Непредставление налоговой декларации в установленный срок влечет штраф

Обновлено: 18.05.2024

Действующее законодательство Российской Федерации устанавливает два вида юридической ответственности за нарушение сроков представления налоговых деклараций: административную (статья 15.5 КоАП РФ) и налоговую (статья 119 НК РФ). Указанные правонарушения принято считать вполне обыденными, в связи с чем налогоплательщики, пропустив сроки представления расчетов и деклараций, нередко воспринимают налагаемые налоговыми органами штрафы как нечто само собой разумеющееся. Между тем, правоприменительная практика нередко свидетельствует о том, что требования налоговых органов не всегда правомерны и зачастую налогоплательщик имеет возможность избежать штрафов даже в безнадежной, на первый взгляд, ситуации. Комментирует М.С. Мухин, начальник управления Госнаркоконтроля России.

Как известно, статья 119 НК РФ устанавливает два вида ответственности за непредставление налоговой декларации в зависимости от продолжительности противоправного деяния. При непредставлении налоговой декларации в течение не более 180 дней ответственность наступает в соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ, а при просрочке более 180 дней - согласно пункту 2 этой же статьи. Подобная градация выглядела бы вполне естественной, если бы во втором случае меры ответственности были более жесткими. Однако сравнение пунктов 1 и 2 статьи 119 НК РФ позволяет убедиться в том, что так происходит далеко не во всех случаях. Причина заключается в том, что пункт 1 статьи 119 НК РФ устанавливает нижнюю границу ответственности (не менее 100 рублей), тогда как пункт 2 данной статьи подобной границы не содержит. Таким образом, налогоплательщик, задержавший представление "пустой" налоговой декларации на один день, находится в менее выгодном положении по сравнению с налогоплательщиком, не представляющим такую же налоговую декларацию более полугода.

Вопрос о необходимости представления в налоговые органы "пустых" налоговых деклараций сам по себе также долгое время был предметом многих споров. Конец дискуссиям положил Президиум ВАС РФ, изложивший свою позицию по данному вопросу в пункте 7 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (информационное письмо от 17.03.2003 № 71).

Согласно данной позиции отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации.

Буквальное следование подобному толкованию статьи 80 НК РФ приводит к выводу о том, что налоговые органы обязаны представлять налоговые декларации по целому ряду налогов сами себе, а в случае их непредставления - сами себя привлекать к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ. Ведь согласно положениям статей 143, 235 и 245 НК РФ статус налогоплательщика НДС, ЕСН и налога на прибыль соответственно возникает у организации независимо от того, осуществляет ли она предпринимательскую деятельность. Понятие же "организация" в силу абзаца второго пункта 2 статьи 11 НК РФ охватывает всех юридических лиц, включая и налоговые органы.

В то же время, следует отличать налогоплательщиков, не имеющих налоговых обязательств по итогам налогового периода, от лиц, не обладающих статусом налогоплательщика по тому или иному налогу (например, лицо, применяющее упрощенную систему налогообложения, не является налогоплательщиком налога на прибыль).

Еще одна любопытная особенность статьи 119 НК РФ состоит в том, что ее субъектами являются только налогоплательщики, несмотря на то, что обязанность представлять в налоговые органы налоговые декларации может возлагаться и на налоговых агентов. Тем не менее, налоговые агенты, не выполнившие такую обязанность, к налоговой ответственности по статье 119 НК РФ привлечены быть не могут.

Налоговая ответственность за непредставление декларации

Как известно, статья 119 НК РФ устанавливает два вида ответственности за непредставление налоговой декларации в зависимости от продолжительности противоправного деяния. При непредставлении налоговой декларации в течение не более 180 дней ответственность наступает в соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ, а при просрочке более 180 дней - согласно пункту 2 этой же статьи. Подобная градация выглядела бы вполне естественной, если бы во втором случае меры ответственности были более жесткими. Однако сравнение пунктов 1 и 2 статьи 119 НК РФ позволяет убедиться в том, что так происходит далеко не во всех случаях. Причина заключается в том, что пункт 1 статьи 119 НК РФ устанавливает нижнюю границу ответственности (не менее 100 рублей), тогда как пункт 2 данной статьи подобной границы не содержит. Таким образом, налогоплательщик, задержавший представление "пустой" налоговой декларации на один день, находится в менее выгодном положении по сравнению с налогоплательщиком, не представляющим такую же налоговую декларацию более полугода.

Вопрос о необходимости представления в налоговые органы "пустых" налоговых деклараций сам по себе также долгое время был предметом многих споров. Конец дискуссиям положил Президиум ВАС РФ, изложивший свою позицию по данному вопросу в пункте 7 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (информационное письмо от 17.03.2003 № 71).

Согласно данной позиции отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации.

Буквальное следование подобному толкованию статьи 80 НК РФ приводит к выводу о том, что налоговые органы обязаны представлять налоговые декларации по целому ряду налогов сами себе, а в случае их непредставления - сами себя привлекать к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ. Ведь согласно положениям статей 143, 235 и 245 НК РФ статус налогоплательщика НДС, ЕСН и налога на прибыль соответственно возникает у организации независимо от того, осуществляет ли она предпринимательскую деятельность. Понятие же "организация" в силу абзаца второго пункта 2 статьи 11 НК РФ охватывает всех юридических лиц, включая и налоговые органы.

В то же время, следует отличать налогоплательщиков, не имеющих налоговых обязательств по итогам налогового периода, от лиц, не обладающих статусом налогоплательщика по тому или иному налогу (например, лицо, применяющее упрощенную систему налогообложения, не является налогоплательщиком налога на прибыль).

Еще одна любопытная особенность статьи 119 НК РФ состоит в том, что ее субъектами являются только налогоплательщики, несмотря на то, что обязанность представлять в налоговые органы налоговые декларации может возлагаться и на налоговых агентов. Тем не менее, налоговые агенты, не выполнившие такую обязанность, к налоговой ответственности по статье 119 НК РФ привлечены быть не могут.

Административная ответственность за непредставление декларации

В отличие от статьи 119 НК РФ, статья 15.5 КоАП РФ рассматривает в качестве субъектов ответственности должностных лиц. Подчеркнем, что речь идет о должностных лицах не только организаций-налогоплательщиков, но и организаций - налоговых агентов. Таким образом, главный бухгалтер организации - налогового агента, не представившей в налоговый орган налоговую декларацию по НДС, может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере от трех до пяти МРОТ.

Еще одной отличительной особенностью статьи 15.5 КоАП РФ является более корректная по сравнению со статьей 119 НК РФ формулировка правонарушения в наименовании статьи. Так, в наименовании статьи 15.5 КоАП РФ речь идет о нарушении сроков представления налоговой декларации, а не о ее непредставлении, как в наименовании статьи 119 НК РФ.

Следует особо подчеркнуть, что налоговые органы не наделены правом привлекать должностных лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.5 КоАП РФ. Статья 23.1 КоАП РФ относит данный вопрос к исключительной компетенции судов.

Должностным лицам налоговых органов предоставлено право составлять протоколы по делам о таких правонарушениях.

С момента введения КоАП РФ в действие должностные лица налоговых органов активно пользовались этим правом. Рискнем утверждать, что правомочность таких действий до недавнего времени вполне могла быть оспорена.

В соответствии с частью 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 2 и 3 этой же статьи, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Перечень должностных лиц налоговых органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, был утвержден приказом МНС России от 17.10.2003 № БГ-3-06/547. Остается только гадать, на чем до октября 2003 года основывались должностные лица налоговых органов, составляя протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.3 - 15.9, 15.11, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 КоАП РФ.

Кто вправе устанавливать сроки представления налоговых деклараций?

Ответ на этот вопрос представляется достаточно очевидным. Установление сроков представления налоговых деклараций находится в исключительной компетенции законодателя. Тем не менее, МНС России нередко присваивало себе данное право. В первую очередь, об этом свидетельствует установление Инструкцией МНС России от 04.04.2000 № 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" сроков представления в налоговые органы деклараций по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов, налога с владельцев транспортных средств и налога на пользователей автомобильных дорог. Еще один пример подобного нормотворчества - письмо Минприроды России, Минфина России и Госналогслужбы России от 03.03.1993 № 04-15/61-638, 19, ВГ-6-02/10, возложившее на природопользователей обязанность ежеквартально представлять налоговым органам расчеты платы за загрязнение окружающей природной среды (неналоговый статус этого платежа в данном случае принципиального значения не имеет).

Едва ли следует удивляться тому, что налоговые органы привлекали налогоплательщиков и их должностных лиц к налоговой и административной ответственности за несоблюдение сроков представления деклараций (расчетов), не задумываясь над законностью установления этих сроков ведомственными правовыми актами. Не проявил должной принципиальности и Минюст России, зарегистрировавший оба ведомственных акта.

К сожалению, подобная практика не получила должной и единой оценки со стороны арбитражных судов. Во многих случаях арбитражные суды выносили решения о взыскании с налогоплательщиков налоговых санкций за непредставление в налоговые органы деклараций (расчетов) в сроки, установленные МНС России. Трудно сказать, почему при разрешении споров игнорировалось содержание статьи 119 НК РФ, предусматривающей ответственность за непредставление налоговой декларации в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. Достойно сожаления и то, что Высший Арбитражный Суд РФ не высказал свою позицию по столь важному вопросу.

В связи с этим трудно переоценить значение Определения от 10.07.2003 № 316-О, вынесенного Конституционным Судом РФ, в котором содержится исчерпывающая оценка попыткам подменить ведомственными правовыми актами законодательство о налогах и сборах: ". Пункт 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей ответственность за непредставление налоговой декларации, не может рассматриваться как основание для привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение предписаний, содержащихся в ведомственном правовом акте."

Несмотря на то, что в Определении КС РФ речь идет о декларации по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов, данный судебный акт носит универсальный характер и применим ко всем подобным случаям незаконного ведомственного нормотворчества. Из платежей, упомянутых выше, ныне сохраняет свое действие только плата за загрязнение окружающей среды. Не вдаваясь подробно в связанные с ней проблемы, заметим, что Определение КС РФ от 10.07.2003 № 316-О дает абсолютно четкий ответ, по крайней мере, на один вопрос - о представлении налоговым и природоохранным органам расчетов платы.

Заключение

Изложенное выше отражает только часть проблем, связанных с применением юридической ответственности за нарушение сроков представления налоговых деклараций. Нет сомнений в том, что и статья 119 НК РФ, и статья 15.5 КоАП РФ нуждаются в серьезных изменениях. Однако до внесения необходимых поправок в законодательство налогоплательщикам и их должностным лицам еще долгое время предстоит сталкиваться с указанными статьями в их нынешнем виде. Учитывая, что наложение административных штрафов и взыскание налоговых санкций находится в компетенции судов (арбитражных судов), налогоплательщикам и их должностным лицам следует активнее отстаивать свои интересы и не торопиться уплачивать штрафы в добровольном порядке.

О приёме документов 29 и 30 декабря 2021 года!

28.12.2021

Арбитражный суд Вологодской области объявляет о приеме документов на замещение должности государственной гражданской службы секретарь судебного заседания на условиях срочного служебного контракта.

27.12.2021

Ответственность за непредставление налоговой декларации

Ответственность за непредставление налоговой декларации

Пунктом 1 ст. 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п. 2 настоящей статьи, в виде взыскания штрафов размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 руб.
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрена ответственность за непредставление налогоплательщиком декларации в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации в виде взыскания штрафа в размере 30 % и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, соответственно за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
В 2001-2002 гг. Арбитражным судом Вологодской области рассмотрено около 1000 дел по спорам, связанным с взысканием штрафных санкций за нарушение сроков представления налоговых деклараций. Налоговые органы привлекали налогоплательщиков к ответственности по ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление деклараций по налогу на доходы предпринимателей, налогу на прибыль, налогу на имущество юридических лиц и предпринимателей, налогу на рекламу, НДС, налогу с продаж, налогу на пользователей автодорог, налогу с владельцев автотранспортных средств, расчетов по единому налогу на вмененный доход, расчетов по целевому сбору на содержание муниципальной милиции, благоустройство территории и нужды образования, по сбору на содержание жилфонда и объектов соцкультсферы, земельному налогу, расчетов 10% отчислений от платы за фактическое загрязнение окружающей природной среды, расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования РФ.
Подавляющее большинство требований налоговых органов о взыскании штрафных санкций по данной статье Кодекса судом удовлетворено. Однако по 6,4% дел частично или полностью отказано в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Налоговым органом пропущен срок обращения в суд для взыскания налоговой санкции, установленный ст. 115 НК РФ.
Налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании налоговых санкций за несвоевременное представление ООО налоговой декларации по НДС за октябрь 1999 г.
Суд отказал инспекции в удовлетворении иска в связи с тем, что налоговым органом пропущен шестимесячный срок давности взыскания санкции, установленный ст. 115 Кодекса. Поскольку обязательного составления акта по камеральным проверкам НК РФ не предусмотрено, то, по мнению суда, днем обнаружения налогового правонарушения является день представления декларации в налоговую инспекцию, т. е. 20.12.99. С иском налоговая инспекция обратилась в суд лишь 09.01.2001.

Налоговой инспекцией ошибочно определен период просрочки представления налоговой декларации.
Налоговая инспекция обратилась в суд с иском о взыскании с ООО штрафных санкций в сумме 107 420 руб. 20 коп. за несвоевременное представление налоговых деклараций по п. 1и2ст. 119НКРФ.
Суд частично удовлетворил требования налоговой инспекции, выявив ошибку в исчислении инспекцией количества месяцев просрочки представления налоговых деклараций, и снизил размер штрафа. Причина неверного исчисления налоговым органом периода просрочки представления налоговой декларации - ошибочное определение неполных месяцев просрочки исходя из календарных месяцев просрочки.
По смыслу ст. 119 Кодекса размер штрафа определяется в зависимости от продолжительности просрочки представления декларации в размере 5% суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления. Например, срок представления декларации установлен до 20.04.2002. Фактически декларация представлена 16.06.2002. То есть просрочка составляет два месяца, в том числе один полный месяц (с 20.04.2002 до 20.05.2002) и один неполный месяц (с 20.05.2002 до 16.06.2002).
Налоговая инспекция начисляет штраф за три месяца просрочки из расчета: с 20.04 по 30.04.2002 - один неполный месяц, с 01.05 по 31.05.2002 - один полный месяц, с 01.06 по 16.06.2002 - второй неполный месяц. В результате неправомерно начислены санкции за один лишний месяц.
По данной причине судом частично снижен размер штрафных санкций еще по четырем делам.

Налоговая инспекция была не вправе применять к налогоплательщику ответственность по ст. 119 НК РФ, так как предприниматель не занимался в определенный период предпринимательской деятельностью и доход не получал.
Суд отказал в удовлетворении требований налоговой инспекции о взыскании с предпринимателя штрафа в сумме 100 руб. за несвоевременное представление декларации о доходах за 2000 г.
В силу подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Из представленной декларации и принятого инспекцией решения усматривается, что предприниматель в 2000 г. предпринимательской деятельностью не занимался, доход не получал. При отсутствии объекта обложения налогом отсутствует налог, подлежащий уплате на основе этой декларации. Следовательно, привлечение налогоплательщика к ответственности на основании п. 1 ст. 119 Кодекса за несвоевременное представление декларации неправомерно, поскольку санкции статьи связывают размер штрафа с суммой налога, подлежащей уплате.

Судом применены смягчающие ответственность обстоятельства на основании ст. 112 Налогового кодекса РФ.
Налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании с банка штрафных санкций в сумме 26 176 руб. 54 коп. за несвоевременное представление деклараций по НДС за апрель и июль 1999 г. Судом размер штрафа снижен в два раза в связи с применением в качестве смягчающих ответственность следующих обстоятельств: уплата доначисленного НДС, нахождение главного бухгалтера филиала на больничном в период представления указанных деклараций.

• Еще по одному делу судом также снижен размер штрафа в два раза в связи с применением смягчающего обстоятельства - болезни главного бухгалтера в период совершения правонарушения, что подтверждено письменными доказательствами.

• В качестве смягчающих ответственность обстоятельств по другим делам суд учитывал нарушение срока представления налоговой декларации только на один день, предоставление ходатайства ответчиком об уменьшении размера штрафных санкций в связи с его тяжелым финансовым положением и наличием задолженности в бюджеты всех уровней, незначительный доход хозяйствующего субъекта от предпринимательской деятельности, нахождение на его иждивении матери и тяжелое финансовое положение, уплата доначисленных по проверке налогов и пеней, несоразмерность размера штрафа характеру налогового правонарушения, компенсация ущерба бюджету в течение 2001 - 2002 гг. излишней уплатой налога в сумме 5 080 000 руб., существенность взыскиваемого размера штрафа для финансового состояния ответчика.

Суд установил наличие обстоятельства, исключающего привлечение лица к ответственности по ст. 119 НК РФ, - отсутствие вины налогоплательщика в совершении правонарушения.
Суд отказал в удовлетворении требований налоговой инспекции о взыскании с ОАО штрафа за несвоевременное представление в налоговый орган расчета 10% отчислений от оплаты за фактическое загрязнение окружающей природной среды за I квартал 2001 г.
В соответствии с п. 3 Порядка направления 10 % платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации, утвержденного Минприроды РФ от 03.03.93 № 04-15/61-638, Минфином РФ от 03.03.93 № 19, Госналогслужбой РФ от 03.03.93 № ВГ-6-02/10, природопользователи определяют и согласовывают с соответствующими территориальными органами Минприроды РФ на год с поквартальной разбивкой величину платы за загрязнение окружающей природной среды и представляют налоговым органам по месту нахождения природопользователя до 1 февраля текущего года по форме согласно Приложению № 1.
ОАО заявка для получения разрешения на выбросы в атмосферу, сбросы сточных вод и размещение отходов направлялась в соответствующий орган неоднократно - 04.12.2000, 20.02.2001. Это следовало из представленных документов и не оспаривалось представителем налоговой инспекции. Однако окончательное разрешение получено 29.05.2001. Кроме того, в связи с ликвидацией комитетов по охране окружающей среды в городах и районах области организация выдачи разрешений была поручена районной администрации, что также явилось одной из причин нарушения срока согласования величины платы за загрязнение окружающей среды.
При указанных обстоятельствах общество нарушило срок для представления расчета по не зависящим от него причинам. Отсутствие вины в совершении налогового правонарушения исключило привлечение общества к ответственности по п. 1 ст. 119 Кодекса.
Другим примером может служить решение суда об отказе в удовлетворении требований ИМНС о взыскании с ЗАО суммы 398 руб. 70 коп., в том числе за несвоевременное представление налоговых деклараций за I полугодие 2001 г. по налогу на имущество, налогу на пользователей автодорог, по целевому сбору на содержание милиции, благоустройство территории, нужды образования.
Суд признал отсутствие вины налогоплательщика в совершении этого правонарушения в связи с тем, что 18.06.2001 следователем следственного управления внутренних дел города произведена выемка бухгалтерских документов в офисе данного ЗАО, о чем составлен протокол.
Согласно протоколу от 18.06.2001 в перечне изъятых значатся и бухгалтерские документы, необходимые для составления налоговых деклараций по указанным выше налогам, в частности документы по реализации продукции (работ, услуг), по учету основных средств, по учету сотрудников предприятия и т. д.
Поскольку при изъятии бухгалтерской документации организация была лишена возможности представления в налоговый орган налоговых деклараций, содержащих достоверные сведения, ЗАО письмом от 27.07.2001 поставило в известность инспекцию о невозможности сдать вовремя бухгалтерскую и налоговую отчетность за I полугодие 2001 г. Следовательно, налоговому органу было известно об отсутствии вины организации в данном правонарушении.

Налоговым органом при привлечении лица к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ не соблюдены требования ст. 101 Кодекса.
Судом удовлетворены требования предпринимателя о признании недействительными решений налоговой инспекции о привлечении его к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ за нарушение срока представления деклараций по единому налогу на вмененный доход за I и II кварталы 2002 г. по следующим основаниям.
Решения приняты заместителем руководителя налоговой инспекции по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки. В соответствии с п. 9 ст. 21 и п. 7 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан направлять налогоплательщику копии актов налоговых проверок. Согласно п. 7 ст. 21 Кодекса налогоплательщик имеет право представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению налогов, а также по актам проведения на логовых (выездных и камеральных) проверок.
Таким образом, Налоговым кодексом РФ предусмотрена упрощенная процедура привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. По смыслу указанных положений при выявлении налоговым органом факта налогового правонарушения он обязан поставить налогоплательщика в известность о том, что ведется производство по делу о налоговом правонарушении, и предложить представить объяснения или возражения.
Согласно п, 1 ст. 101 НК РФ в случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика.
Из материалов дела следует, что налоговый орган не предложил предпринимателю представить объяснения или возражения, акт камеральной проверки ответчику не направлялся. Значит, предприниматель был лишен возможности представить объяснения или возражения по факту налогового правонарушения, присутствовать при рассмотрении материалов проверки руководителем налогового органа, т. е. были нарушены права налогоплательщика, предусмотренные п. 1 ст. 101 Кодекса.
При указанных обстоятельствах признаны недействительными решения налогового органа о привлечении индивидуального предпринимателя к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Аналогичные решения приняты судом еще по трем делам.

Суд не согласился с выводом налогового органа о том, что расчет дополнительных платежей является налоговой декларацией.
Решением суда отказано в удовлетворении требований налогового органа в части взыскания с ЗАО штрафа по п. 2 ст. 119 НК РФ в сумме 3 963 руб. 59 коп. за непредставление расчета дополнительных платежей по налогу на прибыль за III квартал 1999 г.
Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога. Вместе с тем расчет дополнительных платежей указанных сведений не содержит. Декларацией по налогу на прибыль является расчет налога от фактической прибыли. По этому штраф начислен налоговым органом без достаточных оснований.

Налогоплательщику предоставлено право на реструктуризацию штрафных санкций, поэтому за их взысканием налоговый орган обратился в суд без имеющихся на то оснований.
Налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании с ЗАО штрафных санкций в сумме 21 359 руб. 08 коп. за несвоевременное представление деклараций за 2000 г. и I квартал 2001 г. по налогу на прибыль, по налогу на имущество, по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, по сбору на содержание муниципальной милиции, по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также по НДС - за январь, февраль, март 2001 г.
В то же время из имеющихся в деле материалов видно, что обществу предоставлено право на реструктуризацию части суммы штрафов по НДС, налогу на прибыль, сбору на содержание жилфонда. На день рассмотрения спора первый срок погашения обществом указанной задолженности по реструктуризации не истек. Следовательно, у налогового органа не было оснований взыскивать часть суммы штрафа по ст. 119 НК РФ в судебном порядке. В удовлетворении требований в этой части судом отказано.
В результате анализа судебной практики, связанной с применением ст. 119 Налогового кодекса РФ, можно сделать следующие выводы.

1. Количество дел данной категории, рассмотренных за 2002 г., по сравнению с тем же периодом 2001 г. увеличилось на 30%.

2. Заявленные требования налоговых органов удовлетворены судом по 68,6% дел. В 25% случаев производство по делам было прекращено в связи с добровольной уплатой налога плательщиками предъявленных к взысканию сумм после возбуждения судом производства по делу.

3. Отказы в удовлетворении требований налоговых инспекций в полном объеме происходят, как правило, в случае пропуска инспекциями срока давности взыскания налоговых санкций, установленного ст. 115 НК РФ.

4. Частичный отказ в удовлетворении требований ИМНС нередко происходит по причине ошибок в расчетах налоговых органов.

5. Привлечение налогоплательщиков к ответственности по ст. 119 НК РФ обжалуется относительно редко, что свидетельствует о законности и обоснованности решений, принимаемых налоговыми органами.

Любой бухгалтер знает, что за несвоевременное представление декларации налоговики оштрафуют организацию . Но для некоторых становится неприятным сюрпризом, когда за это же нарушение наказывают и самого бухгалтера . На самом деле удивляться тут нечему. Ведь привлечение к ответственности организации не освобождает от административной ответственности ее должностных лиц .

Какое возможно наказание

За просрочку сдачи налоговой декларации вы можете отделаться предупреждением, но, скорее всего, вам грозит штраф от 300 до 500 руб. (на усмотрение судьи) . Наказать за такой проступок могут только в течение года со дня, следующего за последним днем, отведенным для представления декларации .

Например, если вы просрочили сдачу "прибыльной" декларации за 2011 г., то срок для наказания - с 29 марта 2012 г. по 28 марта 2013 г.

Кстати, за несвоевременное представление налоговых расчетов или бухгалтерской отчетности руководитель или бухгалтер тоже могут быть оштрафованы , в таком же порядке, как и при просрочке сдачи деклараций.

Привлечь к административной ответственности за несвоевременную сдачу декларации могут и руководителя . Кстати, налоговики чаще штрафуют именно его (особенно если в их базе данных отсутствуют сведения о главном бухгалтере).

Отметим, что налоговики должны любым способом известить вас о месте и времени составления протокола, для того чтобы вы могли при этом присутствовать и внести при необходимости свои замечания . Но даже если они вас не известят, то административное дело из-за этого опять же автоматом не закроется.

Как правило, когда бухгалтер приносит в ИФНС отчетность уже по окончании срока ее представления, инспекторы пытаются тут же составить протокол и вручить его бухгалтеру. Иногда даже угрожая не принять "просроченную" отчетность, пока бухгалтер не возьмет протокол.

Если же вы в инспекции не появляетесь, а сведения о вас есть в базе ИФНС, то протокол составят без вас и его копию вам направят по почте .

Внимание! Если вы просрочили сдачу декларации более чем на 10 рабочих дней, налоговики могут заблокировать счета вашей организации

Каким будет наказание - решает судья

Составленный протокол налоговики направляют мировому судье .

Вас должны известить о дате и месте рассмотрения дела . Хотя на практике дело могут рассмотреть без вас, даже не сообщив вам о том, что оно будет рассматриваться. В этом случае вы, в принципе, можете пожаловаться на то, что не были извещены, и дело, возможно, вернут на новое рассмотрение . Но в итоге это не поможет вам избежать штрафа совсем. Скорее всего, вы просто оттянете момент наказания.

Если у вас нет письменной должностной инструкции и вы не боитесь гнева вашего руководителя, то в суде можете утверждать, что сдача деклараций в налоговую инспекцию не входит в ваши должностные обязанности. Ведь по Закону о бухучете обязанность главбуха - это ведение бухучета. Тогда оштрафовать должны руководителя, а не вас. Как знать, возможно, пока налоговики будут переоформлять протокол, а судья рассматривать материалы дела, срок давности привлечения к ответственности истечет, и руководитель тоже избежит наказания.

Если судья сочтет вас все-таки виновным, он вынесет постановление о назначении административного наказания . Копию постановления вам вручат лично или направят по почте заказным письмом .

Как обжаловать постановление судьи

судье, который рассматривал ваше дело сразу в вышестоящий суд (районный суд) .

По жалобе судья вынесет соответствующее решение, копию которого вам вручат или направят по почте . Если вы не согласны и с этим решением, то можете обжаловать его в те же сроки, что и при подаче жалобы на постановление .

Кстати, в основном судьи согласны с налоговиками, решившими оштрафовать бухгалтера. Но все равно бывают случаи, когда удается избежать наказания. Вот некоторые причины отмены постановлений:

- истек срок давности привлечения - постановление вынесено судьей позже, чем через год со дня, следующего за последним днем, отведенным для представления декларации ;

- пытаясь наказать за несвоевременную сдачу бухгалтерской отчетности, налоговики сослались на нарушение положений ст. 80 НК РФ (в которой речь идет о налоговой декларации) ;

- был оштрафован гражданин, который на момент сдачи "просроченной" декларации уже не являлся руководителем организации .

За неуплату штрафа - тоже штраф

Штраф вы должны заплатить по реквизитам, указанным в постановлении, в течение 30 календарных дней со дня вступления постановления в силу. А таким оно считается по истечении срока, установленного для его обжалования . То есть если вы не обжаловали это постановление, то штраф нужно заплатить не позднее 40-го дня с момента получения вами постановления. Если же вы все-таки подадите жалобу, то 30-дневный срок для уплаты штрафа начнет исчисляться с даты вступления в силу самого последнего судебного решения по вашему делу.

Если вы не уплатите штраф вовремя, то взысканием штрафа займутся приставы . Кроме того, за нарушение срока уплаты первоначального штрафа вам грозит новый, дополнительный штраф - в нашей ситуации это 1000 руб. То есть если вас за просрочку сдачи декларации оштрафовали, например, на 300 руб. , но вы этот штраф не заплатили, то нужно будет заплатить уже 1300 руб. Помимо уплаты двух административных штрафов, вам придется заплатить исполнительский сбор, который в нашем случае составит 500 руб. Итого - 1800 руб., а если изначально штраф был 500 руб. - то 2000 руб. Поэтому с уплатой штрафа за несвоевременное представление декларации лучше не затягивать.

По нашему мнению, если вы действительно нарушили срок сдачи декларации, лучше заплатить штраф. Ведь временнЫе затраты, а возможно, и материальные (например, если вы привлекаете юристов для составления юридически грамотных жалоб), связанные с оспариванием постановления, несопоставимы с размером самого штрафа.

п. 4 ст. 108 НК РФ; ст. 2.4 КоАП РФ; п. 24 Постановления Пленума ВС от 24.10.2006 N 18

ст. 2.4 КоАП РФ; Постановление Пермского краевого суда от 20.02.2012 N 44а-137-2012

ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ

ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ

ст. 28.2, п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ

ч. 2 ст. 28.2, ч. 1, 2 ст. 28.5 КоАП РФ

п. 4 Постановления Пленума ВС от 24.03.2005 N 5

ч. 3 ст. 28.8, п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ; п. 4 Постановления Пленума ВС от 24.03.2005 N 5

ч. 4, 6 ст. 28.2 КоАП РФ; ч. 24.1 Постановления Пленума ВАС от 02.06.2004 N 10

п. 3 ст. 76 НК РФ

ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ

ч. 1, 3 ст. 23.1, ч. 1 ст. 28.8, ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ; подп. "з" п. 3 Постановления Пленума ВС от 24.03.2005 N 5

ч. 2 ст. 25.1, ч. 1.1 ст. 29.6, пп. 2, 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ; п. 6 Постановления Пленума ВС от 24.03.2005 N 5

Штраф за несвоевременную сдачу декларации — от 1000 руб. до 30% от суммы налога. Конкретный размер санкций зависит от категории налогоплательщика и суммы начислений по этому отчету.

Размеры штрафов, если не сдали или несвоевременно сдали декларацию

Состав и график представления отчетов в ФНС зависит от режима налогообложения и категории налогоплательщика (организация или ИП). За нарушение установленных законодательством сроков предусмотрены санкции. Чтобы избежать незапланированных расходов, блокировок счетов и вызовов в инспекцию, следует иметь под рукой перечень форм отчетности, обязательных к сдаче, и даты их представления в ФНС. Рассмотрим, в каких случаях начисляется штраф за несдачу отчетности и сколько придется заплатить, если вы забыли сдать отчет. Санкции применяются как к самой компании, так и к ее должностным лицам, чаще всего к руководителю.

Нередки случаи, когда созданная организация начинает деятельность только через несколько месяцев после регистрации. Предприниматель, не имеющий в штате бухгалтера, не всегда осведомлен о том, что декларацию следует сдавать даже за те периоды, в течение которых деятельность отсутствует. В таких случаях штраф за несвоевременное представление декларации начисляется в минимальном размере — 1000 руб. за каждый несданный отчет. Если организация уже ведет деятельность и существует база для начислений, то размер определяется исходя из суммы налога, которую предприятие должно было уплатить. Размер составляет 5% от суммы налога за каждый месяц просрочки. Максимальный размер — 30% от суммы налога.

В некоторых случаях ФНС выставляет требование о представлении документов в рамках мероприятий налогового контроля. За невыполнение таких требований применяются санкции: штраф за непредставление документов по требованию налоговой составляет 200 руб. за каждый непредъявленный документ. При отказе от выполнения требования налогоплательщику грозит штраф в размере 10000 руб. для организации или ИП или 1000 руб. для должностного лица.

Больше информации о штрафах найдете в готовом решении от КонсультантПлюс. На два дня доступ к нему бесплатный (для этого перейдите по ссылке ниже).


Ответственность за нарушение сроков

Для организаций и ИП ответственность за непредставление и несвоевременное представление отчетности в установленные сроки устанавливается НК РФ. Должностные лица привлекаются к ответственности по КоАП РФ. По решению суда руководителю выносят предупреждение или выписывают штраф за неподачу декларации, который составляет от 300 до 500 руб. Также ФНС блокирует расчетные счета, если отчетность не сдана в период, превышающий 10 рабочих дней с даты представления, установленной нормами НК РФ.

Срок давности по несданным декларациям

Срок давности по налоговым правонарушениям составляет 3 года и исчисляется двумя способами:

  1. С даты, следующей за окончанием периода, в котором имело место правонарушение.
  2. С момента нарушения.

Если на момент обнаружения правонарушения налог перечислен полностью, то применяется второй способ. Например, срок представления отчетности и уплаты в бюджет НДС за II квартал 2020 г. — 27 июля 2020 г. Тогда 3 года, в течение которых ФНС выставляет штраф за непредоставление декларации, отсчитываются с 28.07.2020. Если НДС перечислен несвоевременно — позже установленной законодательством даты, тогда применяется первый способ: отсчет давности начнется с 01.10.2020 — даты, следующей за окончанием квартала, в котором было нарушение. Налоговым периодом по НДС является квартал.

Как уменьшить размер

Налоговое законодательство предусматривает возможность уменьшения штрафов. Об этом говорится в п. 3 ст. 114 НК РФ. При наличии смягчающих обстоятельств есть шанс уменьшить размер наказания за несдачу декларации как минимум в 2 раза. К таким обстоятельствам относятся:

  1. Привлечение налогоплательщика к ответственности в первый раз.
  2. Наличие иждивенцев или тяжелое материальное положение.
  3. Совершение правонарушения под влиянием тяжелых личных обстоятельств, под угрозой или по принуждению.

Самым распространенным является пункт 1. Если правонарушение совершено впервые, налоговые органы часто идут навстречу и уменьшают размер, в частности, штрафа за несвоевременную сдачу отчетности, при условии, что налогоплательщик своевременно отреагировал на поступление акта налоговой проверки: явился в назначенное время или отправил квитанцию по телекоммуникационным каналам связи в установленные сроки.

Иногда налоговики ошибаются! Бесплатно используйте путеводитель по налоговым наказаниям от КонсультантПлюс, чтобы проверить правильность назначения штрафа.

Как заплатить

Для оплаты оформляется платежное поручение на реквизиты ФНС. В первую очередь следует выяснить номер кода бюджетной классификации (КБК), который содержится в приказе Минфина №207н от 29.11.2019. Также перечень КБК доступен на сайте ФНС. При уплате штрафа из налоговой за несвоевременную подачу декларации применяется КБК для налога, по которому не сдан отчет. Если налоговые органы выставили требование об уплате штрафа, КБК берется из этого документа.

Образец заполнения платежки на штраф

В случае непогашения задолженности в сроки, указанные в акте налоговой проверки, ФНС имеет право заблокировать расчетный счет.

Окончила Санкт-Петербургский Инженерно-экономический университет в 2001 году по специальности "Финансы и кредит". Работала главным бухгалтером и финансовым директором в нескольких компаниях в Санкт-Петербурге (производство, торговля).

Читайте также: