Уплата водного налога в 2021

Обновлено: 19.05.2024

Содержание

Содержание

Водный налог (далее по тексту сокращенно – ВН) – весьма своеобразный федеральный налоговый сбор. Все связанные с ним вопросы регулируются гл. 25.2 НК РФ.

Важно! НК РФ на сегодня применяется в актуализированной редакции с изменениями и дополнениями от 01.05.2022.

Категория плательщиков, как и объект налогообложения на 2022 г. не поменялись. Платить ВН по-прежнему должны:

Не оплачивают ВН те, кто обеспечивает водой (для обороны, безопасности государства). Платить ВН не должны юрлица и физлица, которые пользуются водными объектами по соглашению водопользования либо на основании решений о предоставлении их в пользование. При этом учитываются только те соглашения и решения, которые имели место после того, как начали применять нормы ВК РФ, утвержденного ФЗ РФ № 74 от 03.06.2006 (ред. от 27.12.2022).

Отсюда следует, объект налогообложения – забор воды из конкретного объекта. Между тем водный налог удерживают только по некоторым видам так называемого водопользования. В таблице и далее по тексту используются сокращения: ВО (водный объект), ВН (водный налог).

Ключевые актуальные ставки по ВН на 2022 г.

Особое внимание надлежит обратить именно на ставки данного налога, т. к. все имеющиеся изменения, по сути, связаны с ними. Ст. 333.12 НК РФ устанавливает базовые ставки для калькуляции ВН, актуальные и для 2022 г., которые разделены, точнее, дифференцированы по разным основаниям. Например, в зависимости от экономического района, бассейна озер, рек, морей, а также с учетом вида водопользования.

Отображаются все ставки в рублях, отвечающих объему 1 тыс. куб. м. забранной воды. Все применяемые на 2022 г. ставки опубликованы на сайте ФНС РФ. К ним относят:

  1. При заборе воды из ВО.
  2. В случае использования акватории.
  3. При пользовании ВО без заборов.
  4. В целях использования ВО для лесосплава.

Перечисленные ставки (применительно ко ст. 333.12) корректируются при помощи множителей, которые повышаются из года в год. Начиная с 2022 г. и вплоть до 2025 г. будут применяться следующие их размеры.

Год 2022 2022 2022 2022 2023 2024 2025
Соответствующий ему множитель 2,01 2,31 2,66 3,06 3,52 4,05 4,65

Новый тариф для водоснабжения населения за период с 1 января по 31 декабря 2022 г. составляет 141 рубль за тысячу куб. м. ресурсов. Показатель также меняется по годам, следовательно, на 2022 г. он уже будет другим. По отношению к нему повышающие множители не применяются.

Важно! Если лимит при заборе превышен, то тариф, как принято, увеличивается в пять раз.

Несколько особняком стоит ситуация, когда забор водных ресурсов осуществляется без использования измерительных систем и устройств. Тогда к ставке, определенной по ст. 333.12 НК РФ, добавляется еще и множитель 1,1. Если речь идет о добыче подземных вод с целью их последующей перепродажи к базовой ставке надлежит добавлять множитель 10.

Квартал 2022 г. 1 2 3 4
Соответствующий ему крайний срок уплаты ВН до 20.04.2022 до 20.07.2022 до 20.10.2022 до 20.01.2022

Если последний день платежа выпадает на выходной (праздник), то его, как и ранее, переносят на первый же рабочий день, который следует за ним. Так, к примеру, за 3 кв.2022 г. нужно заплатить водный налог до 20 октября. Это суббота, выходной. Поэтому крайний срок переносится с 20.10 на 22.10, понедельник (первый рабочий день). Соответственно, заплатить ВН нужно не позднее 22.10.2022.

Вопросы исчисления водного налога регламентирует п.3 ст. 333.13 НК РФ. Ответственность плательщиков на налоговые нарушения определяет ст. 119 и ст. 120 НК РФ.

Между тем как информирует Минфин РФ (см. письмо № 03-06-06-02/42833 от 06.07.2017), за неправомерное пользование недрами (например, без лицензии либо с нарушением лицензионных условий) предусмотрена адм. ответственность. В подобных ситуациях применяются нормы ст. 7.3 и 7.6 КоАП РФ (ФЗ РФ № 195 от 30.12.2001) и нарушителей штрафуют.

Зам. директора Департамента В.А.Прокаев.

Представление отчетности по ВН: форма не изменилась

Форма декларации по ВН (KHД 1151072) и порядок ее заполнения введены Приказом ФНС РФ № 29н от 03.03.2005. Изменения и дополнения в нее не вводились, посему ее же следует подавать в 2022 г. Бланк декларации состоит из титульного листа и двух разделов, которые заполняются в зависимости от конкретных видов водопользования.

Согласно общим правилам подачи форму KHД 1151072 можно заполнить на бумажном носителе либо в электронном виде. При заполнении вручную надлежит использовать шариковую (перьевую) ручку черного либо синего цвета. В каждой ячейке прописывается по одной букве, цифре, запятой, точке, иному значению. Сумма ВН прописывается целым числом в рублях.

Подробнее требования к оформлению, заполнению KHД 1151072 изложены в Приложении 2 к Приказу ФНС № 29н. Последние изменения, которые вносились в настоящий порядок заполнения декларации, датированы 12.02.2007. Они же применяются и в 2022 г. Внесение правок допускается по правилам, описанным в данном приложении. Исправлять погрешности при помощи корректирующего и иного идентичного средства не разрешается.

Особенности калькуляции ВН на 2022 г.: основные применяемые формулы

Калькуляция ВН производится прежним порядком по стандартной общей формуле: база налога (БН) * ставка (СН) * множитель (МН). При необходимости использования дополнительного повышающего множителя ставку калькулируют с учетом его.

Применительно к конкретной ситуации стандартный порядок подсчета может несколько видоизменяться. В процессе калькуляции могут понадобиться иные формулы.

Подсчет ВН плательщик ведет самостоятельно каждый квартал, после чего результат отображает в декларации.

Пример 1. Калькуляция ВН при заборе воды из подземных водных объектов (Невы) в пределах лимита

Организация, имеющая лицензию, осуществляет забор воды для нужд производства. Скважина находится в бассейне Невы. Измерительные средства для целей забора воды имеются. Допустим, лимит водопользования (за квартал) равен 32 тыс. руб., а организация за второй квартал произвела забор в пределах установленного лимита.

Исходя из приведенных данных, ВН к уплате калькулируют так: 32 000 * 348 руб. / 1000 куб. м. * 2,01 = 22 383,36 руб.

При расчете использованы показатели: 348 руб. (ставка при заборе воды из Невы), 2,01 (корректирующий множитель на 2022 г.), объем (32 тыс. руб.).

Получается, за 2 кварт. 2022 г. нужно заплатить ВН размером 22 383,36 руб. Бухгалтерия организации отображает соответствующие операции стандартными проводками: ДТ 20 КТ 68 (начисление ВН), а далее – ДТ 68 КТ 51 (перечисление ВН в бюджет).

Распространенные ошибки декларантов при подготовке и сдаче отчетности

Ошибка 1. Декларацию должны заполнять и подавать все плательщики ВН. Данная норма определена НК РФ, на 2022 г. не изменилась и применяется повсеместно.

Физлица и иностранные организации исключением не являются. Они обязаны представить копию документа по месту нахождения органа, выдавшего им лицензию.

Ошибка 2. Неточности, ошибки, неполнота сведений либо их отсутствие в декларации, подлежат правке, корректировке общим порядком. Это значит, что, как и ранее, декларант должен внести соответствующие изменения в форму KHД 1151072 и представить ее в уточненном виде ИФНС.

Для подачи уточненной декларации используется бланк, который утвержден и применялся в том периоде, по которому производится корректировка. Поскольку форма отчетности по ВН до сего момента не менялась, то, по сути, на 2022 г. во всех случаях используется бланк KHД 1151072.

Пример 2. Исправление ошибки в декларации KHД 1151072

  1. Перечеркнуть неверное значение.
  2. Написать правильный вариант суммы.
  3. Рядом проставить свою подпись.
  4. Тут же поставить дату исправления и печать организации.

Данный порядок внесения правок установлен п. 2.3 ч. II Порядка заполнения декларации по ВН.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1: Какие льготы по водному налогу установлены на 2022 г.?

Льготы по данному виду налога законодательством на 2022 г. не предусмотрены. Собственно и до сего момента никаких привилегий по ВН также не было и не применялось.

Вопрос №2: Какой КБК нужно записать юрлицу в платежке при уплате ВН?

В 2021 году коммерческие организации должны уплачивать транспортный и земельный налоги по новым правилам. Давайте разберёмся, как изменились сроки и порядок уплаты этих налогов, тут есть несколько важных нюансов.

Biz360

С 2021 года для коммерческих организаций отменена обязанность по представлению налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам (п. 9 ст. 3 федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Таким образом, налоговые декларации за период 2020 года и последующие налоговые периоды компании уже не сдают.

Налоговые органы продолжат приём налоговых деклараций только в следующих случаях (письмо ФНС от 31.10.2019 № БС-4-21/22311@):

при подаче уточнённых налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году;

при подаче уточнённых налоговых деклараций, если первоначально налоговые декларации были представлены в течение 2020 года в случае реорганизации организации.

Кроме того, налоговые декларации по транспортному и земельному налогам необходимо подать в тех случаях, когда компания хочет заявить о налоговых льготах за налоговые периоды до 2020 года, а также за период в течение 2020 года в случае ликвидации или реорганизации компании (п. 3 ст. 55 Налогового кодекса РФ).

Если компания подаст заявление о налоговых льготах за предшествующие 2020 году периоды, то ИФНС его не примет, а налогоплательщику будет предложено представить соответствующую налоговую декларацию (письмо ФНС от 12.09.2019 №БС-4-21/18359@).

Во всех вышеперечисленных случаях компании должны сдавать налоговые декларации по транспортному налогу - по форме, утверждённой приказом ФНС от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@, а по земельному налогу – по форме, утверждённой приказом ФНС от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@.

С 1 января 2021 года для коммерческих организаций вводятся новые сроки уплаты транспортного и земельного налогов, а также авансовых платежей по этим налогам (п.п. 68 и 77 ст. 2 федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Напомним, ранее сроки уплаты налогов устанавливались правовыми актами субъектов РФ (для транспортного налога) и муниципальных образований (для земельного налога). Причём срок уплаты не мог быть установлен ранее срока предоставления налоговых деклараций, а сами декларации представлялись не позднее 1 февраля очередного года.

По новым правилам для всех коммерческих организаций устанавливаются единые сроки уплаты налогов и авансовых платежей по ним. Теперь транспортный и земельный налоги подлежат уплате в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В свою очередь авансовые платежи по налогам подлежат уплате в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчётным периодом – кварталом (п. 1 ст. 363 и п. 1 ст. 397 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, в 2021 году устанавливаются следующие крайние сроки уплаты налогов и авансовых платежей:

1 марта – уплата налогов за 2020 год;

30 апреля – уплата авансовых платежей по налогам за I квартал 2021 года;

2 августа - уплата авансовых платежей по налогам за II квартал 2021 года (крайний срок уплаты авансов переносится, поскольку 31 июля выпадает на субботу – выходной день);

1 ноября - уплата авансовых платежей по налогам за III квартал 2021 года (крайний срок уплаты авансовых платежей переносится, так как 31 октября выпадает на воскресенье – выходной день).

Напомним, если нормативным правовым актом представительного органа субъекта РФ или муниципального образования авансовые платежи по налогам отменены, то организации в течение года их не уплачивают, а платят налоги только по итогам года (п. 2 ст. 363 и п. 2 ст. 397 Налогового кодекса РФ).

В заявлении указываются объекты налогообложения (транспортные средства и земельные участки), а также полагающиеся организации льготы с указанием реквизитов соответствующих НПА и сведений о документах, подтверждающих право на льготы.

В одном и том же заявлении можно сразу указывать весь имеющийся у компании транспорт и участки. Причём заявление допускает одновременное указание в нём разных КПП, присвоенных по месту нахождения транспортных средств и земельных участков (письмо ФНС № БС-4-21/1599@ от 03.02.2020).

Заявление о предоставлении налоговых льгот с приложением подтверждающих документов разрешается представить в любой налоговый орган. Заявление и документы могут быть представлены в ИФНС и через МФЦ. При этом налоговое законодательство не ограничивает сроки представления такого заявления. Заявить о льготах налогоплательщики вправе в любое удобное для них время.

Непредставление заявления само по себе не лишает компанию права на ту или иную налоговую льготу. Если у налоговиков будет информация о том, что компании полагаются льготы, то транспортный и земельный налоги за 2020 год они рассчитают именно с учётом этих льгот.

Biz360

сбор на воду

Водный налог – это федеральный сбор, который вступил в силу в 2005 году и был значительно изменён по сравнению с предыдущим вариантом. Помимо всего прочего, был расширен круг лиц, которые обязаны уплачивать налог, увеличены ставки и многое другое.

Об этом мы более подробно поговорим далее в нашей статье.

Его особенности

Сущность этого налога заключается в том, что он направлен на эффективное и рациональное использование водных объектов Российской Федерации, поскольку именно этот ресурс является крайне важным и ограниченным. Это вполне оправданно, ведь по некоторым данным лишь 20% питьевой воды в стране соответствует стандартам качества, а остальная часть обладает повышенным уровнем вредных веществ и примесей.

В рамках внедрения водного налога был разработан специальный механизм, который позволяет взимать плату за использование ресурсов для различных целей.

Отличительной особенностью этого сбора является то, что он даёт право пользоваться определённым объектом, но при этом не является платежом за сами водные ресурсы. Его распределение происходит следующим образом:

  • 2/5 направляется в бюджет федерального уровня;
  • 3/5 направляется в бюджет того субъекта, на чьей территории осуществляется использование источника.

Подробную информацию об этом налоге можно почерпнуть из следующего видео:

Объекты и субъекты налогообложения

Уплата налога за использование водных ресурсов обязательна в таких случаях:

  • Если используется вода из объекта для производства электроэнергии;
  • Если осуществляется забор воды из определенных объектов;
  • Если используется акватория моря, речки или озера (исключением является лесосплав в кошелях и плотах);
  • Если используется водное пространство с целью сплава древесины в кошелях и плотах.

Существует также целый ряд случаев, когда обложение не осуществляется. Всего выделяют 15 типов деятельности, которые не считаются объектами для удержания налоговых платежей:

  • Использование водных ресурсов для экологических и санитарных попусков;
  • Работы, связанные с использование путей для судоходства и сооружения гидротехнических строений (например, углубления дна и прочее);
  • Использование воды для борьбы с пожарами, ликвидации последствий стихийных бедствий и аварий;
  • Использование водного объекта для сооружения строений и коммуникаций, предназначенных для охраны вод и биологических ресурсов;
  • Использование водного пространства для отслеживания состояния объектов и природных ресурсов, а также для осуществления топографических, поисковых и других работ.

объекты и субъекты уплаты

Полный список можно найти в НК РФ. Что касается определения субъектов, которые должны уплачивать сбор или освобождаться от него, то здесь все зависит от вида использования водных ресурсов. Если объект, который находится в их пользовании, является объектом для налогообложения, то соответственно придется внести платежи в бюджет. В противном случае происходит освобождение от его уплаты.

Ставки

Установление ставок налога зависит от области, экономического района, вида деятельности, типа объекта и других факторов. Ставки отображаются в Налоговом кодексе в российской денежной единице – в рублях за одну меру налоговой базы.

Стандартные ставки применяются в тех случаях, когда использование воды находится в указанных рамках. Если же объемы забранной воды превышают верхнюю границу, то все ставки умножаются на 5.

Вода, которая используется для бытового применения населением, облагается налогом, в 2021 году это 122 рубля, для примера за 2017 год было 107 руб., за 2018 – 122 руб. за 1 тыс. м 3 воды. Ставки длительностью в 1 год действуют тогда, когда используется акватория поверхности воды. Что касается конкретного периода уплаты налогов (квартала), то их размер рассчитывается как определенный процент от годовой суммы.

Как рассчитывается и от чего зависит ставка налога на имущество организаций – смотрите здесь.

Как правильно рассчитать земельный налог – читайте в этой статье.

Налоговая база

При определении налоговой базы производится индивидуальный расчет для всех объектов, при этом учитываются особенности их использования. В случае, когда водный объект облагается специальной налоговой ставкой, то она также принимается во внимание при определении базы.

Налоговая база – это количество воды, которое было выкачано из определенного объекта за какой-то промежуток времени. При этом объем определяется следующим образом:

  • При наличии счетчиков – по его показаниям, которые фиксируются в специальных документах;
  • При отсутствии счетчиков – исходя из особенностей оборудования, времени их применения и производительности.

Если предыдущие способы невозможно применить, то расчет объема воды осуществляется исходя из расчета потребностей и норм потребления.

В случае, когда используется акватория, налоговая база будет определяться иным путем, а именно площадью используемого водного объекта. Она в свою очередь указана в соответствующих документах, которые регламентируют использование конкретного пространства. Для электростанций, которые используют воду в производстве, база налога – объем выработанной электроэнергии.

Последние изменения

Уровень ставок водного сбора был установлен еще в прошлом десятилетии, а в 2015 году было запланировано их изменение. Налоговый кодекс РФ говорит о том, что с этого и вплоть до 2025 года будет проводиться поэтапное их увеличение.

Для различных категорий населения, а также видов деятельности изменения ставок будут осуществляться по-разному. В целом, на сегодняшний день запланировано поднятие налога в 1,15 раз. Помимо этого будут введены специальные индексы:

  • 10-кратное увеличение для тех, кто добывает подземную воду, а также занимается ее обработкой и продажей. Сюда не относятся работы с минеральной и водой промышленного использования.
  • Повышение в 1,1 раз для населения, у которых в домах не установлены счетчики.

Срок уплаты и подачи декларации

сроки подачи

Декларация по водному налогу подается ежеквартально, то есть именно квартал является налоговым периодом для сдачи отчетов и осуществления платежей в налоговые органы. Заплатить все необходимые суммы необходимо до 20-го числа того месяца, который идет после предыдущего квартала.

Подавать декларацию необходимо в то учреждение, которое обслуживает территорию нахождения водного объекта. При этом обязательно соблюдать такие сроки:

  • І квартал – не позднее 20-го апреля;
  • ІІ квартал – не позднее 20-го июля;
  • ІІІ квартал – не позднее 20-го октября;
  • IV квартал – не позднее 20-го января.

В особых случаях к налоговой декларации необходимо прикреплять и другие документы. Например, если используется особый режим водопользования для иностранцев или физических лиц Российской Федерации, то дополнительно нужно предоставить отчет налогового инспектора, который выдавал лицензию на право выполнения соответственных работ.

Подавать декларацию можно посетив налоговый орган, отправив заказное письмо или заполнив необходимую форму на сайте:

  • Если выбирается первый вариант, то плательщик приносит с собой документы в двойном экземпляре, так как один из них остается у инспектора, а другой с соответствующей пометкой возвращается обратно.
  • Заказное письмо подразумевает четкую опись всех отправленных документов.
  • Если же предпочтение отдается электронному варианту, то необходимо ввести всю информацию на специальном онлайн ресурсе, либо обратиться к посредникам, которые сделают это за вас. Последний вариант, к слову, наиболее удобный и быстрый по времени.

заполнение документа

Заполнение декларации

Декларация имеет определённую структуру, состоит из нескольких разделов и подразделов, причём заполнять необходимо не все из них. Обязательно нужно ввести информацию в каждую строчку первого и второго раздела, а также заполнить титульную страницу. Эти части включают в себя данные о плательщике, его банковские реквизиты, информацию об объекте использования, налоговой базе, ставке и общей сумме платежей.

Что касается дополнительных частей декларации, то их необходимо заполнять лишь некоторым категориям плательщиков, которые занимаются определёнными видами деятельности. Например, если осуществляется использование акватории водного пространства (моря, озера, речки), забор воды, производство электроэнергии и прочее. То есть в тех случаях, когда требуется более детальная и глубокая информация для налоговых органов, поскольку начисление суммы к уплате будет несколько иным, чем в обычном случае.

Также необходимо помнить, что заполнять декларацию позволяется лишь синей, черной или фиолетовой ручкой. Если будет использоваться другой вариант, то документ не обретет никакой юридической силы.

Ни в коем случае не допускается применение корректоров или других средств изменения надписи. Если допускается какая-либо ошибка, то ее необходимо зачеркнуть и внести исправление рядом. При этом обязательным условием является подтверждение таких изменений росписью плательщика налогов.

При введении чисел необходимо указывать суммы в рублях целыми числами. Если какая-то графа остается пустой – на ее место нужно поставить прочерк. Все слова прописываются большими печатными буквами. Не допускается склеивать или скреплять листы бумаги, если это может привести к любым повреждениям документа.

Расчет налога

платежи за водные объекты

Рассчитать водный сбор – это довольно сложный и трудоемкий процесс. Объясняется это тем, что субъект хозяйствования должен делать это самостоятельно, учитывая количество и сумму платежей по каждому отдельному объекту. Как уже было сказано выше, каждый вид деятельности, а также различные водные пространства облагаются налогом по определенным ставкам, которые можно найти в Налоговом кодексе РФ. При этом важно разобраться не только в ставках, но и в лимитах пользования, которые определяются на один год. Если расчет осуществлен неправильно, то могут возникнуть проблемы.

Для правильного расчета необходимо иметь знания в области как налогового, так и водного законодательства. Если плательщик использует несколько объектов одновременно, то осуществлять платежи все равно необходимо одной суммой. Это также может стать трудностью при том, что по каждому отдельному участку нужно указать отдельную сумму налога.

Необходимо помнить, что расчет осуществляется с учетом тех лимитов, которые установлены в НК РФ. В некоторых случаях они могут быть установлены индивидуально для отдельных плательщиков. Что касается льгот, то на сегодняшний день таковых не предусмотрено.

Следует отметить, что есть некоторые схемы, которые позволяют значительно уменьшать налоговые отчисления. Например, если оформить договор аренды на определенный водный объект, то платить налог на него нет необходимости. Уже более пяти лет действует эта норма, и она позволяет уменьшать нагрузку на плательщика.

Многие эксперты советуют обращаться к специальным компаниям, которые помогут разобраться в правильном расчете водного сбора, а это в свою очередь сэкономит вам время и избавит от возможных проблем. Более того, если подсчеты осуществляются впервые, то сторонняя помощь может оказаться просто необходимой.

deklaraciya_po_vodnomu_nalogu_za_3_kvartal_2021_obrazec.jpg


Похожие публикации

Предприятия, бизнесмены и физические лица, использующие в своей деятельности поверхностные/подземные водные ресурсы согласно лицензии, обязаны представлять контролирующим органам декларацию по водному налогу, в которой отражается информация о типе потребления ресурса, его количестве и сумме начисленного к уплате налога. Регулирует налогообложение водопользователей гл. 25.2 (ст. 333.8 – 333.15) НК РФ. Напомним, как формируется налоговая декларация по водному налогу за 3 квартал 2021 г., какими сроками ограничивает законодатель ее подачу и каковы особенности расчета налога.

Декларация по водному налогу: срок представления

Поскольку налоговым периодом для водного налога является квартал, декларировать подобную деятельность следует по завершении каждого квартала, предъявляя отчет не позднее 20-го числа следующего месяца. Т. е. декларация за 3 квартал 2021 г. должна быть представлена в ИФНС не позже 20-го октября 2021 г.

Оформляется отчет на бланке формы КНД 1151072, утвержденной приказом ФНС № ММВ-7-3/497 от 09.11.2015. Передать документ в инспекцию можно как в бумажном, так и электронном варианте при условии, что численность персонала не превышает 100 человек. Предприятия и ИП с более высокой численностью обязаны сдавать декларацию исключительно в электронной версии.

Заметим, что перечислить налог за 3 квартал 2021 г. плательщики обязаны также не позднее 20 октября 2021.

Декларация по водному налогу за 3 квартал 2021 г.: особенности расчета

Облагаются налогом различные способы использования водных ресурсов:

  • водозабор;
  • пользование акваторией;
  • применение в гидроэнергетической отрасли (без водозабора);
  • сплав древесины (в плотах и кошелях).

Исходя из этого разнится и техника расчета сбора. Он исчисляется умножением трех показателей — налоговой базы (количества потребленного ресурса), ставки и повышающего корректирующего коэффициента.

Налоговые ставки установлены ст. 333.12 НК РФ. Они определены в рублях с каждой тысячи кубометров воды, их размер разнится в зависимости от типа пользования, вида гидронима и экономического района его нахождения. Например, ставка при заботе воды с поверхности Волги, протекающей по Северному экономическому району, составляет 300 руб., по Северо-Западному – 294 руб., а по Центральному – 288 руб. за 1 тыс. куб м. Те же правила установлены для забора морской воды, например: ставка за 1 тыс. куб м воды из Балтийского моря составляет 8,28 руб., а Азовского и Черного – 14,88 руб.

При использовании акватории (кроме сплава) ставка налога устанавливается в тыс. руб. за год за 1 кв. км. Применение воды в энергетических отраслях облагается по ставкам, установленным в рублях за 1 тыс. кВт.ч электроэнергии – они также различаются в зависимости от видов бассейнов рек, озер, морей. Если производится сплав древесины, то ставка налога определяется в рублях за 1 тыс. куб. м на 100 км сплава.

Законодателем установлены лимиты потребления, их превышение облагается по пятикратной действующей ставке. Определение количества использования ресурса осуществляется по установленным измерительным приборам. При их отсутствии расчет производят по базовым нормативам, применяемым в регионе. При составлении декларации плательщик указывает цели и лимит водопользования, закрепленный в лицензии для каждого вида объекта.

Корректирующие коэффициенты изменяются ежегодно. К примеру, для тарифов, указанных в п. 1 ст. 333.12 НК РФ за 1тыс. куб м., воды в 2021 году применяется коэффициент в размере 2,66, в 2022 году – 3,06, в 2023 – 3,52 (п. 1.1 ст. 333.12 НК). Для иных целей применяются другие коэффициенты.

Сумма налога, рассчитанная с учетом повышающего индекса, округляется до полного рубля в соответствии с правилами арифметики.

Водный налог: заполнение декларации за 3 квартал 2021 г.

Порядок заполнения отчета регламентирован тем же приказом № ММВ-7-3/497 в приложении 2. В нем же приводятся перечни используемых кодов.

Отчет состоит из:

  • титульного листа, содержащего сведения о декларанте, коде периода, за который отчет сдается, шифре ИФНС;
  • раздела 1, отражающего сумму налога к перечислению;
  • раздела 2, в котором непосредственно представлен расчет. В подразделе 2.1 указывают сумму налога при заборе воды, в подразделе 2.2 — при любом другом использовании ресурса.

Декларацию формируют на листах, соответствующих деятельности компании. При отсутствии водопользования необходимо сдавать нулевую отчетность за весь период действия лицензии.

Физические или юридические лица, которые в ходе своей деятельности используют водные ресурсы, находящиеся в федеральной собственности, обязаны платить водный налог. Разберемся более детально в вопросах заполнения и представления декларации по водному налогу в ИФНС.

Особенности начисления и взимания

Плательщиками обязательного сбора за использование водных ресурсов являются далеко не все граждане и компании РФ. Попадают под этот налог только те субъекты, которые:

  • Используют акватории водных объектов, находящихся в федеральной собственности;
  • Осуществляют массовый забор воды из водоемов;
  • Применяют водные ресурсы в гидроэнергетике;
  • Производят сплав древесины по водным трассам.


С 2004 установленные на государственном уровне тарифы данного налога не подвергались изменению, однако в 2014 году была введена система коэффициентов постепенного повышения, которые предполагали, что обязательный сбор будет индексироваться по отношению к предыдущему году на такие значения:

При этом если налоговые органы выявят у плательщиков налогов отсутствие счетчиков, то платеж будет увеличен в 1,1 раза, а при переработке и использовании подземных вод – в 10 раз.

Следует помнить, что расчет налога осуществляется в зависимости от того, сколько кубометров воды использовал субъект. При этом существует лимит на пользование водными ресурсами, превышение которого предусматривает дополнительные платежи.

Заполнение и подача декларации

Декларация по водному налогу должна заполняться каждый квартал. Поквартально производиться и внесение обязательного сбора в казну. Конечным сроком подачи документов и оплаты за водный налог в 2021 году для юридических лиц считается 20-е число квартала, следующего за отчетным.

Заполнить декларацию по силам самому плательщику, важно лишь помнить порядок и содержание её разделов:

  • 1 – сведения об используемом водном объекте;
  • 2 – налоговая база и сумма к оплате;
  • 2.1 – сведения о масштабах забора воды;
  • 2.2 – информация об эксплуатации акватории объекта;
  • 2.3 – данные о применении объекта в гидроэнергетике;
  • 2.4 – информация о сплаве древесины.


Первые два раздела – обязательны для заполнения всеми плательщиками, из остальных – заполняются только те, которые связаны с деятельностью субъекта. Важно учитывать и основные правила оформления декларации, в числе которых:

  • Возможность представления документа в ИФНС, как в бумажном, так и в электронном виде;
  • При наличии ошибки, неверное значение перечеркивается, рядом указывается корректная информация, которая заверяется подписью плательщика;
  • Вся текстовая информация заносится в документ печатными буквами, синими или черными чернилами;
  • Отсутствующие значения отмечаются прочерками.

Если водные объекты использовались не отечественными компаниями, а гражданами другой страны или иностранными фирмами, то к декларации потребуется приложить лицензию на ведение деятельности, связанной с использованием этих объектов.

  1. В ходе личного визита в налоговые органы: тогда придется сразу подготовить два экземпляра документа;
  2. Путем отправки заказным письмом, когда в почтовом отделении запрашивается опись приложенных бумаг;
  3. В электронном виде декларацию можно онлайн заполнить на официальном сайте ИФНС.

На основании представленного документа осуществляется внесение налога в казну за прошедший квартал.

Таким образом, привлеченные к уплате водного налога фирмы и организации обязаны ежеквартально заполнять декларацию и выплачивать нужную сумму в бюджет. Расчет налога производится по количеству использованных кубометров воды, а заполнить документ по обязательному платежу можно вручную или в электронном виде.

Читайте также: