Снижение уровня налогообложения влияние на ввп

Обновлено: 18.05.2024

Что будет происходить с экономикой, если темп роста сбора налогов в стране будет превосходить темпы роста самой экономики? Весьма любопытный вопрос, не находите ли?

В экономической науке достаточно давно идёт поиск ответа на данный вопрос. Больше собирать налогов в основном можно двумя способами:

  1. повышать налоги (ставки по налогам) - это наиболее привлекательный путь (менее трудозатратный)
  2. или более ангажировано налоговикам работать с налогоплательщиками, то есть больше собирать налогов.

Если пойти первым путём, то здесь возникает проблема, которая хорошо описывается с помощью кривой Лаффера. Эта кривая имеет переворотную U-образную зависимость. По оси абсцисс (ось x ) откладывается налоговая ставка, а по оси ординат (ось y ) объём налоговых поступлений в бюджет. Визуально это выглядит так:

Точка А имеет оптимальное значение с точки зрения как налоговой ставки, так и с позиции налоговых поступлений в бюджет. В то время как точка B имеет более высокую налоговую ставку, но уже объём налоговых поступлений в бюджет гораздо ниже.

Точка А имеет оптимальное значение с точки зрения как налоговой ставки, так и с позиции налоговых поступлений в бюджет. В то время как точка B имеет более высокую налоговую ставку, но уже объём налоговых поступлений в бюджет гораздо ниже.

В итоге, власть всегда старается найти некое оптимальное значение, так как в противном случае слишком низкая налоговая ставка приводит к недополучению налоговых поступлений в бюджет, а слишком высокая налоговая ставка наоборот заставляет хозяйствующих субъектов скрывать свои доходы и тем самым сбор налогов падает.

В жизни конечно же всё гораздо сложнее, так как всегда действует множество факторов, как, например, тот же коронакризис.

Кроме того, изменение налоговой ставки ( t ) как влево, так и вправо от оптимального значения имеет свои последствия для экономического роста. Здесь можно ожидать аналогичную зависимость наподобие выше, так как чрезмерный рост налогового бремени сказывается прямым образом на экономическую активность в стране и, вследствие этого, темпы экономического роста в средне- и долгосрочной перспективе будут снижаться.

Иными словами, манипуляциями налоговой ставкой оказывает двоякое воздействие на экономическое развитие страны через каналы бюджетного распределения ресурсов, через непосредственное влияние на экономическую активность и т.д.

Эмпирическая проверка

Проверим данную зависимость на выборке из 37 развитых стран. Мы взяли данные из двух источников: The World Bank и IMF , за период 2005-2018 гг.

Список стран : Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Гонконг САР, Исландия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Корея, Латвия, Литва, Люксембург, Макао САР, Мальта, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сан Марино, Сингапур, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания, США.

В качестве показателей были взяты темпы роста ВВП в постоянных ценах и темпы роста совокупных доходов бюджета государства (g eneral government revenue ) с поправкой на индекс-дефлятор ВВП (т.е. в также в постоянных ценах). Тем самым оцениваем реальный рост как ВВП, так и рост доходов бюджетов в каждой стране. В итоге получается следующая картина:

На данном графике представлено 518 наблюдений за 2005-2018 гг. по 37 названным выше странам. Коэффициент корреляция равняется 0,684, то есть он положительный и имеет высокое значение.

На данном графике представлено 518 наблюдений за 2005-2018 гг. по 37 названным выше странам. Коэффициент корреляция равняется 0,684, то есть он положительный и имеет высокое значение.

Видно, что более высокий темп роста валового внутреннего продукта соответствует более высоким темпам ростам налоговых поступлений в бюджет или чем быстрее растёт экономика, тем больше государство может собрать налогов. В принципе логично.

Глубокая проверка

Пойдём дальше. Проверим то, как налоги влияют на темпы экономического роста и обратную зависимость с помощью регрессионного анализа. Загоним имеющиеся данные в программу (используем Gretl) и протестируем, как одни данные объясняют другие. В результате удалось получить следующие:

Эти таблицы говорят нам следующие:

1) как темп роста налоговой оказывает влияние на темп рост ВВП, так и обратно. При этом, качество моделей имеет достаточно высокое значение, а уровень статистической значимости соответствует 1%;

2) характер зависимости " налоги->ВВП " имеет, как и ожидалось, перевёрнутую U-образную зависимость. Об этом говорит тот факт, что переменная Ln(темп роста налоговых поступлений в бюджет) сначала положительно влияет на зависимую переменную Ln(темп роста ВВП), а при возведении её в квадрат характер взаимосвязи меняется на отрицательное значение.

В итоге, полученная зависимость описывается простой квадратичной функцией, которая изучается ещё в школе и имеет вид: y =-a*x^2+b*x+const

В случае " налоги->ВВП " это выглядит так:

Ln( темп роста ВВП ) = -а*ln( темп роста налоговых поступлений )^2+b*ln( темп роста налоговых поступлений )+константа

А в случае " ВВП->налоги ":

Ln( темп роста налоговых поступлений ) = a*ln( темп роста ВВП )+константа

Вывод.

Какой вывод можно сделать из всего этого? - наверно многие зададутся данным вопросом, а вывод прост : грамотное распределение налоговых поступлений действительно оказывает положительное воздействие на экономическое развитие страны, в то время как чрезмерная налоговая нагрузка по аналогии с кривой Лаффера оказывает негативное воздействие на экономику посредством 1) сокращения налоговых поступлений, 2) уменьшения расходов государства в социально важных сферах, 3) угнетения экономической активности в стране, 4) сокращения темпов экономического роста. При этом обратите внимание на результаты второй таблицы, из которой следует, что рост ВВП на 1 п.п. приводит к увеличению на 0,9 п.п. налоговых поступлений в бюджет страны в реальном выражении . Напомним, что такое соотношение получены из данных по 37 развитым странам за 2005-2018 гг.

Читайте также: