Снятие с регистрационного учета по ндс по решению налогового органа

Обновлено: 16.05.2024

Налоговым законодательством предусмотрены две формы постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость: 1) Обязательная и 2) Добровольная постановка на учет по НДС.

1. Обязательная постановка на учет по НДС

Обязательная постановка возникает, если размер оборота налогоплательщика превышает в течение календарного года допустимый минимум оборота (30000 МРП). В данном случае следует в явочном порядке подать в налоговый орган по месту нахождения налоговое заявление о регистрационном учете по НДС не позднее десяти рабочих дней со дня окончания месяца, в котором возникло превышение минимума оборота.

К налоговому заявлению юридические лица-резиденты, нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство, в обязательном порядке прилагают нотариально засвидетельствованную копию документа, подтверждающего место нахождения налогоплательщика.

Это один из следующих документов:

– подтверждающий право собственности на недвижимое имущество (пользования им);
– письменное согласие физического лица, на праве собственности которого находится недвижимое имущество, заявленное в качестве места нахождения.

Срок между датой нотариального засвидетельствования копии документа, подтверждающего место нахождения налогоплательщика, и датой ее представления в налоговый орган не должен превышать десять рабочих дней.

При выявлении лица, не представившего налоговое заявление для постановки на регистрационный учет по НДС, налоговый орган не позднее пяти рабочих дней с момента выявления такого налогоплательщика направляет ему уведомление о необходимости устранения нарушений налогового законодательства Республики Казахстан.

В случае непредставления налогоплательщиком налогового заявления для постановки на регистрационный учет по истечении тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем вручения уведомления, налоговый орган выносит распоряжение о приостановлении расходных операций по банковским счетам налогоплательщика в порядке, установленном статьей 611 Налогового Кодекса РК.

2. Добровольная постановка на учет по НДС

Лица, не подлежащие обязательной постановке на регистрационный учет по НДС, вправе добровольно стать плательщиком НДС. Для этого следует подать в налоговый орган по месту нахождения в явочном порядке налоговое заявление о регистрационном учете по НДС.

Напоминаем, постановка на учет по НДС влечет налоговые обязательства по представлению декларации ф. 300.00 и, соответственно, уплату самого налога.

3. Снятие с учета по НДС

При добровольном снятии с учета по НДС плательщик налога вправе подать в налоговый орган налоговое заявление о снятии при одновременном соблюдении следующих условий:

1) за календарный год, предшествующий году подачи налогового заявления, размер облагаемого оборота не превысил минимума оборота по реализации, или 30000 МРП;
2) за период с начала текущего календарного года, в котором подано такое налоговое заявление, размер облагаемого оборота не превысил минимума оборота по реализации.

К налоговому заявлению, представленному для снятия с регистрационного учета, прилагаются следующие документы:

1) оригинал свидетельства о постановке
2) ликвидационная декларация по налогу на добавленную стоимость.

В случае снятия плательщика НДС с регистрационного учета уплата налога, отраженного в ликвидационной декларации, производится не позднее десяти календарных дней со дня представления в налоговый орган такой декларации. Те же сроки утверждены для уплаты НДС за период, предшествующий периоду, за который представлена ликвидационная декларация.

Снятие с регистрационного учета по НДС без уведомления налогоплательщика производится в случаях:

1) непредставления плательщиком НДС налоговой отчетности ф. 300.00 по истечении шести месяцев после ее последнего представления;
2) отсутствия на момент налогового обследования плательщика НДС по месту его нахождения;
3) признания недействительной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица на основании вступившего в законную силу решения суда.

ФНС России говорит о ежегодном увеличении поступлений налогов в бюджет при одновременном сокращении проводимых выездных налоговых проверок. Причем растут показатели начислений в связи с добровольным уточнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств (прежде всего по НДС).

Ведущий налоговый юрист, эксперт по сопровождению налоговых проверок и судебному представительству в спорах

Далее в статье для удобства рассматриваемые вызовы в налоговый орган для побуждения налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств названы нами обобщено — комиссиями по НДС.

Хотя на практике они сейчас называются налоговыми органами по-разному:

Как построена работа комиссий по НДС

Следует отметить, что вызов на комиссию оформляется уведомлением, в котором, как правило, налоговый орган уже указывает тех контрагентов налогоплательщика, по которым у него имеются вопросы.

По результатам проведения комиссии налоговый орган, как правило, составляет протокол комиссии (рабочей группы), где инспекторы отражают информацию о том, в связи с чем была проведена комиссия, кто на ней присутствовал от налогового органа и от налогоплательщика, а также рекомендации по представлению уточненных налоговых деклараций по НДС и срок на такое представление (на практике, как правило, это срок в пределах двух недель с момента заседания комиссии).

Тем самым, по сути, такие налоговые комиссии на сегодняшний день уже представляют собой самостоятельную форму налогового контроля, при этом примечательно, что в НК РФ вообще не закреплен порядок проведения этой формы контроля.

Вместе с тем нормы статьи 31 НК РФ дают налоговому органу право вызывать в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов, либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах.

При этом зачастую вызов налогоплательщика на подобную комиссию является признаком того, что налоговый орган имеет достаточные сведения о налогоплательщике и его спорных операциях, которые позволяют налоговикам выйти с выездной налоговой проверкой (в том числе с тематической, когда налоговым органом проверяется лишь один какой-либо налог, как правило НДС, за определенный налоговый период) с целью доначисления налогов по операциям с проблемными контрагентами.

При этом налоговые органы в таких ситуациях ссылаются на статью 54.1 НК РФ.

Напомним, что в настоящее время налоговые органы в рамках проверок обоснованности полученной налогоплательщиком налоговой выгоды руководствуются положениями ст. 54.1 НК РФ, в которой закреплены пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов.

В частности, уменьшение налоговой базы (налога) недопустимо, если оно произошло в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения (п. 1 ст. 54.1 ГК РФ).

Налоговый орган может отказать налогоплательщику в праве на уменьшение налоговой базы (налога) в случае наличия сомнений в деловой цели такой сделки (п. 2 ст. 54.1 НК РФ).

Также в пп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК содержится требование о том, что обязательство по сделке должно быть исполнено непосредственным контрагентом налогоплательщика и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону.

При обнаружении сомнительных контрагентов инспекторы грозят налогоплательщикам проведением выездной налоговой проверки либо (реже) — передачей информации в правоохранительные органы, в случае отказа представить уточненные декларации по НДС.

Что делать, если вызвали на комиссию по НДС

Следует помнить, что на рассматриваемую комиссию вправе явиться не только генеральный директор и главный бухгалтер налогоплательщика, но и представитель по доверенности (например, юрист).

Можно дать следующие рекомендации, как вести себя, если ваша компания получила вызов на комиссию по НДС.

Во-первых, не следует игнорировать вызов на комиссию, лучше явиться в налоговый орган согласно уведомлению.

Получив вызов на комиссию, необходимо подготовить все либо часть истребуемых документов и информации (если было получено соответствующее требование о представлении документов и информации вместе с уведомлением о вызове), а также проанализировать ситуацию и возможные вопросы, подготовиться к ним. Важно дать понять налоговому органу, что налогоплательщику нечего скрывать, и он открыт к диалогу и взаимодействию.

В-третьих, надо проанализировать результаты комиссии (в том числе вместе с налоговым юристом) и сделать выводы, есть ли основания для добровольного уточнения налоговых обязательств по НДС.

Стоит отметить, что на практике многих налогоплательщиков пугает перспектива проведения выездной налоговой проверки и предупреждение налогового органа о дальнейшей передаче сведений в органы полиции. Такая тактика контролеров нередко приносит свои плоды в виде незамедлительного предоставления уточненных налоговых деклараций и доплаты НДС в бюджет.

Однако не следует поспешно исполнять пожелания инспекторов по уточнению своих налоговых обязательств. Необходимо понять, действительно ли есть налоговые риски, проконсультироваться с налоговым юристом, взвесить все за и против и принять наиболее правильное для компании решение.

Как оценить налоговые риски

Надо отметить, что решение зависит от того, как сам налогоплательщик и его руководство смотрит на сложившуюся ситуацию и спорные сделки с сомнительными контрагентами, вызвавшими интерес у налогового органа.

Так, если в действительности спорные контрагенты являются реально действующими организациями, а у вас имеются доказательства реальности самой сделки и ее исполнения именно спорным контрагентом (например, журналы учета пропусков транспорта, свидетельские показания и др.), а также доказательства проявления вами должной коммерческой осмотрительности (в частности, деловая переписка с контрагентом, полученные от него документальные доказательства наличия трудовых ресурсов, транспортных средств, соответствующего опыта и т.д.), то в такой ситуации необходимо занимать позицию об отсутствии правовых оснований для добровольного уточнения налоговых обязательств по спорным операциям и соблюдении налогоплательщиком положений ст. 54.1 НК РФ.

Ситуация из практики

После направления такого письма в налоговый орган, налогоплательщика не вызывали на комиссии по данному контрагенту. Выездная налоговая проверка также не назначалась.

Баннер

Часто плательщики НДС сталкиваются с ситуацией снятия с учета по НДС со стороны налогового органа в связи с не подтверждением по месту нахождения. Зачастую это связано с тем, что налогоплательщики не знают о такой форме налогового контроля, как налоговое обследование по месту нахождения, какие последствия оно влечет, какой срок отведен для подтверждения своего юридического адреса, какие действия предпринять и как не допустить принятие мер со стороны налогового органа.

Что понимается под местом нахождения? (ст. 560 НК)

Прежде всего, плательщики НДС должны знать определение места нахождения, которое применяется для целей налогообложения, по которому они становятся на учет по НДС и по которому проводится налоговое обследование.

Согласно п. 7 ст. 560 НК в целях настоящего Кодекса признается:

2) местом нахождения индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, профессионального медиатора — место преимущественного осуществления деятельности индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, профессионального медиатора, заявленное при постановке на регистрационный учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, профессионального медиатора;

3) местом нахождения юридического лица-резидента, его структурного подразделения, структурного подразделения юридического лица-нерезидента — место нахождения его постоянно действующего органа, указываемое в учредительных документах или справке об учетной регистрации структурного подразделения;

4) местом нахождения юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность через постоянное учреждение без открытия филиала, представительства, — место осуществления деятельности в Республике Казахстан, заявленное при регистрации в качестве налогоплательщика в налоговом органе.

Для чего проводится налоговое обследование плательщиков НДС по месту нахождения? (ст. 558 НК)

В отношении плательщиков НДС согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 558 Налогового кодекса налоговое обследование — иная форма налогового контроля, осуществляемая налоговыми органами в рабочее время по месту нахождения, указанному в регистрационных данных налогоплательщика (налогового агента), с целью подтверждения фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика (налогового агента) по месту нахождения, указанному в регистрационных данных.

Основанием для проведения налогового обследования является:

необходимость в подтверждении фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика, являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 228 настоящего Кодекса, по месту нахождения, указанному в регистрационных данных. Данное основание для проведения налогового обследования не применяется в отношении налогоплательщиков, приостановивших представление налоговой отчетности в порядке, установленном статьями 73 и 74 НК.

Таким образом, налоговое обследование не является налоговой проверкой, а является одной из форм налогового контроля. И плательщики НДС должны знать, что налоговый орган может в любое рабочее время провести налоговое обследование с целью подтверждения фактического нахождения по месту нахождения, т.е. по месту регистрации плательщика НДС.

Акт налогового обследования (п. 3 ст. 558 НК)

По результатам налогового обследования составляется акт налогового обследования, в котором указываются: место, дата и время составления; должность, фамилия, имя и отчество (при его наличии) должностного лица налогового органа, составившего акт; наименование налогового органа; фамилия, имя и отчество (при его наличии), наименование и номер документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства привлеченного понятого; фамилия, имя и отчество (при его наличии) и (или) наименование налогоплательщика, его идентификационный номер; информация о результатах налогового обследования.

Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем составления акта налогового обследования, которым установлено отсутствие налогоплательщика по месту нахождения, размещает на интернет-ресурсе уполномоченного органа информацию о таком налогоплательщике с указанием его идентификационного номера, наименования или фамилии, имени, отчества (при наличии), даты проведения акта налогового обследования. Для участия в проведении налогового обследования могут быть привлечены понятые в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Каковы последствия отсутствия плательщика НДС по месту нахождения?

(пункты 4, 5 ст. 558 НК)

Плательщикам НДС важно знать о последствиях обнаружения налоговым органом фактического отсутствия по месту нахождения, а главное, не допустить пропуска срока для реагирования во избежание снятия с учета по НДС.

В случае установления в результате налогового обследования фактического отсутствия налогоплательщика по месту нахождения, указанному в регистрационных данных:

  1. Налоговый органнаправляет уведомление о подтверждении места нахождения (отсутствия) налогоплательщика.
  2. В течение двадцати рабочих днейс даты направления налоговым органом уведомления налогоплательщик обязан в явочном порядкепредставить в налоговый орган письменное пояснение о причинах отсутствия в момент налогового обследования.
  3. В случае неисполнения налогоплательщиком указанного требованияналоговый орган:
  • приостанавливает расходные операции по банковским счетам такого налогоплательщика в соответствии с подпунктом 6) пункта 1 статьи 611НК или
  • производит снятие с регистрационного учета по НДС в порядке, установленном пунктом 4 статьи 571НК, в случае отсутствия у такого налогоплательщика открытых банковских счетов на последнюю дату срока для представления письменного пояснения.
  1. При приостановлении расходных операций по банковским счетам в течение пяти рабочих дней со дня приостановления налогоплательщик обязан в явочном порядкепредставить в налоговый орган письменное пояснение о причинах отсутствия по месту нахождения в момент налогового обследования.
  2. В случае неисполнения налогоплательщиком указанного требования налоговый орган производит снятие такого налогоплательщика с регистрационного учета по НДС в порядке, установленном пунктом 4 статьи 571настоящего Кодекса.
  3. Также в связи с неисполнением законных требований налоговый орган может привлечь к административному наказанию за невыполнение законных требований органов государственных доходов и их должностных лиц по ст. 288 КоАП РК.

Таким образом, плательщики НДС должны знать, что с даты вручения уведомления им дается 20 рабочих дней, чтобы в явочном порядке прийти в налоговый орган и письменно подтвердить свое присутствие по месту нахождения и дать пояснение об отсутствии в момент налогового обследования. Если в течение этого срока плательщик не явился, то первой принятой мерой будет приостановление расходных операций по банковским счетам при их наличии. Затем плательщику НДС со дня приостановления счетов дается еще 5 рабочих дней для письменного подтверждения о причинах отсутствия по месту нахождения. По истечении этого срока производится снятие с учета по НДС по решению налогового органа. Если у плательщика НДС нет банковских счетов, то налоговый орган производит снятие с учета по НДС по истечении срока 20 рабочих дней. В связи с чем, плательщики НДС должны знать, что снятие с учета по НДС это крайняя мера, которая принимается после истечения всех сроков для реагирования.

Какими документами подтверждается место нахождения?

Согласно пункту 7 Инструкции по государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств документами, подтверждающими местонахождение юридического лица, являются: договоры аренды, купли-продажи, документ, подтверждающий право на недвижимое имущество с проставленным штампом о произведенной регистрации прав на недвижимое имущество и иной документ, предусмотренный гражданским законодательством.
В случае, если владельцем помещения является физическое лицо, то представляется нотариально засвидетельствованное согласие физического лица о предоставлении помещения в качестве места нахождения юридического лица.

Согласно Предпринимательскому кодексу для индивидуального предпринимателя документом, подтверждающим место нахождения индивидуального предпринимателя, является адресная справка либо документ, подтверждающий право собственности на недвижимое имущество или пользования им.

Таким образом, в течение 20 рабочих дней для представления письменного пояснения о причинах отсутствия и подтверждения места нахождения достаточно представить один из вышеуказанных документов.

Каковы последствия отсутствия плательщика НДС по месту нахождения?

(пункты 4, 5 ст. 558 НК)

Плательщикам НДС важно знать о последствиях обнаружения налоговым органом фактического отсутствия по месту нахождения, а главное, не допустить пропуска срока для реагирования во избежание снятия с учета по НДС.

В случае установления в результате налогового обследования фактического отсутствия налогоплательщика по месту нахождения, указанному в регистрационных данных:

  1. Налоговый органнаправляет уведомление о подтверждении места нахождения (отсутствия) налогоплательщика.
  2. В течение двадцати рабочих днейс даты направления налоговым органом уведомления налогоплательщик обязан в явочном порядкепредставить в налоговый орган письменное пояснение о причинах отсутствия в момент налогового обследования.
  3. В случае неисполнения налогоплательщиком указанного требованияналоговый орган:

приостанавливает расходные операции по банковским счетам такого налогоплательщика в соответствии с подпунктом 6) пункта 1 статьи 611 НК или

производит снятие с регистрационного учета по НДС в порядке, установленном пунктом 4 статьи 571 НК, в случае отсутствия у такого налогоплательщика открытых банковских счетов на последнюю дату срока для представления письменного пояснения.

  1. При приостановлении расходных операций по банковским счетам в течение пяти рабочих дней со дня приостановления налогоплательщик обязан в явочном порядкепредставить в налоговый орган письменное пояснение о причинах отсутствия по месту нахождения в момент налогового обследования.
  2. В случае неисполнения налогоплательщиком указанного требования налоговый орган производит снятие такого налогоплательщика с регистрационного учета по НДС в порядке, установленном пунктом 4 статьи 571настоящего Кодекса.
  3. Также в связи с неисполнением законных требований налоговый орган может привлечь к административному наказанию за невыполнение законных требований органов государственных доходов и их должностных лиц по ст. 288 КоАП РК.

Таким образом, плательщики НДС должны знать, что с даты вручения уведомления им дается 20 рабочих дней, чтобы в явочном порядке прийти в налоговый орган и письменно подтвердить свое присутствие по месту нахождения и дать пояснение об отсутствии в момент налогового обследования. Если в течение этого срока плательщик не явился, то первой принятой мерой будет приостановление расходных операций по банковским счетам при их наличии. Затем плательщику НДС со дня приостановления счетов дается еще 5 рабочих дней для письменного подтверждения о причинах отсутствия по месту нахождения. По истечении этого срока производится снятие с учета по НДС по решению налогового органа. Если у плательщика НДС нет банковских счетов, то налоговый орган производит снятие с учета по НДС по истечении срока 20 рабочих дней.

В связи с чем, плательщики НДС должны знать, что снятие с учета по НДС это крайняя мера, которая принимается после истечения всех сроков для реагирования.

Какими документами подтверждается место нахождения?

Согласно пункту 7 Инструкции по государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств документами, подтверждающими местонахождение юридического лица, являются договоры аренды, купли-продажи, документ, подтверждающий право на недвижимое имущество с проставленным штампом о произведенной регистрации прав на недвижимое имущество и иной документ, предусмотренный гражданским законодательством.
В случае, если владельцем помещения является физическое лицо, то представляется нотариально засвидетельствованное согласие физического лица о предоставлении помещения в качестве места нахождения юридического лица.

Согласно Предпринимательскому кодексу для индивидуального предпринимателя документом, подтверждающим место нахождения индивидуального предпринимателя, является адресная справка либо документ, подтверждающий право собственности на недвижимое имущество или пользования им.

Таким образом, в течение 20 рабочих дней для представления письменного пояснения о причинах отсутствия и подтверждения места нахождения достаточно представить один из вышеуказанных документов.

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Баннер

Часто плательщики НДС сталкиваются с ситуацией снятия с учета по НДС со стороны налогового органа в связи с не подтверждением по месту нахождения. Зачастую это связано с тем, что налогоплательщики не знают о такой форме налогового контроля, как налоговое обследование по месту нахождения, какие последствия оно влечет, какой срок отведен для подтверждения своего юридического адреса, какие действия предпринять и как не допустить принятие мер со стороны налогового органа.

Что понимается под местом нахождения? (ст. 560 НК)

Прежде всего, плательщики НДС должны знать определение места нахождения, которое применяется для целей налогообложения, по которому они становятся на учет по НДС и по которому проводится налоговое обследование.

Согласно п. 7 ст. 560 НК в целях настоящего Кодекса признается:

2) местом нахождения индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, профессионального медиатора — место преимущественного осуществления деятельности индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, профессионального медиатора, заявленное при постановке на регистрационный учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, профессионального медиатора;

3) местом нахождения юридического лица-резидента, его структурного подразделения, структурного подразделения юридического лица-нерезидента — место нахождения его постоянно действующего органа, указываемое в учредительных документах или справке об учетной регистрации структурного подразделения;

4) местом нахождения юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность через постоянное учреждение без открытия филиала, представительства, — место осуществления деятельности в Республике Казахстан, заявленное при регистрации в качестве налогоплательщика в налоговом органе.

Для чего проводится налоговое обследование плательщиков НДС по месту нахождения? (ст. 558 НК)

В отношении плательщиков НДС согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 558 Налогового кодекса налоговое обследование — иная форма налогового контроля, осуществляемая налоговыми органами в рабочее время по месту нахождения, указанному в регистрационных данных налогоплательщика (налогового агента), с целью подтверждения фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика (налогового агента) по месту нахождения, указанному в регистрационных данных.

Основанием для проведения налогового обследования является:

необходимость в подтверждении фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика, являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 228 настоящего Кодекса, по месту нахождения, указанному в регистрационных данных. Данное основание для проведения налогового обследования не применяется в отношении налогоплательщиков, приостановивших представление налоговой отчетности в порядке, установленном статьями 73 и 74 НК.

Таким образом, налоговое обследование не является налоговой проверкой, а является одной из форм налогового контроля. И плательщики НДС должны знать, что налоговый орган может в любое рабочее время провести налоговое обследование с целью подтверждения фактического нахождения по месту нахождения, т.е. по месту регистрации плательщика НДС.

Акт налогового обследования (п. 3 ст. 558 НК)

По результатам налогового обследования составляется акт налогового обследования, в котором указываются: место, дата и время составления; должность, фамилия, имя и отчество (при его наличии) должностного лица налогового органа, составившего акт; наименование налогового органа; фамилия, имя и отчество (при его наличии), наименование и номер документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства привлеченного понятого; фамилия, имя и отчество (при его наличии) и (или) наименование налогоплательщика, его идентификационный номер; информация о результатах налогового обследования.

Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем составления акта налогового обследования, которым установлено отсутствие налогоплательщика по месту нахождения, размещает на интернет-ресурсе уполномоченного органа информацию о таком налогоплательщике с указанием его идентификационного номера, наименования или фамилии, имени, отчества (при наличии), даты проведения акта налогового обследования. Для участия в проведении налогового обследования могут быть привлечены понятые в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Каковы последствия отсутствия плательщика НДС по месту нахождения?

(пункты 4, 5 ст. 558 НК)

Плательщикам НДС важно знать о последствиях обнаружения налоговым органом фактического отсутствия по месту нахождения, а главное, не допустить пропуска срока для реагирования во избежание снятия с учета по НДС.

В случае установления в результате налогового обследования фактического отсутствия налогоплательщика по месту нахождения, указанному в регистрационных данных:

  1. Налоговый органнаправляет уведомление о подтверждении места нахождения (отсутствия) налогоплательщика.
  2. В течение двадцати рабочих днейс даты направления налоговым органом уведомления налогоплательщик обязан в явочном порядкепредставить в налоговый орган письменное пояснение о причинах отсутствия в момент налогового обследования.
  3. В случае неисполнения налогоплательщиком указанного требованияналоговый орган:
  • приостанавливает расходные операции по банковским счетам такого налогоплательщика в соответствии с подпунктом 6) пункта 1 статьи 611НК или
  • производит снятие с регистрационного учета по НДС в порядке, установленном пунктом 4 статьи 571НК, в случае отсутствия у такого налогоплательщика открытых банковских счетов на последнюю дату срока для представления письменного пояснения.
  1. При приостановлении расходных операций по банковским счетам в течение пяти рабочих дней со дня приостановления налогоплательщик обязан в явочном порядкепредставить в налоговый орган письменное пояснение о причинах отсутствия по месту нахождения в момент налогового обследования.
  2. В случае неисполнения налогоплательщиком указанного требования налоговый орган производит снятие такого налогоплательщика с регистрационного учета по НДС в порядке, установленном пунктом 4 статьи 571настоящего Кодекса.
  3. Также в связи с неисполнением законных требований налоговый орган может привлечь к административному наказанию за невыполнение законных требований органов государственных доходов и их должностных лиц по ст. 288 КоАП РК.

Таким образом, плательщики НДС должны знать, что с даты вручения уведомления им дается 20 рабочих дней, чтобы в явочном порядке прийти в налоговый орган и письменно подтвердить свое присутствие по месту нахождения и дать пояснение об отсутствии в момент налогового обследования. Если в течение этого срока плательщик не явился, то первой принятой мерой будет приостановление расходных операций по банковским счетам при их наличии. Затем плательщику НДС со дня приостановления счетов дается еще 5 рабочих дней для письменного подтверждения о причинах отсутствия по месту нахождения. По истечении этого срока производится снятие с учета по НДС по решению налогового органа. Если у плательщика НДС нет банковских счетов, то налоговый орган производит снятие с учета по НДС по истечении срока 20 рабочих дней. В связи с чем, плательщики НДС должны знать, что снятие с учета по НДС это крайняя мера, которая принимается после истечения всех сроков для реагирования.

Какими документами подтверждается место нахождения?

Согласно пункту 7 Инструкции по государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств документами, подтверждающими местонахождение юридического лица, являются: договоры аренды, купли-продажи, документ, подтверждающий право на недвижимое имущество с проставленным штампом о произведенной регистрации прав на недвижимое имущество и иной документ, предусмотренный гражданским законодательством.
В случае, если владельцем помещения является физическое лицо, то представляется нотариально засвидетельствованное согласие физического лица о предоставлении помещения в качестве места нахождения юридического лица.

Согласно Предпринимательскому кодексу для индивидуального предпринимателя документом, подтверждающим место нахождения индивидуального предпринимателя, является адресная справка либо документ, подтверждающий право собственности на недвижимое имущество или пользования им.

Таким образом, в течение 20 рабочих дней для представления письменного пояснения о причинах отсутствия и подтверждения места нахождения достаточно представить один из вышеуказанных документов.

Каковы последствия отсутствия плательщика НДС по месту нахождения?

(пункты 4, 5 ст. 558 НК)

Плательщикам НДС важно знать о последствиях обнаружения налоговым органом фактического отсутствия по месту нахождения, а главное, не допустить пропуска срока для реагирования во избежание снятия с учета по НДС.

В случае установления в результате налогового обследования фактического отсутствия налогоплательщика по месту нахождения, указанному в регистрационных данных:

  1. Налоговый органнаправляет уведомление о подтверждении места нахождения (отсутствия) налогоплательщика.
  2. В течение двадцати рабочих днейс даты направления налоговым органом уведомления налогоплательщик обязан в явочном порядкепредставить в налоговый орган письменное пояснение о причинах отсутствия в момент налогового обследования.
  3. В случае неисполнения налогоплательщиком указанного требованияналоговый орган:

приостанавливает расходные операции по банковским счетам такого налогоплательщика в соответствии с подпунктом 6) пункта 1 статьи 611 НК или

производит снятие с регистрационного учета по НДС в порядке, установленном пунктом 4 статьи 571 НК, в случае отсутствия у такого налогоплательщика открытых банковских счетов на последнюю дату срока для представления письменного пояснения.

  1. При приостановлении расходных операций по банковским счетам в течение пяти рабочих дней со дня приостановления налогоплательщик обязан в явочном порядкепредставить в налоговый орган письменное пояснение о причинах отсутствия по месту нахождения в момент налогового обследования.
  2. В случае неисполнения налогоплательщиком указанного требования налоговый орган производит снятие такого налогоплательщика с регистрационного учета по НДС в порядке, установленном пунктом 4 статьи 571настоящего Кодекса.
  3. Также в связи с неисполнением законных требований налоговый орган может привлечь к административному наказанию за невыполнение законных требований органов государственных доходов и их должностных лиц по ст. 288 КоАП РК.

Таким образом, плательщики НДС должны знать, что с даты вручения уведомления им дается 20 рабочих дней, чтобы в явочном порядке прийти в налоговый орган и письменно подтвердить свое присутствие по месту нахождения и дать пояснение об отсутствии в момент налогового обследования. Если в течение этого срока плательщик не явился, то первой принятой мерой будет приостановление расходных операций по банковским счетам при их наличии. Затем плательщику НДС со дня приостановления счетов дается еще 5 рабочих дней для письменного подтверждения о причинах отсутствия по месту нахождения. По истечении этого срока производится снятие с учета по НДС по решению налогового органа. Если у плательщика НДС нет банковских счетов, то налоговый орган производит снятие с учета по НДС по истечении срока 20 рабочих дней.

В связи с чем, плательщики НДС должны знать, что снятие с учета по НДС это крайняя мера, которая принимается после истечения всех сроков для реагирования.

Какими документами подтверждается место нахождения?

Согласно пункту 7 Инструкции по государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств документами, подтверждающими местонахождение юридического лица, являются договоры аренды, купли-продажи, документ, подтверждающий право на недвижимое имущество с проставленным штампом о произведенной регистрации прав на недвижимое имущество и иной документ, предусмотренный гражданским законодательством.
В случае, если владельцем помещения является физическое лицо, то представляется нотариально засвидетельствованное согласие физического лица о предоставлении помещения в качестве места нахождения юридического лица.

Согласно Предпринимательскому кодексу для индивидуального предпринимателя документом, подтверждающим место нахождения индивидуального предпринимателя, является адресная справка либо документ, подтверждающий право собственности на недвижимое имущество или пользования им.

Таким образом, в течение 20 рабочих дней для представления письменного пояснения о причинах отсутствия и подтверждения места нахождения достаточно представить один из вышеуказанных документов.

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Читайте также: