Сертификат налогового резидентства швейцарии

Обновлено: 02.07.2024

В последнее время наша компания получает большое количество вопросов о том, можно ли использовать альтернативное гражданство и/или вид на жительство (ВНЖ) в другой стране для того, чтобы перестать считаться налоговым резидентом России и тем самым избежать как уплаты российских налогов, так и передачи данных о счетах в иностранных банках и иных аналогичных организациях в российские налоговые органы в рамках автоматического обмена финансовой информацией.

Теория и практика

В 2016 году Российская Федерация подписала Многостороннее соглашение о сотрудничестве между компетентными налоговыми органами (Multilateral Competent Authority Agreement). Таким образом, Россия формально согласилась стать участником процесса автоматического обмена информацией о финансовых счетах физических лиц и организаций. Но это только первый шаг — после подписания документа Россия должна проделать существенную работу по приведению внутреннего законодательства страны в соответствие с требованиями международных договоров, получить формальное согласие от других стран – участниц на обмен и разработать технические решения, которые позволят при соблюдении сохранности персональных данных налогоплательщиков передавать и получать информацию об их счетах в различных финансовых институтах (банках, страховых компаниях и т. п.).

Согласно информации, опубликованной Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), на сегодняшний день 100 стран согласились участвовать в автоматическом обмене финансовой информацией. В их число входят практически все офшорные юрисдикции, а также популярные среди россиян Великобритания, Кипр, Мальта и Швейцария.

В 2013 году ОСЭР начала работу над созданием Единого стандарта отчетности, известного также под названием Стандарт автоматического обмена информацией о финансовых счетах, окончательный текст которого был принят в 2014 году. Внедрение Стандарта автоматического обмена информацией о финансовых счетах происходит в два этапа: сначала государство присоединяется к международной Конвенции ОЭСР о взаимной административной помощи налоговым делам (MCMAAMTM), а после этого ратифицирует многостороннее соглашение о сотрудничестве между компетентными налоговыми органами (Multilateral Competent Authority Agreement – MCAA).

Кто будет под прицелом

Обмен финансовой информацией осуществляется на основании налогового резидентства клиента банка или иного финансового института, а не на основе гражданства. Это важное уточнение, которое зачастую не принимается в расчет. Получение второго гражданства или ВНЖ даст возможность переехать на постоянное жительство в страну мечты, но если вы при этом останетесь жить в России, с налоговой точки зрения ничего не изменится. Для того чтобы банк Швейцарии или Англии, в котором у вас открыты счета, не передавал информацию о них в Россию, вам необходимо сменить налоговое резидентство и документально доказать этот факт банкирам.

То же самое относится и к уплате налогов. Как известно, российский миллиардер Алишер Усманов в 2016 году попал в список 300 самых богатых людей Швейцарии (по версии журнала Bilan). Это означает, что господин Усманов, скорее всего, имеет вид на жительство в Швейцарии (кантон Во) и является ее налоговым резидентом. Одновременно он является налоговым резидентом РФ. Возможно ли это? Конечно, возможно и ни в коей мере не противоречит ни российскому, ни швейцарскому законодательству. Если Алишер Усманов хочет уменьшить свое налоговое бремя, он может воспользоваться положениями договора об избежании двойного налогообложения между РФ и Швейцарией, и часть налогов, уплаченных им в России, будет зачтена в Швейцарии, и наоборот. Или же Алишер Усманов может платить полные суммы налогов в обеих странах — решение остается за ним как за налогоплательщиком.

Что касается различных организаций (а к этой категории относятся не только компании, но и структуры без образования юридического лица, например партнерства или трасты, а также фонды и иные организации), то автоматический обмен информацией может коснуться не только их самих, но и так называемых контролирующих лиц, если организация удовлетворяет определенным критериям.

Рассмотрим пример. Гражданин России постоянно проживает на территории Швейцарии (и поэтому является ее налоговым резидентом) и открывает счет в банке на территории Англии. При открытии счета банк потребует от потенциального клиента заполнить специальную анкету (Self Certification Form) и сообщить о себе следующую информацию: имя и фамилию, гражданство (национальность), дату рождения, страну и адрес проживания, контактный телефон, а также ИНН (при наличии) и страну (или страны), в которых у клиента есть налоговые обязательства (то есть те страны, в которых он считается или может считаться налоговым резидентом). Этот список не является полным. Каждый банк разрабатывает свои формы, учитывающие требования законодательства страны, в которой он ведет деятельность, а также внутренние инструкции самого банка. Если российский гражданин предоставит о себе полную информацию и подкрепит ее документами, например счетом за коммунальные услуги по адресу проживания в одном из городов Швейцарии, сертификатом швейцарского налогового резидента и т.п., то по окончании очередного финансового года банк в Англии отправит информацию о счете клиента в местную налоговую службу, а та, в свою очередь, по каналам автоматического обмена передаст ее налоговым органам Швейцарии, поскольку гражданин России является налоговым резидентом Швейцарии, и у банка есть информация и документация, подтверждающая этот факт. В ситуации этого примера информация не будет передаваться в ФНС России.

Грамотное планирование

Для того чтобы избежать автоматического обмена информацией, лучше всего хранить накопления в банках страны постоянного проживания и налогового резидентства (внутри страны во многих случаях действуют законы о банковской тайне, как например, в Швейцарии), либо перевести деньги в финансовые учреждения той страны, которая не присоединилась и не планирует присоединяться к Стандарту автоматического обмена информацией (CRS). Так, например, Албания и США не подписали это соглашение. Если кто-то не готов хранить свои сбережения в банках Албании, то может открыть счет в одном из банков США.

Если вы собираетесь рассмотреть смену налогового резидентства (а для этого сначала необходимо оформить ВНЖ или разрешение на проживание в выбранной стране), то разумно выбрать юрисдикцию, которая предлагает резидентам мягкий налоговый режим, который позволяет легально минимизировать налоговую нагрузку. Россиянам будут интересны Мальта, Монако, Кипр, Португалия, Андорра, Великобритания и ОАЭ. В некоторых из этих стран действуют программы, которые позволяют получить ВНЖ или даже гражданство через инвестиции. Стоит иметь в виду, что большинство этих стран участвуют или собираются участвовать в автоматическом обмене. Это означает, что правительственные органы будут рано или поздно располагать всей информацией о счетах и иных финансовых интересах физических и юридических лиц. Но если вы платите все налоги, то волноваться не о чем. Если, конечно, правительство страны проживания и налогового резидентства обеспечивает сохранность персональных данных своих жителей, включая данные об их финансовом положении, и эти данные не оказываются в открытом доступе (в интернете или на рынке) в результате хакерских атак, из-за коррупции чиновников или халатности сотрудников налоговых органов.

Альтернативным вариантом может быть переезд на постоянное место жительства в страну, которая не подписала соглашение об обмене информацией. Таких стран немного, и граждане этих государств уже начинают сталкиваться с отказом в открытии иностранных счетов в банках некоторых стран. Соединенные Штаты не подписали конвенцию, и вряд ли американцев ждут какие-либо санкции. Поэтому одним из вариантов может быть перевод активов в США. Но у этой опции есть свои минусы, поэтому необходимо объективно оценить все возможности и риски.

Времена меняются, и мир становится более прозрачным, чем еще 10 лет назад, но существуют разумные и, главное, законные способы адаптироваться к изменяющимся условиям.

Налоговые резиденты уплачивают налог со своего мирового дохода.
Доходы от зарубежной недвижимости и бизнеса, осуществляемого за рубежом, в Швейцарии налогом не облагаются, но учитываются при определении ставок налога, которые будут применяться к остальным доходам.
Нерезиденты уплачивают налог с доходов из источников в Швейцарии.
Налог взимается на федеральном уровне, уровне кантонов и муниципалитетов. Налоги взимаются по прогрессивной шкале, которая отличается в зависимости от семейного статуса налогоплательщика. Ставки федерального налога, в целом варьируются от 0% до 11,5%.
Кантональные налоги различаются не только по ставкам, но и уровням дохода, к которым ставки применяются. От кантона к кантону ставки могут различаться вдвое; общие максимальные маржинальные ставки быть более 40%. Однако общие эффективные ставки налога существенно ниже. Для сравнения: применительно к годовому доходу в виде заработной платы в размере 150 тыс. швейцарских франков для налогоплательщика без семьи, общая эффективная ставка налога, включая федеральный, кантональный и муниципальный налог составит около 9% в Цуге, 13% в Цюрихе, 14% в Люцерне, 16% в Женеве и 18% в Лозанне.
Прибыль от реализации движимого имущества (например, акций) освобождается от налогообложения, если это не коммерческий доход дилера. Прибыль от продажи недвижимости облагается налогом на уровне кантонов. Дивидендный доход облагается по обычным ставкам

Налог на прибыль

Швейцарские компании уплачивают налог на доходы, генерируемые в Швейцарии.
Доходы, которые относятся к зарубежным постоянным представительствам, и от зарубежной недвижимости налогом не облагаются, но учитываются для определения ставок прогрессивной шкалы налогообложения, применимых к другим доходам.
На федеральном уровне налог уплачивается по ставке 8,5%. Поскольку сам налог вычитается из налогооблагаемой базы, эффективная ставка налога составляет около 7,83%.
Налог на прибыль, в основном, по плоской ставке взимается также на уровне кантонов и муниципалитетов. В некоторых кантонах и муниципалитетах применяется прогрессивная шкала налогообложения.
В зависимости от места расположения компании общая ставка налога, включая федеральный, кантональный и муниципальный уровень варьируется от 11,9% до 21,6%. Ставка налога на прибыль, включая федеральный, кантональный и муниципальный уровень составляет 11,95% в Цуге, 21,15% в Цюрихе, 12,32% в Люцерне, 14% в Женеве.
Кантональные ставки следующие (2020 год):
Кантон Максимальная налоговая ставка
Цюрих (ZH) 8%
Берн / Berne (BE) 1,55%
Люцерн (LU) 1.5%
Ури (UR) 2.8%
Швиц (SZ) 1.95%
Обвальден (OW) 6%
Нидвальден (NW) 6%
Гларус (GL) 4.5%
Цуг (ZG) 3.5%
Фрибур (FR) 4%
Золотурн (SO) 5%
Базель-Штадт (BS) 6,5%
Базель-Ланд (BL) 6%
Шаффхаузен (SH) 3.95%
Аппенцелль-Ауссерроден (AR) 6,5%
Аппенцелль-Иннерроден (AI) 6%
Санкт-Галлен (SG) 2.8%
Граубюнден (GR) 4.5%
Аргау (AG) 5.5%
Тургау (TG) 2.5%
Тичино (TI) 8%
Во (VD) 3 1/3%
Вале (VS) 2.25%
Невшатель (NE) 3.6%
Женева (GE) 3.33%
Юра (JU) 2.406%

Дивиденды не облагаются налогом при условии не менее чем 10% участия в капитале распределяющей дивиденды компании, или если рыночная стоимость доли участия составляет не менее 1 млн швейцарских франков.
Прибыль от реализации акций не облагается налогом при условии владения в течение не менее одного года долей участия в капитале компании в размере не менее чем 10%. При продаже оставшегося пакета акций, если он составляет менее 10% капитала компании (из-за предыдущей продажи), льгота предоставляется, если рыночная стоимость оставшегося пакета акций составляет не менее 1 млн швейцарских франков.

Правила КИК

Налог на доходы у источника выплаты

С выплачиваемых дивидендов налог удерживается по ставке 35%.
Налог по ставке 35% удерживается с процентов по швейцарским облигациям и банковским счетам. В отношении процентов по обычным займам налог не удерживается.
При выплатах роялти налог не удерживается.
Налог может удерживаться при осуществлении некоторых других выплат дохода.
Ставки налога снижаются в соответствии с положениями соглашений об избежании двойного налогообложения и соглашения с ЕС.

Социальные взносы

Социальные взносы уплачиваются и работодателем и работником по одинаковым ставкам в 5,3% в отношении страхования по старости и инвалидности, 1,1% - страхования безработицы с вознаграждения до 148 200 швейцарских франков и 0,5% с превышения.
Работодатели также уплачивают взносы в фонд компенсации семьям по ставкам 1 – 3%, взносы на страхование от несчастных случаев на работе по ставкам от 0,17 до 13,5% в отношении вознаграждения до 148 200 швейцарских франков.
Работники уплачивают взносы на страхование от несчастных случаев по ставкам от 1 до 4% с вознаграждения до 148 200 швейцарских франков. Кроме того уплачиваются взносы на производственные пенсии, медицинское страхование.

Налог на капитал

На уровне кантонов и муниципалитетов взимается налог на капитал компаний.
Ставки налога варьируются от 0,001% до 0,508% в зависимости от места корпоративного резидентства компании в Швейцарии.

Гербовые сборы

Вклад в капитал облагается гербовым сбором в 1%, первый 1 млн швейцарских франков освобожден.
В отношении операций с ценными бумагами, осуществляемых с участием швейцарских дилеров, взимается налог по ставке 0,15% в отношении швейцарских ценных бумаг и 0,3% - иностранных ценных бумаг.

Налог на чистые активы физических лиц

Все кантоны взимают налог на чистые активы – разницы между рыночной стоимостью активов и долгами налогоплательщика. В облагаемые активы, среди прочего, входят остатки по банковским счетам, ценные бумаги, доли участия в компаниях, недвижимость, машины, картины и пр.
Ставки налога - прогрессивные и зависят от кантона и муниципалитета, семейного статуса налогоплательщика.

Налог на наследование и дарение

Налоги в кантонах уплачиваются по прогрессивным ставкам.
Существуют льготы для близких родственников.

Соглашения об избежании двойного налогообложения

  • 106 DTCs: Австралия, Австрия, Азербайджан, Албания, Алжир, Ангилья, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Аргентина, Армения, Бангладеш, Барбадос, Беларусь, Белиз, Бельгия, Болгария, Британские Виргинские острова, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Вьетнам, Гамбия, Гана, Гернси, Германия, Гонконг, Гренада, Греция, Грузия, Дания, Доминика, Египет, Замбия, Израиль, Индия, Индонезия, Иран, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Катар, Кипр, Китай, Кот д`Ивуар, Колумбия, Кувейт, Кыргызстан, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Малави, Малайзия, Мальта, Марокко, Мексика, Молдова, Монголия, Монсеррат, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, ОАЭ, Оман, Пакистан, Перу, Польша, Португалия, Республика Корея, Российская Федерация, Румыния, Сан Марино, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Сербия, Сингапур, Словакия, Словения, США, Таджикистан, Таиланд, Тайбэй, Тринидад и Тобаго, Тунис, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Уругвай, Фарерские острова, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Чили, Швеция, Шри Ланка, Эквадор, Эстония, ЮАР, Ямайка, Япония.
  • 10 TIEAs: Андорра, Белиз, Бразилия, Гернси, Гренада, Гренландия, Джерси, Остров Мэн, Сан Марино, Сейшелы.

Валютный контроль

ОТЧЁТНОСТЬ

Бухгалтерские записи

Финансовая отчётность

Швейцарская GmbH обязана ежегодно готовить и подавать финансовую отчетность в реестр компаний. Финансовая отчетность должна включать отчетность о прибыли и убытках и баланс. Отчетность необходимо готовить в соответствии с международными стандартами (US-GAAP, IFRS, Swiss GAAP или FER). Документы должны быть полными, четкими и ясными.
Финансовая отчетность закрыта для публичного доступа.

Аудит

  • Общие активы – 10 млн. CHF;
  • Ежегодный оборот – 20 млн. CHF;
  • Среднее число сотрудников – 50 или более.

Annual Return

  • установочные данные (дату регистрации, юридический адрес);
  • сведения о директорах и их отставках;
  • сведения о секретарях и их отставках;
  • сведения об установочном капитале, номинальной стоимости акций, количестве выпущенных акций;
  • сведения об акционерах и передаче акций.

Налоговая отчётность

Налоговый год совпадает с финансовым годом, который компания может выбирать.
Налоговая декларация подается обычно в течение шести – девяти месяцев после окончания финансового года, в зависимости от кантона.
Налоговая служба выпускает налоговый расчет – требование, на основании которого производится уплата налога.

Швейцария – одна из самых привлекательных стран мира для проживания и ведения бизнеса. Государство выгодно отличается от других своей политической и экономической стабильностью, безопасностью, благоприятной экологической средой и низкими налогами. Программа получения вида на жительство Швейцарии для частных лиц (SRP) предлагает финансово независимым инвесторам проживание в одном из 26 кантонов при условии выплаты ежегодного фиксированного налога на доходы физических лиц (условия могут различаться в зависимости от выбранного кантона).

Население: 8,4 млн человек
Языки: немецкий, французский, итальянский
Экономика: банковский сектор, промышленность, фармакология, сельское хозяйство
Валюта: швейцарский франк (CHF)

Вид на жительство в Швейцарии для финансово независимых заявителей

Swiss Residence Program разработана экспертами компании Henley & Partners. Для получения ВНЖ заявитель должен ежегодно уплачивать аккордный (фиксированный) налог, который рассчитывается для каждого заявителя индивидуально. ВНЖ выдается без права на работу на территории страны.Такая опция особенно популярна среди состоятельных людей, так как не требует существенных временных затрат и не подпадает под квотирование.

Основные требования к главному заявителю:

  • Заявитель должен быть старше 18 лет.
  • Заявитель и все зависимые лица, внесенные в заявление, не должны иметь непогашенных судимостей.
  • Заявитель не должен работать по найму в Швейцарии. Однако он может управлять из Швейцарии собственным международным инвестиционным портфелем и осуществлять бизнес-деятельность за пределами страны.
  • Заявитель обязан уплачивать определенную сумму налогов в год. Размер ежегодного аккордного (паушального/фиксированного) налога зависит от различных факторов: от уровня жизни заявителя в Швейцарии, от кантона, муниципалитета, в котором он проживает. Фактические налоговые обязательства варьируются от CHF 250 000 до CHF 1 млн в год.

Предусмотрены дополнительные требования и сборы в зависимости от выбранного кантона.

Сроки получения ВНЖ Швейцарии

Рассмотрение заявления на получение ВНЖ Швейцарии для граждан стран, не входящих в ЕС/EACT, занимает 3-6 месяцев с момента подачи документов и зависит от кантона. ВНЖ продлевается ежегодно при условии выполнения квалификационных требований. Проживание в стране обязательно, но не ограничено количеством дней в большинстве кантонов.

Вид на жительство в Швейцарии для граждан ЕС

Граждане ЕС/ЕАСТ беспрепятственно получают разрешения на проживание в Швейцарии в течение 2-4 недель на основании соглашения о свободном перемещении между Швейцарией и странами ЕС.

Преимущества

  • Швейцарский ВНЖ открывает безвизовый въезд во все страны Шенгенской зоны.
  • Политическая, социальная и экономическая стабильность.
  • Первоклассная инфраструктура и качественные банковские услуги.
  • Высокий уровень жизни и благоприятная экологическая обстановка.
  • Всемирно известные школы и превосходная система образования.
  • Привлекательная система налогообложения.
  • Возможность получения гражданства после 10 лет резидентства.

Недвижимость в Швейцарии

Для иностранных граждан действуют ограничения на покупку недвижимости в Швейцарии. Иностранцы обязаны согласовывать приобретение недвижимости с уполномоченными органами до совершения сделки. Если разрешение не было получено, сделка купли-продажи считается недействительной.

Владельцы швейцарского ВНЖ имеют право на приобретение жилой недвижимости для личного пользования без согласования властей. Они также могут свободно владеть коммерческой недвижимостью в Швейцарии.

Приобретение жилой недвижимости в Швейцарии иностранцами-нерезидентами

Приобретение жилой недвижимости в Швейцарии иностранцами-резидентами

Иностранные граждане, имеющие швейцарский ВНЖ, могут приобрести небольшой дом или квартиру для личного пользования без необходимости согласования такой сделки с властями.

Швейцарские компании под руководством иностранных граждан могут также без ограничений приобретать недвижимость для использования в качестве офисов или производственных объектов.

Для иностранных граждан, главной целью которых является приобретение швейцарской недвижимости, ВНЖ может стать дополнительной возможностью.

Приобретение коммерческой недвижимости

В Швейцарии отсутствуют ограничения на приобретение иностранными физическими или юридическими лицами недвижимости, используемой исключительно в коммерческих целях.

Гражданство Швейцарии

Получить гражданство Швейцарии можно только путем натурализации. Иностранные граждане имеют право просить право на натурализацию после не менее 10 лет резидентства в стране, из которых последние 3 года (за 5 лет до подачи заявления на натурализацию) – заявители должны проживать в Швейцарии на постоянной основе.

Помимо факта легального проживания учитывается множество других факторов: насколько семья интегрирована в швейцарское общество и приняла швейцарский образ жизни, знание одного из национальных языков страны.

Процедура получения гражданства Швейцарии определяется кантональными законами. Подробнее о переезде в Швейцарию можно прочитать в книге Relocation to Switzerland.

Налогообложение в Швейцарии

Швейцарская налоговая система является одной из самых привлекательных в мире.

Налоговое резидентство физического лица Швейцарии определяется на основании центра его жизненных и экономических интересов. Основной фактор, определяющий центр жизненных интересов — это место постоянного проживания лица и его семьи. Иностранные граждане, имеющие ВНЖ в Швейцарии, всегда считаются налоговыми резидентами.

То есть налоговым резидентом Швейцарии может стать физическое лицо, фактически находящееся на территории Швейцарии более 90 календарных дней (вне зависимости от причины пребывания в Швейцарии) или даже более 30 календарных дней в году при условии осуществления профессиональной деятельности на территории Швейцарии.

Налоговые резиденты Швейцарии уплачивают налог на общемировой доход, за исключением дохода от иностранного бизнеса и зарубежной недвижимости. Физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Швейцарии, уплачивают налог на доход, полученный в Швейцарии, а также налог от профессиональной прибыли, полученной на территории Швейцарии, и налог от прибыли, полученной от швейцарской недвижимости.

В Швейцарии существует федеральное налогообложение и налогообложение на уровне кантонов и муниципалитетов. Налог на доходы физических лиц взимается по прогрессивной шкале, максимальная ставка на федеральном уровне составляет 11,5%. Кантоны могут устанавливать свои ставки, которые варьируются от 1,8% до 26%.

На уровне кантонов могут взиматься налог на роскошь, дарение и наследство. Налоги на недвижимость также устанавливаются на уровне кантонов.

Если налогоплательщик‑иностранец заключил специальное соглашение с налоговыми властями Швейцарии, то его налоги взимаются с расчетного дохода, который определяется на основании расходов и стоимости проживания в Швейцарии, а не в общеустановленном порядке на основе общемирового дохода и активов. Такая система налогообложения называется фиксированной или аккордной. По ее условиям размер минимального налогооблагаемого дохода должен равняться по меньшей мере расходам налогового резидента на обеспечение привычного образа жизни для него и его семьи в течение года.

В соответствии с действующим законодательством расчетный доход на жизнь должен как минимум в семь раз превышать годовую арендную плату за квартиру или дом, где проживает заявитель. В дополнение каждый кантон самостоятельно определяет минимальную сумму расчетного налогооблагаемого дохода.


США

Украина

Смена налогового резидентства и получение сертификата налогового резидента в другой юрисдикции – это вопрос, который сейчас интересует многих представителей украинского бизнеса. Это связано с мировой деофшоризацией, автоматическим обменом информацией, а также внедрением в украинское законодательство правил КИК и финансового мониторинга.

Содержание статьи:

  • Налоговый резидент – это физическое либо юридическое лицо, которое по законодательству подлежит в нем налогообложению на основании своего местожительства, постоянного местопребывания либо места своей регистрации для юридического лица. Статус налогового резидента не обязывает и не приводит к смене гражданства.

Поэтому важно различать два статуса резидента: налоговый (tax residency) и иммиграционный (resident for immigration).

  • Статус иммиграционного резидента дает право проживания на территории иностранного государства. Для этого необходимо иметь ВНЖ, ПМЖ в этом государстве.

Статус ВНЖ или второе гражданство не делает вас автоматически налоговым резидентом иностранного государства, однако эти вопросы решаются параллельно и взаимно дополнять друг друга.

Лучше один раз спросить, чем 100 раз искать

Если у вас остались вопросы по любому из направлений, свяжитесь с нами.

2. Как получить статус налогового резидента

Правила и процедура получение статуса налогового резидента и выхода их этого статуса в каждом государстве регулируется отдельно.

Ниже описаны основные признаки, по которым определяется налоговый резидент.

1. Пребывание в стране определённое законодательством количество времени

Как правило, более 183 дней (подряд или нет) в течение 12 месяцев.

Но, есть исключения, например:

  • Получить статус налогового резидента Кипра, возможно проживая не менее 60 дней в каждом налоговом году.
  • Получить статус налогового резидента Португалии, возможно находясь в стране менее чем 183 дня при условии, что у физ. лица в Португалии есть объект недвижимости, который планируется использоваться для дальнейшего проживания.

Для выполнения этого условия и длительного пребывания в странах Европы краткосрочной визы недостаточно. Поэтому вопрос получения Сертификата налогового резидента необходимо решать в комплексе: получения ВНЖ, ПМЖ или гражданства совместно со статусом налогового резидента.

2. Наличие постоянного адреса

Заявитель должен сохранять постоянное место жительства (недвижимость), которое может быть как в его владении, так и в долгосрочной аренде.

Если физическое лицо владеет несколькими объектами недвижимого имущества в различных странах, то налоговое резидентство будет определяться по месту нахождения центра жизненных или экономических интересов: либо из места нахождения семейного жилища, либо место проживания, либо место осуществления трудовой деятельности.

3. Центр жизненных или экономических интересов

Это понятие включает в себя: степень семейных (место жительство семьи, школы детей), социальных, предпринимательских или профессиональных связей с государством.

4. Наличие действующего бизнеса или места работы

Юридическое лицо считается налоговым резидентом при соблюдении следующих условий:

Феод Групп совместно с западными адвокатами и аудиторами оказывает весь спектр услуг по получению ВНЖ, ПМЖ или гражданства вместе со статусом налогового резидента в странах ЕС и других низконалоговых юрисдикциях, а также по структурированию активов и налоговому планированию.

Лучше один раз спросить, чем 100 раз искать

Если у вас остались вопросы по любому из направлений, свяжитесь с нами.

3. Преимущества смены налогового резидентства

1. Защита активов от автоматического обмена информацией

Смена налогового резидентства на низконалоговую юрисдикцию выгодна с целью защиты своих активов от автоматического обмена информацией

Единый стандарт автоматического обмена налоговой информацией (Common Reporting Standard, CRS) — это процедура комплексной отчётности, которая предусматривает ежегодный автоматический обмен налоговой информацией между государствами.

Основная идея автоматического обмена налоговой информацией заключается в том, что банки собирают финансовую информацию о деятельности физических лиц по индивидуальным счетам и корпоративным счетам компаний, трастов и частных фондов и передают ее налоговым органам своей страны, которые направляют эту информацию в страну налогового резидентства владельца такого счета.

2. Выгодные условия налогообложения

В современных условиях это распространённая практика в международном налоговом планировании, ведь в первую очередь для бизнесменов важно выстроить структуру своего бизнеса и оптимизировать (уменьшить) налоговую нагрузку, а не уклоняться от оплаты налогов.

Поэтому все чаще бизнес перемещают в низконалоговые юрисдикции, где на легальных основаниях вы можете значительно минимизировать налоговую нагрузку.

Некоторые страны для своих налоговых резидентов предлагают более гибкую налоговую политику и льготные условия по выплате основных налогов.

3. Закон о КИК 2020

21 мая 2020 года Президент Украины подписал Закон № 466-IX, который имплементирует в украинское законодательство некоторые положения Плана BEPS.

В соответствии с Законом о КИК уже с 1 января 2021 вводится специальная отчетность и налогообложение резидентов Украины, которые прямо или косвенно владеют хотя бы на 25% или фактически контролируют иностранную компанию.

Доходы КИК будут освобождаться от налогообложения в Украине при выполнении хотя бы одного из следующих условий:

  • Если между Украиной и юрисдикцией регистрации КИК подписан Договор об избежании двойного налогообложения и выполняется одно из следующих двух условий:
    • КИК фактически платит налог на прибыль по эффективной ставке, что является не менее базовую ставку налога на прибыль в Украине или меньше за такую ставку не более чем на 5% пунктов , либо
    • доля пассивных доходов КИК (дивиденды, проценты, роялти, доходы от торговли ценными бумагами и т.д.) не превышает 50%.

    4. Конфиденциальность

    Закон о КИК 2020 обязывает контролирующие лица подавать отчет о своих контролируемых иностранных компаниях одновременно с налоговой декларацией за соответствующий календарный год.

    Закон № 466-IX также устанавливает санкции за нарушение правил отчетности о КИК. Например, за непредставление контролирующей лицом отчета о КИК — 100 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового года.

    Поэтому даже если вам не нужно платить налоги в соответствии с правилами КИК, это не освобождает от подачи декларации и раскрытия информации о КИК. Отчетность в любом случае нужно готовить и подавать.

    В соответствии с этим данные об иностранных компаниях бенефициара будут присутствовать в базе украинских налоговых органах.

    Будучи налоговым резидентом страны, где находится ваши иностранные компании, вы можете избежать распространению информации.

    Лучше один раз спросить, чем 100 раз искать

    Если у вас остались вопросы по любому из направлений, свяжитесь с нами.

    4. ВНЖ, второй паспорт и налоговое резидентство стран Европы

    Как уже упоминалось выше, вопрос получения Сертификата налогового резидента необходимо решать в комплексе: получения ВНЖ, ПМЖ или гражданства совместно со статусом налогового резидента.

    Обращаем ваше внимание, что бизнес-иммиграция не во всех странах предусматривает собой огромные капиталовложения. Во многих странах Европы бизнес-иммиграция рассчитана на очень широкий круг заявителей – как для представителей крупного бизнеса, так и для людей с невысоким постоянным доходом, самозанятых лиц и отдельных узконаправленных специалистов.

    Услуги Феод Групп:

    Благодаря наличию международной команды корпоративных и иммиграционных адвокатов, аудиторов, налоговых специалистов, аккредитованных трастовых управляющих и других специалистов мы оказываем весь комплекс услуг для защиты Ваших сбережений, активов и Вашей собственной свободы при условиях полной конфиденциальности.

    ✔ анализ корпоративной структуры и выдача рекомендаций по налоговым вопросам и защите активов;
    ✔ составление стратегии релокации бизнеса и семьи
    ✔ структурирование бизнеса, регистрация компании, создание эффективной корпоративной и налоговой схемы;
    ✔ услуги по подготовке документов заявителей, подтверждающих источник происхождения средств;
    ✔ услуги по открытию счетов в банках;
    ✔ услуги в области недвижимости: аренда или покупка жилой и коммерческой недвижимости, полная проверка чистоты сделки, подготовка договоров, участие в переговорах с владельцами или продавцами недвижимости;
    ✔ подача документов на получение видов на жительство или гражданства и представление интересов клиентов и членов его семьи;
    ✔ услуги по зачислению детей в средние школы и университеты;
    ✔ полный юридический консьерж сервис по всем вопросам, связанным с переездом и адаптацией за рубежом.

    Содержание

    Налоговое резидентство

    Налоговое резидентство физических лиц

    или напишите нам в мессенджере

    Каждая страна самостоятельно устанавливает правила налогового резидентства. В России пока критерий один: количество дней, проведенных в РФ в году, пороговое значение – 183 дня. Во многих других странах правила гораздо сложнее. Кроме того, после получения налогового резидентства какой-то страны может быть сложно его потерять.

    Примеры определения налогового резидентства в некоторых странах

    Налоговый резидент США

    Налоговыми резидентами США признаются:

    • все граждане США;
    • обладатели карт постоянного резидента (green card);
    • иные лица, удовлетворяющие в календарном году условиям теста на существенное присутствие. Существенное присутствие возникает при физическом нахождении в США по крайней мере:
    1. В течение 31 дня в текущем году и
    2. 183 дня в течение текущего и двух предыдущих лет. Для этих целей учитываются все дни текущего года, 1/3 предыдущего года и 1/6 позапрошлого года.

    Для того чтобы перестать быть американским налоговым резидентом, нужно сдать американский паспорт. При этом при доходах/активах выше определенного уровня нужно будет заплатить налог (exit tax).

    Налоговый резидент Швеции

    Физическое лицо может быть признано налоговым резидентом Швеции по любому из следующих критериев:

    • постоянное проживание в стране;
    • пребывание свыше 6 месяцев подряд;
    • существенная связь со страной, если ранее лицо было шведским налоговым резидентом.

    Шведские граждане и иностранцы, являвшиеся налоговыми резидентами страны в течение 10 лет и более, признаются налоговыми резидентами Швеции, пока они не докажут, что все значимые связи со Швецией прекращены.

    По истечении 5 лет бремя доказательства переходит от физического лица к налоговым органам: теперь они должны доказывать, что существенные связи между физическим лицом и Швецией все еще имеют место.

    Налоговый резидент Великобритании

    Физическое лицо признается налоговым резидентом Великобритании, если в налоговом году (который длится с 6 апреля по 5 апреля следующего года)

    • лицо провело не менее 183 дней в Великобритании, или
    • единственный дом лица находился в Великобритании в течение по крайней мере 91 дня, и при этом такое лицо провело в Великобритании не менее 30 дней в этом году. Дом может быть в собственности, аренде или просто доступен для проживания.

    Налоговый резидент Франции

    Физическое лицо признается налоговым резидентом Франции, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

    • Франция – место обычного проживания лица или его семьи;
    • профессиональная деятельность осуществляется во Франции;
    • Франция – центр экономических интересов лица.

    Налоговый резидент Казахстана

    Налоговым резидентом Казахстана признается физическое лицо:

    • если оно провело в стране не менее 183 дней в течение двенадцати месяцев или
    • если центр его жизненных интересов - в Казахстане.

    Центр жизненных интересов находится в Казахстане, если одновременно выполняются следующие условия:

    1. казахское гражданство или постоянный вид на жительство;
    2. семья и (или) близкие родственники живут в Казахстане;
    3. лицо и (или) члены его семьи владели недвижимостью в Казахстане, доступной для проживания лица и (или) членов его семьи.

    Налоговый резидент Испании

    Физические лица признаются налоговыми резидентами при выполнении по крайней мере одного из следующих критериев:

    • 183 дня и более пребывания в Испании в календарном году;
    • Испания является основным местом пребывания, центром деятельности или центром экономических интересов.

    Испания презюмируется основным местом пребывания лица, если его супруга и несовершеннолетние дети постоянно проживают в Испании.

    Налоговый резидент Беларуси

    Физическое лицо признается налоговым резидентом Беларуси, если оно удовлетворяет любому из следующих условий:

    • срок пребывания в стране превышает 183 дня в календарном году;
    • физическое лицо является гражданином Беларуси или обладателем вида на жительство и при этом не является налоговым резидентом какой-либо иной страны.

    Налоговый резидент Украины

    При определении налогового резидентства учитываются различные факторы:

    • наличие места постоянного жительства/пребывания;
    • центр жизненных интересов, включая место постоянного пребывания членов семьи;
    • при невозможности определения центра жизненных интересов или отсутствии постоянного места пребывания за рубежом, пребывание в стране в течение 183 дней и более в календарном году;
    • украинское гражданство при невозможности определения резидентства на основании иных факторов.

    Возможно ли не быть налоговым резидентом нигде?

    Перестать быть налоговым резидентом России не сложно. Во многих других странах правила признания физического лица гораздо более сложные. Поэтому на практике довольно трудно не быть налоговым резидентом нигде за исключением, возможно, случая, если у человека нет какой-либо семьи и жилья и он постоянно переезжает из одной страны в другую. Кроме того, отсутствие налогового резидентства в иной стране может являться важным фактором признания человека резидентом страны, с которой у него все-таки есть какие-то связи.

    Например:
    В Израиле в 2019 году суд отверг утверждение супермодели Рефаэли (Refaeli), что, будучи моделью и постоянно путешествуя по свету, она принадлежит к редкому случаю лиц без налогового резидентства. Суд посчитал, что в отсутствие иностранного налогового резидентства, у модели достаточно связей с Израилем для признания ее налоговым резидентом страны. Подобное решение было вынесено в Израиле и в отношении международного игрока в покер.
    В Австралии авиационный механик развелся с женой, не имел там жилья или машины, проводил в стране незначительное число дней в году, у него там был только банковский и пенсионный счет. Тем не менее, суд посчитал, что хотя человек сделал достаточно для прекращения связей с Австралией, он должен продолжать признаваться ее налоговым резидентом, поскольку не приобрел постоянного дома за рубежом.

    Следует также иметь в виду, что отсутствие налогового резидентства не всегда выгодно с налоговой точки зрения. В частности, в России налогообложение нерезидентов в отношении доходов из источников в РФ в определенных случаях более обременительно, чем налогообложение резидентов.

    Определение налогового резидентства для целей автоматического обмена информацией

    ОЭСР разместила на сайте информацию о правилах определения налогового резидентства в странах, участвующих в автоматическом обмене информации (в рамках CRS) на основании данных, предоставленных этими странами в секретариат ОЭСР.

    Отмечается, что правила налогового резидентства отличаются в различных странах, и лицо может признаваться налоговым резидентом более чем одного государства.

    В связи с этим финансовые институты должны обеспечивать предоставление в порядке самоидентификации владельцами счетов/контролирующими лицами информации обо всех своих налоговых резидентствах.

    ОЭСР специально выделила страны, которые предлагают гражданство и/или резидентство в обмен на инвестиции (CBI/RBI), что может представлять повышенный риск их использования для ухода от автоматического обмена информацией в рамках CRS.

    В список таких стран включены, в частности, ОАЭ, Мальта, Кипр, Багамы и др.

    ОЭСР отмечает, что такие схемы предоставления гражданства, потенциально вполне лигитимные, могут использоваться для ухода от обмена информацией в рамках CRS.

    В частности, идентификационные документы, выдаваемые в рамках программ CBI/RBI, могут использоваться для предоставления неполных сведений о налоговом резидентстве лица, мешая процессу его идентификации для целей CRS.

    Такая ситуация возникает, если физическое лицо фактически не проживает или проживает не только в стране, предоставляющей резидентство по CBI/RBI программе, но заявляет, что он является налоговым резидентом такой страны и предоставляет в финансовый институт документы, выпущенные в рамках CBI/RBI программы: сертификат резидентства, идентификационную карточку или паспорт.

    Указывается, что не все RBI/CBI программы представляют высокий риск ухода от CRS. К высоко-рискованным относятся программы, предоставляющие низкие ставки подоходного налога – менее 10% - в отношении зарубежных финансовых активов и не требующие длительного присутствия в стране (т.е. по крайней мере в течение 90 дней в году).

    Если CBI/RBI программа отвечает обоим критериям и соответствующие документы, выданные участникам программы, могут быть четко идентифицированы как выпущенные в рамках CBI/RBI программы, такие документы должны признаваться как потенциально высокорискованные для целей CRS и в их отношении финансовые институты должны выполнять дополнительные процедуры. ОЭСР называет такие программы и соответствующие документы в отношении Панамы.

    В соответствии с частью VII общего стандарта отчетности (CRS – Common reporting standard) финансовые институты не могут полагаться на самоидентификацию лица или предоставленное документальное подтверждение, если финансовое учреждение знает или должно знать, что самоидентификация или предоставленные документы неправильны или ненадежны.

    Финансовое учреждение должно принять во внимание всю имеющуюся у него информацию, включая результаты анализа риска, сопряженного с CBI/RBI программами, представленными ОЭСР.

    ОЭСР проанализировала более 100 CBI/RBI программ на предмет их рискованности для CRS. Если в результате анализа возникнут сомнения в налоговом резидентстве физического лица, следует предпринять меры для установления его резидентства/резидентств.

    Если сомнения связаны с тем, что заявляется резидентство в стране, предлагающей потенциально высокорискованные CBI/RBI программы, может быть целесообразным задать следующие вопросы:

    • Вы получили права резидента в рамках CBI/RBI программы?
    • Являетесь ли вы также резидентом иной страны/стран?
    • Провели ли вы более 90 дней в какой-либо иной стране (странах) в предыдущем году?
    • В какой юрисдикции/юрисдикциях вы подавали налоговые декларации в предыдущем году?

    Определение налогового резидентства юридических лиц

    Компания, учрежденная в какой-либо стране, обычно по умолчанию признается ее налоговым резидентом. Дополнительно законодательством многих стран устанавливается, что иностранная компания может быть признана налоговым резидентом страны по месту ее эффективного управления или центрального управления и контроля.

    В России понятие корпоративного налогового резидентства стало частью налогового законодательства с 2015 года. Теперь помимо российских компаний, иностранные компании, управляемые из России, могут признаваться российскими налоговыми резидентами.

    В Великобритании, исходя из сложившейся практики, компания признается налоговым резидентом страны, если ее центральное управление и контроль осуществляется в Великобритании. С 1988 года законодательно установлено, что компания, учрежденная в Великобритании, признается ее налоговым резидентом. Критерий места центрального управления и контроля также применяется.

    На Кипре пока единственным основанием признания компании налоговым резидентом страны является место управления и контроля. Планируется ввести также критерий по месту инкорпорации на Кипре.

    Критерий места управления, очевидно, не является простым. В России в связи с тем, что эта концепция была лишь недавно введена в законодательство, пока фактически не сложилось судебной практики по признанию иностранных компаний российскими налоговыми резидентами. Даже в Великобритании, где данный критерий используется очень давно, существует неопределенность в его применении.

    Английская компания (DS plc) создала три дочерние компании на Джерси. Директорами джерсийских компаний были секретарская компания DS plc – налоговый резидент Великобритании и три налоговых резидента Джерси. Заседания совета директоров проводились на Джерси, директора их лично посещали. Тем не менее, суд первого уровня (First-tier Tribunal) поддержал налоговые органы и решил, что центральное управление и контроль джерсийских компаний осуществлялся из Великобритании, поскольку советы директоров компаний не принимали существенных решений, а получали инструкции от DS plc. Суд следующего уровня (Upper Tribunal) отменил решение нижестоящего, в частности, отметив, что не следует путать инструкции материнской компании с одобрением решений акционером. Апелляционный суд, не согласился с мотивировкой нижестоящего суда, и решил, что центральное управление и контроль джерсийскими компаниями осуществлялось из Великобритании, поскольку джерсийские директора фактически выполняли инструкции DS plc, ограничиваясь их проверкой на лигитимность.

    Образцы сертификатов налогового резидентства, выданных на Кипре, в Великобритании и Нидерландах

    Читайте также: