Российское налоговое право гуреев в и

Обновлено: 18.05.2024

Именно наличие властного полномочия дает возмож­ность государственному органу выступать от лица госу-

1 См.: Ямпольская Ц. А. Органы советского государственного управления в современный период. М., 1954. С. 13, 17—20.

§ 5. Государственные органы и органы местного самоуправления 219

дарства. Каждая группа государственных органов, в том числе и органов, участвующих в налоговых отношениях, осуществляет властные полномочия в характерных для нее юридических формах. Особенность властных полномочий государственных органов, являющихся субъектами нало­гового права, состоит в том, что данные полномочия со­пряжены с ограничением в рамках закона, прежде всего, имущественных прав граждан и их организаций. Это на­глядно проявляется при реализации таких полномочий налоговых органов, как наложение ареста на имущество налогоплательщика, взыскание недоимки по налогам и пени в порядке, установленном НК РФ.

В зависимости от выбираемого критерия органы госу­дарственной власти могут быть классифицированы различ­ным образом. Установленное ст. 1, 5 Конституции РФ фе­деративное устройство нашего государства дает первое ос­нование для классификации государственных органов. По уровню своей деятельности органы государственной влас­ти делятся на федеральные органы и органы государствен­ной власти субъектов РФ. Кроме того, в соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Россий­ской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Участни­ками налоговых отношений в Российской Федерации мо­гут быть государственные органы, представляющие лишь первые две из названных ветвей власти 1 .

Органы исполнительной власти, в свою очередь, могут быть классифицированы следующим образом: 1) органы, осуществляющие руководство и координацию на опреде­ленном уровне управления, иными словами, — органы об­щей компетенции (Президент РФ, Правительство РФ, гла­вы исполнительной власти и правительств субъектов РФ); 2) органы отраслевого регулирования (являются нетипич­ными участниками налоговых отношений); 3) органы меж-

1 В тех редких случаях, когда суды фактически становятся участниками налоговых отношений (контроль за уплатой госу­дарственной пошлины), они реализуют полномочия, свойствен­ные исполнительным органам власти.

Глава 6. Субъекты налогового права

отраслевой координации и функционального регулирова­ния (Министерство финансов РФ, федеральные внебюджет­ные фонды); 4) органы, выполняющие специальные функ­ции, как то: контрольные, разрешительные (например, таможенные органы); 5) вспомогательные органы (межве­домственные комиссии).

В налоговых отношениях весьма велика роль функцио­нальных и контрольных органов, хотя, конечно, органы общей компетенции также являются непременными учас­тниками названных отношений. Существуют различные характеристики функциональных органов. Их специфика проявляется наиболее наглядно при сопоставлении после­дних с органами отраслевого управления. Особенности функциональных органов заложены в характере осуще­ствляемой ими управленческой деятельности и способах ее реализации. Отличительным признаком, позволяющим отделить функциональные органы от отраслевых, являет­ся осуществление межотраслевых функций. Функциональ­ные органы создаются для обеспечения в масштабе России согласованной работы всех отраслевых органов, для конт­роля под соответствующим углом зрения деятельности различных организаций и граждан. Таким образом, коор-динационно-регулирующий, межотраслевой, а также кон­тролирующий характер деятельности является тем специ­фическим признаком, который отличает функциональные органы от отраслевых 1 . Известно, что отраслевые органы, как правило, осуществляют непосредственное оперативное управление определенным кругом объектов, связанных с данной отраслью управления и находящихся в их подчи­нении. Функциональный орган в отличие от них распрос­траняет свою деятельность на все отрасли экономической жизни, но не имеет полномочия по непосредственному оперативному руководству деятельностью организаций. Здесь имеется в виду подчинение лишь в каком-либо спе-




1 См.: Айвазян Г. А. Правовые основы организации и деятель­ности финансовых органов в СССР: Дис. . канд. юрид. наук. М., 1977. С. 41—43.

§ 5. Государственные органы и органы местного самоуправления 221

циальном отношении*. В этом заключается одна из наибо­лее существенных сторон различия между функциональ­ными и отраслевыми органами.

Таким образом, важнейшим моментом, на котором сле­дует делать акцент, при характеристике государственных органов как субъектов налогового права, является функ­циональный характер их полномочий. В налоговых отно­шениях наличие прав у уполномоченного субъекта власти не предполагает непосредственного оперативного руковод­ства деятельностью граждан или организаций. Когда в

1 См.: Административное право / Под ред. А. Е. Лунева. М., 1970. С. 122.

2 Гуреев В. И. Российское налоговое право. С. 196.

Глава 6. Субъекты налогового права

налоговом праве речь идет о подчинении, как правило, имеется в виду подчинение лишь в каком-либо специаль­ном отношении (функциональное подчинение).

Несколько обособленное место среди участников нало­говых отношений занимают органы местного самоуправ­ления. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоя­тельно, органы местного самоуправления не входят в сис­тему органов государственной власти. В силу ч. 1 ст. 132 Основного Закона органы местного самоуправления само­стоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные воп­росы местного значения. Высокая степень независимости местного самоуправления, закрепленная Конституцией РФ, различным образом оценивается в юридической науке. В ряде работ ранее высказывалось мнение о том, что отно­шения, касающиеся местных финансов, не могут быть включены в сферу регулирования финансового права и соответственно права налогового 1 . Представляется, что нет оснований для исключения отношений по аккумулирова­нию денежных фондов местного самоуправления через на­логи и сборы из сферы регулирования налогового права.

1 См.: Карасева М. В. О предмете финансового права на совре­менном этапе // Государство и право. 1997. № 11. С. 22—31.

§ 5. Государственные органы и органы местного самоуправления 223

Таким образом, нет необходимости пересматривать ус­тоявшийся взгляд на предмет налогового права. Местное налогообложение попадает в сферу его (налогового права) регулирования. Известно, что предмет регулирования, в свою очередь, определяет перечень и виды субъектов соот­ветствующего правового образования. Сказанное подразу­мевает рассмотрение органов местного самоуправления (муниципальных органов) в качестве субъектов налогово­го права России.

1 Тихомиров Ю. А. Публичное право. С. 121.

2 Баглай М. В. Указ. соч. С. 137.

3 См.: Суханов Е. А. Проблемы правового регулирования от­ношений собственности и новый Гражданский кодекс // Граж­данский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сб. па­мяти С. А. Хохлова / Отв. ред. А. Л. Маковский. М., 1998. С. 226.

Глава 6. Субъекты налогового права

Читайте также: