Смешные жалобы на налоговую

Обновлено: 02.05.2024

Более полугода длится у нас история по возврату переплаты НДФЛ. Я писал об этом ранее, та история еще не закончилась. Вкратце - по итогам рассмотрения материалов камеральной проверки от 26 декабря, нам отказано в возврате переплаты по НДФЛ. Апелляционная жалоба в вышестоящий орган написана, вот-вот должен придти ответ по апелляции.

Но в январе нам слегка затянули сроки выдачи Решения по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки и 29 января я написал жалобу на бездействие должностного лица на сайте ИФНС.

Буквально на следующий день мне позвонили и пригласили получить Решение в кабинете лично. Выдали мне копию Решения под роспись, а по жалобе дали ответ, что никакого нарушения нет - мол, отправили почтой еще 9 января. Письменно ответили, на двух листах, воды налили много, но без какого-либо документального подтверждения факта отправки Решения нам по почте.

Но мы, есссно, ничего не получали. Ни заказного письма, ни извещения - не было. А это проблема, потому что в декабре одно письмо из ИФНС уже загуляло по почтовым просторам. И вот снова вроде как письмо было, а его нет.

Пишу в ИФНС повторно, прошу предоставить мне штриховой почтовый идентификатор (ШПИ), по которому можно найти почтовое отправление. Трек-номер, по простому. Мне необходимы эти данные, чтобы инициировать разбирательство в отделе доставки Почты России, так как это второе заказное письмо из ИФНС, которое до нас по почте не дошло.

На этот раз проходит две недели, наконец нам письменно отвечают - мы отправили вам решение по почте 9 января, согласно требований закона дату отправки вам сообщили, а ШПИ вам предоставлять никто не обязан, поэтому вопрос закрыт.

А я ведь жду ответ из Краснодара по апелляционной жалобе, вот-вот ответ должен быть. Мне надо понимать - это наш почтальон в запое и письма с извещениями не носит, или налоговая на самом деле ничего не отправляла и теперь пытается прикрыть оплошность нерадивого сотрудника? Еду на Почтамт, объясняю ситуацию. По фамилии и адресу на почте ничего найти не могут. Говорят - давайте номер ШПИ, все найдется.

Я пишу заявление на имя руководителя Почтамта, прошу сделать выборку корреспонденции, принятой в период с 9.01.2020 по 15.01.2020 в наш адрес от ИФНС по фамилии и адресу.

Через 2 недели получаю ответ на бумаге - согласно электронной базе данных, регистрируемая почтовая корреспонденция в ваш адрес не поступала, Давайте ШПИ - получите более точный ответ.

Записываюсь на прием к начальнику ИФНС, несу ему эту бумагу и два предыдущих ответа с отмазками за подписью двух его заместителей, которые клянутся, что отправили 9 января Решение по почте, но номер ШПИ мне не покажут - не положено, мол.

Начальник выслушал внимательно, прочитал все бумаги. Говорит - действительно странная позиция, ответы слегка абсурдны, так как нельзя отвечать, что документ отправлен, а подтверждать это мы не станем. Дайте мне сутки, я разберусь.

Я ему - согласен полностью, потому и пришел к вам, прежде чем писать кляузы в Краснодарское управление ФНС и в прокуратуру

Через час мне звонит начальник отдела камеральных проверок и вежливо интересуется, куда прислать скан бумажки с информацией об отправке. Присылает. Фотокопия ужасного качества, но кое-как при большом увеличении номер ШПИ разобрать можно. Проверяем на сайте Почты России - такого отправления не существует. Некорректный номер.

На всякий случай утром еду на Почтамт, показываю этот скан, прошу проверить, где наше письмо. Результат тот же - почтовое отправление не обнаружено. Ошибочный трек-номер

Еду в налоговую, нахожу начальника отдела камеральных проверок, приславшего то жуткое фото и прошу выдать мне ксерокопию регистрационной бумаги, где есть вся информация по отправке данного письма. Вдруг я просто плохо цифры на фотографии рассмотрел - мало ли. Мне вежливо, но твердо отказывают.

Звоню начальнику налоговой (он вчера дал мне прямой номер), поясняю ситуацию. Тот обещает, что сейчас распорядится и мне все дадут.

Дает. При этом отчитывает, как школьника, что отвлекаю серьезных людей своими пустяками, это все незаконно и никто мне не должен давать никаких ксерокопий. Сказано - отправили - значит отправили! Дату отправки предоставили! И точка! Остальное - мои личные проблемы. Говорю ему - а давайте я вам так налоги буду платить. Сказал, что заплатил - и все тут, обязаны мне на слово верить! А если деньги в казначейство не пришли, то обращайтесь в Сбербанк, я вам дату платежа сказал, а остальное - ваши проблемы! Багровеет от злости.

Смотрю ШПИ - точно, тот номер, что утром проверяли. То есть мне подсовывают липу.

Еще раз звоню начальнику налоговой, говорю - так и так, нас с вами точно за дураков держат, я этот ШПИ утром на почте проверял - не было такого письма. Он - не может быть, но я возьму на контроль.

Я говорю - я сейчас еду на почтамт писать заявление на розыск почтового отправления, через 2 недели мне дадут ответ, который будет очень неприятный для ваших сотрудников. То есть по факту исполнитель подставил двух замов начальника налоговой, сообщив им ложные сведения об отправке письма с Решением, те подписались под официальными ответами жалобщику. Сейчас выясняется, что документ липовый. Это шкандаль. Начальник налоговой уверяет, что разберется.

Зачем им вообще такая глупейшая канитель - ума не приложу. Ну ведь жаловалась мне инспектрисса при вручении копии Решения, что у нее ребенок в январе заболел, на больничном она была, понимать надо, работ у нее может быть много, а ребенок один и все такое. Ну признала бы факт неотправки письма с Решением, получила бы свой выговор или что там положено, да и делу конец. Так ведь нет, столько времени и нервов отняла и у меня, и у других сотрудников, втянула в глупый фарс начальника отдела, двух заместителей и самого начальника городской налоговой.

Вот теперь сижу и думаю - когда получу ответ от Почты России о том, что нет и не было письма с таким ШПИ, в прокуратуру писать заявление о подлоге, или только в вышестоящий налоговый орган? Или удовлетвориться публичной поркой виновных, которую обещал устроить начальник городской ИФНС, если дело действительно окажется настолько тухлым?

Жалоба на ИФНС

Необоснованное начисление налоговых выплат, неправомерное назначение финансовых санкций и задержки с возвратом ошибочно установленных налогов — наиболее часто фиксируемые нарушения со стороны налоговой инспекции. С противоречащими правовым нормам действиями сталкивают и частные лица, и предприниматели.

Согласно статье 137 НК РФ, каждый налогоплательщик может официально подать жалобу на представителей инспекции. С ее помощью оспаривают бездействие или же действие сотрудников, а также обжалуют документы и вынесенные решения. В этой статье мы рассмотрим, кому и как подавать жалобу на налоговую инспекцию, какие подводные камни и сроки имеет процедура.

Что такое жалоба и какими способами она подается?

Для того чтобы, быстро получить ответы на свои вопросы , обращайтесь за юридической консультацией в онлайн-чат справа или звоните по телефону: 8 (800) 302-32-85

Жалоба — оформляемый в письменном виде документ с целью опротестования действий/бездействий или бумаг, выданных налоговиками. Так трактует это понятие пункт 1 статьи 138 НК РФ. Подать жалобу можно несколькими способами:

  • в окно приема документов налогового органа;
  • в канцелярию инспекции по налогам.

Первые два способа предполагают подачу жалобы лично. Обращаются в то отделение, которое проводило проверку:

  • по почте;
  • онлайн на сайте ФНС;
  • с помощью телекоммуникационных каналов связи.

Процедура подачи жалобы имеет срок действия — 90 суток с момента выявления правонарушения. Но если налогоплательщик не укладывается в срок, он имеет право просить о его продлении по веским (требуются доказательная база) причинам. Процедура подачи и рассмотрения документа в общем случае занимает до 33 дней. Первые трое суток уходят на принятие и регистрацию документа, остальные 30 — на рассмотрение. Срок вынесения решения по жалобе может быть увеличен еще на 30 суток, о чем налогоплательщика обязаны уведомить заблаговременно.

Важно! Если вынесенное по опротестованию решение плательщик налогов считает неправильным, согласно законодательным нормам, он может в течение следующих 10 дней оспорить его в судебном порядке.

Кто обязан принять жалобу на налоговую структуру?

Согласно пункту 1 статьи 139 НК РФ, жалоба на ИФНС оформляется на имя вышестоящего налогового органа, но направляется в инспекцию, которая совершила неправомерное действие (бездействие) или вынесла необоснованное решение. После подачи заявления отвечающая сторона перенаправляет документ в вышестоящую инстанцию. Иными словами, при фиксировании нарушений, допущенных региональными отделениями, заявление подается первоначально в местный орган, а затем жалоба поступает в Управлении ФНС по городу (в Федеральную налоговую службу).

Также жалобы принимает:

  • Суд. Инстанция имеет право выносить решение по любым искам от любых заявителей. Подача заявления в суд имеет один существенный недостаток — длительность процедуры. Поэтому к нему прибегают в 97% случаев юридические, а не физические лица;
  • Прокуратура. Орган власти РФ отслеживающий корректность работы всех государственных структур. Но его деятельность распространяется только на правонарушения, носящие уголовный характер. Поэтому в налоговые споры орган власти вмешивается довольно редко.

Важно! Стоит обращаться в прокуратуру или суд, если апелляция в вышестоящий орган ИФНС не дала желаемого результата. При подаче заявления налогоплательщик должен быть уверен в своей правоте и иметь на руках неопровержимые доказательства правонарушения. Рассмотрение дела в судебном порядке будет длиться не менее 90 суток по законодательным нормам. В сложных ситуациях решение будут принимать не менее 6 месяцев.

Существуют ли особые требования к составлению жалобы?

Да, существуют. В документ должны быть внесены следующие данные:

  • ФИО и полный адрес лица (юридического или физического), оформляющего жалобу;
  • информация о нарушающем права налогоплательщика действии или бездействии налоговой инспекции, об опровергаемом акте/решении;
  • полные данные о налоговом отделении, совершившем правонарушение;
  • основания для подачи жалобы;
  • способ уведомления о решении по заявлению. Его выбирает налогоплательщик. Решение можно получить по почте, телекоммуникационным каналам связи или в личном кабинете на сайте ИФНС.

Обращение должно обязательно содержать контактную информацию лица, подающего апелляцию. К нему прилагаются доказательства правонарушения и копии врученных документов. Например, если налогоплательщик обвиняет налоговиков в бездействии, он должен описать их в письме (отведена описательная часть документа) и приложить доказательства.

Важно! Жалобу может оформлять и подавать уполномоченное лицо (юрист). В этом случае к ней прилагается акт, удостоверяющий права представителя.

Как без ошибок составить жалобу: образцы

Точные данные о составлении заявления изложены в пункте 2 статьи 139 НК РФ. Документ должен иметь шапку, контактную, описательную и заключительную части. Чтобы не допустить ошибок при составлении жалобы воспользуйтесь образцами.

Подача жалобы в режиме онлайн на сайте ФНС

Надоело читать? Позвоните юристу и он быстро вас проконсультирует по любым вопросам (бесплатный звонок по всей России): 8 (800) 302-32-85

1 Этап

2 Этап


3 Этап

  • внимательно ознакомиться с предоставленной информацией;
  • войти в личный кабинет и заполнить форму.

Важно! Эта инструкция подойдет тем налогоплательщикам, которые прошли процедуру регистрации кабинета на сайта. Если же он не открыт, написать жалобу будет немногим сложнее.

4 Этап

Процедура составления и подачи жалобы завершена. Теперь нужно дождаться ответа.

Какое решение по заявлению могут принять?

Решение вышестоящего налогового органа по жалобе может быть следующим:

  • не удовлетворять обжалование регионального отделения;
  • потребовать дополнительную проверочную процедуру в связи с аннулированием обсуждаемого акта;
  • закрыть производство по случаю о нарушении и аннулировать решение, принятое региональным отделением;
  • внесение коррективов по делу и вынесение своего решения.

После рассмотрения ситуации вышестоящая инстанция должна оповестить апеллирующую сторону о своем решении в течение ближайших 3 суток после завершения процедуры обсуждений.

Подача жалобы — непростая процедура с массой подводных камней. Чтобы не допустить ошибок и избежать длительной волокиты, разумнее заручиться поддержкой опытного юриста.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для того чтобы узнать, как решить именно Вашу проблему и получить консультацию юриста, пишите в онлайн-чат справа, в форму для вопросов ниже или звоните по телефону:

Консультация в чате и по телефону – это самые быстрые способы получения ответа. Через форму ниже – примерное время ожидания ответа 1-2 дня.


Любое физическое или юридическое лицо имеет право обжаловать неправомерные действия или бездействие налоговой. Для этого нужно подать жалобу в вышестоящую ФНС. Расскажем, как это сделать правильно, чтобы обращение не осталось без ответа.

Когда жаловаться

Основания для жалобы могут быть разные. Например, налоговики:

неправильно начислили налог;

безосновательно выписали штраф;

выставили штраф на большую сумму, чем это прописано в законе;

не вернули излишне уплаченную сумму налога;

без причины отказали в налоговом вычете или задержали его выплату;

в ходе проверки контрагента требовали с вас документы компании, не имеющие отношение к контрагенту;

нарушили процедуру выездной проверки.

В любом случае, у вас должны быть доказательства того, что налоговая ошиблась, не выполнила или не в полном объеме выполнила свою работу. То есть, в жалобе всегда оспаривается какой-либо акт. Эмоциональное повествование на нескольких листах без указания данных спорного документа принято к рассмотрению не будет.

Куда обращаться

Вы не можете сразу пойти в суд. По закону все споры с инспекцией сначала решаются в досудебном порядке. Если напишите заявление в суд в обход налоговой, то исковое заявление просто вернут.

Жалоба подается в вышестоящую ФНС, но обязательно через ту налоговую, на которую жалуетесь. Так, если ваши права нарушили в ФНС № 2 по городу Москве, то вы должны отнести бумагу туда же, но на имя УФНС по Москве. Для территориальных и межрайонных инспекций начальством является управление ФНС по субъекту.

Правила подачи жалобы

Сроки

Подать жалобу можно в течение 1 года с момента наступления спорного события одним из следующих способов:

лично — тогда в инспекции должны дать подтверждение, что бумага принята;

по почте заказным письмом с уведомлением и обязательной описью вложения;

через кабинет налогоплательщика на сайте ФНС;

в электронном виде через ТКС — в этом случае нужна электронная подпись.

Также вы можете обратиться в инспекцию через представителя, но у него должен быть документ, подтверждающий полномочия (например, доверенность).

После получения жалобы у налоговой есть 3 дня, чтобы передать ее в вышестоящую ФНС.

Срок рассмотрения обращения — до 30 рабочих дней с даты принятия. О результате вас должны известить в трехдневный срок с момента вынесения решения. До принятия решения вы вправе предоставить дополнительные документы, но необходимо при этом объяснить, почему не приложили их сразу.

Если решение по жалобе вынесено не в вашу пользу — есть месяц на подачу апелляционной жалобы. Рассматривают ее в те же сроки — до 30 дней. Только после апелляции вы вправе обратиться в арбитражный суд.

В отдельных случаях сроки продлеваются. Так, инспекция может продлить рассмотрение жалобы еще на месяц, если нужно изучить вновь полученные документы или запросить бумаги из нижестоящей налоговой. Вы тоже имеете право увеличить сроки, если нет возможности быстро достать важные документы или наступили непредвиденные обстоятельства — но не более, чем на 6 месяцев.

Форма

Приказом ФНС № ММВ-7-9/645@ от 20.12.2019 г. утверждены форма жалобы (эта же форма подходит для подачи апелляции) и порядок ее заполнения. Ознакомиться с документами и скачать форму можно на сайте налоговой.

Лучше придерживаться формы ФНС, несмотря на то, что в НК РФ нет прямого запрета на подачу жалобы в свободной форме. Так у вас меньше шансов получить отказ.

Что писать в жалобе

Как мы уже говорили, на сайте инспекции есть подробное разъяснение, как заполнять форму. В любой жалобе должна присутствовать следующая информация:

наименование и адрес организации, подающей жалобу, либо ФИО предпринимателя и адрес его регистрации;

данные ФНС, на которую пишите заявление;

основания для жалобы;

ссылки на статьи законов, подтверждающие, что права налогоплательщика нарушены;

требования лица, подающего жалобу;

предпочтительный способ получения ответа.

Приложите все имеющиеся доказательства (акты, квитанции об оплате, уведомления об отказе). Суть жалобы излагайте кратко и по делу — излишняя эмоциональность, а уж тем более нецензурная лексика, только навредят.

Где следить за жалобой

Всю информацию об обращении можно запросить на сайте налоговой в специальном разделе. Здесь вы увидите дату принятия, срок рассмотрения или продления, статус жалобы, итоговое решение.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Каковы шансы выиграть спор с налоговой

Часто предприниматели и ООО не отстаивают свои права, так как не видят в этом смысла — система сильнее, а значит она победит. Статистика отчасти это подтверждает. Так, в 2019 году по Хабаровскому краю подано всего 713 жалоб, из них принято к рассмотрению 504. Полностью или частично в досудебном порядке были удовлетворены 199 жалобы, или 39,5%. В судах налоговая выигрывает 85% дел — об этом прямо сказал глава ФНС.

Жаловаться или нет — решать только вам. Иногда игра не стоит свеч — ради 300 рублей нет смысла портить свои нервы и отношения с инспекцией. Но когда речь идет о крупных суммах — есть смысл побороться, тем более если вы точно уверены в своей правоте и можете подтвердить свою позицию документами.

Статья актуальна на 15.12.2021

анонимно пожаловаться в налоговую

Что такое анонимная жалоба.

По сути дела – это донос, на физическое или юридическое лицо, в действиях которого жалобщик усмотрел противоправные действия.

Это возможно в следующих случаях, когда:

  1. готовится или уже было совершено противоправное действие;
  2. выявлены факты коррупции или анонимщик столкнулся со злоупотреблением служебным положением (потребовали взятку);
  3. есть сведения о готовящемся теракте;
  4. жалобщик имеет на руках факты нарушения ТК РФ.

Заявителю все равно придется оставлять свои данные, которые будут зашифрованы системой.

То есть о полной анонимности речи не идет, но сведения будут доступны только узкому кругу лиц.

Порядок рассмотрения анонимного обращения в налоговую.

Подать жалобу в налоговую анонимно можно, но следует учитывать, что:

  1. Сведения о незаконной предпринимательской деятельности будут отправлены в корзину. По ФЗ № 59-ФЗ подобная жалоба не рассматривается анонимно.
  2. Заявление о требовании провести камеральную проверку (когда есть подозрение, что человек пытается незаконно возместить часть налога из бюджета или скрывает доходы, неправильно пишет декларацию).
  3. Также не рассматривается без указания ФИО, контактных данных и обстоятельств, при которых возникла эта ситуация.
  4. Если укрытых налогов было больше, чем на сумму в 2 млн. руб. можно обратиться в МВД.
  5. Там обращение засекретят по просьбе анонимщика, но первично назвать себя и показаться лично он обязан.

Таким образом, по ст. 11 ФЗ от 02.05.2006 г № 59-ФЗ в ИФНС обращение граждан по телефону или письменно, без указания своих данных, не рассматривается.

Сотрудник Налоговой службы вправе проигнорировать все, что сказал или написал анонимщик.

В определенных случаях, если говорится о планируемом или совершенном преступлении, звонок (бумага) может быть перенаправлен в МВД или прокуратуру.

Важно! В законодательстве есть непродуманная ситуация, согласно которой, при обращении, анонимно подающий жалобу не обязан подтверждать свои данные документально.

То есть, без подписи и сведений анонимка не рассматривается, но если назваться вымышленным человеком и придумать адрес, телефон, Налоговая служба обязана отреагировать на анонимку.

Проверять, существует ли такой человек и правдивость его информации о себе в ИФНС не будут.

Как написать жалобу в налоговую анонимно?

Право, довести до сведения налоговых органов о нарушениях, никто у граждан РФ не отбирал.

Главное, чтобы заявление имело отношение к налогам и сборам.

  1. Лично. Для этого нужно прийти в ФНС в часы приема и сообщить сотруднику все, что необходимо. Но сделать это без предъявления паспорта не получится, его показывают на контроле.
  2. Письменно. Если сведения объемные, с массой дат, адресов, нюансов, сотрудник ФНС предложит заявителю изложить все в письменной форме. Также можно послать пасквиль заказным письмом с описью или по электронке.
  3. Для этого нужно зайти на официальный сайт ИФНС, заполнить форму. Однако и в этом случае придется оставлять ФИО, адрес, согласно ФЗ № 59-ФЗ от 02.05.06 г – анонимки не рассматриваются.
  4. По телефону. Звонок может быть анонимный, заставить себя звонившему назваться сотрудник ФНС не в праве.
  5. Но и о фактах нарушения налогового законодательства он попросит изложить письменно или на офсайте. Что опять нельзя назвать анонимным обращением.

Но на территории России такого сервиса не предусмотрено, так как его наличие противоречит основному закону.

Если есть нарушения ТК РФ.

Чаще всего жаловаться физическому лицу в ФСН приходится на работодателя, который:

В ИФНС имеют право оштрафовать работодателя, который скрыл истинные размеры налогооблагаемой базы.

В ст. 198 УК РФ сказано, что каждый гражданин обязан указывать все свои доходы и платить с них налоги, в противном случае может быть наложен штраф до 300 тыс. руб.

Это трактуется как сокрытие доходов.

Но говорить об анонимности здесь тоже не приходится, в документах должны быть указаны все сведения, позволяющие установить связь между заявителем и его работодателем.

Заключение.

Таким образом, написать в ФНС анонимно о нарушениях не получится.

В законах РФ не предусмотрено, что сотрудники налоговой службы обязаны реагировать на подобные обращения.

Читайте также: