Роль налогового администрирования в создании благоприятного налогового климата государства
Обновлено: 02.07.2024
Настоящая статья посвящена исследованию налогового администрирования на современном этапе развития. Проводится краткий анализ организационно-правового состояния налогового администрирования, рассматриваются некоторые существующие проблемы, определяется основа дальнейшего исследования.
Ключевые слова: налоговое администрирование, налоговые администрации, налоговое законодательство
Налоги являются основным источником формирования доходов бюджетной системы страны и представляют собой часть валового внутреннего продукта, создаваемого в процессе производства и распределения посредством человеческого труда, капитала и природных ресурсов. Налоговые поступления влияют на экономический рост, развитие экономики, уровень благосостояния страны и на качество жизни в целом.
На постоянной основе государственным аппаратом осуществляется комплекс разносторонних мер, направленных на максимальное поступление налогов и сборов в бюджет страны. Одним из факторов успешного достижения поставленной цели является налоговое администрирование.
Объект исследования — общественные отношения, возникающие в процессе осуществления налогового администрирования в России.
Предмет исследования — нормативные правовые акты РФ в области налогов и сборов, учебная и научная литература, посвященная правовому регулированию и содержанию налогового администрирования России.
Цель исследования заключается в развитии теории налогового администрирования, разработке рекомендаций, направленных на совершенствование деятельности в области налогового администрирования.
Интерес к изучению дефиниции налогового администрирования, его содержания и правового регулирования в России начал проявляться в первом десятилетии 2000-х годов после употребления данного термина в нормативных правовых актах исполнительных органов федерального уровня. Изучению налогового администрирования посвятили свои работы следующие российские ученых: Б. Х. Алиев, А. В. Аронов, Л. И. Гончаренко, Т. В. Игнатова, В. А. Красницкий, И. А. Майбуров, М. Т. Оспанов, и др.
На сегодняшний день, налоговое законодательство является динамично развивающейся отраслью российского законодательства. Оно состоит из федерального, регионального и местного уровней.
Нормативные правовые акты федерального уровня действуют на территории всей страны. Основным нормативно-правовым документом является Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ). Также к данному уровню относятся Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ, Федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и другие нормативные правовые акты.
К региональному уровню нормативно-правового регулирования относятся законодательные акты субъектов РФ, принимаемые в соответствии с НК РФ и действующие на территории определенного субъекта.
Нормативно-правовые акты муниципальных образований регулируют правоотношения местного уровня, принимаются в соответствии с НК РФ и действуют на территории конкретного муниципального образования.
а) налоговые органы — Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы (далее — ФНС России);
б) таможенные органы — Федеральная таможенная служба и ее территориальные органы;
в) финансовые органы — Министерство финансов Российской Федерации и его территориальные органы;
г) органы внутренних дел — Министерство внутренних дел Российской Федерации и его территориальные органы
Налоговые администраторы действуют в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ, совмещают управляющее воздействие с исполнительными компетенциями.
Основным налоговым администратором является Федеральная налоговая служба, основной деятельностью которой является контроль и надзор в области налогообложения. Объем полномочий других администраций значительно меньше, права и обязанности уже.
В процессе своей деятельности налоговые администраторы и другие государственные ведомства и службы осуществляют тесное взаимодействие с целью обмена информацией и координации взаимных действий.
Актуальной задачей государственного аппарата и налоговых администраций является обеспечение полноты и своевременности налоговых поступлений в бюджет, одновременно с сокращением возможностей уклонения от уплаты налогов и повышением уровня удовлетворенности налогоплательщиками условиями исполнения налоговых обязанностей. Указанное ведет к изменению существующих взаимоотношений между субъектами налогового администрирования. Форма взаимоотношений, основанная на сочетании принципов партнерства, способствует повышению уровня мотивации налогоплательщиков надлежащему исполнению конституционных обязанностей, стабильному функционированию налогового администрирования и росту собираемости налогов.
ФНС России стремится к увеличению и качественному осуществлению аналитической работы, с целью побуждения налогоплательщиков к добровольному уточнению своих налоговых обязательств.
Эффективность функционирования налогового администрирования во многом зависит от качества управления. На сегодняшний день существуют недоработки в налоговом законодательстве, пробелы и противоречия, отрицательно влияющие на экономическое развитие государства и осуществление деятельности налогоплательщиков, что приводит к снижению инвестиционной активности, росту уклонения от уплаты налогов, утаиванию доходов, расширению теневой экономики и сокращению налоговых поступлений.
Заключение. Налоговое администрирование — это часть управления налоговой системой, обеспечивающая полноту и своевременность поступления налогов и сборов в бюджет государства. Развитие налогового администрирования заключается в совершенствовании налогового законодательства, форм и методов управления данными правоотношениями.
Налоговое администрирование — осуществление уполномоченными государственными органами функций контроля и организации исполнения физическими и юридическими лицами действующего законодательства.
Цель налоговое администрирование — обеспечение максимального наполнения бюджетов всех уровней при минимальных затратах.
Результатом эффективного налогового администрирования являются рост доходов государства, своевременное выявление и предупреждение правонарушений, гармонизация интересов всех участников правоотношений.
На сегодняшний день, налоговое администрирование имеет ряд проблем как нормативно-правового, так и организационного характера. Современному налоговому администрированию необходимо:
2) определение и закрепление системы правового регулирования налогового администрирования;
3) законодательное закрепление деятельности налоговых администраций, их прав, обязанностей, методов и принципов осуществления деятельности в области налогового администрирования, формы взаимодействии между собой, другими ведомствами и службами, с плательщиками налогов и сборов;
4) устранение пробелов и противоречий в нормативно-правовом регулировании налогового администрирования.
Вопросы налогового администрирования нуждаются в дальнейшем глобальном научном подходе, основанном на анализе исторического опыта и применения научных разработок.
Основные термины (генерируются автоматически): налоговое администрирование, налоговое законодательство, администрация, орган, правовое регулирование, РФ, ФНС России, государственный аппарат, Российская Федерация, Федеральная налоговая служба.
Читайте также: