Расходы на электронную отчетность в налоговом учете

Обновлено: 19.05.2024

Покупая компьютерную программу, можно приобрести на нее исключительные либо неисключительные права, — от этого напрямую зависит применяемая схема бухгалтерского и налогового учета. В этой статье мы рассмотрим особенности учета в 1С прав на программные продукты.

  • о законодательном порядке учета затрат на неисключительные права;
  • как определить срок использования программного продукта;
  • каким документом и на каких счетах в 1С отражаются затраты на приобретение программного обеспечения (ПО).

Пошаговая инструкция

Рассмотрим пошаговую инструкцию оформления примера. PDF

Дата Дебет Кредит Сумма БУ Сумма НУ Наименование операции Документы (отчеты) в 1С
Дт Кт
Отражение в учете затрат на приобретение программного обеспечения
24 июля 97.21 60.01 360 000 360 000 360 000 Учет расходов будущих периодов Поступление (акт, накладная) —
Услуги (акт)
012 360 000 Учет неисключительного права забалансом Операция, введенная вручную —
Операция
Списание расходов будущих периодов за июль
31 июля 26 97.21 3 870,97 3 870,97 3 870,97 Списание расходов будущих периодов Закрытие месяца —
Списание расходов будущих периодов
Списание расходов будущих периодов за август
31 августа 26 97.21 15 000 15 000 15 000 Списание расходов будущих периодов Закрытие месяца —
Списание расходов будущих периодов

Особенности учета затрат на неисключительные права

Нормативное регулирование

В БУ расходы организации в виде платежей за неисключительные права на использование программ для ЭВМ, баз данных отражаются (п. 39 ПБУ 14/2007):

В НУ неисключительные права на использование программ для ЭВМ, баз данных отражаются в составе косвенных (прочих) расходов в течении срока лицензии (п. 3 ст. 257 НК РФ, пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 31.08.2012 N 03-03-06/2/95, Письмо Минфина от 05.05.2012 N 07-02-06/128, Письмо Минфина РФ от 16.01.2012 N 03-03-06/1/15).

Не рекомендуется единовременно списывать расходы на неисключительное право, хотя ранее Минфин давал такие разъяснения (Письмо Минфина РФ от 07.06.2011 N 03-03-06/1/330, N 03-03-06/1/331).

Срок действия неисключительных прав

Неисключительные права учитываются в течении срока лицензии, указанного в лицензионном договоре. Если срок лицензии не установлен, то считается, что он равен 5 годам (п. 4 ст. 1235 ГК РФ, Письмо Минфина РФ от 23.04.2013 N 03-03-06/1/14039, Письмо Минфина РФ от 16.12.2011 N 03-03-06/1/829).

Аналитика к счету учета затрат на ПО

В программе 1С необходимо ввести аналитику к счету 97.21 субконто Расходы будущих периодов (раздел Справочники — Доходы и расходы — Расходы будущих периодов ) — так называется справочник для учета затрат, подлежащих равномерному списанию. Порядок его заполнения для расходов на ПО следующий:


  • Вид для НУ — Прочие;
  • Вид актива в балансе — Прочие внеоборотные активы: в нашем примере срок использования более 12 месяцев;
  • Сумма — стоимость ПО, списываемая равномерно в течении срока использования, указанного в лицензионном договоре;
  • Признание расходов — По месяцам;
  • Период списания — период срока использования;
  • Счет затрат — счет учета затрат на ПО;
  • Статья затрат — статья затрат, по которой отражаются расходы на ПО.

Отражение в учете затрат на приобретение программного обеспечения


Учет затрат на ПО (неисключительное право) отражается документом Поступление (акт, накладная) — Услуги (акт) в разделе Покупки — Покупки — Поступление (акты, накладные) .

В документе указывается:

По ссылке Счета учета :

Проводки по документу

Документ формирует проводки:

  • Дт 97.21 Кт 60.01 — отражение затрат на неисключительное право в расходах будущего периода.

Учет неисключительного права


Принятие на забалансовый учет неисключительного права оформляется документом Операция, введенная вручную вид операции Операция в разделе Операции – Бухгалтерский учет – Операции, введенные вручную .

Списание расходов будущих периодов


Для автоматического ежемесячного учета затрат на ПО необходимо запустить процедуру Закрытие месяца регламентная операция Списание расходов будущих периодов в разделе Операции — Закрытие периода — Закрытие месяца .

Проводки по документу


Учет затрат на ПО за июль

Документ формирует проводку:

  • Дт 26 Кт 97.21 — учет затрат на ПО в составе общехозяйственных расходов за июль.

Документ формирует проводку:

  • Дт 26 Кт 97.21 — учет затрат на ПО в составе общехозяйственных расходов за август.

Аналогично осуществляется учет затрат на ПО за следующие месяцы до окончания срока использования неисключительного права.

Контроль


Осуществим проверку правильности расчета суммы затрат на ПО программой:

Документальное оформление

Организация должна утвердить формы первичных документов, в т. ч. документа по расчету ежемесячной суммы расходов на ПО, например, Бухгалтерскую справку.

В 1С можно распечатать бланк расчета ежемесячной суммы затрат на ПО с помощью отчета Справка-расчет списания расходов будущих периодов (в БУ PDF, НУ PDF) в разделе Операции — Закрытие периода — Закрытие месяца — кнопка Справки-расчеты — Списание расходов будущих периодов .

Проверьте себя! Пройдите тест на эту тему по ссылке >>

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

    ...В Письме от 21.06.2021 N 03-04-05/48650 Минфин разъяснил, может ли.

Карточка публикации

(5 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Данную публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание! В комментариях наши кураторы не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно по ссылке >>

Все комментарии (2)

Данную публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание! В комментариях наши кураторы не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно по ссылке >>
Личный кабинет
Что касается материалов по теме. Есть обсуждение
Продажа неисключительных прав на лицензионное программное обеспечение в 1С
Если останутся вопросы, то уточните свою ситуацию более подробно в Личном кабинете.

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Программное обеспечение может быть приобретено организацией с исключительными или неисключительными правами на него. Для постановки на учет требуется наличие лицензионного соглашения или договора об отчуждении ПО покупателю, акта передачи прав. В некоторых случаях лицензионный договор может быть заменен сублицензионной договорной документацией.

ВАЖНО! Исключительное право предполагает единоличное владение активом, приобретается путем самостоятельной разработки ПО для собственных нужд или через покупку по договору отчуждения.

Особенности бухгалтерского и налогового учета ПО

Появившиеся у организации исключительные права должны быть отнесены к нематериальным активам. ПБУ 14/2007 к таким объектам предъявляет ряд требований:

  • должна иметься документация, свидетельствующая о наличии прав пользоваться программным продуктом;
  • актив отделим от других ценностей предприятия;
  • невозможно идентифицировать вещественную форму;
  • на ближайший год в планах учреждения нет намерения продать ПО;
  • от процесса использования программы может быть получена экономическая выгода;
  • срок, в течение которого можно эксплуатировать актив, превышает показатель 1 года;
  • имеется возможность объективно и без существенных погрешностей определить значение первоначальной стоимости.

Вопрос: Как отразить в учете организации приобретение программы для ЭВМ у правообладателя на основании договора об отчуждении исключительного права, если затраты на приобретение составляют менее 100 000 руб.?
Посмотреть ответ

Налоговый учет предъявляет меньше требований к приходуемым объектам НМА (п. 3 ст. 257 НК РФ):

  • наличие подтверждающей права на владение и пользование объектом документации;
  • созданы предпосылки для получения финансовых выгод от эксплуатации актива;
  • продолжительность использования превышает порог в 12 месяцев.

На баланс ПО ставится по первоначальной стоимости, в которую включаются понесенные расходы по приобретению лицензионного продукта. Если стоимость программы не превышает 100 тысяч рублей, то по правилам налогового учета актив может быть признан неамортизируемым. В бухгалтерском учете порог отнесения объектов к амортизируемым находится на отметке 40 тысяч рублей.

При принятом решении начислять амортизацию на приобретенное программное обеспечение срок эксплуатации определяется по технической документации и соотносится со стандартами ст. 258 НК РФ. Это правило закреплено для налогового учета, в бухгалтерском учете амортизацию можно не начислять, если неизвестен срок эксплуатации объекта НМА.

Амортизировать программные продукты, приобретенные на основании неисключительного права, нельзя. П. 3 ст. 257 НК РФ подтверждает эту позицию тем, что такие активы не могут быть признаны составной частью НМА.

ЗАПОМНИТЕ! Объекты, на которые у предприятия имеются неисключительные права пользования, надо списывать в прочие затраты.

При использовании метода начисления расходы, связанные с покупкой программных продуктов, рекомендуется списывать равными частями на протяжении всего периода эксплуатации. При кассовой методике в расходную часть заносятся суммы, которые были оплачены фактически. Для организаций, работающих на УСН, предусмотрено право уменьшения налогооблагаемой базы за счет средств, затраченных на покупку ПО.

Для отображения расходов, связанных с приобретением программного обеспечения, в бухгалтерском учете применяют счет 97. Затраты подлежат равномерному списанию в течение времени, отведенного на использование программы. Методология отнесения стоимости ПО в расходы на всех предприятиях должна быть прописана отдельным пунктом в локальных документах (учетной политике).

Проводки в коммерческих структурах

Операции по появлению у учреждения коммерческого типа исключительного права на пользование новой программой должны быть зафиксированы в бухгалтерском учете комплексом корреспонденций:

  1. Датой приобретения для отражения суммы понесенных расходов формируется проводка между Д08.5 и К60.
  2. В момент, когда программа установлена и ею можно начинать пользоваться, создается запись на стоимость ПО с Д04 и К08.5.
  3. Каждый месяц при начислении амортизационных сумм дебетуется счет 20 (или 26, 44) с одновременным кредитованием счета 05.

Если программа была приобретена по стоимости, не превышающей 40 тысяч рублей, то бухгалтер составляет такой набор проводок:

  1. При покупке ПО расходы учитываются через корреспонденцию Д08.5 – К60.
  2. Когда программа вводится в эксплуатацию, дебетуется 04 счет и кредитуется счет 08.5.
  3. Полная стоимость программного обеспечения в налоговом учете сразу переносится в расходы предприятия записью между Д20 (или 23, 26, 25, 44) и К04.
  4. В бухгалтерском учете будет начисляться амортизация, для этого предназначена корреспонденция Д20 (или 23, 26, 25, 44) – К05.

Если учреждение купило программное обеспечение и получило на него неисключительные права, то:

  • при осуществлении разового платежа в момент приобретения ПО дебетуется счет 97, по кредиту записывается 60 счет;
  • лицензия на ПО учитывается дебетовым оборотом по забалансовому счету 012;
  • ежемесячно часть понесенных затрат переводится на расходы предстоящих периодов проводкой Д20 (или 23, 26, 25, 44) – К97.

ВАЖНЫЙ НЮАНС! Законодательно запрещено пользоваться нелегальными версиями программного обеспечения. За применение в работе пиратских программ предусмотрено наказание нормами гражданского и уголовного права в ст. 1252 ГК РФ и ст. 146 УК РФ.

При проведении процедуры обновления программного продукта или осуществлении специализированного обслуживания затрачиваемые на это деньги показываются по дебету 20 (25, 23, 44, 26) и кредиту 60 счета.

Нюансы бухгалтерского учета ПО в бюджетных организациях

В организациях бюджетного типа учет программных продуктов ведется раздельно по видам расходов в соответствии с нормами Приказа Минфина от 1 июля 2013 г. № 65н:

  1. Код 242 применяется в ситуациях, когда ПО приобретается для удовлетворения запросов федеральных органов государственного подчинения и организаций, находящихся под их управлением.
  2. Код 244 используют при получении программного обеспечения субъектами РФ, для которых невозможно отнесение расходных операций на 242 код.
  3. Статья 226 необходима, если приобретаются неисключительные права на пользование программой, при обновлении систем справочно-информационного назначения.

Если объект, признанный НМА, был куплен с получением неисключительных прав на него с условием использования программы в течение нескольких отчетных лет, то:

  • суммы затрат подлежат включению в учет в текущем периоде;
  • расходы будут считаться затратами будущих лет;
  • в учетных операциях применяется счет 401 50.

Если актив будет эксплуатироваться несколько лет подряд, а договором на его передачу предусмотрена поэтапная оплата на условиях ежемесячного перечисления фиксированных сумм, то производимые оплаты считаются расходами текущего периода.

Типовые корреспондирующие записи для бюджетных организаций представлены такими вариантами:

  • при понесении организацией расходов в текущем году, которые считаются затратами предстоящих лет, на финансовые результаты будущего периода они будут списываться при дебетовании 0 401 50 226 и кредитовании 0 302 00 000;
  • если расходы были осуществлены в одном из прошлых лет и были признаны организацией затратами будущих периодов, то в каждом новом отчетном году их отнесение на финансовый результат сопровождается дебетовыми оборотами по 0 401 20 226 и кредитовым значением суммы по 0 401 50 226.

Схема, по которой будут делиться суммы расходов на программное обеспечение с длительным временем эксплуатации и переводиться на финансовые результаты, предусмотрена п. 302 Инструкции № 157н. Нормативный документ предоставляет возможность учреждениям самостоятельно определять порядок переноса части затрат на итоги финансовой деятельности. Делать это можно равномерными фиксированными суммами, путем вычисления заданной пропорции, учитывающей объем оказанных услуг.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В Письме Минфина № 02-07-10/15362 уточнено, что срок использования программного продукта при отсутствии информации об этом в лицензионной документации должен определяться комиссионным органом.

Обновление ПО и баз данных должно реализовываться на основании отдельного договора. Периодичность обновлений может быть установлена индивидуально для каждого программного продукта. При начислении на ежемесячной основе абонплаты за услуги по сохранению актуальности информационной составляющей в программе расходы включаются в финансовый результат текущего года. Затраты отражаются в учетных операциях через дебетование 1 401 20 226 и кредитование 1 302 26 730.

Бухгалтерский учет и налоговые льготы в IT: как законно экономить в 2020 и 2021 годах. Законное снижение налогов в IT сфере

Бухгалтерский и налоговый учет в IT-компаниях — сложный вопрос для собственников бизнеса и бухгалтеров. Не все знают, например, о возможности сократить страховые взносы с 30% до 14% (в 2021 году — до 7,6%) и не платить НДС. Для бизнеса с оборотом в 20 миллионов только эти льготы означают сокращение расходной части на 1 120 000 рублей.

Чтобы узнать обо всех возможностях законной экономии для айти-компаний, прочтите этот обзор. Он подготовлен по мотивам вебинара Павла Тимохина, руководителя управления бухгалтерского консалтинга сервиса Фингуру.

Некогда читать?
Посмотрите запись вебинара!

Коды ОКВЭД для деления IT компаний

3 вида IT-компаний

Деление IT-компаний на несколько типов условное: все бизнесы разные, среди них нет похожих друг на друга один в один. Тем не менее, для удобства специалисты выделяют три группы: продуктовые, аутсорсинговые и консалтинговые. В IT-компаниях каждого типа имеются свои особенности бухучета.

Есть и общее — коды ОКВЭД. Основной код: 62.01 - Разработка компьютерного программного обеспечения. Также IT-компании могут использовать дополнительные коды:

  • 62.02 - Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий.
  • 62.03 - Деятельность по управлению компьютерным оборудованием.
  • 62.09 - Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая.
  • 63.11 - Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность.
  • 63.12 - Деятельность web-порталов.
  • 63.91 - Деятельность информационных агентств.
  • 63.99 - Деятельность информационных служб прочая, не включенная в другие группировки.

Продуктовые IT-компании

Продуктовые IT-компании создают и продают мобильные приложения, социальные сети, среды разработки или антивирусы. Обычно это решения для B2C рынка и массовой продажи, но некоторые продукты предназначены для корпоративного использования.

В любом случае продуктовые IT-компании ориентируются на конечного пользователя, а не на заказчика. То есть, даже если заказ выполняется для корпоративного клиента, потребителем продукта будет сотрудник, а не компания в целом. Эти компании сильно зависят от рынка и его потребностей.

Известные представители группы: Microsoft, Apple, Лаборатория Касперского, Яндекс.

Особенности бухгалтерского учета

Продуктовые айти-компании сталкиваются сразу с несколькими сложностями при организации бухучета.

Бухгалтерский учет в этом случае строится на интеграции между бухгалтерской программой и программой учета продаж, которая выдает кассовые чеки. Это нужно, чтобы информация о покупках автоматически передавалась в бухгалтерию и ее не приходилось вручную переносить из одной системы в другую.

Приоритетный режим налогообложения

Если продукты покупают физические лица, которым не нужно возмещать НДС, оптимальным выбором будет УСН 15%. В этом случае в бюджет перечисляется 15% от разницы между доходом и расходом за отчетный период.

Важен процент расходов, которые вы можете подтвердить документально. Если он больше 60%, режим УСН 15% подходит, если меньше, то лучше выбрать УСН 6%.

  • не более 100 штатных сотрудников;
  • доход не превышает 150 миллионов рублей в год;
  • остаточная стоимость основных средств не превышает 150 миллионов рублей;
  • доля других организаций в уставном капитале не более 25%;
  • нет филиалов.

Аутсорсинговые IT-компании

Особенность аутсорсинговых IT-компаний в том, что каждый заказ подразумевает создание нового продукта для B2B-клиента.

Особенности бухгалтерского учета

Из-за того, что каждый заказ — это новый продукт, в аутсорсинговых IT-компаниях часто используется позаказный метод учета. Он заключается в следующем: под каждый новый заказ открываются новые статьи для сбора затрат и отражения дохода. В процессе и после сдачи проекта бухгалтер рассчитывает себестоимость и прибыльность сделки.

В таких компаниях обычно нет сложного документооборота для учета доходов и расходов. Оформляется либо один комплект закрывающих документов после сдачи проекта, либо несколько промежуточных. Бухгалтер формирует акт выполненных работ для контрагента в электронном (если обе стороны используют ЭДО) или бумажном виде. Подписанные документы бухгалтер собирает и учитывает у себя.

Аналогично бухгалтер учитывает расходную часть, собирая все документы об оплате услуг, покупке расходных материалов или оплате аренды.

Основная сложность связана с системой оплаты труда. Здесь, как и в продуктовых IT-компаниях, действуют разные системы мотивации сотрудников, но штат гораздо меньше. Штатные специалисты не работают в постоянных командах, а объединяются вокруг заказа. После окончания проекта команды расформировываются и снова создаются под следующий.

Приоритетный режим налогообложения

Режим налогообложения для аутсорсинговой IT-компании нужно выбирать, ориентируясь на модель бизнеса. Если заказчики — небольшие компании, применяющие специальные режимы налогообложения, то приоритетным будет УСН 15%.

При этом нужно учитывать те же нюансы, что и в случае продуктовых компаний: соотношение доходов и расходов и соответствие ряду критериев.

Консалтинговые IT-компании

Консалтинговые IT-компании занимаются внедрением готового ПО. Самый известный пример на российском рынке — франчайзинговая сеть 1С.

У таких компаний обычно два источника доходов:

  • агентское вознаграждение за поставку ПО;
  • оплата услуг по внедрению ПО.

Особенности бухгалтерского учета

Главная особенность бухучета в консалтинговых IT-компаниях — разные статьи дохода. Бухгалтер должен внимательно и корректно вести учет агентских вознаграждений, чтобы у налоговой службы не возникло вопросов. Доходы от оказания услуг обычно оформляются актом выполненных работ.

Документооборот небольшой, так как консалтинговые компании, чаще всего, работают с несколькими крупными заказчиками. У них есть несколько масштабных проектов, а закрывающие документы оформляются после завершения всего проекта или отдельных этапов.

Еще одна особенность — частые командировки сотрудников. Не все дисциплинированно собирают документы, поэтому такие расходы тяжело учитывать, чтобы уменьшить за их счет налогооблагаемую базу.

Приоритетный режим налогообложения

какое налогообложение можно применять в IT, рассказываем про режимы и регионы

Налогообложение в IT

Сколько и как будете перечислять в бюджет, зависит от выбранной системы налогообложения. Применяя ОСНО, нужно платить налог на прибыль, налог на имущество и налог на добавленную стоимость. Отдельно перечисляются в бюджет налоги на доходы физических лиц за сотрудников.

Поможем определиться с выбором системы налогообложения, возьмем на себя подготовку и сдачу отчетов, ответим на требования налоговой. Страхуем от ошибок на миллион рублей!

Как правильно оформить трудовые отношения с дистанционными сотрудниками

Как правильно оформить трудовые отношения с дистанционными сотрудниками

Дистанционная работа не новинка для российских компаний, но раньше она редко оформлялась специальным трудовым договором. Тем не менее, в трудовом законодательстве предусмотрены варианты оформления двух типов дистанционных работ, а также описаны основания для перехода и другие условия.

Временная дистанционная работа

Временная дистанционная работа — это переход на работу вне стационарного рабочего места, находящегося под контролем работодателя, на ограниченный период. Оформление такого типа работы может происходить по соглашению сторон, а в чрезвычайных ситуациях — в упрощенном виде.

Основания для перехода на временную дистанционную работу:

  • соглашение между сотрудником и работодателем;
  • производственная необходимость;
  • производственная авария;
  • несчастный случай на производстве;
  • катастрофы природного или техногенного характера (пожар, наводнение, землетрясение);
  • эпидемия, эпизоотия и любые исключительные случаи, ставящие под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

Порядок ввода режима

  • Согласовать график сотрудника: количество и периодичность предоставления ему рабочих дней и рабочих часов в режиме временной дистанционной работы. График может отличаться от того, что был прописан в основном трудовом договоре.
  • Установить способы обмена информацией о задачах и их выполнении между работниками. Этот пункт фиксируется в договоре или дополнительном соглашении.
  • Регламентировать возможность задействовать ресурсы организации по месту выполнения работы. Например, решить, могут ли сотрудники забрать из офиса ноутбуки или попросить вас оплатить им интернет.

Как оплачивать труд сотрудника

  • Выплаты производятся в полном объеме.
  • Если работник по вашей инициативе выполняет задачи во внерабочее время, это должно быть оплачено как сверхурочная работа.

Комбинированная дистанционная работа

В договоре на комбинированную дистанционную работу можно отдельно прописать условия работы в офисе и дистанционно. Такая работа также оплачивается в полном объеме, а за работу во внеурочное время положена дополнительная оплата.

У комбинированной дистанционной работы есть две особенности:

  • режим комбинированной дистанционной работы устанавливается либо в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему, либо в упрощенном порядке на основании локального нормативного акта (ст. 312.6 ТК РФ в ред. законопроекта № 973264-7 ) в случае ЧС;
  • при комбинированной дистанционной работе особенности режима дистанционной работы не распространяются на периоды работы в офисе.

Возьмем кадровые вопросы на себя, чтобы вам не пришлось разбираться в законодательных требованиях.

Какие действуют льготы в айти-сфере в России на 2021 год?

Льготы для айти-сферы в России в 2020 и 2021 годах

В России действует несколько льгот, которые позволяют снизить налоги в IT-сфере. С 2021 года некоторые льготы станут еще более привлекательными.

2020 год

Пониженные страховые взносы (14% вместо стандартных 30%)

В 2020 году IT-компании используют сниженную ставку по страховым взносам и платят 14% вместо 30% (стандарт).

Такие льготы можно получить, если:

  • компания аккредитована в Минкомсвязи;
  • не менее 90% доходов вы получаете от деятельности в IT: продаете или разрабатываете программные продукты;
  • среднесписочная численность сотрудников — минимум 7.

Льготные условия доступны только юридическим лицам. ИП, работающим в сфере IT, она не положена.

Сниженная ставка налога на прибыль

Мало предпринимателей и бухгалтеров знают об этой льготе и применяют ее. Тем не менее, льготный налог на прибыль действует в нескольких форматах.

Расходы на НИОКР

Некоторые расходы на научно-исследовательские и конструкторские работы (НИОКР) можно списывать с коэффициентом 1,5 ( п. 7 ст. 262 НК РФ ). К таким расходам относятся, например, зарплаты сотрудников, закупка оборудования для разработки, услуги подрядчиков. Полный перечень утвержден постановлением Правительства от 24.12.2008 № 988 (II.Информационно-телекоммуникационные системы).

Налоговая инспекция имеет право запросить подтверждающие документы, поэтому нужно тщательно вести учет расходов.

Мгновенная амортизация при покупке компьютерной техники

Компании на ОСНО могут амортизировать имущество, стоимость которого превышает 100 000 рублей, распределяя сумму во времени пропорционально сроку полезного использования. В 2020 году IT-компаниям позволили сразу списывать затраты на покупку такого оборудования. Это называется мгновенной амортизацией.

Есть несколько условий:

  • аккредитация в Минкомсвязи;
  • не менее 50 сотрудников;
  • не менее 90% доходов получено от деятельности в сфере IT, в том числе, не менее 70% — от иностранных контрагентов.

Еще одна льгота, доступная IT-компаниям в 2020 году, — освобождение от уплаты НДС. Вы можете воспользоваться ею при продаже исключительных прав на ПО и базы данных и продаже прав на использование ПО и баз данных по лицензионному договору.

2021 год

Сниженные страховые взносы (7,6% вместо 30%)

В 2021 году IT-компании смогут платить страховые взносы по ставке 7,6% вместо прежних 14% для IT-сферы и общепринятых 30%.

Чтобы получить эту льготу, нужно соответствовать ряду условий:

  • аккредитация в Минкомсвязи;
  • не менее 90% доходов от деятельности в сфере IT;
  • среднесписочная численность сотрудников — минимум 7 человек;
  • продажа и обслуживание ПО и баз данных только собственного производства.

Льготами не смогут воспользоваться компании, которые разрабатывают ПО и БД, предназначенные для рекламы, поиска клиентов и заключения сделок. Также сохраняется условие по получению льготы только юридическими лицами. ИП по-прежнему не смогут претендовать на понижение ставки.

Сниженная ставка налога на прибыль
Расходы на НИОКР

Условия, при которых расходы на НИОКР можно списывать с повышающим коэффициентом 1,5, в 2021 году останутся прежними.

В 2021 году вы сможете платить НДС в размере 3% вместо 20%. Чтобы получить льготу, компания должна соответствовать ряду требований:

  • аккредитация в Минкомсвязи;
  • от 7 сотрудников;
  • доходы от IТ-деятельности — не менее 90%;
  • продажа и обслуживание ПО и баз данных собственного производства.

Эта льгота не распространяется на компании, которые производят ПО и базы данных для рекламы, поиска клиентов и торговли.

Как пройти аккредитацию в Минкомсвязи

Минкомсвязи в течение 30 рабочих дней с момента получения документов должно сообщить о государственной аккредитации компании или отказе в ней.

как оптимизировать расходы на бухучет, например используя специализированное программное обеспечение

Как оптимизировать расходы на бухучет

Для бухгалтера специализированное ПО — это возможность быстро и точно собрать отчетность и посчитать налоги. Недоплаченные налоги или взносы могут отрицательно сказаться на деятельности организации, потому что привлекают внимание налоговой инспекции и вызывают сомнения в вашей надежности у контрагентов.

Второе важное условие оптимизации расходов — выбор ответственного специалиста. У компаний есть два варианта: штатный бухгалтер или бухгалтер на аутсорсе.

Узнайте, сколько будет стоить обслуживание IT-компании в Фингуру! Результат получите сразу, без ввода личных данных.

Электронная сдача отчётности в 2021 году

С 2021 года все налогоплательщики будут сдавать бухотчётность только в электронном формате. Рассказываем, в каких ещё случаях отчитаться можно только в электронном виде, а когда пока еще можно сдавать отчёты на бумаге.

Бухгалтерская отчётность

Бухгалтерскую отчётность с 2021 года все без исключения организации сдают только в электронном виде. В 2020 году малый бизнес ещё мог отчитываться на бумаге, с 2021 года электронная бухотчётность становится обязательной для всех.

Для сдачи бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения налогоплательщик обязан использовать электронные файлы, утвержденные:

    ,— для всех организаций, кроме реорганизованных и ликвидированных; , — для реорганизованных и ликвидированных организаций, включая тех, кто сдает упрощённую бухотчётность.

Датой сдачи бухгалтерской отчётности и аудиторского заключения считается дата, указанная в квитанции о приёме. Эту квитанцию налоговая инспекция направит организации в течение одного рабочего дня после получения отчётности.

Налоговая инспекция откажет в приёме документов если:

  • файлы представлены не по форматам, которые утверждены налоговой службой;
  • они не подписаны усиленной квалифицированной подписью;
  • бухотчётность ошибочно послана в другую налоговую инспекцию, а не в ту, где организация состоит на учёте.

Отчёты создаются автоматически на основе введённых вами данных. Вы получаете готовые документы без опечаток, неточностей и ошибок, которые часто бывают при ручном заполнении бланков.

Налоговая отчётность

Налоговую отчётность в электронном виде согласно статье 80 НК РФ сдают все налогоплательщики, у которых среднесписочная численность превышает 100 человек. Крупнейшие налогоплательщики тоже отчитываются только по ТКС.

Есть исключения, когда отчитываться нужно в электронном виде и тем, у кого численность менее 100 сотрудников.

Декларации по НДС. Её всегда сдают только в электронном виде, в том числе уточненные декларации. Из этого правила есть исключения. Подавать декларации на бумаге могут:

  • налоговые агенты, которые не являются плательщиками НДС и не ведут посреднической деятельности с оформлением счетов-фактур от своего имени (п. 5 ст. 174 и п. 3 ст. 80 НК). Налоговые агенты – покупатели вторсырья под это исключение не подпадают. Они сдают декларации в электронном виде;
  • правопреемники организаций, работающие на спецрежиме;
  • иностранные организации, которые оказывают в России электронные услуги, и иностранные налоговые агенты.

Формы 2-НДФЛ, 6-НДФЛ и расчёт по страховым взносам. Сдать эти отчёты на бумаге можно только если в отчётном периоде тех, кому начисляли выплаты, было до 10 человек. Все остальные работодатели должны сдавать эти отчёты в электронном виде (абз. 6 п. 2 ст. 230, п. 10 ст. 431 НК РФ).

Обратите внимание! С 2021 года форму 2-НДФЛ объединяют с 6-НДФЛ. При сдаче отчётности за 2020 год нужно подать как обычно две формы: 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, а уже с отчёта за 2021 год нужно будет сдавать только 6-НДФЛ.

Формы 4-ФСС, СЗВ-СТАЖ, СЗВ-М, СЗВ-ТД. Если эти отчёты предоставляют на 25 и более человек, их нужно сдавать строго в электронном виде. Возможно, что в 2021 году это правило изменится. Минтруд подготовил законопроект, в котором предлагает обязать работодателей сдавать электронные отчёты, если сотрудников больше 10.

Статотчётность

Организации и ИП пока ещё могут сами выбирать способ отправки статотчётности — на бумаге или в электронном виде. Однако, если примут законопроект № 1024255-7 всем, кто не относится к малому бизнсу, придётся сдавать отчёты в Росстат исключительно в электронной форме. Малый бизнес в 2021 году ещё сможет отчитаться в органы статистики на бумаге, но с 2022 года электронная статотчётность станет обязательной для всех.

Что будет, если нарушить способ сдачи отчётности

Налоговая отчётность. За бумажный отчёт вместо электронного в статье 119.1 НК РФ предусмотрен штраф в 200 рублей за каждый документ.

Но этот штраф не распространяется на форму 2-НДФЛ. Дело в том, что штраф в 200 рублей предусмотрен для деклараций или расчётов, а 2-НДФЛ не является ни тем, ни другим, и штрафовать по статье 119.1 НК РФ за неё не могут (письмо ФНС России от 16.03.2020 № БС-4-11/4531). А вот отказать в приёме декларации налоговики не смогут, даже если вы отчитались на бумаге, хотя должны в электронном виде. Ваша отчётность всё равно будет считаться сданной.

Исключение — декларация НДС. На основании п. абз. 4 п. 5 ст. 174 НК РФ, если вы сдадите декларацию на бумаге, хотя должны в электронном виде, она будет считаться непредставленной. И штрафовать за это будут как за непредставление отчёта по статье 119 НК РФ.

Если вы сдадите декларацию (кроме НДС) в бумажном виде, вместо электронного, и при этом позже положенного срока, налоговики оштрафуют вас одновременно по двум статьям 119 и 119.1. Тогда придётся заплатить два штрафа:

  • 200 рублей за нарушения способа сдачи;
  • 5% от неуплаченной суммы налога, подлежащей к уплате на основании этой декларации, за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 000 рублей.

Пенсионный фонд. За форму СЗВ-ТД в 2020 году штрафы отсутствуют. За неверный формат СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ компания заплатит штраф в 1 000 рублей. Это следует из абз. 3 п. 2 статьи 8 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ и из Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ.

ФСС. За несоблюдение порядка представления расчёта по форме 4-ФСС в электронном виде страхователь может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 200 руб. (п. 2 ст. 26.30 Федерального закона № 125-ФЗ от 24 июля 1998 г.)

Бухгалтерскую отчётность в бумажном виде в налоговой не примут. А вот штрафы за неверный формат отчётов по статистике и бухотчётности пока не установлены.

Читайте также: