Сборщик налогов при иисусе христе

Обновлено: 08.05.2024

Дело в том, что Библия не ставит вопрос: для кого Иисус творил чудеса? Это скорее философский аспект, не библейский.

Мы - Его творение, едины с Ним, поэтому чудеса, сотворенные Господом для нас, косвенно сотворены и для Него.

Однако приведенный вами отрывок тоже показывает, что чудо предназначалось апостолу Петру и собирателям дидрахм:

Вскоре после того как они пришли в город, сборщик пошлин на храм подошел к Петру и спросил: "Учитель ваш не даст ли дидрахмы?" Эта дань была не гражданской, а религиозной, ее каждый год платили для поддержки храма. Отказ от уплаты подати сочли бы за вероломство по отношению к храму; это являлось, по мнению раввинов, одним из самых тяжких грехов. Отношение Спасителя к законам раввинов и Его открытые обличения защитников преданий дали повод обвинить Его в том, что Он хочет упразднить служение в храме. И теперь Его враги увидели возможность возбудить недоверие против Него, а сборщик податей охотно согласился на это.

Петр увидел в вопросе сборщика пошлин намек на пренебрежение Христа храмом. Всегда ревностно защищавший честь своего Наставника, Петр, не посоветовавшись с Иисусом, поспешно ответил, что Он заплатит пошлину.
Но Петр не до конца понял замыслы спросившего. Некоторые слои общества считались свободными от податей. Во времена Моисея, когда левиты были отделены на служение при святилище, им не был дан удел в народе. Господь сказал: "Нет левиту части и удела с братьями его: Сам Господь есть удел его" (Втор. 10: 9). Во времена Христа священники и левиты по-прежнему считались посвященными на служение в храме и от них не требовалось платить ежегодный взнос на поддержку храма. Пророки также были освобождены от этой пошлины. И требуя у Иисуса уплаты пошлины, раввины тем самым утверждали, что Он не пророк и не Учитель, а обычный человек. Откажись Он платить налог, это было бы расценено как непочтительность к храму. Но с другой стороны, если бы Он заплатил, это подтвердило бы мнение раввинов, не считавших Его пророком.
Совсем немного времени прошло с тех пор, как Петр признал Иисуса Сыном Божьим. Но вот он упустил возможность объяснить сущность Своего Наставника. Сказав сборщику, что Иисус уплатит подать, он фактически подтвердил ложное представление о Нем, которое старательно распространяли священники и старейшины.

Когда Петр вошел в дом. Спаситель не стал обсуждать случившееся, но спросил: "Как тебе кажется, Симон? цари земные, с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Петр ответил: "С посторонних". И Иисус сказал: "Итак сыны свободны". В то время как подданные царя облагаются налогом на содержание его, дети монарха свободны от уплаты. Так и Израиль, называя себя народом Божьим, был обязан поддерживать служение. Но Иисус, Сын Божий, был свободен от этой обязанности. Если священники и левиты освобождались от пошлины в связи с их служением в храме, то тем более освобождался от нее Тот, для Кого храм был домом Его Отца.

Если бы Христос без возражений уплатил пошлину. Он по сути признал бы справедливыми их обвинения и тем самым отрекся бы от Своей Божественности. И хотя Он счел необходимым выполнить это требование. Он опроверг основание, на котором оно было предъявлено. Оплачивая дань. Он засвидетельствовал Свою Божественную природу. Было очевидно, что Он - Одно с Богом, и поэтому не был обложен данью, как простой гражданин царства.

"Пойди на море, - сказал Он Петру, - брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми; и, открыв у нее рот, найдешь статор; возьми его и отдай им за Меня и за себя".

Скрывая Свое Божество в человеческом облике. Он в этом чуде явил Свою славу. Было очевидно - это Тот, Который говорил через Давида: "Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор. Знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе; ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее" (Пс. 49: 10-12).

Хотя Иисус и показал, что Он вовсе не обязан платить пошлину, Он не стал спорить с иудеями об этом, потому что они неверно истолковали бы Его слова, повернув их против Него. Для того чтобы не соблазнять отказом от уплаты пошлины. Он сделал то, что по справедливости Его никто не мог обязать сделать. Этот урок впоследствии будет иметь огромное значение для Его учеников. Вскоре должны произойти важные изменения в их отношении к служению в храме, и Христос учил их не противиться без надобности общественным порядкам. До тех пор, пока это возможно, они должны избегать всякого повода для неправильного истолкования их веры. Хотя христиане не должны жертвовать ни одним принципом истины, все же следует по возможности избегать споров.

("Христос - надежда мира". Е.Уайт).

Если бы апостол Петр не поторопился с ответом, когда его искушали признать, что Иисус не священник, не пророк и не Мессия (хотя Он и Первосвященник Евр.8:1, 2; и Пророк Втор.18:15, 18; и Мессия Ин.4:25, 26), то не возникло бы этой ситуации, в которой Петр, по сути, заявил, что Иисус - обычный человек.

Особенная миссия. Кем были 12 евангельских апостолов

Это были обычные люди, но больше всех поверившие проповедям Иисуса Христа, и поддержавшие его в то время, когда, казалось, весь мир был против. Только благодаря силе духа и вере учеников и последователей христианство стало одной из ведущих религий мира. Вообще-то сторонников у Иисуса было гораздо больше, чем 12.

Святой Вечер 2020: обычаи, предписания, запреты, традиционные блюда

От рыбаков – до сборщиков налогов

Их жизненные пути шли по-разному до тех пор, пока они не встретили Христа – дальше все пошло по не подвластному им сценарию.

Апостол Петр, рыбак из Капернаума, был первым, кто поверил в то, что Иисус – Божий сын. Основанием для этого стало то, что Иисус чудесным образом вылечил от горячки его тещу, а, провожая Христа, Петр вместе с ним вдвоем шли по воде (не погружаясь в нее). Известно также, что были и минуты слабости, и когда Иисуса схватили стражи порядка, Петр от него отрекся, но потом раскаялся в этом, и Христос его простил, поставив главным над своими учениками.

Иоанн Богослов или Иоанн евангелист тоже был учеником Иоанна Крестителя. Он был сыном Зеведея, рыбака из Галилеи. Он автор четвертого Евангелия и других книг Нового Завета. В его книгах очень много прямой речи Христа, что очень ценно. Он единственный из учеников был на Голгофе во время распятия, был рядом с Иисусом на допросах у Понтия Пилата. Ему завещал Иисус заботиться о Богоматери. И он взял Марию к себе в дом. Возможно, благодаря этой особенной миссии, он был единственным апостолом, который дожил до глубокой старости и умер своей смертью.

Иоаков был старшим братом Иоанна Богослова, из рода Зеведея. Он, как и отец, рыбачил в Галилейском море. А вместе с братом Иоанном и апостолом Петром был свидетелем многих необычных событий, свидетельствующих о божественной силе Иисуса.

Варфоломей (он же Нафанаил) из Каны Галилейской родом. Он был, как говорил о нем Иисус, - иудеем, у которого не было лукавства.

Фома, которого называли Неверующим, известен тем, что усомнился в Воскресении Господа. Но Христос явился ученикам и предложил Фоме вложить палец в свои раны, после чего Фома поверил всему, что произошло. Вместе с тем, Фома был смелым и решительным, в трудную минуту поддерживал Иисуса и призывал к этому всех апостолов.

Матфей (по прозвищу Левий) – автор первого Евангелия. До встречи с Христом он был сборщиком налогов, но без раздумий последовал за Иисусом, поскольку поверил его проповедям.

Фаддей (Иуда Иаковлев) – считается, что он сын Иосифа Обручника от первой жены. Условно говоря, брат Иисуса. Но он считал, что недостоин быть братом господним, и называл себя Фаддеем или Иудой Иаковлевым, по имени своего старшего брата.

Иаков Алфеев - брат апостола Фаддея (Иуды Иаковлева). В житии сказано, что он был мытарем, проповедовал в Иудее, а затем вел проповеди в Газе и Южной Палестине.

Симон Зилот – согласно преданию, он был одним из свидетелей чуда, которое произошло на свадьбе в Кане Галилейской, когда Иисус превратил воду в вино.

В Киеве на Рождество состоятся концерты и шествие звездочетов

Иуда Искариот – был единственным выходцем из провинции Иудея среди апостолов, поскольку остальные были родом из Галилеи. По Евангелию от Иоанна, Иуда был казначеем, у него был ящик, в который ссыпали приношения. Как утверждает Иоанн, Иуда воровал деньги из этого ящика. Затем за 30 серебряников предал Иисуса. После смерти и воскрешения Иисуса на Апостольском соборе его место после жеребьевки занял апостол Матфий.

Верующие накануне Рождества, в Святой Вечер, накрывают стол из 12 постных блюд, по числу апостолов Христовых. Таким образом они почитают учеников Иисуса, благодаря которым сердца православных озарила вера.

12 апостолов

Апостол Пётр

Пётр – первоверховный апостол

Он родился около 1 г. н. э. в Вифсаиде. Отец – рыбак Иона – назвал сына Шимоном. Повзрослев, юноша вместе с братом Андреем перебрался в Капернаум.

Подвижник отличался порывистостью, но при этом был искренним и великодушным. Лишь он решился повторить чудо Господа и пройти вслед за Ним по воде. Апостол сопровождал Пастыря во время моления на Гефсиманской горе и лично узрел Его преображение. А когда римские солдаты попытались арестовать Спасителя, Пётр вступился за Него и ранил одного из легионеров. Даже троекратное отречение праведника поспособствовало укреплению его веры.

Повинуясь жребию, брошенному в день Пятидесятницы (тогда все апостолы Христа получили благословение Святого Духа), подвижник отправился нести Слово Божье в Рим. Его поучения обращали в христианство более 5 тысяч человек за раз. Также Пётр излечивал больных и воскрешал мёртвых.

Молитва апостолу утвердит Вас в вере, избавит от заблуждений и колебаний, укажет свой путь в жизни, исцелит от лихорадки и простудных заболеваний. Также Пётр является заступником рыбаков и тех, кто путешествует по морю.

Апостол Андрей

Андрей – первозванный ученик

Однако свою миссию апостол начал исполнять уже после Вознесения Господня – он должен был рассказать об истинной вере в Вифинии (северо-западная провинция Римской империи), Фракии (восток Балкан), Македонии, Скифии, Фессалии (область на северо-востоке Греции), Элладе и Ахайе (западная Греция). Побывал праведник и в таких городах, как Византий, Халкидон, Фессалоники.

Подвижник погиб в греческом поселении Патры, в 67 г. – его распяли на косом кресте. Сейчас там находится собор, посвящённый апостолу, и источник с целебной водой.

Андрей покровительствует Украине, Румынии, Греции, Сицилии и Шотландии. Он оберегает моряков, рыболовов, переводчиков и тех, кто изучает иностранные языки, а ещё помогает незамужним девушкам найти хорошего супруга.

Иоанн Богослов

Иоанн Богослов – вдохновлённый пророк

Уделом подвижника были города Малой Азии – Эфес, Смирна, Пергам, Лаодикия и Сарды. Там, вместе с учеником Прохором, Иоанн лечил, воскрешал мёртвых, изгонял бесов и разрушал языческие капища.

Эти деяния разгневали императора Домициана. Он приказал казнить праведника, однако Творец защищал своего избранника ото всех опасностей. Тогда Иоанна сослали на остров Патмос на юго-востоке Эгейского моря, где подвижник создал Евангелие, 1, 2 и 3 послания апостолов, а также Откровение (Апокалипсис). Мудрый старец учил, что единственным способом приблизиться к Богу является любовь – она изгоняет страхи, позволяет обрести совершенство духа и небесную благодать.

Иоанн умер в 100 г., спустившись в специально приготовленную для него могилу. Когда же люди раскопали погребение в надежде обнаружить там чудотворные останки, они увидели лишь пустую яму.

Праведник охранит Вас от ссор, злых умыслов, стихийных бедствий, поможет добиться успеха и завоевать признание окружающих. Под покровительством подвижника находятся все, чья профессия связана с распространением информации – журналисты, редакторы, издатели.

Иаков Зеведеев

Иаков Старший – защитник пилигримов

Праведник создал первые христианские общины в Испании, за что и был убит в 44 г. царём Иродом Агриппой I. Мощи апостола положили в лодку и пустили по Средиземному морю. Течение отнесло челнок к устью реки Улья, и в 813 г. не тронутое разложением тело нашёл инок-отшельник Пелайо. В 899 г. над останками возвели церковь, вокруг которой образовался город Сантьяго-де-Компостелла.

Этот подвижник – небесный заступник Испании, Чили и Кубы, где его зовут Сантьяго Матаморос (Святой Яго Мавроборец). А паломничество к мощам Иакова избавляет от грехов, дарит спокойствие, умиротворение и счастье.

Апостол Варфоломей и Филлип

Филипп и Варфоломей – отцы церквей

Считается, что эти праведники были родственниками или близкими друзьями – об этом свидетельствует тот факт, что Господь сделал их своими учениками одновременно, вслед за Андреем и Петром. Мужчины происходили из Каны Галилейской, но после сошествия Святого Духа их пути разделились. Филипп начал проповедовать в Галлилее, Греции, Сирии, Аравии и Фригии, а Варфоломей – в Малой Азии, Индии и Армении. Там они основали местные сообщества верующих, открыв людям Христовы заповеди, историю крестного пути Божьего Агнца, правила почитания Творца, а также имена 12 апостолов.

Оба подвижника стали мучениками – Филиппа распяли в 80 г., в Иераполе Фригийском, а с Варфоломея сняли кожу и обезглавили по приказу армянского царя Астиага. Однако язычникам не удалось сломить святых старцев – их души вознеслись к небесному престолу Иисуса, чтобы пособлять всем христианам. Поэтому молитва к праведникам поддержит Вас в минуты искушений и сомнений, обеспечит крепкое здоровье и хорошее самочувствие, изобличит вражеские интриги и козни.

Апостол Фома

Апостол Фома – тот, кто сомневался

Впрочем, душевная слабость Фомы воспитала в нём мужество и стремление к просвещению других людей. Праведник побывал в Палестине, Месопотамии, Парфии (древнем государстве, существовавшем к югу и юго-востоку от Каспийского моря), Эфиопии и Индии. А некоторые апокрифы даже приписывают ему поездку в Китай!

Апостол погиб в 68 либо 72 г. – его пронзил копьём правитель индийского города Малаи-пурам, разгневавшись на то, что Фома обратил в христианство его супругу и сына.

К подвижнику взывают при утрате веры или беспокоящих сомнениях – как тот, кто сам испытал это состояние, Фома с лёгкостью избавит Вас от подобных переживаний.

Апостол Матфей

Левий Матфей – автор первого Евангелия

После Вознесения Матфей жил в Иерусалиме, записывая наставления Иисуса и события из Его жизни. А в 41 г. он отправился с пастырской миссией в Сирию, Мидию, Персию и Эфиопию – в последней стране подвижника и казнил царь Фулвиан.

Апостол покровительствует финансистам, бухгалтерам, таможенникам и работникам налоговой службы, а ещё он защищает от злоупотреблений властью.

Апостол Иаков Алфеев

Иаков и Иуда Фаддей – сыны Алфеевы

Чаще всего святых братьев поминают, когда произносится общая молитва 12 апостолам, однако Вы можете просить у них и об изгнании злых духов, защите от безбожников, укреплении души и тела.

Апостол Симон Зилот

Симон – родственник Иисуса Христа

Праведник путешествовал по Египту, Ливии и Грузии. На Черноморском побережье Кавказа его и умертвили, заживо распилив пилой.

Подвижник помогает знахарям, врачам, знатокам трав и тем, кто страдает от каких-либо недугов.

Иуда Искариот

Апостол Иуда – кто он?

Об этом человеке, чьё имя стало нарицательным, сохранилось мало достоверных сведений. В частности, одна из легенд гласит, что лишь он был выходцем из Иудеи (остальные апостолы происходили из Галилеи). Также Искариот распоряжался казной общины, и, как и другие ученики Христа, мог творить чудеса.

Разобрав в первом уроке законы, которые функционировали во дни Христа, мы рассмотрим в этой теме более подробно закон Моисеев и его взаимосвязь со Христом.

Соблюдал ли Христос Моисеев закон? Это резонный вопрос. Многие христиане заявляют, что Он отрицательно относился к иудейской религии. Да, Христос имел какое-то негативное отношение, но к чему? Он был против злоупотреблений в религии, но не против самой религии.

Исследуя евангельские повествования о жизни и служении Христа, мы видим, как Он, погрузившись в иудейскую культуру, придерживался во всем закона Моисеева. Божий Сын принял человеческий образ и пришел на землю, чтобы показать нам пример, как жить по законам Своего Отца. Исполняя все законы, Он жил и по церемониальным законам Моисея. Начиная с обрезания, посещения храма и заканчивая праздниками и отношением к налогам, Иисус оставался верным этим законам, которые, как Он знал, будут исполнены в Его смерти и служении на небесах.

На этой неделе мы сосредоточим внимание на Иисусе и законе Моисея. Иисус посещал иудейские праздники и следовал иудейским обычаям, многие из которых указывали на Него. Он с легкостью мог бы нарушать эти постановления, как это часто делают в наши дни представители власти. Он мог бы не читать те Писания, которые читали чиновники Его времени. Но Он не искал кратчайших или легких путей. Пусть Бог поможет нам быть такими же верными, как наш Спаситель, когда мы будем изучать урок этой недели.

Итак, давайте поговорим о Христе и его отношении к закону Моисееву и внимательно рассмотрим законы, которые соблюдал Иисус.

Воскресенье Обрезание и посвящение

Начиная с обрезания, посещения храма и заканчивая праздниками и отношением к налогам, Иисус оставался верным этим законам, которые, как Он знал, будут исполнены в Его смерти и служении на небесах.

В конце концов, Бог желал, чтобы дети Божьи обрезали свои сердца от греховных склонностей, и обрезание крайней плоти было лишь напоминанием об этом. Мы читаем интересный текст:

41 Я шел против них и ввел их в землю врагов их; тогда покорится необрезанное сердце их, и тогда потерпят они за беззакония свои.

42 И Я вспомню завет Мой с Иаковом и завет Мой с Исааком, и завет Мой с Авраамом вспомню, и землю вспомню (Лев.26:40-42).

Бог поясняет здесь, что Он желает владеть сердцем человека.

Был ли исполнен в жизни Иисуса обряд обрезания?

21 По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.

22 А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,

23 как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу,

24 и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных (Лук.2:21-24).

В жизни Иисуса проявились замыслы заповедей Моисея и были открыты их глубокие цели.

Понедельник. Иудейские праздники

Пасха и праздник опресноков.

Первым из основных годичных праздников являлся семидневный праздник Опресноков, который начинался с Пасхи. Праздник был посвящен освобождению израильтян из египетского рабства, когда Ангел-губитель прошел мимо домов, дверные косяки которых были помазаны кровью. Евангелия рассказывают о трех случаях, когда Иисус праздновал Пасху.

41 Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.

42 И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.

43 Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его (Лук.2:41-43).

Первый раз Христос праздновал Пасху, когда Ему было 12 лет.

Совершив чудо в Кане Галилейской, а это начало Его публичной деятельности, Он с учениками и с родственниками пришел в Капернаум. Это было время, когда приближалась Пасха. Этот случай связан с тем, что Христос сделал бич из веревок, выгнал всех меновщиков из храма (Иоан.2:13-23).

Этот случай известен тем, что этот праздник Христос провел с учениками последний раз. Это та Пасха, когда Он учредил нечто новое для Своих последователей. Он, во-первых омыл ноги ученикам и ввел воспоминание о Его страданиях во вкушении хлеба, как символа Его ломимого тела, и вина, как символа Его пролитой крови (Матф.26:17-20).

На пятидесятый день после Пасхи был праздник Пятидесятницы. Евангелисты не оставили сведений о том, что Христос праздновал этот праздник. Однако перед Своим вознесением Он повелел ученикам ожидать в Иерусалиме крещения Святым Духом (Деян.1:4-5). Фактически это событие произошло в день Пятидесятницы (Деян.2:1-4).

Завершали праздничный цикл в иудейском календаре праздник кущей и День искупления (Йом-Киппур). День искупления был днем очищения стана от греха и примирения народа с Богом. Праздник кущей напоминал о времени, когда Израиль жил в шатрах в пустыне.

Христос исполнял все эти законы и праздники, хотя народу казалось, что Иисус пренебрегает их законами. Их наслоения к законам Он конечно пренебрегал. Но Закон, учрежденный им Самим и переданный Моисею, Он исполнил. Он Сам ответственно заявил, что пришел исполнить закон (Матф.5:17). Понимая, что это важный вопрос, Иисус ответил прямо:

Большинство библейских праздников уже давно утратили актуальность, по крайней мере, для христиан, поскольку нашли свое исполнение во Христе. Но мы их изучаем, чтобы найти связь между тем, на что они указывали, и как, каким образом они исполнились. И нам важно отмежевать те праздники, которые нашли свое исполнение во Христе от тех праздников и законов, которые еще актуальны и сегодня.

Вторник Иисус в храме

Священное Писание мало сведений оставило нам о детстве Иисуса. Но то, что мы имеем, оно красочно описывает один момент из жизни мальчика Иисуса в двенадцатилетнем возрасте. Это событие связано с храмом и с праздником Пасхи.

Иосиф и Мария каждый год ходили в Иерусалим на праздник. Это было их обычным делом посещать Иерусалим с целью – присутствовать на происходящих ежегодных праздниках. Иосиф, как мужчина, по предписанному закону должен был присутствовать на трех великих праздниках. Мария, мы видим, сопровождала его. Присутствие женщины на празднике, хотя рекомендовалось, но не требовалось. О чем говорит тот факт, что Мария посещала праздники? Это говорит о ее стремлении не пропустить столь важные моменты в жизни, это свидетельствует и о ее богобоязненности и набожности.

В возрасте трех лет Иудейским мальчикам необходимо было иметь украшенные кистями одежды, предписанные законом Моисея; и в возрасте пяти лет они должны были выучивать определенные части закона. Приближаясь к двенадцатилетнему возрасту, они были обязаны носить тефелин или филактерии – специальные одежды в часы молитвы согласно требованиям раввинских преданий, но не закона Моисеева. Иисус никогда не выполнял требований этого предания. Согласно одному из разделов Мишны, еврейские мальчики становились лично ответственными за соблюдение заповедей в 13-ти летнем возрасте, то есть, при достижении полных 12-ти лет.

Если рождение Иисуса произошло осенью 5 г. до Р. Хр., Его 12-ти летний возраст, согласно Иудейскому счету должен начаться от осени 7г. по Р. Хр. До осени 8 г. по Р. Хр., и Его первое посещение Пасхи, следовательно, должно было быть лишь в следующем 9 г. по Р. Хр.

Во время посещения Иерусалима, Иисус в первый раз осознал, что Он был в исключительном смысле Сыном Божиим, и смысл Его земной жизни начал тяготить Его разум. Он искренне стремился к более ясному пониманию природы Своей определенной работы и задержался в храме, земном доме Своего небесного Отца, чтобы далее иметь общение с Ним.

Но тем не менее, хотя ответ Христа Его родителям звучит как мягкая укоризна, Он до определенного возраста был у них в повиновении. Это говорит нам о том, чему и кому мы должны повиноваться, и в какое время и в каком месте.

Среда. Пошлины или налоги

24 Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?

26 Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны;

27 но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя (Матф.17:24-27).

Речь здесь не идет о мытарях и сборщиках податей, которые собирали пошлины и налоги для гражданских начальств. Здесь говорится о специальных сборщиках, направленных в каждую местность для сбора налога на реконструкцию и содержание храма.

Читая Исх.30:12-16, мы видим, что каждый мужчина, в возрасте от 20 лет и старше облагался налогом в сумме равной половине сикля. Но это был особый случай. Читаем текст:

12 Когда будешь делать исчисление сынов Израилевых при пересмотре их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу при исчислении их, и не будет между ними язвы губительной при исчислении их;

13 всякий, поступающий в исчисление, должен давать половину сикля, сикля священного; в сикле двадцать гер: полсикля приношение Господу;

14 всякий, поступающий в исчисление от двадцати лет и выше, должен давать приношение Господу;

15 богатый не больше и бедный не меньше полсикля должны давать в приношение Господу, для выкупа душ ваших;

16 и возьми серебро выкупа от сынов Израилевых и употребляй его на служение скинии собрания; и будет это для сынов Израилевых в память пред Господом, для искупления душ ваших.

Ко дням Христа на базе этого текста также собирали пошлины на храм, но эти пошлины были не обязательными, а добровольными, но, тем не менее, каждый иудей считал это своим религиозным долгом. Согласно Мишне общественность должна быть предупреждена о предстоящем сборе и меновщики денег устанавливали столы и начинался обмен валюты. Дело в том, что древнееврейский сикль уже не был в обращении, а раввинская традиция требовала, чтобы сбор на храм вносили именно этой монетой. Собиратели налога обменивали государственные деньги на монеты, вносимые на храм, извлекая для себя выгоду от каждого обмена. Греческая дидрахма, это двойная драхма, равна примерно половине сикля с учетом выгоды для меновщиков. Если учесть, что стоимость драхмы равнялась примерно ценности двух римских динарий, что было дневным заработком рабочего, то налог составлял эквивалент зарплаты за два рабочих дня.

Анализируя этот случай, мы можем прийти к такому выводу, что если бы Иисус вообще никогда не платил этот налог, а сборы были один раз в году, то книжники, которые на каждом шагу пытались Христа в чем-то уличить, они бы давно за долго до этого случая бросили бы Ему упрек за неуплату налога. По-видимому, мысль упрекнуть Христа на этот счет пришла им в голову недавно, это было частью продуманного заговора.

Вопрос налога связанный со Христом, щепетильный вопрос. Дело в том, что левиты, священники и пророки освобождались от налога. Отказаться от уплаты налога – означало бы нелояльность к храму, уплата же означала бы, что Иисус Сам Себя не считает пророком, который свободен от уплаты налога.

Христос решил эту дилемму таким образом: Он с одной стороны разъяснил Петру, что сыны свободны от уплаты налога, но чтобы не было соблазна, чтобы не быть пойманным в ловушку, Он повелел Петру, чтобы тот, поймав рыбу, заплатил причитавшийся налог, деньги за который были в пойманной рыбе.

По примеру Христа нашей обязанностью, как христиан, должно быть хорошо обдуманное действие, обдуманный ответ, чтобы не дать ближнему никакого преткновения.

Четверг Исполнение закона

Христос обратился к той части человеческого сердца, которая жаждет как справедливости, так и милости. Здесь Он привлек взгляд к месту, которое не ограничено терминами правосудия, месту, где правосудие и милость по-настоящему пребывают в совершенной гармонии.

Иисус расставляет все на свои места и в отношении развода и вступления в новый брак. Затевая этот вопрос, фарисеи вновь хотели уловить Христа. В течение двух лет по поручению Иудейского Синедриона за Иисусом следовали агенты с двойным заданием – найти обвинение против Него и пытаться дискредитировать Его в глазах народа.

Пятница. Христос и суббота

Но что интересно, те, кто боялся нести листик, с дерева упавший на плечо, с легкостью искали убить Христа.

Читайте также: