Решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения кнд

Обновлено: 19.05.2024

Согласно п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение: 1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; 2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии со вторым абзацем п. 8 ст. 101 НК РФ в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа, при этом в данном решении могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

Несмотря на то что формально решение об отказе в привлечении к ответственности и не затрагивает интересов налогоплательщика, на самом деле данный документ крайне важен в случаях, когда налогоплательщик претендует на возмещение из бюджета НДС, поскольку согласно п. 3 ст. 176 НК РФ одновременно с этим решением принимается: решение о возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению; решение об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению; решение о возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.

Системное толкование п. 7 ст. 101 НК РФ и п. 3 ст. 176 НК РФ позволяет сделать следующий вывод: решение налогового органа об отказе в возмещении НДС является производным от решения об отказе в привлечении к налоговой ответственности, в котором излагаются мотивы отказа в возмещении НДС.

Таким образом, обжалованию подлежат оба решения налогового органа: об отказе в привлечении к налоговой ответственности; об отказе в возмещении НДС.

На данное обстоятельство обращено внимание в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24 мая 2011 г. N 18421/10, согласно которому решение об отказе полностью или частично в возмещении заявленной налогоплательщиком суммы НДС и решение о частичном возмещении суммы НДС, как основанные на установленных в ходе проверки обстоятельствах, могут быть обжалованы в суд только после рассмотрения вышестоящим налоговым органом соответствующей жалобы налогоплательщика и проверки его доводов и обстоятельств, явившихся основанием как для отказа в возмещении НДС, так и для принятия решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности.

При составлении заявления в суд в предмет обжалования также входят оба указанных решения, поскольку выводы о том, что вычеты по НДС заявлены неправомерно, содержатся в каждом из них.

Таким образом, если в решении об отказе в привлечении к налоговой ответственности содержится мотивировочная часть, а в решении об отказе в возмещении НДС - лишь констатация этого факта и сумма не возмещенного из бюджета НДС, то обжалованию в суде подлежат оба решения налогового органа (см., в частности, постановление ФАС Дальневосточного округа от 18 января 2012 г. N Ф09-6262/2011).

На то, что решение об отказе в возмещении (полностью или частично) суммы НДС является производным от решения о привлечении к налоговой ответственности (решения об отказе в привлечении к налоговой ответственности) указано в постановлениях ФАС Московского округа от 11 ноября 2010 г. N КА-А40/13330-10 по делу N А40-9333/10-140-100 и от 7 декабря 2011 г. по делу N А41-43984/09, а также в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 8 июня 2011 г. N А19-27017/09, ФАС Центрального округа от 3 ноября 2010 г. по делу N А64-1616/2010 (Постановлением Президиума ВАС РФ от 24 мая 2011 г. N 18421/10 указанное постановление оставлено без изменения), ФАС Северо-Западного округа от 26 сентября 2011 г. по делу N А13-8549/2010.

В развитие данной темы в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 15 марта 2012 г. по делу N А53-11293/2011 констатируется: как следует из положений ст. 101 и 101.4 НК РФ, осуществление в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля завершается принятием налоговым органом решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; все последующие ненормативные правовые акты, равно как и действия, направленные на взыскание налогов, пеней, штрафа, принимаются (совершаются) исключительно во исполнение названных и являют собой механизм их реализации.

Принятое согласно ст. 101 НК РФ решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности должно содержать мотивы, по которым согласно п. 3 ст. 176 НК РФ налогоплательщику отказано в возмещении НДС. При этом форма решения об отказе в возмещении (полностью или частично) суммы НДС, заявленной к возмещению, утвержденная приказом ФНС от 18 апреля 2007 г. N ММ-3-03/239@, не предусматривает никакой мотивировочной части, что предопределяет, что судебному обжалованию подлежат оба решения:

1. Решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности: в мотивировочной части - в качестве первопричины для отказа в возмещении НДС; в результирующей части - в отношении предписаний по внесению исправлений в бухгалтерский учет.

2. Решение об отказе в возмещении НДС - в качестве незаконного следствия неправомерных мотивов.

Если же (вопреки приказу ФНС от 18 апреля 2007 г. N ММ-3-03/239@) в решении об отказе в возмещении НДС присутствует мотивировочная часть, то все равно судебному обжалованию подлежат оба решения, поскольку первичным все-таки является решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности, а вторичным - решение об отказе в возмещении НДС.

При обжаловании же в суде только одного решения - об отказе в возмещении НДС - может сложиться парадоксальная ситуация: отменив следствие в виде отказа в возмещении НДС, суд фактически оставит в силе мотивы этого отказа, которые всегда первичны по отношению к последствиям.

Только после признания неправомерными мотивов отказа в возмещении НДС становятся незаконными и последствия в форме отказа в возмещении НДС.

Самым суровым видом ответственности для физического лица является уголовная ответственность. Практика показывает, что в вопросах выявления схем уклонения от уплаты налогов, возмещения причиненного бюджетной системе ущерба налоговые органы активно взаимодействуют со следственными органами, органами дознания.

Некоторым вопросам привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и другие преступления, связанные с налогообложением, посвящено интервью с экспертом.

— В чем выражается уклонение от уплаты налогов с организаций?

Согласно статье 199 УК РФ уклонение от уплаты налогов с организации состоит в непредставлении налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, внесении в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.

Примерами уклонения являются:

  • использование фиктивных документов о расчетах с фирмами-однодневками для применения налоговых вычетов по НДС;
  • представление в налоговый орган налоговой декларации по налогу на прибыль организаций с заведомо ложными сведениями о расходах по мнимым сделкам;
  • занижение объема реализованной продукции в декларации по акцизам.

— Кто привлекается к ответственности?

Некоторые вопросы применения уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления изложены в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64.

К субъектам преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, бухгалтер, в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий.

К числу субъектов преступления могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера).

— Как решается вопрос об ответственности лица, не занимающего должность, но фактически руководящего обществом?

Не секрет, что руководство юридическим лицом может де-факто осуществляться бенефициаром (в частности, лицом, у которого преобладающее участие в уставном капитале, в том числе через цепочку зависимых лиц).

В этом случае вопросы об ответственности могут рассматриваться с учетом роли каждого лица в совершении преступления. При наличии соответствующих фактических обстоятельств директор может быть привлечен к уголовной ответственности как исполнитель преступления, а фактический руководитель как организатор, подстрекатель или пособник (статьи 33, 34 УК РФ).

Следует обратить внимание, что в ситуации c фактическим руководителем взаимодействие, основанное на власти — подчинении строится на неформальных отношениях при отсутствии приказа, распоряжения — документов, адресованных исполнителю.

— Может ли быть признано смягчающим обстоятельством для физлица наличие отношений зависимости при назначении наказания?

В силу пункта 2 статьи 42 УК РФ лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность, согласно статье 61 УК РФ относится совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

Такая зависимость может иметь место в ситуации понуждения со стороны бенефициара организации к совершению незаконных действий ее руководителем.

Но подтвердить документально такие факты достаточно сложно.

— Каков порядок привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с налогами?

В настоящее время никакой специфики в возбуждении уголовного дела по таким преступлениям, как уклонение от уплаты налогов, неисполнение обязанностей налогового агента, нет.

По общему правилу предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела (статья 162 УПК РФ).

Согласно статье 171 УПК РФ при наличии достаточных доказательств, дающих основания для обвинения лица в совершении преступления, следователь выносит постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого.

Если в ходе предварительного следствия предъявленное обвинение в какой-либо его части не нашло подтверждения, то следователь своим постановлением прекращает уголовное преследование в соответствующей части, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, а также прокурора (пункт 2 статьи 175 УПК РФ).

Признав, что все следственные действия по уголовному делу произведены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного заключения, следователь уведомляет об этом обвиняемого и разъясняет ему право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела как лично, так и с помощью защитника, законного представителя, о чем составляется протокол (статья 215 УПК РФ).

— Возможна ли ситуация, когда по данным налогового органа недоимки нет, а по данным следователя есть?

В ответ на полученные от следователя материалы о преступлении, налоговый орган констатирует текущую ситуацию в отношении налогоплательщика: налоговая проверка была, проверка идет, проверки не было. Участие налогового органа носит содержательный характер только в случае проведения в предшествующем периоде проверки налогоплательщика, по результатам которой вынесено решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Но при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления, следователь не обязан дожидаться получения заключения или информации налогового органа, иными словами, может сразу возбудить уголовное дело.

Непроведение налоговой проверки, более того, принятие по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки решения, в котором отсутствует выявленная недоимка и подлежащий уплате штраф, не являются препятствиями для возбуждения уголовного дела.

Данные, указывающие на признаки налогового преступления, могут содержаться, в частности, в материалах, направленных прокурором в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании, в заключении эксперта и других документах.

— Должен ли налоговый орган по своей инициативе направлять материалы в следственные органы?

В данном случае имеется в виду неисполнение требований, которые направлены на основании вступившего в силу решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В сопроводительном письме налоговый орган должен отразить выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах, в том числе описание схем уклонения от уплаты налогов (при наличии), с указанием общей суммы неуплаченных налогов и сборов, а также расчет неуплаченных сумм (с разбивкой по годам и указанием доли неуплаченных сумм к общей сумме, подлежащей уплате) в случае несоответствия их максимальным суммам неуплаченных налогов (сборов), предусмотренных примечаниями к статьям 198 и 199 УК РФ (письмо ФНС от 06.06.2012 № АС-4-2/9338@).

Взаимодействие налоговых органов и органов Следственного комитета регулируется также соответствующим Соглашением от 13.02.2012 № 101-162-12/ММВ-27-2/3.

При этом в статье 32 НК РФ говорится не только об уклонении от уплаты налогов с физического лица и организаций, но и о неисполнении обязанностей налогового агента (статья 199.1 УК РФ), сокрытии денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (статья 199.2 УК РФ).

— Что может указывать на сокрытие имущества от взыскания?

В отношении статьи 199.2 УК РФ в письме ФНС от 02.06.2016 № ГД-4-8/9849 приведены признаки, свидетельствующие о сокрытии денежных средств и имущества:

— Будет ли иметь значение наличие решения арбитражного суда в пользу налогоплательщика по спору с налоговым органом?

Будет. Но в тех пределах, которые входили в предмет доказывания по арбитражному делу в порядке так называемой преюдиции (статья 90 Уголовно-процессуального кодекса).

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки.

Следователь не вправе обращаться к вопросу, составлявшему предмет доказывания по арбитражному делу. Он может оценивать наличие признаков фальсификации доказательств, включая доказательства, не рассматривавшиеся судом по арбитражному делу. Фальсификация доказательств в случае ее установления может быть основанием для пересмотра решения по арбитражному делу по вновь открывшимся обстоятельствам.

— Как сформулированы критерии по суммам неуплаченных налогов для целей привлечения к ответственности?

С 15 июля 2016 года проиндексированы размеры неуплаченных сумм, превышение которых является условием привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов по статьям 198 и 199 УК РФ.

Изменения внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 325-ФЗ.

Причем, для организаций увеличен как абсолютный размер неуплаченной суммы налогов, так и процентное соотношение доли неуплаченных налогов и подлежащей уплате суммы налогов.

Крупным размером признана сумма, составляющая в пределах трех финансовых лет подряд более 5 миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов. Либо неуплаченная сумма должна превысить 15 миллионов рублей.

В соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда от 28.12.2006 № 64 при исчислении доли неуплаченных налогов и (или) сборов необходимо исходить из суммы всех налогов и (или) сборов, подлежащих уплате за период в пределах трех финансовых лет подряд. Согласно пункту 17 того же Постановления размер неисполнения обязанности налогового агента необходимо определять исходя из сумм тех налогов и (или) сборов, которые подлежат перечислению в бюджет лицом как налоговым агентом.

В качестве наказания могут быть применены штрафы, принудительные работы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, арест, лишение свободы.

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды не установлена.

— При каких условиях уголовное преследование может быть прекращено?

Лицо, впервые совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности.

— Что означает возмещение ущерба?

Исходя из взаимосвязанных положений части 1 статьи 76.1, пункта 2 примечаний к статье 198, пункта 2 примечаний к статье 199 УК РФ и части 2 статьи 28.1 УПК РФ можно дать следующий ответ.

Для целей применения части 1 статьи 76.1 УК РФ полное возмещение ущерба, причиненного бюджетной системе, может быть подтверждено документами, удостоверяющими факт перечисления в бюджетную систему начисленных сумм в счет погашения задолженности налогоплательщика, например, платежным поручением или квитанцией с отметкой банка.

— Освобождается ли лицо от ответственности, если ущерб возмещен другим лицом?

Возмещение ущерба может быть произведено не только лицом, совершившим преступление, но и по его просьбе (с его согласия) другими лицами. В случае совершения преступлений, предусмотренных статьями 199 и 199.1 УК РФ, возмещение ущерба допускается и организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется лицу (пункт 2 примечаний к статье 199 УК РФ).

Налоговым законодательством предусмотрена ответственность за совершенные налоговые правонарушения, однако вина плательщика доказывается путем рассмотрения всех материалов дела, акта, составленного налоговым органом, который проводил мероприятия по налоговому контролю.

Основанием для привлечения к ответственности или освобождения от нее является вынесенное руководителем налогового органа решение.

При этом последнее вступает в силу и подлежит исполнению с момента его вынесения.

Решение может быть исполнено только в том случае, если руководитель налогового органа рассмотрел дело в рамках действующего налогового законодательства, без каких-либо нарушений, а также направил вынесенное решение плательщику непосредственно после вынесения решения.

Способ направления может быть, как личный под роспись, так и путем почтового направления в заказной форме, где днем получения считается шестой рабочий день, или путем направления через телекоммуникационную сеть.

Если в ходе мероприятий налогового контроля, которые носили характер выездной или камеральной проверки, было выяснено и доказано, что плательщику необходимо возместить в государственный бюджет налоги, сборы, штрафы и пени, то изыскание средств носит принудительный характер.

Данная мера взыскания осуществляется независимо от желания плательщика исполнить решение или проигнорировать его. Способы взыскания носят так же принудительный характер.

Порядок исполнения решения

Осуществление исполнения решения находится на контроле у налогового органа, который вынес такое решение. То есть налоговый орган, который постановил взыскать с плательщика неуплаченные в срок налоги, сборы и пени, обязан самостоятельно взыскивать с плательщика средства всеми законными и доступными способами.

Например, путем ареста или замораживания лицевых счетов плательщика до тех пор, пока необходимая сумма не будет взыскана. Это же касается решений, по которым плательщик привлекается к административной ответственности.

Именно налоговый орган, который внес решение о виновности плательщика, обязан всеми законными способами осуществить исполнение решения, в том числе с применением принудительных мероприятий, цель которых устранение обнаруженных нарушений.

В случаях, когда плательщик не согласен с вынесенным решением, подал апелляцию в вышестоящий налоговый орган, последний обязан о своем решении известить налоговый орган, вынесший первоначальное решение, в течение трех рабочих дней. При этом новое решение подлежит исполнению с момента его вынесения.

В случаях, когда второе решение, вынесенное вышестоящим налоговым органом, не отличается от первого, исполнению подлежит первоначальное решение с сохранением сроков.

Сроком вступления в силу решения считается срок в один календарный месяц с момента вынесения решения, если речь идет о признании виновным плательщика в предъявляемых налоговых правонарушениях, а так же в случаях, когда вина плательщика не доказана и не состоятельна.

Если вынесенное решение касается проверки, проведенной в отношении консолидированной группы плательщиков, то сроком решения будет выступать так же один календарный месяц. То есть в этом период решение вступает в силу.

В практике встречаются случаи, когда вынесенное решение, вступающее в силу, оспаривается плательщиком в судебном порядке или в вышестоящий налоговый орган, и решение отменяется при обнаружении нарушений со стороны налогового органа, который проводил мероприятия по налоговому контролю и выносил решение.

В этом случае первоначальное решение отменяется без каких-либо сроков, с момента вынесения нового решения.

Должностные лица, допустившие нарушения в ходе мероприятий и вынесения решения о признании виновным плательщика, сами попадают под статьи налогового законодательства о нарушениях в налоговой сфере, подвергаются ответственности вплоть до отстранения от должности.

Документы, используемые для исполнения решения

В качестве документов, используемых для исполнения решения, выступают как само решение, которое направляется плательщику для ознакомления и исполнения, так и сопутствующие материалы дела: акты, протоколы, иные материалы дела.

В решение обязательно указывается срок, в который плательщик обязан исполнить решение налогового органа, а так же мера воздействия при неисполнении решения в указанные временные рамки.

Кроме того для исполнения решения могут быть использованы документы, являющиеся основанием для принудительного взыскания с плательщика начисленных ему налогов, сборов, пени и штрафов, которые направляются в банки, где у плательщика открыты лицевые счета для ареста средств на этих счетах и прекращения расходных операций по счетам, в том числе и валютным.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Читайте также: