Расходы на содержание законсервированных объектов в налоговом учете

Обновлено: 18.05.2024

Основные средства, которые не эксплуатируются длительное время, могут быть переведены на консервацию. Расскажем о том, как провести такую операция в 2018 г. и как отразить и оформить операции по консервации и расконсервации в бюджетном учете.

Проведение консервации ОС

Основной целью консервации основных средств (ОС) является сохранность технических и эксплуатационных свойств объектов основных средств на период простоя с возможностью дальнейшего восстановления их функционирования.

Консервация актуальна, например, при временном прекращении производственной деятельности организации, приостановке строительства, а также в иных случаях, когда объекты временно не используют.

Консервация не проводится для объектов основных средств, непригодных к эксплуатации по причине морального или физического износа, они подлежат списанию на основании решения постоянно действующей в организации комиссии по поступлению и выбытию активов.

Процедура консервации должна быть выгодна учреждению, так как связана с дополнительными расходами, требующимися для обеспечения сохранности объектов, а также для поддержания их в исправном состоянии.

Документальное оформление

Порядок документального оформления перевода основных средств на консервацию и их расконсервацию не урегулирован законодательными актами по ведению бюджетного учета, поэтому учреждение должно разработать его самостоятельно.

Предлагаем следующий алгоритм действий:

  1. Утверждается приказ руководителя о проведении инвентаризации с целью выявления не используемого в деятельности учреждении имущества.
  2. Составляются инвентаризационные описи в порядке, предусмотренном Приказом № 52н.
  3. Издается приказ руководителя о создании комиссии по переводу объектов ОС на консервацию. В обязанности комиссии входит осмотр объектов с целью оценки экономической целесообразности проведения консервации и оформление соответствующих документов.
  4. Утверждается приказ руководителя о переводе объектов ОС на консервацию. В нем прописываются причины перевода, перечень консервируемого имущества, его балансовая стоимость и сроки консервации.
  5. Оформляется акт о консервации объектов основных средств. Форму этого документа следует разработать самостоятельно и закрепить в учетной политики организации, так как форма акта не утверждена Приказом № 52н. Акт должен содержать наименование ОС, инвентарный номер, балансовую стоимость, сумму начисленной амортизации, остаточную стоимость, причины, сроки консервации, подписи членов комиссии руководителя учреждения.
  6. Составляется смета расходов на консервацию с указанием затрат на поддержание законсервированных объектов в исправном состоянии.
  7. Вносится запись о консервации в инвентарную карточку учета нефинансовых активов (ф. 050431, 0504032), если данная процедура производится на срок от трех месяцев.
  1. Утверждается приказ руководителя о проведении инвентаризации с целью выявления фактического наличия находящегося на консервации имущества.
  2. Составляются инвентаризационные описи по объектам нефинансовых активов в порядке, установленном Приказом № 52н.
  3. Издается приказ руководителя о создании комиссии по расконсервации объектов основных средств, которая будет проводить оценку технического состояния объектов основных средств, подлежащих расконсервации, и составлять соответствующие документы.
  4. Утверждается приказ руководителя о расконсервации объектов основных средств.
  5. Оформляется акт о расконсервации объектов основных средств по форме, утвержденной учетной политикой учреждения. Он должен содержать наименование основного средства, его инвентарный номер, первоначальную стоимость, сумму начисленной амортизации, остаточную стоимость, сведения о техническом состоянии расконсервируемого объекта, подписи членов комиссии по расконсервации основных средств и руководителя учреждения.
  6. Составляется смета расходов на проведение работ по расконсервации.
  7. Вносится запись о расконсервации в инвентарную карточку учета нефинансовых активов (ф. 0504031, 0504032), если консервация производилась на срок более трех месяцев.

Отметим, что в унифицированных формах инвентарных карточек учета нефинансовых активов (ф. 0504031, 0504032), которые утверждены Приказом № 52н, отсутствуют поля для отражения информации о консервации (расконсервации) основных средств. Поэтому учреждение может доработать указанные формы (ввести дополнительные графы, разделы) и закрепить их применение в учетной политике (п. 6 Инструкции № 157н ).

Учет законсервированных объектов

При этом для отражения дополнительных данных в отчетности, учреждение при формировании своей учетной политики вправе в отношении объектов, находящихся на консервации, предусмотреть дополнительную аналитику к счету 0 101 00 000 (Письмо Минфина РФ № 02-07-07/84237).

Также для отражения в учете перевода ОС на консервацию сроком на три месяца и менее, необходимо предусмотреть это в учетной политике учреждения (п.6 Инструкция № 157н).

С учетом выше изложенного на все объекты основных средств, находящиеся на консервации, необходимо начислять амортизацию.

В случае если объект был законсервирован до 01.01.2018 на срок более трех лет и в соответствии с ранее действовавшим положениям Инструкции 157н на этот объект амортизация не начислялась, то с 01.01.2018 ее необходимо начать начислять (Письмо Минфина РФ № 02-07-07/84237).

Пункт 85 Инструкции №157н действовавшей до 01.01.2018, предусматривал приостановку начисления амортизации при переводе объекта ОС на консервацию сроком более трёх месяцев.

Пример.

Объект основных средств был законсервирован с 01.01.2017 на 2/3 года. Срок его полезного использования равен 7 лет, балансовая стоимость – 115 000 руб., до консервации амортизация по нему была начислена в сумме 57 500 руб. Объект находился на консервации 1 год (12 месяцев). За этот период амортизация по нему не начислялась.

На 01.01.2018 оставшийся срок нахождения объекта на консервации равен 1 год (12 месяцев), а оставшийся срок полезного использования объекта – 2,6 года (30 месяцев). Учреждение приняло решение возобновить начисление амортизации с указанной даты. Учетной политикой предусмотрен линейный метод начисления амортизации.

В программе необходимо отразить следующую корреспонденцию:

Дт 1 401.20 271 – Кт 1 104.34 411 на сумму 1 917 руб.

Отражено ежемесячное начисление амортизации по законсервированному объекту исходя из его остаточной стоимости и оставшегося срока полезного использования ((115 000 – 57500) руб. /30 мес.).

Учет расходов на консервацию объектов ОС

В процессе консервации и расконсервации объектов основных средств учреждение может нести определенные расходы, которые в зависимости от предмета заключенных договоров согласно Указаниям №65н будут относиться:

Данные расходы отражаются в составе расходов текущего финансового года (счет 0 401 20 000) и участвуют в формировании финансового результата деятельности учреждения.

Пример.

С целью консервации транспортного средства сроком на 3 года казенное учреждение заключило договор на проведение работ по его антикоррозийной обработке на сумму 9000 руб. Условиями договора предусмотрена предоплата в размере 20%.

В бюджетном учете необходимо отразить корреспонденции, указанные в таблице 1.

Налоги & бухучет

Прежде всего определимся с сутью и назначением консервации основных средств.

Консервация основных средств — это комплекс мероприятий, направленных на долгосрочное (но не более трех лет) хранение основных средств (ОС) предприятий в случае прекращения производственной и иной хозяйственной деятельности с возможностью дальнейшего восстановления их функционирования ( п. 2 Положения № 1183).

Из этого определения мы можем сделать по крайней мере два важных вывода:

1) консервация проводится на срок не более трех лет;

2) консервация активов происходит не в связи с их неисправностью, а в связи с отсутствием необходимости в них

С первым выводом все ясно*. А вот на втором следует немного остановиться. Действительно, зачем выводить из эксплуатации полностью пригодные к использованию активы? Дело в том, что расходы на приобретение ОС посредством амортизации или формируют себестоимость продукции, или уменьшают финансовый результат.

* Хотя предприятия, в принципе, могут консервировать ОС и на больший срок, но это следует отметить в приказе руководителя о консервации.

Поскольку фактически в хозяйственной деятельности такие активы не используются, то без их консервации имело бы место завышение себестоимости продукции. То есть консервации ОС требует принцип осмотрительности.

ОС — это обычно ценные и достаточно объемные активы. А потому их консервация нуждается в целом комплексе специальных мероприятий. Положение № 1183 подробно описывает этот порядок**. Поэтому мы остановимся только на основных шагах предприятия, принявшего решение законсервировать свои ОС. Рассмотрим их в виде схемы на рисунке (с. 16).

img 1

А теперь перейдем непосредственно к учетным моментам.

Документальное оформление. Начнем с документального оформления консервации. Повторимся:

Основным документом, удостоверяющим консервацию объекта ОС, является приказ руководителя предприятия о консервации ОС

Прибавим к этому еще одну особенность документального оформления. Касается она инвентарных карточек (ф. № ОС-6). Вы, конечно, знаете, что Методрекомендации № 561 (ср. 025069200) рекомендуют располагать инвентарные карточки в картотеке бухгалтерии по группам ОС. Так вот, на период консервации инвентарные карточки законсервированных ОС рекомендуется выделить в отдельную группу ( п. 9 Методрекомендаций № 561). Как и инвентарные карточки тех ОС, которые временно не эксплуатируются по другим причинам (капитальный ремонт, реконструкция и иное улучшение).

Но в то же время необходимо обеспечить обособленный учет таких ОС, показать, что они теперь не принимают участия в производственно-хозяйственном процессе. Для этого для объектов ОС, находящихся в эксплуатации, и законсервированных объектов ОС целесообразно ввести отдельные аналитические счета четвертого уровня. Причем вводить их нужно как в соответствующие субсчета счета 10, так и в и субсчет 131.

Такой обособленный учет имеет практическую пользу. Он позволит легко получить информацию об остаточной стоимости временно не используемых ОС (в том числе находящихся на консервации). Напомним, что такая информация обязательно приводится в примечаниях к финансовой отчетности ( п.п. 37.5 П(С)БУ 7).

Ну, а теперь, по-видимому, главное.

На период консервации объекта ОС на него прекращают начислять амортизацию ( п. 23 П(С)БУ 7)

Происходит это начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором объект ОС перевели на консервацию. Соответственно возобновляют амортизацию после расконсервации аналогичным способом — начиная с месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию ( п. 29 П(С)БУ 7).

В то же время, если у вас производственный метод амортизации тех ОС, которые вы консервируете, правила амортизации иные. А именно: вы прекращаете ее начислять непосредственно с даты, следующей за датой вывода объекта ОС из эксплуатации (перевода на консервацию). Соответственно и возоб­новляете амортизацию вы также непосредственно с даты, следующей за датой, на которую объект ОС стал пригодным для полезного использования, то есть расконсервации ( п. 29 П(С)БУ 7).

Никаких других особенностей отражения собственно законсервированных объектов ОС в финансовой отчетности не предусмотрено.

Расходы на консервацию. Возможно, вы спросите, а как быть с расходами на консервацию? Они порой могут быть весьма значительными. Такие расходы рассматриваются как расходы, поддерживающие объект ОС в рабочем состоянии. В нашем случае — обеспечивают сохранение объекта ОС и получение первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования ( п. 15 П(С)БУ 7).

Из этого рассуждения понятно, что расходы на консервацию ОС не капитализируются. Проще говоря, их не включают в первоначальную стоимость законсервированных ОС. А вот прямых указаний, куда конкретно относить эти расходы, П(С)БУ 7 не дает.

Как видите, такие расходы сами формируют объекты ОС. Амортизация таких ОС также будет отражаться при участии субсчета 977. То есть проводкой Дт 977 — Кт 131, 132.

Ремонт законсервированных ОС. Часто бывает так, что предприятия используют консервацию ОС для того, чтобы их ремонтировать. Ну, чтобы потом еще раз не выводить из эксплуатации специально для ремонта. Это нормально и не запрещено.

Бухучет ремонта для законсервированных ОС ничем не отличается от бухучета обычного ремонта. То есть руководствуемся пп. 14, 15 П(С)БУ 7. Соответственно, расходы на текущий ремонт законсервированных ОС относим в состав текущих расходов. Поскольку идет речь о законсервированных ОС — используем все тот же субсчет 977. А вот на сумму ремонта, улучшающего ОС (кап­ремонт), — увеличиваем балансовую стоимость законсервированного ОС. Соответственно, после расконсервации ОС будут амортизироваться уже исходя из увеличенной балансовой стоимости. Если улучшение значительное — при расконсервации целесообразно пересмотреть также срок полезного использования ОС.

В любом случае рекомендуем отдельно оговаривать подход к ремонту законсервированных ОС в приказе об учетной политике.

Содержание законсервированных ОС и их расконсервация. Объекты ОС на время консервации должны быть приведены в состояние, обеспечивающее сохранность технологического оборудования, зданий и сооружений, а также безопасность технического персонала и населения, охрану окружающей среды ( п. 8 Положения № 1183). Но такое состояние мало обеспечить непосредственно в процессе консервации. Его, как правило, нужно поддерживать и в течение всего срока консервации. Например, нужно поддерживать режим надлежащей температуры и влажности в помещении, где на период консервации находится законсервированное оборудование. Как учитывать эти расходы?

По нашему мнению, такие расходы, как и собственно расходы на консервацию, нужно рассматривать как расходы на поддержание законсервированного объекта ОС в рабочем состоянии ( п. 14 П(С)БУ 7). К этому подталкивает, в частности, и п. 2 Положения № 1183. И отражать в бухучете так же — с применением субсчета 977.

Что же, после такого обширного рассуждения о бух­учете законсервированных ОС — скажем несколько слов об учете налоговых обязательств.

Налог на прибыль

Малодоходные субъекты. Плательщики налога на прибыль с годовым доходом менее 20 млн грн. (без НДС и других непрямых налогов) могут вообще не учитывать разд. ІІІ НКУ, так как уплачивать налог на прибыль они должны исходя исключительно из бухгалтерского финрезультата, определенного согласно П(С)БУ или МСФО.

То есть такие плательщики вообще не имеют никакого отдельного налогового учета. В том числе и для консервации. У них расходы на консервацию, содержание и расконсервацию ОС учитываются в финансовом результате, применяемом для налогообложения.

Амортизация в финрезультат вообще не попадет, поскольку она приостановлена.

Поэтому, если коротко, расходы на консервацию попадут в финрезультат до налогообложения, а амортизация — нет, поскольку ее на период консервации не начисляют

Если у вас будут капитальные расходы на консервацию (например, возведение специального здания или лесов) — они будут учитываться как в бухучете. То есть сначала расходы на такие объекты будут определяться как капитальные инвестиции, а после ввода в эксплуатацию — как основные средства. Как основные средства они будут амортизироваться и включаться в прочие расходы (которые будут уменьшать финрезультат до налогообложения). Причем заметьте: если ваш годовой доход менее 20 млн грн., вы больше не обязаны привязываться к минимальным срокам полезного использования ( п. 138.3.3 НКУ). То есть вы можете амортизировать свое здание для консервации или леса в течение тех же сроков и теми же методами, что и в бухучете.

Высокодоходные субъекты. Здесь идет речь о плательщиках налога на прибыль с годовым доходом свыше 20 млн грн. В принципе, для них базовым показателем, формирующим налогооблагаемую прибыль, тоже будет бухгалтерский финрезультат. Однако, в отличие от малодоходных субъектов, он будет корректироваться на суммы разниц.

Если идет речь именно об амортизации собственно ОС и текущих расходах на консервацию — здесь подход такой же, как и у малодоходных субъектов.

А вот если у вас капитальные расходы на консервацию — то вам, как высокодоходному субъекту, нужно будет еще доказать, что эти расходы направлены на создание производственных ОС, поскольку для вас в НКУ остался запрет на амортизацию непроизводственных ОС ( п.п. 138.3.2 НКУ). А налоговики могут считать здание или другой объект ОС, возведенный для хранения законсервированных ОС, непроизводственным и его амортизацию в налоговом учете — неправомерной.

По нашему же мнению, расходы на консервацию в любом случае связаны с хозяйственной деятельностью. Даже если объект выведен из активного использования. Поэтому не важно, какие расходы осуществляются для консервации ОС — текущие или капитальные. Они все равно должны быть учтены, когда определяется налогооблагаемая прибыль —прямо или посредством амортизации.

Похожего мнения ранее придерживались и суды. Они приходили к выводу, что ОС, которые не эксплуатируются, но находятся на консервации, продолжают считаться производственными (см., например, постановление ВАСУ от 04.12.2014 г. по делу № К/9991/43401/12)*. Более того, существующая судебная практика свидетельствует, что и налоговики при проверке считали непроизводственными те ОС, на которые нет: (1) или актов на ввод в эксплуатацию; (2) или актов о консервации (см.: постановление ВАСУ от 17.09.2014 г. по делу № К/9991/12495/12)**. Надеемся, что сейчас они не станут считать непроизводственными те ОС, которые построены для хранения производственных ОС.

И еще несколько слов о ремонте законсервированных ОС. Предположим, что до консервации срок амортизации ОС в бухучете был меньше, чем позволяет НКУ. В этом случае после расконсервации вы будете амортизировать объект ОС отдельно в бухгалтерском и в налоговом учет, а также вы будете корректировать финрезультат по методике, приведенной в пп. 138.1, 138.2 НКУ.

Несколько слов скажем об НДС-учете консервации ОС. Здесь собственно никаких существенных изменений. Консервация ОС свидетельствует о том, что они временно не эксплуатируются, после чего их опять планируется использовать в производственном процессе.

Рассмотрим учет консервации ОС и расходов на их консервацию на примере.

Пример. В результате падения объемов заказов руководство предприятия приняло решение о консервации части производственного оборудования сроком на год.

Кроме того, построено здание для хранения законсервированного оборудования, первоначальная стоимость которого — 45000 грн. (включая работы, выполненные сторонней организацией на сумму 8000 грн. без НДС).

Текущие расходы на содержание объекта ОС на консервации составляют 400 грн. в месяц. Собственными силами проведено улучшение законсервированного ОС на сумму 20000 грн., срок амортизации решено не пересматривать. Расходы на расконсервацию (проводила сторонняя организация) — 18000 грн. (в том числе НДС — 3000 грн.).

Содержание

Содержание

  • Что такое консервация?
  • Как это сделать?
  • Какими документами оформить?
  • Амортизация. Особенности начисления
  • Период прекращения и восстановления начисления амортизации
  • Бухгалтерский учет основных средств
  • Налоговый учет при консервации основных средств
  • Налог на прибыль
  • НДС при консервации основных средств
  • Ответы на вопросы по консервации основных средств

Необходимость систематически использовать в хозяйственной деятельности все основные фонды, находящиеся на балансе предприятия, не всегда экономически оправдана. Некоторые средства труда предназначены для сезонных работ, некоторые простаивают по причине окончания или замораживания проекта. Зачастую производственные мощности предприятия не востребованы в полном объеме в период экономического кризиса и снижения объемов производства. В таких случаях разумным решением будет перевод на консервацию того имущества, которое временно невыгодно или невозможно эксплуатировать по различным причинам. При этом следует разобраться в правилах бухгалтерского и налогового учета, у которых есть определенные нюансы.

Что такое консервация?

Под консервацией понимают комплекс действий по длительному хранению имущества, в частности основных средств, при прекращении, сокращении, смены производственно-хозяйственной деятельности предприятием с возможностью их эксплуатации в дальнейшем, если изменятся условия. Консервация обоснована, когда эксплуатация основных фондов временно в силу не приносит субъекту хозяйствования экономической выгоды. Период времени, на который можно законсервировать объекты, не может составлять более 3 лет.

Перед тем, как начать процедуру, следует составить проект, основанный на рекомендациях комиссии.

Как это сделать?

Руководитель организации или исполнительные органы власти принимают решение о целесообразности и необходимости консервации. Это отражается в приказе. Этим же документом закрепляется состав комиссии, которая будет заниматься всеми вопросами, связанными с консервацией.

Решение руководства хозяйствующего субъекта должно быть подкреплено технико-экономическим обоснованием того, что основные средства далее использовать экономически нецелесообразно. В дополнение к обоснованию специально созданной комиссией необходимо разработать проект консервации. Затем комиссия составляет акт о временном выводе основных средств из эксплуатации и их консервации. Его должны подписать все ее члены и материально-ответственные лица, за которыми числятся это имущество.

Какими документами оформить?

Документальное оформление процесса консервации имущества имеет следующие особенности:

  • приказ руководителя должен содержать сведения о причинах, периоде консервации, составе комиссии, ответственной за это действие, а также перечень сотрудников, ответственных за сохранность объекта во время консервации;
  • акт перевода основного средства на консервацию не имеет какой-либо унифицированной формы, поэтому предприятию необходимо разработать ее самостоятельно и закрепить в учетной политике;
  • на предприятии необходимо разработать форму акта расконсервации, который понадобится, когда период консервации завершится.

Амортизация. Особенности начисления

Расчет износа объектов основных фондов, переведенным на консервацию, имеет определенные особенности. Алгоритм зависит от того, на какой срок запланирована консервация имущества. Если по плану этот период не более трех месяцев, то нужно продолжать начислять износ в обычном порядке. Приостановить его начисление следует лишь в том случае, если консервация имущества запланирована на более продолжительный срок. После того, как объект после консервации снова будет введен в эксплуатацию, процедура начисления износа возобновится.

Для бухгалтерского учета законсервированных основных фондов необходимо учитывать следующую особенность. Длительность консервации имущества не влияет на срок его полезного использования. После того, как законсервированные объекты снова будут введены в эксплуатацию, амортизация будет начисляться до того, как полностью не будет погашена его стоимость.

Период прекращения и восстановления начисления амортизации

Период, с которого прекращаются или, наоборот, восстанавливаются амортизационные отчисления, в бухгалтерском учете организация определяет по своему усмотрению. Но выбранный способ обязательно должен быть зафиксирован в учетной политике предприятия. Законодательство не содержит конкретных указаний, когда следует прекратить или возобновить рассчитывать износ имущества после консервации.

Варианты начисления амортизации основных средств на консервации

Срок прекращения начисления износа Срок возобновления начисления
1 вариант в том месяце, когда имущество было переведено на консервацию в том месяце, когда имущество было расконсервировано
2 вариант в месяце, следующем за датой консервации имущества в месяце, следующем за тем, когда объект был расконсервирован

Делая выбор в пользу того или иного способа начисления, следует учесть, что удобнее, когда бухгалтерский и налоговый учет на предприятии максимально приближены друг к другу. Чтобы впоследствии не образовывались временные разницы, правила расчета износа имущества в бухгалтерском учете должны быть такими же, как и для исчисления платежей по налогу на прибыль, то есть по второму варианту таблицы.

Бухгалтерский учет основных средств

Каждая организация должна осуществлять учет основных фондов по их использованию. Следует отражать отдельно стоимость имущества, находящегося в эксплуатации, на консервации или в резерве. Объекты, законсервированные более чем на 3 месяца, учитывают на специальном субсчете счета 01.

Дт91/2 Кт10, 23, 60, 69, 70 – на сумму расходов по консервации основного средства

Пример 1. В соответствии с приказом директора предприятия холодильная установка первоначальной стоимостью 700000 рублей переведена на консервацию с 02 сентября 2015 г. по 02 апреля 2016г. Учетной политикой предусмотрено, что износ перестает начисляться с месяца, следующего за датой консервации, и возобновляется также в следующем месяце после ввода в эксплуатацию. В процессе процедуры консервации израсходованы материалы на 2000 рублей, начислена заработная плата, включая налоги – 6000 рублей. Величина амортизации за месяц составляет 10000 рублей.

Корреспонденция счетов Сумма Содержание хозяйственной операции
Дебет Кредит
01 01 700000 Переведена холодильная установка на консервацию
91/2 10 2000 На сумму израсходованных материалов при консервации имущества
91/2 70,69 6000 На сумму заработной платы и платежей из нее, начисленных работникам за консервацию объекта
20, 23 02 10000 Начисление амортизации с мая. На период консервации начисления не производятся

Налоговый учет при консервации основных средств

Налог на прибыль

Расходы по консервации имущества возможно учитывать по-разному. Порядок их учета зависит от области применения имущества.

Если оно применяется для производства продукции, то подобные расходы уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Если предприятием применяется метод начисления, то базу следует уменьшить в том налоговом периоде, к которым они относятся. Например:

  • издержки, образовавшиеся в процессе консервации или расконсервации имущества, снижают налоговую базу того периода, в котором они были произведены. Ориентироваться следует по дате подписания акта перевода основного средства на консервацию;
  • издержки, возникающие при содержании законсервированного имущества, учитывают по мере их возникновения, то есть подписания соответствующих первичных документов.

Если же хозяйствующим субъектом используется кассовый метод учета, то для уменьшения налогооблагаемой базы применяются вышеизложенные требования с дополнительным условием – все расходы должны быть не только подтверждены документами, но и оплачены.

В случае использования имущества в непроизводственной сфере, расходы, связанные с его консервацией, не уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Пример 2. По приказу директора холодильная установка первоначальной стоимостью 700000 рублей законсервирована с 02 сентября 2015 г. по 02 апреля 2016г. Все операции, которые проводятся этим субъектом хозяйствования, облагаются НДС. В процессе процедуры консервации в сентябре израсходованы материалы на 2000 рублей, начислена заработная плата, включая налоги – 6000 рублей. Величина амортизации за месяц составляет 10000 рублей.

В апреле 2015г. бухгалтер предприятия может уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на 8000 рублей (6000+2000). Кроме того, начиная с мая 2016 г. налогооблагаемая база ежемесячно будет уменьшаться на сумму амортизации (10000 рублей).

НДС при консервации основных средств

При консервации основного средства входной НДС не требуется восстанавливать. Но в некоторых случаях может возникнуть такая необходимость:

  • если законсервированное имущество передают в уставный капитал другого предприятия;
  • если предприятие меняет налоговый режим, например, переходит с общей системы на ЕНВД или упрощенную;
  • если у предприятия появляется возможность быть освобожденным от уплаты НДС;
  • если имущество после расконсервации будет использоваться для деятельности, не облагаемой НДС.

Консервация имущества – не повод для освобождения предприятия от начисления и уплаты налога на имущество и транспортного налога. Если законсервировано транспортное средство, которое остается на учете в ГИБДД, значит транспортный налог начислять придется. Кроме того, величина налога на имущество станет немного больше при консервации объекта, нежели при его эксплуатации. Связано это с тем, что при приостановлении начисления амортизации, стоимость имущества на консервации не уменьшается. Следовательно, сумма налога на имущество выше, чем по аналогичному объекту в эксплуатации.

Ответы на вопросы по консервации основных средств

Вопрос 1. Предприятием переведено на консервацию помещение. Ежемесячно необходимо оплачивать заработную плату охранника и расход электроэнергии на освещение. Уменьшат ли эти затраты величину налога на прибыль?

Ответ. Да, эти расходы нужно учитывать как внереализационные. При условии, что такие издержки имеют экономическое обоснование и документальное подтверждение, они уменьшат величину налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Вопрос 2. Предприятием принято решение для снижения плановых убытков перевести на консервацию все неиспользуемое оборудование. Какой срок будет оптимальным?

Ответ. Для того, чтобы снизить затраты предприятия за счет амортизации, следует переводить имущество на консервацию на срок не менее 3 месяцев. Только такой период дает возможность приостановить начисление износа основных фондов.

Вопрос 3. Сохраняется ли за организацией обязанность начисления транспортного налога по автомобилю, стоящему на балансе, переведенному на консервацию и не имеющему номерных знаков?

Ответ. Нет, платить транспортный налог в такой ситуации не надо. Обязанность его уплаты сохраняется по имуществу, состоящему на учете в ГИБДД. А это означает, что у автомобиля должен быть паспорт, номерной знак и свидетельство о регистрации транспорта. Если номерные знаки уже сданы в ГИБДД, то автомобиль не может эксплуатироваться по назначению и не облагается транспортным налогом.

Вопрос 4. Организация применяет упрощенную систему налогообложения. Можно ли уменьшить доходы на величину издержек по консервации основных фондов?

Ответ. Если предприятие начисляет налог с доходов, то в таком случае величина расходов не имеет никакого значения. Когда организация начисляет налоги с разницы между доходами и расходами, то уменьшить доходы можно на те статьи, которые перечислены в ст.346 НК РФ, например расход материалов на содержание имущества на консервации.

Вопрос 5. Предприятием был куплен станок и законсервирован на 1 год. Можно ли учесть расходы на его приобретение при расчете налогооблагаемой базы при УСН?

Ответ. Нет, при этой системе налогообложения можно засчитать только те затраты на приобретение, которые касаются амортизируемого имущества. Поскольку станок переведен на консервацию на 1 год, то амортизация по нему начисляться не будет.

Читайте также: