Совершенствование налогового контроля в рб

Обновлено: 25.04.2024

Для удобного взаимодействия с нашим сайтом, предлагаем вам воспользоваться современными браузерами.

Почему нужно поменять браузер.

Ваш браузер не просто старый, а устаревший. Он не может предоставить все возможности, которые могут предоставить современные браузеры, а скорость его работы ниже в несколько раз!

Особенности контроля за соблюдением налогового законодательства: реалии 2019 года

В 2018 г. не проводились выборочные проверки. Однако бюджет страны, по данным статистики, только приумножился.

Бизнес страны ожидал в 2019 г. иных послаблений в контрольной сфере, которые были обещаны государством.

Давайте разберемся, что получилось в итоге и к чему надо подготовиться всем белорусским субъектам хозяйствования, чтобы исключить при проверке фактор неожиданности.

Соблюдение плательщиками налогового законодательства в 2018 г. при наличии моратория на выборочные проверки

В конце 2017 г. приняты наиболее прорывные с точки зрения конкретных изменений правовой среды для активного развития бизнеса законодательные акты Главы государства:

– Указ № 376 [3], который существенно сместил акценты в реализации государством своих контрольных функций.

В 2018 г. важным шагом со стороны государства стало заявление об отмене Указа № 488 [4] |*| (данное обещание было реализовано уже в 2019 г. с принятием Указа № 151 [5]).

На протяжении 2018 г. государственные органы, наделенные контрольными (надзорными) полномочиями, разрабатывали ведомственные нормативные правовые акты оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки во исполнение части третьей п. 9 Указа № 510 [6] на основании Методики формирования системы оценки риска [7].

В 2018 г. выборочные проверки не проводились, так как существенным образом была изменена система рискоориентированного подхода и первый план выборочных проверок в соответствии с новыми требованиями Указа № 510 был составлен на 1-е полугодие 2019 г. и размещен на сайте КГК.

Таким образом, в 2018 г. в стране проводились только внеплановые проверки, т.е. действовал неофициальный мораторий на проведение выборочных (бывших плановых) проверок. В связи с этим обращает на себя внимание тот факт, что по данным пресс-службы МНС (belta.by-экономика 05.02.2019), за 2018 г. налоговые органы обеспечили поступление доходов в бюджет страны 24,825 млрд. руб., или 100,8 % плановых назначений консолидированного бюджета.

При этом сверх плана в бюджет поступило 195,2 млн. руб. Поступления платежей в сопоставимых ценах превысили уровень 2017 г. на 6,6 %, удельный вес составил 20,8 %.

Примечательным является тот факт, что удельный вес всех платежей организаций негосударственной формы собственности в 2018 г. составил 47,9 % (это на 0,5 процентного пункта больше, чем в 2017 г.), а удельный вес в общей сумме доходов платежей организаций государственного сектора экономики составил 46,8 %. Таким образом, в 2018 г. совокупный процент поступлений в бюджет от организаций составил 94,7 %.

Важно! Приведенные данные являются объективным свидетельством того, что даже когда контролирующие органы не проводят проверки деятельности на плановой основе, интересы бюджета не страдают.

Более того, статистика формирования налоговых доходов бюджета в 2018 г. свидетельствует об устойчивой дисциплинированности плательщиков по исполнению налоговых обязательств.

Кто сейчас проверяет вопросы соблюдения плательщиками налогового законодательства и как: все о новых правилах контроля

Знаковым событием 2019 г., влияющим на формирование бизнес-среды и инвестиционного климата, является вступление в силу с 1 января:

– новой редакции НК [8];

– Указа № 151 |*|, который содержит нормы, регулирующие контрольные полномочия органов финансовых расследований по применению положений п. 4 ст. 33 НК.


Как и ранее, проверки вопросов налогового законодательства проводят налоговые органы и органы комитета государственного контроля (пп. 1 и 13 Перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом № 510). Проверки вопросов соблюдения налогового законодательства могут быть:

Основным различием между проверками выборочными и внеплановыми является фактор неожиданности внеплановой проверки.

План выборочных проверок формируют органы Комитета госконтроля на полугодие и размещают на официальном сайте КГК либо его органов в Интернете соответственно не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и 15 июня года, в котором планируется проведение проверки (пп. 15, 21 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510).

Таким образом, проверяемый субъект заранее знает, в каком месяце текущего года его деятельность будет подвергнута выборочной проверке, кем и по каким вопросам.

С внеплановыми проверками все обстоит иначе. Проверяемый субъект узнает о том, что его проверяют, в момент, когда ему фактически вручают предписание о проведении проверки.

Указом № 376 были изменены подходы к проверяемому периоду при проверке вопросов соблюдения налогового законодательства. Так, в настоящее время в соответствии с п. 16 Указа № 510 проверка соблюдения налогового законодательства проводится за период, не превышающий 5 календарных лет, если иное не установлено законодательными актами.

А законодательными актами иное установлено.

Так, новая редакция НК содержит основание для проведения проверки соблюдения налогового законодательства за период более чем 5 лет.

Это возможно, когда плательщик представляет уточненные налоговые декларации:

– по налогу на прибыль, согласно которым увеличивается (возникает) сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной декларацией;

– по НДС, согласно которым увеличиваются налоговые вычеты по сравнению с ранее представленной декларацией по НДС (п. 4 ст. 74 НК).

Важно! Учитывая отсылочную норму п. 16 Указа № 510 и основания п. 4 ст. 74 НК, любая проверка соблюдения налогового законодательства (как выборочная, так и внеплановая) может проводиться более чем за 5 лет.

Кроме этой нормы НК содержит положения, позволяющие корректировать налоговую базу и (или) суммы подлежащих уплате (зачету, возврату) налогов (сборов) по результатам проверки (п. 4 ст. 33 НК) |*|.

В связи с принятием Указа № 151 внесены изменения в п. 10 Положения № 87 [9], согласно которым ДФР с 1 января 2019 г. наделен правом составления заключений об установлении оснований, указанных в п. 4 ст. 33 НК.

Претерпел изменения и п. 8 Указа № 510. КГК и его органы, Таможенный комитет и таможни, МНС и его территориальные органы в отношении субъектов, по которым ДФР составлены заключения по основаниям п. 4 ст. 33 НК, при наличии сведений о совершении сделок (операций) с субъектами, в отношении которых составлены заключения, могут назначать и проводить проверки, невзирая на положения п. 7 Указа № 510.

Важно! Пунктом 7 Указа № 510 установлен мораторий на проверки субъектов, с даты госрегистрации которых не прошло 2 лет.

Процедура проведения выборочной и внеплановой проверки одинакова:

– обязательное предъявление служебного удостоверения и наличие предписания на проведение проверки;

– внесение записи в книгу проверок проверяемого субъекта;

– проверяющие вправе требовать и получать от проверяемого субъекта необходимые для проверки документы (их копии), в т.ч. в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества;

– проверяющие вправе истребовать от контрагентов проверяемого субъекта копии документов и иную информацию по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым субъектом или с третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям;

– при необходимости могут проводиться встречные проверки;

– документы и носители информации могут изыматься при проверке;

– по результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения, составляется акт проверки и выносится решение.

Вместе с тем, как мы уже указали выше, в результате комплексного изменения законодательных актов, регламентирующих вопросы государственного контроля в целом и вопросы соблюдения налогового законодательства в частности, проверки по вопросам соблюдения налогового законодательства могут проводиться не более чем за 5 лет, а в определенных случаях – более чем за 5 лет.

К таким случаям согласно части второй п. 16 Указа № 510, в частности, относятся:

– проверки по поручениям Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Председателя Комитета госконтроля и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей;

– проверки по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам;

– проверки по основаниям п. 4 ст. 74 НК (уточненные декларации).

Обращаем внимание на тот факт, что для контрольщиков не предусмотрена в отношении субъектов, по которым составлены заключения по п. 4 ст. 33 НК, а также контрагентов, совершавших операции с такими субъектами, самостоятельная возможность проведения проверки более чем за 5 лет. Целесообразно предположить, что такие проверки могут проводиться за более чем 5-летний период по поручениям Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Председателя Комитета госконтроля и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей.

Резюмируя, отметим следующее. Вопросы, связанные с проведением проверок налогового законодательства, имеют ряд особенностей:

– максимальный период, за который эти вопросы могут быть проверены, составляет 5 лет, если не имеется рассмотренных выше оснований провести проверку более чем за 5 лет;

– при выявлении факта наличия заключения в отношении вашего контрагента по п. 4 ст. 33 НК может быть проведена проверка как субъекта, с даты регистрации которого не прошло 2 года, так и за период, превышающий 5 лет |*|.

Вместе с тем на основании подп. 10.8 п. 10 Положения № 87, в редакции Указа № 151, назначения и проведения проверки по Указу № 510 можно избежать.

Это возможно, если субъект решит воспользоваться предложением ДФР и самостоятельно осуществит корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога по операциям с субъектом предпринимательской деятельности, в отношении которого составлено заключение по п. 4 ст. 33 НК.

Читайте также: