение срока их оплаты.

Процедура удержания с нарушителя денежных средств возможна на основании судебного документа и в том случае, если ФНС успела обратиться в суд до истечения срока давности.

Понятие давности срока взыскания налогов с физлиц в российском законодательстве весьма размыто. Порядок разбирательства с должником и сроки предъявления претензий зависят от ряда факторов:

В какой период ФНС может начать взыскание?

ФНС может приступить к процедуре взыскания в сроки, которые исчисляются в зависимости от типа нарушения:

При неправильном финансовом учете или при задержке платежа срок начинается со следующего дня окончания налогового периода. Это правило применимо к тем сборам, по которым налоговый период равняется 12 месяцам.

В других ситуациях срок давности по налогам физических лиц и организаций начинается со дня, идущего после выявления нарушений. Однако чаще всего недоплаты обнаруживаются только во время налоговой проверки, поэтому дату нарушения бывает сложно определить.

Пример

ИП был привлечен к ответственности за неуплату налогов. Крайняя дата внесения платежа – до 30 марта 2021 года. Налогоплательщик до установленного числа не заплатил в срок необходимые сборы, таким образом датой правонарушения является 30 марта 2020 года. Однако в его случае период исковой давности начался только с нового налогового периода, то есть с 1 января 2021 года. Закончится он 31 декабря 2023 года.

Срок исковой давности по налогам физлиц в 2021 году

При размере недоплаты в размере от 500 рублей, срок предъявления претензий составляет 90 дней, со дня обнаружения недоплаты.

При размере недоплаты в размере до 500 рублей, срок предъявления претензий составляет 12 месяцев со дня просрочки.

Если размер недоплаты составит менее 3000 рублей, срок предъявления претензии 6 месяцев со дня просрочки.

Если за 3 года размер недоплаты составит более 3000 рублей, то срок предъявления претензий определен в 6 месяцев с момента истечения 3-х лет.

Сроки принудительного взыскания через суд

ФНС вправе применить посредством суда принудительное взыскание задолженности по налогам и в том числе по начисленным пеням в течение 3-лет с момента образования долга.

Однако, пропущенный срок обращения в суд с заявлением может быть восстановлен. Таким образом, судебные тяжбы и принудительное взыскание в отношении должника могут затянуться на срок, превышающий три года.

Порядок взыскания зависит и от вида налога:

Плата за имущественный и земельный налоги может быть взыскана только за три предыдущих года, следующих до даты получения неплательщиком письменного требования.

Аналогичные правила распространяются и на транспортный налог – ФНС может потребовать уплату сборов только за последние 3 года. Однако если ТС используется для сезонных работ, то его собственник имеет право на частичное освобождение от налогов, а значит требования ФНС об уплате задолженности за период вне сезона будут незаконными.

Тоже может быть полезно:

Информация полезна? Расскажите друзьям и коллегам

Если вы хотите узнать, как решить именно ваш вопрос — обращайтесь в форму онлайн консультанта. Это быстро и бесплатно!

На основании п.4 Ст.343 Налогового кодекса РК (далее - НК РК) в случае если налоговые вычеты не применены налоговым агентом к доходу физического лица по причине обращения физического лица позже даты удержания индивидуального подоходного налога с такого дохода, то физическое лицо вправе представить налоговому агенту, производившему удержание индивидуального подоходного налога с такого дохода, заявление и подтверждающие документы, на основании которых налоговый агент производит перерасчет доходов в пределах срока исковой давности, предусмотренного пунктом 2 статьи 48 настоящего Кодекса.

Физическое лицо имеет право на применение следующих видов налоговых вычетов (Ст. 342 НК РК):

1) налоговый вычет в виде обязательных пенсионных взносов в размере 10%

1-1) налоговый вычет по взносам на обязательное социальное медицинское страхование в размере 2%

2) налоговый вычет по пенсионным выплатам и договорам накопительного страхования

3) стандартные налоговые вычеты (1 МЗП 42 500 тенге, 882 МРП 2 572 794 тенге)

4) прочие налоговые вычеты, которые включают в себя:

налоговый вычет по добровольным пенсионным взносам

налоговый вычет на медицину

налоговый вычет по вознаграждениям

Таким образом, если при исчислении ИПН с доходов работника не был применен один из вычетов, указанных в Ст.342 НК РК, то он имеет право предоставить Заявление + подтверждающие документы и работодатель будет обязан произвести перерасчет ИПН в пределах срока исковой давности (3-х лет). Эта норма не относится к вычетам по ОПВ и ВОСМС, т.к. они применяются в обязательном порядке и Заявление от работника по их предоставлению не требуется.

Помимо этого, физические лица, оказывающие услуги по ДГПХ, имеют право на перерасчет ИПН в части вычета в размере 882 МРП, если такой вычет не был ранее предоставлен налоговым агентом.

ВАЖНО! Физическое лицо вправе применить за налоговый период определенный вид налогового вычета только у одного налогового агента, за исключением налоговых вычетов в виде обязательных пенсионных взносов и по взносам на обязательное социальное медицинское страхование (п.3 Ст.343 НК РК).

Если по вычетам в размере 882 МРП, Отбасы банка( ранее - АО ЖССБ), вычету на медицину вопросов не возникало, то при перерасчете ИПН при непредоставлении вычета в размере 42 500 тенге были разночтения, т.к. трактовка нормы гласит “физическое лицо вправе представить налоговому агенту, производившему удержание индивидуального подоходного налога с такого дохода, заявление и подтверждающие документы, на основании которых налоговый агент производит перерасчет доходов в пределах срока исковой давности", т.е. предполагается наличие не только Заявления, но и подтверждающих документов. На сегодняшний день получено Официальное разъяснение о том, что и по вычету в размере 42 500 тенге необходимо производить перерасчет ИПН, если ранее такой вычет предоставлен не был!

*Так как изменения вносятся в предыдущие периоды, в которых производится перерасчет, то возникает необходимость в подаче дополнительной декларации ФНО 200 с учетом этих корректировок.

Источник: Блог Председателя Комитета государственных доходов МФ РК Алтынбаева А.С. (№ 695512 от 14.07.2021г.)

ВОПРОС: Здравствуйте, Али Сапаргалиевич! Прошу разъяснение по следующей ситуации: Работник является родителем ребенка-инвалида с детства и в соответствии с пп.3 п.1 Ст.341 НК РК имеет право на предоставление льготы при исчислении ИПН в размере 882 МРП.

На основании Статьи 343 НК РК. Особенности применения налоговых вычетов у налогового агента:

1. Налоговые вычеты, за исключением налоговых вычетов в виде обязательных пенсионных взносов, по взносам на обязательное социальное медицинское страхование и по пенсионным выплатам, указанным в пункте 1 статьи 345 настоящего Кодекса, применяются налоговым агентом у источника выплаты на основании:

1) заявления физического лица о применении налоговых вычетов;

2) копий подтверждающих документов. Такие копии хранятся у налогового агента в течение срока исковой давности, установленного пунктом 2 статьи 48 настоящего Кодекса.

Данным работником было предоставлено Заявление работодателю на вычет 882МРП, а на вычет в 42 500 тенге Заявление в 2020 году написано не было. Ввиду отсутствия Заявления, стандартный вычет в размере 1 МЗП при исчислении ИПН ему предоставлен не был, для исключения нарушения пп.1 п.1 Ст.343 НК РК.

В 2021 году работник обращается за перерасчетом ИПН в части применения вычета в 1 МЗП в отношении его доходов за 2020 год. Да, на основании п.4 Ст.343 налоговый агент должен произвести перерасчет ИПН в пределах срока исковой давности, НО, смущает то, что в данном пункте заявление и подтверждающие документы перечислены через союз “И”, как бы подразумевая что основанием для перерасчета является наличие этих двух документов (как при льготе 882 МРП, вычете ЖССБ, на медицину и т.п…).

Прошу Вас дать однозначный ответ на вопрос: Необходимо ли произвести перерасчет ИПН за 2020 год по данному работнику если он предоставил Заявление на применение вычета в размере 1 МЗП?

ОТВЕТ: Налоговые вычеты, за исключением налоговых вычетов в виде обязательных пенсионных взносов, по взносам на обязательное социальное медицинское страхование и по пенсионным выплатам, указанным в пункте 1 статьи 345 Налогового кодекса, применяются налоговым агентом у источника выплаты на основании:

1) заявления физического лица о применении налоговых вычетов;

2) копий подтверждающих документов. Такие копии хранятся у налогового агента в течение срока исковой давности, установленного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса (пункт 1 статьи 343 Налогового кодекса).

В случае если налоговые вычеты не применены налоговым агентом к доходу физического лица по причине обращения физического лица позже даты удержания индивидуального подоходного налога с такого дохода, то физическое лицо вправе представить налоговому агенту, производившему удержание индивидуального подоходного налога с такого дохода, заявление и подтверждающие документы, на основании которых налоговый агент производит перерасчет доходов в пределах срока исковой давности, предусмотренного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса (пункт 4 статьи 343 Налогового кодекса). Таким образом, в случае, если стандартный налоговый вычет в размере 1 МЗП не применен работодателем к доходу работника по причине обращения данного физического лица позже даты удержания ИПН с такого дохода, учитывая, что в бухгалтерском учете работодателя отражаются сведения о начисленных доходах работника, в целях перерасчета доходов, подлежащих налогообложению, считаем достаточным поданного работником заявления.

В юридической практике встречаются случаи, когда налоговыми органами производятся доначисления обязательных сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет по результатам налоговой проверки, однако по тем или иным причинам данное налоговое обязательство налогоплательщиком не было исполнено своевременно, как и не было предпринято каких-либо мер по взысканию со стороны фискального органа. Возникает вопрос, как быть в данной ситуации? Возможно ли освобождение имущества из-под ограничений установленных налоговым органом?

Одним из примеров подобной ситуации является налоговая проверка и ее результаты в отношении гражданина "В", проведенной в 1999 году. По результатам данной налоговой проверки были выявлены нарушения налогового законодательства, в связи, с чем был составлен акт о результатах налоговой проверки и доначислены суммы налогов, и соответственно, за весь период, на сумму налоговой задолженности, была начислена пеня. В соответствии с действующим на тот момент налоговым законодательством, налоговым комитетом было направлено уведомление о начисленной сумме налога. В двухтысячном году на имущество Должника было наложено ограничение, в целях принудительного взыскания задолженности.Однако этим налоговый орган и ограничился. Имущество не реализовывалось, сумма задолженности не взыскивалась. Вопрос о налоговой задолженности по неисполненному налоговому обязательству возник в 2010 году, при намерении произвести продажу недвижимого имущества, принадлежащего гражданину “В”. В результате чего было обнаружено, что на имущество наложено ограничение налоговым комитетом еще в 2000 году.

Возникает закономерный вопрос, как действовать в данной ситуации, какие сроки исполнения налогового обязательства и требования принудительного взыскания суммы задолженности у фискального органа по подобным обязательствам?

Сроки исковой давности по налоговому обязательству

Действующее налоговое законодательство выделяет такое понятие как налоговое обязательство, под которым понимается и признается обязательство налогоплательщика перед государством, возникающее в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, в силу которого налогоплательщик обязан встать на регистрационный учет в налоговом органе, определять объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, исчислять налоги и другие обязательные платежи в бюджет, составлять налоговые формы, представлять налоговые формы, за исключением налоговых регистров, в налоговый орган в установленные сроки и уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет (ст. 26 Налогового кодекса Республики Казахстан).

Статья 46 Налогового кодекса устанавливает период времени (исковая давность), в течение которого:

  • орган налоговой службы вправе начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет;
  • налогоплательщик (налоговый агент) обязан представить налоговую отчетность, вправе внести изменения и дополнения в налоговую отчетность, отозвать налоговую отчетность;
  • налогоплательщик (налоговый агент) вправе потребовать зачет и (или) возврат налогов и других обязательных платежей в бюджет, пеней;
  • орган налоговой службы обязан провести зачет и (или) возврат налогов и других обязательных платежей в бюджет, пеней.

Пункт 2 статьи 46 Налогового кодекса устанавливает, что срок исковой давности по налоговому обязательству и требованию составляет пять лет. Течение данного срока, по общему правилу начинает исчисляться после окончания соответствующего налогового периода. Однако по действующему налоговому законодательству, истечение пятилетнего срока исковой давности не является основанием для прекращения налогового обязательства, в том числе по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Применение ранее действовавшего законодательства

Применительно же к ситуации описанной выше, можно проанализировать действовавшее на тот период налоговое законодательство. В данном случае применим принцип "обратная сила закона", согласно которому действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие (пункт 1 статьи 37 Закона Республики Казахстан "О нормативных правовых актах"). То есть иными словами, поскольку отношения по исполнению налогового обязательства возникли в 1999 году, то к таковым отношениям применяются нормы закона действовавшего на момент возникновения правоотношений.

Согласно статье 148 Закона "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 24 апреля 1995 года № 2235, срок исковой давности на требования органов налоговой службы об уплате пересмотренной суммы налога или ранее начисленной суммы налога, а также на требования налогоплательщиков о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налога устанавливался в пять лет.

В отличие от действующего Налогового кодекса РК, ранее действовавший Закон РК "О налогах…", не предусматривал прямых оснований прекращения налогового обязательства как для физических лиц, так и для юридических.

Следовательно, с отсутствием прямых указаний в действовавшем ранее Законе РК "О налогах…." на основания прекращения налогового обязательства, можно сделать вывод, что каких-либо правомерных действий по удержанию ограничения имущества, по истечению пятилетнего срока исковой давности у фискального органа не имеется.

Как списать погашенную задолженность

В связи с изложенным в данной ситуации возможны к рассмотрению несколько вариантов. то обращение непосредственно в налоговый орган, с заявлением о снятии ограничений, с обязательным указанием о пропуске пятилетнего срока исковой давности, а также обращение в суд в порядке главы 27 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, в случае отказа налогового органа на снятие ограничения с имущества.

В данной ситуации возможен также вариант по списанию пени, начисленной на сумму основного долга.

Таким образом, в результате, если задолженность образовалась в результате действий не подпадающих под ст.32-1 вышеназванного закона, то начисленная пеня подлежит списанию в бесспорном порядке.

В юридической практике встречаются случаи, когда налоговыми органами производятся доначисления обязательных сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет по результатам налоговой проверки, однако по тем или иным причинам данное налоговое обязательство налогоплательщиком не было исполнено своевременно, как и не было предпринято каких-либо мер по взысканию со стороны фискального органа. Возникает вопрос, как быть в данной ситуации? Возможно ли освобождение имущества из-под ограничений установленных налоговым органом?

Одним из примеров подобной ситуации является налоговая проверка и ее результаты в отношении гражданина "В", проведенной в 1999 году. По результатам данной налоговой проверки были выявлены нарушения налогового законодательства, в связи, с чем был составлен акт о результатах налоговой проверки и доначислены суммы налогов, и соответственно, за весь период, на сумму налоговой задолженности, была начислена пеня. В соответствии с действующим на тот момент налоговым законодательством, налоговым комитетом было направлено уведомление о начисленной сумме налога. В двухтысячном году на имущество Должника было наложено ограничение, в целях принудительного взыскания задолженности.Однако этим налоговый орган и ограничился. Имущество не реализовывалось, сумма задолженности не взыскивалась. Вопрос о налоговой задолженности по неисполненному налоговому обязательству возник в 2010 году, при намерении произвести продажу недвижимого имущества, принадлежащего гражданину “В”. В результате чего было обнаружено, что на имущество наложено ограничение налоговым комитетом еще в 2000 году.

Возникает закономерный вопрос, как действовать в данной ситуации, какие сроки исполнения налогового обязательства и требования принудительного взыскания суммы задолженности у фискального органа по подобным обязательствам?

Сроки исковой давности по налоговому обязательству

Действующее налоговое законодательство выделяет такое понятие как налоговое обязательство, под которым понимается и признается обязательство налогоплательщика перед государством, возникающее в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, в силу которого налогоплательщик обязан встать на регистрационный учет в налоговом органе, определять объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, исчислять налоги и другие обязательные платежи в бюджет, составлять налоговые формы, представлять налоговые формы, за исключением налоговых регистров, в налоговый орган в установленные сроки и уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет (ст. 26 Налогового кодекса Республики Казахстан).

Статья 46 Налогового кодекса устанавливает период времени (исковая давность), в течение которого:

  • орган налоговой службы вправе начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет;
  • налогоплательщик (налоговый агент) обязан представить налоговую отчетность, вправе внести изменения и дополнения в налоговую отчетность, отозвать налоговую отчетность;
  • налогоплательщик (налоговый агент) вправе потребовать зачет и (или) возврат налогов и других обязательных платежей в бюджет, пеней;
  • орган налоговой службы обязан провести зачет и (или) возврат налогов и других обязательных платежей в бюджет, пеней.

Пункт 2 статьи 46 Налогового кодекса устанавливает, что срок исковой давности по налоговому обязательству и требованию составляет пять лет. Течение данного срока, по общему правилу начинает исчисляться после окончания соответствующего налогового периода. Однако по действующему налоговому законодательству, истечение пятилетнего срока исковой давности не является основанием для прекращения налогового обязательства, в том числе по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Применение ранее действовавшего законодательства

Применительно же к ситуации описанной выше, можно проанализировать действовавшее на тот период налоговое законодательство. В данном случае применим принцип "обратная сила закона", согласно которому действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие (пункт 1 статьи 37 Закона Республики Казахстан "О нормативных правовых актах"). То есть иными словами, поскольку отношения по исполнению налогового обязательства возникли в 1999 году, то к таковым отношениям применяются нормы закона действовавшего на момент возникновения правоотношений.

Согласно статье 148 Закона "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 24 апреля 1995 года № 2235, срок исковой давности на требования органов налоговой службы об уплате пересмотренной суммы налога или ранее начисленной суммы налога, а также на требования налогоплательщиков о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налога устанавливался в пять лет.

В отличие от действующего Налогового кодекса РК, ранее действовавший Закон РК "О налогах…", не предусматривал прямых оснований прекращения налогового обязательства как для физических лиц, так и для юридических.

Следовательно, с отсутствием прямых указаний в действовавшем ранее Законе РК "О налогах…." на основания прекращения налогового обязательства, можно сделать вывод, что каких-либо правомерных действий по удержанию ограничения имущества, по истечению пятилетнего срока исковой давности у фискального органа не имеется.

Как списать погашенную задолженность

В связи с изложенным в данной ситуации возможны к рассмотрению несколько вариантов. то обращение непосредственно в налоговый орган, с заявлением о снятии ограничений, с обязательным указанием о пропуске пятилетнего срока исковой давности, а также обращение в суд в порядке главы 27 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, в случае отказа налогового органа на снятие ограничения с имущества.

В данной ситуации возможен также вариант по списанию пени, начисленной на сумму основного долга.

Таким образом, в результате, если задолженность образовалась в результате действий не подпадающих под ст.32-1 вышеназванного закона, то начисленная пеня подлежит списанию в бесспорном порядке.

Читайте также: