Списание по акту сверки ндс

Обновлено: 18.05.2024

Дебиторскую задолженность (долг контрагентов, например, покупателей, перед вашей организацией) можно списать при ее безнадежности. Кредиторскую задолженность (ваши долги перед контрагентами, предположим, поставщиками) можно списать при ликвидации кредитора и по истечению периода исковой давности. О том, как такие списания отразить в программе 1С Бухгалтерия версия 8.3, вы узнаете из нашей статьи.

Инструкция по списанию задолженности в 1С 8.3

Для списания задолженности в 1С необходимо выполнить несколько действий:

Сформировать документы по инвентаризации

Внести изменения в задолженность

После следует определить вид списываемой задолженности. Это может быть:

  • Авансовый платеж для поставщика;
  • Долги перед поставщиком;
  • Авансовый платеж покупателя;
  • Долг покупателя.

Определив вид списываемой задолженности, укажите контрагента, по которому необходимо провести процедуру.

Списывать кредиторские и дебиторские долги предприятиям приходится в разных ситуациях. Рассмотрим особенности списания в наиболее распространенных из них.

Списание дебиторской задолженности при признании ее безнадежной

Дебиторская задолженность признается безнадежной в том случае, если получить расчет от контрагента представляется безнадежным. Иными словами, существует несколько или одна конкретная причина, в связи с которой долг с контрагента списать не выйдет гарантированно. Несколько из самых актуальных причин такого характера:

  • Период исковой давности, составляющий в соответствии со ст. 196. П. 1 Гражданского Кодекса России, три года, уже подошел к концу. При этом сама компания может продолжать работать (не ликвидирована).

Обратите внимание: в соответствии со ст. 181 п. 1 Гражданского Кодекса России, если организация-должник направит в суд просьбу об отсрочке платежа или предприятие-кредитор подаст иск в суд о взыскании долга, трехлетний период исковой давности необходимо будет отсчитывать заново. Однако общий срок исковой давности в любом случае не может составлять свыше 10 лет с момента образования задолженности.

  • Предприятие-должник было ликвидировано;
  • Долговые обязательства должника были прекращены в связи с невозможностью их выполнения по соответствующему распоряжению какой-либо государственной уполномоченной на то структуры;
  • Исполнительное производство было прекращено, и долг был определен в качестве невозможного к взысканию в связи с соответствующим указанием службы судебных приставов. В такой ситуации взыскателю направляется исполнительный акт на основании отсутствия информации о месторасположении должника, имеющихся у него ценностей и финансовых средств, отсутствии данных о составе имущества.

Если сказать кратко, то безнадежная дебиторская задолженность возникает в тех случаях, когда предприятие оказывает клиенту услуги, которые последний не оплачивает и оплачивать в дальнейшем по указанным выше причинам не будет.

Переходим к тому, как списываются безнадежные дебиторские долги в программе 1С вер. 8.3. Необходимые действия:

Важно! Начиная с 2017 года, сумма сомнительного дебиторского долга по отношению к каждому контрагенту должна быть рассчитана за минусом кредиторской задолженности перед последним, а максимальная величина резерва по результатам отчетного периода должна быть определена как наибольшая из 2-х величина – 10% дохода за прошедший год или 10% дохода за взятый отчетный период.

Ликвидация предприятия - списание кредиторской задолженности

Нередко списать кредиторские долги необходимо по причине прекращения работы предприятия-кредитора.

Рассмотрим пример: компания осуществила инвентаризацию взаиморасчетов, по результатам которой выявила наличие кредиторских долгов. Вместе с тем обнаружилось, что организация-кредитор ликвидировалась, соответственно, задолженность может быть списана. Выполнить соответствующую процедуру в программе 1С версия 8.3 можно следующим образом:

Процедура списания кредиторской задолженности успешно завершена. Все необходимые данные в программе.

Списание кредиторской задолженности по авансовым платежам

Списать кредиторские долги можно также по авансовым платежам.

Разберем пример: заказчик внес аванс за услугу, которую должно оказать предприятие. В итоге работа не была выполнена исполнителем, как следствие, перед клиентом возникла кредиторская задолженность. Клиент не потребовал возврата авансового платежа, период исковой давности по долгу компании подошел к концу.

В такой ситуации кредиторский долг по авансу можно списать в программе 1С Бухгалтерия версия 8.3, следуя нашей инструкции:

После этого процедура также успешно завершена, необходимые изменения сохранены в программе.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В казенном учреждении проводится выверка расчетов с контрагентами в связи со сменой главного бухгалтера. Ранее суммы пополнения транспортных карт единовременно и в полном объеме относились на расходы текущего года на счет 401.20. Новый главный бухгалтер считает, что в случае если транспортная карта используется многократно путем пополнения специального счета, перечисление денежных средств для ее пополнения надо отражать в бухгалтерском учете по дебету счета 206.22. Проведена сверка расчетов, в ходе которой выявили наличие положительного баланса на проездных картах (в 2017 году были перечислены денежные средства (100 тыс. руб.), которые в дальнейшем, по мере оказания транспортных услуг, списывались с карты на протяжении 2017-2020 гг., и на сегодняшний день осталось 8 тыс. руб. на карте). Ежемесячно на основании отчета по карте предоставляется акт. Договор на сегодняшний день действующий (по его условиям действует до его полного исполнения). Учреждение планирует использовать данные денежные средства в текущем периоде.
В результате сверки с Почтой России выявили расхождение сумм дебиторской задолженности по счету 206.21 (сумма дебиторской задолженности по акту сверки больше, чем отражена в учете).
Восстановление авансового платежа по счету 206.22 и по счету 206.21 нужно проводить с использованием специальных счетов, как исправление ошибок прошлых лет, либо это событие можно признать самостоятельным и провести через восстановление дебиторской задолженности (так как это ошибка другого главного бухгалтера)?
Как в бюджетном учете казенного учреждения отразить переплаты за 2017-2020 гг., выявленные по актам сверки с контрагентами?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Восстановление показателей дебиторской задолженности в связи с необоснованным отнесением в прошлые годы на финансовый результат деятельности сумм авансовых платежей подлежит отражению в качестве операций по исправлению ошибок прошлых лет независимо от того, что данные ошибки были допущены по вине лиц, трудовые отношения с которыми на дату обнаружения ошибки уже прекращены.

Обоснование вывода:
Пропуск и (или) искажение, возникшее при ведении бухгалтерского учета и (или) формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности в результате неправильного использования или неиспользования информации о фактах хозяйственной жизни отчетного периода, которая была доступна на дату подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности и должна была быть получена и использована при подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности, считается ошибкой в бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 27 Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки").
Порядок отражения в учете операций по исправлению ошибки не ставится в зависимость от причин, по которым она была допущена, и наличия трудовых отношений с лицом, по вине которого такая ошибка была допущена. Дело в том, что прекращение трудовых отношений с главным бухгалтером не исключает возможности привлечения его к ответственности за правонарушение по ст. 15.15.6 КоАП РФ, которое было допущено им в период исполнения служебных обязанностей (смотрите, в частности, решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 27.07.2016 N 21-868/2016). Кроме того, если ошибка была допущена в периоды, предшествующие началу трудовых отношений с главным бухгалтером, которым в итоге была выявлена ошибка, непринятие им мер по исправлению такой ошибки значительно увеличивает риск возникновения претензий по вопросу искажения показателей отчетности независимо от того, что ошибка была допущена в период трудовых отношений с предшественником (смотрите, в частности, решение Кировского районного суда города Ярославля от 11.03.2021 по делу N 12-170/2021).
В том случае, если согласно положениями применяемой в настоящее время организациями бюджетной сферы методологии бухгалтерского учета в учете необходимо было отразить операции по исправлению ошибки прошлых лет, но главным бухгалтером было принято решение о признании объекта учета текущей датой как факт хозяйственной жизни, свершившийся в текущем финансовом году, судебные инстанции соглашаются с доводами ревизоров о том, что такое решение послужило причиной искажения показателей отчетности (смотрите постановление Семнадцатого ААС от 09.03.2021 N 17АП-1155/21).
Восстановление показателей дебиторской задолженности текущей датой обеспечит наличие корректных показателей в отчетности по состоянию на текущую отчетную дату, однако не обеспечивает пользователя отчетности достоверной информацией о сравнительных показателях, которые подлежат корректировке в соответствии с требованиями п. 19 Стандарта "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности". В рассматриваемой ситуации отсутствие откорректированных показателей дебиторской задолженности в графах 12-14 Сведений (ф. 0503169), представляемых в комплекте отчетности за 2021 год, также может послужить поводом для привлечения должностных лиц, ответственных за формирование отчетности в указанный период, к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ.
Ошибка, допущенная в периоде, за который годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность утверждена (завершены мероприятия по внешнему финансовому контролю отчетного периода), классифицируется как ошибка прошлых лет (п. 33 Стандарта "Учетная политика. ", п. 14 письма Минфина РФ от 31.08.2018 N 02-06-07/62480).
Исправление ошибки отражается бухгалтерской записью способом "Красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью (п. 28 "Учетная политика. ", п. 18 Инструкции N 157н) на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833), содержащей информацию по обоснованию внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета, а также период, за который он составлен, и период, в котором были выявлены ошибки. Бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет подлежат обособлению в бюджетном учете в отдельном Журнале операций по исправлению ошибок прошлых лет.
Для отражения в учете исправительных бухгалтерских записей по ошибкам прошлых лет предусмотрены специальные счета, в частности:
- счета 401 28 "Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные в отчетном году", 401 29 "Расходы прошлых финансовых лет, выявленные в отчетном году" - для отражения бухгалтерских записей по ошибкам прошлых лет, корректирующих показатель расходов прошлых лет (п. 298 Инструкции N 157н, п. 121.1 Инструкции N 162н);
- счета 304 86 "Иные расчеты года, предшествующего отчетному, выявленные в отчетном году" 304 96 "Иные расчеты прошлых лет, выявленные в отчетном году" - в части бухгалтерских записей по исправлению ошибок, возникших до начала года, предшествующего году их исправления, не корректирующих показатели на счетах финансового результата и не подлежащих отражению на счете 30476 "Иные расчеты прошлых лет, выявленные по контрольным мероприятиям" (п. 281 Инструкции N 157н, п. 111.2 Инструкции N 162н).
В целях раскрытия информации об исправлении учреждением ошибок прошлых лет, выявленных самостоятельно, в бухгалтерском учете и пересчете показателей отчетности в связи с выявлением таких ошибок следует сформировать Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173). Кроме того, информация об исправляемых хозяйственных операциях отражается в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160). Применительно к рассматриваемому случаю в графе 6 Сведений (ф. 0503173) с указанием кода причины 03 "Исправление ошибок прошлых лет".
Таким образом, в бюджетном учете казенного учреждения в рассматриваемой ситуации могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1.1 Дебет КРБ 1 401 29 221 Кредит КРБ 1 302 21 73Х*(1)
1.2 Дебет КРБ 1 401 29 222 Кредит КРБ 1 302 22 73Х
- отражено уменьшение суммы начисленных расходов способом "Красное сторно";
2.1 Дебет КРБ 1 302 21 83Х Кредит КРБ 1 304 96 731*(1)
2.2 Дебет КРБ 1 302 22 83Х Кредит КРБ 1 304 96 731
- отражена корректировка показателя кредиторской задолженности по расчетам с контрагентом способом "Красное сторно";
3.1 Дебет КРБ 1 206 21 56Х Кредит КРБ 1 304 96 731*(1)
3.2 Дебет КРБ 1 206 22 56Х Кредит КРБ 1 304 96 731
- отражено дополнительной бухгалтерской записью восстановление в учете дебиторской задолженности в части аванса, выданного по расчетам с контрагентом;
4.1 Дебет КРБ 1 401 29 221 Кредит КРБ 1 302 21 73Х
4.2 Дебет КРБ 1 401 29 222 Кредит КРБ 1 302 22 73Х
- дополнительной бухгалтерской записью отражены фактически оказанные услуги контрагентом на основании актов оказанных услуг (2017-2019 гг.)
5.1 Дебет КРБ 1 302 21 83Х Кредит КРБ 1 304 96 731
Дебет КРБ 1 304 96 831 Кредит КРБ 1 206 21 66Х
5.2 Дебет КРБ 1 302 22 83Х Кредит КРБ 1 304 96 731
Дебет КРБ 1 304 96 831 Кредит КРБ 1 206 22 66Х
- отражен дополнительной бухгалтерской записью зачет аванса за фактически оказанные услуги на основании актов (2017-2019 гг);
6.1 Дебет КРБ 1 401 28 221 Кредит КРБ 1 302 21 73Х
6.2 Дебет КРБ 1 401 28 222 Кредит КРБ 1 302 22 73Х
- дополнительной бухгалтерской записью отражены фактически оказанные услуги контрагентом на основании актов оказанных услуг (2020 год)
7.1 Дебет КРБ 1 302 21 83Х Кредит КРБ 1 304 86 731
Дебет КРБ 1 304 86 831 Кредит КРБ 1 206 21 66Х
7.2 Дебет КРБ 1 302 22 83Х Кредит КРБ 1 304 86 731
Дебет КРБ 1 304 86 831 Кредит КРБ 1 206 22 66Х
- отражен дополнительной бухгалтерской записью зачет аванса за фактически оказанные услуги на основании актов (2020 год);
8.1 Дебет КРБ 1 401 20 221 Кредит КРБ 1 302 21 73Х
8.2 Дебет КРБ 1 401 20 222 Кредит КРБ 1 302 22 73Х
- дополнительной бухгалтерской записью отражены фактически оказанные услуги контрагентом на основании актов оказанных услуг (2021 год);
9.1 Дебет КРБ 1 302 21 83Х Кредит КРБ 1 206 21 66Х
9.2 Дебет КРБ 1 302 22 83Х Кредит КРБ 1 206 22 66Х
- дополнительной бухгалтерской записью отражен зачет аванса за фактически оказанные услуги на основании актов (2021 год).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Исправление ошибок прошлых лет в учете расчетов (для бюджетной сферы);
- Энциклопедия решений. Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности.

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Если ошибка была выявлена за 2020 год, то вместо счетов 401 29, 304 96 следует использовать счета 401 28 "Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные в отчетном году" и 304 86 "Иные расчеты года, предшествующего отчетному, выявленные в отчетном году".

image_pdf
image_print

И крупной компании, и микробизнесу важно следить за тем, чтобы все налоги и прочие необходимые платежи были осуществлены в срок. Пренебрежение этим грозит ответственностью вплоть до уголовной. Правда, столь суровая мера может быть применена при весьма существенных размерах задолженности. Но и при прочих долгах грозят санкции — штрафы и пени за несвоевременную уплату.

Обратите внимание! Весьма распространенной является ошибка в КБК. Если указать неверный код, платеж не дойдет или будет зачислен на другой счет бюджета. При этом у субъекта возникнет задолженность, на которую со временем набегут пени.

Что будет, если у налогоплательщика возникнет долг по налогам? Последствия могут быть весьма печальными:

  • списание суммы долга с расчетного счета компании или предпринимателя;
  • блокировка действующих расчетных счетов, невозможность открыть новые;
  • приостановка деятельности;
  • обращение налогового органа в суд.

Избежать этого поможет своевременная сверка с ИФНС.

Внимание! В некоторых случаях при невозможности произвести уплату налогов вовремя налогоплательщик может получить отсрочку.

Варианты подачи заявления на сверку

Проведение сверки расчет налогоплательщика по налогам проводится согласно пункту 3 Регламента из приказа ФНС России от 9.09.2005 № САЭ-3-01/444 @.

Обратиться в ИФНС по вопросу проведения сверки можно по-разному:

Личное обращение

Сразу отметим, что никакого специального бланка для заявления на проведение сверки не утверждено. Можно составить обращение в произвольной форме, в обязательном порядке указав все важные параметры:

Обратите внимание! Если выбран вариант получения акта сверки по почте, следует указать почтовый адрес. Иначе документы будут отправлены на юридический.

" data-medium-file="https://kontursverka.ru/wp-content/uploads/2018/09/zayav-300x230.jpg" data-large-file="https://kontursverka.ru/wp-content/uploads/2018/09/zayav.jpg" loading="lazy" title="Бумажная форма" src="https://kontursverka.ru/wp-content/uploads/2018/09/zayav.jpg" alt="Зявление" width="664" height="508" srcset="https://kontursverka.ru/wp-content/uploads/2018/09/zayav.jpg 664w, https://kontursverka.ru/wp-content/uploads/2018/09/zayav-300x230.jpg 300w" sizes="(max-width: 664px) 100vw, 664px" />
Образец заявления на сверку с бюджетом

Особенности электронного обращения

При обращении по ТКС заявление будет сформировано автоматически. Пользователю нужно будет лишь выбрать налоги и периоды сверки. Однако вариант получения акта выбору не подлежит — он придет в электронной форме (письмо ФНС от 30.10.2015 № СД-3-3/4090@).

Обратите внимание! Электронный акт сверки не может быть возвращен в налоговую инспекцию при наличии разногласий. Если они обнаружены, придется обращаться в ИФНС повторно.

Теперь пришло время сверить данные своего учета и информацию, которой располагает налоговый орган. Она представлена в акте сверки. Документ состоит из титульного листа и двух разделов. Титульный лист содержит информацию о налогоплательщике и налоговом органе, а также период, по которому происходит сверка. Разделы 1 и 2 заполняются по каждому налогу или сбору в отдельности.

Акт сверки, Раздел 1

Форма Акта сверки с бюджетом по налогам, раздел 1

После проведения сверки действия зависят от ее итого:

Подписанный акт передается в ИФНС. Специалисты настоятельно рекомендуют в любом случае возвратить акт в налоговую. Есть мнение, что если его не вернуть, в следующий раз сверки можно не дождаться.

Расхождения

Если в акте выявлены расхождения, инспекция проведет проверку своих информационных систем и запросит у налогоплательщика документы. Будьте готовы представить платежные поручения, подтверждающие уплату спорных сумм.

Далее в зависимости от того, кто ошибся, события развиваются по-разному:

  1. Ошибка на стороне налоговой инспекции. Ошибка должна быть устранена специалистами ИФНС. Делается это на основании служебной записки в течение 5 рабочих дней.
  2. Ошибка налогоплательщика. Выявляется, какая именно ошибка была допущена. В зависимости от этого нужно будет подать уточненную декларацию, уточнить платеж или заплатить налог. Что именно сделать — об этом проинформирует инспектор по телефону или направив уведомление.

Когда все расхождения устранены, ИФНС согласует с налогоплательщиком подписание нового акта. Следует еще раз все проверить и удостовериться, что расхождений нет. Если все в порядке, акт подписывается с соответствующей пометкой, а в разделе 2 указывается информация о том, что разногласия устранены.

Согласно правилам, если разногласий нет, то весь процесс сверки должен занимать не более 10, а если есть — не более 15 рабочих дней. В этот срок не включаются периоды почтовой доставки.


В административных правоотношениях (контрольно-надзорная функция государства) именно частные субъекты, являющиеся "слабой" стороной, заинтересованы в наиболее полной правовой определенности.

Искаженная – вопреки основным положениям и смыслу законодательства о налогах и сборах, трактовка налоговиками термина "переплата" является базовой причиной серийного нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков, например, при реализации налоговых процедур "зачет излишне уплаченной суммы налога" и "взаимная сверка расчетов".

В Налоговом кодексе РФ термин "переплата" не используется. В тоже время налоговые органы (а также суды и Минфин России) широко применяют термин "переплата" в качестве синонима содержащейся в НК РФ идиомы "сумма излишне уплаченного налога" (кроме ст. 78 НК РФ, непосредственно регулирующей налоговый зачет, словосочетание упоминается в ст. 21, ст. 32, ст. 45, ст. 49, ст. 54 НК РФ).

В действительности суммы, формирующие вкладку "Переплата" в личном кабинете налогоплательщика – это, как правило, числящееся во "внутреннем" учете налоговиков "положительное" (в пользу налогоплательщика) сальдо расчетов.

Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога
.

Таким образом, чисто по технологическим причинам во внутреннем учете налоговых органов в течение продолжительного времени числится положительное сальдо в расчетах с налогоплательщиками.


Квалифицировать эти суммы как "переплата" – значит не только грубо искажать действительность (чего не должен допускать никакой учет в принципе), но и элементарно незаконно.

Общеизвестно, что "переплата" – это разговорный аналог словосочетаний типа "переплаченная сумма", "заплатить больше, чем нужно", "сумма платежей, подлежащая возврату плательщику".

Таким образом, в нашем случае "переплата" – это сумма излишне уплаченного налога или излишне взысканной суммы налога. Следовательно – это налоговое обязательство, в котором налогоплательщик выступает КРЕДИТОРОМ, а бюджет (в лице налогового органа) – ДОЛЖНИКОМ. Строго под таким ракурсом должны оцениваться и исследоваться данные правоотношения. Кроме этого необходимо учитывать методы регулирования налогового права. В частности, юридически значимые факты могут подтверждаться исключительно документально при строгом соблюдении процедур, установленных НК РФ.

Рассмотрим исчерпывающий перечень вариантов возникновения переплаты, а затем способы ее надлежащего документального оформления.

Как возникает переплата ?

Очевидно, что переплата может возникнуть только по двум причинам: из-за ошибки налогоплательщика либо налогового органа. При этом для налоговых правоотношений это "нештатная" ситуация, так как надлежащее выполнение предписаний законодательства о налогах и сборах исключает какую-либо вероятность ее появления.

Начнем со случая "квази-переплаты" (будем исходить из доминирования интересов "кредитора", коим является налогоплательщик).

"Квази-переплата" – это когда "переплата" как бы и есть (в карточке РСБ). А для налогоплательщика, по сути – ее нет.

В соответствие с п. 1, п. 7 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При чем поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н

Каждое конкретное налоговое обязательство (и начисленный налог, и платеж в его погашение) идентифицируется с использованием единой системы кодирования (по налогоплательщику, виду налога, налоговому/отчетному периоду и т.п.). При этом поступившие в бюджетную систему платежи отражаются в карточке РСБ в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов самого налогоплательщика. Ошибка в любом реквизите приводит к тому, что поступившая в бюджет сумма будет учтена неправильно: зачислена в счет уплаты другого налога, по другому налоговому периоду и т.п. Соответственно в учете налогового органа (в КРСБ) данная сумма будет отражена по иному налоговому обязательству. И появится мнимая "переплата". Но одновременно не будет исполнена текущая налоговая обязанность, что чревато появлением недоимки, причем уже реальной.

Порядок исправления подобных ошибок урегулирован в п. 7 ст. 45 НК РФ.

В соответствие с положениями п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение реквизитов в платежном документе производится на основании заявления налогоплательщика. Также следует учитывать, что в соответствие с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2019, налоговые органы получили право самостоятельно (без заявления налогоплательщика) принимать решение об уточнении вида и принадлежности платежа, при условии, что это не повлечет за собой возникновение недоимки.

Вина налогоплательщика: расчетные (в том числе арифметические) ошибки налогоплательщика, приведшие к завышению суммы уплаченного в бюджет налога.

Налогоплательщики нередко ошибаются при расчете даже самых-самых простых налогов (а также при заполнении декларации). Например, завышают налоговую базу; или не учитывают при исчислении налога установленные законодательством вычеты и т.п. А в результате уплачивают в бюджет излишнюю сумму налога. То есть, возникает переплата.

Вина налогового органа : в результате контрольных и проверочных мероприятий вышестоящий налоговый орган или суд восстановили права налогоплательщика, нарушенные территориальным налоговым органом, необоснованно взыскавшего сумму налога (а равно при добровольном исполнении налогоплательщиком незаконного требования об уплате налога – перед его обжалованием).

После вступления в законную силу решения вышестоящего налогового органа или судебного акта территориальный налоговый орган исправляет данные в КРСБ. В результате чего появляется переплата.

Как фиксируется факт "переплаты"?

Императивно установленная обязанность налогового органа.

В соответствие с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта". Аналогичная обязанность налогового органа в отношении излишне взысканной суммы налога установлена в п. 4 ст. 79 НК РФ.

Данная обязанность сформулирована безапелляционно, то есть ее исполнение не ставится в зависимость от степени осведомленности налогоплательщика о факте своей переплаты (также, впрочем, как и о его "согласии" с фактом переплаты). Если же налоговый орган "сомневается" (в том числе при отсутствии информации о позиции налогоплательщика по поводу его переплаты), то налоговому инспектору необходимо руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ: "В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам".

Установление факта переплаты в акте сверки расчетов.

Согласно подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов "осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта".

Следует иметь ввиду, что до настоящего времени ФНС России не выполнила поручение (абз. 2 подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) о разработке и утверждении Порядка проведения совместной сверки расчетов. Также не введен в эксплуатацию информационный ресурс, который должен управлять в интерактивном режиме данной процедурой. Соответственно пока неизвестен регламент отражения в карточке РСБ итогов сверки расчетов.

Однако, оформляемые в настоящее время акты совместной сверки расчетов, при условии их подписания уполномоченными представителями сторон, безусловно, являются юридически значимыми документами, подтверждающими факт переплаты.

Установление факта переплаты по итогам "декларационной кампании".

В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной).

Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем.

1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий.

Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9 ст. 88 НК РФ). Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. "Прекращенная" камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки.

2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки.

Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 Кодекса. При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки — при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено).

Так как переплата не может быть квалифицирована как "нарушение законодательства о налогах и сборах" (хотя и является "нештатной" ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки.

Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило — уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 " Сумма налога к уменьшению за налоговый период ".

К слову, месяца два назад в личном кабинете налогоплательщика появилась новая опция "Информирование о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа)".


Нельзя не упомянуть и о таком нюансе. Факт переплаты может быть установлен налоговым органом и в ходе выездной налоговой проверки. Это может быть даже отражено в акте проверки. Однако эта информация – только причина оформить акт взаимной сверки расчетов; или налогоплательщику подать уточняющую налоговую декларацию.

Теперь настало время обобщить изложенное.

Второе: если налоговый орган обнаружит факты, свидетельствующие о возможной переплате, в том числе в ходе каких-либо иных мероприятий налогового контроля (помимо налоговой проверки), должностные лица налогового органа обязаны руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ и организовать проведение совместной сверки расчетов с налогоплательщиком. По итогам которой и фиксируется факт переплаты.

Никакие иные документы не могут являться достаточным основанием для установления факта переплаты, так как будут нарушены права и законные интересы налогоплательщика – "кредитора" в данном правоотношении.

Как итог: нарушение прав и законных интересов налогоплательщиков.

Читайте также: