Российское налоговое право гуреев в и
Обновлено: 18.05.2024
Именно наличие властного полномочия дает возможность государственному органу выступать от лица госу-
1 См.: Ямпольская Ц. А. Органы советского государственного управления в современный период. М., 1954. С. 13, 17—20.
§ 5. Государственные органы и органы местного самоуправления 219
дарства. Каждая группа государственных органов, в том числе и органов, участвующих в налоговых отношениях, осуществляет властные полномочия в характерных для нее юридических формах. Особенность властных полномочий государственных органов, являющихся субъектами налогового права, состоит в том, что данные полномочия сопряжены с ограничением в рамках закона, прежде всего, имущественных прав граждан и их организаций. Это наглядно проявляется при реализации таких полномочий налоговых органов, как наложение ареста на имущество налогоплательщика, взыскание недоимки по налогам и пени в порядке, установленном НК РФ.
В зависимости от выбираемого критерия органы государственной власти могут быть классифицированы различным образом. Установленное ст. 1, 5 Конституции РФ федеративное устройство нашего государства дает первое основание для классификации государственных органов. По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ. Кроме того, в соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Участниками налоговых отношений в Российской Федерации могут быть государственные органы, представляющие лишь первые две из названных ветвей власти 1 .
Органы исполнительной власти, в свою очередь, могут быть классифицированы следующим образом: 1) органы, осуществляющие руководство и координацию на определенном уровне управления, иными словами, — органы общей компетенции (Президент РФ, Правительство РФ, главы исполнительной власти и правительств субъектов РФ); 2) органы отраслевого регулирования (являются нетипичными участниками налоговых отношений); 3) органы меж-
1 В тех редких случаях, когда суды фактически становятся участниками налоговых отношений (контроль за уплатой государственной пошлины), они реализуют полномочия, свойственные исполнительным органам власти.
Глава 6. Субъекты налогового права
отраслевой координации и функционального регулирования (Министерство финансов РФ, федеральные внебюджетные фонды); 4) органы, выполняющие специальные функции, как то: контрольные, разрешительные (например, таможенные органы); 5) вспомогательные органы (межведомственные комиссии).
В налоговых отношениях весьма велика роль функциональных и контрольных органов, хотя, конечно, органы общей компетенции также являются непременными участниками названных отношений. Существуют различные характеристики функциональных органов. Их специфика проявляется наиболее наглядно при сопоставлении последних с органами отраслевого управления. Особенности функциональных органов заложены в характере осуществляемой ими управленческой деятельности и способах ее реализации. Отличительным признаком, позволяющим отделить функциональные органы от отраслевых, является осуществление межотраслевых функций. Функциональные органы создаются для обеспечения в масштабе России согласованной работы всех отраслевых органов, для контроля под соответствующим углом зрения деятельности различных организаций и граждан. Таким образом, коор-динационно-регулирующий, межотраслевой, а также контролирующий характер деятельности является тем специфическим признаком, который отличает функциональные органы от отраслевых 1 . Известно, что отраслевые органы, как правило, осуществляют непосредственное оперативное управление определенным кругом объектов, связанных с данной отраслью управления и находящихся в их подчинении. Функциональный орган в отличие от них распространяет свою деятельность на все отрасли экономической жизни, но не имеет полномочия по непосредственному оперативному руководству деятельностью организаций. Здесь имеется в виду подчинение лишь в каком-либо спе-
1 См.: Айвазян Г. А. Правовые основы организации и деятельности финансовых органов в СССР: Дис. . канд. юрид. наук. М., 1977. С. 41—43.
§ 5. Государственные органы и органы местного самоуправления 221
циальном отношении*. В этом заключается одна из наиболее существенных сторон различия между функциональными и отраслевыми органами.
Таким образом, важнейшим моментом, на котором следует делать акцент, при характеристике государственных органов как субъектов налогового права, является функциональный характер их полномочий. В налоговых отношениях наличие прав у уполномоченного субъекта власти не предполагает непосредственного оперативного руководства деятельностью граждан или организаций. Когда в
1 См.: Административное право / Под ред. А. Е. Лунева. М., 1970. С. 122.
2 Гуреев В. И. Российское налоговое право. С. 196.
Глава 6. Субъекты налогового права
налоговом праве речь идет о подчинении, как правило, имеется в виду подчинение лишь в каком-либо специальном отношении (функциональное подчинение).
Несколько обособленное место среди участников налоговых отношений занимают органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В силу ч. 1 ст. 132 Основного Закона органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Высокая степень независимости местного самоуправления, закрепленная Конституцией РФ, различным образом оценивается в юридической науке. В ряде работ ранее высказывалось мнение о том, что отношения, касающиеся местных финансов, не могут быть включены в сферу регулирования финансового права и соответственно права налогового 1 . Представляется, что нет оснований для исключения отношений по аккумулированию денежных фондов местного самоуправления через налоги и сборы из сферы регулирования налогового права.
1 См.: Карасева М. В. О предмете финансового права на современном этапе // Государство и право. 1997. № 11. С. 22—31.
§ 5. Государственные органы и органы местного самоуправления 223
Таким образом, нет необходимости пересматривать устоявшийся взгляд на предмет налогового права. Местное налогообложение попадает в сферу его (налогового права) регулирования. Известно, что предмет регулирования, в свою очередь, определяет перечень и виды субъектов соответствующего правового образования. Сказанное подразумевает рассмотрение органов местного самоуправления (муниципальных органов) в качестве субъектов налогового права России.
1 Тихомиров Ю. А. Публичное право. С. 121.
2 Баглай М. В. Указ. соч. С. 137.
3 См.: Суханов Е. А. Проблемы правового регулирования отношений собственности и новый Гражданский кодекс // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сб. памяти С. А. Хохлова / Отв. ред. А. Л. Маковский. М., 1998. С. 226.
Глава 6. Субъекты налогового права
Читайте также: