Штраф за нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги

Обновлено: 05.05.2024

  • в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт, т.е. освободили от взыскания неустойки собственников квартир;
  • за несвоевременное и (или) не полностью исполненное лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, обязательств по оплате коммунальных ресурсов (газоснабжение, электроэнергетика, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, твердые коммунальные отходы), т.е. освободили от взыскания неустойки ТСЖ, управляющие компании и т.п.

Сформулированы эти запреты в виде:

Но несмотря на отсутствие изменений в указанных выше статьях законов, в соответствии со ст. 422 ГК РФ положения договоров в данной части должны соответствовать правилам, установленным законом и иными правовыми актами, которым и является в рассматриваемом случае Постановление № 424. Как следствие, положения, установленные Постановлением № 424 распространяются, как на законную, так и на договорную неустойку.

Само Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования – т.е. с 06.04.2020. Но из текста документа не следует, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие до вступления его в силу, ретроспективных оговорок в нем не содержится. Данная мера представляет собой временный мораторий на начисление штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств.

При этом, нормативный акт не содержит конкретики в части пункта 5, в котором идет речь именно о взыскании неустойки в судебном порядке. Подробных комментариев и разъяснений законодатель также не давал. Здесь разберем поподробнее.

В большинстве комментариев содержится предположение, что Правительство запретило с 6 апреля до 1 января 2021 г. взыскивать неустойку (штрафы, пени) в случаях, когда плата за жилье и коммунальные услуги внесена позже срока и (или) не полностью. В этот период управляющие организации не смогут требовать неустойку с жителей, просрочивших оплату коммунальных услуг. В свою очередь, управляющие организации также защитили от штрафных санкций за неисполнение обязательств перед поставщиками коммунальных ресурсов.

То есть, углубляясь в смысл текста пятого пункта, не имея при этом комментариев законодателя, можно воспринимать двоякий смысл указанного:

1. нельзя взыскивать неустойку, начисленную в период с 06.04.2020 по 01.01.2021, а начисленную за просрочку, допущенную до 6 апреля 2020 года можно и сейчас, после 6 апреля;

2. нельзя взыскивать неустойку в обозначенный период в принципе, в том числе начисленную за период просрочки до 6 апреля 2020 года.

Судебная практика

Анализируя уже сложившуюся за короткий промежуток времени судебную практику арбитражных судов, можно сделать вывод, что суды расценивают пятый пункт Постановления № 424 следующим образом: нельзя взыскивать неустойку, начисленную в период с 06.04.2020 по 01.01.2021.

Например, в решении Арбитражного суда Амурской области от 14.04.2020 по делу № А04-1390/2020 суд указал:

Вместе с тем, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 424 в период с 06.04.2020 по 01.01.2021 приостановлено взыскание неустойки (штраф, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги.)

Таким образом, начисление пени по настоящему делу производится с 17.03.2020 по 05.04.2020 и далее начисление приостанавливается с 06.04.2020 по 01.01.2021.

В резолютивной части решения Арбитражного суда Вологодской области от 21.04.2020 по делу № А13-1686/2020 суд более подробно прописал о мораторном периоде:

Взыскать с 14 064 руб. 73 коп. пени за просрочку исполнения денежного обязательства в период с сентября по декабрь 2019 года, рассчитанные за период с 22.10.2019 по 06.04.2020, а также 7038 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

В случае отсутствия оплаты задолженности до 01.01.2021 производить начисление неустойки от не выплаченной в срок суммы в размере 187 824 руб. 58 коп. с 01.01.2021 по день фактической оплаты долга.

В этом решении суд четко обозначил, что если должник не оплатит сумму основного долга до 01.01.2021, то начисление неустойки после указанной даты продолжится до момента фактической оплаты.

Также имеются судебные акты, в которых позиция суда относительно применения Постановления № 424 четко не определена, при этом исковые требования удовлетворяются в полном объеме. Так, например, в резолютивной части решения Арбитражного суда Хабаровского края от 17.04.2020 по делу № А73-2440/2020 суд указал следующее:

Каким образом будет производиться исполнение указанного судебного акта, станет известно только на стадии исполнительного производства.

Арбитражными судами ежедневно принимаются решения, содержащие аналогичные выводы. Суды считают, что положения Постановления № 424 распространяются на взыскание неустоек (штрафов, пеней) только по обязательствам, возникшим в период с 06.04.2020 по 01.01.2021, при этом, ресурсоснабжающие организации вправе предъявлять иски о взыскании неустойки за периоды просрочки исполнения обязательств, возникших с 06.04.2020 не ранее даты, обозначенной в Постановлении - 01.01.2021 г.

В рамках приказного производства, предусмотренного главой 29.1 АПК РФ, дела обстоят сложнее. И здесь суды принимают иную позицию, возвращая заявления о вынесении судебного приказа, если в заявлении есть требование о взыскании неустойки за любой период.

Например, в определении Арбитражного суда Пермского края от 22.04.2020 по делу № А50-7940/2020 суд сделал вывод что, если в период после 06.04.2020 года взыскатель подал в суд заявление о вынесении судебного приказа, в котором помимо требования о взыскании долга содержится требование о взыскании неустойки, взыскание которой приостановлено, суд возвращает такое заявление взыскателю.

А в определении Арбитражного суда Курганской области от 15.04.2020 по делу № А34-3208/2020 суд пришел к выводу о наличии спора о праве, в соответствии с принятым Постановлением № 424, и также отказал в принятии заявления о выдаче судебного приказа.

В заключение можно сделать вывод, что ввиду отсутствия разъяснений, каждая сторона – участник правоотношений будет трактовать закон в свою пользу. Пока преобладает мнение, что положения Постановления № 424 распространяются именно на требование (взыскание) неустоек (штрафов, пеней) только по обязательствам, возникшим в период с 06.04.2020 по 01.01.2021. При этом, нет четкого понимания, вправе ли ресурсоснабжающие и управляющие организации продолжать начисление и впоследствии (после 01.01.2021) требовать неустойку за мораторные периоды, поскольку по истечении этого срока снимается запрет на ее взыскание в судебном порядке.

Update: 30 апреля 2020 года Президиум Верховного Суда Российской Федерации утвердил "Обзор № 2 по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", в пункте 7 которого разъясняется, в отношении каких периодов просрочки в 2020 г. не подлежит начислению неустойка.

Президиум указал, что названный мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 6 апреля 2020 г. до 1 января 2021 г., независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе, если сумма основного долга образовалась до 6 апреля 2020 г., если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.

Как заработать на ошибках в квитанции по ЖКУ

Такая возможность теперь предусмотрена ч. 11 ст. 156 ЖК РФ и ч. 6 ст. 157 ЖК РФ (п. 155.1, п. 155.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов от 06.05.2011 г. № 354 (далее – Правила № 354)).

Кто может потребовать штраф от исполнителя?

Оплату штрафа может потребовать любой потребитель ЖКУ (собственник, проживающий прописанный человек, арендатор) в жилом или нежилом помещении. Штраф можно требовать только один раз за определенный период (нарушение). Обратиться за начислением штрафа к исполнителю может только один из числа прописанных, проживающих совместно потребителей. Подать несколько требований от нескольких собственников не получится за один период нарушения.

Какие условия должны быть соблюдены для выплаты штрафа?

Для выплаты штрафа должны быть соблюдены четыре условия. Такие требования установлены ч. 6, 7 ст. 157 ЖК РФ:

1. Нарушен порядок расчёта за коммунальную услугу.

2. В нарушенном порядке расчёта нет вины потребителя.

3. Исполнитель не устранил ошибку до того, как потребитель обратился с требованием выплатить штраф (обязательное условие, что потребитель должен оплатить квитанцию, иначе штраф не начислят).

4. Ошибочное начисление увеличило размер оплаты ЖКУ.

Должны быть обязательно соблюдены все эти четыре условия, если хотя бы хоть одно условие отсутствует, тогда исполнитель имеет право вам отказать в начислении штрафа.

Когда исполнитель не обязан оплачивать штраф?

1. Ошибка в расчётах произошла по вине потребителя (потребитель подал недостоверные сведения по показаниям индивидуального прибора учета).

2. Исполнителем была вовремя обнаружена ошибка в расчетах, и он сделал перерасчет до того, как потребитель подал претензию на выплату штрафа.

3. Если ошибка в расчётах привела к уменьшению начисления за ЖКУ в квитанции.

За какой период можно требовать оплату штрафа?

Согласно ст. 196. ГК РФ, срок исковой давности составляет 3 года с момента, когда потребитель узнал о нарушении. Но с учетом того, что изменения вступили с начала 2018 года, взыскать с исполнителя за содержание жилого помещения и коммунальные услуги получится только с момента вступления изменения в законную силу.

Как подать заявление Исполнителю?

Подать заявление исполнителю в двух экземплярах. Заявление подается в свободной форме (форму заявление можно взять с сайта ИГЖН по ссылке ОБРАЗЕЦ заявления о перерасчете.docx).

Исполнитель обязан зарегистрировать заявление в реестре входящей корреспонденции. Проверка требований потребителя происходит в течение 30 дней. После этого исполнитель дает ответ в письменной форме с удовлетворением ваших требований или с отказом.

Как рассчитать штраф?

Пример расчёта штрафа

Сумма штрафа рассчитывается, как половина от суммы превышения. Если правильная начисленная сумма за содержание жилья – 1000 рублей за месяц, а вам начислили 1500 рублей, тогда превышение составляет 500 рублей, а размер штрафа составит 250 рублей.

Где можно поискать ошибки по начислению ЖКУ?

2. Потребитель оплатил вовремя оплату за содержание жилья, а в следующей квитанции исполнитель не отобразил эту оплату в квитанции (ч. 11 ст. 156 ЖК РФ).

3. Исполнителем не сделан перерасчет после применения коэффициента, который влияет на объём коммунальных ресурсов, потреблённых на содержание общего имущества в МКД

Это лишь несколько примеров, где можно поискать ошибки в начислениях. Также можно обратить внимание на тарифы, которые установлены на сайте Федеральной службы по тарифам, и сравнить их с тарифами исполнителя. Льготникам стоит обратить внимание на начисления в квитанциях (правильно ли начисляют с применениями их льгот).

Что учесть потребителю?

Штраф является доходом потребителя. Поэтому, согласно п. 5 ст. 226 НК РФ, потребителю следует подать в налоговую инспекцию сведения о доходе физического лица по форме 2-НДФЛ не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Что если Ииполнитель отказывается удовлетворять законные требования потребителя?

После получения отказа в удовлетворении требований потребителя оплатить штраф потребитель имеет право обратиться с заявлением о нарушении своих прав в ИГЖН, Роспотребнадзор, прокуратуру. Обращаться лучше, если есть на руках письменный отказ от исполнителя.

Ещё можно сразу обратиться в суд после отказа нанимателя по начислению штрафа с требованиями о снижении размера платы за содержание квартиры на сумму штрафа, взыскании компенсации морального вреда, штрафа в размере 50%.

В условиях, когда тарифы ЖКХ растут быстрей, чем доходы, обнаружить неправильное начисление коммунальных платежей не очень приятно. Естественно, если речь идет об их увеличении. Рассмотрим, каким образом необходимо поступить плательщику в такой ситуации.

Счёт за коммунальные услуги

Что такое коммунальные платежи. Причины их неправильного начисления

Каждый собственник или наниматель жилья ежемесячно сталкивается с необходимостью оплачивать услуги жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Платежные ведомости поступают уже рассчитанными или произвести начисления необходимо самостоятельно. В комплекс услуг ЖКХ включены следующие:

  • Вывоз и утилизация бытовых отходов;
  • Холодное и горячее водоснабжение и водоотведение;
  • Отопление помещения;
  • Снабжение электроэнергией;
  • Подача газа;
  • Техобслуживание оборудования (лифты и пр.).

Тарифы на коммунальные услуги согласно ст. 157 ЖК РФ устанавливаются органами власти субъектов РФ по итогам независимой экспертизы об обоснованности затрат. Кроме того ряд тарифов устанавливается управляющей компанией и общим собранием собственников ЖСК и ТСЖ. Но установление базовых тарифов – это обязанность Правительства РФ.

Сами тарифы могут быть различны. Они создаются или на основании одной ставки, или дифференцировано в зависимости от времени суток и сезона. Окончательный подсчет для каждого субъекта осуществляется компьютерной программой, исходя из сведений по использованным ресурсам, подаваемых потребителями или на основании данных о количестве человек, проживающих в помещении.

Причины неправильных начислений. Куда обращаться

В какой-то момент абонент достает из почтового ящика квитанцию об оплате коммунальных услуг и понимает, что итоговая сумма слишком высока. Он начинает пересчитывать самостоятельно и получает более низкую сумму, благо, что найти в интернете тарифы, которые на данный момент используются в регионе, нетрудно.

Существует две причины, по которым происходит искажение представленной к оплате суммы:

  • Банальная ошибка, связанная с неправильным вводом данных о тарифах в компьютерную программу или неправильное применение ставок;
  • Намеренный неправильный расчет с целью присвоения денежной разницы. Осуществляется путем завышения тарифных ставок или включения в платежную квитанцию отсутствующих в реальности коммунальных услуг.

Если плательщик обнаружил неточности в начислениях, то ему следует составить заявления, в котором излагаются требования о проведении перерасчета.

Разберемся, куда обращаться в первую очередь.


Прежде чем подать заявление, необходимо детально ознакомиться с используемыми в регионе тарифами и сопоставить их с показаниями приборов учета потребляемых ресурсов (счетчиков на воду, электричество, газ).

Законом отводиться максимум месяц, в течение которого руководство компании обязано дать обоснованный ответ на заявление жильца. Если же оно отказывается это делать или предоставляет малоаргументированный ответ, то плательщик имеет право обратиться уже в контролирующие органы.


Но если плательщик усматривает в действиях управляющей компании серьезный корыстный умысел, то следует обратиться в Прокуратуру. Заявление можно отнести лично или воспользоваться онлайн службой по приему на официальном сайте.

Когда контролирующие органы обнаруживают в действиях УК нарушения, то ей направляется предписание на их устранение.

При проведении перерасчетов компания не возвращает денежные средства за неправильно рассчитанные квитанции, а переносит их в счет будущих платежей.

Судебные споры

Каждый плательщик имеет право без обращения в контролирующие органы, подать иск в суд общей юрисдикции с жалобой на действия управляющей компании. Прежде чем решиться на такой шаг, следует учесть, что собирать доказательную базу и аргументировать предстоит самому истцу.

Управляющая компания в таких условиях может отказать плательщику в предоставлении полной информации по тарифам и расчетам. Тогда необходимо подать в суд ходатайство о принудительном взыскании информации.

Возможное наказание

Согласно ст. 157 ЖК РФ лицо, которое предоставляет коммунальные услуги, обязано выплатить нанимателю или собственнику жилья при неправильном начислении сумму обязательных к оплате за эти услуги штраф. Размер его составляет 50 % от той величины, на которую превышен платеж.

Если поставщик не просто неправильно произвел расчет, а завысил или занизил установленные государственными органами тарифы, то ответственность для него наступает по ст. 14.6 КоАП РФ. Так, при завышении тарифов предусмотрены следующие меры наказания:

  • Физические лица выплатят штраф в размере до 5 тыс. руб.
  • Для должностных лиц штраф более высокий – 50 тыс. руб., а в ряде случаев – дисквалификация на срок до 2 лет.
  • Организациям придется в качестве штрафа заплатить сумму, которая в два раза превышает излишнюю выручку (временной отрезок не может составлять более года).

Штраф при занижении тарифов также предусмотрен:

  • Физические лица обязаны будут выплатить 5 тыс. руб.
  • Должностным лицам придется выплатить 50 тыс. руб. или подвергнуться дисквалификации на срок до 3 лет.
  • Для организаций предусмотрен штраф в размере до 100 тыс. руб.

Если поставщик услуг или управляющая компания допускают серьезные нарушения в своей деятельности, то плательщику необходимо отстаивать свои права посредством обращения в контролирующие органы и в суд.

Рассказываем, как оштрафовать ЖЭК за завышенную платежку

Еще с января 2018 года у собственников и нанимателей жилья появилась возможность оштрафовать управляющую организацию за необоснованное увеличение размера платы за жилищно-коммунальные услуги. Тем не менее большинство жителей не требуют выплаты штрафа, столкнувшись с нарушениями в начислениях за ЖКУ. Чаще всего из-за нежелания судиться с ЖЭКом.

ЗА ЧТО ПОЛАГАЕТСЯ ШТРАФ

Ошибки при начислениях за жилищно-коммунальные услуги могут быть допущены как сознательно, то есть с целью завышения стоимости, так и в результате технического сбоя. В любом случае это не ваша проблема. Обсчитали? Обязаны сделать перерасчет и выплатить штраф.

Полный порядок выплаты штрафа приводится в пп 155(1) и 155(2) Постановления Правительства №354-ПП. Основания для штрафа изложены в ч. 11 ст. 156 и ч. 6 ст. 157 ЖК РФ.

За необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя, исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50% величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить.

КОГО МОЖНО ОШТРАФОВАТЬ

Неважно, управляет вашим домом УК, создано ТСЖ или ЖСК – при выявлении нарушения виновник выставления несправедливой платежки обязан выплатить собственнику или нанимателю помещения в многоквартирном доме штраф в размере 50% от суммы превышения платы.

Неправильные начисления могут возникнуть по вине ЕРЦ или ресурсоснабжающей организации. Тем не менее в многоквартирном доме за предоставление воды, света или газа отвечает управляющая компания. Она же отвечает за передачу информации для формирования платежного документа ЕРЦ (РКЦ и т. п.).

Поэтому вне зависимости от того, с начислениями по какой строке квитанции вы не согласны, заявление о перерасчете и выплате штрафа подаем в УК (ТСЖ, ЖСК).

В КАКИХ СЛУЧАЯХ ВЫПЛАТЯТ ШТРАФ

Штраф выплатят, если:

- обнаружена техническая или умышленная ошибка в начислениях;

- эта ошибка увеличила размер платы;

- ошибка не устранена до того, как потребитель написал заявление или оплатил квитанцию.

Эти три основания должны присутствовать одновременно. Об этом сказано в ч. 6 ст. 157 ЖК РФ.

Штраф не выплатят, если:

- управляющая организация заметила ошибку и перевыставила платежку;

- при рассмотрении заявления выяснилось, что расчеты были сделаны верно.

ЧТО УКАЗАТЬ В ЗАЯВЛЕНИИ

Если вы получили платежку с завышенными тарифами, обратитесь с письменным заявлением о перерасчете и выплате штрафа в управляющую организацию. Форма заявления – свободная, но в нем обязательно должны содержаться следующие данные: кому адресовано заявление; ваши фамилия, имя, отчество; адрес, на который поступила квитанция с неверными расчетами; период и вид услуги, расчет по которой завышен.

В июле 2019 года вышло Постановление Правительства №897-ПП, где сказано, что при требовании перерасчета или штрафа заявитель должен указывать свои паспортные данные и ИНН (при его наличии). Управляющая организация не позднее 30 дней со дня поступления обращения обязана провести проверку правильности начислений.

Управляющая компания не имеет права отказать в регистрации заявления, даже если основания для перерасчета или штрафа отсутствуют.

КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО УЗНАТЬ РАЗМЕР ШТРАФА

Сумма штрафа – половина от суммы превышения, которое допущено в расчетах. Например, в квитанции указана плата за отопление в размере 2 тысячи рублей. А согласно тарифам и формулам, положено было выставить ее на сумму 1,8 тысячи рублей.

Превышение составило 200 рублей. Это значит, что, помимо возврата потребителю 200 рублей в качестве перерасчета, управляющая организация обязана вернуть потребителю еще 100 рублей в качестве штрафа за неверные начисления.

В КАКИЕ СРОКИ ВЫПЛАТЯТ

Не забывайте: помимо штрафа УК обязана будет вам вернуть и всю разницу между реальным платежом и тем, что начислили.

КУДА ПЕРЕЧИСЛЯТ ДЕНЬГИ

Штраф уплачивается путем снижения размера платы за содержание жилого помещения. Либо уменьшения размера задолженности по квартплате. В этой ситуации задолженность должна быть подтверждена судебным актом, вступившим в законную силу.

Читайте также: