Расходы на обучение по охране труда в налоговом учете

Обновлено: 04.07.2024

Имеет ли право работодатель потребовать возмещения денежных средств за обучение ПО ОХРАНЕ ТРУДА, оплаченное работодателем, если условие о возмещении средств на обучение прописано в трудовом договоре (возмещение или отработка в течении 3 лет)?

Ответ юриста

Работник, обучавшийся за счет средств работодателя, обязан возместить ему затраты на свое обучение в следующих случаях:

- работник уволился без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя (ст. 249 ТК РФ).

Отметим, что трудовое законодательство не ставит обязанность работника, уволившегося без уважительных причин, возместить работодателю затраты на обучение в зависимость от того, получил работник по итогам обучения новую специальность (квалификацию) или нет (Определение Верховного Суда РФ от 17.04.2017 N 16-КГ17-3);

- работник без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору (ч. 2 ст. 207 ТК РФ).

Трудовым кодексом РФ не установлено, какие именно причины увольнения в данном случае являются уважительными.

Вопрос о том, является ли та или иная причина увольнения уважительной, решается в каждом случае с учетом конкретных обстоятельств. Чтобы избежать возможных споров, рекомендуется заранее определить уважительные причины для увольнения и закрепить их в трудовом договоре или соглашении об обучении. Аналогичное мнение высказано в письме Роструда от 18.10.2013 N 852-6-1.

Полагаем, что к затратам работодателя на обучение, в частности, можно отнести стипендию, выплаченную за время ученичества, оплату обучения, учебных материалов и пр.

Отметим, что работник, обучавшийся за счет средств работодателя, в случае увольнения не обязан возмещать последнему суммы командировочных расходов и средней заработной платы, выплачиваемой за период обучения, даже если условие о возмещении работником указанных сумм включено в ученический договор. Данный вывод нашел отражение, например, в Апелляционном определении Московского городского суда от 04.09.2013 по делу N 11-25893/2013.

Также при увольнении работник не обязан возмещать работодателю затраты на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, которые работодатель в соответствии с ч. 4 ст. 196 ТК РФ обязан проводить в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, если данное обучение или образование является условием выполнения работником определенных видов деятельности. Такой вывод подтверждается Апелляционным определением Томского областного суда от 07.02.2014 по делу N 33-397/2014.

При определении размера затрат работодателя на обучение работника следует учитывать, что работодатель может взыскать с работника часть суммы пропорционально неотработанному времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении (ст. 249 ТК РФ). Как указал Конституционный Суд РФ, заключая соглашение об обучении за счет средств работодателя, работник добровольно принимает на себя обязанность отработать не менее определенного срока у работодателя, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока - возместить работодателю затраты на обучение при их исчислении по общему правилу пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени (см. Определение от 15.07.2010 N 1005-О-О).

Однако работодатель не вправе включать в трудовой договор условие о возмещении работником затрат на обучение независимо от срока увольнения, так как данное условие нарушает права работника, поскольку у него возникает обязанность по возмещению затрат в любом случае, независимо от отработки определенного срока. Такие разъяснения приведены в письме Роструда от 13.04.2012 N 549-6-1.

Путеводитель по кадровым вопросам. Материальная ответственность работника

Согласно ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

ст. 225, "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.07.2017)

Из вышесказанного следует, что проведение обучения по охране труда является обязанностью работодателя. Данное обучение необходимо для безопасного выполнения работником своей трудовой деятельности. Возмещения денежных средств за обучение по охране труда не может быть отнесено к затратам работодателя на обучение, работодатель не вправе требовать возмещения такого вида затрат. Дополнительно сообщаю, что судебной практики о возмещении денежных средств за обучение по охране труда работником работодателю не найдено.

При проведении строительных работ необходимо соблюдать законодательно установленные требования по охране труда. Как должна быть организована служба охраны труда в организации? Каков порядок учета данных затрат? Ответы - в нашей статье.

Расходы на охрану труда

Согласно статье 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

В связи с их выполнением организация осуществляет определенные затраты.

. НА ОТДЕЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Если в штате строительной компании более 50 человек, то в соответствии со статьей 217 Трудового кодекса РФ необходимо создать службу охраны труда. Вместо создания отдельной службы может быть введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Кроме того, руководитель организации имеет право самостоятельно осуществлять охрану труда или привлекать для этого сторонние специализированные организации. Последние обязательно должны иметь аккредитацию.

При создании службы охраны труда следует руководствоваться Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации. Служба охраны труда, как правило, находится в непосредственном подчинении у руководителя организации и выполняет следующие функции:

- контролирует выполнение работниками требований охраны труда и соблюдение законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда;

- организует профилактические работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и обусловленных производственными факторами заболеваний;

- проводит мероприятия по улучшению условий труда и др.

Обратите внимание: на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда должно отчисляться не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (ст. 226 Трудового кодекса РФ).

. НА ДРУГИЕ ВИДЫ РАСХОДОВ

К таким расходам можно отнести затраты:

- связанные с обеспечением работников спецодеждой, спецобувью и прочими средствами индивидуальной защиты;

- на проведение периодических медицинских осмотров;

- компенсационного характера, связанные с возмещением вреда пострадавшим в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;

- связанные с приобретением мыла, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с нормами;

- на приобретение молока и других равноценных продуктов.

Строительная организация в зависимости от вида произведенных затрат может включить их в состав расходов на оплату, материальных расходов труда и прочих расходов. Рассмотрим порядок учета отдельных видов расходов подробнее.

Индивидуальная защита

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ, затраты на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной защиты относятся к материальным расходам.

Работодатель с учетом своего финансово-экономического положения может самостоятельно устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты. При этом необходимо учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Установленные нормы должны улучшать защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнений по сравнению с типовыми нормами.

Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты для строителей утверждены приказом Минздравсоцразвития от 16 июля 2007 г. № 477*.

Расходы, связанные с приобретением спецодежды, могут быть учтены в налоговом учете в составе материальных расходов в полной сумме по мере передачи ее в пользование работникам

в соответствии с нормами бесплатной выдачи спецодежды, установленными в организации (см. письмо Минфина России от 23 апреля 2007 г. № 03-04-06-01/128).

Можно ли учесть расходы на воду?

Статьями 163, 212 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки, обеспечить безопасные условия и охрану труда.

В то же время Налоговым кодексом РФ не установлен перечень затрат, которые относятся к обеспечению нормальных условий труда. К примеру, можно ли к таким затратам отнести расходы на приобретение питьевой воды для своих сотрудников?

По данному вопросу существует несколько мнений.

В письме от 2 декабря 2005 г. № 03-03-04/1/408 на частный вопрос налогоплательщика Минфин России указал, что расходы на приобретение питьевой воды и аренду кулера могут приниматься в уменьшение суммы доходов при налогообложении прибыли только в случае, если по заключению санитарно-эпидемиологической службы вода в водопроводе не пригодна для питья. Аналогичная позиция изложена в письме ФНС России от 10 марта 2005 г. № 02-01-08/46@.

Кроме того, в письме от 26 января 2007 г. № 03-11-04/2/19 специалисты Минфина России отметили, что расходы, связанные с приобретением питьевой воды и приобретением обогревателей для административного здания, статьей 346.16 Налогового кодекса РФ не предусмотрены. Поэтому они не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

СУДЬИ ЗА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Отметим, что положения главы 25 Налогового кодекса РФ не предусматривают наличия заключения санитарно-эпидемиологической службы при учете затрат на приобретение питьевой воды.

Кроме того, на работодателя возложена обязанность обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей (ст. 22 Трудового кодекса РФ). Поэтому судьи при рассмотрении данного вопроса встают на сторону налогоплательщика.

В частности, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 8 июня 2007 г. № А66-10574/2006 указано, что обеспечение работников организации бутилированной водой предусмотрено правилами внутреннего трудового распорядка организации. Следовательно, такие затраты являются экономически оправданными. Аналогичный вывод сделан и в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 29 октября 2007 г. № А29-1926/2007.

Если условия труда признаны вредными.

Некоторые виды строительных работ связаны с применением вредных химических веществ. Статьей 222 Трудового кодекса РФ определено: на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.

Выдача данных продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов. Правда при условии, что это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.

Замена выдачи молока денежной компенсацией по желанию работника стала возможна после внесения изменений Федеральным законом от 1 октября 2007 г. № 224-ФЗ в статью 222 Трудового кодекса РФ.

Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, установлены постановлением Минтруда России от 31 марта 2003 г. № 13.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

В целях налогообложения прибыли затраты в виде суммы выданной компенсации могут быть учтены при соблюдении двух условий.

Во-первых, если эта сумма определена исходя из норм количества молока.

Во-вторых, если она соответствует рыночной цене, действовавшей в период выплаты денежной компенсации.

Указанные затраты должны соответствовать требованиям статьи 252 Налогового кодекса РФ. Они должны быть обоснованы и документально подтверждены.

Все начисления компенсирующего характера, связанные с работой в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, относятся к расходам на оплату труда (п. 3 ст. 255 Налогового кодекса РФ).

При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы работника, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды.

При этом, согласно пункту 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ, не подлежат налогообложению все виды законодательно установленных компенсационных выплат (в пределах норм). Следовательно, выплаты денежной компенсации взамен молока в пользу работников, занятых на работах с вредными условиями труда, не подлежат обложению НДФЛ.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ такие выплаты не облагаются ЕСН (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29 января 2007 г. № Ф04-4385/2006 (30286-А27-37)).

С данных выплат не придется платить и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС).

Бухгалтерский учет расходов

Расходы на оплату услуг, связанных с охраной труда, в бухгалтерском учете являются расходами по обычным видам деятельности. Они признаются на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг (п. 5, 7, 16 ПБУ 10/99). Данные расходы отражают по дебету счета 25 (26) в корреспонденции с кредитом счета 60. Предъявленная сумма НДС отражается по дебету счета 19 в корреспонденции с кредитом счета 60. Данную сумму НДС организация имеет право зачесть после принятия на учет оказанных ей услуг при наличии счета-фактуры контрагента (ст. 171, 172 Налогового кодекса РФ).

Ответственность за нарушение законодательства.

Ответственность за формирование системы охраны труда и ее функционирование несет работодатель. Сотрудники же подразделения по охране труда несут ответственность только в рамках выполнения своих должностных обязанностей. Эти обязанности должны быть установлены должностными инструкциями и положением о службе охраны труда.

На основании статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение законодательства о труде и об охране труда на виновное должностное лицо (руководителя организации) может быть наложен штраф от 500 до 5000 руб. Организации же грозит штраф от 30 000 до 50 000 руб. либо приостановление ее работы на срок до 90 суток (по решению суда).

Кроме того, за нарушение законодательства о труде и об охране труда к должностному лицу, ранее подвергнутому административному наказанию за аналогичное правонарушение, применяется дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

За нарушение правил охраны труда предусмотрена и уголовная ответственность. Так, согласно статье 143 Уголовного кодекса РФ, нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на которое возложена обязанность по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается:

- штрафом в сумме до 200 000 руб. или в размере заработной платы осужденного за период до 18 месяцев;

- исправительными работами на срок до двух лет;

- лишением свободы на срок до года.

. это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 Трудового кодекса РФ).

Организация оплатила следующие услуги по обучению персонала: для сервисных инженеров - подготовка специалистов по знаниям норм и правил работы в электроустановках и их аттестация в качестве электротехнического персонала с получением удостоверений установленного образца; посещение бухгалтерского семинара; курсы немецкого языка (в текущей работе необходимо общаться на немецком языке). Каким образом нужно учесть данные расходы в бухгалтерском и налоговом учете?

Бухгалтерский учет

Согласно статье 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.

Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В соответствии с пунктом 5 и пунктом 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н, расходы организации, связанные с профессиональной подготовкой и переподготовкой кадров, признаются расходами по обычным видам деятельности.

На основании Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, указанные расходы включаются в себестоимость продукции в сумме фактически произведенных затрат и отражаются на счетах 20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", 44 "Расходы на продажу".

В бухгалтерском учете следует сформировать следующие стандартные проводки:

Дт 60.02 Кт 51 - произведена оплата услуг (аванс) по обучению персонала. Дт 68.02 Кт 76.ВА (аванс уплаченный) - принят к вычету НДС, уплаченный в составе аванса. Дт счета учета затрат Кт 60.01 - учтены расходы на обучение персонала. Дт 19.04 Кт 60.01 - выделена сумма НДС со стоимости услуг по обучению. Дт 60.01 Кт 60.02 - зачтен аванс. Дт 76.ВА (аванс уплаченный) Кт 68.02 - восстановлен к уплате НДС, принятый ранее к вычету. Дт 68.02 Кт 19.04 - принят к вычету НДС по полученной услуге .

Налог на прибыль

Под обоснованными расходами для целей налогообложения прибыли понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). Таким образом, экономическая обоснованность расходов по проведению обучения сотрудников должна оцениваться путем сопоставления тематики обучения с деятельностью вашей организации и с функциональными обязанностями сотрудников, которые принимают участие в обучении.

Согласно подпункту 23 пункта 1 статьи 264 НК РФ при расчете налога на прибыль учитываются суммы, израсходованные организацией на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 264 НК РФ. Согласно данному пункту расходы на обучение включаются в состав прочих расходов, если:

  • обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональная подготовка и переподготовка работников налогоплательщика осуществляются на основании договора с российскими образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;
  • обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку проходят работники налогоплательщика, заключившие с налогоплательщиком трудовой договор, либо физические лица, заключившие с налогоплательщиком договор, предусматривающий обязанность физического лица не позднее трех месяцев после окончания указанного обучения, профессиональной подготовки и переподготовки, оплаченных налогоплательщиком, заключить с ним трудовой договор и отработать у налогоплательщика не менее одного года.

Таким образом, важным условием отнесения сумм расходов, связанных с обучением является наличие договоров, заключенных с образовательными учреждениями, имеющими лицензию на ведение образовательной деятельности (ст. 3 ст. 264 НК РФ).

Однако образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании не подлежат лицензированию (п. 4 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 № 174).

По нашему мнению, вашей организации следует учесть расходы на бухгалтерские семинары, как консультационные услуги.

Рекомендации по оформлению подтверждающих документов на консультационные услуги в форме семинара приведены в письме УФНС России по г. Москве от 28.06.2007 № 20-12/060987.

Минимальный объем документов для консультационных услуг в форме семинара включает договор, план (содержание) семинара, акт оказанных услуг по проведению семинара.

Оплата курсов изучения иностранного языка, а также аттестация сотрудников в качестве электротехнического персонала следует рассматривать как расходы на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников.

Рекомендуемый перечень документов, необходимых для подтверждения в целях налогообложения прибыли расходов на обучение сотрудника, содержится в письме Минфина России от 21.04.2010 № 03-03-06/2/77. Такими документами являются: договор с образовательным учреждением, приказ руководителя о направлении сотрудника на обучение, учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещений, сертификат или иной документ, подтверждающий, что сотрудники прошли обучение, акт об оказании услуг. Кроме того, от образовательного учреждения нужно получить копию лицензии на образовательную деятельность.

Пользователи ИТС версий ПРОФ могут получать бесплатные консультации аудиторов по вопросам бухучета и налогообложения, а также консультации специалистов по трудовому праву по кадровым вопросам.

В письме необходимо указать регистрационный номер программы, на которую оформлен договор 1С:ИТС и подробно описать ситуацию, требующую консультации.

Ознакомиться с другими ответами аудиторов на вопросы пользователей можно здесь


Каждое мероприятие по охране труда стоит денег, именно поэтому каждый работник службы охраны труда должен предусмотреть затраты, обосновать их, корректировать суммы, следить за исполнением бюджета. В противном случае, затраты будет невозможно ни возместить через ФСС, ни подтвердить их необходимость на следующий год. В статье мы расскажем, как составить бюджет затрат по ОТ, в том числе на обучение работников.

Из статьи вы узнаете:

  • Как сформировать перечень затрат по охране труда
  • Как подсчитать затраты на обучение по ОТ

Как сформировать перечень затрат по охране труда

Каждый работодатель обязан выделять на мероприятия по улучшению условий труда каждый год не менее 0,2% от всех затрат на производство. Если сумма затрат на ОТ будет меньше этого процента, предприятие оштрафуют за нарушение требований статьи 226 Трудового Кодекса РФ.

Как сформировать перечень затрат по охране труда

Поэтому перед составлением перечня затрат по ОТ необходимо получить в бухгалтерии справку о составе затрат на производство, высчитать размер согласно ст. 226 ТК РФ, и придерживаться этой цифры.

Внимание! Затраты на охрану труда можно увеличить, а вот уменьшать нельзя. В противном случае, работодателя оштрафуют по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Как сформировать перечень затрат по охране труда

Если не тратить на охрану труда 0,2% от затрат на производство, штраф может составить для предприятия от 50 000 до 80 000 рублей. Кроме того, такое правонарушение может привести к административной ответственности для должностных лиц: руководителя организации, специалиста по ОТ, главного бухгалтера в сумме от 2 000 до 5 000 рублей. Если работодатель-индивидуальный предприниматель совершит подобное нарушение, штраф также может составить для него от 2 000 до 5 000 рублей.

Хуже всего, если работодатель ранее был привлечен к ответственности по этой статье КоАП РФ. В части 5 статьи 5.27.1 КоАП об этом написано следующее: если должностное лицо было ранее подвергнуто штрафу за аналогичное правонарушение, штраф может составить или 40 000 рублей, или же сотруднику грозит дисквалификация. Решение о дисквалификации принимает суд. Если суд посчитает возможным, он может дисквалифицировать должностное лицо на три года.

Компанию также могут оштрафовать до 200 000 рублей, или инспектор может закрыть предприятие, издав постановление об административном приостановлении деятельности на 90 суток.

Не каждое мероприятие можно запланировать в бюджете на охрану труда. Например, не относят к затратам на охрану труда повышение квалификации сотрудников (бюджет отдела кадров), закупку и перезарядку огнетушителей (бюджет на пожарную безопасность и охрану здания), расходы на доставку к месту производства работ (расходы на основное производство), приобретение мебели для кабинета по охране труда (расходы на содержание зданий и сооружений).

Совет эксперта! Чтобы не ошибиться при формировании перечня затрат, руководствуйтесь нормативными правовыми актами, прошедшими регистрацию в Минюсте.

Минтруд утвердил типовой перечень ежегодных мероприятий по охране труда приказом от 1.03.2012 года № 181н. В перечне указано несколько десятков мероприятий по ОТ, которые можно включить в годовой бюджет, но не каждое, а часть из них, по потребности.

Затраты на охрану труда

Если же потребность возникает в проведении каждого мероприятия, рекомендуем вначале запланировать те расходы, которые можно будет возместить через Фонд социального страхования.

Профинансировать часть мероприятий по улучшению условий и охране труда можно за счет страховых взносов в ФСС от НС и профзаболеваний, но только в том случае, если у предприятия нет задолженности перед бюджетом.

Как производят финансирование

Финансирование проводят согласно приказу Минтруда от 10.12.2012 г. № 580н. Для того, чтобы претендовать на возмещение, необходимо заранее составить план затрат, и провести их в тот год, в котором подают заявление в ФСС. Чтобы получить возмещение затрат на спецоценку или обучение, необходимо, чтобы каждый акт приемки выполненных работ (услуг, работ) был подписан именно в текущем году. Поэтому нужно правильно планировать затраты, то есть так, чтобы в дальнейшем сэкономить часть своих денег, и на сэкономленные деньги закупить комплекты СИЗ, или оплатить за обучение по ОТ.

За счет бюджета охраны труда можно профинансировать проведение таких обязательных для каждого работодателя мероприятий по ОТ (полный список в приложении к приказу Минтруда от 1.03.2012 года № 181н):

  • закупка СИЗ, а также дерматологических очищающих средств
  • проведение СОУТ
  • проведение оценки профрисков
  • устранение замечаний по плану улучшающих мероприятий по результатам СОУТ и оценки профрисков
  • установка систем автоматического и дистанционного управления производственным процессом (в том числе роботизация опасных процессов), установка аварийной сигнализации на технологической линии, кнопок аварийной остановки, опасности
  • затраты на проведение обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников и т.п

Как подсчитать затраты на обучение по ОТ

В бюджете по охране труда отдельное место занимает обучение по охране труда. Для этого в приказе Минтруда № 181н есть такая статья расходов, как приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда.

К расходам на обучение относятся: затраты на организацию и проведение вводного, инструктажей по ОТ на рабочем месте, стажировки, обучения первой помощи, обучению и проверке знаний по ОТ.

Включите в бюджет по ОТ стоимость обучения руководителей и специалистов в учебных центрах (их обучение проводится не реже 1 раза в 3 года, и является обязательным при приеме на работу, а также при переводе на другую работу).

Также необходимо в бюджет включить расходы на тиражирование инструкций и программ инструктажа и обучения по охране труда, к примеру, закупку переплетного устройства для брошюрования. Также можно купить за счет ОТ обучающий комплекс, сборник тестов, обучающую литературу, плакаты.

Эти программы и плакаты предназначены для подготовки по ОТ и стажировке работников рабочих профессий, а также тех руководителей и специалистов, которые обучаются внутри своей организации. Также и тренажер по оказанию первой помощи можно закупить за счет средств ОТ. Самое главное, чтобы все эти покупки были сертифицированы, а программы – лицензионными.

Таким образом, нужно включать каждый год в бюджет затраты на оснащение и поддержание материально-технической базы кабинета по ОТ, уголков охраны труда средствами наглядной агитации и техническими средствами обучения (но, повторяемся, никак не закупка шкафов и столов).

Жукунова А. Л.

Дополнительное профессиональное образование — это право сотрудника

Работник любой организации имеет право на подготовку и дополнительное профессиональное образование (ст. 197 ТК РФ). Такие программы:

  • позволяют профессионально развиваться;
  • приближают квалификацию работника к меняющимся условиям профессиональной деятельности;
  • помогают приобрести новые знания, соответствующие современным требованиям законодательства.

Обучать работников — это обязанность работодателя

Работодатель обязан обучать работников определенных видов деятельности.

Обязанность проводить обучение по программам дополнительного профессионального образования означает, что оплачивает курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки работодатель.

Необходимость направлять работников на такие курсы закреплена федеральными законами и нормативными правовыми актами:

Требования к образованию и обучению работников контрактной службы, контрактного управляющего определены профессиональными стандартами:

Работники контрактной службы, контрактный управляющий, имея и высшее образование, и среднее профессиональное образование, должны обучаться по программам повышения квалификации или программам профессиональной переподготовки в сфере закупок. Повышать квалификацию специалистам по закупкам нужно не реже чем раз в три года (Письмо Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России № АК-553/06 от 12.03.2015).

    (утв. Приказом Минтруда России от 21.02.2019 № 103н) предусматривает, что:
  • главный бухгалтер должен проходить курсы по программам повышения квалификации в объеме не менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год;
  • бухгалтер и главный бухгалтер, имеющие непрофильное образование, должны пройти программы профессиональной переподготовки.

Профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, применяют государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия, государственные внебюджетные фондыи, государственные корпорации, компании и хозяйственные общества (Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584).

В обучающих организациях знания по охране труда должны получать:

  • руководители организаций;
  • заместители руководителя, курирующие вопросы охраны труда;
  • заместители главных инженеров по охране труда;
  • специалисты, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и технический надзор за проведением работ;
  • специалисты служб охраны труда, работники, на которых возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда.

Именно работодатель определяет необходимость дополнительного профессионального образования работника. Это связано с оплатой курсов повышения квалификации и профессиональной подготовки.

Трудовым законодательством и нормативными правовыми актами не предусмотрена возможность компенсации, если работник только по своей инициативе, без согласования с работодателем прошел обучение.

Направляя работников на курсы повышения квалификации, работодателю нужно:

  1. Издать приказ о направлении сотрудника на обучение.
  2. Заключить договор с обучающей организацией.

Важно: обучающая организация должна иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Обучение на курсах повышения квалификации и профессиональной подготовки может проходить без отрыва или с отрывом от работы.

Вариант 1: обучение с отрывом от работы

Если работодатель направляет работника на дополнительное профессиональное обучение с отрывом от работы, за ним сохраняются место работы, должность и средняя заработная плата по основному месту работы (ст. 187 ТК РФ). Работники при обучении в другом городе получают возмещение командировочных расходов (ст. 168 ТК РФ):

  • на проезд;
  • на наем жилого помещения;
  • дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных);
  • иных расходов, произведенных работником с разрешения или ведома работодателя.

Вариант 2: обучение без отрыва от работы

В этом случае подойдут онлайн-курсы повышения квалификации и профессиональной подготовки. Это современный способ оказания образовательных услуг, который экономит и время работника, и деньги работодателя. Получать актуальные знания, обучаясь онлайн, можно и на рабочем месте, и в любое удобное время.

Как отразить повышение квалификации в табеле

Период прохождения курсов с отрывом от производства надо обозначить в табеле учета использования рабочего времени ф. 0504421.

  • например, буквенным кодом ПК можно обозначать в табеле отсутствие работника, обучающегося на курсах.

Может ли работник отказаться от повышения квалификации?

В принципе может, но если результаты аттестации, которую проводит работодатель, покажут, что квалификация работника недостаточна, трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Прекращение работником учебы на курсах без уважительной причины можно расценить как прогул.

Условие об авансировании в договоре с обучающей организацией

  • Получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) об обучении на курсах повышения квалификации, о прохождении профессиональной переподготовки могут предусматривать авансовый платеж до 100% суммы договора.
  • Казенные учреждения субъектов РФ и муниципальные учреждения при заключении контрактов об оказании услуг, предусматривающих авансовые платежи, должны соблюдать требования нормативно-правовых актов субъектов РФ и муниципальных правовых актов.
  • Автономные и бюджетные учреждения соблюдают условия авансирования, установленные для получателей бюджетных средств.

Если на уровне субъектов РФ или муниципалитетов не установлено ограничение на размер авансовых платежей, то можно применять п. 18 Постановления Правительства Российской Федерации № 1496. Такие разъяснения содержатся в Письме Минфина России от 19.02.2020 № 09-07-10/11597. Поэтому в договоре с обучающей организацией может быть пункт об авансировании, на который нужно ссылаться при оплате образовательной услуги.

Учет расходов на повышение квалификации работников

В бухгалтерском учете расходы по обучению сотрудников на курсах повышения квалификации оформляются проводками:

Дт 0 206 26 56X Кт 0 201 11 610

Дт 0 109 X0 226 Кт 0 302 26 73X

Дт 0 401 20 226 Кт 0 302 26 73X

Дт 0 302 26 83X Кт 0 206 26 66X

К договору об обучении для подтверждения факта оказания услуг между образовательной организацией и учреждением должен быть составлен и подписан акт:

  • форма акта об оказании услуг может быть любой, законодательством она не установлена;
  • акт должен содержать обязательные для первичных учетных документов реквизиты, а также дату и номер договора оказания образовательных услуг.

Сроки подписания акта устанавливаются в договоре. В дополнение к этим документам можно приложить копию документа об образовании, который получает сотрудник по окончании курсов:

  • Удостоверение о повышении квалификации.
  • Диплом о профессиональной переподготовке.

Нас читают 144 654 человека

Получайте приглашения на бесплатные занятия, анонсы статей, расписание вебинаров и онлайн-курсов. Дайджест приходит 2 раза в месяц.

Подтвердите электронную почту

На отправлено письмо для подтверждения.
Вы можете изменить адрес

Вы подписаны на рассылку

Что делать, если письма Школы не приходят вам?

Чтобы письма не попадали в спам, добавьте свой адрес в адресную книгу.


Смотрите 4 полезных видеоурока, проходите онлайн-тесты и получите электронный сертификат Контур.Школы. Приглашаем бухгалтеров и главных бухгалтеров организаций бюджетной сферы

Годовая отчетность‑2021 организаций бюджетной сферы: как подготовить и сдать без ошибок

Учимся составлять бухгалтерский баланс. Практикум для начинающего бухгалтера

Как главному бухгалтеру управлять коллективом: от выбора команды до улучшения показателей

Здравствуйте, я работаю в государственном казённом учреждении временно,вместо основного сотрудника во время ухода за ребенком до 3 лет. Так как у меня профессия не соответствует этой должности я должна проходить повышение квалификации соответствующий этой должности,но за свой счёт,мне они так сказали,т.к они государственное учреждение.

Добрый день. Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель. Это указано в ст. 196 ТК РФ. Причем это касается работодателей – государственных учреждений, а повышение квалификации является одним из видов дополнительного профессионального образования. Работодатель не может обязать сотрудника проходить курсы повышения квалификации за свой счет. От типа организации (государственное учреждение или коммерческая компания) это не зависит.

То есть, если сотруднику необходимо пройти обучение (курсы ПК), работодатель определяет эту необходимость и направляет сотрудника на обучение за счет учреждения. Например, работодатель обязан оплачивать повышение квалификации медицинским и фармацевтическим работникам (п. 2 ч. 1 ст. 72 Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ). Также, педагогическим работникам необходимо систематически повышать профессиональный уровень (п. 7. ч. 1. ст. 48 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Также требования к уровню образования (профильное или непрофильное, но при условии прохождения программы профессиональной переподготовки) могут содержаться в профстандартах. В этом случае необходимость обучения (курсы ПК) также определяет работодатель и обучает сотрудника.

Читайте также: