Штраф за возврат билета в налоговом учете

Обновлено: 26.04.2024

Отражаем в учете возврат электронных билетов, ранее приобретенных для сотрудников

Организация приобретает электронные билеты для своих сотрудников. По разным причинам билеты возвращаются продавцу. Какими бухгалтерскими записями отражаются данные операции?

Прежде всего хотелось бы отметить, что при возврате неиспользованных проездных документов (билетов) с пассажира взимается сбор, предусмотренный п. 157 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России от 26.07.2002 N 30.

Подобная норма содержится и в п. 93 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155, согласно которому при добровольном отказе пассажира от полета сбор за бланк билета, сбор за бланк ордера разных сборов, сбор за бланк квитанции оплаты сверхнормативного багажа не возвращаются. Кроме того, при добровольном отказе пассажира от полета взимается плата за операции по аннулированию бронирования перевозки, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, и оформлению возврата сумм, предусмотренная условиями применения тарифа.

Следует учитывать, что на сегодняшний день нормативные акты по бухгалтерскому учету не содержат рекомендаций по вопросу отражения в учете операций, связанных с электронными билетами.

Соответственно, и единой методики в настоящее время не разработано. Специалисты предлагают отражать операции несколькими способами.

Так, одна точка зрения заключается в следующем.

В результате операции, связанные с электронными билетами, будут отражаться в учете следующим образом:

Дебет 60 Кредит 51
— организацией оплачены электронные билеты;

Дебет 51 Кредит 60
— продавцом возвращена часть стоимости билета;

Если организацией будет избран этот способ учета, в бухгалтерском учете могут быть сделаны следующие проводки:

Дебет 60 Кредит 51
— организацией оплачены электронные билеты;

Дебет 51 Кредит 60
— продавцом возвращена часть стоимости билета;

По мнению автора, покупка организацией электронного билета отражается следующим образом:

Дебет 60 Кредит 51
— организацией оплачены электронные билеты;

Дебет 97 Кредит 60
— отражена стоимость электронных билетов;

Дебет 71 Кредит 97
— отнесена на подотчетных лиц стоимость приобретенных билетов.

Следовательно, в случае возврата билетов будут сделаны записи:
Дебет 97 Кредит 71
— подотчетное лицо возвращает неиспользованный билет;

Дебет 60 Кредит 97
— билет возвращен продавцу;

Дебет 51 Кредит 60
— продавцом возвращена часть стоимости билета;

Таким образом, окончательный вариант учета целесообразно закрепить в учетной политике организации.

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Мельникова Елена

8 октября 2010 г.

Штраф, уплаченный за возврат билетов при несостоявшейся командировке, уменьшает налогооблагаемую прибыль

В связи с отменой командировки или переносом ее на другую дату организация сдает авиабилеты, приобретенные для командированных работников. При возврате билетов транспортное агентство удерживает штраф. Можно ли учесть эту сумму во внереализационных расходах при расчете налога на прибыль как неустойку на основании подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ? Да, можно, ответил Минфин России в письме от 08.09.17 № 03-03-06/1/57890. Тем самым чиновники подтвердили свою позицию по данному вопросу.

Как известно, расходы в виде признанных должником штрафов, пеней и иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба учитываются в составе внереализационных расходов (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Таким образом, считают авторы письма, организация вправе учитывать затраты в виде штрафов за возврат билетов транспортной организации. Разумеется, при условии, что такие расходы обоснованы и документально подтверждены (ст. 252 НК РФ).

Учет неустойки за возврат авиабилета в связи с изменением срока командировки

Работник организации был направлен в командировку, для чего организация в безналичном порядке приобрела от своего имени для работника авиабилет (в документарной форме), провозная плата по которому составила 8496 руб. (в том числе НДС 1296 руб.). Однако срок командировки был изменен, в результате чего авиабилет был сдан подотчетным лицом менее чем за 24 часа до рейса. Перевозчиком при возврате провозной платы удержана неустойка (25%), в результате чего было возвращено 6372 руб.

Доходы и расходы для целей налогообложения учитываются методом начисления.

Трудовые отношения

Служебной командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 Трудового кодекса РФ, п. 3 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749).

При направлении работника в служебную командировку работодатель обязан возместить работнику в том числе расходы по проезду (ст. 168 ТК РФ, п. 11 Положения). В данном случае организация приобретает для работника авиабилет в безналичном порядке.

Нормативно-правовое регулирование

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, форма которого устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами (п. п. 1, 2 ст. 786 Гражданского кодекса РФ).

Перевозка пассажиров воздушным транспортом регламентируется (Воздушный кодекс Статья Воздушным кодексом РФ) от 19.03.1997 N 60-ФЗ.

Правилами перевозчика может быть установлен более льготный срок уведомления об отказе от перевозки (менее чем за 24 часа до окончания установленного в соответствии с п. 81 Общих правил воздушных перевозок, утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82, времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс (п. 99 Правил)).

Порядок возврата уплаченных сборов при прекращении действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с его добровольным отказом от всей перевозки (части перевозки) установлен п. 93 Правил. В данной консультации уплата и возврат сборов не рассматриваются.

В данном случае при отказе от перевозки перевозчиком удержана неустойка в размере 25% от провозной платы, т.е. в сумме 2124 руб. (8496 руб. x 25%).

Бухгалтерский учет

Признание указанных расходов в данном случае производится при появлении у перевозчика права на удержание неустойки, т.е. при сдаче перевозчику авиабилета и расчете им суммы неустойки.

В данном случае возврат авиабилета осуществляется работником организации.

Следовательно, после того как билет был сдан, по кредиту счета 71 отражаются:

Налог на прибыль организаций

В целях налогообложения прибыли полученные доходы уменьшаются на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в ст. 270 Налогового кодекса РФ . Расходы при этом должны быть обоснованы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Согласно разъяснениям Минфина России удержанная при возврате билета сумма является санкцией за нарушение договорных обязательств и может быть учтена в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, по пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ (Письма от 29.11.2011 N 03-03-06/1/786, от 25.09.2009 N 03-03-06/1/616). Подробнее по данному вопросу см. также Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Указанные расходы признаются на дату признания их должником, т.е. в данном случае на дату возврата билета и удержания неустойки в соответствии с условиями приобретения и возврата билета (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

По общему правилу НДС, уплаченный по расходам на командировки (включая расходы на проезд), подлежит налоговому вычету (п. 7 ст. 171 НК РФ).

В отношении расходов на проезд налоговый вычет производится на основании счетов-фактур или иных документов, в частности на основании авиабилета, оформленного на бланке установленной формы, после принятия на учет расходов на проезд (п. 1 ст. 172 НК РФ).

В данном случае авиабилет сдан, т.е. фактически произошел отказ от договора перевозки, в связи с чем расходы по проезду не были понесены и, соответственно, не были признаны в бухгалтерском учете. Следовательно, оснований для налогового вычета НДС, указанного в авиабилете, у организации не возникло.

Возврат проданных авиабилетов. Правовые, бухгалтерские и налоговые последствия

Турфирма, которая работает на общем режиме налогообложения, реализует авиабилеты на регулярные рейсы для юридических лиц. Как показывает практика, нередко клиенты по тем или иным причинам возвращают билеты. В этом случае у бухгалтера могут возникнуть сложности. Разобраться в ситуации поможет наш материал

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА
Клиент турфирмы (юридическое лицо) может отказаться от исполнения договора (вернуть купленные авиабилеты), если оплатит турфирме фактически понесенные расходы, связанные с исполнением обязательств по договору (п. 1 ст. 782 Гражданского кодекса РФ).
Основанием для возмещения расходов турфирмы являются первичные документы: авиабилеты; договор с авиакомпанией, в котором указаны штрафные санкции при аннулировании заказанных билетов; документы, подтверждающие собственные расходы турфирмы (на выплату зарплаты персонала, начисления ЕСН, амортизации основных средств и др.).

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ВОЗВРАТА БИЛЕТА
По действующему законодательству турфирма заключает с авиакомпанией на реализацию билетов агентский договор, а с туристом – договор купли-продажи.
Как отразить в бухгалтерском учете турфирмы возврат авиабилета юридическим лицом? Покажем на примере…

ПРИМЕР
Организация перечислила турфирме авансом 15 000 руб. на приобретение авиабилета на регулярный рейс.
Сумма агентского вознаграждения турфирмы по продаже билета составляет 5 процентов от его стоимости, или 750 руб. (в том числе НДС – 114,41 руб.). Турфирма перечисляет авиакомпании стоимость авиабилета за минусом вознаграждения.
За пять дней до рейса организация-покупатель отказалась от поездки.
По условиям договора с авиакомпанией за возвращенный билет за пять дней до рейса турфирма уплачивает штраф в размере 20 процентов от стоимости билета (без учета вознаграждения).
Дополнительно отметим
Штраф за возврат билета на регулярный авиарейс устанавливает сам перевозчик. Его размер зависит от того, за какой срок до полета пассажир отказался от билета, от тарифа, по которому билет был реализован, и прочих факторов.
Собственные расходы турфирмы по реализации авиабилета составили 600 руб.
В условиях договора записано, что организация возмещает все расходы турфирмы, связанные с неисполнением договора.
Турфирма представила организации отчет о расходах по приобретению авиабилета с приложением копии договора с авиакомпанией, в котором указаны штрафные санкции, и расчет собственных расходов.
Сумма возмещения расходов составила 3450 руб., в том числе:
– штрафные санкции авиакомпании – 2850 руб. ((15 000 руб. – 750 руб.) × 20%);
– возмещение расходов – 600 руб.
В учете турфирмы бухгалтер сделает следующие проводки.

Суммы, полученные турфирмой в качестве возмещения убытков при расторжении договора, НДС не облагаются (подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 39 Налогового кодекса РФ). Следовательно, НДС, восстановленный со стоимости услуг, приобретенных турфирмой, может быть учтен в составе прочих расходов для целей исчисления налога на прибыль.

Бюджетное учреждение самостоятельно приобрело у посреднической транспортной организации для командируемого сотрудника билет на перевозку железнодорожным транспортом. При возврате билета посредником предъявлены к учреждению штрафные санкции, предусмотренные посредническим договором. По каким коду вида расходов КВР и статье (подстатье) КОСГУ бюджетному учреждению в 2019 году нужно отразить расходы на уплату штрафа за возврат билета?

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

В письме от 08.09.2017 № 03-03-06/1/57890 специалисты Минфина России высказали свою позицию по вопросу учета для целей налогообложения прибыли сбора, который удерживают транспортные организации за возврат билета. Точка зрения финансистов в пользу компаний.

С ситуацией, которую рассмотрел Минфин России, сталкиваются многие компании. Предположим, организация направляет своего работника в командировку. Для этих целей приобретается билет на поезд или самолет. Позднее по каким-либо причинам (например, в связи с болезнью работника или же производственной необходимостью) командировка отменяется или переносится дата выезда. Ранее купленный билет организация вынуждена сдать. При этом транспортные организации возвращают стоимость билета за минусом сбора (штрафа). Взимание сбора за возврат как железнодорожных, так и авиабилетов установлено на законодательном уровне (п. 60, 157 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России от 26.07.2002 № 30, п. 97, 98, 100 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2008 № 155, ст. 108 Воздушного кодекса РФ).

Можно ли удержанную сумму учесть при расчете налога на прибыль в составе расходов?

Логика проста

По мнению специалистов Минфина России, организации вправе при формировании налоговой базы по налогу на прибыль учитывать расходы в виде штрафов за возврат билетов транспортной организации. Естественно, при условии, что такие расходы соответствуют критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть документально подтверждены, экономически оправданны и осуществлены для деятельности, направленной на получение дохода.

Также расходы не должны быть поименованы среди тех, которые не учитываются для целей налогообложения на основании ст. 270 НК РФ

Выбираем статью расходов

В комментируемом письме финансисты не уточнили, по какой именно статье расходов компания может учесть рассматриваемые затраты. На наш взгляд, есть два варианта.

Беспроблемный вариант

Организация, обратившаяся за разъяснениями в финансовое ведомство, интересовалась возможностью отражения затрат на возврат билета в составе внереализационных расходов на основании подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ. Напомним, что по этой норме Кодекса учитываются расходы, в том числе в виде признанных должником штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств.

Как видите, финансисты в принципе дали положительный ответ на вопрос. Отметим, что специалисты финансового ведомства допускают учет расходов в виде штрафа за переоформление и возврат билетов, предусмотренного сторонами за невыполнение условий возмездного договора по приобретению билетов, на основании подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ (письма Минфина России от 29.11.2011 № 03-03-06/1/786, от 25.09.2009 № 03-03-06/1/616).

Поэтому компания может включить удержанную транспортной компанией сумму при возврате билета во внереализационные расходы в качестве штрафа.

Возможны претензии

Рассматриваемые затраты некоторые компании отражают в составе командировочных расходов. Но здесь без споров с проверяющими не обойтись.

В перечень командировочных расходов, которые учитываются для целей налогообложения, включены затраты на:

проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;

наем жилого помещения;

оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;

консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.

Суммы, удержанные транспортной организацией при сдаче авиабилета командированным работникам, не относятся к вышеуказанным расходам. Поэтому их нельзя включить в налоговую базу.

Следует отметить, что при возникновении споров с проверяющими компаниям удается в суде доказать правомерность учета рассматриваемых затрат в составе командировочных расходов. В качестве примера можно привести спор, рассмотренный ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 09.07.2009 по делу № А21-6746/2008.

В ходе проверки налоговый орган установил, что компания при расчете налога на прибыль учла потери при возврате билета в связи с изменением сроков командировки. Данные суммы были отражены как командировочные расходы по подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ. Налоговики решили, что организация неправомерно уменьшила налоговую базу в связи с включением в состав расходов экономически не оправданных и документально не подтвержденных затрат. Аргумент — данные затраты не включены в перечень расходов, учитываемых в соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Однако суд с такой точкой зрения не согласился. Арбитры указали, что к расходам на командировки относятся, в частности, затраты на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы. Расходы на командировки учитываются для целей налогообложения прибыли при наличии подтверждающих первичных документов (п. 1 ст. 252 НК РФ). Соответствующие документы у компании были. Спорные суммы были включены в состав расходов на основании утвержденного авансового отчета командированного работника. При этом перенос сроков командировки подтвержден приказом о направлении работника в командировку, авиабилетами и обусловлен производственной необходимостью. В результате суд пришел к выводу, что при таких обстоятельствах затраты, понесенные организацией в связи с изменением сроков командировки, неправомерно квалифицированы инспекторами как экономически неоправданные. Поэтому удержанный транспортной организацией сбор при возврате билета относится к командировочным расходам и учитывается при расчете налога на прибыль на основании подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.

В настоящей статье рассматриваются основные аспекты учета при реализации авиационных билетов агентами, порядок получения и отражения вознаграждения по агентским договорам. Особое внимание уделено учету при аннуляции авиаперевозки клиентом, отражению штрафов и их влиянию на налогообложение прибыли предприятия.

Авиабилет является договором перевозки между авиакомпанией и пассажиром, предоставляющим право на услуги авиационной пассажирской перевозки, в виде именного документа установленного образца. Билет является средством контроля и подлежит обязательной регистрации перед вылетом, после регистрации пассажир получает посадочный талон.

Приобрести авиабилеты покупатель может в туристской фирме или напрямую в авиакомпании. Необходимо отметить, что в дальнейшем от этого будет зависеть перспектива возмещения денежных средств за отказ от уже приобретенного авиабилета.

Практика свидетельствует, что наиболее распространена покупка авиабилетов через туристские фирмы, которые по действующему законодательству имеют заключенные с авиакомпаниями агентские договоры на реализацию данных билетов. В этом случае с туристом заключается договор купли-продажи.

По агентским договорам турфирмы обязуются оформить и продать билеты по требованиям и правилам, которые устанавливает авиакомпания. За свои услуги турфирма получает от перевозчика вознаграждение, которое и является ее выручкой и с которой необходимо платить налоги.

Авиакомпания самостоятельно решает, входит ли вознаграждение посредника в стоимость авиаперелета, которая указывается на бланке билета, либо такое вознаграждение оформляется на специальных бланках (квитанция сборов за оформление). Данные квитанции, так же как и авиабилеты, являются бланками строгой отчетности.

Пример 1. Турагентство "Авиатур-Инн" имеет заключенный агентский договор с авиакомпаний "Ред Вингс Эйр", на основании которого осуществляет продажу авиабилетов по маршруту Москва - Салоники - Москва и Москва - Афины - Москва.

В мае 2010 г. турагентством было продано 8 авиабилетов:

Вознаграждение турагентства в соответствии с договором составляет 15% от стоимости проданных авиабилетов. Авиакомпании перечисляется стоимость авиабилетов за вычетом вознаграждения.

В бухгалтерском учете турагента "Авиатур-Инн" будут сделаны следующие записи:

  • в кассу получены денежные средства за авиабилеты (12 000 руб. x 2 + 13 500 руб. x 2 + 17 000 руб. x 2 + 13 000 руб. x 2):

Дебет счета 50 "Касса"

  • получены бланки авиабилетов от авиакомпании:
  • списаны бланки проданных авиабилетов:
  • отражена задолженность перевозчику по проданным авиабилетам:
  • отражена выручка от продажи авиабилетов в размере агентского вознаграждения (111 000 руб. x 0,15):
  • начислен НДС с агентского вознаграждения (16 650 руб. x 18% / 118%):

Дебет счета 90, субсчет "Налог на добавленную стоимость",

  • перечислена авиакомпании стоимость перевозки за вычетом вознаграждения по агентскому договору (111 000 руб. - 16 650 руб.):

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом (п. п. 1, 2 ст. 786 Гражданского кодекса РФ). При этом на практике случаются ситуации, в результате которых пассажиру приходится аннулировать приобретенный авиабилет.

Клиент вправе отказаться от исполнения договора, вернув купленные авиабилеты, при этом ему необходимо оплатить установленные штрафы за расторжение договоренности.

В случае отказа от полета, возврата или обмена авиабилета необходимо помнить, что условия отказа от полета, возврата или обмена авиабилета зависят от тарифа. Общее правило заключается в следующем: чем дешевле билет, тем с большими потерями производится его обмен или возврат.

Возврат производится на основании предъявляемого авиабилета с неиспользованными полетными купонами.

В случае отказа от полета по желанию пассажира (добровольный возврат) возврат денег за неиспользованный билет производится только в агентстве продажи билета. За несвоевременный отказ от полета (как правило, менее чем за сутки до вылета) с пассажира может удерживаться сбор (штраф) в установленном порядке. Некоторые виды предлагаемых тарифов накладывают ограничения на возврат вне зависимости от времени возврата вплоть до полного запрета возврата купленного билета.

В случае отказа от полета по независящим от пассажира причинам - отмена или задержка рейса, отсутствие мест на рейсе и т.п. (вынужденный возврат) - возврат, как правило, может быть произведен в кассах непосредственно в аэропорту. При этом никакие сборы или штрафы взиматься не должны.

Необходимо уделить внимание тому, что в случае вынужденного возврата представители авиакомпании в аэропорту или работники службы регистрации обязаны сделать в билете соответствующую отметку и заверить ее печатью или личным штампом, так как только такая отметка является основанием для агентства, производящего возврат денег, для признания возврата вынужденным.

По ст. 108 Воздушного кодекса РФ пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета, уведомив об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправления. Кроме того, авиаперевозчик вправе установить льготный срок. Тогда пассажир должен получить обратно всю уплаченную перевозчику сумму. При отказе от полета позднее установленного срока (менее чем за 24 часа до вылета) пассажир имеет право получить обратно уплаченную сумму с удержанием сбора. Законодательно оговорено, что его размер не может превышать 25% от стоимости перевозки.

Иностранные компании в большинстве своем удерживают достаточно большие штрафы, так как на них не распространяются требования, предъявляемые к российским перевозчикам.

В любом случае покупка авиабилета должна сопровождаться изучением покупателем условий и правил его возврата, отказа или обмена, т.к. популярные на сегодняшний момент минимальные тарифы представляют собой невозвратные и неменяемые билеты, при этом они могут подразумевать возврат только такс и аэропортовых сборов.

Размер штрафа не более 25% за отказ от перевозки менее чем за 24 часа до полета установлен также в ч. XXIII "Возврат денежных сумм, уплаченных за перевозку" Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82.

Такой вид штрафа действует только по договору перевозки, который заключается между пассажиром и самим перевозчиком.

В случае покупки авиабилета в туристской фирме, которая имеет агентский договор с перевозчиком, договором между клиентом и турфирмой оговариваются все размеры штрафов, правила взимания и условия их возникновения. Это обосновано тем, что перевозчик свободен в установке штрафов для турфирмы, реализующей его авиабилеты. Поэтому в данной ситуации конечные штрафы для пассажира в случае возврата билета и отказа от вылета могут отличаться от законодательно установленных и подлежат обязательному жесткому закреплению в договорных отношениях. Зачастую турфирмы устанавливают также дополнительные штрафные санкции для покрытия собственных расходов, понесенных при реализации авиабилетов.

Пример 2. Турагентство "ТревелЭйрбас" имеет заключенный агентский договор с авиакомпанией "Тай Авиа", на основании которого осуществляет продажу авиабилетов по маршруту Москва - Куала-Лумпур - Москва. Стоимость одного билета равна 60 000 руб. Агентское вознаграждение составляет 12% от стоимости билета. Турагентство "ТревелЭйрбас" не является плательщиком НДС.

Пассажиром было приобретено два авиабилета, и за 7 дней до осуществления вылета был осуществлен отказ от перелета. Штрафные санкции авиакомпании в данном случае составили 30% от общей стоимости авиаперелета, штрафы агентства - 2000 руб. с каждого проданного билета, подлежащего возврату.

Содержание

Содержание

  • Разбор ситуации (учет комиссии за возврат билета)
  • О правилах перевозки пассажиров и об удержании комиссии за возврат билета
  • Экспертное мнение к вопросу о том, должен ли работодатель компенсировать сотруднику сумму комиссии за возврат билета
  • Бухгалтерский учет комиссии за возврат билета
  • Учет комиссии за возврат билета - пример
  • Законодательные акты по теме
  • Типичные ошибки
  • Ответы на распространенные вопросы про учет комиссии за возврат билета

Если работодатель на определенный срок направляет сотрудника в поездку, чтобы тот выполнил служебное задание вне места постоянной работы, речь идет о командировке. Поскольку подчиненный пребывает в служебной поездке по поручению нанимателя, тот обязан компенсировать работнику все понесенные в ходе поездки расходы, включая затраты на покупку проездных билетов. Но что если сотруднику придется вернуть билет и уплатить комиссию за добровольный возврат? Давайте на конкретном примере разберемся, должен ли работодатель возместить такие затраты, и как производится учет комиссии за возврат билета.

Разбор ситуации (учет комиссии за возврат билета)

Сотрудник бюджетной организации получил деньги под отчет. Он должен был купить проездные билеты для отъезда в командировку с целью участия в семинаре. Сотрудник выполнил поручение и приобрел билеты, но в скором времени семинар был отменен организаторами. Билет пришлось возвращать в кассу. Перевозчик удержал комиссию за добровольный возврат проездного билета. Бухгалтер сомневается, как операции по возврату проездного билета, со стоимости которого перевозчик удержал комиссию, отразятся в бухгалтерском учете.

О правилах перевозки пассажиров и об удержании комиссии за возврат билета

Перевозка пассажиров и багажа перевозчиком, согласно указаниям ст. 784 ГК РФ, осуществляется по договору перевозки. Заключение такого договора подтверждается билетом. Сдача перевозчику багажа удостоверяется багажной квитанцией (ч. 2 ст. 785 ГК РФ). По условиям договора:

  • пассажир берет на себя обязательство по уплате определенной суммы средств за проезд, а также за провоз багажи при его наличии;
  • перевозчик должен осуществить перевозку пассажира и его багажа (при наличии) в пункт назначения, после чего выдать доставленный багаж лицу, уполномоченному на его получение.

Если пассажир решил вернуть купленный билет или обменять его на другой проездной документ, перевозчик взимает за процедуру возврата комиссию, являющуюся по сути своей санкцией за нарушение заказчиком условий договора перевозки пассажира. В таком случае уплата неустойки свидетельствует о том, что имел место факт нарушения договорных обязательств, принятых сторонами договора, о добровольной компенсации суммы штрафных санкций за допущение данных нарушений.

Неустойка (штраф, пеня) – это денежная сумма, размер которой установлен договором или действующим законодательством, и которую должен уплатить кредитору должник в том случае, если обязательства перед ним не были исполнены или были исполнены ненадлежащим образом. Такое определение дает статья 330 ГК РФ.

Экспертное мнение к вопросу о том, должен ли работодатель компенсировать сотруднику сумму комиссии за возврат билета

Эксперты по трудовым отношениям, бухгалтерскому и налоговому учету сошлись во мнении о том, что руководитель сотрудника обязан компенсировать ему сумму комиссии, удержанной перевозчиком за возврат проездного билета. Главное условие – отсутствие вины самого работника. То есть, отмена поездки и возврат билета должны были произойти по причине возникновения обстоятельств, не связанных с действиями работника, например, из-за болезни командированного сотрудника, отмены служебной поездки, перенесения сроков командировки.

Важно! Сумма комиссии, удержанной перевозчиком за возврат билета, не облагается НДФЛ и страховыми взносами.

Комиссия в данном случае – это неустойка за расторжение договора перевозки по инициативе заказчика (за возврат билета в кассу). Руководитель предприятия, направившего сотрудника в командировку, должен издать приказ с указанием причины возврата билета, чтобы обосновать уплату неустойки бюджетным учреждением. Дело в том, что список документов, которые свидетельствовали бы об обоснованности возврата билета и удержания неустойки перевозчиком, действующим законодательством не установлен. То есть, в принципе обосновать расходы организации можно любыми документами, которые доказывали бы факт возврата подчиненному денег, потраченных им на покупку билета, за минусом комиссии, удержанной перевозчиком за возврат билета.

Бухгалтерский учет комиссии за возврат билета

Теперь выясним, как отразить удержанную перевозчиком комиссию в бухгалтерском учете. Обратимся к положениям пп. 5(1).2 п. 5(1) раздела III, п. 3 раздела V Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ (утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н):

Эксперты по бухгалтерскому учету полагают, что оплата штрафа за расторжение договора с перевозчиком должна быть отражена бухгалтером на счете 0 302 93 000 как кредиторская задолженность. Такие выводы сделаны на основании того, что:

Кроме того, обратим внимание на п. 106 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н):

Учет комиссии за возврат билета – пример

Сотрудник бюджетного учреждения получил 50 тысяч рублей под отчет из кассы за счет средств от приносящей доход деятельности. Он купил билеты до места проведения командировки и обратно. Однако, служебная поездка была отменена по причинам, не зависящим от сотрудника. Билеты пришлось вернуть в кассу перевозчика. Размер неустойки за возврат билета составил 10 тысяч рублей. Оставшиеся деньги сотрудник вернул в кассу учреждения.

Разберемся, можно ли учесть компенсацию на возврат билета в составе расходов при исчислении налога на прибыль. Налогоплательщик уменьшит размер полученных доходов на сумму имевших место затрат, чтобы снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (затраты, которые перечислены в статье 270 НК РФ, не могут быть включены в состав расходов). Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ, затраты необходимо подтвердить документально, и они должны быть экономически обоснованы.

Обоснованные расходы на возмещение ущерба и затраты в виде штрафов, пеней и других санкций за нарушение условий договоров (признанные должником, а также подлежащие уплате по решению суда) могут быть включены в состав внереализационных расходов, не имеющих отношение к производству и реализации (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ). Согласно пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ, датой осуществления затаит признается дата вступления в законную силу решения суда или дата признания расходов должником. Соответственно, компенсация за возврат билета может быть учтена как расходы по уплате неустойки.

Бухгалтер отразит операции по расчетам с подотчетным работником по затратам на оплату проезда следующим образом:

Законодательные акты по теме

ст. 166 ТК РФ Понятие командировки
Письмо Минфина РФ от 17.05.2022 № 02-05-10/33638 Об отражении возмещения расходов, понесенных во время командировки, в бухгалтерском учете

Типичные ошибки

Ошибка: Командированный сотрудник приобрел билеты на самолет до места проведения командировки на выданные ему под отчет деньги. Служебная поездка была отменена работодателем, и билеты пришлось вернуть. Перевозчик удержал со стоимости билета комиссию за возврат билета. Сотрудник вернул в кассу учреждения всю сумму, выданную под отчет – комиссию за возврат билета он уплатил из собственных средств.

Комментарий: Работник не должен уплачивать комиссию за возврат билета из личных средств – все расходы, понесенные во время командировки будут компенсированы работодателем. Учреждение спишет данную сумму в расходы при условии, что работник не виноват в отмене командировки.

Ошибка: Учреждение относит в состав расходов сумму комиссии за возврат билета командированным подотчетным сотрудником. Руководитель не издает приказ с указанием причин отмены командировки и возврата билета.

Комментарий: Приказ руководителя в данном случае является документов, доказывающим обоснованность расходов.

Ответы на распространенные вопросы про учет комиссии за возврат билета

Вопрос №1: Командированный сотрудник вернул билет на самолет до места командировки и обратно, купленный на подотчетные средства. Причиной отмены служебной поездки стало заболевание данного работника. Должен ли сотрудник уплачивать комиссию за возврат билета из собственных средств?

Ответ: Болезнь сотрудника не считается виновным действием, по причине которого была отменена командировка. А потому комиссия будет уплачена учреждением работодателя.

Вопрос №2: Сотрудник приобрел билеты до места проведения командировки на выданные ему под отчет средства. Однако, затем работник решил отказаться от поездки и вернул билеты в кассу перевозчика, уплатив комиссию за возврат билета. Должен ли командированный сотрудник вернуть в кассу учреждения всю подотчетную сумму? Или сумма возвращается за вычетом сбора за возврат билета?

Ответ: Поскольку причин для отмены командировки не было, и сотрудник сам не вовремя отказался от командировки, поездка считается отмененной из-за виновных действий работника. Соответственно, комиссия за возврат билета уплачивается за счет сотрудника, а в кассу возвращается вся подотчетная сумма.

Читайте также: