Протокол налогового контроля содержит

Обновлено: 06.05.2024

Общие требования представлены в налоговом законодательстве.

Что указывается в протоколах

Мероприятия по осуществлению налогового контроля могут быть самыми разными, в том числе и в форме осмотра помещений плательщика, в отношении которого проводятся проверки, или допрос свидетелей.

Законодательством, а частности Налоговым кодексом, предусмотрено составление протоколов, которые в дальнейшем могут быть приложены к акту о проведенной проверке.

Независимо от того, в результате какого законного мероприятия и действия по осуществлению налогового контроля составляется протокол, он должен содержать ряд сведений. К ним относятся:

  • название;
  • место действия;
  • время действия;
  • данные составляющего протокол;
  • данные всех лиц, которые участвовали в действии;
  • последовательность действия;
  • содержание;
  • факты, непосредственно касающиеся и важные для конкретного дела.

Местом действия в данном случае будет выступать конкретное место, где был произведен опрос, а временем: период налоговой проверки, начало опроса и его окончание.

Если свидетелей несколько, то в протокол вносятся не только данные каждого свидетеля, а также плательщика, в отношении которого была проведена проверка, но и показания каждого из свидетелей. Последовательность и содержание действий в случае опроса будет означать, как сам опрос, так и обстоятельства, который привели к данной мере налогового контроля.

В случаях, если при составлении протокола у лиц, которые непосредственно участвовали в конкретном мероприятии, или же наблюдали (были свидетелями) этого мероприятия, вправе не только выражать возражения, но и вносить свои правки, которые учитываются должностным лицом, составляющим протокол.

Например, если один из свидетелей не согласен с фактами, предъявляемыми другим свидетелем, то составляющий обязан внести в протокол все факты: и излагающего, и несогласного с этими фактами.

Местом действия является осматриваемое помещение, а временем – период осмотра, а также временем самого мероприятия. Например, налоговой проверки.

В протоколе указываются данные владельца помещения, а также тех, кто имеет к нему доступ.

Как правило, если в ходе налоговых мероприятий имеет место осмотр помещения, то он связан так же с опросом свидетелей – должностных лиц или любых других лиц, у которых есть доступ к этому помещению.

Протоколов в этом случае составляется несколько: и осмотра помещения, и опроса свидетелей. Каждый из протоколов составляется в рамках Налогового законодательства.

Требования

Одним из требований к составлению налоговых протоколов является подписание документа не только лицом, которое их составило, но и всех лиц, которые участвовали в мероприятиях. Так, например, если имеет место протокол опроса свидетелей, то подписывается протокол тем должностным лицом, которое его составило, а также всеми свидетелями, но и теми, кто участвовал в мероприятии налогового контроля.

Это может быть, как плательщик, в отношении которого проводилась проверка, так и должностные лица организации, в отношении которой проводились мероприятия налогового контроля.

Кроме того еще одним требованием является составление протокола на русском языке. Если требуется, то протокол может быть продублирован в неизменном виде на иностранном языке. Например, в случаях, когда мероприятия по налоговому контролю проводятся в отношении иностранных компаний или иностранных лиц, а также при привлечении к мероприятиям иностранных лиц.

Если в качестве свидетеля выступает иностранный гражданин, то по его требованию протокол может быть составлен на иностранном языке – том, который является для него родным.

Кроме прочего протокол мероприятия налогового контроля является официальным документом, который прикладывается к налоговому делу. Поэтому и сведения, в том числе и реквизиты, в нем должны содержаться достоверные.

В судебной практике известны случаи, когда суд не принимал протоколы, не несущие законных оснований, в качестве материала к делу. Например, когда протоколы составлялись с нарушениями или необоснованными проведениями. То есть если при составлении протокола был выбран промежуток времени, мало относящийся к мероприятию, то протокол считался необоснованным.

Например, если осмотр помещения плательщика не был проведен по причине отсутствия о нем данных у составляющего, что подтверждено свидетелями.

К примеру, в одном здании по одному адресу располагается несколько плательщиков, и помещение того, в отношении которого проводятся мероприятия налогового контроля, не было осмотрено по временным рамкам: осмотр здания был раньше, чем часы работы нужного плательщика.

Суд не может и не вправе засчитать такой протокол при рассмотрении налогового дела.

Более того, в ряде случаев суд назначает повторный осмотр с составлением законного и обоснованного протокола осмотра.

При составлении протокола опроса свидетелей последних заранее предупреждают о том, что за отказ от показаний или за предоставление недостоверных данных они могут быть привлечены к налоговой ответственности.

Речи об уголовной или административной ответственности здесь быть не может, исключительно налоговая со ссылками на нормативно-правовые акты, по которым наступает ответственность, ее степень и сроки. Свидетель обязан проставить свою подпись под ознакомительной частью, в противном случае он будет считаться непредупрежденным, а протокол неправомерным.

Материалы

В рамках действующего законодательства к протоколу могут быть приложены материалы, подтверждающие факт действия, по которому составлен протокол. Это могут быть фотографии, записи видео и аудио формата, негативы и любые другие, относящиеся к мероприятию.

Так, если в ходе опроса свидетелей последние не имеют возражений против записи, то их показания могут быть записаны, а потом приложены в качестве материалов к протоколу. Не допускаются и не считаются законными материалы, полученные путем скрытой съемки или записи, а так же те, которые противоречат нормам закона.

При составлении протокола осмотра помещения с разрешения владельца этого помещения может быть проведена запись, которая в ходе рассмотрения налогового дела может передать больше, чем описательная часть самого протокола. В случае несогласия владельца на съемку, последняя проведена не может быть, а если и производится, то в качестве материала не может быть приложена к протоколу и к самому делу.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

В случаях, предусмотренных НК РФ, при проведении действий по осуществлению налогового контроля составляются протоколы – на русском языке (ст. 99 НК РФ).

В протоколе указываются:

1) его наименование;

2) место и дата производства конкретного действия;

3) время начала и окончания действия;

4) должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

5) фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях – его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

6) содержание действия, последовательность его проведения;

7) выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства (п. 2 ст. 99 НК РФ).

Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу (п. 3 ст. 99 НК РФ).

Протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении (п. 4 ст. 99 НК РФ).

К протоколу прилагаются фотографические сним-ки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия (п. 5 ст. 99 НК РФ).

По результатам выездной налоговой проверки в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки. В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки (п. 2 ст. 100 НК РФ).

В акте налоговой проверки указываются:

1) дата акта налоговой проверки; под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;

2) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица. В случае проведения проверки организации по ее местонахождению ее обособленного подразделения, помимо наименования организации, указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и его местонахождению;

3) фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют (п. 100 ст. 100 НК РФ)

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

2.2.2. Формирование показателей баланса и порядок его составления

2.2.2. Формирование показателей баланса и порядок его составления Основные правила, которые надо помнить, составляя баланс:показатели должны быть в тысячах (миллионах) рублей; При этом суммы надо взять без десятичных знаков после запятой;основные средства, доходные

8.5.2. Методы контроля использования сырья и материалов в производстве

8.5.2. Методы контроля использования сырья и материалов в производстве Для контроля за использованием сырья и материалов в производстве используются следующие четыре основные метода: документирования, партионного раскроя, партионного учета и контроля и

14.7. Порядок составления и сроки бухгалтерской отчетности

14.7. Порядок составления и сроки бухгалтерской отчетности Составлению отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа по определенному графику. Важным этапом такой работы является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов:

40. Понятие налогового контроля и его формы

40. Понятие налогового контроля и его формы Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК

41. Компетенция государственных органов по осуществлению налогового контроля

41. Компетенция государственных органов по осуществлению налогового контроля Налоговые органы обязаны:1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним

73. Порядок составления документов

73. Порядок составления документов Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета служат первичные учетные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции. Поэтому к оформлению документов предъявляются особые требования:• своевременность

СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ВИДЫ ПРОВЕРОК

СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ВИДЫ ПРОВЕРОК Конституцией Российской Федерации закреплена обязанность уплаты установленных налогов и сборов. Налоги и сборы являются признаком любого государства и вместе с тем необходимым условием существования самого государства,

2. Операционные бюджеты, особенности и порядок их составления

2. Операционные бюджеты, особенности и порядок их составления 2.1. Бюджет (план) продаж Любое планирование в условиях рынка начинается с прогноза продаж. Прогнозирование объема продаж является отправным моментом бюджетирования. Иногда эти термины (прогнозирование,

3. Особенности и порядок составления основных бюджетов

3. Особенности и порядок составления основных бюджетов После того как составлены операционные (функциональные) бюджеты необходимо обобщить информацию, которая получена с их помощью для формирования основных бюджетов: бюджета доходов и расходов (БДиР), бюджета движения

11.1. Понятие и значение налогового контроля

11.1. Понятие и значение налогового контроля Налоговый контроль является составной частью финансового и одним из видов государственного контроля. В Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и

11.2. Формы и виды налогового контроля

11.2. Формы и виды налогового контроля Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных

18. Содержание и порядок составления бухгалтерского баланса

18. Содержание и порядок составления бухгалтерского баланса Все юридические лица с установленной периодичностью в установленном составе отчетности отчитываются перед:1) ИФНС;2) внебюджетными фондами;3) органами государственной статистики.Кроме того, представляют

2.1. Состав и содержание бухгалтерской отчетности и порядок ее составления

2.1. Состав и содержание бухгалтерской отчетности и порядок ее составления Все предприятия и коммерческие организации, являющиеся юридическими лицами, обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Она

22. Порядок составления проекта федерального бюджета

22. Порядок составления проекта федерального бюджета Составление проекта федерального бюджетаосуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.Уполномоченный орган исполнительной власти организовывает

8.1. Содержание государственного налогового контроля

8.1. Содержание государственного налогового контроля Государственный налоговый контроль представляет собой комплекс мероприятий и деятельность высших органов государственной власти по проверке и мониторингу законности, рациональности и эффективности налоговых

Препятствия на пути к осуществлению действий

Препятствия на пути к осуществлению действий Чтобы развить привычку действовать, вы должны преодолеть психологические препятствия, которые мешают людям осуществлять действия. Я уже рассматривал самую главную причину неспособности совершать действия – отсутствие


Ст. 100 НК РФ регулирует порядок оформления результатов налоговых проверок. В нашей статье мы отвечаем на вопросы, которые чаще всего возникают у налогоплательщиков в связи с данной процедурой.

Ст. 100 НК РФ: официальный текст

Статья 100 НК РФ

Ст. 100 НК РФ: вопросы и ответы

В каких случаях статья 100 НК РФ обязывает налоговиков составлять акт проверки?

Акт всегда является итогом выездной налоговой проверки (ВНП) и составляется независимо от того, обнаружены нарушения или нет (см. письмо ФНС России от 16.04.2009 № ШТ-22-2/299).

По результатам камеральной налоговой проверки (КНП) акт составляется только в том случае, если в ходе проверки были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

При положительном исходе КНП информировать налогоплательщика о ее завершении инспекция не обязана (письмо УФНС России по г. Москве от 21.05.2009 № 20-14/4/051403). Исключение — проверка декларации по НДС с применением заявительного порядка возмещения налога. О ее завершении без нарушений инспекция должна сообщить в течение 7 дней после окончания (п. 12 ст. 176.1 НК РФ).

Если акт КНП не составлен, как узнать о ее завершении?

Если 3 месяца с момента подачи декларации истекли, а инспекция не запросила у вас документы или пояснения, не потребовала внести исправления в отчетность, считайте, что камеральная проверка закончилась удачно.

Если вам нужна точная информация, обратитесь в ИФНС с просьбой проинформировать вас о результатах КНП. Тот факт, что данная обязанность у налоговиков отсутствует, не дает им права проигнорировать запрос налогоплательщика (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 18.02.2009 № А55-10190/2008).

В какие сроки инспекция должна составить и вручить акт проверки?

Акт выездной проверки инспекция должна подготовить в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенной проверке, а если проверялась консолидированная группа налогоплательщиков — в течение 3 месяцев.

На составление акта камеральной проверки ст. 100 НК РФ отводит 10 дней с момента завершения КНП.

Вручить акт налогоплательщику проверяющие должны в течение 5 дней с даты составления.

О последствиях невручения акта налоговой проверки рассказали эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Что будет, если срок вручения акта нарушен?

Ничего. Использовать нарушение налоговиками срока вручения акта проверки, чтобы обернуть ее результаты в свою пользу, не получится. Сама по себе просрочка вручения акта не является основанием для отмены решения по проверке, поскольку не относится к существенным нарушениям процедуры рассмотрения ее материалов (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Это подтверждают и суды (см. постановление 9-го арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 № 09АП-40446/2013 по делу № А40-76732/13, которое оставлено в силе постановлением ФАС Московского округа от 09.04.2014 № Ф05-2601/2014).

Кто подписывает акт проверки?

Акт должен быть подписан 2 сторонами: сотрудниками ИФНС, проводившими проверку, а также проверяемым лицом или его представителем.

Заметим, что иногда налоговики нарушают порядок подписания акта. Например, его может завизировать сотрудник, который не был указан в решении о проведении ВНП и в ней не участвовал. Или наоборот, в акте будет отсутствовать подпись кого-то из тех, кто проводил проверку.

Ни то, ни другое, скорее всего, не повлияет на итоги проверки и не поможет оспорить ее результаты. Об этом свидетельствует арбитражная практика (см., например, постановления президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11, ФАС Московского округа от 27.06.2014 № Ф05-6192/2014 по делу № А40-188140/13, ФАС Западно-Сибирского округа от 12.09.2013 по делу № А81-2308/2012 и др.).

Какие сведения должны быть в акте проверки?

Требования к содержанию акта проверки установлены п. 3 ст. 100 НК РФ. Так, в нем указываются:

  • дата акта (дата его подписания проверяющими);
  • полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя и отчество проверяемого лица; если проверялось обособленное подразделение, дополнительно указывается его полное и сокращенное наименование, а также место нахождения;
  • фамилии, имена и отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;
  • дата и номер решения о проведении выездной проверки (для ВНП) или дата представления декларации и иных документов (для КНП);
  • перечень документов, представленных в ходе проверки проверяемым лицом;
  • период, за который проведена проверка;
  • наименование проверенного налога;
  • даты начала и окончания проверки;
  • адрес места нахождения организации (участников консолидированной группы налогоплательщиков) или места жительства физлица;
  • сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при проверке;
  • документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, если они были выявлены, или запись об отсутствии таковых;
  • выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений, обоснованные ссылками на нормы НК РФ.

В настоящее время применяется форма акта проверки и требования к его составлению, утвержденные приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте все ли требования к акту налоговой проверки соблюдены. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Больше информации об актах ВНП и КНП можно найти на нашем сайте в статьях:

Можно ли оспорить акт проверки?

Акт проверки не является ее итоговым документом. Он лишь фиксирует позицию проверяющих и информирует налогоплательщика о выводах контролеров. Никаких требований к проверяемому лицу он не устанавливает и никаких правовых последствий для него не порождает. Так что его нельзя обжаловать в вышестоящем налоговом органе или суде (см. определение Конституционного суда РФ от 27.05.2010 № 766-О-О).

Обжалованию подлежат только итоговые решения по проверкам.

Единственное, что в случае несогласия с актом может сделать налогоплательщик, — составить и подать возражения на него. Такое право предусмотрено п. 6 ст. 100 НК РФ.

Пренебрегать им не стоит. Возражения вместе с актом исследуются руководителем инспекции (его заместителем) в ходе рассмотрения материалов проверки и могут повлиять на ее результаты.

На подачу возражений отводится 1 месяц со дня получения акта.

А составить их вам помогут наши статьи:

  • Налоговый кодекс РФ
  • Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации
  • Приказ ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: