30 лет налоговой службе

Обновлено: 15.05.2024


1 из 2 изображений


2 из 2 изображений



Государственная налоговая служба создана в России 30 лет назад. Налоговые органы превратились в один из самых прочных инструментов государственного управления.

Деятельность ФНС по модернизации и совершенствованию налоговой сферы направлена на выполнение ее основной миссии – эффективной контрольно-надзорной деятельности и высокого качества услуг для законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса, соблюдения прав налогоплательщиков и формирования финансовой основы государства.

Налоговые органы за 30 лет стали мощной государственной структурой, которая обеспечивает до 90% поступлений в бюджеты всех уровней. Если в 2005 году инспекция обеспечивала мобилизацию в бюджет 1,7 млрд руб. налоговых и других платежей, то за 10 месяцев 2020 года объем поступлений составил более 4,9 млрд руб., в консолидированный бюджет Курской области – 3,5 млрд руб.

Значительно увеличилось число налогоплательщиков. В начале 1991 года на учете в инспекции состояло 29 юридических лиц, сейчас – 1335 юридических лиц, 3041 индивидуальный предприниматель и 155 014 физических лиц.

Контрольная деятельность налоговой службы претерпела колоссальные изменения. От бумаг и калькулятора мы перешли на электронный документооборот. ФНС полностью компьютеризирована, связана единой сетью и дает возможность обработки и анализа огромных массивов информации.

Изменились также и условия приема в инспекциях. В современных операционных залах, оформленных в фирменном стиле, есть все возможности для комфортного обслуживания.

Структура налогового органа включает в себя 11 отделов. Все государственные гражданские служащие, работающие в инспекции, имеют высшее профессиональное образование. Только за последние два года более 60% сотрудников прошли курсы повышения квалификации.

Одним из самых востребованных отделов инспекции является отдел учета и работы с налогоплательщиками. Его сотрудники дадут полную информацию о налогах и сборах, ставках налога и порядке его начисления, помогут зарегистрировать контрольно-кассовую технику и деятельность организации или ИП. За 2020 год поступило более 73 тысяч (год назад – более 97 тысяч) обращений граждан. По каждому проведена работа.

Проверку налогоплательщиков на достоверность отчетности и полноту уплаты налогов проводят сотрудники отдела камеральных и выездных проверок. Результатом работы является доначисление сумм налога, не уплаченного при умышленном занижении налоговой базы или незнании налогового законодательства, выявление схем уклонения от налогообложения.

Налог на добавленную стоимость является значимым, поэтому его администрирование постоянно совершенствуется. При проведении углубленной камеральной проверки налоговой декларации по НДС применяются новые способы отслеживания денежных потоков. В этом помогает АСК НДС - система, которая не допускает неправомерных вычетов.

Камеральная налоговая проверка позволяет выявить рисковые звенья и раскрутить цепочки связей весьма глубоко, то есть если раньше говорили о фирмах-однодневках, которые скрывали операции за двумя-тремя звеньями, то сейчас доходит до 15 и более уровней. Сотрудники налоговых органов для проверки использует более 20 информационных комплексов. В 2019 году проведено 3 642 камеральных проверки деклараций по НДС, в 2020 году – 2 551 проверка.

Мы стараемся выходить на открытый диалог с налогоплательщиками, поэтому одним из трендовых налоговых инструментов является вызов на комиссии в налоговую инспекцию. Главная задача – показать, что реальным бенефициаром от таких схем является он, и переложить ответственность на транзитные компании или однодневки ему не удастся. Конечной целью является побуждение налогоплательщиков к самостоятельному уточнению налоговых обязательств.

По результатам контрольно-аналитической работы за 9 месяцев 2020 года в бюджет дополнительно, без проведения налоговых проверок, поступило НДС на сумму 52 млн. руб.

Конечно, наиболее эффективной формой налогового контроля является выездная налоговая проверка. В то же время она требует больших затрат рабочего времени и высокого уровня квалификации сотрудников.

Смещение акцента с количества выездных проверок на их качество неизбежно ведет к усилению подготовительной работы. Отбор налогоплательщиков в качестве кандидатов на проведение выездных налоговых проверок основан на качественном и всестороннем анализе информации.

Отметим еще один существенный момент: если в отношении налогоплательщика назначена выездная налоговая проверка, то это означает, что у налогового инспектора есть точная информация о нарушениях. Проверка назначается для документального закрепления доказательств выявленных правонарушений, установления лиц, в пользу которых фактически распределена налоговая экономия в виде неуплаты налогов. В обязательном порядке изучаются сделки, направленные на выведение активов из хозяйственной деятельности. Указанные обстоятельства могут повлечь уголовную ответственность за сокрытие денежных средств или имущества.

При формировании доказательственной базы налоговые инспекторы используют широкий ряд контрольных мероприятий: допросы свидетелей, осмотры, выемку документов и предметов, экспертизы, проверки контрагентов и пр. Налоговый контроль базируется также на сотрудничестве с МВД, ФСБ, таможенными органами, Росфинмониторингом. В практике контрольной работы инспекции имеются факты привлечения должностных лиц налогоплательщиков к уголовной ответственности за мошенничество и уклонение от уплаты налогов.

Отстаивать в судах интересы государства, оказывать правовую помощь подразделениям инспекции – это функции правового отдела инспекции. Он также обобщает и анализирует результаты судебных и арбитражных дел. В результате снизилось количество жалоб от налогоплательщиков. В 2020 году судами рассмотрено в пользу инспекции 136 исковых заявлений о взыскании задолженности по налогам, пени, штрафам с физических лиц, общая сумма удовлетворенных требований составила более 7 млн руб. (в 2019 году – 43 033 тыс. руб.).

За 9 месяцев 2020 года, благодаря скоординированной работе отдела, задолженность в Железногорском и Дмитриевском районах снизилась на 233,3 млн руб.

Одним из новых направлений деятельности отдела в отношении недобросовестных организаций является привлечение к субсидиарной ответственности. Когда речь заходит о субсидиарной ответственности, мы обращаем внимание на учредителей и руководителя компании-должника. Однако по действующему законодательству понятие контролирующего лица гораздо шире. К ответственности по долгам может быть привлечено любое лицо, если оно имеет возможность оказывать влияние на деятельность должника. Это могут быть спонсоры, поверенные, родственники и др. Так, в 2020 году в Курской области привлечено к субсидиарной ответственности на сумму 5 057,8 млн руб.

Еще одно направление по взысканию задолженности – это оспаривание сделок должника в рамках дела о банкротстве. Так, в 2020 году в Железногорске возвращено в конкурсную массу имущество должников-банкротов в сумме 31,5 млн. руб.

При недостаточности у должника имущества инспекция предъявляет требование о выделе доли должника в общем имуществе для обращения на нее взыскания. В 2020 году в Курской области направлено исков на сумму 56,8 млн руб.

Также в структуре инспекции существует аналитический отдел. Он прогнозирует федеральный, областной и местный бюджеты, осуществляет контроль за выполнением прогнозных планов.

Обеспечение работоспособности всех электронных ресурсов и программного обеспечения лежит на специалистах отдела информатизации.

И конечно же, в работе налоговой инспекции существует отдел общего и хозяйственного обеспечения, который занимается подбором кадров, материальным оснащением, работой транспорта, содержанием здания налоговой инспекции и др.

Не зря говорят, что кадры решают все. Особо теплые слова хочется сказать о коллективе инспекции. Средний возраст инспекторов – 40 лет. Профессиональные, ответственные, инициативные сотрудники, болеющие за результаты работы, штатная численность инспекции составляет 134 человека. Молодые кадры, владеющие современными технологиями, обладающие высоким уровнем знаний, составляют почти третью часть коллектива. Это потенциал, который будет успешно работать в новых условиях.

Особая благодарность нашим ветеранам, кто стоял у истоков налоговой службы, прошел вместе с ней все этапы. Многие из них на заслуженном отдыхе, но в настоящее время в налоговых органах области работают 9 человек, которые пришли в службу в 1990 году и до настоящего времени передают свои знания и опыт.

Желаю всем крепкого здоровья, неиссякаемой энергии и оптимизма, мудрости и терпения, прекрасного настроения, семейного уюта и тепла близких и родных! Пусть следующие годы нашей службы ознаменуются плодотворной работой, профессиональными успехами и достижениями целей!

Читайте также: